Научная статья на тему 'Интеграция двигательных заданий и дополнительных эргогенических средств в тренировке легкоатлетов'

Интеграция двигательных заданий и дополнительных эргогенических средств в тренировке легкоатлетов Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
58
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СПОРТИВНАЯ ПОДГОТОВКА / ТРЕНИРОВКА ЛЕГКОАТЛЕТОВ / ФИЗИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ / ЭРГОГЕНИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА / SPORTS TRAINING / TRACK ATHLETES TRAINING / PHYSICAL EXERCISES / ERGOGENIC MEANS

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Чёмов Владимир Васильевич, Масленников Александр Валерьевич, Зайко Дмитрий Сергеевич, Дмитриев Игорь Викторович

Представленный материал отражает основные результаты многолетних исследований по проблеме применения комплекса эргогенических средств в процессе подготовки спортсменов, специализирующихся в различных легкоатлетических дисциплинах. Разработка опытной технологии предусматривала применение в качестве эргогенических средств регламентированных режимов дыхания (увеличенное аэродинамическое сопротивление дыханию и гиповентиляцию легких за счет регламентированных задержек дыхания). Экспериментальные тренировочные программы реализовывались на следующем контингенте легкоатлетов: бегуны на средние дистанции, прыгуны в высоту, спринтеры. В результате исследований установлено, что применение технологии интеграции эргогенических и традиционных средств подготовки позволяет повысить эффективность тренировочного процесса у представителей исследуемых легкоатлетических дисциплин.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Чёмов Владимир Васильевич, Масленников Александр Валерьевич, Зайко Дмитрий Сергеевич, Дмитриев Игорь Викторович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Integration of moto exercises and additional ergogenic means in track athletes training

The presented material reflects the ergogenic means in the course of training of the athletes, specializing in various track and field athletics disciplines and shows the main results of the long-term researches on the problem of application of the complex. Development of skilled technology provided application in form of the ergogenic means of the regulated breath modes (the increased aerodynamic resistance to breath and hypoventilation of lungs at the expense of the regulated breath delays). Experimental training programs were implemented for the following contingent of the athletes: the runners on average distances, jumpers in height, sprinters. As a result of researches, it is established that use of the technology of integration of the ergogenic and traditional means of preparation allows us to increase efficiency of the training process at representatives of the studied track and field athletics disciplines.

Текст научной работы на тему «Интеграция двигательных заданий и дополнительных эргогенических средств в тренировке легкоатлетов»

ЛИТЕРАТУРА

1. Тихомиров, А.К. Проблема интегративного контроля в спорте : монография / А.К. Тихомиров ; Мос. гос. акад. физ. культуры. - М. : [б.и.], 2005. - 371 с.

2. Черепанова, И.О. Вопросы физической подготовки у юных фигуристов в годичном цикле тренировки / И.О. Черепанова, И.В. Осадченко // Среднее профессиональное и высшее образование в сфере физической культуры и спорта: современное состояние и перспективы развития : материалы Всероссийской научно-практической конференции. - Челябинск, 2018. - С. 233-236.

3. Черепанова, И.О. Показатели развития координационных способностей у юных фигуристов в годичном цикле тренировки / И.О. Черепанова // Теория и практика современных гуманитарных и естественных наук : сборник научных статей ежегодной межрегиональной научно-практической конференции / Камчатский государственный университет имени Витуса Беринга. -Петропавловск-Камчатский, 2018. - С. 150-153.

REFFERENCES

1. Tikhomirov, A.K. (2005), Problem of integrated control in sport, Moscow.

2. Cherepanova, I.O. and Osadchenko, I.V. (2018), "Questions of physical training of young skaters in the annual cycle of training", Secondary vocational and higher education in the field of physical culture and sports: current state and prospects of development, materials of the all-Russian scientific and practical conference, Chelyabinsk, pp. 233-236.

3. Cherepanova, I.O. (2018), "Indicators of development of coordination abilities of young figure skaters in the annual cycle of training", Theory and practice of modern Humanities and natural Sciences, collection of scientific articles of the annual interregional scientific-practical conference, Vitus Bering Kamchatka State University, Petropavlovsk on Kamchatka, pp. 150-153.

Контактная информация: d89169357453@yandex.ru

Статья поступила в редакцию 30.05.2019

УДК 796.42

ИНТЕГРАЦИЯ ДВИГАТЕЛЬНЫХ ЗАДАНИЙ И ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ ЭРГОГЕНИЧЕСКИХ СРЕДСТВ В ТРЕНИРОВКЕ ЛЕГКОАТЛЕТОВ

Владимир Васильевич Чёмов, доктор педагогических наук, профессор, Волгоградская государственная академия физической культуры; Александр Валерьевич Масленников, кандидат педагогических наук, доцент, Дмитрий Сергеевич Зайко, кандидат педагогических наук, доцент, Игорь Викторович Дмитриев, кандидат педагогических наук, доцент, Национальный государственный университет физической культуры, спорта и здоровья имени П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург (НГУим. П.Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург)

Аннотация

Представленный материал отражает основные результаты многолетних исследований по проблеме применения комплекса эргогенических средств в процессе подготовки спортсменов, специализирующихся в различных легкоатлетических дисциплинах. Разработка опытной технологии предусматривала применение в качестве эргогенических средств регламентированных режимов дыхания (увеличенное аэродинамическое сопротивление дыханию и гиповентиляцию легких за счет регламентированных задержек дыхания). Экспериментальные тренировочные программы реализовывались на следующем контингенте легкоатлетов: бегуны на средние дистанции, прыгуны в высоту, спринтеры. В результате исследований установлено, что применение технологии интеграции эргогенических и традиционных средств подготовки позволяет повысить эффективность тренировочного процесса у представителей исследуемых легкоатлетических дисциплин.

Ключевые слова: спортивная подготовка, тренировка легкоатлетов, физические упражнения, эргогенические средства.

INTEGRATION OF MOTO EXERCISES AND ADDITIONAL ERGOGENIC MEANS

IN TRACK ATHLETES TRAINING

Vladimir Vasilyevich Chemov, the doctor of pedagogical sciences, professor, The Volgograd State Physical Education Academy; Alexander Valerievich Maslennikov, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Dmitry Sergeevich Zaiko, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Igor Viktorovich Dmitriev, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, The Lesgaft National State University of Physical Education, Sport and Health,

St. Petersburg

Annotation

The presented material reflects the ergogenic means in the course of training of the athletes, specializing in various track and field athletics disciplines and shows the main results of the long-term researches on the problem of application of the complex. Development of skilled technology provided application in form of the ergogenic means of the regulated breath modes (the increased aerodynamic resistance to breath and hypoventilation of lungs at the expense of the regulated breath delays). Experimental training programs were implemented for the following contingent of the athletes: the runners on average distances, jumpers in height, sprinters. As a result of researches, it is established that use of the technology of integration of the ergogenic and traditional means of preparation allows us to increase efficiency of the training process at representatives of the studied track and field athletics disciplines.

Keywords: sports training, track athletes training, physical exercises, ergogenic means.

ВВЕДЕНИЕ

Эффективность современной системы спортивной тренировки в значительной степени определяется степенью внедрения в ее структуру современных инновационных подходов. Одним из перспективных направлений данного рода инноваций является активное применение в тренировочном процессе значительного круга так называемых дополнительных - эргогенических средств. В современном понимании это самые различные по характеру воздействия на организм спортсмена средства и методы: биологически активные вещества; различного рода тренажерные устройства; направленные воздействия на дыхательную систему и многое другое.

Использование в спортивной подготовке эргогенических средств открывает новые возможности для развития различных компонентов подготовленности спортсменов и создает предпосылки для более эффективного использования функциональных резервов организма. Следует признать, что основным лимитирующим фактором широкого применения данных средств в тренировочном процессе легкоатлетов являлась недостаточная разработанность методологических подходов, определяющих основные принципы их применения и рационального сочетания с тренировочными заданиями.

ЗАДАЧИ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ

Целью исследования являлась разработка методологической основы для рациональной интеграции в тренировочном процессе легкоатлетов, специализирующихся в различных дисциплинах, физических упражнений (двигательных заданий) и эргогенических средств, позволяющих осуществлять дополнительное целенаправленное влияние на дыхательную систему спортсменов. Проверка эффективности авторской технологии была осуществлена в серии педагогических экспериментов.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЙ

Одним из основных направлений исследования являлась разработка технологии подготовки бегунов на выносливость, на основе регламентированного применения в тренировке эргогенических средств акцентированного дополнительного воздействий на дыхательную систему.

Дополнительное воздействие на дыхательную систему бегунов достигалось путем:

1. Применения АСД - увеличенного аэродинамического сопротивления дыханию за счет применения специальных жилетов.

2. Обеспечения гиповентиляции легких за счет регламентированных задержек дыхания.

Эффект увеличения аэродинамического сопротивления создавался за счет диафрагмирования инспираторно-экспираторных потоков вдыхаемого воздуха. Диафрагма составляла часть конструкции дыхательной маски и создавала сопротивление равное 8-10 мм вд. ст. Спортсмены выполняли двигательные задания в маске.

Эффект гиповентиляции легких обеспечивался за счет регламентированных задержек дыхания двух видов. Первый комплекс предполагал выполнение задержек дыхания на дистанциях более 400 м в медленном темпе и в процессе выполнения кроссов. Длительность задержек дыхания составила диапазон от 4-5 секунд (первые занятия) до 20-25 секунд (последующие занятия). Задержки производились сериями по 4-5 повторений с интервалом 40-60 секунд.

Второй комплекс состоял из задержек дыхания в интервальном беге. Задержки соответствовали двигательным циклам: задержка на каждые 4-6 беговых шагов (в начале эксперимента); в дальнейшем - задержка на каждые 8-10 беговых шагов. Беговые отрезки с выполнением задержек дыхания чередовались с выполнением тренировочных отрезков без задержек дыхания.

Спортсмены контрольной группы выполняли тренировочные задания без применения эргогенических средств.

Экспериментальная оценка эффективности предлагаемого подхода осуществлялась в ходе специально организованного педагогического эксперимента.

В основе разрабатываемой концепции лежало предположение о том, что задача развития специальной выносливости у бегунов на средние дистанции может решаться значительно эффективнее, если развивающие воздействия (двигательные задания) будут регламентированы в соответствии с должной этапностью и последовательностью [2] совершенствования значимых физиологических механизмов и функциональных свойств, определяющих эффективность исследуемой соревновательной деятельности.

При проектировании экспериментальной тренировочной программы предполагалось реализовать следующую последовательность в изменении направленности тренирующих воздействий:

- начало и середина общеподготовительного этапа текущего макроцикла - акцентированное развитие функциональной мощности;

- первая половина специально-подготовительного этапа - акцентированное развитие способности к функциональной мобилизации;

- вторая половина специально-подготовительного этапа и начало этапа непосредственной предсоревновательной подготовки - акцентированное развитие функциональной устойчивости и экономизации;

- в подготовительном периоде макроцикла планировалось постепенное увеличение объемов тренировочной работы, направленной на развитие анаэробного алактатного и анаэробного гликолитического механизмов энергообеспечения (объем упражнений аэробного характера на данном фоне планировалось постепенного снижать);

- задачу повышения функциональной мощности в рамках общеподготовительного этапа подготовки текущего макроцикла планировалось решать применением тренировочных средств, направленных на развитие аэробной и анаэробной емкости и мощности, а также за счет тренировочных заданий силовой направленности;

- заключительный этап общеподготовительного этапа и начало этапа специальной подготовки подготовительного периода - акцентированное развитие и совершенствование гликолитического механизма энергообеспечения как основного фактора функциональной

мобилизации для данного контингента спортсменов;

- в заключительной части специально-подготовительного этапа - повышение уровня экономизации и функциональной устойчивости за счет применения упражнений, направленных на развитие скоростных способностей спортсменов.

Реализация экспериментальной программы тренировок предполагала постепенное увеличение доли применяемых эргогенических средств с 10 до 25% в общем объеме тренировочных нагрузок.

Эксперимент был проведен в рамках подготовительного периода подготовки. Общая продолжительность эксперимента - 16 недель. Структура тренировочного процесса в процессе эксперимента выглядела следующим образом: восемь недель длился общеподготовительный этап, после которого следовал специально-подготовительный этап продолжительностью восемь недель. Экспериментальную программу подготовки реализовывали 10 бегунов, специализирующихся в беге на средние дистанции. В контрольную группу вошли 10 спортсменов, аналогичного возраста (19-22 года) и уровня спортивной квалификации (первый спортивный разряд).

В результате оценки маркеров подготовленности спортсменов установлено, что применение предлагаемого подхода обеспечивает достоверное улучшение всех показателей, характеризующих уровень развития различных компонентов физической подготовленности. В экспериментальной группе испытуемых данное улучшение зафиксировано в диапазоне от 0,83 до 9,50%. Достоверные положительные изменения зафиксированы в испытаниях, направленных на оценку текущего уровня специальной выносливости. Диапазон улучшений по данным показателям составил от 2,97 до 3,42%.

Тройной прыжок с места, м Прыжок в длину с места, м Бег 2000 м, с Бег 1500 м, с Бег 800 м, с Бег 150 м по движению, с Бег 100 м, с Бег 60 м по движению, с Бег 30 м с хода, с

~1 2,38

] 3,04

2,5

□ Контрольная

□ Экспериментальная

1,18

3,01

0,6

И 2,97

1,05

3,42

1,15 1,14

0,82 0,83

1,87

2,41

3,81

4,92

9,5

10

Рисунок 1 - Изменение показателей в тестах, характеризующих уровень физической подготовленности

участников эксперимента (прирост в %)

На рисунке 2 представлена динамика основных показателей функциональной подготовленности испытуемых в ходе эксперимента, зарегистрированная в начале и по завершению специально-подготовительного этапа подготовки. Установлено, что в процессе выполнения данной части эксперимента у спортсменов наблюдается положительная динамика интегральных показателей функциональной подготовленности. В тесте PWCl70 увеличение данного показателя зафиксировано на уровне 7,20% (Р <0,05), показатель МПК увеличился на 5,27% (Р <0,05). В ходе обследования испытуемых отмечено повышение показателей гипоксической устойчивости: показатель задержки дыхания на вдохе увеличился на 8,62%; показатель задержки дыхания на выдохе увеличился на 16,78%; зафиксировано снижение показателя пульса в покое на 3,18%; отмечалось увеличение значений кислородного пульса на 5,86%.

В результате анализа педагогических эффектов от целенаправленного и

0

систематического применения в тренировочном процессе легкоатлетов средств эргогенического воздействия сделан вывод о том, что встраивание в структуру подготовки данных средств позволяет существенно расширить возможности достижения значительных адаптационных перестроек организма без увеличения интенсивности тренирующих воздействий и избегая наращивания объемов тренировочных нагрузок.

ЗД выд., с ЗД вд., с МВЛ, л ЖЕЛ, л СДМвыд., мм рт. ст. СДМ вд., мм рт. ст. КП мпк, мл/уд/мин ЧСС мпк, уд/мин МПК, мл/мин PWC170, кгм/мин ЧСС покоя, уд/мин

Рисунок 2 - Прирост (%) основных показателей функциональной подготовленности испытуемых в ходе

эксперимента

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

На основании анализа результатов проведенного исследования сделано следующее заключение - интеграция в структуру тренировочного процесса дополнительных эргогенических средств позволяет решать ряд задач: а) добиваться необходимого тренировочного эффекта без увеличения объема и интенсивности тренирующих воздействий; б) повышать эффективность управления тренировочным процессом легкоатлетов, специализирующихся в исследуемых дисциплинах.

ЛИТЕРАТУРА

1. Волков, Н.И. Перспективы биологии спорта в XXI веке / Н.И. Волков // Теория и практика физической культуры. - 1998. - № 5. - С. 14-18.

2. Физиологические основы функциональной подготовки спортсменов : монография / И.Н. Солопов, Е.П. Горбанёва, В.В. Чёмов, А.А. Шамардин, Д.В. Медведев, А.Г. Камчатников ; Волгоградская гос. акад. физ. культуры. - Волгоград : [б.и.], 2010. - 346 с.

3. Тренировка спортсменов с интервальными резистивно-респираторными нагрузками / В.В. Чемов, С. Л. Гриценко, Е.П. Горбанёва, А.И. Солопов // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2011. - № 3 (73). - С. 199-203.

REFERENCES

1. Volkov, N.I. (1998), "Prospects for the biology of sports in the XXI century", Theory and practice of physical culture, No. 5, pp. 14-18.

2. Solopov, I.N., Gorbaneva, E.P., Chemov, V.V., Shamardin, A.A., Medvedev, D.V. and Kam-chatnikov A.G. (2010), Physiological basis of the functional training of athletes, Publishing house VSPEA, Volgograd.

3. Chemov, V.V., Gritzenko, S.L., Gorbaneva, E.P. and Solopov, A.I. (2011), "Training of the athletes with interval resistive-respiratory loads", Uchenye zapiski universiteta imeni P. F. Lesgafta, No. 3 (73), pp. 199-203.

Контактная информация: i.dmitriev@lesgaft.spb.ru

Статья поступила в редакцию 17.05.2019

"I 10,54

16,78

1,8?

^ 0,28

0,44

] 2,94 1 3 03

5,88 5,79

5,49

3,27

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5,86

2,69

5,27

3,71

8,16 8,62

8,68 8,73

7,2

2,78

3,18

□ контрольная

□ экспериментальная

10

12

14

16

18

0

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.