Научная статья на тему 'МЕТОДИКА РАЗВИТИЯ ОБЩЕЙ ВЫНОСЛИВОСТИ У СТУДЕНТОВ СПОРТИВНОГО ОТДЕЛЕНИЯ В УСЛОВИЯХ ПАНДЕМИИ COVID-19'

МЕТОДИКА РАЗВИТИЯ ОБЩЕЙ ВЫНОСЛИВОСТИ У СТУДЕНТОВ СПОРТИВНОГО ОТДЕЛЕНИЯ В УСЛОВИЯХ ПАНДЕМИИ COVID-19 Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
55
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
студенты-спортсмены / общая выносливость / равномерный метод тренировки / COVID-19 / самостоятельная физическая тренировка / функциональная проба / student-athletes / general endurance / uniform training method / COVID-19 / independent physical training / functional test

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Шалупин Владимир Ильич, Родионова Инесса Альбертовна, Куманцова Елизавета Сергеевна

Рассмотрено влияние беговых упражнений среднего и длительного характера с использованием равномерного метода тренировки с целью развития общей выносливости студентов спортивного отделения в условиях пандемии COVID-19. Определен объем нагрузки, способствующий оптимизации тренировочного процесса в условиях карантина. Представлена динамика показателей функционального состояния студентов в процессе педагогического эксперимента.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Шалупин Владимир Ильич, Родионова Инесса Альбертовна, Куманцова Елизавета Сергеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

METHODOLOGY OF DEVELOPING GENERAL ENDURANCE IN STUDENTS OF THE SPORTS DEPARTMENT IN THE CONDITIONS OF THE PANDEMIC COVID-19

The influence of running exercises of an average and long-term nature using a uniform training method in order to develop the general endurance of students of the sports department in the context of the COVID-19 pandemic is considered. The amount of load that contributes to the optimization of the training process under quarantine conditions has been determined. The dynamics of indicators of the functional state of students in the process of a pedagogical experiment is presented.

Текст научной работы на тему «МЕТОДИКА РАЗВИТИЯ ОБЩЕЙ ВЫНОСЛИВОСТИ У СТУДЕНТОВ СПОРТИВНОГО ОТДЕЛЕНИЯ В УСЛОВИЯХ ПАНДЕМИИ COVID-19»

УДК 796.012.122 DOI: 10.24412/2305-8404-2022-7-38-46

МЕТОДИКА РАЗВИТИЯ ОБЩЕЙ ВЫНОСЛИВОСТИ У СТУДЕНТОВ СПОРТИВНОГО ОТДЕЛЕНИЯ В УСЛОВИЯХ ПАНДЕМИИ COVID-19

В.И. Шалупин, И.А. Родионова, Е.С. Куманцова

Рассмотрено влияние беговых упражнений среднего и длительного характера с использованием равномерного метода тренировки с целью развития общей выносливости студентов спортивного отделения в условиях пандемии COVID-19. Определен объем нагрузки, способствующий оптимизации тренировочного процесса в условиях карантина. Представлена динамика показателей функционального состояния студентов в процессе педагогического эксперимента.

Ключевые слова: студенты-спортсмены, общая выносливость, равномерный метод тренировки, COVID-19, самостоятельная физическая тренировка, функциональная проба.

Шалупин Владимир Ильич, канд. пед. наук, проф., зав. кафедрой, у.shalupin@mstuca.aero, Россия, Москва, Московский государственный технический университет гражданской авиации,

Родионова Инесса Альбертовна, канд. пед. наук, проф., гоШшпа@таЦ.ги, Россия, Москва, Московский государственный технический университет гражданской авиации,

Куманцова Елизавета Сергеевна, старший преподаватель zavtt@mail.ru, Россия, Москва, Московский государственный технический университет гражданской авиации

«Важнейшим условием жизни и нормального физического развития студента является двигательная активность, которая повышает работоспособность и функциональные возможности организма. Положительное отношение к активной двигательной деятельности становится фундаментом здорового образа жизни студента» [7]. Развитие общей выносливости, как и работоспособности организма, в физической подготовленности студентов является ключевой задачей, которая обеспечивает необходимый уровень профессиональной работоспособности. «Для поддержания должного уровня здоровья требуется обратить внимание на

METHODOLOGY OF DEVELOPING GENERAL ENDURANCE IN STUDENTS OF THE SPORTS DEPARTMENT IN THE CONDITIONS OF THE PANDEMIC COVID-19

Shalupin V.I., candidate of pedagogical sciences, professor, head of the department, v. shalupin@mstuca. aero, Russia, Moscow, Moscow State Technical University of Civil Aviation,

Rodionova I.A., candidate of pedagogical sciences, professor, rodiinna@mail.ru, Russia, Moscow, Moscow State Technical University of Civil Aviation,

Kumantsova E.S., senior lecturer, zavtt@ mail.ru, Russia, Moscow, Moscow State Technical University of Civil Aviation

The influence of running exercises of an average and long-term nature using a uniform training method in order to develop the general endurance of students of the sports department in the context of the COVID-19 pandemic is considered. The amount of load that contributes to the optimization of the training process under quarantine conditions has been determined. The dynamics of indicators of the functional state of students in the process of a pedagogical experiment is presented.

Key words: student-athletes, general endurance, uniform training method, COVID-19, independent physical training, functional test.

выносливость, так как она демонстрирует состояние сердечно-сосудистой и дыхательной систем» [2]. Таким образом, одним из ведущих факторов физической работоспособности студентов является выносливость.

Если сравнивать физическое качество «выносливость» с другими качествами, то оно имеет приоритетное влияние на работоспособность студентов. «Вопрос формирования общей выносливости студентов постоянно рассматривается при планировании, организации и проведении ака -демических занятий по дисциплине «Физическая культура» и секционных занятий спортом» [8]. Для формирования выносливости необходим правильный подбор средств и методов физической культуры, обеспечивающих согласованность в работе всех органов и систем организма. Организм с его особенностями ресинтеза энергии разных форм способен расходовать энергетические запасы с учетом воздействия физической нагрузки без ущерба для фундаментального функционирования.

Существующие виды выносливости (координационная, скоростная, силовая и т. д.) взаимосвязаны друг с другом и имеют независимую направленность. Так, к примеру, студент, обладая хорошей скоростной выносливостью, может иметь недостаточно эффективную координационную выносливость и наоборот. Тот или иной вид работоспособности зависит, прежде всего, от наследственности, биоэнергетических ресурсов организма, функциональной и биохимической особенности мышечных воло-кон, свойства личности и т. д.

В результате химических реакций, происходящих в организме, высвобождается энергия, необходимая для формирования выносливости. Основным материалом, характеризующим скорость высвобождения энер -гии в организме, являются жиры, углеводы, АТФ, КТФ, гликоген, которые позволяют вести работу как в анаэробном, так и в аэробном режиме деятельности. Физиологическим фактором работоспособности организма является аэробный режим деятельности, который реализует энергию в процессе мышечной работы и позволяет быстро восстанавливать энергети -ческий баланс после работы любой мощности, создавая условия для удаления продуктов метаболического обмена.

Особенностью общей выносливости является выполнение определенной работы длительное время без потери темпа с максимальным использованием всех систем организма. Такой режим деятельности обеспечивается за счет нагрузок средней интенсивности с вовлечением в работу максимального количества мышечных волокон.

Достаточно много исследований по проблемам физической культуры связано с влиянием этого фактора на организм обучающихся. Однако общих требований к методике развития этой функции пока не вербализо -вано. Поэтому данная тематика и по сегодняшний день весьма актуальна.

Изучение научно-методической литературы по влиянию выносливости на организм человека показывает, что регулярные занятия физиче -

скими упражнениями и, в частности, бегом на средние и длинные дистан -ции в умеренном темпе, благоприятствуют восстановлению оптимальных нервно-психических состояний, улучшают работу кровеносной и дыхательной систем, способствуют обменным процессам в организме и создают энергетический запас прочности для организма. «На данный момент существует точка зрения, исходя из которой для повышения уровня работоспособности принято использовать циклические упражнения аэробного характера» [3]. Авторы исследования придерживаются подобной точки зрения.

По результатам исследований в области физической культуры и спорта в настоящее время наблюдается снижение показателей общей выносливости студентов. Выяснено, что существуют как объективные, так и субъективные причины такого факта.

К объективным причинам можно отнести:

- самоизоляцию молодых людей вследствие пандемии СОУГО-19;

- снижение морфофункциональных показателей растущего организма, вызывающих изменения в общей структуре организма;

- увеличение объема учебной нагрузки в результате дистанционного обучения, так как студенту, для того чтобы выполнить программу обучения, по 6-8 часов подряд приходилось сидеть за компьютером.

К субъективным причинам относятся:

- увлечение современной молодежи компьютерными играми и просмотрами различных программ и фильмов;

- недостаточное внимание к своему здоровью вследствие низкого культурного уровня.

Исходя из вышесказанного, можно констатировать, что суточная норма двигательной активности молодого организма практически равна нулю, и в результате - снижается работоспособность, увеличивается масса тела, нарушается функционирование сердечно-сосудистой, дыхательной, эндокринной и других систем организма.

«Излечить» от этой болезни помогут регулярные занятия физическими упражнениями, как во время учебных занятий по физической культуре и спорту, так и самостоятельные тренировки во внеучебное время. Приоритет в ликвидации этих пробелов, на наш взгляд, должен принадлежать оздоровительной и общеукрепляющей физической подготовке.

Студенческий возраст - это тот период формирования человека, когда развитие физических качеств и двигательных навыков наиболее благоприятно и доступно. Темпы их естественного прироста различны и зави -сят, прежде всего, от биологических закономерностей возрастных измене -ний организма.

Так называемый послешкольный возраст, с одной стороны, явля -ется сенситивным периодом для перестройки и совершенствования психических и психофизических процессов в молодом организме. С другой сто-

роны, это период бурного полового созревания, который сопровождается большими сдвигами в гуморальной сфере, изменениями в обеспечении двигательной деятельности.

В исследованиях многих авторов доказано, что возраст 17-19 лет «чувствителен» к воспитанию выносливости, а, следовательно, в этот период и представляется возможным при помощи целенаправленного раз -вития этого качества оказывать положительное воздействие на протекание познавательных психических процессов, являющихся показателями умственной работоспособности, что, в свою очередь, повысит эффективность учебного процесса. «При развитии общей выносливости очень важно с первых же занятий приучать студентов к равномерному распределению сил на дистанции» [1]. Это существенное методическое положение. «Выносливость - одно из ключевых физических качеств, выражающееся в профессиональной, спортивной деятельности и в повседневной жизни че -ловека. Она отражает общий потенциал работоспособности человека» [3].

Для развития общей выносливости нами применялся равномерный метод тренировки. «Как свидетельствует литература по физической культуре, предпочтительным методом для формирования общей выносливости служит равномерный метод» [6]. Однако применение того или иного метода требует определенных средств контроля за состоянием участников тренировочного процесса. «Студентам необходимо подобрать тесты, при выполнении которых возможно достижение необходимых результатов в контрольных упражнениях, сохранение здоровья и возможности выполнять самостоятельно выбранные тесты в относительно любых условиях» [5].

Одним из основных способов повысить общую выносливость являются беговые упражнения. Во время самоизоляции студентов вследствие пандемии коронавирусной инфекции невозможно было выполнять беговые упражнения традиционном способом (на улице, в спортивном зале и т. д.). При этом именно студенты-спортсмены, привыкшие к определенной физической нагрузке, больше остальных обучающихся нуждались в привычном ритме жизни. Поэтому было необходимо внедрить новые способы для поддержания физической формы у студентов спортивного отде -ления. Наиболее сложным было развивать выносливость в условиях огра -ниченного пространства.

Цель исследования: изучить механизмы влияния самостоятельной тренировочной деятельности студентов-спортсменов по дисциплине «Физическое совершенствование по видам спорта» для развития общей выносливости во время дистанционного обучения.

Гипотеза: было сформулировано предположение, что модификация методики развития общей выносливости станет эффективной при направ -ленной подготовке студентов-спортсменов, находящихся на дистанционном обучении.

Задачи исследования:

- определить влияние беговых упражнений на развитие общей выносливости в условиях самоизоляции;

- установить объем нагрузки, способствующей оптимизации тренировочного процесса в условиях карантина.

Методика и организация исследования. В ходе проведенных исследований была разработана методика по использованию бега у студентов спортивного отделения в режиме самоизоляции.

Методы исследования: анализ самостоятельной тренировочной дея -тельности студентов-спортсменов, занимающихся в группах спортивного отделения по дисциплине «Физическое совершенствование по видам спорта» в условиях самоизоляции, хронометрирование с использованием фитнес-браслета, модификация Гарвардского степ-теста, контрольные испытания - тестирование функционального состояния спортсмена с помощью пробы Руфье.

Организация исследования. Исследования по разработке методики использования бега у студентов спортивного отделения в режиме самоизо -ляции были проведены в Московском государственном техническом университете гражданской авиации. В работе приняли участие студенты групп спортивного отделения в количестве 42 человек.

Результаты исследования и их обсуждение. Во время дистанционного обучения студенты-спортсмены так же, как и все обучающиеся, не имели возможности тренироваться в обычном привычном формате. Необ -ходимо было изменить тренировочный процесс кардинально.

В данном эксперименте участвовали только те студенты-спортсмены, у которых были в наличии фитнес-браслеты. Эти современные гаджеты оснащены акселерометром, встроенным пульсометром с возможностью постоянного измерения пульса. Такие фитнес-браслеты автоматически определяют разные виды физической активности - ходьбу, бег, пройденную дистанцию.

С учетом этих возможностей было предложено для поддержания физической формы следующую методику тренировки с использованием двигательных упражнений на выносливость.

Весь эксперимент проводился в течение 10 недель.

Четыре раза в неделю (понедельник, среда, пятница, воскресенье) студенты, участвующие в эксперименте, должны были выполнять физические упражнения аэробной направленности. На первоначальном этапе подготовки использовалась беговая нагрузка (бег на месте) в равномерном темпе не менее 10-12 мин. Каждый должен был записать, какую дистанцию получилось «пробежать» в первую неделю эксперимента. При средней нагрузке частота сердечных сокращений (ЧСС) у занимающихся не должна превышать 150-160 уд /мин.

К концу двух недель все занимающие должны были прийти к одинаковым показателям - выполнять бег на месте ровно 15 мин на ЧСС 140150 уд/мин и при одинаковой дистанции 2,2 км.

Далее, все занимающие в течение следующих двух недель должны были повысить нагрузку и увеличить дистанцию. Предложили к концу следующих двух недель выйти на продолжительность бега на месте в течение 20 мин при дистанции 3,1 км при ЧСС 135-145 уд/мин.

После 4 недель такой работы добавили дополнительное задание: прохождение модификации Гарвардского степ-теста (МГСТ), использовав любую ступеньку высотой 30 см или ее альтернативу.

Была разработана и апробирована функциональная проба модификации Гарвардского степ-теста. На первом этапе испытуемые выполняли три серии по 12 восхождений за 1 минуту с интервалами отдыха после ка -ждого этапа в 1 минуту. Это задание выполнялось также в течение 14 дней в промежутке между 4-й и 6-й неделями эксперимента.

Постепенно в процессе тренировочных занятий в промежутке с 6-й по 8-ю неделю время беговой работы с использованием непрерывного метода было доведено до 25 мин, дистанция 4,2 км при ЧСС 130-140 уд/мин. МГСТ необходимо было выполнять три серии по 18 восхождений за 1 минуту с интервалами отдыха после каждого этапа в 1 минуту.

В заключительные две недели студенты-спортсмены на тренировках увеличили время беговой работы до 30 мин, дистанция 4,7 км при ЧСС 125-135 уд /мин. МГСТ необходимо было выполнить три серии по 22 вос -хождения за 1 минуту с интервалами отдыха после каждого этапа в 1 ми -нуту.

Во время всего эксперимента испытуемые записывали в дневник самоконтроля свои объективные и субъективные показатели (ЧСС, общее самочувствие, настроение, сон). Показатели ЧСС замерялись до начала занятий, в период каждого этапа тестирования и сразу после. Также перед переходом на новый этап тренировок студенты самостоятельно выполняли пробу Руфье, которая используется для оценки деятельности сердечно -сосудистой системы. «После 5-минутного спокойного состояния в положении сидя подсчитать ЧСС за 15 с (Р1), затем в течение 45 с выполнить 30 приседаний. Сразу после приседаний подсчитать ЧСС за первые 15 с (Р2) и последние 15 с (Р3) первой минуты отдыха после нагрузки. Результаты оцениваются по индексу, который определяется формуле:

Индекс Руфье = 4 х (Р'+

Оценка результатов: 0,1-5,0 усл. ед. - «отлично», 5,1-10,0 усл. ед. -«хорошо», 10,1-15,0 усл. ед. - удовлетворительно, 15,1-20,0 усл. ед. - «неудовлетворительно».

Результаты оцениваются по величине индекса от 0 до 15: меньше 3 - хорошая работоспособность, 3-6 - средняя, 7-9 - удовлетворительная, 10-14 - плохая (средняя сердечная недостаточность), 15 и выше (сильная сердечная недостаточность)» [2].

При проведении тренировочного занятия аэробной направленности использовался равномерный метод спортивной тренировки. В начале экс -перимента средняя продолжительность тренировки составляла 25 мин. К концу эксперимента общее время работы составило 60 мин. В качестве разминки студенты выполняли общеразвивающие упражнения, различные виды ходьбы, прыжки, подскоки, а также дыхательные упражнения, в конце тренировки использовались упражнения для восстановления дыхания и расслабления мышечной системы, упражнения типа «стретчинг».

Функциональное состояние студентов группы спортивного совершенствования в процессе педагогического эксперимента

Показатели контроля состояния Данные конт роля (недели)

2-4-я 4-6-я 6-8-я 8-10-я

Общее время занятия, мин 25 40 50 60

Общее время беговой нагрузки, мин 15 20 25 30

Расстояние пройденной дистанции, км 2,2 3,1 4,2 4,8

МГСТ, кол-во восхождений/мин - 12 18 22

Макс. величина ЧСС после степ-теста, уд/мин - 157,6 148,5 141,1

Индекс Руфье 7,2 6,1 5,4 5,0

Как видно из данных таблицы, после четырех недель тренировок объем нагрузки вырос до 40 мин, а к десятой неделе - до 60 мин, расстояние пройденной дистанции в середине эксперимента возросло до 3,1 км, а в конце эксперимента - до 4,8 км. Изменились и пульсовые показатели. Данные теста Руфье косвенно подтверждают положительное воздействие двигательных упражнений на функциональное состояние у студентов-спортсменов, находящихся на дистанционном обучении.

Все это свидетельствует о росте тренированности и улучшении функционального состояния студентов-спортсменов под влиянием предложенного способа тренировок.

Выводы. 1. Использование равномерного метода тренировки при выполнении упражнений в среднем темпе позволяет улучшить показатели физической работоспособности у студентов-спортсменов независимо от вида спорта.

2. Выполнение физических упражнений длительного воздействия на организм создает предпосылки для развития общей выносливости, осо -бенно у студентов-спортсменов, находящихся на дистанционном обучении.

Список литературы

1. Андрианова Р.И., Леньшина М.В., Колотильщикова А.Н. Воспитание общей выносливости в кроссовом беге у студентов // Современные проблемы гуманитарных и общественных наук. 2020. № 5 (32). С. 225-230.

2. Батенко Е.М., Голенко М.П. Развитие общей выносливости у студентов, занимающихся общей физической подготовкой // Физическая культура и спорт в жизни студенческой молодежи: сб. материалы 5-й Ме-ждунар. науч.-практ. конф. Омск, 2019. С. 117-120.

3. Галкин В.А. Воспитание специальной выносливости у студентов транспортных вузов // Молодой ученый. 2016. № 3. С. 1024-1027.

4. Изучение работоспособности сердечной мышцы студентов экономического вуза на занятиях по физической культуре / И.Н. Антонова [и др.] // Гуманитарное образование в экономическом вузе: сб. материалов V Междунар. науч.-практ. заочной интернет-конф. М.: Изд-во РЭУ им. Г.В. Плеханова, 2017. Т. 1. С. 168-178.

5. Кадыров Р.М., Савельев Д.С., Зайцев А.В. Новые подходы опре -деления нормативов для самооценки физической подготовленности сту-дентов на основе свободы выбора // Теория и практика физической культуры. 2020. № 3. С. 52-54.

6. Коротаева М.Ю., Макаева А.Е. Формирование общей выносливо -сти у студентов на занятиях физической культурой // Молодой ученый. 2017. № 48 (182). С. 315-318.

7. Родионова И.А., Шалупин В.И. Организация дистанционного обучения студентов физической культуре в условиях самоизоляции при пандемии коронавируса // Известия Тульского государственного университета. Физическая культура. Спорт. 2020. Вып. 12. С. 56-63.

8. Севастьянов В.В., Стеблецов Е.А., Бугаков Н.И. Общая выносливость как базовый показатель физической подготовленности студентов // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. 2020. № 9 (187). С. 335-341.

References

1. Andrianova R.I., Len'shina M.V., Kolotil'shchikova A.N. Vospitanie obshchej vynoslivosti v krossovom bege u studentov [Education of general endurance in cross-country running among students] // Sovremennye problemy gumanitarnyh i obshchestvennyh nauk [Modern problems of the humanities and social sciences]. 2020. No. 5 (32). P. 225-230.

2. Batenko E.M., Golenko M.P. Razvitie obshchej vynoslivosti u studentov, zanima-yushchihsya obshchej fizicheskoj podgotovkoj [Development of general endurance among students involved in general physical training] // Physical culture and sport in the life of student youth: collection of articles. materials of the 5th Intern. scientific-practical. conf. Omsk, 2019. P. 117-120.

3. Galkin V.A. Vospitanie special'noj vynoslivosti u studentov transportnyh vuzov [Education of special endurance among students of transport universities] // Molodoj uchenyj [Young scientist]. 2016. No. 3. P. 1024-1027.

4. Izuchenie rabotosposobnosti serdechnoj myshcy studentov ekonomicheskogo vuza na zanyatiyah po fizicheskoj kul'ture [Study of the performance of the heart muscle of students of an economic university in physical education classes] / I.N. Antonova [et al.] // Humanitarian education in an economic university: sat. materials V Intern. scientific-practical. correspondence internet conf. M.: Publishing House of the Russian University of Economics. G.V. Plekhanova, 2017. T. 1. P. 168-178.

5. Kadyrov R.M., Savel'ev D.S., Zajcev A.V. Novye podhody opredeleniya norma-tivov dlya samoocenki fizicheskoj podgotovlennosti studentov na osnove svobody vybora [New approaches to the definition of standards for self-assessment of physical fitness of students based on freedom of choice] // Teoriya i praktika fizicheskoj kul'tury [Theory and practice of physical culture]. 2020. No. 3. P. 52-54.

6. Korotaeva M.Yu., Makaeva A.E. Formirovanie obshchej vynoslivosti u studentov na zanyatiyah fizicheskoj kul'turoj [Formation of general endurance among students in physical education classes] // Molodoj uchenyj [Young scientist]. 2017. No. 48 (182). P. 315-318.

7. Rodionova I.A., Shalupin V.I. Organizaciya distancionnogo obucheniya studentov fizicheskoj kul'ture v usloviyah samoizolyacii pri pandemii koronavirusa [Organization of distance learning for students of physical culture in conditions of self-isolation during the coronavirus pandemic] // Izvestiya Tul'skogo gosudarstvennogo universiteta. Fizicheskaya kul'tura. Sport [Bulletin of Tula State University. Physical culture. Sport]. 2020. Issue 12. P. 56-63.

8. Sevast'yanov V.V., Steblecov E.A., Bugakov N.I. Obshchaya vynoslivost' kak ba-zovyj pokazatel' fizicheskoj podgotovlennosti studentov [General endurance as a basic indicator of students' physical fitness] // Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta [Scientific notes of the University named after P.F. Lesgaft.]. 2020. No. 9 (187). P. 335-341.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.