Научная статья на тему 'Степень распространения вторичной занятости сельских жителей Чердаклинского района Ульяновской области'

Степень распространения вторичной занятости сельских жителей Чердаклинского района Ульяновской области Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
79
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Степень распространения вторичной занятости сельских жителей Чердаклинского района Ульяновской области»

Степень распространения вторичной занятости сельских жителей Чердаклинского района Ульяновской области

30.

Аннотация: В статье на основании проведенного социологического опроса по вопросам занятости сельских жителей Чердаклинского района Ульяновской области выявлены причины вторичной занятости сельских жителей, масштабы ее распространения. Представлен рейтинг стимулов, подталкивающих сельских жителей на поиск дополнительной работы. Ключевые слова: занятость сельских жителей, вторичная занятость, дополнительная работа, доход, стимул.

Egorova M. A. Extent of distribution of secondary employment of rural dwellers of the Cherdaklinsky region of the Ulyanovsk region

In article on the basis of carried-out sociological poll concerning employment of rural dwellers of the Cherdaklinsky region of the Ulyanovsk region the reasons of secondary employment of rural dwellers, scales of its distribution are established. The rating of the incentives pushing rural dwellers on search of additional work is presented.

Keywords: employment of rural dwellers, secondary employment, additional work, income, incentive.

Современные ученые-экономисты момент становления и развития рыночной экономики характеризуют слабой чувствительностью количественного показателя занятости к динамике производства, гибкостью заработной платы, которая обеспечивается при помощи нестандартных рабочих мест. Рост разнообразия условий и форм занятости является одной из основных характеристик современного рынка труда. Нестандартные формы занятости делают рынок труда достаточно гибким и так или иначе позволяют сдерживать рост издержек на труд. Набор нестандартных форм занятости многообразен и может включать: неполную занятость, сверхурочную занятость, временную, рассчитанную на определенный срок, случайную, неформальную, занятость по найму, занятость в домашнем хозяйстве производством товаров и услуг для последующей продажи, нерегистрируемая занятость в формальном секторе.

Все эти формы нестандартной занятости в большей мере характеризуют вторичную занятость населения. Вторичная занятость - это наличие дополнительной работы у лиц, имеющих основную работу. Именно она обеспечивает приемлемый уровень существования людей, компенсируя низкий уровень заработной платы.

В настоящее время вторичная занятость в сельской местности предполагает расширение спектра производимой продукции и организации услуг - сбор и переработка грибов и дикорастущих растений, увеличение видов предоставляемых услуг - ремесла, промыслы, сельский туризм.

В связи с обновленческими процессами, связанными с рыночными структурными преобразованиями в аграрном секторе, возникла острая необходимость проведения диверсификации сельской экономики, так как все большее количество сельского трудоспособного населения теряет непосредственную связь с аграрным производством. При этом на сельских территориях возникают новые не аграрные жизненные уклады, что во многом диктует трудовой образ сельских жителей.

Поэтому для большинства сельских жителей диверсификация может служить стратегическим направлением совершенствования их экономической деятельности. В условиях неустойчивости рынков и реструктуризации экономики она необходима для обеспечения стабильности в получении средств существования для сельского населения.

Для изучения процессов, происходящих в сфере занятости сельского населения, определения степени и размеров вторичной занятости и путей решения данной проблемы был про-

Егорова Марина Анатольевна

к.э.н., ст. преподав. кафедры статистики и организации предприятий АПК Ульяновской государственной с.-х. академии, г. Ульяновск

Вопросы структуризации экономики. №3, 2012 Материалы IV Международной НПК по СТО в Махачкале веден социологический опрос по вопросам занятости сельского населения Чердаклинского района Ульяновской области. Масштабы и параметры вторичной занятости были проанализированы на основе социологической информации, т.е. фактически на основе самооценки респондентов. В исследовании участвовало 980 респондентов, в т.ч.: мужчин 390, из них в возрасте от 16 до 30 лет - 130 чел., 31 до 50 лет - 212 чел., 51 до 60 лет - 44 чел., свыше 60 лет - 4 чел.; женщин 590, из них в возрасте от 16 до 30 лет -10 чел., от 31 до 50 лет 326 чел., 51 до 60 лет- 50 чел., свыше 60 лет- 4 чел.

Одной из главных причин, являющейся следствием неудовлетворенности респондентов заработком на первой работе, и по которой респонденты хотят найти дополнительную работу, является доход на одного члена семьи. Каков уровень доходов населения - сложный вопрос. Получить достоверный ответ на него трудно. Трудности обусловлены тем, что заработная плата в сельскохозяйственном производстве имеет сезонный характер, поэтому требуется ее помесячный подсчет за год. В ряде предприятий при приеме на работу работники подписывают обязательство о неразглашении уровня своей заработной платы. Проследим причину поиска дополнительной работы респондентами в зависимости от дохода на одного члена семьи в таблице 1.

Таблица 1

Желание респондентов найти дополнительную работу в зависимости от дохода на 1 члена семьи, %

Доход на 1 члена семьи Мужчины - количество членов семьи Женщины - количество членов семьи

всего 2 3 более всего 2 3 Более

Ниже прожиточного минимума (ПМ) 13,7 1,9 4,9 6,9 19,6 1,6 8,4 9,6

На уровне П.М. 9,0 0,6 3,7 4,7 16,3 2,9 6,1 7,3

Выше П.М. 17,1 3,5 6,7 6,9 24,3 6,1 9,8 8,4

Всего 39,8 6,0 15,3 18,5 60,2 10,6 24,3 25,3

Доход на одного члена семьи ниже прожиточного минимума у 13,7% мужчин, на уровне -у 9%, выше - у 17,1%; ниже прожиточного минимума у 19,6% женщин, на уровне - у 16,3%, выше - у 24,3%. Большинство семей имеют доход на одного члена семьи выше прожиточного минимума: 17,1% мужчин и 24,3% женщин, вместе они составляют около половины респондентов (41,4%). Имеют доход на одного члена семьи ниже прожиточного минимума - 13,7% семей опрошенных мужчин и 19,6% семей опрошенных женщин.

В структуре семей, в которых доход на одного члена семьи ниже прожиточного минимума, наибольший удельный вес занимают семьи, состоящие из трех и более человек. Следует отметить, что прожиточный минимум не обеспечивает необходимые насущные потребности сельских жителей при удорожании жизни с каждым днем, поэтому очевидно желание всех опрошенных респондентов поиска второй работы, независимо от уровня дохода.

Низкий доход на одного члена семьи и неудовлетворенность заработной платой побуждает сельских жителей к участию во вторичной занятости по той причине, что рабочие места в сельской местности низко доходны, первичная занятость не позволяет работающим людям иметь доход для воспроизводства своей рабочей силы, потому что цена труда слишком низкая.

В таблице 2 отражена степень участия респондентов во второй работе и представлен профессиональный статус работника на первой работе. При анализе данных таблицы наглядно видно, что имеют вторую работу только 14,6% респондентов, всего дополнительной занятостью охвачены 45,8% (вместе с занятостью в ЛПХ), причем - 16,2% мужчин и 29,7% женщин; семейные люди больше вовлечены во вторичную занятость - 13,8% мужчин и 26,4% женщин. Вторичная занятость вне ЛПХ носит регулярный характер у 7,5% респондентов, нерегулярный характер у 7,1% респондентов. Это связано с тем, что в сельской местности найти вторую работу сложнее, чем в городе, тем более в настоящее время, когда многие коллективные сельскохозяйственные предприятия ликвидируются по причине банкротства. Невысокий процент ее наличия объясняется и возможностью ее выполнения в большинстве случаев после окончания рабочего дня, в выходные дни и во время административных и очередных отпусков.

Таблица 2

Степень участия респондентов во второй работе и зависимость наличия второй работы от профессионального статуса работника на первой, %

Профессиональ- Мужчины Женщины

ный статус респондентов

Заня- Вторичная Вторичная Всего Заня- Вторичная Вторичная Всего

тость в занятость занятость вто- тость занятость занятость вто-

ЛПХ вне ЛПХ, вне ЛПХ, рично в ЛПХ вне ЛПХ, вне ЛПХ, рично

носит посто- носит не- заня- носит по- носит нере- заня-

янный харак- регуляр- тых стоянный гулярный тых

тер ный характер характер характер

Руководитель 1,1 0,2 0 1,3 0,5 0 0,2 0,7

Специалист 3,0 1,0 1,2 5,2 4,1 2,2 1,0 7,3

Служащий 1,0 0,4 0,4 1,8 8,0 1,4 1,0 10,4

Квалифицирован- 1,7 0,8 0,8 3,3 6,4 0,6 0,6 7,6

ный рабочий

Неквалифициро- 3,3 0,4 0,8 4,5 2,2 0,4 1,1 3,7

ванный рабочий

Всего, 10,1 2,8 3,2 16,1 21,1 4,7 3,9 29,7

в т.ч. семейные 9,7 1,6 2,4 13,7 20,9 2,7 2,9 16,4

холостые 0,4 1,2 0,8 2,4 0,2 2,0 1,0 3,3

Рассматривая гендерный аспект вовлеченности респондентов во вторичную занятость, становится, очевидно, что большее количество женщин имеет вторую работу - 29,7% против 16,1% занятых этой деятельностью мужчин, причем семейное положение женщин чаще подталкивает принимать решение о дополнительной работе - 16,4% замужних женщин вторично заняты и 13,7% семейных мужчин. Хотя понятнее было бы объяснение преобладания занятости мужчин в форме вторичной занятости в результате их больших возможностей в доступе к рабочим местам и большей ценностью досуга у женщин из-за занятости их в домашнем хозяйстве.

Анализ профессиональной структуры участников вторичной занятости, позволяет отметить, что наиболее часто трудятся сразу на двух работах: специалисты - 5,2% мужчин и 7,3% женщин, неквалифицированные рабочие - 4,5% мужчин и 3,7% женщин и женщины служащие - 10,4%. Не маловажным является фактор диверсификации занятости по причине страхования риска негарантированного трудоустройства. Данный тип адаптации присущ работникам, способным одновременно продавать свою компетентность нескольким работодателям. К этой категории в большей степени и относятся специалисты и служащие.

В целом степень участия респондентов во второй работе доказывает, что каждый седьмой имеет вторую работу, не считая занятость в ЛПХ, а каждый третий - трудится в ЛПХ и считает эту занятость вторичной.

Участие во вторичной занятости сельских жителей не является лучшим решением в ответ на удорожание современной жизни, потому что ее участникам приходится порой работать на износ, с меньшей производительностью на первой работе, не восполнив силы за то время, которое должно быть у каждого работающего на отдых. Вовлеченность во вторую работу нередко является вынужденным обстоятельством для ее участников в ответ на недостаток материальных средств.

Масштабы распространения вторичной занятости в исследуемом регионе можно проследить по диаграммам на рисунке 1. Большинство респондентов имеют только одну работу -83,9% опрошенных мужчин и 70,3% опрошенных женщин. Возможно, многие из них хотели бы сменить работу или найти вторую, но в сельской местности в настоящее время сфера приложения труда уже, чем в городе. 3,2% опрошенных мужчин и 3,9% опрошенных женщин имеют приработки и всего лишь 2,8% мужчин и 4,7% женщин имеют постоянную вторую работу, вне

занятости в ЛПХ.

2,8 3,2

83,9

21,

4,7 3,9

70,3

□ только 1 работу □ занятость в ЛПХ □ постоянную 2-ую работу □ приработки

Мужчины

Женщи н ы

Рис. 1. Процентное соотношение респондентов, имеющих одну и вторую работы

Анализируя зависимости, представленные на рисунках 2 и 3, можно отметить, что большое влияние на степень включенности респондентов во вторичную занятость оказывают 2 фактора, которые между собой взаимосвязаны - это возраст и уровень образования респондентов. Вторичная занятость распространена среди более молодых групп: в возрасте от 16 до 30 лет и от 31 и до 50 лет.

60

50

£ 40

I 30 о

£ 20 10 0

16-30 31-50 51-60 свыше 60

Возраст

Рис. 2. Возраст «вторично занятых»

«Вторичнозанятые» мужчины в возрасте от 31 до 50 лет составляют 57,0%, в возрасте от 16 до 30 лет 40,0% и в возрасте от 51 до 60 лет - 3,0%. У женщин вторичная занятость в возрасте от 31 до 50 лет составляет 50,0%, от 16 до 30 лет - 38,0%, от 51 до 60 лет - 12,0%. Это обстоятельство говорит о том, что молодежь имеет большее желание второй работы, для этого у нее есть силы и здоровье, время, а также стимул жить, ни в чем себе не отказывая. Больше половины вторично занятых мужчин имеют среднее и средне-специальное образование, это составляет 70,0%, 23,0% имеют высшее и неоконченное высшее образование, 7,0% -неполное среднее; 35,0% вторично занятых женщин имеют высшее образование, 31,0% - незаконченное высшее, 24,0% - средне-специальное, 10,0% - среднее. Можно сделать вывод о том, что вторично занятые сельские жители образованны. Это свидетельствует о том, что их мнение можно рассматривать как экспертное по вопросам, касающихся общих проблем на рынке труда в

Вопросы структуризации экономики. №3, 2012 Материалы IV Международной НПК по СТО в Махачкале сельской местности. Положительное влияние образования, с одной стороны, расширяет возможности для вторичной занятости и, с другой стороны, влияет на стремление к творчеству и самореализации в трудовой деятельности, создавая тем самым дополнительные не денежные стимулы для дополнительной занятости среди творческих людей.

50

40

л

IX

о я

о ¡р

с

30

20

10

средне-спец.

среднее

неполн

Среднее

н езаконч

Высшее

Образование

Мужчины

40 35 30 25 20 15 10 5 0

Женщины

л

IX

о я

О ¡р

С

Образование

Рис. 3. Степень участия «вторичнозанятых» в зависимости от уровня образования

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

0

Итак, по результатам социологического опроса, проведенного среди сельских жителей Ульяновской области, выяснилось, что во вторичную занятость чаще вовлечены представители наиболее конкурентоспособных групп на рынке труда: женщины, люди молодого и среднего возраста, имеющие образование не ниже среднего, руководители и специалисты, а также работники квалифицированных массовых специальностей.

Таким образом, уровень вовлеченности во вторичную занятость сельских жителей Ульяновской области в виде наличия дополнительной работы и приработков составляет 14,6%, вторичная занятость в ЛПХ почти в два раза больше - 31,2%, а в сумме вторую работу имеют 46,8% опрошенных респондентов. Это позволяет сделать вывод о том, что вторичная занятость - характерное явление для сельских жителей исследуемого региона, т. к. ею охвачен почти каждый второй респондент. Низкий процент вторичной занятости вне ЛПХ связан с тем, что у работников аграрных специальностей меньше шансов найти себе дополнительную работу, поскольку их профессиональные знания не пользуются большим спросом на дополнительном рынке труда. Занятость сельских жителей в ЛПХ доказывает обратное: работающий в коллективном сельскохозяйственном производстве восполняет недостаток денежных средств в сфере занятости, где имеет необходимые навыки и средства производства. ЛПХ нашей страны можно назвать своеобразным «экономическим мостиком», который возмещает сельским жителям недостаток необходимых материальных средств для их достойной жизни и обеспечивает гарантированную занятость и доходность в современных кризисных экономических условиях.

Рейтинг стимулов, подталкивающих сельских жителей на участие во вторичной занятости, представлен на рис.4. Без сомненья, лидирующее место среди них занимают материальные. У всех представленных групп большая заинтересованность в получении дополнительного заработка у респондентов в возрасте от 31 до 50 лет, чуть меньшая у респондентов в возрасте от 60 лет и старше, замыкают рейтинг две возрастные группы: в возрасте от 51 до 60-лет и молодежь. На втором месте находятся личностные стимулы, выраженные в заинтересованности респондентов дополнительной работой и в удовлетворенности ею. Социальные стимулы - возможность повышения профессионального роста, находятся на третьем месте в рейтинге для всех групп в целом, но для молодежи эту группу факторов можно назвать вторыми по значимости.

Таким образом, на основе результатов эмпирического социологического исследования по вопросам участия сельских жителей Ульяновской области во вторичной занятости были выдвинуты следующие гипотезы:

Вопросы структуризации экономики. №3, 2012 Материалы IV Международной НПК по СТО в Махачкале

1. Количество членов семьи положительно влияет на решение об участии во вторичной занятости.

2. Неудовлетворенность заработной платой на первой работе положительно влияет на решение об участии во вторичной занятости и ее масштабах.

3. Люди, имеющие семьи, более активно участвуют во вторичной занятости, нежели незамужние и холостые.

4. Размер семейного дохода оказывает отрицательное воздействие на решение об участии во вторичной занятости.

100%! 90% 80% 70% 60% 50% 40% 30% 20% 10% 0%

16-30

31-50

51-60

св. 60

□ Материальные □ Личностные □ Социальные □ Не отв.

Рис. 4. Стимулы, определяющие вторичную занятость в зависимости от возраста респондентов

Литература:

1. Богдановский В. Труд и занятость в сельском хозяйстве // Вопросы экономики. - 2005. - №6. - С. 72-83;

2. Богдановский В. Занятость в с.х.: масштабы и динамика // Человек и труд. - 2005. - №3. - С. 37-44;

3. Варшавская Е. Неформальная занятость как основная и дополнительная работы, масштабы, состав занятых, специфика. http//www.socpol.ru/grantprog/pdf/varshavskaya.pdf;

4. Варшавская Е. Вторичная занятость: неоднозначность явления // Человек и труд. - 1998. - №9. - С. 5359;

5. Варшавская Е. Flexicurity, или как обеспечить сочетание гибкости и защищенности на рынке труда // Человек и труд. - 2007. - №10. - С. 26-29;

6. Варшавская Е., Донова И. Занятость в неформальном секторе // Человек и труд. - 2004. - №10. - С. 4751;

7. Гимпельсон В. Дефицит квалификации и навыков на рынке труда //Вопросы экономики. - 2004. - №3. - С. 76-95;

8. Гимпельсон В., Капелюшников Г. Нестандартная занятость и российский рынок труда // Вопросы экономики. - 2006. - №1. - С. 122-143.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.