Научная статья на тему 'СТЕПЕНЬ ИЗУЧЕННОСТИ КОНФЛИКТОВ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ ВУЗА'

СТЕПЕНЬ ИЗУЧЕННОСТИ КОНФЛИКТОВ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ ВУЗА Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник науки
Ключевые слова
конфликт / образовательная среда / межнациональные конфликты / межличностные конфликты / конфликтология / управление конфликтом / conflict / educational environment / interethnic conflicts / interpersonal conflicts / conflictology / conflict management

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Юровский П.Н.

В работе представлен обзор научных исследований по теме конфликтов в образовательной среде высших учебных заведений, рассматриваются межнациональные, межличностные групповые конфликты. Представлены рекомендации по управлению конфликтами, для улучшения качества образовательного процесса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STUDY OF CONFLICTS IN EDUCATIONAL ENVIRONMENT OF UNIVERSITY

The paper presents an overview of scientific research on the topic of conflicts in the educational environment of higher educational institutions, examines interethnic, interpersonal group conflicts. Recommendations on conflict management are presented to improve the quality of the educational process.

Текст научной работы на тему «СТЕПЕНЬ ИЗУЧЕННОСТИ КОНФЛИКТОВ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ ВУЗА»

УДК 316

Юровский П.Н.

студент кафедры философии и этнологии гуманитарного института Северо-Кавказский федеральный университет (г. Ставрополь, Россия)

СТЕПЕНЬ ИЗУЧЕННОСТИ КОНФЛИКТОВ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ ВУЗА

Аннотация: в работе представлен обзор научных исследований по теме конфликтов в образовательной среде высших учебных заведений, рассматриваются межнациональные, межличностные групповые конфликты. Представлены рекомендации по управлению конфликтами, для улучшения качества образовательного процесса.

Ключевые слова: конфликт, образовательная среда, межнациональные конфликты, межличностные конфликты, конфликтология, управление конфликтом.

Степень разработанности проблемы конфликтов.

Изучение конфликтов имеет древние корни и уходит в глубину истории человечества. Томас Гоббс исследовал конфликты с точки зрения политической философии и социального договора. Он считал, что люди в естественном состоянии находятся в постоянном конфликте из-за своих эгоистических интересов, и что государство необходимо для поддержания порядка и безопасности. Гоббс предполагал, что в естественном состоянии человека жизнь характеризуется "войной всех против всех". Он предложил теорию социального договора, согласно которой люди соглашаются подчиниться центральной власти в обмен на защиту и безопасность. Государство играет решающую роль в разрешении конфликтов и поддержании порядка. Работы Гоббса оказали огромное влияние на развитие политической философии и теории государства.

Георг Вильгельм Фридрих Гегель рассматривал конфликты как неотъемлемую часть диалектического процесса, который приводит к развитию общества. Он считал, что история - процесс диалектического развития духа, включающий в себя противоречия и конфликты. В работах Гегеля заложены основы современной политической философии. Его идеи о диалектике, истории и политической философии остаются актуальными по сей день.

Карл Маркс анализировал конфликты с точки зрения классовой борьбы и критики капитализма. Он считал, что конфликты между экономическими классами приведут к свержению капитализма и установлению коммунистического общества. Его работы оказали значительное влияние на развитие социальной теории и экономической мысли.

Георг Зиммель изучал структуру и динамику конфликтов, сосредоточившись на взаимодействии социальных групп и индивидуумов, и их влиянии на общество. Он обращал внимание на статусы и роли в динамике конфликтов.

Льюис Козер исследовал природу и динамику социальных конфликтов, включая методы разрешения. Его работы оказали влияние на развитие теории конфликтологии и социологии права.

Сегодня конфликтология объединяет знания из различных дисциплин и активно исследует причины, типы и методы разрешения конфликтов на разных уровнях, включая международные конфликты, внутренние конфликты и конфликты на уровне индивидов и групп.

Проблема конфликтов изучена достаточно хорошо сегодня, но все еще остаются множество аспектов, которые требуют дальнейших исследований и углубленного анализа. В настоящее время существует обширное междисциплинарное поле конфликтологии, которое объединяет знания из социологии, политологии, психологии, антропологии, экономики и других наук.

Хорошо изучены такие аспекты конфликтов, как их причины и механизмы возникновения, типы конфликтов, стратегии и тактики ведения, а

также методы их разрешения и предотвращения. Много внимания уделяется анализу международных конфликтов, внутренних конфликтов в государствах, межэтнических и религиозных конфликтов, а также конфликтов на уровне индивидов и групп.

В целом, изучение проблемы конфликтов остается актуальным и важным направлением для научных исследований и практической деятельности в современном мире.

Актуальными, на сегодняшний день, считаются конфликты в образовательной среде потому что образование очень важно в жизни каждого человека, от его качества зависит будущее как отдельно взятого человека, так и будущее целого государства. Конфликты в образовательной среде возникают между студентами, преподавателями, администрацией так и между представителями этих групп. Если в процессе получения образования возникают неразрешимые конфликты, они могут оказывать негативное влияние на учебный процесс, последствия могут иметь как краткосрочный эффект в виде ухудшения психического и эмоционального состояния участников образовательного процессаа, снижения показателей успеваемости, посещения Конфликты в образовательной среде возникают из-за различных взглядов, непонимания, культурных или социальных различий.

Существенные особенности конфликтов в образовательной среде рассматривает в своей статье Куцерубов А.Е. делает заключение о функциональном конфликте как о движущей силе, способствующей развитию. Представляет свой взгляд на управление конфликтами в образовательной среде: сведение конфликтных ситуаций в русло функциональных конфликтов, которые будут способствовать развитию организации, обсуждение актуальных методик преподавания, взглядов на проведение занятий будет способствовать нейтрализации почвы возникновения конфликтных ситуаций.

Проблеме конфликтов в образовательной среде посвящена мононграфия Куприянова Р.В. "Межличностные конфликты в диаде преподаватель -студент». В монографии проведен анализ теории социальных конфликтов,

рассмотрена специфика педагогических конфликтов, описаны особенности межличностного конфликта. Приведен анализ результатов исследования педагогических конфликтов в вузе.

Проблемой конфликтов в высших учебных заведениях занимались так же такие ученые, как: Ю.Н. Ан [1], О.А. Астафьева [2], М.А. Вышквыркина [3], А.С. Захарова [4], Б.А. Шихамирова, М.Б. Алиева, С.А. Залитинова [5].

В своей работе Орлова В.С. изучает вертикальные конфликты между студентами и преподавателями, методом опроса студентов, делает вывод о двух крайностях преподавания "миролюбием" и "экспрессивностью", которые могут вызывать конфликты, т.к. спокойный преподаватель не всегда обладает совершенным знанием своего курса, а за экспрессивностью и эрудированностью не всегда следует эмпатия и принятие человеческих факторов и потребностей.

К числу наиболее трудноразрешимых конфликтов можно отнести межнациональные конфликты, которые также могут возникать в образовательной среде.

В отечественной науке проблематика межэтнического взаимодействия представлена в работах многих социологов: О.А. Богатовой, О. Бредниковой, В. Воронкова, О. Карпенко, И. Освальда. Изучением вопросов профилактики конфликтов занимаются: В.А. Архипова, Е.С. Губина, А.Р. Ашаева, Е.С. Исаева. [1-4]

В своей статье Елисеева Е.С. изучает межнациональные конфликты в студенческой среде, методом анкетирования, формулирует вывод о том что межнациональные конфликты возникают редко, а основная причина - разница в поведенческих стереотипах, выделяет группы национальностей, где наблюдается максимальная социальная дистанция по отношению к другим группам, заключает что проведение профилактической работы будет способствовать улучшению межнациональных отношений в образовательной среде.

Причины конфликтов между преподавателями и студентами рассматривает в своей статье Захарова А.С. и исследует зависимость уровня конфликтности от индивидуализма. Приходит к выводу о том, что одна из причин возникновения конфликтов - преобладание индивидуальных ценностей у членов групп, связывает это с изменившимся общественным строем после распада СССР, уходом от коллективизма к индивидуализму и конкурентности, а также с молодым возрастом студентов, их потребности в самоутверждении, стремлении к свободе и равенству в отношениях между преподавателем и студентом.

В своем исследовании факторов возникновения конфликтов между преподавателями и студентами Игнатова Е.С. анализирует реальные конфликты между преподавателями и студентами вуза, методом анкетирования. Делает вывод что конфликты между преподавателями и студентами достаточно распространенное явление. Исследование показало, что при наличии активного противоборства сторон на фоне нарушения педагогического взаимодействия как с одной так и с обеих сторон возникает конфликт. нарушение педагогического взаимодействия будет является фактором, без которого конфликт не возникнет, а активное противоборство сторон приводит к эскалации конфликта. В ходе конфликта следует приступить к его урегулированию с учетом нормативных ожиданий обеих сторон, пытаясь их удовлетворить, что позволит избежать негативных последствий. Среди причин возникновения конфликтов автор выделяет такие причины: «общение с преподавателем в агрессивной, вызывающей форме», «нарушение правил поведения в общественных местах», «необъективная оценка работы, придирчивость», «отказ поставить зачет или нужную оценку на экзамене», «необоснованные обвинения и упреки», «невыполнение заданий преподавателя», «непосещение занятий» - как наиболее популярные.

Множество научных публикаций свидетельствует о широком научном интересе к данной тематике и значимости исследований в сфере конфликтов в высших учебных заведениях.

Исследование конфликтов в образовательной среде выявляет их важность как механизма развития и стимулирующего фактора. Работы ученых подчеркивают не только необходимость управления конфликтами в образовательном процессе, но и значимость преобразования конфликтных ситуаций в функциональные для обеспечения организационного прогресса и роста. Различные исследования также фокусируются на педагогических и межличностных конфликтах в контексте высшего образования, а также на вертикальных конфликтах между студентами и преподавателями. Анализ межнациональных конфликтов в образовательной среде приобретает особую актуальность, требуя профилактики и поиска решений в межнациональном учебном контексте. Таким образом, исследования в области конфликтов в образовании позволяют не только понять сущность конфликтов в учебных заведениях, но и разработать стратегии и методы их управления для обеспечения благоприятного образовательного процесса.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Зорькин В.Д. Политическое и правовое учение Томаса Гоббса // Советское государство и право. - М.: Наука, 1989, № 6. - С. 111-118;

2. Гоббс Т. Левиафан, или Материя, форма и власть государства церковного и гражданского // Гражданское общество в России : научная электронная библиотека. URL: http:// www.civisbook.ru/files/File/Gobbs_Leviafan.pdf;

3. ВражноваА. С., Царёв Д. А. Теория общественного договора в «Левиафане» Томаса Гоббса // Время науки. 2016. № 3. С. 19-25;

4. Степаненкова Валентина Михайловна "борьба всех за всех": теория конфликта Георга Зиммеля // Социологический журнал. 1999. №3-4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/borba-vseh-za-vseh-teoriya-konflikta-georga-zimmelya (дата обращения: 12.05.2024);

5. Куцерубов А.Е. СУЩНОСТЬ КОНФЛИКТА И УПРАВЛЕНИЕ ИМ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ // Ученые записки Тамбовского отделения РоСМУ. 2021. №21. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/suschnost-konflikta-i-upravlenie-im-v-obrazovatelnoy-srede (дата обращения: 17.05.2024);

6. Орлова Е.С. ВЕРТИКАЛЬНЫЕ КОНФЛИКТЫ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ // Форум молодёжной науки. 2021. №1. URL: https://cyberleninka.m/artide/n/vertikalnye-konflikty-v-obrazovatelnoy-srede (дата обращения: 17.05.2024);

7. Елисеева Е.С. МЕЖНАЦИОНАЛЬНЫЕ КОНФЛИКТЫ В СТУДЕНЧЕСКОЙ СРЕДЕ // Форум молодёжной науки. 2020. №6. URL: https://cyberlenmka.ru/artide/n/mezhnatsionalnye-konflikty-v-studencheskoy-srede (дата обращения: 17.05.2024);

8. Захарова Анастасия Сергеевна Конфликты между преподавателем и студентом: аксиологический аспект // Скиф. 2020. №1 (41). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/konflikty-mezhdu-prepodavatelem-i-studentom-aksiologicheskiy-aspekt (дата обращения: 19.05.2024);

9. Игнатова Е. С. Проблема выявления факторов возникновения конфликтов между преподавателями и студентами // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. 2011. №3. URL: https://cyberleninka.m/artide/n/proWema-vyyavleniya-faktorov-vozniknoveniya-konfliktov-mezhdu-prepodavatelyami-i-studentami (дата обращения: 19.05.2024)

Yurovsky P.N.

North Caucasian Federal University (Stavropol, Russia)

STUDY OF CONFLICTS IN EDUCATIONAL ENVIRONMENT OF UNIVERSITY

Abstract: the paper presents an overview of scientific research on the topic of conflicts in the educational environment of higher educational institutions, examines interethnic, interpersonal group conflicts. Recommendations on conflict management are presented to improve the quality of the educational process.

Keywords: conflict, educational environment, interethnic conflicts, interpersonal conflicts, conflictology, conflict management.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.