Научная статья на тему 'ПРОБЛЕМЫ ВОЗНИКНОВЕНИЯ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ КОНФЛИКТОВ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ'

ПРОБЛЕМЫ ВОЗНИКНОВЕНИЯ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ КОНФЛИКТОВ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
361
54
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕЖЛИЧНОСТНЫЙ КОНФЛИКТ / ИНДИВИД / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ / СУБЪЕКТЫ И ОБЪЕКТЫ МЕЖЛИЧНОСТНОГО КОНФЛИКТА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Иванова Светлана Петровна, Хлопков Андрей

В данной статье рассматривается проблемы возникновения межличностных конфликтов в образовательной организации, субъекты и объекты межличностного конфликта, а также особенности межличностных в образовательных организациях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

REASONS FOR THE FORMATION OF INTERVIEW CONFLICTS IN EDUCATIONAL ORGANIZATION

In this article we will consider the problems of the occurrence of interpersonal conflicts in an educational organization, the subjects and objects of interpersonal conflict, and also features of interpersonal conflicts in educational organizations.

Текст научной работы на тему «ПРОБЛЕМЫ ВОЗНИКНОВЕНИЯ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ КОНФЛИКТОВ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ»

Бюллетень науки и практики /Bulletin of Science and Practice Т. 7. №8. 2021

https://www.bulletennauki.com https://doi.org/10.33619/2414-2948/69

УДК 37.08; 316.6 https://doi.org/10.33619/2414-2948/69/37

ПРОБЛЕМЫ ВОЗНИКНОВЕНИЯ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ КОНФЛИКТОВ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

©Иванова C. П., канд. экон. наук, Московский государственный психолого-педагогический

университет, г. Москва, Россия, 76sivanova@mail.ru ©Хлопков А. Ю., Московский государственный психолого-педагогический университет,

г. Москва, Россия, andreyxxxlopkov@mail.ru

REASONS FOR THE FORMATION OF INTERVIEW CONFLICTS IN EDUCATIONAL ORGANIZATION

©Ivanova S., Ph.D., Moscow State University of Psychology and Education, Moscow, Russia, 76sivanova@mail.ru ©Khlopkov A., Moscow State Psychological and Pedagogical University, Moscow, Russia, andreyxxxlopkov@mail.ru

Аннотация. В данной статье рассматривается проблемы возникновения межличностных конфликтов в образовательной организации, субъекты и объекты межличностного конфликта, а также особенности межличностных в образовательных организациях.

Abstract. In this article we will consider the problems of the occurrence of interpersonal conflicts in an educational organization, the subjects and objects of interpersonal conflict, and also features of interpersonal conflicts in educational organizations.

Ключевые слова: межличностный конфликт, индивид, образовательная организация, субъекты и объекты межличностного конфликта.

Keywords: interpersonal conflict, individual, educational organization, subjects and objects of interpersonal conflict.

В современных условиях межличностный конфликт становится неотъемлемой частью повседневной жизни каждого, за редким исключением, человека. Под межличностным конфликтом стоит понимать ситуацию, в которой интересы, потребности, цели и пути их реализации, а также роли и позиции одного субъекта взаимодействия, в частности индивида, резко противоречат в интерпретации этим же значениям другой стороны взаимодействия. Что же касается плоскостей общественной жизни, в которых возникают разногласия, то они в наибольшей степени различны и затрагивают от политических, экономических, культурных и духовных вопросов до самых незначительных бытовых моментов.

Межличностный конфликт, в отличии от внутриличностного, характеризуется тем, что в нем задействовано, две и более стороны (индивид, личность-субъекты межличностного конфликта) которые отстаивают свои, либо групповые, взгляды, интересы и т. д. (объекты межличностного конфликта).

Рассмотрим проблемы возникновения межличностных конфликтов в образовательных организациях. Еще в пятидесятые годы двадцатого столетия, в ходе многочисленных исследований, советскими учеными было выявлено, что работа педагога, по степени своей

Бюллетень науки и практики /Bulletin of Science and Practice Т. 7. №8. 2021

https://www.bulletennauki.com https://doi.org/10.33619/2414-2948/69

напряженности, занимает одну из ведущих позиций среди всех видов деятельности, наиболее способствующих стрессу и, конечно, что нельзя не отметить, современные тенденции ситуацию только усложнили [3].

Не может быть и речи о том, что в процессе образовательной деятельности, между преподавателями, учащимися и их родителями, а также учащимися и их сверстниками, педагогами и администрацией и т.д. не возникает никаких разногласий. Межличностное взаимодействие в образовательной организации, как и в большинстве других организаций, сохраняет принцип вертикальных и горизонтальных связей [4]. Если рассматривать вертикальную модель педагогического конфликта «педагог - обучающийся», то можно отметить следующие причины возникновения подобных ситуаций:

1. При оценке знаний преподаватель руководствуется субъективным восприятием личности обучающегося, а не конкретным результатом работы.

2. Педагог категорично, в присутствии других учеников, высказывается в негативном ключе об оценке обучающего.

3. Личные качества педагога, такие как грубость, вспыльчивость, мстительность.

4. Не соблюдение этических норм и применение к обучающимся разного рода наказаний, во многом не соответствующих степени совершенного проступка.

5. Появление у педагога личной заинтересованности при проведении процедуры оценки результатов образовательной деятельности.

С. К. Темина в своих работах разделяла факторы возникновения конфликта на субъективные и объективные [6]. По словам автора, к первому ряду факторов относятся:

1. Невозможность достижения психической и психологической совместимости преподавателя и обучающегося

2. Резкое различие в самооценке обучающегося и оценке его знаний.

3. Выставление жестких требований к ученикам, потерявшим интерес к предмету и т. д.

К объективным же причинам С. К. Темина относит:

1. Ограничение личной свободы учеников на территории образовательной организации.

2. Недостаток внимания со стороны педагога к личным проблемам обучающихся

3. Различия в системе ценностей индивидов и т. д

В виде же горизонтальной модели представляется конфликт непосредственно между обучающимися, вне зависимости от возрастных групп, к причинам которого следует относить:

1. Недисциплинированность отдельных категорий обучающихся.

2. Наличие внутриличностных конфликтов, преимущественно у подростков, которые в последствии сказываются на взаимодействии с окружающими.

3. Психические особенности личности индивида, выражающиеся в деструктивном поведении [7].

4. Профессиональные ошибки педагога. Согласно О. А. Ивановой [4], известной по работе над учебником и практикумом «Конфликтология в социальной работе», изданным в соавторстве с Н. Н. Суртаевой, публичная критика обучающегося со стороны педагога сильно способствует в развитии дальнейших конфликтных ситуаций уже в рамках учебной группы.

Если говорить об особенностях межличностных конфликтов в образовательной организации, то они наиболее ярко отображены в работах Анцупова А. Я. и Шипилова А. И. которые выделяют такие аспекты как:

1. Разрешение конфликтных ситуаций входит в область ответственности педагога, ведь именно он на своем примере должен показать обучающимся как правильно поступить.

Бюллетень науки и практики / Bulletin of Science and Practice Т. 7. №8. 2021

https://www.bulletennauki.com https://doi.org/10.33619/2414-2948/69

2. Образ действия субъектов в конфликте воплощается в зависимости от их социального статуса (к примеру, педагог — обучающийся)

3. Ощутимое различие в степени ответственности за принятие решений, при условии, что субъектами конфликта выступают преподаватель и ученик. Это связано с уровнем накопленного жизненного опыта.

4. Субъективное восприятие причинно-следственных связей, которое затрудняет поиск точек соприкосновения сторон на пути ко взаимопониманию.

5. Педагог, исходя из своей профессии, должен нивелировать личные интересы в пользу интересов обучающегося.

6. Новые межличностные конфликты в образовательных организациях являются итогом принятия неверных решений в урегулировании предыдущих конфликтов [1].

Конечно, в большинстве своем, именно предупреждение межличностных конфликтов в образовательных организациях, куда эффективнее и проще в реализации, нежели их успешное разрешение. В условиях же сложившейся конфликтной ситуации педагогу стоит помнить о том, что опыт его поведения послужит примером для обучающихся, в особенности младших возрастных групп [2]. В связи с этим, основы конфликтологии, наряду с необходимыми профессиональными навыками и квалификацией, должны являться базисом педагога [5].

Список литературы:

1. Анцупов А. Я., Шипилов А. И. Конфликтология. Теория и практика. СПб.: Питер, 2013. С. 357-358.

2. Байчорова А. М. Формирование конфликтологической компетентности как составляющая психологической подготовки современного педагога // Вестник Университета Российской Академии Образования. 2009. №4. С. 162-164.

3. Врачинская Т. В. Методология историко-педагогического исследования проблемы конфликта в педагогике // Казанский педагогический журнал. 2010. №4. С. 77-85.

4. Иванова О. А., Суртаева Н. Н. Конфликтология в социальной работе. М.: Юрайт, 2017. 281.

5. Ильясов Д. Ф., Кеспиков В. Н., Селиванова Е. А., Ильясова О. А. Психолого-педагогическое обеспечение профессиональной деятельности учителя. М: ВЛАДОС, 2012. 328 с.

6. Темина С. О. Конфликты школы или «школа конфликтов»? Введение в конфликтологию образования. М.: Воронеж, 2002.

7. Ходаревская Ю. А. Ценностно-адаптационное поведение студенческой молодежи и особенности его формирования в современной России // Материалы V Международной научно-практической конференции для работников науки и образования. Набережные Челны: Наука и образование, 2018. С. 81-83.

References:

1. Antsupov, A. Ya., & Shipilov, A. I. (2013). Konfliktologiya. Teoriya i praktika. St. Petersburg. 357-358. (in Russian).

2. Baichorova, A. M. (2009). Formirovanie konfliktologicheskoi kompetentnosti kak sostavlyayushchaya psikhologicheskoi podgotovki sovremennogo pedagoga. Vestnik Universiteta Rossiiskoi Akademii Obrazovaniya, (4), 162-164. (in Russian).

Бюллетень науки и практики / Bulletin of Science and Practice Т. 7. №8. 2021

https://www.bulletennauki.com https://doi.org/10.33619/2414-2948/69

3. Vrachinskaya, T. V. (2010). Metodologiya istoriko-pedagogicheskogo issledovaniya problemy konflikta v pedagogike. Kazanskiipedagogicheskii zhurnal, (4), 77-85. (in Russian).

4. Ivanova, O. A., & Surtaeva, N. N. (2017). Konfliktologiya v sotsial'noi rabote. Moscow. (in Russian).

5. Ilyasov, D. F., Kespikov, V. N., Selivanova, E. A., & Il'yasova, O. A. (2012). Psikhologo-pedagogicheskoe obespechenie professional'noi deyatel'nosti uchitelya. Moscow. (in Russian).

6. Temina, S. O. 2002. Konflikty shkoly ili "shkola konfliktov"? Vvedenie v konfliktologiyu obrazovaniya. Moscow. (in Russian).

7. Khodarevskaya, Yu. A. (2018). Tsennostno-adaptatsionnoe povedenie studencheskoi molodezhi i osobennosti ego formirovaniya v sovremennoi Rossii. In Materialy VMezhdunarodnoi nauchno-prakticheskoi konferentsii dlya rabotnikov nauki i obrazovaniya, Naberezhnye Chelny, 8183. (in Russian).

Работа поступила Принята к публикации

в редакцию 24.06.2021 г. 28.06.2021 г.

Ссылка для цитирования:

Иванова C. П., Хлопков А. Ю. Проблемы возникновения межличностных конфликтов в образовательной организации // Бюллетень науки и практики. 2021. Т. 7. №8. С. 325-328. https://doi .org/10.33619/2414-2948/69/37

Cite as (APA):

Ivanova, S., & Khlopkov, A. (2021). Reasons for the Formation of Interview Conflicts in Educational Organization. Bulletin of Science and Practice, 7(8), 325-328. (in Russian). https://doi.org/10.33619/2414-2948/69/37

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.