Научная статья на тему 'STEM-ПОДХОД В КОНТЕКСТЕ ЦЕЛЕВЫХ ОРИЕНТИРОВ И ЗАДАЧ ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ'

STEM-ПОДХОД В КОНТЕКСТЕ ЦЕЛЕВЫХ ОРИЕНТИРОВ И ЗАДАЧ ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
75
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
STEM-ОБРАЗОВАНИЕ / STEM-ПОДХОД / ПОДГОТОВКА ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КАДРОВ / ВЫСШЕЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ЦЕЛЕВЫЕ ОРИЕНТИРЫ И ЗАДАЧИ ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ясюкевич Евгения Васильевна

В представленной статье раскрывается потенциал STEM-подхода в контексте актуальных целевых ориентиров современного образования и задач подготовки будущих учителей. Описаны актуальные ценностные и стратегические ориентиры системы образования, определяющие задачи подготовки педагогических кадров. В качестве систематизирующего документа, определяющего линии развития профессионального педагогического образования, рассматривается проект Стратегии развития системы непрерывного педагогического образования в РФ на период 2021-2030 гг. STEM-подход обозначен в качестве методологического ориентира и актуального инструмента, позволяющего формировать готовность будущих педагогов к использованию в образовательном процессе современных технологий. В статье представлены мнения авторитетных ученых. На их основании формулируются целевые и стратегические ориентиры современного образования, составляющие основу для определения задач профессиональной подготовки педагогических кадров. Современный этап развития общества характеризуется как время глобальных трансформаций, затрагивающих все сферы жизнедеятельности человека. Констатируются существенные содержательные и технологические изменения в ключевых сферах жизни общества, обусловившие необходимость постоянного самосовершенствования, расширения знаний и практических возможностей современного человека. Педагогическая профессия рассматривается как сфера, в которой в настоящее время происходят существенные трансформации и изменения, но в то же время сохраняются ориентации на традиционные ценности и смыслы. Спектр стратегических ориентиров и задач профессионального педагогического образования предлагается дополнить таким направлением, как освоение технологических инструментов, необходимых для управления продуктивной и проектной деятельностью обучающихся в контексте междисциплинарности. Подобные технологические инструменты основаны на методологии STEM-подхода. STEM-подход определен как стратегическое звено, позволяющее объединить классическую методологическую линию профессионального педагогического образования, ориентированную на формирование универсальных и общепрофессиональных компетенций обучающихся, и инновационную составляющую, обеспечивающую технологичность и практическую направленность подготовки кадров для современной школы. Логика STEM-подхода одинаково гармонично вписывается как в контекст задач актуализации профессиональных ценностей будущих учителей, так и в процесс формирования профессиональных педагогических компетенций, необходимых современному учителю в условиях цифровой трансформации образования. STEM-подход характеризуется универсальностью для всех уровней образования. Его можно рассматривать не только в качестве инструмента, ориентированного на работу с обучающимся, но и раскрыть его потенциал в контексте профессионального саморазвития будущего учителя и задач его транспрофессионализации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Ясюкевич Евгения Васильевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STEM-APPROACH IN THE CONTEXT OF TARGETS AND TASKS OF FUTURE TEACHERS TRAINING

This article reveals the STEM-approach potential in the context of current targets of modern education and tasks of future teachers training. It describes actual value and strategic guidelines of modern education, determining the tasks of teacher training for modern education. The draft Strategy for the development of the continuous pedagogical education system in the Russian Federation for the period 2021-2030 is considered as a systematic document defining the development of modern pedagogical education. The STEM-approach is identified as a methodological guideline and a relevant tool, allowing to get the future teachers ready to use modern technologies in the educational process. Reputable scientists’ opinions are presented in the article. They serve as a basis of target and strategic guidelines of modern education, thus forming the core for determining the objectives of teachers training. The current stage of development of society is characterized as the time of global transformations, affecting all spheres of human life. It is noted that in key areas of society there have been significant and technological changes that require constant self-improvement and expansion of the knowledge and practical capabilities of modern men. The teaching profession is considered to be an area currently undergoing major transformations and changes, while remaining oriented towards traditional values and meanings. It is proposed to supplement the set of strategic guidelines and tasks of professional pedagogical education with mastering technological tools necessary for managing productive and project activities of students in the context of interdisciplinarity. These technological tools are based on STEM methodology. STEM-approach is defined as a strategic link, allowing to combine the classical methodological line of professional pedagogical education, focused on the formation of universal and general professional competencies of students, and innovative component, being practically-oriented and providing technological effectiveness of modern teacher training. The logic of the STEM approach is harmoniously combined both in the context of updating professional values of future teachers and in the process of developing professional pedagogical skills required for a modern teacher in the context of digital educational transformation. The STEM approach is universal at all levels of education. It can be considered not only as a tool to work with students, but it is also possible to reveal its potential in the context of professional self-development of future teachers and the tasks of their transprofessionalization.

Текст научной работы на тему «STEM-ПОДХОД В КОНТЕКСТЕ ЦЕЛЕВЫХ ОРИЕНТИРОВ И ЗАДАЧ ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ»

3. Баркова, A.M. Социально-педагогические факторы воспитания детей средствами фольклора: Автореф. дис. канд. пед. наук / Баркова Антонина Михайловна. - М., 2017. - 20 с.

4. Братусь, Б.С. Аномалии личности / Б.С. Братусь. - М.: Мысль,1988. - 301 с.

5. Выготский, Л.С. Динамика умственного развития школьника в связи с обучением / Л.С. Выготский. - М.: Педагогика-Пресс, 1994. - 497 с.

6. Дивисенко, К.С. Динамика ценностей школьников (По материалам автобиографий и сочинений) / К.С. Дивисенко // Социологические исследования. - 2016. - № 8. - С. 118-122.

7. Леонтьев, А.Н. Лекции по общей психологии / А.Н. Леонтьев. - М.:Смысл, 2000. - 509 с.

8. Ломов, Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии / Б.Ф. Ломов. - Москва, 1999.

9. Мухина, В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: учеб. для вузов по пед. специальностям / В.С. Мухина. - Москва: Academia, 2002. - 453 с.

Педагогика

УДК 378.14

старший преподаватель Ясюкевич Евгения Васильевна

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Южный федеральный университет» (г. Ростов-на-Дону)

STEM-ПОДХОД В КОНТЕКСТЕ ЦЕЛЕВЫХ ОРИЕНТИРОВ И ЗАДАЧ ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ

Аннотация. В представленной статье раскрывается потенциал STEM-подхода в контексте актуальных целевых ориентиров современного образования и задач подготовки будущих учителей. Описаны актуальные ценностные и стратегические ориентиры системы образования, определяющие задачи подготовки педагогических кадров. В качестве систематизирующего документа, определяющего линии развития профессионального педагогического образования, рассматривается проект Стратегии развития системы непрерывного педагогического образования в РФ на период 2021-2030 гг. STEM-подход обозначен в качестве методологического ориентира и актуального инструмента, позволяющего формировать готовность будущих педагогов к использованию в образовательном процессе современных технологий. В статье представлены мнения авторитетных ученых. На их основании формулируются целевые и стратегические ориентиры современного образования, составляющие основу для определения задач профессиональной подготовки педагогических кадров. Современный этап развития общества характеризуется как время глобальных трансформаций, затрагивающих все сферы жизнедеятельности человека. Констатируются существенные содержательные и технологические изменения в ключевых сферах жизни общества, обусловившие необходимость постоянного самосовершенствования, расширения знаний и практических возможностей современного человека. Педагогическая профессия рассматривается как сфера, в которой в настоящее время происходят существенные трансформации и изменения, но в то же время сохраняются ориентации на традиционные ценности и смыслы. Спектр стратегических ориентиров и задач профессионального педагогического образования предлагается дополнить таким направлением, как освоение технологических инструментов, необходимых для управления продуктивной и проектной деятельностью обучающихся в контексте междисциплинарности. Подобные технологические инструменты основаны на методологии STEM-подхода. STEM-подход определен как стратегическое звено, позволяющее объединить классическую методологическую линию профессионального педагогического образования, ориентированную на формирование универсальных и общепрофессиональных компетенций обучающихся, и инновационную составляющую, обеспечивающую технологичность и практическую направленность подготовки кадров для современной школы. Логика STEM-подхода одинаково гармонично вписывается как в контекст задач актуализации профессиональных ценностей будущих учителей, так и в процесс формирования профессиональных педагогических компетенций, необходимых современному учителю в условиях цифровой трансформации образования. STEM-подход характеризуется универсальностью для всех уровней образования. Его можно рассматривать не только в качестве инструмента, ориентированного на работу с обучающимся, но и раскрыть его потенциал в контексте профессионального саморазвития будущего учителя и задач его транспрофессионализации.

Ключевые слова: STEM-образование, STEM-подход, подготовка педагогических кадров, высшее педагогическое образование, целевые ориентиры и задачи подготовки будущих педагогов.

Annotation. This article reveals the STEM-approach potential in the context of current targets of modern education and tasks of future teachers training. It describes actual value and strategic guidelines of modern education, determining the tasks of teacher training for modern education. The draft Strategy for the development of the continuous pedagogical education system in the Russian Federation for the period 2021-2030 is considered as a systematic document defining the development of modern pedagogical education. The STEM-approach is identified as a methodological guideline and a relevant tool, allowing to get the future teachers ready to use modern technologies in the educational process. Reputable scientists' opinions are presented in the article. They serve as a basis of target and strategic guidelines of modern education, thus forming the core for determining the objectives of teachers training. The current stage of development of society is characterized as the time of global transformations, affecting all spheres of human life. It is noted that in key areas of society there have been significant and technological changes that require constant self-improvement and expansion of the knowledge and practical capabilities of modern men. The teaching profession is considered to be an area currently undergoing major transformations and changes, while remaining oriented towards traditional values and meanings. It is proposed to supplement the set of strategic guidelines and tasks of professional pedagogical education with mastering technological tools necessary for managing productive and project activities of students in the context of interdisciplinarity. These technological tools are based on STEM methodology. STEM-approach is defined as a strategic link, allowing to combine the classical methodological line of professional pedagogical education, focused on the formation of universal and general professional competencies of students, and innovative component, being practically-oriented and providing technological effectiveness of modern teacher training. The logic of the STEM approach is harmoniously combined both in the context of updating professional values of future teachers and in the process of developing professional pedagogical skills required for a modern teacher in the context of digital educational transformation. The STEM approach is universal at all levels of education. It can be considered not only as a tool to work with students, but it is also possible to reveal its potential in the context of professional self-development of future teachers and the tasks of their transprofessionalization.

Key words: STEM-education, STEM-approach, teacher training, higher pedagogical education, targets and tasks of future teachers training.

Введение. В настоящее время система педагогического образования в России находится в состоянии динамичных преобразований, обусловленных объективной актуализацией целевых ориентиров и задач подготовки педагогических кадров для страны. На государственном уровне рассматривается проект Стратегии развития системы непрерывного педагогического образования в РФ на период 2021-2030 гг., инициированный профессиональным сообществом. Одной из ключевых идей данного проекта является сохранение традиционной гуманистической направленности профессии учителя в сочетании с формированием компетенций будущего, ориентированных на овладение современными технологическими инструментами. Компетентностный профиль современного учителя должен включать в зависимости от уровня получаемого образования комплекс способностей и готовностей к выполнению профессиональных задач в цифровой образовательной среде, владение методами управления научно-исследовательской и проектной деятельностью обучающихся и способами эффективного проектирования особого образовательного пространства урока, отвечающего потребностям каждого обучающегося, и т.д. Не последнее место в ряду данных результатов освоения профессиональных образовательных программ занимает готовность к использованию современных образовательных технологий, основанных на актуальных подходах, к которым, по нашему мнению, относится STEM-подход, раскрытие потенциала которого в контексте целевых ориентиров и задач подготовки будущих учителей является основной задачей нашего исследования.

Изложение основного материала статьи. Современный этап развития общества можно охарактеризовать как время глобальных трансформаций, затрагивающих все сферы жизнедеятельности человека. За последние несколько лет существенно изменились как содержательные, так и технологические решения в сфере здравоохранения, образования, профессиональной деятельности. Современный человек сталкивается с необходимостью постоянного самосовершенствования, расширения своих знаний и практических возможностей. Профессии, считавшиеся традиционными, на сегодняшний день являются флагманами трансформации и изменений. Э.Ф. Зеер, В.С. Третьякова и В.И. Мирошниченко говорят о том, что современные специалисты в сфере образования являются транспрофессионалами [4], обладающими профессиональной универсальностью и гибкостью. Линейные карьерные решения для педагогов теряют свою актуальность, уступая место проектированию индивидуальных траекторий профессионального развития. Ориентиры современного педагогического образования фокусируются в рамках множества стратегических линий, ключевыми из которых, как полагают вышеназванные авторы, являются: транспрофессиональность, непрерывность и опережающий характер образования, развитие партнерства и практик командной работы, высокая скорость образовательных и технологических решений в профессиональной педагогической подготовке, а также цифровая трансформация образования [4, С. 112-113].

Л.К. Фортова [6] отмечает, что выпускники педагогических вузов на сегодняшний день в большей степени ориентированы на ценности прагматизма, что в корне преображает аксиологическую сущность профессиональной деятельности учителя, для которого традиционно характерны такие качества как способность к сопереживанию, принятие ответственности за других и толерантность в отношениях с окружающими. Принимаемые и транслируемые молодыми учителями ценности определяют и содержание, и характеристику их профессиональной деятельности. По мнению И.Р. Гафурова, А.М. Калимуллина и Г.И. Ибрагимова [2], ценностные ориентиры современного учителя определяются через призму задач педагогического образования. Система ценности учителей существенно трансформировалась под влиянием социальных и экономических преобразований, которые происходили в нашей стране на протяжении последних десятилетий, что также необходимо учитывать в процессе профессиональной педагогической подготовки. И.Н. Кваша констатирует изменения ролевых позиций будущих педагогов, происходящие в процессе профессиональной подготовки. Современный педагог не только передает знания и формирует компетенции своих подопечных, но и создает условия для становления его субъектной активности, выступая при этом в качестве наставника, консультанта, тьютора, фасилитатора [5, С. 257].

Подготовка педагогов для современной школы - задача, которая должна решаться взвешенно и системно. Необходимо комплексное сочетание образовательной, воспитательной и технологической составляющих в профессиональном педагогическом образовании. В.П. Борисенков, О.В. Гукаленко и В.Н. Пустовойтов [1, С. 272-275] полагают, что в современных условиях российское педагогическое образование может развиваться в рамках таких перспективных линий, как: системная модернизация профессиональной педагогической подготовки, информатизация и цифровизация образовательного пространства, обеспечение качества аппаратного и программного обеспечения подготовки будущих педагогов, расширение и более активное внедрение практик дистанционного и гибридного обучения педагогических кадров, персонализация и адресность педагогического образования, обеспечение паритета интересов сторон, заинтересованных в качественной подготовке педагогических кадров, расширение компетентностного профиля будущего учителя в контексте овладения актуальными технологическими решениями, формирование у будущих педагогов готовности к обеспечению информационной безопасности обучающихся.

Мы полагаем, что предлагаемый спектр стратегических ориентиров и задач профессионального педагогического образования может быть дополнен таким направлением, как освоение технологических инструментов, необходимых для управления продуктивной и проектной деятельностью обучающихся в контексте междисциплинарности. Подобные технологические инструменты основаны на методологии STEM-подхода.

Основы STEM, STEAM, STREAM-педагогики должны стать частью содержания подготовки будущих учителей [3]. Реализация STEM-подхода в образовании позволяет на практике реализовать принцип междисциплинарности в отборе содержания учебных блоков, способствует овладению «живым», ориентированным на практику знанием, формирует критичность мышления обучающихся и готовность к принятию любой роли и ответственности при решении проектных задач, позволяет получить практический опыт коммуникации и взаимодействия в междисциплинарной проектной команде, раскрывает личный потенциал обучающихся, развивает интерес к высокотехнологичным отраслям знания, создает условия для проявления инновационного мышления и креативности, обеспечивает реализацию стратегии непрерывного профессионального развития в динамично меняющейся современной действительности.

Применение STEM-подхода актуализирует в педагогическом образовании ряд тенденций [7], среди которых:

- актуализация содержания профессиональных образовательных программ подготовки педагогических кадров в логике STEM-образования;

- совершенствование практики постдипломного образования и расширение компетентностного профиля работающих учителей в сфере преподавания STEM-дисциплин;

- продвижения системных решений в сфере внедрения методологии и практики STEM-подхода на всех уровнях образования;

- внедрение практики непрерывной профессионализации образования в контексте освоения STEM-профессий;

- обеспечение непрерывности и преемственности профессиональной подготовки специалистов педагогических STEM-профилей;

-актуализация общеобразовательных программ на основе STEM-подхода.

Выводы. Таким образом, STEM-подход в контексте целевых ориентиров и задач подготовки будущих учителей выступает в качестве стратегического звена, позволяющего объединить классическую методологическую линию профессионального педагогического образования, ориентированную на формирование универсальных и общепрофессиональных компетенций обучающихся, и инновационную составляющую, обеспечивающую технологичность и практическую направленность подготовки кадров для современной школы. Логика STEM-подхода одинаково гармонично вписывается как в контекст задач актуализации профессиональных ценностей будущих учителей, так и в процесс формирования профессиональных педагогических компетенций, необходимых современному учителю в условиях цифровой трансформации образования. STEM-подход универсален и может быть реализован на всех уровнях образования, что позволяет рассматривать его не только в качестве инструмента, ориентированного на работу с обучающимся, но и раскрыть его потенциал в контексте профессионального саморазвития будущего учителя и задач его транспрофессионализации.

Литература:

1. Борисенков, В.П. Педагогическое образование в информационном поликультурном образовательном пространстве: проблемы и стратегические ориентиры развития / В.П. Борисенков, О.В. Гукаленко, В.Н. Пустовойтов // Россия-Италия: сотрудничество в сфере гуманитарных наук и образования в XXI веке. - М.: ФГБНУ «Институт стратегии развития образования Российской академии образования», 2021. - С. 846-879.

2. Гафуров, И.Р. Ценностные ориентиры российского учителя: современные задачи педагогического образования / И.Р. Гафуров, А.М. Калиммулин, Г.И. Ибрагимов // Инновационные процессы в профессиональном и высшем образовании и профессиональном самоопределении. Коллективная монография. - М.: ООО Издательство «Экон-Информ», 2020. -С. 144-151.

3. Дударева, О.Б. Основы STEM, STEAM, STREAM-педагогики при реализации дополнительных профессиональных программ / О.Б. Дударева, Е.Л. Тележинская // Проблемы и перспективы развития образования в России. Сборник материалов XLVI Всероссийской научно-практической конференции / под общей редакцией С.С. Чернова. - Новосибирск: ООО «Центр развития научного сотрудничества», 2017. - С. 107-114.

4. Зеер, Е.Ф. Стратегические ориентиры подготовки педагогических кадров для системы непрерывного профессионального образования / Е.Ф. Зеер, В.С. Третьякова, В.И. Мирошниченко // Образование и наука. - Том. 21, № 6, 2019. - С. 93-121.

5. Кваша, И.Н. Стратегические ориентиры развития педагогического образования / И.Н. Кваша // Детство, открытое миру: сборник материалов XII Всероссийской научно-практической конференции c международным участием. - Омск: Издательство ФГБОУ ВО «Омский государственный педагогический университет», 2022. - С. 256-258.

6. Фортова, Л.К. Об аксиологических ориентирах современного педагогического образования / Л.К. Фортова // Педагогическое образование в фокусе исторической ретроспективы и прогностической перспективы: материалы всероссийской научно-практической конференции, посвященной 100-летию высшего педагогического образования во Владимирской области. - Владимир: Владимирский государственный университет им. А.Г. и Н.Г. Столетовых, 2019. -С. 150-153.

7. Ясюкевич, Е.В. STEM-технология как инструмент подготовки будущих педагогов к работе в современной школе / Е.В. Ясюкевич // Проблемы современного педагогического образования. - 2021. - № 72-4. - С. 307-310.

Психология

УДК 159.9

старший преподаватель Алаева Мария Васильевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Мордовский государственный педагогический университет имени М.Е. Евсевьева» (г. Саранск)

ДИАГНОСТИКА ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ У МОЛОДЕЖИ, ПЕРЕБОЛЕВШЕЙ COVID-19

Аннотация. В статье рассмотрена проблема изучения психологического здоровья у подрастающего поколения. Автором обозначена актуальность проблемы исследования. Основное содержание статьи включает раскрытие понятия психологического здоровья личности и представление результатов исследования. Автор изучает состояние психологического здоровья у подрастающего поколения. Целью исследования является оценка психологического здоровья у молодежи, переболевшей COVID-19. Для организации исследования использованы эмпирические методики (А.В. Козлова, Д. Голдберга и А.Т. Бека). Указанные методики отвечают целям исследования и являются надежными. В исследовании приводятся таблицы с описанием полученных результатов, сделаны выводы по итогам работы. В завершении приведен список используемой литературы. Материалы работы могут быть полезны лицам, проводящим работу с подрастающим поколением. В их числе родители, педагоги, психологи и др.

Ключевые слова: психологическое здоровье, личность, молодежь, подрастающее поколение, COVID-19.

Anmtation. The article deals with the problem of studying the psychological health of the younger generation. The author indicates the relevance of the research problem. The main content of the article includes the disclosure of the concept of psychological health of the individual and the presentation of the results of the study. The author studies the state of psychological health of the younger generation. The purpose of the study is to assess the psychological health of young people who have recovered from COVID-19. Empirical methods (A.V. Kozlov, D. Goldberg and A.T. Beck) were used to organize the study. These methods meet the objectives of the study and are reliable. The study contains tables describing the results obtained, conclusions are drawn based on the results of the work. At the end is a list of used literature. The materials of the work can be useful to persons conducting work with the younger generation. Among them are parents, teachers, psychologists and others.

Key words: psychological health, personality, youth, younger generation, COVID-19.

Материалы подготовлена в рамках сетевого проекта ФГБОУ ВО «Мордовский государственный педагогический университет имени М.Е. Евсевьева» с ФГБОУ ВО «Чувашский государственный педагогический университет имени И.Я. Яковлева» на тему «Психологическое здоровье подрастающего поколения в условиях современности»

Введение. В последние годы значительно пересмотрено понимание жизни в целом. Огромное количество ограничений и нововведенные правила привели к различным изменениям. Коронавирусная инфекция COVID-19 повлияла не только на физическое здоровье человека, но и на его психический статус и психологическое здоровье. В медицинском сообществе основное внимание уделяется соматическим осложнениям COVID-19, тогда как его влияние на психологическую сферу изучено меньше. При этом в силу активного распространения не всегда правдивых слухов, нарастания страха и тревог в

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.