Д.Д. Васильев УДК 9.904
СТЕЛА ОКУНЕВСКОЙ КУЛЬТУРЫ С ТЮРКСКОЙ РУНИЧЕСКОЙ НАДПИСЬЮ И ТАМГОЙ (Курган Уйтаг, Хакасия)
Знакомьтесь: член редакционной коллегии журнала Васильев Дмитрий Дмитриевич (р. 11.10.1946,
Москва), востоковед. Член-корреспондент РАЕН (2002), действительный член Турецкого лингвистического (2000) и Венгерского востоковедческого (2012) научных обществ. Заслуженный деятель науки Республики Тува (2008). Почетный профессор Казахстанско-Турецкого Университета им. Ходжа Ахмеда Ясави (2004), Кокчетавского госуниверситета им. Ч.Валиханова (2009) и др. Член Бюро Российского комитета тюркологов.
В 1971 г. окончил Институт восточных языков МГУ им. Ломоносова по специальности "востоковед-филолог, референт-переводчик турецкого языка". В 1983 году защитил кандидатскую диссертацию по теме "Графический фонд памятников тюркской рунической письменности" в Институте востоковедения (Москва) и с 1971 г. работает в ИВ РАН, с 1993 г. - заведующий отделом истории Востока. С 1995 г. профессор РГГУ (Москва), с 2001 г. - там же директор Российско-Турецкого учебно-научного центра.
В 1973-1995 гг. и в 1999-2015 гг. руководил экспедиционной исследовательской группой в тюрко-язычных районах Южной Сибири. Является автором открытия ряда памятников тюркской рунической письменности. В 1989-1990 гг. участвовал в подготовке и проведении (в 1995-1996 гг. директор) этно-археологических выставок по истории кочевых цивилизаций Евразии, экспонировавшихся за рубежом.
С 1989 избирается вице-президентом Общества востоковедов АН СССР (с 1991 - РАН). Является членом редсоветов и редколлегий многих российских и зарубежных научных журналов.
Автор 7 монографий и 250 научных публикаций. Под его руководством 9 чел. защитили кандидатскую, 3 - докторскую диссертации.
Главные направления научных исследований: история и филология тюркских народов, тюркское источниковедение, история отечественного востоковедения, восточная эпиграфика.
Научные труды: Графический фонд памятников тюркской рунической письменности азиатского ареала. М., ГРВЛ, 1983; Корпус тюркских рунических памятников бассейна Енисея. Л., Наука, Ленинградское отделение. 1983; "ORHUN" (ОРХОН. Памятники древнетюркской письменности). Издание Агентства ТИКА МИД Турецкой Республики. In volio - 80 p.; Крым в прошлом ("Bir zamanlar Kirim"), Издание Турецкого исторического общества", Серия XXXI, №9 (Анкара, 2006 (Иллюстрированная монография на двух языках). 254 с; Корпус рунических надписей Южной Сибири. Т.1. Древнетюркская эпиграфика Алтая. Серия: "Памятники тюркской письменности", Астана, 2013, 268 с.; Из Центральной Азии в Анатолию. Город и человек. Иллюстрированная монография по истории отечественного востоковедения (на русском, английском и турецком). Анкара, 2013. 380 с.
Introducing a member of the editorial board of our journal Vasilyev Dmitry D. (b. 11.10.1946, Moscow), Turcologist, Orientalist. Corresponding member of the Russian Academy of Natural Sciences (2002), Full Member of Turkish linguistic society (2000) and Hungarian Orientalists' society (2012). Honourable worker of science of the Republic of Tuva (2008). Honourable professor of the Kazakhstan-Turkish University of Hoja Ahmed Yasevi (2004), professor of the Ch. Valikhanov Kokchetav state university (2009), professor of the Turkish State University of Ushak (2011), etc. Member of the Bureau of the Russian Committee of turcologists.
In 1971 graduated from the Institute of Oriental languages, Lomonosov Moscow State University as "An orientalist-philologist, interpreter of the Turkish language". In 1983 wrote in the Institute of Oriental Studies of the Academy of Sciences of the USSR an Ph.D. dissertation on the subject "Graphic Fund of Monuments of Turkic Runic Writing".
Since 1971 worked at the Institute of Oriental Studies of the Russian Academy of Sciences, since 1993 Head of the Department of History of the Orient). Since 1995 professor of the Russian state University for the Humanities (RGGU, Moscow), since 2001 - in the same place director of the Russian-Turkish educational and scientific centre.
© Васильев Д.Д.,2015
In 1973-1995 and in 1999-2015 directed field research groups in the Turkic-speaking regions of Southern Siberia. D. Vasilyev is the scholar who of discovered a number of monuments of Turkic runic script. In 19891990 participated in preparing and staging, and in 1995-1996 was the director of ethno-archaeological exhibitions on the history of the nomadic civilizations of Eurasia exhibited abroad.
Since 1989 he was elected vice-president of the Society of Orientalists of the Academy of Sciences of the USSR (from 1991 - the Russian Academy of Sciences). D. Vasilyev is the member of editorial boards of many Russian and foreign scientific journals. D. Vasilyev holds the state and departmental scientific awards.
D. Vasilyev is the author of 7 monographs and 250 scholarly publications. Under his guidance 9 graduate students prepared their Ph.D. dissertations, and 2 - doctor's theses.
The main research area: history and philology of the Turkic peoples, Turkic source study, history of domestic Oriental studies, Oriental epigraphics.
Scholarly works: Graphic fund of monuments of Turkic runic writing of the Asian area, M., GRVL, 1983; Corpus of Turkic runic monuments of the Yenisei basin, L., "Nauka", Leningrad office. 1983; "ORHUN" (ORKHON. Monuments of Old Turkic writing"). Türkiye Di§ í^leri Bakanligi Yayinlari, Ankara, 1995, Edition of TIKA Agency of the Ministry of Foreign Affairs of the Republic of Turkey. In volio - 80 p.; Orthodox shrines of the Balkans, "Liki Rossii", SPb. 2004, 128 p.; (with coautors), The Crimea in the Past ("Bir zamanlar Kirim") -In: Publications of the Turkish historical society, the XXX1 Series, No. 9, Ankara, 2006 (An illustrated monograph in two languages), 254 p.; Corpus of Turkic runic inscriptions of Southern Siberia. Vol.1, Drevnetyurkskaya epigrafika of Altaja. "Monuments to the Turkic writings" series. Astana, 2013, 268 p.; "From Central Asia to Anatolia. Cities and persons". An illustrated monograph on histories of domestic Oriental studies in three languages: Russian, English and Turkish. The monograph was carried out by the Union of municipalities of the Turkic world. Ankara, 2013, 380 p.
Аннотация
В Аскизском районе Республики Хакасия в урочище Уйтаг археологами найдена стела с тюркскими руническими надписями на вертикальных плоскостях стелы и на ее вершине. Поверхность каменной стелы значительно разрушена и текст восстанавливается с трудом. Работа по реконструкции надписи в настоящее время идет к завершению. Внимание привлекает необычная родо-племенная тамга, которая имеет аналоги в китайских источниках по истории енисейских кыргызов. Такого типа памятники, из числа хранящихся в музеях Абакана и Минусинска, составившие в прошлом лучшие образцы тюркской руники енисейских кыргызов, не обнаруживались здесь археологами уже на протяжении почти столетия.
Ключевые слова: Древнетюркские рунические памятники, енисейские кыргызы, родовые тамги тюрков Южной Сибири, китайские источники по истории тюркских кочевников, Хакасский национальный краеведческий музей, Эпиграфическая экспедиция ИВ РАН.
D.D. Vasilyev
A STELE OF THE OKUNEV CULTURE IN KHAKASSIA FROM THE AYTAG KURGAN WITH TURKIC RUNIC INSCRIPTION AND A TAMGA (PRELIMINARY PUBLICATION).
Abstract
A new stone stele with Turkic runic inscriptions was found at Uytag, Askiz region, Republic of Khakassia. The surface of the stele is heavily damaged, and it is difficult to reconstruct the full text on it. Now the work on reconstruction of the stele is going to be finished. An unusual tribal tamga that has parallels in the Chinese sources on the history of Yenissei Kirgiz tribes, draws attention. Monuments of such type, from the number of the best examples of Old Turkic runics of ancient Kirgiz tribes, exibeted at the museums of Abakan and Minussinsk, haven't been discovered here by archeologists for almost 100 years.
Key words: Old Turkic Runic monuments, Yenissey Kirgiz, tribal tamgas of Turks of Southern Siberia. Chinese sources on history of Turkic nomads, Khakassia state local history museum, epigraphical expedition of the Institute of Oriental Studies of RAS.
СТЕЛА ОКУНЕВСКОЙ КУЛЬТУРЫ С КУРГАНА УЙТАГ В ХАКАСИИ С ТЮРКСКОЙ РУНИЧЕСКОЙ
45
Археологическая экспедиция Хакасского отделения Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры осенью 2014 г. проводила раскопки на территории Усть-Абаканского, Аскизского районов, вдоль автотрассы Абакан -Аскиз Республики Хакасия. Работы проводились на основании открытого листа, выданного В.С. Зубкову. В проведении полевых работ также принимали участие Балахчин В.П., Плинта Т.А., Тетерин Ю.В.
Могильник Уйтаг-10 расположен на степном участке современной пашни, в 6 км юго-восточнее села Усть-Камышта. Он включает 9 курганов, расположенных двумя группами по линии с юго-запада на северо-восток. В 50 м к северу от юго-западной группы курганов обнаружена перемещенная каменная стела, предположительно окуневского времени.
Стела прямоугольной формы с немного расширяющимся нижнем концом, размерами 2,5 х 0,65 х 0,5 м. (Рис. 1-2) Камень тщательно обработан, угловые грани сглажены. На всех четырех плоскостях стелы просматриваются рунические письмена, на одной из сторон в нижней части памятника высечены две тамги. Форма камня, личина и солярный знак на лицевой стороне позволяют предположить, что стела относится к окуневской археологической культуре (XVIII-XIII вв. до н.э.) и была использована в более позднюю эпоху для нанесения надписей (VIII-IX вв. н.э.).
Стела вывезена в июне 2015 г. В.Я. Бута-наевым, которому принадлежит первая опубликованная электронная информация о находке1, при содействии местной администрации в Хакасский национальный краеведческий музей, где памятник установлен в экспозиции. С разрешения директора музея А.И. Готлиба памятник был обследован и скопирован нами с помощью А.Д. Васильева в августе этого года.
На всех четырех плоскостях и на вершине стелы прослеживаются восемь строк рунических надписей, по стилю нанесения и графике характерных для эпиграфических памятников енисейских кыргызов. Значительные разрушения поверхности камня затрудняют полную реконструкцию текста. Тем не менее, фрагменты надписи поддаются чтению и работа по восстановлению композиции и порядка чтения строк готовится нами к публикации и близка к завершению.
На плоскости, условно обозначенной нами
как «Южная», имеются две короткие вертикальные строки, ниже которых высечены две тамги.
Нижняя нанесена, по-видимому, позже верхней и является более поздним дополнением, так как композиционно она несколько сдвинута от центра плоскости. Верхняя - имеет вид двух параллельных изогнутых дуг, соединенных посередине осевой линией. Длина линии - 10 см, ширина размаха дуг - 15 см. По замечанию В.Я. Бутанаева, подобные тамги на известных памятниках кыргызской письменности Енисея ранее не встречались. Однако они до сих пор бытуют среди тюркских родо-племенных там-говых знаков. Аналогичные родовые тамги под названием «харахус танма» - т.е. орлиная тамга, имелись у сеоков кеджин (букв. беркут), бельтыр (букв. метисы), чыстар (букв. черневые) и под названием «пага танма», т.е. лягушечья тамга у сеоков хобый и сайын [1].
Ю.А. Зуев в своей работе «Тамги лошадей из вассальных княжеств (Перевод из Китайского сочинения VIII-Х вв. Танхуйао)» дает таблицу тамг из "Тан хуэй яо" [2].
А.Е. Рогожинский провел сверку издания Ю.А. Зуева с оригинальными изображениями в виде таблицы [3]. Еще одна таблица приводимая Рогужинским А.Е. также представляет интересные аналоги [4]. Ю.А. Зуев, опубликовавший этот источник в 1960 г., пользовался изданием «Тан хуэй яо» 1955 г., но казахстанский археолог А.Е. Рогожинский недавно сличил его с изданием 1884 г. и обнаружил ряд несоответствий в публикации Ю.А. Зуева - они вызваны как расхождением в самих изданиях источника (например, в издании 1955 г. изображения просто использован иероглиф чу щ), так и типографскими проблемами при издании таблицы знаков к статье Ю.А. Зуева.
Аспирант Института востоковедения РАН В.В. Тишин обратил мое внимание на то, что воз можные аналоги этой необычной кыргызской тамги могут быть обнаружены в китайских источниках. И действительно - в обеих таблицах, приводимых А.Е.Рогужинским, первым пунктом обозначено племя цзе-гу (киргут по Ю.А. Зуеву). Там приводятся варианты изображении тамг в «Тан хуэй яо» по изданиям 1884 и 1955 гг., а также включена таблица из работы Ю.А. Зуева. Верхняя тамга, интерпретацию которой по В.Я.Бутанаеву мы привели выше, на новонайденной стеле имеет полное сходство с известной из цз. 72 «Тан хуэй яо» тамгой племени гэ-гу (вар. хэ-гу) Ш',
чье название является передачей этнонима кыр-кыз (< *yat-*kust < *yi'r/*ir - *qur/*qut/*quz). Такая транскрипция наряду с другими вариантами фигурирует в источниках суйско-танской эпохи (подробнее об этом транскрипционном варианте см., напр., статью С.Е. Яхонтова в «СЭ», 1970, № 2). Вероятно, сходство мнимое и базируется на чисто формальных признаках, но сам факт совпадения форм, не имеющей аналогов среди других тамг, зафиксированных в «Тан хуэй яо», наверное, может быть очень интересным. Подобное упоминание в китайских источниках тамги, обнаруженной на новонайденной стеле, позволяет предположить, что памятник принадлежит представителю высшей знати енисейских кыр-гызов и повествует о подвигах военачальника, известного далеко за пределами родовых территорий.
ИСТОЧНИКИ И ЛИТЕРАТУРА
1. Бутанаев В.Я. Степные законы Хонгорая, Абакан, 2004. № 390. - 416 с.
2. Новые материалы по древней и средневековой истории Казахстана. Алма-Ата: Изд-во АН КазССР, 1960 (Труды Института истории, археологии и этнографии АН КазССР. Т. VIII), с. 132.
3. Рогожинский А.Е. Тамги-петроглифы средневековых кочевников Казахстана: итоги новейших исследований и перспективы дальнейшего изучения // Историко-культурное наследие и современная культура // «Тарихи-мэдени м^ра жэне заманауи мэдениет» хальщаральщ Fылыми-тэжiрибелiк семинарыньщ ма-териалдар жинаFы / Сборник материалов международного научно-практического семинара «Историко-культурное наследие и современная культура» [30 ноября 2012 г. Алматы, 2012]. Алматы: Service Press, 2012. С. 99, табл. 3, стк. 1).
4. Рогожинский А.Е. Проблемы изучения удо-стоверительных знаков средневековых кочевников Казахстана // Известия Национальной академии наук Республики Казахстан. Сер. общ. и гум. наук. 2013. № 3. С. 239, рис. 6, стк. 1
REFERENCES
1. Butanaev V.J. Stepnye zakony Hongoraja [Steppe laws of the Khongoray], Abakan, 2004. № 390. - 416 p
2. Novye materialy po drevnej i srednevekovoj istorii Kazahstana. Alma-Ata: Izd-vo AN KazSSR, 1960 (Trudy Instituta istorii, arheologii i jetnografii AN KazSSR. T. VIII) [New materials on ancient and medieval history of Kazakhstan]. Almaty: Publishing House of the Kazakh SSR, 1960 (Proceedings of the Institute of History, Archeology and Ethnography of the Kazakh SSR. T. VIII))
3. Rogozhinsky A.E. Tamgi-petroglify srednevekovyh kochevnikov Kazahstana: itogi novejshih issledovanij i perspektivy dal'nejshego izuchenija //Istoriko-kul'turnoe nasledie i sovremennaja kul'tura [Tamgas-petroglyphs of the medieval nomads of Kazakhstan: results of the latest research and prospects of further study // Historical and cultural heritage and modern culture // «Tarijhi- mэdeni mura zhэne zamanaui mэdeniet» haly^araly^ Fylymi-tэzhiribelik seminarynyn Materialdary zhinaFy / Collected materials of the international scientific-practical seminar «Historical and cultural heritage and contemporary culture»] November 30, 2012 Almaty, 2012. Almaty: Service Press, 2012. pp 99, Table. 3 STK. 1. [InRuss.].
4. Rogozhinskij A.E. Problemy izuchenija udostoveritel'nyh znakov srednevekovyh kochevnikov Ka-zahstana //Izvestija Nacional'noj akademii naukRespub-liki Kazahstan. [Problems in the Study of identification marks of medieval nomads of Kazakhstan ] In: Proceedings of the National Academy of Sciences of the Republic of Kazakhstan. Ser. Society. and gum. Sciences. 2013. № 3. S. 239, Fig. 6 STK. 1.