Научная статья на тему 'Stefanos: сборник научных работ памяти А. Г. Соколова / под ред. Проф. А. П. Авраменко; сост. Е. Г. Домогацкая, Е. А. Певак. М. : макс Пресс, 2008. - 360 с'

Stefanos: сборник научных работ памяти А. Г. Соколова / под ред. Проф. А. П. Авраменко; сост. Е. Г. Домогацкая, Е. А. Певак. М. : макс Пресс, 2008. - 360 с Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
83
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Stefanos: сборник научных работ памяти А. Г. Соколова / под ред. Проф. А. П. Авраменко; сост. Е. Г. Домогацкая, Е. А. Певак. М. : макс Пресс, 2008. - 360 с»

ВЕСТНИК МОСКОВСКОГО УНИВЕРСИТЕТА. СЕР. 9. ФИЛОЛОГИЯ. 2009. № 4

КРИТИКА И БИБЛИОГРАФИЯ

STEFANOS: Сборник научных работ памяти А.Г. Соколова / Под ред. проф. А. П. Авраменко; сост. Е.Г. Домогацкая, Е.А. Певак. М.: МАКС Пресс, 2008. - 360 с.

В декабре 2008, спустя четыре года после смерти профессора Алексея Георгиевича Соколова, вышел в свет посвященный его памяти сборник «Stefanos» - «венок» статей, написанных учениками и друзьями А.Г. (так они его называли, и мы, не входящие в «близкий круг», привыкли к этому имени).

В памяти многих филфаковцев, чьи студенческие годы пришлись на 1980-е, А.Г. Соколов остался не деканом, которого старшее поколение вспоминает чаще всего добрым словом, а типичным профессором старой, «ифлишной» закалки, человеком немногословным; но если он вступал в беседу, то тогда уже каждое его слово казалось весомым, запоминалось надолго, пожалуй навсегда.

В 1938 он поступил в ИФЛИ, а заканчивал уже филологический факультет Московского университета. Затем была Великая Отечественная война, Ленинградский фронт, Кенигсберг, демобилизация - и возвращение на факультет, работа на котором началась в 1949 г. Кандидатская диссертация А.Г. Соколова посвящена М. Горькому-сатирику, а в целом круг его научных интересов - русская литература рубежа XIX-XX вв., то, что мы сейчас называем литературой Серебряного века. В наше время тема детально исследованная, но тогда, когда ею увлекся А.Г. Соколов, мало изученная, прежде всего потому, что многие имена попросту нельзя было упоминать. Одним из первых он начал писать о таких «маргинальных» личностях, как Н. Гумилев и М. Кузмин, Б. Садовской и М. Арцыбашев и т.д., и т.д. Достаточно вспомнить главный труд А.Г. Соколова - учебник «История русской литературы конца XIX - начала XX века» (1979), где впервые в целом был представлен этот удивительный по насыщенности идеологическими, эстетическими, философскими, религиозными идеями период истории нашего искусства, и литературы, конечно же, прежде всего.

В начале 1990-х А.Г. Соколов смог реализовать давнюю свою мечту - заняться созданием курса литературы русского зарубежья. И каждое начинание было не единоличным его делом, но всегда «обрастало» кругом единомышленников-учеников. Со стороны мы с завистью наблюдали за тем, как соколовская «когорта», увлеченная

учителем, дружно принималась за реализацию очередного грандиозного проекта. И видно было, что не амбиции, не карьера и, упаси Бог, не деньги становились стимулом к участию в этом «общем деле», а само «общее дело», которое превращалось в поле для широкой научной дискуссии. А в центре этого «дела» стоял умудренный опытом ученый, и ему не зазорно было «на равных» общаться со вчерашними студентами, аспирантами, вести научные и околонаучные споры, а попутно учить тому, без чего не существует историка литературы, - работе с источниками, умению не только накапливать, но анализировать материал, обобщать и, по мере сил, вычерчивать стройную картину эпохи фантастических взлетов и падений русского словесного искусства.

О круге интересов А.Г. Соколова можно судить по изданному в его память сборнику, где представлены работы тех, кто был рядом с ним в течение нескольких десятков лет, вместе с ним участвовал в разработке научной базы современного курса русского зарубежья и литературы Серебряного века. Не случайно в этой книге собраны не комплиментарные, а научные статьи, которые дополнены публикацией материалов: пьеса Г. Чулкова «Невеста» (подгот. текста и вступ. ст. проф. М.В. Михайловой) с приложением рецензии Ф. Батюшкова; отрывки из книги А. Ремизова «Звезда надзвездная» (подгот. текста и вступ. ст. Н. Мочаловой); редакционные «реплики» журнала «Золотое руно» (подгот. текста и вступ. ст. Е.А. Певак); роспись содержания берлинской «Эпопеи» (сост. и вступ. заметка Е.Г. Домогацкой).

Эти работы составили вторую часть сборника - «Публикации. Библиография». Первая включает статьи и корифеев, и ученых среднего поколения, и начинающих авторов. Профессор А.Н. Нико-люкин - бессменный редактор подготовленных ИНИОН сборников по истории русского зарубежья - представлен в «Stefanos» статьей «Многополярность литературного зрения», где он анализирует феномен творческой личности В.В. Розанова, применяя фолкнеровскую методу - «тринадцать способов взглянуть на черного дрозда».

В память о рано ушедшем из жизни проф. Б.С. Бугрове - ученике А.Г. Соколова, до конца жизни возглавлявшем кафедру истории русской литературы XX века, -републикована его статья, написанная для «Гданьских научных тетрадей» и напечатанная в Польше в 1967 г. (подгот. текста и вступ. заметка проф. А.П. Авраменко), - «Ранние рассказы Леонида Андреева (проблемы, образы, стиль)». Статья, как пишет во вступительной заметке А.П. Авраменко, выбрана не случайно. Б.С. Бугров мечтал вернуться к ней и, переработав, опубликовать в одном из журналов; кроме того, в ней Бугров одним из первых обратил внимание на проявляющиеся в творчестве Андреева черты экспрессионизма - метода, в русской литературе обнаружившегося на четверть века раньше, чем в западноевропейской.

Профессор А.П. Авраменко «изменил» стихам и опубликовал в сборнике памяти учителя статью, посвященную самому, пожалуй, загадочному прозаическому произведению Андрея Белого, - «Повесть «Серебряный голубь» Андрея Белого - мистерия или фарс духовного преображения России», - в которой размышляет о том, каким Белому виделся путь корабля по имени «Россия», движущегося между вечными нашими Сциллой и Харибдой - Востоком и Западом.

Профессор М.В. Михайлова, в последнее время все силы отдающая возрождению интереса к несправедливо «забытым именам», без которых история русской литературы рубежа веков не будет полной, в первый раздел сборника поместила статью («Проблема «интеллигенция - народ - революция» в творческом сознании И.А. Новикова»), посвященную малоизвестному ныне писателю И.А. Новикову, послужившему прототипом Христофорова - центрального персонажа чудесной повести Б. Зайцева «Голубая звезда».

«Солнце мертвых» И.С. Шмелева анализирует в своей статье еще одна представительница кафедры истории русской литературы XX века, где долгие годы профессорствовал А.Г. Соколов, -Н.М. Солнцева. В статье «Крымский текст в «Солнце мертвых» И.С. Шмелева» исследовательница анализирует созданное автором многослойное пространство, где есть и жестокая реальность гражданской войны, и крымский миф, замешанный на античных сказаниях, поддержанный русской литературной мифологией XIX и начала XX в.

Теоретический аспект доминирует в работах профессора той же кафедры С.И. Кормилова и доц. А.В. Леденёва.

С.И. Кормилов в статье «Города в поэзии Ахматовой» подвергает подробнейшему «статистическому» анализу топонимику текстов Ахматовой, доказывая неправомочность тезиса о камерном характере ее поэзии, тяготеющей, как он утверждает, не столько к лирике, сколько к эпике.

А.В. Леденёв столь же педантично препарирует словесную ткань набоковской прозы в статье «Выразительные возможности авторской пунктуации в произведениях В. Набокова». Мировоззренческая концепция Б. Зайцева исследована в статье «Путь приближения к Истине» А.С. Карпова - профессора дружественного Московскому университету РУДН, в течение долгих лет плодотворно взаимодействующего с кафедрой русской литературы XX века.

Несколько в стороне от основной тематики сборника статьи О.С. Левченковой («Трансформация образа шалуна в русской детской литературе второй половины XX века») и М.А. Самариной («Идеи романа Л. Толстого «Война и мир» в романе Л.Е. Улицкой «Искренне ваш Шурик»»). Но, вероятно, не тематическое, а единство другого рода хотели продемонстрировать авторы и составители сборника,

сделав возможным представление широкого спектра интересов ученых, избравших предметом своих научных исследований русскую литературу XX века.

Масштабная проблема освещена в статье Н.С. Тугариновой -«Античная философия в концепции трагического Вячеслава Иванова», в основе которой материалы диссертационного исследования, подготовленного под руководством проф. А.П. Авраменко.

Непосредственное отношение к теме русского зарубежья имеет статья В.В. Сорокиной «Проблемы современного литературного процесса в критике русского Берлина 20-х годов XX века», представляющая собой обзор литературной критики в русскоязычных берлинских периодических изданиях.

Периодике - отечественной - посвящена статья В.П. Голубковой «Эстетическая концепция журнала «Весы» в контексте модернистской журналистики рубежа XIX-XX веков». Исследовательница анализирует специфику публицистики и литературной критики в «Весах» в параллели с эстетическими исканиями символистов и их выступлениями в журнале, обращая внимание прежде всего на противоречивость их мировоззренческих концепций - на свойственное представителям культурной элиты «многодушие» (Ф. Степун).

Интересные проблемы рассматриваются в статьях Л.Г. Кихней («"Мемориальная" лирика Ахматовой: авторские установки и жанровая традиция») и Р.С. Спивак(«Слово-весть, слово-коммуникация, слово-заряд энергии (Блок, Бунин, Маяковский)»). Опираясь на суждение М. Бахтина о жанре как «представителе творческой памяти в процессе литературного развития» (с. 166), Л.Г. Кихней исследует жанровую парадигму ахматовской лирики, сосредоточившись на стихотворениях, которые она определяет как мемориалии, близкие по структуре эпитафиям. Р.С. Спивак, характеризуя концепциии поэтического слова Бунина, Блока и Маяковского, с одной стороны, проецирует их на художественные системы - реализм, символизм и авангард, с другой - увязывает с творческой индивидуальностью автора.

А открывается сборник концептуальной статьейД.Д. Николаева «Кризис сознания или сознание кризиса?», где речь идет о судьбах русской беллетристики рубежа XIX-XX вв. в контексте тех изменений, которые происходили в издательской политике, обусловленные переменами в составе читательской аудитории, в целом - сменой ориентиров в общественном и философском сознании.

Читая статьи, разные по стилю, по тематике, по характеру освещения вопросов теории и истории русской литературы рубежа XIX-XX и начала XXI в., приходишь к выводу, что написаны они не по «остаточному принципу», а для того, чтобы не угасала память о «глубоко чтимом... мэтре русской филологии» (с. 11), - так пишет о

А.Г. Соколове один из многих его учеников - турецкий исследователь и переводчик А. Бехрамоглу, ныне возглавляющий кафедру русской филологии Стамбульского университета. И самые проникновенные слова мы находим в заметке «От редакции»: «Есть люди как бы очень значительные при жизни, но их след быстро теряется после их ухода. А есть другие: своеобразный вакуум... возникающий с отсутствием их личности, не так-то просто заполняется. Именно таким человеком и ученым был Алексей Георгиевич» (с. 7).

И.Л. Анастасьева

Сведения об авторе: Анастасьева Ирина Леонидовна, канд. филол. наук, доц. факультета иностранных языков и регионоведения МГУ имени М.В. Ломоносова. E-mail: anasirina@yandex.ru

ВЕСТНИК МОСКОВСКОГО УНИВЕРСИТЕТА. СЕР. 9. ФИЛОЛОГИЯ. 2009. № 4

Гудков В.П. ИССЛЕДОВАНИЕ ЧАСТНЫХ ВОПРОСОВ ИСТОРИИ СЛАВЯНСКИХ ЯЗЫКОВ: Сб. научн. трудов. М.: Изд-во Моск. ун-та, 2007. -124 с.

Рецензируемый сборник научных трудов известного российского сербокроатиста, слависта широкого профиля, представителя московской славистической школы Владимира Павловича Гудкова близок по жанру к одному из его предыдущих изданий (Гудков В.П. Славистика. Сербистика: Сб. статей. М.: Изд-во Моск. ун-таь, 1999. - 208 с.), вызвавшего интерес и позитивный отзыв специалистов как в нашей стране, так и и за рубежом.

Высокая оценка работ русского ученого сербской научной общественностью выразилась не только в появлении ряда откликов на названный сборник статей, но и в присуждении автору учрежденной Обществом славистов Сербии премии, носящей имя крупнейшего сербского лингвиста второй половины ХХ в. акад. Павла Ивича, светлой памяти которого русский славист посвятил свой труд. Книга В.П. Гудкова переведена Вукицей Джяпа-Иветич на сербский язык и издана в Белграде в рамках серии «Исследования о сербах» (2005).

В новую книгу В.П. Гудкова включены статьи и тезисы его докладов на научных конференциях. Открывает сборник статья, впервые опубликованная еще в 1963 г.: «Из истории славянского глагольного вида» (Вопросы языкознания. 1963. № 1. С. 86-89). Это был текст реферата, подготовленного аспирантом В.П. Гудковым к экзамену кандидатского минимума. В работе содержалось ориги-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.