Научная статья на тему 'V Соколовские научные чтения'

V Соколовские научные чтения Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
76
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «V Соколовские научные чтения»

V Соколовские научные чтения

V Соколовские научные чтения, прошедшие на филологическом факультете МГУ имени М.В. Ломоносова 26 октября 2017 г., имели подзаголовок «Реализм и не-реализм на рубеже эпох: XVIII / XIX - XIX / XX -XX / XXI вв.» и были посвящены совершенно разноплановым на первый взгляд литературным явлениям, объединенным не временем, не пространством, не общностью эстетических устремлений авторов, а той «рубежностью» идейно-художественного сознания, исследование различных манифестаций которой необходимо для понимания цикличности мирового историко-литературного и историко-культурного процесса в целом. Впрочем, в силу специфики научных интересов филологов «соколовского круга» основное внимание все-таки было уделено русской литературе и особенностям ее рецепции за рубежом.

Проф. М.М. Лоевская (МГУ) в докладе «Русская агиография рубежа веков (XX-XXI)» подчеркнула, что житие - это всегда знамение времени, чем и объясняются новации в агиографической литературе на сломе эпох. Отличительной чертой современных житий, отметила исследовательница, стало «стремление авторов к "повествовательно-справочной" полноте при описании жизни святых мучеников и исповедников».

Вопросу о многоаспектности оппозиции «реализм - не-реализм», рассмотренной на временном отрезке между рубежом XVШ-XIX и рубежом XX-XXI вв., посвятила свой доклад н. с. Е.А. Певак (МГУ). Современный реализм, по ее мнению, уходит от «лобовых» оппозиций типа «индивидуальное - коллективное», «индивидуалистическое - общественное», «социальное - антисоциальное»: «Сегодня можно говорить о "барочной" модели освоения действительности в реализме, сосредоточенном, с одной стороны на нюансах человеческого существования, с другой - на создании многомерной, сложной картины мира, когда свободно варьируются традиционные для реализма эстетические и стилистические нормы».

Доц. Е.В. Иванова (МГПУ), рассматривая поэтику индивидуального стиля Е. Евтушенко, отметила его близость к футуристам, «заявившим миру о новациях в области поэтической формы»: «С их легкой руки вошла в поэзию Е. Евтушенко знаменитая лесенка, яркая образность, широкая автокоммуникативная позиция».

Е.Г. Домогацкая

Проф. А.Г. Шешкен (МГУ) представила содержательный обзор истории изучения русского авангарда в трудах сербских литературоведов за период с 1990 по 2016 г. Речь прежде всего шла о фундаментальных работах представителей «Белградской школы» М. Стойнич и Б. Косановича, а также о материалах конференций, прошедших в Белградском университете.

Проф. Н.М. Солнцева (МГУ) в докладе «О вкусе поэтов к крови» говорила об абстрактном оправдании жертвенного (или искупительного) кровопролития как об одной из провокаций модернистского сознания -и как об одном из эпизодов в творческой биографии В. Маяковского («Война и мир») и Н. Клюева (лирика революционного периода).

Проф. М.В. Михайлова и асп. Т.В. Левицкая (МГУ) представили ценный - в первую очередь в силу своей малоизученности и малодоступности - материал о рецепции периодической печатью 1903-1904 гг. публицистической и лекторской деятельности Н.А. Лухмановой (1841-1907)».

Особенности использования приема игры в реалистической и постмодернистской реконструкции исторического прошлого на примере повести В.П. Некрасова «Саперлипопет, или Если бы да кабы, да во рту росли грибы» (1983) и романа Ю.В. Буйды «Ермо» (1996) проанализировала н.с. В.Г. Моисеева (МГУ).

Н. с. А.Н. Красовец (ИНИОН РАН) обратилась к истории деятельности группы поэтов-биокосмистов (1920-1923), рассмотрев ее в контексте философии русского космизма и искусства авангарда.

Магистрант Т.А. Большакова (МГУ) рассмотрела процесс канонизации Николая II с точки зрения сложившихся православных канонов причисления к лику святых.

Анализ идей и наблюдений Леона Штильмана, впервые озвученных им в 1958 г. на IV Международном конгрессе славистов и вызвавших бурную дискуссию на тему реализма - не-реализма в «Евгении Онегине» А.С. Пушкина, представила на суд собравшихся доц. И.Л. Анастасьева (МГУ).

В докладе ст. н. с. В.В. Сорокиной (МГУ) «"Модернизированная проза" европейской литературы рубежа XX-XXI веков» была дана характеристика наиболее значимых факторов, определивших специфику современного литературного процесса, и сделан вывод о «явном сближении путей развития русской и западной литератур, которые большую часть ХХ в. представляли собой два ярко выраженных направления европейской литературы».

Ст. н. с. Т.Н. Белова (МГУ), говоря о роли литераторов и критиков русского зарубежья в становлении англо-американской русистики в 1920-

1950-е гг., отметила, что труды эмигрантов первой и второй волны способствовали популяризациирусской духовнойкультуры в Великобритании и США и стали катализатором вначале интереса к русской литературе, а затем и бурного подъема англо-американской русистики.

Доклад ст. н. с. Т.Я. Орловой (МГУ) был посвящен анализу книги М. Цетлина «Декабристы», вышедшей в 1933 г. в издательстве «Современные записки» (Париж) и сочетающей в себе элементы документально-исторического и художественного произведения.

Ст. н. с. О.В. Розинская (МГУ) рассказала об основных тенденциях в современной польской литературоведческой русистике, подчеркнув широкий спектр изучаемых ею проблем и достойный уровень научной оценки литературного процесса в России.

О литературно-критических выступлениях шахматиста, драматурга и театрального критика Е.А. Зноско-Боровского в журнале «Аполлон» говорила в своем сообщении н. с. Е.Г. Домогацкая (МГУ). Автор комедии «Обращенный принц», поставленной В.Э. Мейерхольдом, Георгиевский кавалер, секундант Н.С. Гумилева на дуэли с М.А. Волошиным, Зноско-Боровский был весьма примечательным персонажем петербургской культурной жизни рубежа 1900-1910-х гг., и его наследие несомненно заслуживает внимания историков литературы.

Доклад ст. н. с. А.В. Злочевской (МГУ) «Роман В. Набокова "Приглашение на казнь": духовная индивидуальность в фокусе метафизических и металитературных проблем» содержал анализ внутренней структуры романа, в аллегорической форме воссоздающего модель бытия индивидуального сознания главного героя «в центре трехчастной картины мира: в фокусе сплетения эмпирической - трансцендентной - металитера-турной реальностей». По мнению докладчика, именно в «Приглашении на казнь» набоковский герой впервые «оказывается не жертвой, не безвольной игрушкой трех сил мироздания, но творцом своей судьбы».

Оживленные дискуссии свидетельствовали об актуальности проблематики докладов, а также и о том, что Соколовским чтениям удалось сохранить и передать атмосферу дружеской и всегда заинтересованной полемики, царившую на научных семинарах проф. А.Г. Соколова.

Е. Г. Домогацкая

Сведения об авторе: Домогацкая Екатерина Григорьевна, научный сотрудник лаборатории «Русская литература в современном мире» филологического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова. E-mail: arabella67@gmail.com.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.