Научная статья на тему 'СТАЖИРОВКА РУКОВОДЯЩИХ РАБОТНИКОВ И СПЕЦИАЛИСТОВ КАК ИННОВАЦИЯ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ'

СТАЖИРОВКА РУКОВОДЯЩИХ РАБОТНИКОВ И СПЕЦИАЛИСТОВ КАК ИННОВАЦИЯ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
69
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТАЖИРОВКА / РУКОВОДЯЩИЕ РАБОТНИКИ / СПЕЦИАЛИСТЫ / ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ВЗРОСЛЫХ / ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ / АКАДЕМИЯ УПРАВЛЕНИЯ ПРИ ПРЕЗИДЕНТЕ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ / ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОРГАН / ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЗАКАЗ / РЕГИОНАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА / СУБЪЕКТЫ ХОЗЯЙСТВОВАНИЯ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Храмцова Ф. И., Берняк И. А., Селивоник Т. А.

Предпринята разработка инновационной формы стажировки руководящих кадров и специалистов на примере Академии управления при Президенте Республики Беларусь. Раскрыты особенности методологии стажировки, принципы образовательной подготовки, единства теории и практики, комплексного метода выполнения государственного заказа. Проведен контент-анализ правовой базы стажировки руководящих кадров и специалистов в Республике Беларусь. Изложены инновационные аспекты стажировки на базе организационной структуры Минского областного исполнительного комитета. Раскрыты достигнутые результаты учебной программы стажировки на уровне практических предложений слушателей по вопросам диверсификации региональных экономик, повышения инвестиционного потенциала и работы с обращениями граждан и юридических лиц.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Храмцова Ф. И., Берняк И. А., Селивоник Т. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TRAINING FOR LEADING EMPLOYEES AND SPECIALISTS AS AN INNOVATION TO INCREASE THE EFFICIENCY OF PUBLIC ADMINISTRATION IN THE REPUBLIC OF BELARUS

The development of an innovative form of training for management personnel and specialists was undertaken on the example of the Academy of Management under the President of the Republic of Belarus. The features of the internship methodology, the principles of educational training as a unity of theory and practice, a comprehensive method of fulfilling the state order are revealed. A content analysis of the legal framework for training executives and specialists in the Republic of Belarus was carried out. The innovative aspects of the internship based on the organizational structure of the Minsk Regional Executive Committee are outlined. The achieved results of the training program of the internship are disclosed at the level of practical suggestions of students on the diversification of regional economies, increasing investment potential and working with appeals from citizens and legal entities.

Текст научной работы на тему «СТАЖИРОВКА РУКОВОДЯЩИХ РАБОТНИКОВ И СПЕЦИАЛИСТОВ КАК ИННОВАЦИЯ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ»

СТАЖИРОВКА РУКОВОДЯЩИХ РАБОТНИКОВ И СПЕЦИАЛИСТОВ КАК ИННОВАЦИЯ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ

Ф.И. Храмцова1, д-р полит. наук, профессор И.А. Берняк1, специалист стажировки, методист

Т.А. Берняк2, Селивоник, стажер, заместитель председателя по экономике 1Академия управления при Президенте Республики Беларусь 2Минский городской исполнительный комитет (Республика Беларусь, г. Минск)

DOI:10.24412/2500-1000-2021-12-4-66-71

Аннотация. Предпринята разработка инновационной формы стажировки руководящих кадров и специалистов на примере Академии управления при Президенте Республики Беларусь. Раскрыты особенности методологии стажировки, принципы образовательной подготовки, единства теории и практики, комплексного метода выполнения государственного заказа. Проведен контент-анализ правовой базы стажировки руководящих кадров и специалистов в Республике Беларусь. Изложены инновационные аспекты стажировки на базе организационной структуры Минского областного исполнительного комитета. Раскрыты достигнутые результаты учебной программы стажировки на уровне практических предложений слушателей по вопросам диверсификации региональных экономик, повышения инвестиционного потенциала и работы с обращениями граждан и юридических лиц.

Ключевые слова: стажировка, руководящие работники, специалисты, дополнительное образование взрослых, государственное управление, Академия управления при Президенте Республики Беларусь, государственный орган, государственный заказ, региональная экономика, субъекты хозяйствования.

Стратегия совершенствования системы государственного управления в Республике Беларусь направлена на содействие профессиональному росту и повышению квалификации управленческих кадров как фактора эффективности деятельности государственных органов. Государственное управление есть базовый индикатор доверия граждан к институтам власти, ключевой инструмент обеспечения национальной безопасности. Президент Республики Беларусь А.Г. Лукашенко отмечает роль кадрового обеспечения в системе государственного управления. В частности, необходимо не только привлекать квалифицированных и целеустремленных специалистов, способных оперативно решать важные задачи, но и нужны действительно государственные люди. Главная их задача - служить стране и белорусскому народу (Всебелорусское Народное Собрание, 11.02.2021).

В этой связи в Академии управления при Президенте Республики Беларусь в рамках стажировки руководящих работников и специалистов решаются задачи инновационной подготовки управленческих кадров как высоко мотивированных государственных служащих в русле приоритетов политической повестки дня. Методология данной стажировки соответствует государственным стандартам дополнительного образования взрослых, субъектного профессионального развития, расширения диапазона знаний, освоения актуальных практических навыков [1]. Принципы стажировки включают фундаментальные положения системности; научности; единства теории и практики; индивидуализации; дифференциации; самообразования [2].

Специфика феномена стажировки, реализуемой в Академии управления при Президенте Республики Беларусь, состоит в ее инновационно-опережающей, практи-

ко-прикладной, мобильно-терминальной, творческой направленности как сингулярной формы образовательной деятельности руководящих работников и специалистов с учетом вопросов политической повестки дня, приоритетов государственного управления как компоненты государственного заказа.

Программа стажировки организуется Академией управления при Президенте Республики Беларусь (далее - Академия управления) на основе взаимодействия с государственными органами, в рамках государственного заказа, в целях эффективной подготовки кадрового резерва на должности руководителей государственных органов [3]. Правовыми основами стажировки являются юридические акты: Кодекс Республики Беларусь об образовании (2011), Указ Президента Республики Беларусь «О деятельности Академии управления при Президенте Республики Беларусь» (2019), Указ Президента Республики Беларусь «О работе с руководящими кадрами в системе государственных органов и иных государственных организаций» (2004), Постановление Совета Министров Республики Беларусь «Об отдельных вопросах дополнительного образования взрослых» (2011), Постановление Министерства образования Республики Беларусь «Об утверждении Правил проведения аттестации слушателей, стажеров при освоении образовательных программ дополнительного образования взрослых» (2013).

Академия управления проводит целевой отбор кандидатов стажировки на основе Правил приема для освоения индивидуальной учебной программы стажировки в соответствии с государственным заказом. Для подготовки учебной программы стажировки изучаются запросы стажера, планируются теоретические и практические мероприятия освоения управленческих компетенций [3]. Стажировка носит мобильно-терминальный характер, составляет 5 дней, очно-дневной формы, в виде 3 этапов прохождения:

1 этап - освоение теоретического материала, изучения нормативных правовых актов, регламентирующих управленче-

скую деятельность, проводится на базе Академии управления (1-й день).

2 этап - освоение практического опыта по компетенциям на базе стажировки (2,3,4 день).

3 этап - защита отчетов по результатам стажировки (5 день).

Слушателям по итогам аттестации выдается документ - свидетельство о стажировке государственного образца.

Раскроем инновационную методологию стажировки кадрового резерва (15.11.202119.11.2021), которая основана на политической целесообразности теоретических знаний государственного и местного управления с учетом фактора внешнего силового давления и экономических санкций в отношении Республики Беларусь; на приобретении навыков индикативного планирования в условиях организационной структуры Минского областного исполнительного комитета. Образовательной базой стажировки руководящих кадров и специалистов является кафедра государственного управления Института государственной службы Академии управления Республики Беларусь.

Индивидуальное задание руководителя стажировки от Академии управления включало задачи освоения организационно-управленческих навыков в сфере диверсификации региональных экономик, повышения уровня инвестиционного потенциала как главной задачи органов государственного управления с учетом текущей ситуации. Тогда как инструментальными навыками стажировки нами сформулированы методы целеполагания, прогнозирования, индикативного планирования, координации, мониторинга и оценки эффективности управления на примере субъектов хозяйствования Минской области.

Дидактические аспекты данной стажировки включали теоретические знания принципов, технологий деятельности руководителя государственного органа в контексте приоритетов Концепции национальной безопасности Республики Беларусь, Национальной стратегии устойчивого социально-экономического развития Республики Беларусь до 2030 года [4]. В качестве прогнозируемого результата

предусмотрено овладение практических навыков идеологической работы руководителей органов государственного и местного управления, методами социальной направленности работы с гражданами. В качестве аналитического коррелята данной учебной задачи стажерам предложено: выявить степень влияния идеологических основ местного управления на эффективность регионального социально-экономического развития. В этой связи большая часть стажеров в отчетах по результатам стажировки сформулировали вывод: главной детерминантой повышения прогнозных, то есть уже достигнутых параметров социально-экономического развития регионов является организация информационных, воспитательно-идеологических, социально-профилактических мероприятий, направленных на формирование общественного мнения в регионе, соблюдение социальных стандартов жизни, социальной справедливости и поддержания общественно-политической стабильности.

В анализе и оценке региональных приоритетов устойчивого социально-экономического развития стажерами изучены направления деятельности органов государственного управления по осуществлению Повестки дня в области устойчивого развития на период до 2030 года как методологии государственного и местного управления [5, с. 31]:

- человек - цель прогресса; уровень человеческого развития - мера зрелости общества, государства, его социально-экономической политики;

- повышение уровня благосостояния народа, преодоление бедности, совершенствование структур производства и потребления;

- приоритетное развитие здравоохранения, образования, культуры, как важнейших сфер жизнедеятельности общества, факторов долгосрочного роста трудовой активности и творческого развития личности;

- рациональное природопользование, сохранение окружающей среды;

- переход на ресурсосберегающий тип развития экономики в пределах хозяйственной емкости экосистем;

- совершенствование системы управления, механизмов принятия и реализации управленческих решений;

- повышение уровня координации и взаимодействия государства, частного бизнеса и гражданского общества.

В ходе стажировки изучена Государственная программа развития цифровой экономики и информационного общества, информационно-коммуникационной инфраструктуры, оказания цифровых услуг, создания компонентов электронного правительства, внедрения цифровых решений в различные отрасли экономики. В ходе стажировки усвоены теоретические знания в области государственной антикоррупционной политики. Усвоены практические методы профилактики коррупции, меры антикоррупционной деятельности в органах государственного управления.

В ходе стажировки проанализирована организационная структура Минского областного исполкома, исполнительного и распорядительного органа на территории Минской области. В отчетах стажеров отмечено, что облисполком обеспечивает эффективное руководство социальным и экономическим развитием Минской области, исходя из общегосударственных интересов, потребностей граждан, осуществляет руководство промышленно-технологическим, сельскохозяйственным производством, строительным комплексом, социальной сферой, организациями через подразделения облисполкома. Облисполком обеспечивает реализацию всех вопросов управления в Минской области в рамках полномочий. В структуре Минского облисполкома действует 22 структурных подразделения, 11 из которых наделены правом юридического лица. Стажерами посещены структурные подразделения Минского областного исполкома: главного управления организационно-кадровой работы, комитета экономики, главного финансового управления, комитета по сельскому хозяйству и продовольствию, управления по работе с обращениями граждан и юридических лиц, управления

жилищно-коммунального хозяйства, энергетики топлива и комитета архитектуры и строительства, - что соответствовало учебной программе стажировки.

По итогам стажировки проанализированы результаты диверсификации экономики Минского района и средства развития инвестиционного потенциала региона. В частности, изучен опыт ОАО «Стройдета-ли», предприятий по углубленной переработке древесины. При посещении ЗАО «Мехатроника» отмечена эффективность управления производством импортозамещающей продукции. Посещение открытого акционерного общества «Нарочанские зори» и молочно-товарной фермы «Русское село» позволило стажерам ознакомиться с инновационной технологией производства высококачественного молока. Посещены объекты региональной жилищной политики и строительства, отмечены плановые параметры введения объектов (микрорайон «Северный-2», 80-ти квартирный жилой дом «Северный-40», строительство физкультурно-оздоровительного комплекса в ДРОЦ «Надежда»).

Отмечена высокая степень реализации инвестиционного проекта в деревне Лесу-ны, с привлечением средств местного бюджета в рамках Государственной программы «Аграрный бизнес» (2021-2025). Целевое посещение зерноочистительной-сушильного комплекса, агрогородка Коз-ловичи, государственного предприятия «Совхоз Рачковичи» позволило стажерам освоить механизмы государственно-частного партнерства в рамках инвестиционного проекта за счет средств субъектов хозяйствования и областного бюджетирования. Знакомство с бельгийской высокопроизводительной линии «DEPOORTERE» в ОАО «Слуцкий льнозавод» дало возможность ознакомиться с региональным управлением инновационными процессами в сфере переработки льнотресты. Стажерами изучен опыт ОАО «Слуцкий сыродельный комбинат» по освоению инновационной технологии диверсификации ассортимента сырной продукции. Посещение ОАО «Слуцкий сахарорафинадный комбинат» позволило стажерам ознакомиться с технологией гранулированного

сухого жома. Изучение состояния социокультурной сферы Минского района осуществлено на базе музея Слуцкого пояса и РУП «Слуцкие пояса», деятельность которых приумножает духовные традиции белорусского народа как этно-потенциал идеологической работы в учреждениях образования, организациях государственного и частного сектора экономики.

По результатам стажировки слушателями сформулирован основной вывод об эффективности управленческих решений руководителей Минского областного исполкома и результативности хозяйственно-экономической деятельности в регионе. За период стажировки закреплены и приобретены профессиональные компетенции в сфере управленческой деятельности, новые практики местных органов, выявлена положительная динамика социально-экономического развития Минского региона.

По итогам выполненной стажировки руководители и специалисты органов государственного управления отмечали, что приобретенные знания и опыт намерены применять в последующей профессиональной деятельности. По результатам анализа инвестиционного климата Минского района, уровня диверсификации экономики региона в разрезе организационно-управленческой деятельности органов власти - сформулированы предложения, в том числе, для внедрения в развитие региональных экономик народнохозяйственного комплекса страны. Стажерами сформулированы следующие практические предложения.

Предложение первое. Учитывая наложенные на Республику Беларусь санкции Европейского союза, необходимо диверсифицировать региональную экономику, экспортные потоки, инвестиционный потенциал для усиления присутствия белорусских товаров на рынках Сингапура, Индонезии, Монголии, Алжира, Бахрейна, Кувейта, Омана, Катара, Саудовской Аравии, ОАЭ и других регионов мира.

Предложение второе. Результатом стажировки являются навыки повышения инвестиционной привлекательности региона, расширения льготных условий, новых

преференций, таможенных процедур для инвесторов, оказания целевой поддержки инвестиционным проектам со стороны местных органов власти и их доведения до высокого уровня транснациональных проектов - Индустриальный парк «Великий камень» и Парк высоких технологий.

Предложение третье. Практическим результатом является освоение комплексного метода работы Минского областного исполкома с обращениями граждан и юридических лиц, по обеспечению качества выездных приемов. Подчеркнуто, выездные приемы - есть эффективный метод изучения, оценки руководителем государственного органа спектра проблем жизнедеятельности региона, состояния работы местной власти с населением, и на этой основе определение оптимальных ресурсов решения насущных проблем граждан и юридических лиц. Как отмечают стажеры, данный опыт требует применения в соб-

ственной управленческой деятельности посредством переформатирования подготовки и проведения выездных приемов граждан и юридических лиц.

Таким образом, стажировка как инновационная форма образовательной деятельности Академии управления решает задачи опережающей подготовки управленческих кадров как мотивированных государственных служащих в русле приоритетов политической повестки высшего руководства Республики Беларусь. Принципами планирования и организации стажировки руководящих работников являются следующие методологические подходы: инновационно-опережающий, информационный, государственно-идеологический, мобильно-терминальный, практико-адаптивный, конструктивно-творческий, на основе учета приоритетов государственного управления как целевой компоненты государственного заказа.

Библиографический список

1. Конституция Республики Беларусь: с изм. и доп., принятыми на респ. референдумах 24 нояб. 1996 г. и 17 окт. 2004 г. - Минск: Нац. Центр правовой информ. Респ. Беларусь, 2016 - 62 с.

2. Об утверждении Положения о порядке осуществления повышения квалификации, стажировки и переподготовки работников и признании утратившими силу некоторых постановлений Правительства Республики Беларусь [Электронный ресурс]: Постановление совета Министров Респ. Беларусь, 12 марта 2008 г., № 379 // ЭТАЛОН. Законодательство Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. - Минск, 2021.

3. О деятельности Академии управления при Президенте Республики Беларусь [Электронный ресурс]: Указ Президента Респ. Беларусь,16 сент. 2019 г., № 343 // ЭТАЛОН. Законодательство Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. - Минск, 2021

4. Об утверждении Правил проведения аттестации слушателей, стажеров при освоении образовательных программ дополнительного образования взрослых [Электронный ресурс]: Постановление Министерства Образования Республики Беларусь, 24.12.2013 г., № 135 // ЭТАЛОН. Законодательство Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. - Минск, 2021.

5. Храмцова Ф.И. Стратегии развития регионов в Республике Беларусь: институциональный аспект / Ф.И. Храмцова, А.Н. Сенько. - Минск: Бестпринт, 2019. - 208 с.

- Экономицеские HayKU-

TRAINING FOR LEADING EMPLOYEES AND SPECIALISTS AS AN INNOVATION TO INCREASE THE EFFICIENCY OF PUBLIC ADMINISTRATION IN THE REPUBLIC OF BELARUS

F.I. Khramtsova1, Doctor of Political Sciences, Professor I.A. Bernyak1, Internship Specialist, Methodologist T.A. Selivonik2, Trainee, Deputy Chairman

1Academy of Management under the President of the Republic of Belarus 2Minsk City Executive Committee (Republic of Belarus, Minsk)

Abstract. The development of an innovative form of training for management personnel and specialists was undertaken on the example of the Academy of Management under the President of the Republic of Belarus. The features of the internship methodology, the principles of educational training as a unity of theory and practice, a comprehensive method of fulfilling the state order are revealed. A content analysis of the legal framework for training executives and specialists in the Republic of Belarus was carried out. The innovative aspects of the internship based on the organizational structure of the Minsk Regional Executive Committee are outlined. The achieved results of the training program of the internship are disclosed at the level of practical suggestions of students on the diversification of regional economies, increasing investment potential and working with appeals from citizens and legal entities.

Keywords: internship, executives, additional adult education, public administration, the Academy of Management under the President of the Republic of Belarus, government agency, government order, regional economy, business entities.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.