Научная статья на тему 'СТАВРОПОЛЬЧАНКИ ПО ФОТОГРАФИЯМ КОНЦА XIX - НАЧАЛА ХХ века'

СТАВРОПОЛЬЧАНКИ ПО ФОТОГРАФИЯМ КОНЦА XIX - НАЧАЛА ХХ века Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
330
54
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
фотография / культурная среда / музейные фонды / Семья / высшее общество / Мода / Мировоззрение / общественная жизнь / Интеллигенция / Photography / cultural ambience / Museum funds / Family / high society / modE / worldoutlook / the public life / intellectuals

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Бармина Т. Б.

Изучаются фотографии горожанок Ставропольской губернии конца XIX начала ХХ в. Реальная действительность тем и сюжетов любительской фотографии лаконично и глубоко документирует быт, психологию, эстетику российского общества в целом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Бармина Т. Б.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Article is dedicated to study photography townsfolk of Stavropol region in XIX XX age. The Feminine images concluded in photogaph, show us particularities of the mode, stiletto, but in the same way the most interesting sign symbols, «public codes» its epoch. Real reality that and plot to amateur photography laconic and deeply illuminates the lifestyle, psychology, aesthetics russian society as a whole.

Текст научной работы на тему «СТАВРОПОЛЬЧАНКИ ПО ФОТОГРАФИЯМ КОНЦА XIX - НАЧАЛА ХХ века»

УДК 947:779(470.63)-055.2 «18-19»

СТАВРОПОЛЬЧАНКИ ПО ФОТОГРАФИЯМ КОНЦА XIX - НАЧАЛА ХХ века

© 2009 г. Т.Б. Бармина

Ставропольский государственный университет, Stavropol State University,

ул. Пушкина, 1, г. Ставрополь, 355009, Pushkin St., 1, Stavropol, 355009,

[email protected] [email protected]

Изучаются фотографии горожанок Ставропольской губернии конца XIX - начала ХХ в. Реальная действительность тем и сюжетов любительской фотографии лаконично и глубоко документирует быт, психологию, эстетику российского общества в целом.

Ключевые слова: фотография, культурная среда, музейные фонды, семья, высшее общество, мода, мировоззрение, общественная жизнь, интеллигенция.

The Article is dedicated to study photography townsfolk of Stavropol region in XIX - XX age. The Feminine images concluded in photogaph, show us particularities of the mode, stiletto, but in the same way the most interesting sign symbols, «public codes» its epoch. Real reality that and plot to amateur photography laconic and deeply illuminates the lifestyle, psychology, aesthetics russian society as a whole.

Keywords: photography, cultural ambience, museum funds, family, high society, mode, worldoutlook, the public life, intellectuals.

Только фотография способна «остановить» мгновение со всеми неоценимыми его деталями. Она зачастую дает то, чего не может дать словесное, письменное изложение, незаменима в зрительной конкретизации исторических событий и явлений, в восстановлении облика как выдающихся, так и рядовых людей.

Использование фотографии существенно расширяет исследовательскую практику историка, глубоко раскрывая детали повседневной жизни запечатленных на ней людей. Широкие интерпретационные возможности фотодокументов позволяют с разных сторон изучить характерные черты повседневности городской женщины Ставропольской губернии, которая является областью научных интересов автора статьи. Целью данного исследования будет «наглядное» рассмотрение тех материальных и духовных изменений, которые переживала городская женщина на рубеже XIX - ХХ вв. В рамках указанной проблемы, остановимся на специфике официальных, парадных, т.е. сделанных в фотоателье, и любительских, домашних фотографий. Проанализируем внешний облик, изменение вкуса, умение позиционировать себя женщинами. Отметим новшества, происходящие в укладе семейной жизни и повседневной бытовой деятельности женского населения г. Ставрополя Кавказского.

Неотъемлемой частью бытовой культуры России фотографическая карточка становится с середины XIX в. В 1880 г. журнал «Фотограф» констатировал, что фотография превратилась в «необходимую потребность каждой семьи, стала лучшим воспоминанием семейных и общественных событий» [1]. Естественно, эта мысль относилась исключительно к городскому образу жизни,

ведь именно в городе развивались и распространялись новации, прежде всего в материально-технической сфере, рожденные потребностями эпохи. Роль городского мещанства в распространении этих новаций была значительной. Основным творцом и потребителем культуры в провинциальных городах становились недавно вовлеченные в секуляризованную культуру купец, мещанин, мелкий чиновник, торговец и священнослужитель [2].

Культурная среда провинциального города Ставрополя также была достаточно многолика. На эволюцию социальной структуры в данный период оказали огромное влияние социально-экономические процессы, вызванные реформой 1861 г. В пореформенный период идёт бурный процесс развития капитализма, вызвавший активное освоение Предкавказья. Разрастание сел способствует их превращению в крупные торгово-промышленные пункты, не уступающие по ряду показателей многим уездным городам Центральной России, изменяется социальная структура городов. Об этом говорят материалы первой Всероссийской переписи населения 1897 г: дворяне потомственные и чиновники составляли 9, 72 %, духовенство -3,25, купцы - 1,61, мещане - 54,29, крестьяне - 24,57, казаки - 1,17, инородцы - 0,09 и лица прочих сословий и состояний - 3,52 % [3]. Столь колоритный социальный состав края и самого Ставрополя, образно называемого «Вратами Кавказа», хорошо отражен в фондах местного краеведческого центра - Ставропольского государственного историко-культурного и природно-ландшафтного музея-заповедника им. Г.Н. Прозрителева и Г.К. Праве (далее - СГМЗ).

Значимость музейных собраний, к сожалению, совершенно не оценена в современном научном

мире, однако её возможности в буквальном смысле неограниченны и неисчерпаемы. Главное отличие фондов музея от фондов архива и библиотек обусловлено особыми свойствами музейных предметов. Другая важная отличительная черта фондов музеев - комплексное документирование исторических процессов. Архивы и библиотеки в отличие от музеев не ставят целью охватить все многообразие источников. Для музеев важны не только содержание и объем информации, заложенной в предмете, но и способ передачи информации, определяющийся природой предмета, т.е. тем, с какими целями и каким образом он создан. Поэтому историки и источниковеды должны уделять больше внимания задаче интерпретации экспоната-подлинника как источника знаний.

Информационный потенциал фондов СГМЗ рассмотрим на коллекции фотодокументов, отражающих жизнь социальных страт и групп населения Ставропольской губернии в конце XIX - начале ХХ в.: высших слоев общества, чиновничества, духовенства, купечества, интеллигенции, мещан, военных, учащихся церковно -приходских школ и гимназий. При этом обратим особое внимание на женскую половину всех названных групп населения, ведь именно она является предметом научных интересов автора данной статьи.

В связи с месторасположением фотоателье сельское население несравненно реже попадало в объектив камеры и, лишь осуществляя выезды в город, отдавало дань моде. Подавляющее количество фотографий принадлежит городским жителям и в особенности женщинам (портретные фото). И не удивительно, что именно их в первую очередь прельщала возможность покрасоваться перед фотообъективом. В рамках интересующей нас проблемы изучим фотодокументы по следующим группам: семейные (сделанные в фотоателье), фотопортреты, групповые, любительские.

Семейные фотографические снимки делали в значительной своей части по поводу наиболее крупных семейных событий и торжеств: свадеб, проводов на военную службу, окончания курса обучения в учебных заведениях. По таким случаям семья присутствовала в полном составе, благодаря чему можно легко установить количество поколений, главу семьи (традиционно либо в центре, либо на первом плане) [4]. Однако такие фотографии больше характерны для людей из сельской местности или семей, недавно переселившихся оттуда. Мещане же посещали фотоателье узкой семейной группой, чаще всего - родители с детьми [5] (рис. 1). Реже встречаются фото представителей старшего поколения, например бабушки, нежно обнимающей внука, и рядом матери в черном глухом платье, где на оборотной стороне значилась надпись: «Моя мать, я и Виктор» [6]. Фотография дамы с сыновьями-кадетами [7]. Часто встречаются фотографии сестер, иногда - с мужьями. Так, перепол-

нены гордостью лица двух женщин с супругами -военными, одна из них держит шлем [8] (рис. 2).

Рис. 2

Полное удовлетворение от жизни, видимо, получили две пожилые (очень между собой похожие) матроны-купчихи, в невероятно широких платьях и чепцах [9]. Эти самодовольные лица могли бы послужить иллюстрацией к произведениям русской классической литературы XIX в., где женские особы из торгово-предпринимательской среды обрисованы весьма критически и даже с сарказмом.

В высшем обществе Ставрополя, очевидно, были популярны фотографии не семей, а только супругов: на нас смотрят женщины с элегантными прическами, в роскошных вечерних туалетах и мужчины рядом с ними в строгих сюртуках [10] (рис. 3). Перечисленные фотографии принадлежали женщинам из разных социальных слоев, но есть нечто объединяющее в выражении их лиц, - это чувство собственного достоинства, осознание своего места в жизни. Связано это прежде всего, на наш взгляд, с общей трансформацией общества, повлекшей изменения в женской психологии и самосознании.

Рис. 3

Визуально достаточно интересна большая группа портретных фотографий дам из высшего общества, где они демонстрируют в строгом соответствии с модой свои лучшие наряды: пышные блузы со множеством складок и бантов [13], богато декорированные платья [14], экстравагантные шляпки [15] и проч. Горожанка конца XIX в. стремится изменить свой внешний облик, приблизиться к типу западноевропейской светской женщины. Здесь мы видим демонстрацию вкуса, умения одеваться соответственно поводу, желание подчеркнуть свою «благонадежность» перед обществом.

Молодые особы, проявляя недюжинную фантазию, пытались всячески разнообразить свои фотоснимки. Облачившись, например, в русский национальный костюм с высоким, вышитым жемчугом, кокошником и большим количеством бус [16] (рис. 5). Уже упоминаемая нами миловидная Юлия Иванова, последняя представительница большой купеческой династии, со сложной прической в китайском халате и веером в руках демонстрировала восточный стиль [17] (рис. 6), столь актуальный как веяние моды 1890-х гг. [18]. Другая неизвестная девушка попыталась просто позировать - широко раскрыв глаза и изображая удивление [19]. Перед нами своеобразный язык кокетства, усвоенный ещё с петровских времен, в конце XIX в. он приобретает новые формы и передается посредством образов. Веяния романтизма (конец XVIII - начало XIX в.) доходят до провинции несколько позже, создавая образ поэтической девушки, что немедленно усваивается молодежью и проявляется в стремлении запечатлеть себя в таком образе. Подобные фотографии назывались «кабинетные», «макарт», «будуарные», они стояли на бюро и туалетных столиках, висели на стенах, привнося в интерьер особую атмосферу теплоты и уюта [20].

Рис. 4

Особое внимание хотелось бы обратить на фотографию семьи купца I гильдии А.Т. Иванова (1910 г.), посвященной покупке первого в Ставрополе автомобиля «Форд» [11] (рис. 4). Вскоре после этого события глава семейства А.Т. Иванов становится представителем американских автофирм «Форд» и «Папар и Левассоръ» [12]. Хотя фотография сделана за пределами фотоателье, очевидно, её выполнил профессиональный фотограф. Мы видим празднично одетых женщин: супругу и единственную дочь купца - Юлию, одетую по последнему слову моды. Соответственно случаю, они смотрят на нас торжественно и горделиво. Из сопровождающей легенды мы узнаем, что Юлию Иванову ждала нелегкая судьба. Потеряв семью в бурных перипетиях начала XX в., она, будучи супругой доцента Ставропольского пединститута А.Ф. Гончарова (также изображен на снимке) и благодаря его пролетарскому происхождению, сохранила часть своего приданного - мебельный гарнитур. В настоящее время этот осколок некогда богатейшего состояния крупнейшей купеческой династии губернии является экспонатом СГМЗ.

Рис. 6

Фотографии меньшего размера - «миньон», «визитные» - помещались в специальные альбомы в сафьяновых, кожаных или картонных переплетах, украшенных тиснением или накладками из металла, кости, дерева. Весьма интересен альбом, принадлежавший Лугиной (в девичестве Рыжиковой) Антонине 1894 года рождения. Из легенды мы узнаем, что она закончила Ольгинскую женскую гимназию и вышла замуж за служащего канцелярии межевого отделения губернской чертежной (к сожалению, имя его не известно). Очевидно, занимая достаточно прочное положение в обществе, эта барышня была страстной поклонницей фотографии, до нас дошли её снимки за многолетний период. Присутствуют фото в разнообразных ракурсах в фотоателье и на лоне природы; с книгой, с газетами «Северный Кавказ» и «Кавказская Речь» [21] (рис. 7). Очевидно, что городская женщина становится читательницей. Свидетельства о появлении «женской библиотеки» относятся ещё к концу XVIII в., но именно в XIX в. эта тенденция совпадает с общегосударственным осознанием необходимости женского образования. И хотя «излишнее напряжение умственных сил в ущерб более важных качеств, украшающих скромный семейный очаг» [22] рассматривалось как лишнее, просвещение влияло на общую мировоззренческую эволюцию женского пола, меняя его взгляды и расширяя духовный мир.

Исследователи подчеркивают, что на Ставрополье всегда осознавали ценность женского образования и свидетельство этому - наличие большого количества женских учебных заведений [23]. На анализируемых фотоматериалах мы также получаем лишнее тому подтверждение - девочки и молодые женщины предпочитают позировать с книгами [24]. Они с гордостью подчеркивают своё образование и иначе позиционируют себя в обществе.

Рис. 7

В коллекции присутствуют фотографии гимназисток Ставропольской женской Ольгинской гимназии [25]. Её учащиеся часто обменивались в знак дружбы снимками «на память». Хотя все фотографии достаточно типичны -отовсюду на нас смотрят девушки в строгой гимназической форме. Весьма интересны дарственные надписи и послания, написанные на оборотной стороне каждого снимка. Они отразили характеры, черты личностей тех, кто делал эти короткие записи. Здесь освещены некоторые аспекты внутренней повседневной жизни гимназисток, институтская традиция «обожания», а также особенности межличностной коммуникации.

Групповые фото отображают культурную и общественно-политическую жизнь Ставрополя в конце XIX -начале ХХ в. и в том числе повседневность интересующих нас горожанок. Например, фотография преподавательского состава Ольгинской женской гимназии [26], на которой мы видим О.Я. Гупало - преподавателя литературы, в последующем - заведующую гимназией. С 70-х гг. XIX в. выпускницы женских гимназий оказались востребованы локальным сообществом в связи с потребностью в учителях для сельских школ. Тот факт, что выпускницы Ольгинской женской гимназии имели право преподавать в национальных школах, отражен на снимке учительского коллектива, где среди большой группы мужчин 4 женщины (две из них одеты по-европейски) [27]. Присутствует фотография периода Первой мировой войны, сделанная у госпиталя земского союза накануне отправления юных медсестер-выпускниц училища на фронт (рис. 8). Фотодокументы сохранили и свидетельства о благотворительной деятельности светских дам [28], которая была весьма распространена на Ставрополье [29].

Об активной общественной жизни горожанок говорят групповые снимки участников двух митингов на Михайловском роднике, происходивших, видимо, ежегодно. Одни и те же лица запечатлены на двух фотографиях: на одной - в холодную погоду, в теплой одежде (подписано: «23 апреля 1918 г.») [30], на другой - присутствует та же компания, но уже легко и празднично одетая, у многих в руках цветы.

В 1890-х гг. на фоне бурного развития фотографической техники, появления более компактных, чем ранее, переносных фотографических аппаратов, фотоснимки стали «безделушками», «штучками», «сувенирами» [20]. Такие фотографии для изучающих историю повседневности наиболее интересны. Сделанные за пределами фотоателье, в домашней обстановке или рядом с домом, во время загородных прогулок или пикников, они выполнялись не только фотографами-профессионалами, но и «любителями», близкими людьми, пытавшимися запечатлеть друг друга. Этим они и интересны: здесь присутствует не показная торжественность «visit portrait», а домашняя, внутрисемейная, интимная атмосфера. Так, наполнен очарованием снимок семьи Ивановых, на котором мы видим смеющихся, нежно обнимающих друг друга людей [31]. Очевиден отход от консервативных взглядов на поведение женщины, столь характерных для купеческо-мещанских семей. По выражению М.Ю. Лот-мана, «в семью врывается гуманистическая атмосфера», когда все её члены проводят время вместе на праздничных гуляньях или пикниках, нередко сочетая с ними рыбную ловлю, сбор грибов и ягод. Небольшие компании объединялись по семьям, по возрастам, по интересам, в соблюдении определенных правил престижного порядка (в одежде, угощении, поведении и т.п.). Такой вид досуга освещает фотография другой купеческой семьи - Третьяковых. Купец II гильдии И.С. Третьяков получил в 1903 г. свидетельство на право фотографировать в Кубанской области [32], чем очень увлекался и оставил после себя массу любительских фото, освещающих быт и досуг семьи. К таковым относится снимок на пикнике в Иоанно-Мариинском монастыре (конец XIX в.) [33] (рис. 9), где мы видим женщин и детей, трапезничающих на воздухе. Здесь же присутствует осетинский просветитель К.Л. Хетагуров, по слухам, увлекавшийся дочерью купца - Агриппиной Иосифовной.

Неизвестный фотограф «остановил мгновение» на вечере ставропольской интеллигенции, где выхваченные из времени двое мужчин и женщина пьют чай, лишь на мгновение прервав оживленную дискуссию [34]. Другая фотография сохранила для нас следующую картину. Утро. Молодая женщина, не замечая фотографа, читает газету; на столе, окруженном плетеными стульями, разместились каравай, самовар, стаканы с чаем, бутерброды [35]. Все здесь: поза женщины, её внимательный взгляд, предметы интерьера передают подчеркнутую деловитость героини, её высокий интеллектуальный уровень. Последние две фотографии иллюстрируют жизнь интеллигенции конца XIX - начала ХХ в. Всем известно, что 1860-е гг. - это время начала женского движения в России, «развития коллективного самосознания россиянок». Возможно, мы видим лица тех самых «равнопра-вок», стремившихся к признанию своих гражданских и политических прав, видевших пути обретения этих прав через образование и свободный выбор профессии. Женщины, запечатленные на снимках, являют собой образец нового мышления и образа жизни. Они, по выражению Н.Л. Пушкарёвой, «явочным порядком завоевывали себе право на занятия и книжность, проникая на занятия в университеты, создавая кружки по интересам» [36].

Одновременно происходил процесс втягивания женщины и в общественно-экономические процессы. В списках Ставропольского окружного казначейства среди предъявивших торговые свидетельства значатся имена купчих: Екатерины Горбачевой, Прасковьи Тарасовой, Аграфены Медведевой, Степаниды Яковлевой, Екатерины Тереховой, Матрены Портновой, Лукерьи Деревщи-ковой, Домны Медведевой, мещанок: Матрены Ефремовой, Феклы Ларионовой и Марьи Шеховской [37]. Весьма активным участником предпринимательской деятельности своего мужа была супруга купца II гильдии Третьякова, владельца лучшей в Ставрополе бани. Фотограф, вероятно, кто-то из родных, возможно, сам Иосиф Степанович, заснял её за ведением бухгалтерских книг [38] (рис. 10). Купеческая семья - единый коллектив, нередко помощницей и преемницей торгового человека была его жена, сохраняя руководство предприятием даже при взрослых сыновьях. Женщина становится сопричастна к делам своего мужа, она принимает участие в увеличении семейного капитала, а значит, достойна равного уважения.

Изученные нами фотографии горожанок Ставропольской губернии конца XIX - начала ХХ в. относятся к культурно-историческим памятникам. Хотя этот вид источника всегда требует какого -либо информационного сопровождения, во многих случаях он является единственным и уникальным по своему характеру. Здесь отражены различные стороны общественной деятельности женщин города Ставрополя, становящегося к середине XIX в. своеобразной культурной столицей Северного Кавказа. Женские образы, заключенные в фотоснимках, доносят до нас особенности моды, стиля, а также наиболее интересные знаковые символы, «общественные коды» своей эпохи. Реальная действительность тем и сюжетов любительской фотографии лаконично и глубоко документирует быт, психологию, эстетику российского общества в целом. Мы видим, что роль женщины уже не сводится к привычному традиционному минимуму - заботе о семье. Возможность получения профессионального образования значительно повысила её активность в экономической и социальной сферах. Расширяется духовный мир женщины, она ищет новые пути самовыражения в общественной сфере, стремится подчеркнуть свою индивидуальность. Само общество трансформируется, и в этих условиях востребованным оказывается интеллектуальный потенциал женщины-личности.

Литература

1. Харитонова Е. Вещь для руки. Фотоальбомы - документы эпохи и быта // Родина. 2003. № 9. С. 94.

2. Очерки русской культуры XIX века. Общественно-культурная среда. М., 1998. Т. 1. С. 55.

3. Первая всеобщая перепись населения Российской империи. 1897 г. Т. 67. Ставропольская губерния. М., 1905. С. 26-27.

4. Ставропольский государственный историко-культурный и природно-ландшафтный музей-заповедник им. Г.Н. Прозрителева и Г.К. Праве (СГМЗ). Ф. 36. Ед.хр. 41. № 20941/1.

5. Там же. Ед.хр. 35. № 26386/8,9,1,7.

6. Там же. Ед.хр. 15. № 22650/5.

7. Там же. № 27835/4.

8. Там же. Ед.хр. 46. № 30054/3.

9. Там же. Ед.хр. 15. № 22656/63.

Поступила в редакцию

10. Там же. Ед.хр. 9. № 26200/140, № 26200/143, № 26200 /144, № 25016/12.

11. Там же. Ф. 131. Ед.хр. 4. № 15245.

12. Беликов Г.А., Савенко С.Н. Облик старого Ставрополя. Ставрополь, 2007. С. 341.

13. СГМЗ. Ф. 36. Ед. хр. 9. № 26652/4.

14. Там же. Ед. хр. 26. № 27834/26.

15. Там же. № 25016/18.

16. Там же. № 25016/4.

17. Там же. № 27834/23.

18. Каменская Н.М. История костюма. М., 1977. С. 73.

19. СГМЗ. Ф. 36. Ед. хр.25. № 27834/18.

20. Харитонова Е. Указ. соч. С. 96.

21. СГМЗ. Ф. 36. Ед.хр. 14. № 25597, № 35906/1 - 116.

22. Колесникова Э.Г. Роль системы образования в ген-дерировании субъектов: историческая ретроспектива (на материалах губернского города Ставрополя последней четверти XIX века) // Вестн. Ставропольского гос. ун-та. 2007. № 48.

23. Шафранова О.И. К вопросу о женском образовании в Ставрополе во второй половине XIX - начале ХХ в. // Ставрополь - врата Кавказа: история, экономика, культура, политика : материалы региональной науч. конф., посвященной 225-летию г. Ставрополя. Ставрополь, 2002. С. 221.

24. СГМЗ. Ф. 36. Ед.хр. 9. № 26200/126, № 26200/132, № 26200/95.

25. Там же. Ед. хр. 6. № 26200/48 - 82.

26. Там же. № 526200/17.

27. Там же. Ед.хр. 5. № 26200/19.

28. Там же. № 26200/14.

29. Мальцева К.В., Покотилова Т.Е. Организованная благотворительная помощь женщин Ставропольской губернии социально незащищенным категориям населения во второй половине XIX - начале XX века // Вестн. Ставропольского гос. ун-та. 2006. № 47.

30. СГМЗ. Ф. 131. Ед.хр. 4. № 35906/46.

31. Там же. Безномерной.

32. Там же. Ф. 424. Ед.хр. 4. № 27369/8.

33. Там же. Ф. 81. Ед.хр. 31. Безномерной.

34. Там же. Ф. 36. Ед.хр. 9. № 24989.

35. Там же. № 26200/135.

36. Пушкарёва Н.Л. «Дерзкие и беспокойные» («Женская история» России 1801-1905 гг.: формы социальной активности) // Отечественная история. 2002. № 6. С. 58.

37. ГАСК. Ф. 95. Оп. 1. Д. 363.

38. СГМЗ. Ф. 424. Ед.хр. 54. № 20222.

5 мая 2009 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.