Научная статья на тему 'Статус военного судьи в Российской Федерации'

Статус военного судьи в Российской Федерации Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
2758
524
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Общество и право
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ЮРИДИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ВОЕННОСЛУЖАЩИЕ / КВАЛИФИКАЦИОННЫЙ ЭКЗАМЕН / ПРАВА / ОБЯЗАННОСТИ / ПОЛНОМОЧИЯ / КОНТРАКТ / СТАЖ РАБОТЫ / ГОСУДАРСТВЕННАЯ ВЛАСТЬ / СУДЕБНЫЙ ДЕПАРТАМЕНТ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Григорьев Олег Вячеславович

В статье рассматриваются проблемы военного судопроизводства, определяется характер и порядок определения статуса военного судьи, его права и обязанности, условия прохождения службы военными судьями, специфика военного судопроизводства, раскрываются вопросы обеспечения деятельности военных судов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Статус военного судьи в Российской Федерации»

Г ригорьев Олег Вячеславович

кандидат юридических наук преподаватель теории и истории государства и права Новосибирского института ВВ МВД России (е-mail: 3411208@mail.ru)

Статус военного судьи в Российской Федерации

Аннотация

В статье рассматриваются проблемы военного судопроизводства, определяется характер и порядок определения статуса военного судьи, его права и обязанности, условия прохождения службы военными судьями, специфика военного судопроизводства, раскрываются вопросы обеспечения деятельности военных судов.

Annotation

In article problems of military legal proceedings are considered, character and an order of definition of the status of the military judge, its right and a duty, a service condition is defined by military judges, specificity of military legal proceedings, questions of maintenance of activity of warships reveal.

Ключевые слова: юридическое образование, военнослужащие, квалификационный экзамен, права, обязанности, полномочия, контракт, стаж работы, государственная власть, Судебный департамент.

Key words: the juridical education, military men, a promotion examination, the rights, duties, powers, the contract, the work experience, the government, Judicial department.

Согласно ст. 12 Федерального конституционного закона "О судебной системе Российской Федерации" все судьи в Российской Федерации обладают единым статусом и различаются между собой только полномочиями и компетенцией. Единство статуса судей обусловлено тем, что каждый судья является полноправным носителем государственной власти и при исполнении обязанностей по осуществлению правосудия принимает решения самостоятельно, подчиняясь только Конституции Российской Федерации и федеральным законам. В своей деятельности по осуществлению правосудия они никому не подотчетны. Содержание этого единства выражается в общих принципах назначения судей на должности, в едином порядке прекращения полномочий, несменяемости судей, в их неприкосновенности, в общих принципах реализации права на отставку и в защите прав судей федеральными законами, независимо от занимаемой должности. Судьями военных судов являются лица, наделенные в конституционном порядке полномочиями осуществлять правосудие и исполняющие свои обязанности на профессиональной основе в Вооруженных Силах

Российской Федерации

Особенности статуса судей военных судов и Военной коллегии Верховного суда РФ заключаются в том, что они являются военнослужащими, на них распространяются действия воинских уставов, федеральных законов "О статусе военнослужащих", "О воинской обязанности и службе", а также нормативных правовых актов, регламентирующих порядок прохождения воинской службы [1].

К кандидатам претендующим занять место судьи, предъявляются определенные как Конституцией, так и федеральными законами (сформулированные, прежде всего, в ст. 4 Закона РФ "О статусе судей в Российской Федерации") общие требования, а к кандидатам на должности военных судей - еще и специальные, оговоренные в ст. 27 Федерального конституционного закона "О военных судах Российской Федерации".

К общим требованиям относятся: наличие российского гражданства; возрастной ценз в 25 лет; наличие высшего юридического образования; стаж по юридической профессии не менее 5 лет; факт не совершения лицом порочащих проступков; годность по состоянию здоровья к судебной работе. Специальные

233

требования для кандидатов на должности судей военных судов заключаются в следующем: кандидат должен иметь офицерское звание. Воинское звание присваивается военнослужащему, не имеющему воинского звания офицера, окончившему высшее или среднее военноучебное заведение, по окончании данного учебного заведения, а также гражданину, успешно завершившему учебное заведение по программе подготовки офицеров запаса на военной кафедре при государственном, муниципальном или имеющим государственную аккредитацию по соответствующим направлениям подготовки (специальностям) негосударственном образовательном учреждении высшего профессионального образования.

Следующее специальное требование к кандидату в судьи военных судов состоит в заключении контракт о прохождении военной службы в Вооруженных Силах Российской Федерации. Контракт заключается с гражданином, ранее не проходившим военную службу, а также с военнослужащим изъявившим желание заключить новый контракт. К данным лицам предъявляются особые требования: годность кандидата по результатам медицинского освидетельствования к военной службе; категория кандидата к военной службе по результатам профессионального психологического отбора (рекомендуется, как правило, первая, но не ниже второй); уровень физической подготовки; наличие допуска к работе со сведениями, составляющими государственную тайну (при отсутствии такового допуск оформляется в определенном законом порядке). При этом контракт заключается не с председателем военного суда, а с командиром воинской части с последующим откомандирование военнослужащего в распоряжение Председателя Верховного Суда Российской Федерации.

Порядок определения стажа работы по юридической профессии, который в соответствии со ст. 119 Конституции Российской Федерации необходим на должность кандидатов на должности судей федеральных судов, в общем виде определяется Инструкцией о порядке определения стажа работы по юридической профессии для кандидатов на должности судей федеральных судов [2]. Согласно данной Инструкции в стаж работы по юридической профессии включается работа на должностях, для замещения которых необходимо высшее или среднее юридическое образование. В спорных случаях окончательное решение об определении стажа работы по юридической профессии

принимается соответствующей

квалификационной коллегией судей, рассматривающей заявления кандидата о рекомендации на должность судьи, с приведением в заключении мотивов принятого решения.

Отбор кандидатов на должность судьи военного суда осуществляется на конкурсной основе, с объявлением об открытии вакансии в средствах массовой информации с указанием времени и места приема заявлений от претендентов на должность судьи военного суда, а также времени и места рассмотрения поступивших заявлений. Обязательным условием для положительной рекомендации кандидату, претендующему на должность судьи военного суда, является сдача им квалификационного экзамена, который принимается экзаменационной комиссией, состоящей при соответствующей квалификационной коллегии судей с целью установления наличия у претендента необходимых профессиональных знаний.

Порядок проведения квалификационного экзамена на должность судьи, а также положение об экзаменационных комиссиях утверждается Высшей ква-лификационной коллегией судей Российской Федерации. В описываемый период действовало Положение об экзаменационных комиссиях по приему квалификационного экзамена на должность судьи, утвержденное Высшей квалификационной коллегией судей РФ 17 января 2002 г. [3]. По результатам рассмотрения заявлений военнослужащих, претендующих на должности судей военного суда, конкурса документов и с учетом результатов квалификационного экзамена квалификационная коллегия судей принимает решение о рекомендации одного из претендентов на должность судьи военного суда.

В случае если не один из кандидатов, претендующих на должность судьи военного суда, не соответствует выше указанным требованиям, квалификационная коллегия судей принимает в отношении каждого из них мотивированное решение об отказе в рекомендации на должность судьи военного суда и объявляет в средствах массовой информации о новом времени, месте приема и рассмотрении заявлений от кандидатов на должность судьи. Согласно ст. 26 Федерального закона от 14 марта 2002 г. № 30-Ф3 "Об органах судейского сообщества в Российской Федерации", Решение об отказе в рекомендации на должность судьи может быть обжаловано в судебном порядке как в связи с нарушение порядка отбора претендентов на должность судьи, так и по

234

существу решения [4].

Решение квалификационной коллегии судей о рекомендации военнослужащего на должность судьи направлялось председателю соответствующего гарнизонного военного суда, который в случае согласия с указанным решением вносил в установленном порядке представление о назначении рекомендуемого лица на должность судьи. Как уже отмечалось выше, в случае несогласия с указанным решением председатель гарнизонного военного суда возвращал его для повторного рассмотрения в туже квалификационную коллегию судей. Если при повторном рассмотрении квалификационная коллегия судей двумя третями голосов членом коллегии подтверждает первоначальное решение, то председатель гарнизонного военного суда был обязан внести представление о назначе-нии рекомендуемого лица на должность судьи. Судья считался вступившим в должность с момента принесения им присяги, а при вступлении в должность судьи лица, ранее приносившего присягу - со дня его назначения на должность судьи военного суда.

Президент Российской Федерации в двухмесячный срок со дня получения необходимых материалов назначает судей военных судов, а кандидатов в судьи Военной коллегии Верховного суда Российской Федерации представляет для назначения Совету Федерации Федерального собрания Российской Федерации либо отклоняет представленные кандидатуры, о чем сообщается председателю соответствующего суда [5]. На практике данная норма закона, определяющая сроки назначения судей военных судов, не действует, поскольку вопросы проверки спецслужбами кандидатов на судейские должности, как правило, затягиваются по объективным причинам, которые осуществляются органами МВД, ФСБ по всем вопросам деятельности не только кандидата на судейское место, но и его ближайших родственников.

Согласно п. 2 ст. 11 Закона РФ "О статусе судей в Российской Федерации", судья военного суда впервые назначается на должность сроком на три года, по истечению которого он может быть назначен на ту же должность без ограничения срока полномочий до достижения им предельного возраста пребывания на военной службе в должности судьи. Данный срок является испытательным, с целью проверки судьи военного суда к дальнейшей профессиональной деятельности по отправлению правосудия.

Порядок наделения полномочиями председателя Военной коллегии, его заместителя, председателя окружных (флотских), гарнизонных

военных судов и заместителей отличается от порядка наделения полномочий судей Военной коллегии и судей военных судов только по сроку и равен 6 годам. Указанные лица могут быть назначены на должности не однократно, но не более двух раз подряд. Полномочия председателя и заместителей прекращаются по истечении срока, на который они назначены. Кроме того, полномочия председателей и за-местителей председателей военных судов могут быть досрочно прекращены решением квалификационной коллегии судей субъекта Российской Федерации, в связи с не надлежащим исполнением этими должностными лицами своих обязанностей.

Анализ исследованных проблем правового регулирования деятельности военных судов, основанных на современных достижениях отечественной правовой науки и действующего законодательства, практической их деятельности и управления в рассматриваемой сфере позволяет сделать ряд резюмирующих наблюдений. Прежде всего, необходимо отметить, что необходимость военных судов имеет объективные предпосылки, поскольку их деятельность связана с самой природой Вооруженных Сил, основная задача которых направлена на решение хотя и специфической, но наиболее важной для общества цели -обеспечение военной безопасности государства. Судебная власть является одним из видов государственной власти в Российском обществе, своеобразным социальным институтом охраны и защиты системы конституционных прав военнослужащих, средством и механизмом исполнения законов в армии и на флоте.

Подлинные интересы военнослужащих, Вооруженных Сил и государства в целом - это те интересы, которые лежат в плоскости общения его целостности, позитивного поступательного развития на основе соблюдения справедливой оценки вклада каждого военнослужащего в деле укрепления законности и правопорядка. Судебная власть представляет собой реальный механизм регулирования и закрепления устойчивых, объективных правовых отношений в Вооруженных Силах, которые являются основой укрепления законности и правопорядка. Только на их основе можно сформулировать и принять новые правовые средства, обеспечивающие выполнение военными судами основных задач, соответствующие времени и обстановке в стране.

Военные суды как правовой институт применения законов, как гарант соблюдения конституционных прав военнослужащих должен выполнять следующие функции: правового контроля над деятельностью органов военного

235

управ-ления и воинскими должностными лицами; гармонизации интересов военнослужащих, воинских коллективов, Вооруженных Сил и государства в целом; оптимизации ограничительных норм и допущений, которыми пользуются военнослужащие; регулирование деятельности военнослужащих, воинских частей, государственных органов и органов местного самоуправления через призму судебных решений, вступивших в законную силу; выработки проектов нормативных правовых актов на основе судебной практики.

Под эффективностью правового регулирования понимается достигнутое соотношение между результатом деятельности военных судов в Вооруженных Силах и стоящих перед ними целью. Если данное соотношение минимальное, то можно считать, что применяемый военными судами механизм правового регулирования достаточно эффективен. В настоящее время выдвигаются сле-дующие условия повышения эффективности правового регулирования: совершенствование правотворчества, что предполагает наиболее полное выражение в нормах права интересов и потребностей военнослужащих и Вооруженных Сил в целом; совершенствование процесса правоприменения военными судами норм, занимающего в процессе правового регулирования одно из центральных мест.

К особенностям механизма правового регулирования, применяемого военными судами, необходимо отнести следующее: по своему характеру механизм правового регулирования является государственным, поскольку осуществляется при помощи обязательных норм, исходящих от государства; опирается на возможность принудительной силы при исполнении судебных решений; имеет определенные пределы воздействия на общественные отношения в условиях Вооруженных Сил; направлены на упорядочение и закрепление положительных тенденций в области укрепления законности и правопорядка в воинских коллективах;

Непосредственное воздействие на правовое регулирование деятельности военных судов достигается принятием органами государственной власти законов и иных нормативных правовых актов, к которым должны предъявляться определенные требования: максимально полно соответствовать объективным потребностям, как военных судов, так и Вооруженных Сил; быть научно обоснованными и опираться на теоретические разработки проблем, требующих нового нормативного решения; гарантировать независимость судебной власти и

обеспечить приоритет в этом направлении; способствовать созданию условий для эффективного судопроизводства с целью защиты законных интересов прав не только личности, но и государства; должны быть экономичными издержки по их реализации - относительно низкими по сравнению с эффектом, который дает функционирование этих норм в процессе реализации.

Сравнительный анализ прав, обязанностей и полномочий должностных лиц военно-судебной системы показал, что непосредственное воздействие усилий должностных лиц на организующее управление будет прогрессивным только при условии, если эти действия будут выражать как вопросы укрепления законности и правопорядка в Вооруженных Силах, так и интересы военнослу-жащих через систему конституционных гарантий человека и гражданина. Практическая значимость изучения роли должностных лиц военно-судебной системы, влияющая на эффективность правосудия, состоит в том, что в процессе проводимых преобразований совершенствуется сам механизм управления, направленный на поддержание организованности во всем процессе судопроизводства.

Судьи военных судов, обладая единым статусом являясь полноправными носителями государственной власти, принимают решения самостоятельно, подчиняясь только Конституции Российской Федерации и федеральным законам. В своей деятельности по осуществлению правосудия они никому не подотчетны. Данное положение представителей судебной власти делает их независимыми при принятии решения по конкретным делам.

На судей военных судов обладающих статусом военнослужащих, возлагаются обязанности по осуществлению правосудия в следующих случаях: при проведении контртеррористических операций; при нахождении военного суда вне юрисдикции Российской Федерации; на территории, на которой введено чрезвычайное или военное положение. Выполнение судьями военных судов как военнослужащими обязанностей в сфере обороны и безопасности государства, связанных с необходимостью решения поставленных задач в любых условиях, обуславливает наличие у них общих, должностных и специальных прав и обязанностей, конкретизирующие и дополняющие общие права и обязанности.

Важнейшим итогом реализации Концепции судебной реформы 1991 г. было создание в рамках самой судебной системы

236

исполнительного органа (Судебный департамент при Верховном суде Российской Федерации) для решения комплекса вопросов, связанных с организационным и ресурсным обеспечением деятельности военных судов. Вопросы обеспечения деятельности военных судов представляют собой достаточно широкий круг проблем, включающие в себя мероприятия кадрового, финансового, материально-технического и иного характера, направленные на создание соответствующих условий для осуществления полного и не зависимого правосудия. Организационное и материально-техническое обеспечение судебной деятельности напрямую связано с качеством правосудия и эффективностью судебной защиты прав граждан.

Судебному департаменту были приданы полномочия исключительно правового характера, максимально детализированы все области материально-технического и финансового обеспечения деятельности военных судов с целью снижения субъективных факторов, влияющих на независимость и самостоятельность судебной власти. Реформирование действовавшего механизма обеспечения деятельности военных судов позволило добиться четкого организационного разграничения функций правосудия и системы ее обеспечения. Причем это осуществлено, внутри единой системы, что способствует достижению органичной и непрерывной взаимосвязи между ними.

В настоящее время имеются предпосылки для принятия целого комплекса правовых мер, направленных на совершенствование организационного и материально-технического

обеспечения деятельности военных судов. Разработка теоретический предпосылок и практических предположений дальнейшего правового регулирования деятельности военных судов в Российской Федерации, поможет процессу формирования в России правового государства, укреплению законности и правопорядка в Вооруженных Силах.

1. См. Положение о порядке прохождения военной службы, утвержденное Указом Президента РФ от 16 сентября 1999 г. № 1237 (СЗ РФ. 1999. № 38. Ст. 4534).

2. Инструкция о порядке определения стажа работы по юридической профессии, утверждена Министерством юстиции РФ, Верховным Судом РФ и Высшим Арбитражным Су-дом РФ 27 декабря 1996 г. № 10 (35)-5) // Россий-ские вести. 27 февраля 1997.

3. Российская юстиция. 2002. № 8.

4. СЗ РФ. 2002. № 11. Ст. 1023.

5. Для сравнения стоит отметить, что, согласно ст. 4 Положения о военных трибуналах 1958 г., судьи военных трибуналов избирались Президиумом Вер-ховного Совета СССР по представлению Министра юстиции СССР сроком на 5 лет. Избрание проводилось каждый раз на конкретную должность, о чем издавался соответствующий Указ Президиума Верховного Совета СССР. После окончания срока полномочий, судья военного трибунала мог быть избран на новый срок на ту же или иную судебную должность.

237

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.