Научная статья на тему 'Конституционно-правовое регулирование института статуса судей'

Конституционно-правовое регулирование института статуса судей Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
4955
445
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТАТУС СУДЕЙ / КОНСТИТУЦИЯ / ФЕДЕРАЛЬНОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО / СУДЬЯ / ПОЛНОМОЧИЯ / STATUS OF JUDGES / CONSTITUTION / FEDERAL LEGISLATION / JUDGE / POWERS

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Миронов А. Л.

В статье раскрываются особенности конституционно-правового регулирования института статуса судей. Также подробно рассмотрены особенности прекращения и приостановления статуса судей. Сквозь призму законодательного урегулирования полномочий судей раскрываются независимость судей и особенности гарантий их независимости.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

KONSTITUTSIONNO-LEGAL REGULATION OF INSTITUTE OF THE STATUS OF JUDGES

In article features of konstitutsionno-legal regulation of institute of the status of judges reveal. Also features of the termination and stay of the status of judges are in detail considered. Through a prism of legislative settlement of powers of judges reveal independence of judges and feature of guarantees of their independence.

Текст научной работы на тему «Конституционно-правовое регулирование института статуса судей»

КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ИНСТИТУТА СТАТУСА СУДЕЙ

А.Л. МИРОНОВ,

кандидат юридических наук Научная специальность: 12.00.02 — Конституционное право;

муниципальное право 12.00.11 - Судебная власть, прокурорский надзор, организация правоохранительной деятельности e-mail: [email protected]

Аннотация. В статье раскрываются особенности конституционно-правового регулирования института статуса судей. Также подробно рассмотрены особенности прекращения и приостановления статуса судей. Сквозь призму законодательного урегулирования полномочий судей раскрываются независимость судей и особенности гарантий их независимости.

Ключевые слова: статус судей, конституция, федеральное законодательство, судья, полномочия

KONSTITUTSIONNO-LEGAL REGULATION OF INSTITUTE OF THE STATUS

OF JUDGES

Annotation. In article features of konstitutsionno-legal regulation of institute of the status ofjudges reveal. Also features of the termination and stay of the status of judges are in detail considered. Through a prism of legislative settlement of powers of judges reveal independence of judges and feature of guarantees of their independence. Keywords: status of judges, constitution, federal legislation, judge, powers

Конституционно-правовой статус судей — это определяемые Конституцией РФ и федеральным законодательством правовое положение судей, их права, обязанности, порядок назначения на должность, гарантии их деятельности. Основы статуса судей закреплены в Конституции РФ, в Федеральном конституционном законе «О судебной системе Российской Федерации» и находят развитие в Законе РФ от 26 июня 1992 г. «О статусе судей в Российской Федерации».

Судья — должностное лицо, наделенное в соответствии с Конституцией РФ и федеральными законами полномочиями осуществлять правосудие и исполняющее свои обязанности на профессиональной основе. Судьи независимы и подчиняются только Конституции РФ и закону. В своей деятельности по осуществлению правосудия они никому не подотчетны. Для реального действия этого положения судье должна быть обеспечена защита от любого влияния или вмешательства. Закон о статусе судей предусматривает, что всякое вмешательство в деятельность судьи по осуществлению правосудия

преследуется по закону. Судья не обязан давать каких-либо объяснений по существу рассмотренных или находящихся в производстве дел, а также представлять их кому бы то ни было для ознакомления.

Требования и распоряжения судей при осуществлении ими полномочий обязательны для всех без исключения государственных органов, общественных объединений, должностных лиц, других юридических и физических лиц. Неисполнение требований и распоряжений судей влечет установленную законом ответственность.

Все судьи обладают единым статусом и различаются между собой только полномочиями и компетенцией. Особенностями отличается лишь правовой статус судей военных судов и судей Конституционного Суда РФ.

Конституция РФ и Закон о статусе судей содержат перечень профессиональных требований, предъявляемых к судьям и кандидатам на судейские должности. В числе этих требований — определенный возраст и состояние здоровья, а также профессиональные качества: высшее юридическое образо-

вание, определенный стаж работы по юридической профессии. В данный стаж включается время работы на требующих юридического образования: государственных должностях в федеральных органах государственной власти, органах государственной власти субъектов РФ, иных государственных органах, образуемых в соответствии с Конституцией РФ, конституциями (уставами) субъектов Федерации, а также в государственных органах, существовавших в Российской Федерации до принятия действующей Конституции России; муниципальных должностях, в том числе, в органах местного самоуправления.

Кроме того, в стаж работы по юридической профессии включаются: время работы на требующих юридического образования должностях в органах Судебного департамента при Верховном Суде РФ; в юридических службах организаций независимо от организационно-правовых форм и форм собственности; в научно-исследовательских учреждениях; время работы в качестве преподавателя юридических дисциплин в учреждениях среднего профессионального, высшего профессионального и послевузовского профессионального образования, а также время работы в качестве адвоката и нотариуса. Среди других требований, предъявляемых к судье, выделяется обязанность неукоснительно соблюдать Конституцию РФ и законы. Судья при исполнении своих полномочий, а также во внеслужебных отношениях должен избегать всего, что могло бы умалить авторитет судебной власти, достоинство судьи или вызвать сомнение в его объективности, справедливости и беспристрастности.

Судья не вправе быть депутатом, третейским судьей, арбитром, принадлежать к политическим партиям и движениям, осуществлять предпринимательскую деятельность, а также совмещать работу в должности судьи с другой оплачиваемой работой, кроме научной, преподавательской, литературной и иной творческой деятельности.

Судьям в зависимости от занимаемой должности, стажа работы в должности судьи и иных предусмотренных законом обстоятельств присваиваются квалификационные классы. Присвоение судье квалификационного класса не означает изменения его статуса относительно других судей в Российской Федерации.

Федеральное законодательство устанавливает порядок наделения судей полномочиями. Судьи Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ назначаются Советом Федерации Федерального Собрания по представлению Президента РФ, которое вносится с учетом мнения соответственно Председателя Верховного Суда РФ и Председателя Высшего Арбитражного Суда РФ; судьи других федеральных судов общей юрисдикции и арбитражных судов

назначаются Президентом РФ по представлению соответственно Председателя Верховного Суда РФ и Председателя Высшего Арбитражного Суда РФ; судьи военных судов назначаются Президентом РФ по представлению Председателя Верховного Суда РФ. Назначение кандидатов на должности судей производится только при наличии положительного заключения соответствующей квалификационной коллегии судей.

Судья, впервые избранный на должность, приносит в торжественной обстановке присягу, в которой клянется честно и добросовестно исполнять свои обязанности, осуществлять правосудие, подчиняясь только закону, быть беспристрастным и справедливым.

Закон о статусе судей предусматривает еще одно специфическое требование, предъявляемое к кандидату в судьи: сдачу им квалификационного экзамена, который принимается комиссией, состоящей при органе юстиции. В случае нарушения судьей какого-либо из перечисленных требований квалификационная комиссия вправе приостановить или прекратить его полномочия.

Гарантии независимости судей (а также присяжных, народных и арбитражных заседателей) устанавливаются Конституцией РФ и федеральным законом. К числу средств обеспечения независимости судей относятся: а) наличие предусмотренной законом процедуры осуществления правосудия; б) установление под угрозой ответственности запрета чьего бы то ни было вмешательства в деятельность по осуществлению правосудия; в) установление порядка приостановления и прекращения полномочий судьи; г) право судьи на отставку; д) неприкосновенность судьи; е) система органов судейского сообщества; ж) предоставление судье за счет государства материального и социального обеспечения, соответствующего его высокому статусу; з) наличие особой защиты государством не только судьи, но и членов его семьи, а также имущества.

Органы государства, прежде всего органы внутренних дел, обязаны принять необходимые меры к обеспечению безопасности судьи, членов его семьи, сохранности принадлежащего им имущества, если от судьи поступит соответствующее заявление. Судья имеет право на хранение и ношение служебного огнестрельного оружия, которое выдается ему органами внутренних дел по его заявлению в порядке, предусмотренном Законом РФ «Об оружии».

Полномочия судьи в Российской Федерации не ограничены определенным сроком, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законодательством. Предельный возраст пребывания в должности судьи — 70 лет. Судья федерального суда (за исключением судей Конституционного Суда РФ,

Верховного Суда РФ, Высшего Арбитражного Суда) в первый раз назначается на должность сроком на три года, по истечении которого он может быть назначен на ту же должность без ограничения срока полномочий до достижения им предельного возраста пребывания в должности судьи.

Полномочия судьи прекращаются: в последний день месяца, в котором истекает срок его полномочий (если этот срок установлен законом); в последний день месяца, в котором он достигает возраста, установленного законом; на следующий день после вступления в силу решения квалификационной коллегии судей о досрочном прекращении полномочий судьи. Судья, полномочия которого прекращены в связи с истечением их срока или в связи с достижением предельного возраста, продолжает осуществлять полномочия судьи до вступления в должность нового судьи или до окончания рассмотрения по существу дела, начатого с участием данного судьи.

Основания прекращения полномочий судей предусматриваются федеральным законодательством. Такими основаниями могут выступать: 1) письменное заявление судьи об отставке; 2) неспособность по состоянию здоровья или по иным уважительным причинам осуществлять полномочия судьи; 3) письменное заявление судьи о прекращении его полномочий в связи с переходом на другую работу или по иным причинам; 4) достижение судьей предельного возраста пребывания в должности судьи или истечение срока полномочий судьи, если они были ограничены определенным сроком; 5) увольнение судьи военного суда с военной службы по достижении предельного возраста пребывания на военной службе; 6) прекращение гражданства Российской Федерации; 7) занятие деятельностью, несовместимой с должностью судьи; 8) вступление в законную силу обвинительного приговора суда в отношении судьи либо судебного решения о применении к нему принудительных мер медицинского характера; 9) вступление в законную силу решения суда об ограничении дееспособности судьи либо признании его недееспособным; 10) совершение поступка, позорящего честь и достоинство судьи или умаляющего авторитет судебной власти; 11) смерть судьи или вступление в законную силу решения суда об объявлении его умершим; 12) отказ судьи от перевода в другой суд в связи с упразднением или реорганизацией суда.

Полномочия судьи Конституционного Суда РФ прекращаются также ввиду: нарушения порядка его назначения на должность судьи Конституционного Суда РФ, установленного Конституцией РФ и федеральным конституционным законом; продолжения судьей, несмотря на предупреждение со стороны Конституционного Суда РФ, занятий или соверше-

ния действий, несовместимых с его должностью; неучастия судьи в заседаниях Конституционного Суда РФ или уклонения его от голосования свыше двух раз подряд без уважительных причин. Полномочия судьи Конституционного Суда РФ могут быть прекращены также ввиду его неспособности по состоянию здоровья или иным уважительным причинам в течение длительного времени (не менее 10 месяцев подряд) исполнять обязанности судьи.

Конституция устанавливает принцип несменяемости судей, который является важным звеном в системе правовых гарантий независимости судей. Судья не подлежит переводу на другую должность или в другой суд без его согласия, и его полномочия могут быть прекращены или приостановлены не иначе как по основаниям и в порядке, установленным Законом о статусе судей.

Полномочия судьи приостанавливаются решением квалификационной коллегии судей при наличии одного из следующих оснований:

1) признание судьи безвестно отсутствующим решением суда, вступившим в законную силу;

2) возбуждение уголовного дела в отношении судьи либо привлечение его в качестве обвиняемого по другому уголовному делу;

3) участие судьи в избирательной кампании в качестве кандидата в состав органа законодательной (представительной) власти Российской Федерации или органа законодательной (представительной) власти субъекта РФ;

4) избрание судьи в состав органа законодательной (представительной) власти Российской Федерации или органа законодательной (представительной) власти субъекта РФ.

Решение о возобновлении полномочий судьи принимает квалификационная коллегия судей, приостановившая его полномочия.

Полномочия судьи Конституционного Суда РФ могут быть приостановлены в случаях, если: 1) было дано согласие Конституционного Суда РФ на арест судьи или привлечение его к уголовной ответственности; 2) судья по состоянию здоровья временно не способен выполнять свои обязанности. Судья, полномочия которого приостановлены, не вправе участвовать в заседаниях Конституционного Суда, а также направлять официальные документы в государственные органы и организации, общественные объединения, должностным лицам и гражданам и истребовать от них какие-либо документы и иную информацию. Конституционный Суд РФ приостанавливает полномочия судьи до отпадения основания к их приостановлению.

Неприкосновенность судьи является одним из важнейших средств обеспечения независимости и самостоятельности судей, их способности осуществлять

правосудие беспристрастно и справедливо. Неприкосновенность судьи является одной из конституционных гарантий его статуса (ст. 122 Конституции РФ).

Неприкосновенность судьи включает в себя неприкосновенность его личности, а также занимаемых им жилых и служебных помещений, используемых им личных и служебных транспортных средств, принадлежащих ему документов, багажа и иного имущества, тайну переписки и иной корреспонденции (телефонных переговоров, почтовых, телеграфных, других электрических и иных принимаемых и отправляемых судьей сообщений).

Судья, в том числе после прекращения его полномочий, не может быть привлечен к какой-либо ответственности за выраженное им при осуществлении правосудия мнение и принятое судом решение, если только вступившим в законную силу приговором суда не будет установлена виновность судьи в преступном злоупотреблении либо вынесении заведомо неправосудных приговора, решения или иного судебного акта.

Однако установление особых правил о неприкосновенности судей не означает, что они выведены из числа субъектов, на которых распространяется действие конституционного принципа равенства всех перед законом и судом. Данный конституционный принцип имеет целью «предупреждение возможного воздействия на судью, ограждение его от влияния извне, недопущение ущемления его прав при осуществлении судебной власти. Вот почему судья вообще не может быть привлечен к дисциплинарной и административной ответственности. Но он может быть привлечен к уголовной ответственности с соблюдением специального порядка, обусловленного положением судьи как носителя одной из ветвей государственной власти»1.

Решение по вопросу о возбуждении уголовного дела в отношении судьи либо о привлечении его в качестве обвиняемого по другому уголовному делу принимается Генеральным прокурором РФ с согласия соответствующей квалификационной коллегии судей. Уголовное дело в отношении судьи по его требованию рассматривается только Верховным Судом РФ.

После возбуждения уголовного дела в отношении судьи либо привлечения его в качестве обвиняемого по уголовному делу оперативно-розыскные мероприятия и следственные действия в отношении судьи (кроме заключения его под стражу) производятся в порядке, установленном УПК РФ и Федеральным законом «Об оперативно-розыскной деятельности».

При рассмотрении вопросов о возбуждении уголовного дела в отношении судьи либо о привлечении его в качестве обвиняемого по уголовному делу, о производстве в отношении судьи оперативно-розыскных мероприятий или следственных действий

суд либо квалификационная коллегия судей, установив, что производство указанных мероприятий или действий обусловлено позицией, занимаемой судьей при осуществлении им судейских полномочий, отказывают в даче согласия на производство указанных мероприятий или действий2.

Как уже отмечалось, определенные особенности имеет статус судьи Конституционного Суда РФ. Так, его должность обусловлена еще большим числом (чем для судей других высших судебных органов) правовых запретов, в том числе закон устанавливает прямые запреты для судей конституционных судов. Судья Конституционного Суда РФ не может быть членом Совета Федерации, депутатом Государственной Думы, иных представительных органов, занимать либо сохранять за собой другие государственные или общественные должности, иметь частную практику, заниматься предпринимательской, иной оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности, занятие которой не должно препятствовать выполнению обязанностей судьи Конституционного Суда РФ и не может служить уважительной причиной отсутствия на заседании, если на то не дано согласия Конституционного Суда РФ. Судья не вправе осуществлять защиту или представительство, кроме законного представительства, в суде, арбитражном суде или иных органах, оказывать, кому бы то ни было, покровительство в получении прав и освобождении от обязанностей.

Судья Конституционного Суда РФ не может принадлежать к политическим партиям и движениям, материально их поддерживать, участвовать в политических акциях, вести политическую пропаганду или агитацию, участвовать в кампаниях по выборам в органы государственной власти и местного самоуправления, присутствовать на съездах и конференциях политических партий и движений, заниматься иной политической деятельностью. Он не может также входить в состав каких-либо общественных объединений, даже если они не преследуют политических целей.

Судья Конституционного Суда РФ не вправе, выступая в печати, иных средствах массовой информации и перед любой аудиторией, публично высказывать свое мнение о вопросе, который может стать предметом рассмотрения в Конституционном Суде, который изучается или принят к рассмотрению Конституционным Судом, до принятия решения по этому вопросу.

1 Научно-практический комментарий к Конституции Российской Федерации. С. 591.

2 Конституционное право России: учебник для студентов вузов / под ред. Эбзеева Б.С., Прудникова А.С. М.: «ЮНИТИ-ДА-НА», 2012, С. 520

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.