Научная статья на тему 'Статус министра юстиции в Российской империи (1802-1917 гг. )'

Статус министра юстиции в Российской империи (1802-1917 гг. ) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
1328
127
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МИНИСТЕРСТВО ЮСТИЦИИ РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ / МИНИСТР ЮСТИЦИИ / СТАТУС МИНИСТРА ЮСТИЦИИ / ГЕНЕРАЛ-ПРОКУРОР / ПРАВА / ОБЯЗАННОСТИ / ОТВЕТСТВЕННОСТЬ МИНИСТРА ЮСТИЦИИ / THE MINISTRY OF JUSTICE OF THE RUSSIAN EMPIRE / THE MINISTER OF JUSTICE / THE STATUS OF THE MINISTER OF JUSTICE / THE ATTORNEY-GENERAL / THE RIGHTS / DUTIES AND RESPONSIBILITIES OF THE MINISTER OF JUSTICE

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Яковлева О. Н.

В статье раскрывается содержание статуса министра юстиции в течение периода существования Министерства юстиции Российской империи, рассматриваются его права, обязанности, ответственность, взаимоотношения с другими государственными учреждениями.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The status of the Minister of Justice in the Russian Empire (1802-1917)

The features of the status of the Minister of Justice during the period of existence of the Ministry of Justice of the Russian Empire are revealed, his rights, duties, responsibilities, and relationships with other government agencies are considered.

Текст научной работы на тему «Статус министра юстиции в Российской империи (1802-1917 гг. )»

СТРАНИЦЫ ИСТОРИИ

правоохранительных органов

О.Н. ЯКОВЛЕВА,

*

докторант научного центра, кандидат юридических наук, доцент

(Академия управления МВД России)

Статус министра юстиции в Российской империи (1802-1917 гг.)

В статье раскрывается содержание статуса министра юстиции в течение периода существования Министерства юстиции Российской империи, рассматриваются его права, обязанности, ответственность, взаимоотношения с другими государственными учреждениями.

Министерство юстиции Российской империи; министр юстиции; статус министра юстиции; генерал-прокурор; права, обязанности, ответственность министра юстиции.

Манифестом от 8 сентября 1802 г. в России были созданы первые восемь министерств: военно-сухопутных сил, военно-морских сил, иностранных дел, внутренних дел, коммерции, финансов, народного просвещения и юстиции, а также государственное казначейство на правах министерства. Возглавляли министерства министры, на которых возлагалась «лестная надежда», что «оно (министерство) споспешествовать нам будет к утверждению народного спокойствия ... к сохранению и возвышению общего всех благосостояния, и к воздаянию каждому должного от лица правосудия ... словом, к приведению всех частей государственного управления в прочное и намерению Нашему соответственное устройство» [1].

Согласно п. I рассматриваемого манифеста министры назначались и увольнялись императором, несли перед ним единоличную ответственность, были обязаны ежегодно представлять через Сенат или Государственный совет письменные отчеты о своей управлен-

* Ранее — ученый секретарь ученого совета НИИ ФСИН России.

ческой деятельности, имели право непосредственного доклада императору, а также право законодательной инициативы.

В указе, уточняющем функции Правительствующего Сената, обнародованном одновременно с манифестом «Об учреждении министерств», предписывалось следующее. «Министром юстиции или Генерал-прокурором повелеваем быть действительному тайному советнику Державину, предоставляя впредь назначить ему товарища» [3], что предопределило совмещение в одном лице должностей министра юстиции и генерал-прокурора.

Манифест обозначил лишь начальный этап министерской реформы. Более четко компетенция министров определилась в Манифесте «Общее учреждение министерств» от 25 июня 1811 г. [2]. Согласно этому документу министры обладали правом законодательной инициативы, издания предписаний, личного доклада императору, а также властью над подчиненными им чиновниками.

Практически все служащие министерств назначались и увольнялись лично министром, кроме директоров департаментов и канцелярии министра, которые определялись и увольнялись императором по представлению министра. Начальники отделений, чиновники для особых поручений и прочие чины, составлявшие департаменты и канцелярию министра, определялись и увольнялись министром, по представлению директоров департаментов. Ему принадлежало право назначения и увольнения служащих в местных учреждениях [6], предоставления им отпусков [4; 7], право налагать высшие дисциплинарные взыскания на чиновников, предавать их

суду, представлять к наградам. Все сомнения и спорные ситуации, возникающие между департаментами и учреждениями им подчиненными (вопросы субординации, ведомственной принадлежности), министр разрешал своей властью, с последующим строгим наблюдением за исполнением принятых им решений. Рассматриваемые должностные лица имели финансовые полномочия и являлись распорядителями кредитов: заблаговременное планирование всех расходов по ведомству и последующее наблюдение за расходованием средств составляли их существенную обязанность. В отношениях с местными властями министры обладали правом направлять во всех необходимых случаях предписания непосредственно губернскому начальству.

Министры получали исключительные полномочия при чрезвычайных обстоятельствах, когда они могли принимать те меры, для которых в другое время необходимо было разрешение императора.

Главной привилегией и атрибутом министерской власти были регулярные личные доклады императору. В зависимости от значения министерства и роли, которую играл тот или иной министр, эти доклады были ежедневными или более редкими, но не реже, чем раз в неделю. Во время доклада министр представлял императору проекты высочайших указов и повелений. Практика личных докладов сохранялась вплоть до 1917 г.

Манифест «Об учреждении министерств» определял не только пределы власти министров, но и их отношения с императором, Сенатом и Государственным советом.

Среди специальных обязанностей министра юстиции можно назвать систематические встречи с обер-прокурорами Правительствующего Сената, старшим председателем и прокурором Петербургской судебной палаты, приезжающими в Петербург высшими чинами судебного ведомства. К специальным обязанностям министра (с 1852 г.) относилось и заведование Московским архивом Министерства юстиции. На министра возлагались обязанности по установлению правил управления данным архивом и ведения архивной работы, возложению на архив необходимых дополнительных обязанностей, представлению к назначению директора архива, архивариусов и правителя канцелярии. Личное разрешение министра требовалось сторонним лицам для работы в архиве [8].

Не менее одного-двух раз в год министр юстиции выезжал в судебные учреждения, знакомился с делопроизводством, посещал места заключения. Также он председательствовал в Совете эмеритальной кассы1 и особых законодательных комиссиях; был обязан присутствовать в Государственном совете и Комитете министров, а также участвовать по особым Высочайшим повелениям в различных совещаниях, комитетах и комиссиях; еженедельно вел личный прием сотрудников своего и других ведомств, а также частных лиц (просителей); занимался международной деятельностью — являлся представителем Правительства на различных мероприятиях, например, на конференции обществ Красного Креста; в порядке очередности председательствовал в Международном трибунале, был членом постоянной Международной палаты Третейского суда в Гааге [9, с. 100].

В Манифесте от 25 июня 1811 г. «Общее учреждении министерств» впервые были сформулированы положения об ответственности министров, обозначены предметы ответственности, порядок ее производства и последствия.

Предмет ответственности составляли превышение пределов власти министра, связанное с отменой действовавших нормативных правовых актов, в частности, нарушение установленного порядка законодательной инициативы; допущение министром злоупотребления или государственного ущерба путем бездействия или небрежности.

Последствиями привлечения к ответственности могли быть лишение звания министра и передача дела Верховному уголовному суду. Верховный уголовный суд, в свою очередь, не производил нового следствия, но, определив существо и степень вины по следствию, проведенному в Государственном совете, выносил окончательный приговор.

В 1826 г. Николай I ввел должность товарища министра (в 1906 г. появилась вторая должность товарища министра) в Министерстве юстиции, и в Указе Правительствующего Сената от января 1827 г. «О рассылке дополнительных статей к Общему учреждению министерств и дополнительных статей, утвержденных императором» уточнялись права и обязанности товарищей, взаимоотношения с министром и со структурными подразделе-

99

1 Эмеритальные кассы — в XIX в. земские пенсионные фонды для государственых служащих.

100

ниями министерства. Министру предоставлялось право поручать товарищу все те дела, рассмотрение которых требовало особого внимания [9, с. 82—83].

С введением в 1864 г. Судебных уставов министр юстиции в качестве главного начальника преобразованной прокуратуры получил обязанности генерал-прокурора, в непосредственном подчинении которого состояли обер-прокуроры Сената и прокуроры судебных палат, которым подчинялись прокуроры окружных судов, входящих в округ данной палаты.

Товарищи прокуроров находились в подчинении прокуроров и обер-прокуроров, при которых они состояли. Товарищи прокуроров окружных судов определялись министром юстиции по представлениям прокурора судебной палаты; прокуроры окружных судов, товарищи прокурора судебной палаты и обер-прокурора — высочайшей властью по представлениям министра юстиции; прокуроры судебных палат, обер-прокуроры кассационных департаментов Сената и общего их собрания — именными высочайшими указами, также по представлениям министра юстиции.

Чиновники прокуратуры как и судьи, подлежали уголовной, дисциплинарной и гражданской ответственности. Эти лица предавались суду на основании постановлений соединенного присутствия 1-го и кассационного департаментов Сената только по предложению министра юстиции. Министр юстиции был наделен всей полнотой дисциплинарной власти в отношении товарищей прокуроров окружных судов; он вправе был подвергать прокуроров окружных судов и судебных палат, товарищей последних и товарищей обер-прокуроров предостережениям, замечаниям и выговорам, а обер-прокуроров — только предостережениям.

Министр юстиции исполнял прокурорские обязанности при Верховном уголовном суде. Отметим, что министры юстиции согласно Уставу уголовного судопроизводства дважды исполняли прокурорские обязанности в Верховном уголовном суде: в 1879 г. по делу А.К. Соловьева (Д.Н. Набоков) и 1886 г. по делу Д.В. Каракозова (Д.Н. Замятнин) [10].

Судебная реформа 1864 г. создала более четкую систему судебных инстанций: формально суд был отделен от администрации, но фактически через Министерство юстиции, которое заведовало личным составом суда и

прокуратуры и осуществляло надзор за деятельностью суда, он подчинялся администрации. Сохранилось совмещение одним лицом должностей министра юстиции и генерал-прокурора.

Министерство юстиции совместно с Сенатом и его кассационными департаментами осуществляло надзор за деятельностью мировой юстиции. По судебной реформе общими судебными органами являлись окружные суды и судебные палаты, в 1870 г. министр юстиции получил право назначать в каждый окружной суд следователя по важнейшим делам [9, с. 70-71].

В качестве генерал-прокурора министр юстиции осуществлял надзор за государственным межеванием, деятельностью Межевого департамента Сената и Межевой канцелярии в Москве, 17 июня 1836 г. как административный орган по управлению межевым делом и межевыми кадрами было учреждено Управление межевым корпусом, заведование которым было возложено также на министра юстиции.

С введением 12 июля 1889 г. Положения о земских участковых начальниках, круг ведомства Министерства юстиции значительно сузился. Городской судья, поставленный положением наряду с земскими начальниками по роду и степени предоставленной ему судебной власти (но не имеющий ни административных функций, ни административно-карательной власти), состоял в ведении министерства юстиции, назначался министром юстиции и увольнялся с должности постановлением консультации (учрежденной при министерстве юстиции) утвержденным министром юстиции.

В состав Министерства юстиции 13 декабря 1895 г. были переданы Главное тюремное управление и Совет по делам тюремного управления, до этого находившиеся в ведении Министерства внутренних дел, и министру юстиции присваивалось звание президента Общества попечительного о тюрьмах.

В период Первой мировой войны и революции 1917 г. Министерство юстиции строило свою работу применительно к условиям военного времени, что не могло не сказаться на статусе министра юстиции. 15 июля 1916 г. Совет министров передал министру юстиции функцию по подчинению местностей, в которых была прекращена по военным обстоятельствам деятельность судебных и

судебно-административных установлений. В этот период при Министерстве юстиции действовала Комиссия по помилованию: министр принимал просьбы о помиловании или облегчении участи заключенных и передавал их для принятия решений Временному правительству.

Анализируя правовой статус министра юстиции, отметим, что объем и характер его полномочий значительно изменялся на протяжении существования Министерства юстиции Российской империи. До момента введения Судебных уставов 1864 г. круг обязанностей министра юстиции был ограничен и его деятельность сосредотачивалась преимущественно на судебном надзоре. Функция надзора генерал-прокурора состояла исключительно в рассмотрении отчетов о движении дел в судебных установлениях, пропуске определений Правительствующего Сената и просмотре протестов губернских прокуроров на решения губернских судебных мест. Столь узкие рамки деятельности министра юстиции в первую половину XIX в. объясняются действовавшими в тот период нормативными актами.

Ситуация изменилась после судебной реформы 1864 г.: в деятельности Министерства юстиции приоритет получили задачи управления судебной системой, соответственно и министр юстиции приобрел более широкую компетенцию в решении вопросов общего надзора за всеми судебными учреждениями империи и должностными лицами судебного ведомства.

Список литературы

1. Об учреждении министерств: манифест // ПСЗ РИ. Собр. 1. Т. XXVII. № 20 406.

2. Общее учреждение министерств: манифест // ПСЗ РИ. Собр. 1. Т. XXXI. № 24 686.

3. О правах и обязанностях Сената: именной Указ // ПСЗ РИ. Собр. 1. Т. XXVII. № 20 405.

4. О разрешении министрам увольнять в 28-дневные отпуска Директоров министерских департаментов и канцелярий, равно и обер-прокуроров Сената, не представляя Комитету министров: положение Комитета министров // ПСЗ РИ. Собр. 2. Т. II. № 1026.

5. Об ускорении решения всех дел, а наипаче таковых, по коим есть арестанты: положение Комитета министров // ПСЗ РИ. Собр. 2. Т. I. Ч. I. № 281.

6. О правилах для единообразного и успешней-шего течения дел по Герольдии: Указ. ПСЗ I. Т. XXVII. № 20 608.

7. О неувольнении Губернских Стряпчих в отпуск, без сношения с Министром юстиции: Указ. ПСЗ I. Т. XXVIII. № 21 139.

8. О преобразовании Московских Сенатских архивов: мнение Государственного совета. ПСЗ II. Т. 27. № 26 423.

9. Министерская система в Российской империи: к 200-летию министерств в России. М., 2007.

10. Ефремова Н.Н. Министерство юстиции Российской империи 1802—1917 гг. М., 1983.

E-mail: [email protected]

101

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.