Научная статья на тему 'СТАТУС И РОЛЬ ЖЕНЩИН-КОРЕЯНОК В ФОРМИРОВАНИИ ИДЕНТИЧНОСТИ ДЕТЕЙ В ЭТНИЧЕСКИ СМЕШАННЫХ СЕМЬЯХ (НА МАТЕРИАЛАХ Г. ШЫМКЕНТА)'

СТАТУС И РОЛЬ ЖЕНЩИН-КОРЕЯНОК В ФОРМИРОВАНИИ ИДЕНТИЧНОСТИ ДЕТЕЙ В ЭТНИЧЕСКИ СМЕШАННЫХ СЕМЬЯХ (НА МАТЕРИАЛАХ Г. ШЫМКЕНТА) Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
215
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
межэтнический брак / национально-смешанная семья / социализация детей / гражданская и этническая идентичность / жена-кореянка / interethnic marriage / ethnically mixed family / socialization of children / civil and ethnic identity / Korean spose

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Ким Герман Николаевич

Исследование социализации детей в национально смешанных семьях имеет в современном мире особую актуальность и значимость. С ростом миграционных потоков и увеличением доли межэтнических браков многие семьи сталкиваются с новыми вызовами в воспитании детей в условиях культурного и языкового многообразия. Семьи, где родители имеют различную этническую принадлежность, могут столкнуться с трудностями в формировании у детей чувства этнокультурной принадлежности и идентичности. Дети в таких семьях могут испытывать конфликт между культурными традициями и ценностями, которые им передают родители, относящимся к разным цивилизационным мирам, мировоззрениям и кодам поведения. В статье впервые анализируются статус и роль женщин-кореянок Казахстана, состоящих в межэтническом браке и воспитывающих детей на материалах глубинных интервью, проведенных в городе Шымкенте. Цель и задачи исследования. Социологическое исследование проводилось в Туркестанской области в феврале-марте 2023 года с целью выяснения роли женщин в формировании национальной и этнической идентичности детей в этнически-смешанных семьях. Объектом исследования явились женщины старше 18 лет, представляющие такие этнические группы как курды, узбеки, таджики, турки, имеющие опыт в воспитании детей и подростков. Исходя из полиэтнического состава населения избранного региона ставились следующие задачи: сбор новых эмпирических данных о сходствах и различиях положения и миссии женщин разных этнических групп в семье и обществе; формулировка теоретической концепции формирования триединства идентичностей у представителей не титульной нации; анализ социокультурной самобытности изучаемых этнических групп; изучение особенностей образа жизни женщин из этнических сообществ и т.д. Выводы. Выявленные и введенные в научный оборот материалы полевой этносоциологической экспедиции, посредством которой проводились интервью, являются важным источником для исследования поставленных задач.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STATUS AND ROLE OF KOREAN WOMEN IN FORMING THE IDENTITY OF CHILDREN IN ETHNICALLY MIXED FAMILIES (BY THE MATERIALS OF SHYMKENT)

The study of the socialization of children in ethnic mixed families is relevant and significant in the contemporary world. With the growth of migration flows and the growing proportion of interethnic marriages many families are faced with the challenge of raising children in a culturally and linguistically diverse environment. Families where parents are of different ethnicity may find it difficult to impact the raise of identity of their children. The teenagers in such families may experience a conflict between cultural traditions and values that their parents pass on to them, belonging to different civilizations, worldviews and behavior codes. An important issue is the interaction of children from ethnic mixed families with the social mainstream and other peers who do not have the same experience of socialization in a culturally diverse environment. As a rule, such children are faced with the need to adapt to different cultural norms and customs. The study of the socialization of children in ethnically mixed families provide a deeper understanding of the process of personality formation in the culturally diverse environment and develops practical recommendations for parents and teachers on the successful upbringing of children in racially and ethnic mixed families. The paper examines the issues of the status and role of Korean women in the city of Shymkent married to men of other than Korean ethnic origin and contribute the actualization of civil and ethnic identity of their children. The main source of the case study is the in-depth interview data based on the original questionnaire specially designed for the research project granted by the Ministry of University Education and sciences of Kazakhstan.

Текст научной работы на тему «СТАТУС И РОЛЬ ЖЕНЩИН-КОРЕЯНОК В ФОРМИРОВАНИИ ИДЕНТИЧНОСТИ ДЕТЕЙ В ЭТНИЧЕСКИ СМЕШАННЫХ СЕМЬЯХ (НА МАТЕРИАЛАХ Г. ШЫМКЕНТА)»

Введение

Казахстан известен своим полиэтническим составом населения, унаследованным из советского периода истории. В силу значительных, если не сказать кардинальных изменений, происшедших после развала Советского Союза, обретения национального суверенитета и нациестроительства, произошла ускоренная деформация этнодемографической структуры населения. Она проявилась во всех основных показателях: состава, численности, пропорций половозрастных когорт и в социокультурном облике в целом. За 30 лет суверенного Казахстана появилось новое, молодое поколение, не знающее советского прошлого и социализировавшееся в иных жизненных условиях.

Процесс формирования национальной (гражданской) идентичности в суверенном Казахстане столкнулся на начальном этапе с серьезными проблемами, так как после развала Советского Союза у многих людей по инерции сохранялось осознание себя «советским человеком». Строительство национальных государств в постсоветском пространстве и тревоги за будущее детей стали причинами массовой миграции представителей не титульных национальностей на свою историческую родину, или иную страну, с которой связывалось стабильное, комфортное и безопасное проживание.

В то же время, еще до распада СССР с началом горбачевской «перестройки-гласности-демократизации» произошел «взрыв этнического ренессансе», когда все народы стали активно возрождать свои традиции, обычаи, национальные языки и укреплять этническую идентичность.

В этой связи исследование роли женщин в формировании гражданской и этнической идентичности детей является актуальным по нескольким причинам. Гендерный аспект играет важную роль в воспитании детей, так как женщины несут основную ответственность за воспитание детей и их социализацию. Они играют ключевую роль в трансмиссии культурных и этнических традиций, обычаев и духовно-моральных ценностей. Изучение роли женщин в формировании гражданской и этнической идентичности детей может помочь в разработке методик и подходов, способствующих формированию устойчивого гражданского и этнической самосознания, особенно актуальных в условиях роста миграционных процессов, национализма, ксенофобии, этнических конфликтов.

Женщины могут передавать своим детям язык, культуру и обычаи своей этнической группы, воспитывая их в духе уважения предков по кровно-материнской линии. Они могут также способствовать сохранению в своей национально-смешанной семье культурных традиций своего супруга. Женщины часто являются инициаторами процесса межкультурного обмена в национально-смешанных семьях, создавая новые формы культурного взаимодействия, например, объединяя традиции обоих родителей в повседневной жизни или проводя семейные празднования, в которых сочетаются элементы разных культур.

Женщины в этнически смешанных семьях могут столкнуться столкнуться с трудностями в адаптации к правилам, норм, традиций в новой среде. Однако, у них могут появиться определенные преимущества, такие как возможность изучения нескольких языков и культур, более широкий круг общения и многогранное понимание мира.

Изучение социализации детей в национально смешанных семьях позволяет более глубоко понять процесс формирования личности в условиях культурного разнообразия и развивать практические рекомендации для родителей и педагогов по успешному воспитанию детей в семьях, где существует культурное и языковое многообразие.

Исследования статуса, положения и функций женщин в казахстанском социуме имеет определенные традиции и достижения. Изначально гендерные исследования фокусировались на вопросах неравенства женщин, как наиболее острой социальной проблеме и, соответственно акцент научных поисков был смещен на поиски механизмов, форм и путей претворения гендерного равноправия. Поэтому опубликованные научные труды, диссертации и реализованные исследовательские проекты посвящались большей частью темам неравного (непропорционального) положения женщин в политике, бизнесе, науке, руководящих должностях и т.д. Вторая наиболее разработанная тема – неравноправное положение женщин в семье и бытовое насилие.

Однако проблематика гендера намного шире, поэтому в казахстанских и зарубежных исследованиях отмечается наличие белых пятен и обширных лакун. Тема женщин из этнических сообществ как каналов воспроизводства и формирования гражданской и этнической идентичности призвана восполнить вакуум в гендерном дискурсе.

Цель и задачи исследования

Цель исследования заключается в анализе статуса и роли женщин-кореянок в воспитании детей и формировании их гражданской и этнической идентичности в этнически смешанных семьях. В статье подводятся предварительные итоги результатов социологического опроса, проведенного в рамках реализации грантового проекта АР14870213 «Женщины этнических сообществ как каналы воспроизводства и формирования гражданской и этнической идентичности (на примере Туркестанской области и г. Шымкент. 2022-2024) Министерства высшего образования и науки Республики Казахстан.

В статье решались следующие задачи:

 Изучение особенностей образа жизни в семье и обществе женщин-кореянок в состоящих в межэтническом браке;

 Анализ статуса женщин-кореянок в национально-смешанной семье, распределение ролей в быту и воспитании детей

 Выявление доминирующих форм идентичностей женщин-кореянок, состоящих в межэтническом браке

 Определение представлений женщин о будущем детей: выбор профессии, места жительства, выбора невесты/жениха.

Объект, методы и инструменты

В феврале – марте текущего года группа исполнителей проекта работала в Туркестанской области и городе Шымкенте.

Коллективно разработанный «Гайд глубинного интервью» оригинален, но фрагментарно созвучен со многими другими этносоциологическими анкетами и опросниками. Он состоит из 4 –х блоков:

1. Знакомство, 3 вопроса

2. Доминирующие виды идентичности, 5 вопросов

3. Идентичность, 16 вопросов

4. Воспитание детей, 20 вопросов

На каждое интервью отводились примерно 90 минут. Вся беседа записывалась с согласия респондентов на аудио и видео. В настоящее время транскрибируются аудиофайлы, а фрагменты из видеофайлов интервью размещены на YouTube канале ВЭКС.

Исполнители грантового проекта записали интервью с женщинами разных этнических групп состоящими в межнациональном браке и проживающими в полиэтнических и моноэтнических населенных пунктах. По этнической принадлежности они распределились следующим образом: казахи – 25 чел, узбеки, таджики, курды и турки по 24 человека. Выборка по кореянкам составила 9 человек, все они проживали в г. Шымкенте.

1. Ким Екатерина Вячеславовна 1979 г.р. и Романов Максим Николаевич, русский 1986 г.р. – 2 детей в совместном браке

2. Ким Людмила Михайловна, 46 лет, муж – Александр Александрович, немец, 40 лет, совместных детей 2

3. Нам Ирина Вячеславовна, 1984 гр. Муж-казах – Акылбеков Балжан, 1982 г. р., 2 детей

4. Ким Валерия Енхуновна, 1984 гр, муж – Бекенов Азизбек, казах, 1983 гр – трое детей

5. Ким Виктория Вячеславовна, 1983 г.р., муж – Хабибуллин Шамиль Равильевич, татарин, 1979 г.р.- двое детей

6. Амангельдиева Олеся Иннокентьевна, 45 лет, муж – Амангельдиев Руслан Ринатович, татарин, 40 лет = 3 детей

7. Ким Людмила Валентиновна, 1987 гр.- муж- хазареец из Афганистана, 1961 г.р. – 4 детей

8. Кан Анастасия Владимировна, 1992 гр, кореянка (мама русская), муж -Стрелков Сергей Владимирович, русский 34 года, 2 детей

9. Тен Марина Александровна, 1977 гр. кореянка, (мама русская), муж-узбек Касымов Мураджан, 1967 гр – 2 детей

Возраст женщин от 30 до 46 лет, мужья – казахи, русские, узбеки, немцы, хазарейцы. Количество детей от 2 до 4, в среднем – около 3-х детей, выше, чем в среднестатистической корейской семье в Казахстане.

Теоретические концепты

США по праву называют страной иммигрантов, поэтому именно здесь расовое и этническое многообразие стало темой пионерских исследований в области истории, миграциологии, антропологии, социологии и других научных дисциплин. Как известно, первым «межрасовым» браком на территории сегодняшних Соединенных Штатов Америки был брак дочери вождя индейского племени, известной ныне из мульфильма Диснея как Покахонтас, вышедшей в 1614 году замуж за выходца из Британии – табачного плантатора Джона Рольфа и создавшей первый зарегистрированный межрасовый брак в истории Северной Америки. Позже она приняла христианство.

Работорговец и плантатор во Флориде, квакер из Британии Софония Кингсли, женившийся на черной рабыне, купленной им на Кубе, опубликовал в 1828 году брошюру под названием «Трактат о патриархальной или кооперативной системе общества, существующей в некоторых правительствах и колониях в Америке и в Соединенных Штатах, под названием рабства, с его необходимостью и преимуществами». Эта брошюра не единожды переиздавалась и в ней автор говорил о преимуществах смешанных браков, которые, по словам Кингсли, давали более здоровых и красивых детей и лучших граждан.

Одно из первых научных исследований смешанных семей было проведено антропологом Францем Боасом в начале 1900-х годов. Боас интересовался физическими и культурными чертами лиц смешанной расы, и его исследования были сосредоточены на детях родителей афроамериканцев и коренных американцев. Он обнаружил, что эти люди демонстрировали смесь физических и культурных особенностей.

В 1970-х и 1980-х годах исследования этнически смешанных семей начали выходить за рамки американского континента и касались не только межрасовых пар, но и включали семьи, члены которых принадлежали к разным этническим группам. В этих исследованиях изучались уникальные проблемы, возникавшие в формировании этнической идентичности и межпоколенной передачи разнообразия культурных кодов.

Исследователей из разных отраслей социально-гуманитарных наук, изучающих феномен межэтнических семей множество и поэтому даже простое перечисление наиболее известных займет много времени. Поэтому обозначим основные теории, в рамках которых предпринимаются попытки объяснить, как этнические различия влияют на семейные отношения и распределение в них ролей.

Теория интеркультурного брака. Согласно этой теории, в интеркультурных браках, где супруги отличаются друг от друга по этнической принадлежности, возникают особые трудности, так как они не только различаются по культуре, но и по воспитанию, образованию, религии и другим параметрам. Эти различия могут стать препятствием для семейной адаптации и привести к конфликтам.

Теория адаптации. Эта теория предполагает, что успешность этнически смешанных семей зависит от способности супругов адаптироваться к друг другу и культурным различиям. В зависимости от того, насколько эффективно происходит адаптация, могут возникать различные типы семейной динамики: от гармоничного сотрудничества до деструктивных конфликтов.

Теория культурной идентичности. Согласно этой теории, супруги в этнически смешанных браках могут столкнуться с проблемой определения своей культурной идентичности. Они могут чувствовать себя чужими в обоих культурах, не иметь ясного понимания своих культурных корней и традиций. Это может привести к психологической напряженности и неудовлетворенности в браке.

Автор придерживается теории культурной идентичности разработанной известным китайским ученым Чжэн Сяоюнем, не получившей пока в русскоязычном научном дискурсе широкого признания. Между тем концепция Чжэн Сяоюня соотношении культурной и национальной идентичности, обусловленности идентичности культурным развитием общества и личности достойна внимания, так как она отличается от западных концепций, ориентированных на анализ психологических аспектов идентичности или российских, акцентирующих культурную идентичность. Чжен Сюянь, как и другие китайские исследователи, следуя конфуцианским постулатам, выступают за сохранение культурной идентичности в современном динамично трансформирующемся мире.

Теория социального пространства. Эта теория предполагает, что этнически смешанные семьи находятся в переходном социальном пространстве между двумя культурами. Они могут стать "мостом" между различными этническими группами, способствуя культурному обмену и пониманию. Однако, это также может привести к исключению из обоих культурных групп и чувству изоляции.

Интерпретация контента

Анализ контента интервью позволил обобщить и проинтерпретировать основные сведения, полученные в ответах респондентов на поставленные вопросы. Априорно в рабочей гипотезе предполагалось, что статус и роль кореянок в межнациональных браках будет существенным образом отличаться он женщин, относящихся по конфессиональной принадлежности к мусульманским народам. Полученные результаты полностью подтвердили гипотезу.

Все женщины-кореянки социализировались до замужества в семье и обществе в свободной от ущемления прав, неравенства и бытовой дискриминации атмосфере. Доминирующее большинство респонденток имели законченное высшее образование, работали как нанятые сотрудники или имели собственное дело.

Как правило жены-кореянки контролировали семейный бюджет, несли текущие расходы, однако крупные покупки совершали совместно с супругом. Все семьи респонденток имели собственное жилье – квартиру или дом и относили себя к людям среднего достатка.

Женщины несли на своих плечах основную тяжесть домашней работы: приготовление пищи, стирка, глажка, уборка жилья, уход за детьми и т.д. Однако практическим все отмечали, что мужья помогают частично помогают им, дети также выполняют порученную им работу по дому.

У женщин-кореянок, со слов респонденток, было свое личное время, которое использовалось для себя, чтобы следить за своим внешним видом, здоровьем, проводить досуг с подругами и т.д. Требовательность к презентабельности внешнего вида касалась мужа и детей.

Все принявшие участие в интервью женщины однозначно идентифицировали себя кореянками, отмечали определенные этнические черты как жен и матерей, отличающих их от представительниц других национальностей. Все без исключения соблюдали корейский обычай накрывать стол ребенку, когда ему исполняется один год. Обряд «толь чанчи» или, как называется он на коре мар – «а сянди» заключается в предсказании жизненной судьбы ребенка, в зависимости от того какие предметы он возьмет со стола в свои руки. Как оказалось, другие корейские традиции и обряды были малоизвестны или не соблюдались вовсе.

В повседневной пище отмечается наличие элементов корейской кухни, национальных блюд супруга – не корейской национальности, то есть, в основном домашняя пища носила смешанный характер. Продукты питания фабрично-заводского производства стали повседневной едой всех горожан.

Женщины-кореянки отличались устойчивым атеизмом и религия не занимала какого-либо места в семейной жизни, за исключением лишь одной из них – Ким Людмилы Валентиновна, 1987 г.р., у которой муж-хазареец выходец из Афганистана, мусульманин.

В воспитании детей женщины-кореянки играли важную роль: они занимались с ними домашними заданиями, читали книги, следили за успеваемостью, свободным времяпровождением, отношениями со сверстниками, использованием сотовых телефонов, карманными расходами. Роль отцов проявлялась в решении важных вопросов: выбор места учебы, работы, покупки дорогостоящих предметов, в обучении мужским обязанностям по дому. Ответы на вопрос о случаях конфликтов в воспитании детей, вызванных этнокультурными различиями родителей, были отрицательными.

По словам респондентов женщины-кореянки, не оказывали давления на выбор этнической принадлежности своих детей, говоря, что это будет их выбором при получении паспорта. Однако корейская тема присутствует в повседневной жизни, так дети общаются с бабушкой, дедушкой и родными по материнской линии, едят блюда корейской кухни и т.д.

В меньшей степени женщины принимают участия в формировании гражданской идентичности, полагая, что это дело школьных учителей и что дети сами потом определяться оставаться им жить в Казахстане или уехать куда-то заграницу.

Предварительные выводы

Исследования статуса, положения и функций женщин в казахстанском социуме имеет определенные традиции и достижения. Изначально гендерные исследования фокусировались на вопросах неравенства женщин, как наиболее острой социальной проблеме и, соответственно акцент научных поисков был смещен на поиски механизмов, форм и путей претворения гендерного равноправия. Поэтому опубликованные научные труды, диссертации и реализованные исследовательские проекты посвящались большей частью темам неравного (непропорционального) положения женщин в политике, бизнесе, науке, руководящих должностях и т.д. Вторая наиболее разработанная тема – неравноправное положение женщин в семье и бытовое насилие.

Однако проблематика гендера намного шире, поэтому в казахстанских и зарубежных исследованиях отмечается наличие белых пятен и обширных лакун. Тема женщин из этнических сообществ как каналов воспроизводства и формирования гражданской и этнической идентичности призвана восполнить вакуум в гендерном дискурсе.

Проведенный анализ материалов интервью показал, что рабочая гипотеза оказалась верной. Транскрибированный текст всех интервью должен стать источником для комплексного контент анализа по всем этническим группам женщин в этно-гетерогенных браках г. Шымкента и Туркестанской области, что позволит провести кросс-культурное исследование.

Недельное интервьюирование в корейской среде г. Шымкента привлекло общественное внимание и проявилась инициатива проведения подобных социологических опросов среди мужчин-корейцев, женатых не на кореянках. Следует скорректировать опросник, адаптированный под мужей (мужчин) и в случае проведения интервью можно получить более развернутую картину о межэтнических браках, национально-смешанных семьях и воспитании детей в корейской диаспоре Казахстана.

Список литературы

1. Алтынбекова, Г. Гендерное измерение политического участия: новые концепции и подходы. – Текст: непосредственный // Евразийское сообщество: общество, политика, культура.-1999, №2 (26). С. 69-72.

2. Сарсембаева, Р.Б. Гендерные аспекты системных социально-экономических реформ в Казахстане: социологический анализ. – Текст: непосредственный // Автореф. дисс….. доктора социологических наук. 2005.

3. Самакова, А.Б. Гендерная политика в контексте социальной трансформации казахстанского общества. – Текст: непосредственный // Автореф. дисс….. кандата политических наук, 2004.

4. Турысбекова, Г.Г. Понятие прав женщины-матери и их регулирование в Республике Казахстан. – Текст: непосредственный // Komentarze / Społeczeństwo / Nr 11. LUBLIN, listopad 2016, С. 1-8.

5. Жаназарова, З.Ж. Гендерные отношения в семье: гендерный аспект. – Текст: непосредственный // Вестник КазНПУ им.Абая. Серия: социологические и политические науки. – 2012. – No1(37). – С. 63-65.

6. Стасевич, И.В. социальный статус женщины у казахов: традиции и современность. – Текст: непосредственный // СПБ.: Наука, 2011. – 202 с.

7. Макарова, И.А. Межэтнический брак: концептуализация понятия – Текст: непосредственный // Известия Российского государственного педагогического университета имени А. И. Герцена. – 2014. – № Выпуск № 164.

8. Асанова, Э.С. Межэтническое взаимодействие в условиях национально-смешанных семей Республики Адыгея (социологический аспект). – Текст: непосредственный // Автореф. дисс. …кандидата социологических наук. Майкоп – 2009.

9. Уалиева, С., Эдриен, Эдгар. Межэтнические браки, смешанное происхождение и «дружба народов» в советском и постсоветском Казахстане. – Текст: электронный // https://abai.kz/post/12546.

10. Галкина, Е.М. Этническая идентичность подростков из национально-смешанных семей – Текст: непосредственный // По материалам этносоциол. исслед. в г. Москве. Автореф. Дисс. ... кандидата исторических наук. – Москва, 1993.

11. Безрукова, О.Н., Самойлова, В.А. (2019) Этническая идентичность детей в межэтнических семьях в контексте культуры родительства. – Текст: непосредственный // Журнал социологии и социальной антропологии, 22(3): 113–140.

12. Ем, Н.Б., Цой, Л.Г. (2021) Этническая идентичность детей в этнически смешанных семьях: тематический анализ в историографии. – Текст: непосредственный // Вестник востоковедения КазНУ им. аль-Фараби. No. (96), С. 88-94.

13. Ким, К.В. Этническая идентичность детей из русско-якутских семей – Текст: непосредственный // Автореф. Дисс. … кандидата психологических наук, Санкт-Петербург, 2009.

References

1. Altynbekova, G. Gendernoe izmerenie politicheskogo uchastija: novye koncepcii i podhody. – Tekst: neposredstvennyj // Evrazijskoe soobshhestvo: obshhestvo, politika, kul'tura.-1999, №2 (26). S. 69-72.

2. Sarsembaeva, R.B. Gendernye aspekty sistemnyh social'no-jekonomicheskih reform v Kazahstane: sociologicheskij analiz. – Tekst: neposredstvennyj // Avtoref. diss….. doktora sociologicheskih nauk. 2005.

3. Samakova, A.B. Gendernaja politika v kontekste social'noj transformacii kazahstanskogo obshhestva. – Tekst: neposredstvennyj // Avtoref. diss….. kandata politicheskih nauk, 2004.

4. Turysbekova, G.G. Ponjatie prav zhenshhiny-materi i ih regulirovanie v Respublike Kazahstan. – Tekst: neposredstvennyj // Komentarze / Społeczeństwo / Nr 11. LUBLIN, listopad 2016, S. 1-8.

5. Zhanazarova, Z.Zh. Gendernye otnoshenija v sem'e: gendernyj aspekt. – Tekst: neposredstvennyj // Vestnik KazNPU im.Abaja. Serija: sociologicheskie i politicheskie nauki. – 2012. – No1(37). – S. 63-65.

6. Stasevich, I.V. social'nyj status zhenshhiny u kazahov: tradicii i sovremennost'. – Tekst: neposredstvennyj // SPB.: Nauka, 2011. – 202 s.

7. Makarova, I.A. Mezhjetnicheskij brak: konceptualizacija ponjatija – Tekst: neposredstvennyj // Izvestija Rossijskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta imeni A. I. Gercena. – 2014. – № Vypusk № 164.

8. Asanova, Je.S. Mezhjetnicheskoe vzaimodejstvie v uslovijah nacional'no-smeshannyh semej Respubliki Adygeja (sociologicheskij aspekt). – Tekst: neposredstvennyj // Avtoref. diss. …kandidata sociologicheskih nauk. Majkop – 2009.

9. Ualieva, S., Jedrien, Jedgar. Mezhjetnicheskie braki, smeshannoe proishozhdenie i «druzhba narodov» v sovetskom i postsovetskom Kazahstane. – Tekst: jelektronnyj // https://abai.kz/post/12546.

10. Galkina, E.M. Jetnicheskaja identichnost' podrostkov iz nacional'no-smeshannyh semej – Tekst: neposredstvennyj // Po materialam jetnosociol. issled. v g. Moskve. Avtoref. Diss. ... kandidata istoricheskih nauk. – Moskva, 1993.

11. Bezrukova, O.N., Samojlova, V.A. (2019) Jetnicheskaja identichnost' detej v mezhjetnicheskih sem'jah v kontekste kul'tury roditel'stva. – Tekst: neposredstvennyj // Zhurnal sociologii i social'noj antropologii, 22(3): 113–140.

12. Em, N.B., Coj, L.G. (2021) Jetnicheskaja identichnost' detej v jetnicheski smeshannyh sem'jah: tematicheskij analiz v istoriografii. – Tekst: neposredstvennyj // Vestnik vostokovedenija KazNU im. al'-Farabi. No. (96), S. 88-94.

13. Kim, K.V. Jetnicheskaja identichnost' detej iz russko-jakutskih semej – Tekst: neposredstvennyj // Avtoref. Diss. … kandidata psihologicheskih nauk, Sankt-Peterburg, 2009.

Дата поступления / Received

Дата принятия в печать / Accepted

©Ким Г.Н., 2023

©Kim G.N., 2023

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.