Введение
Казахстан известен своим полиэтническим составом населения, унаследованным из советского периода истории. В силу значительных, если не сказать кардинальных изменений, происшедших после развала Советского Союза, обретения национального суверенитета и нациестроительства, произошла ускоренная деформация этнодемографической структуры населения. Она проявилась во всех основных показателях: состава, численности, пропорций половозрастных когорт и в социокультурном облике в целом. За 30 лет суверенного Казахстана появилось новое, молодое поколение, не знающее советского прошлого и социализировавшееся в иных жизненных условиях.
Процесс формирования национальной (гражданской) идентичности в суверенном Казахстане столкнулся на начальном этапе с серьезными проблемами, так как после развала Советского Союза у многих людей по инерции сохранялось осознание себя «советским человеком». Строительство национальных государств в постсоветском пространстве и тревоги за будущее детей стали причинами массовой миграции представителей не титульных национальностей на свою историческую родину, или иную страну, с которой связывалось стабильное, комфортное и безопасное проживание.
В то же время, еще до распада СССР с началом горбачевской «перестройки-гласности-демократизации» произошел «взрыв этнического ренессансе», когда все народы стали активно возрождать свои традиции, обычаи, национальные языки и укреплять этническую идентичность.
В этой связи исследование роли женщин в формировании гражданской и этнической идентичности детей является актуальным по нескольким причинам. Гендерный аспект играет важную роль в воспитании детей, так как женщины несут основную ответственность за воспитание детей и их социализацию. Они играют ключевую роль в трансмиссии культурных и этнических традиций, обычаев и духовно-моральных ценностей. Изучение роли женщин в формировании гражданской и этнической идентичности детей может помочь в разработке методик и подходов, способствующих формированию устойчивого гражданского и этнической самосознания, особенно актуальных в условиях роста миграционных процессов, национализма, ксенофобии, этнических конфликтов.
Женщины могут передавать своим детям язык, культуру и обычаи своей этнической группы, воспитывая их в духе уважения предков по кровно-материнской линии. Они могут также способствовать сохранению в своей национально-смешанной семье культурных традиций своего супруга. Женщины часто являются инициаторами процесса межкультурного обмена в национально-смешанных семьях, создавая новые формы культурного взаимодействия, например, объединяя традиции обоих родителей в повседневной жизни или проводя семейные празднования, в которых сочетаются элементы разных культур.
Женщины в этнически смешанных семьях могут столкнуться столкнуться с трудностями в адаптации к правилам, норм, традиций в новой среде. Однако, у них могут появиться определенные преимущества, такие как возможность изучения нескольких языков и культур, более широкий круг общения и многогранное понимание мира.
Изучение социализации детей в национально смешанных семьях позволяет более глубоко понять процесс формирования личности в условиях культурного разнообразия и развивать практические рекомендации для родителей и педагогов по успешному воспитанию детей в семьях, где существует культурное и языковое многообразие.
Исследования статуса, положения и функций женщин в казахстанском социуме имеет определенные традиции и достижения. Изначально гендерные исследования фокусировались на вопросах неравенства женщин, как наиболее острой социальной проблеме и, соответственно акцент научных поисков был смещен на поиски механизмов, форм и путей претворения гендерного равноправия. Поэтому опубликованные научные труды, диссертации и реализованные исследовательские проекты посвящались большей частью темам неравного (непропорционального) положения женщин в политике, бизнесе, науке, руководящих должностях и т.д. Вторая наиболее разработанная тема – неравноправное положение женщин в семье и бытовое насилие.
Однако проблематика гендера намного шире, поэтому в казахстанских и зарубежных исследованиях отмечается наличие белых пятен и обширных лакун. Тема женщин из этнических сообществ как каналов воспроизводства и формирования гражданской и этнической идентичности призвана восполнить вакуум в гендерном дискурсе.
Цель и задачи исследования
Цель исследования заключается в анализе статуса и роли женщин-кореянок в воспитании детей и формировании их гражданской и этнической идентичности в этнически смешанных семьях. В статье подводятся предварительные итоги результатов социологического опроса, проведенного в рамках реализации грантового проекта АР14870213 «Женщины этнических сообществ как каналы воспроизводства и формирования гражданской и этнической идентичности (на примере Туркестанской области и г. Шымкент. 2022-2024) Министерства высшего образования и науки Республики Казахстан.
В статье решались следующие задачи:
Изучение особенностей образа жизни в семье и обществе женщин-кореянок в состоящих в межэтническом браке;
Анализ статуса женщин-кореянок в национально-смешанной семье, распределение ролей в быту и воспитании детей
Выявление доминирующих форм идентичностей женщин-кореянок, состоящих в межэтническом браке
Определение представлений женщин о будущем детей: выбор профессии, места жительства, выбора невесты/жениха.
Объект, методы и инструменты
В феврале – марте текущего года группа исполнителей проекта работала в Туркестанской области и городе Шымкенте.
Коллективно разработанный «Гайд глубинного интервью» оригинален, но фрагментарно созвучен со многими другими этносоциологическими анкетами и опросниками. Он состоит из 4 –х блоков:
1. Знакомство, 3 вопроса
2. Доминирующие виды идентичности, 5 вопросов
3. Идентичность, 16 вопросов
4. Воспитание детей, 20 вопросов
На каждое интервью отводились примерно 90 минут. Вся беседа записывалась с согласия респондентов на аудио и видео. В настоящее время транскрибируются аудиофайлы, а фрагменты из видеофайлов интервью размещены на YouTube канале ВЭКС.
Исполнители грантового проекта записали интервью с женщинами разных этнических групп состоящими в межнациональном браке и проживающими в полиэтнических и моноэтнических населенных пунктах. По этнической принадлежности они распределились следующим образом: казахи – 25 чел, узбеки, таджики, курды и турки по 24 человека. Выборка по кореянкам составила 9 человек, все они проживали в г. Шымкенте.
1. Ким Екатерина Вячеславовна 1979 г.р. и Романов Максим Николаевич, русский 1986 г.р. – 2 детей в совместном браке
2. Ким Людмила Михайловна, 46 лет, муж – Александр Александрович, немец, 40 лет, совместных детей 2
3. Нам Ирина Вячеславовна, 1984 гр. Муж-казах – Акылбеков Балжан, 1982 г. р., 2 детей
4. Ким Валерия Енхуновна, 1984 гр, муж – Бекенов Азизбек, казах, 1983 гр – трое детей
5. Ким Виктория Вячеславовна, 1983 г.р., муж – Хабибуллин Шамиль Равильевич, татарин, 1979 г.р.- двое детей
6. Амангельдиева Олеся Иннокентьевна, 45 лет, муж – Амангельдиев Руслан Ринатович, татарин, 40 лет = 3 детей
7. Ким Людмила Валентиновна, 1987 гр.- муж- хазареец из Афганистана, 1961 г.р. – 4 детей
8. Кан Анастасия Владимировна, 1992 гр, кореянка (мама русская), муж -Стрелков Сергей Владимирович, русский 34 года, 2 детей
9. Тен Марина Александровна, 1977 гр. кореянка, (мама русская), муж-узбек Касымов Мураджан, 1967 гр – 2 детей
Возраст женщин от 30 до 46 лет, мужья – казахи, русские, узбеки, немцы, хазарейцы. Количество детей от 2 до 4, в среднем – около 3-х детей, выше, чем в среднестатистической корейской семье в Казахстане.
Теоретические концепты
США по праву называют страной иммигрантов, поэтому именно здесь расовое и этническое многообразие стало темой пионерских исследований в области истории, миграциологии, антропологии, социологии и других научных дисциплин. Как известно, первым «межрасовым» браком на территории сегодняшних Соединенных Штатов Америки был брак дочери вождя индейского племени, известной ныне из мульфильма Диснея как Покахонтас, вышедшей в 1614 году замуж за выходца из Британии – табачного плантатора Джона Рольфа и создавшей первый зарегистрированный межрасовый брак в истории Северной Америки. Позже она приняла христианство.
Работорговец и плантатор во Флориде, квакер из Британии Софония Кингсли, женившийся на черной рабыне, купленной им на Кубе, опубликовал в 1828 году брошюру под названием «Трактат о патриархальной или кооперативной системе общества, существующей в некоторых правительствах и колониях в Америке и в Соединенных Штатах, под названием рабства, с его необходимостью и преимуществами». Эта брошюра не единожды переиздавалась и в ней автор говорил о преимуществах смешанных браков, которые, по словам Кингсли, давали более здоровых и красивых детей и лучших граждан.
Одно из первых научных исследований смешанных семей было проведено антропологом Францем Боасом в начале 1900-х годов. Боас интересовался физическими и культурными чертами лиц смешанной расы, и его исследования были сосредоточены на детях родителей афроамериканцев и коренных американцев. Он обнаружил, что эти люди демонстрировали смесь физических и культурных особенностей.
В 1970-х и 1980-х годах исследования этнически смешанных семей начали выходить за рамки американского континента и касались не только межрасовых пар, но и включали семьи, члены которых принадлежали к разным этническим группам. В этих исследованиях изучались уникальные проблемы, возникавшие в формировании этнической идентичности и межпоколенной передачи разнообразия культурных кодов.
Исследователей из разных отраслей социально-гуманитарных наук, изучающих феномен межэтнических семей множество и поэтому даже простое перечисление наиболее известных займет много времени. Поэтому обозначим основные теории, в рамках которых предпринимаются попытки объяснить, как этнические различия влияют на семейные отношения и распределение в них ролей.
Теория интеркультурного брака. Согласно этой теории, в интеркультурных браках, где супруги отличаются друг от друга по этнической принадлежности, возникают особые трудности, так как они не только различаются по культуре, но и по воспитанию, образованию, религии и другим параметрам. Эти различия могут стать препятствием для семейной адаптации и привести к конфликтам.
Теория адаптации. Эта теория предполагает, что успешность этнически смешанных семей зависит от способности супругов адаптироваться к друг другу и культурным различиям. В зависимости от того, насколько эффективно происходит адаптация, могут возникать различные типы семейной динамики: от гармоничного сотрудничества до деструктивных конфликтов.
Теория культурной идентичности. Согласно этой теории, супруги в этнически смешанных браках могут столкнуться с проблемой определения своей культурной идентичности. Они могут чувствовать себя чужими в обоих культурах, не иметь ясного понимания своих культурных корней и традиций. Это может привести к психологической напряженности и неудовлетворенности в браке.
Автор придерживается теории культурной идентичности разработанной известным китайским ученым Чжэн Сяоюнем, не получившей пока в русскоязычном научном дискурсе широкого признания. Между тем концепция Чжэн Сяоюня соотношении культурной и национальной идентичности, обусловленности идентичности культурным развитием общества и личности достойна внимания, так как она отличается от западных концепций, ориентированных на анализ психологических аспектов идентичности или российских, акцентирующих культурную идентичность. Чжен Сюянь, как и другие китайские исследователи, следуя конфуцианским постулатам, выступают за сохранение культурной идентичности в современном динамично трансформирующемся мире.
Теория социального пространства. Эта теория предполагает, что этнически смешанные семьи находятся в переходном социальном пространстве между двумя культурами. Они могут стать "мостом" между различными этническими группами, способствуя культурному обмену и пониманию. Однако, это также может привести к исключению из обоих культурных групп и чувству изоляции.
Интерпретация контента
Анализ контента интервью позволил обобщить и проинтерпретировать основные сведения, полученные в ответах респондентов на поставленные вопросы. Априорно в рабочей гипотезе предполагалось, что статус и роль кореянок в межнациональных браках будет существенным образом отличаться он женщин, относящихся по конфессиональной принадлежности к мусульманским народам. Полученные результаты полностью подтвердили гипотезу.
Все женщины-кореянки социализировались до замужества в семье и обществе в свободной от ущемления прав, неравенства и бытовой дискриминации атмосфере. Доминирующее большинство респонденток имели законченное высшее образование, работали как нанятые сотрудники или имели собственное дело.
Как правило жены-кореянки контролировали семейный бюджет, несли текущие расходы, однако крупные покупки совершали совместно с супругом. Все семьи респонденток имели собственное жилье – квартиру или дом и относили себя к людям среднего достатка.
Женщины несли на своих плечах основную тяжесть домашней работы: приготовление пищи, стирка, глажка, уборка жилья, уход за детьми и т.д. Однако практическим все отмечали, что мужья помогают частично помогают им, дети также выполняют порученную им работу по дому.
У женщин-кореянок, со слов респонденток, было свое личное время, которое использовалось для себя, чтобы следить за своим внешним видом, здоровьем, проводить досуг с подругами и т.д. Требовательность к презентабельности внешнего вида касалась мужа и детей.
Все принявшие участие в интервью женщины однозначно идентифицировали себя кореянками, отмечали определенные этнические черты как жен и матерей, отличающих их от представительниц других национальностей. Все без исключения соблюдали корейский обычай накрывать стол ребенку, когда ему исполняется один год. Обряд «толь чанчи» или, как называется он на коре мар – «а сянди» заключается в предсказании жизненной судьбы ребенка, в зависимости от того какие предметы он возьмет со стола в свои руки. Как оказалось, другие корейские традиции и обряды были малоизвестны или не соблюдались вовсе.
В повседневной пище отмечается наличие элементов корейской кухни, национальных блюд супруга – не корейской национальности, то есть, в основном домашняя пища носила смешанный характер. Продукты питания фабрично-заводского производства стали повседневной едой всех горожан.
Женщины-кореянки отличались устойчивым атеизмом и религия не занимала какого-либо места в семейной жизни, за исключением лишь одной из них – Ким Людмилы Валентиновна, 1987 г.р., у которой муж-хазареец выходец из Афганистана, мусульманин.
В воспитании детей женщины-кореянки играли важную роль: они занимались с ними домашними заданиями, читали книги, следили за успеваемостью, свободным времяпровождением, отношениями со сверстниками, использованием сотовых телефонов, карманными расходами. Роль отцов проявлялась в решении важных вопросов: выбор места учебы, работы, покупки дорогостоящих предметов, в обучении мужским обязанностям по дому. Ответы на вопрос о случаях конфликтов в воспитании детей, вызванных этнокультурными различиями родителей, были отрицательными.
По словам респондентов женщины-кореянки, не оказывали давления на выбор этнической принадлежности своих детей, говоря, что это будет их выбором при получении паспорта. Однако корейская тема присутствует в повседневной жизни, так дети общаются с бабушкой, дедушкой и родными по материнской линии, едят блюда корейской кухни и т.д.
В меньшей степени женщины принимают участия в формировании гражданской идентичности, полагая, что это дело школьных учителей и что дети сами потом определяться оставаться им жить в Казахстане или уехать куда-то заграницу.
Предварительные выводы
Исследования статуса, положения и функций женщин в казахстанском социуме имеет определенные традиции и достижения. Изначально гендерные исследования фокусировались на вопросах неравенства женщин, как наиболее острой социальной проблеме и, соответственно акцент научных поисков был смещен на поиски механизмов, форм и путей претворения гендерного равноправия. Поэтому опубликованные научные труды, диссертации и реализованные исследовательские проекты посвящались большей частью темам неравного (непропорционального) положения женщин в политике, бизнесе, науке, руководящих должностях и т.д. Вторая наиболее разработанная тема – неравноправное положение женщин в семье и бытовое насилие.
Однако проблематика гендера намного шире, поэтому в казахстанских и зарубежных исследованиях отмечается наличие белых пятен и обширных лакун. Тема женщин из этнических сообществ как каналов воспроизводства и формирования гражданской и этнической идентичности призвана восполнить вакуум в гендерном дискурсе.
Проведенный анализ материалов интервью показал, что рабочая гипотеза оказалась верной. Транскрибированный текст всех интервью должен стать источником для комплексного контент анализа по всем этническим группам женщин в этно-гетерогенных браках г. Шымкента и Туркестанской области, что позволит провести кросс-культурное исследование.
Недельное интервьюирование в корейской среде г. Шымкента привлекло общественное внимание и проявилась инициатива проведения подобных социологических опросов среди мужчин-корейцев, женатых не на кореянках. Следует скорректировать опросник, адаптированный под мужей (мужчин) и в случае проведения интервью можно получить более развернутую картину о межэтнических браках, национально-смешанных семьях и воспитании детей в корейской диаспоре Казахстана.
Список литературы
1. Алтынбекова, Г. Гендерное измерение политического участия: новые концепции и подходы. – Текст: непосредственный // Евразийское сообщество: общество, политика, культура.-1999, №2 (26). С. 69-72.
2. Сарсембаева, Р.Б. Гендерные аспекты системных социально-экономических реформ в Казахстане: социологический анализ. – Текст: непосредственный // Автореф. дисс….. доктора социологических наук. 2005.
3. Самакова, А.Б. Гендерная политика в контексте социальной трансформации казахстанского общества. – Текст: непосредственный // Автореф. дисс….. кандата политических наук, 2004.
4. Турысбекова, Г.Г. Понятие прав женщины-матери и их регулирование в Республике Казахстан. – Текст: непосредственный // Komentarze / Społeczeństwo / Nr 11. LUBLIN, listopad 2016, С. 1-8.
5. Жаназарова, З.Ж. Гендерные отношения в семье: гендерный аспект. – Текст: непосредственный // Вестник КазНПУ им.Абая. Серия: социологические и политические науки. – 2012. – No1(37). – С. 63-65.
6. Стасевич, И.В. социальный статус женщины у казахов: традиции и современность. – Текст: непосредственный // СПБ.: Наука, 2011. – 202 с.
7. Макарова, И.А. Межэтнический брак: концептуализация понятия – Текст: непосредственный // Известия Российского государственного педагогического университета имени А. И. Герцена. – 2014. – № Выпуск № 164.
8. Асанова, Э.С. Межэтническое взаимодействие в условиях национально-смешанных семей Республики Адыгея (социологический аспект). – Текст: непосредственный // Автореф. дисс. …кандидата социологических наук. Майкоп – 2009.
9. Уалиева, С., Эдриен, Эдгар. Межэтнические браки, смешанное происхождение и «дружба народов» в советском и постсоветском Казахстане. – Текст: электронный // https://abai.kz/post/12546.
10. Галкина, Е.М. Этническая идентичность подростков из национально-смешанных семей – Текст: непосредственный // По материалам этносоциол. исслед. в г. Москве. Автореф. Дисс. ... кандидата исторических наук. – Москва, 1993.
11. Безрукова, О.Н., Самойлова, В.А. (2019) Этническая идентичность детей в межэтнических семьях в контексте культуры родительства. – Текст: непосредственный // Журнал социологии и социальной антропологии, 22(3): 113–140.
12. Ем, Н.Б., Цой, Л.Г. (2021) Этническая идентичность детей в этнически смешанных семьях: тематический анализ в историографии. – Текст: непосредственный // Вестник востоковедения КазНУ им. аль-Фараби. No. (96), С. 88-94.
13. Ким, К.В. Этническая идентичность детей из русско-якутских семей – Текст: непосредственный // Автореф. Дисс. … кандидата психологических наук, Санкт-Петербург, 2009.
References
1. Altynbekova, G. Gendernoe izmerenie politicheskogo uchastija: novye koncepcii i podhody. – Tekst: neposredstvennyj // Evrazijskoe soobshhestvo: obshhestvo, politika, kul'tura.-1999, №2 (26). S. 69-72.
2. Sarsembaeva, R.B. Gendernye aspekty sistemnyh social'no-jekonomicheskih reform v Kazahstane: sociologicheskij analiz. – Tekst: neposredstvennyj // Avtoref. diss….. doktora sociologicheskih nauk. 2005.
3. Samakova, A.B. Gendernaja politika v kontekste social'noj transformacii kazahstanskogo obshhestva. – Tekst: neposredstvennyj // Avtoref. diss….. kandata politicheskih nauk, 2004.
4. Turysbekova, G.G. Ponjatie prav zhenshhiny-materi i ih regulirovanie v Respublike Kazahstan. – Tekst: neposredstvennyj // Komentarze / Społeczeństwo / Nr 11. LUBLIN, listopad 2016, S. 1-8.
5. Zhanazarova, Z.Zh. Gendernye otnoshenija v sem'e: gendernyj aspekt. – Tekst: neposredstvennyj // Vestnik KazNPU im.Abaja. Serija: sociologicheskie i politicheskie nauki. – 2012. – No1(37). – S. 63-65.
6. Stasevich, I.V. social'nyj status zhenshhiny u kazahov: tradicii i sovremennost'. – Tekst: neposredstvennyj // SPB.: Nauka, 2011. – 202 s.
7. Makarova, I.A. Mezhjetnicheskij brak: konceptualizacija ponjatija – Tekst: neposredstvennyj // Izvestija Rossijskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta imeni A. I. Gercena. – 2014. – № Vypusk № 164.
8. Asanova, Je.S. Mezhjetnicheskoe vzaimodejstvie v uslovijah nacional'no-smeshannyh semej Respubliki Adygeja (sociologicheskij aspekt). – Tekst: neposredstvennyj // Avtoref. diss. …kandidata sociologicheskih nauk. Majkop – 2009.
9. Ualieva, S., Jedrien, Jedgar. Mezhjetnicheskie braki, smeshannoe proishozhdenie i «druzhba narodov» v sovetskom i postsovetskom Kazahstane. – Tekst: jelektronnyj // https://abai.kz/post/12546.
10. Galkina, E.M. Jetnicheskaja identichnost' podrostkov iz nacional'no-smeshannyh semej – Tekst: neposredstvennyj // Po materialam jetnosociol. issled. v g. Moskve. Avtoref. Diss. ... kandidata istoricheskih nauk. – Moskva, 1993.
11. Bezrukova, O.N., Samojlova, V.A. (2019) Jetnicheskaja identichnost' detej v mezhjetnicheskih sem'jah v kontekste kul'tury roditel'stva. – Tekst: neposredstvennyj // Zhurnal sociologii i social'noj antropologii, 22(3): 113–140.
12. Em, N.B., Coj, L.G. (2021) Jetnicheskaja identichnost' detej v jetnicheski smeshannyh sem'jah: tematicheskij analiz v istoriografii. – Tekst: neposredstvennyj // Vestnik vostokovedenija KazNU im. al'-Farabi. No. (96), S. 88-94.
13. Kim, K.V. Jetnicheskaja identichnost' detej iz russko-jakutskih semej – Tekst: neposredstvennyj // Avtoref. Diss. … kandidata psihologicheskih nauk, Sankt-Peterburg, 2009.
Дата поступления / Received
Дата принятия в печать / Accepted
©Ким Г.Н., 2023
©Kim G.N., 2023