Научная статья на тему 'МЕЖЭТНИЧЕСКИЕ СЕМЬИ КАЛМЫКОВ И КОРЕЙЦЕВ: ВЫБОР ЭТНИЧЕСКОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ'

МЕЖЭТНИЧЕСКИЕ СЕМЬИ КАЛМЫКОВ И КОРЕЙЦЕВ: ВЫБОР ЭТНИЧЕСКОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
297
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КАЛМЫКИ / КОРЕЙЦЫ / СМЕШАННЫЕ СЕМЬИ / МЕЖЭТНИЧЕСКИЕ БРАКИ / ЭТНИЧЕСКИЙ ЯЗЫК / ОБЩАЯ КОНФЕССИЯ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Намруева Людмила Васильевна

Корейцы стали активно мигрировать в Калмыкию в середине 1960-х гг., они помогали местному населению развивать новое направление в экономике республики - рисоводство. Первыми директорами рисоводческих хозяйств, созданных в Октябрьском районе, явились опытные руководители, корейцы по этническому происхождению. Рисосовхозы, возглавляемые ими, добивались высоких производственных показателей. В результате тесного взаимодействия в поселках компактного проживания корейцев стали появляться в 1970-х гг. смешанные семьи межу калмыками и корейцами. Второй путь создания таких семей связан с обучением представителей этих этнических групп в крупных городах. Несколько рассмотренных семей были созданы во время студенчества. Опрошенные мужчины-калмыки, главы смешанных семей, говорят, что их жены-кореянки окалмычились. Дети из таких семей, воспитанные без отца-корейца, социализированные в калмыцкой среде, ощущают близость с калмыцким этносом. В ходе исследования были использованы нарративы людей, состоявших в браке с представителями корейского народа, состоящих в исследуемых семьях, выходцев из таких семей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INTERETHNIC FAMILIES OF KALMYKS AND KOREANS: THE CHOICE OF ETHNIC IDENTITY

Koreans began to actively migrate to Kalmykia in the mid-1960s, they helped the local population to develop a new direction in the economy of the republic - rice farming. The rst directors of rice farms established in the Oktyabrsky district were experienced managers, Koreans by ethnic origin. Rice farms, headed by them, achieved high production indicators. As a result of close cooperation, mixed families between Kalmyks and Koreans began to appear in the settlements of compact residence of Koreans in the 1970s. The second way of creating such families is connected with the training of representatives of these ethnic groups in large cities. Several of the families considered were created during the student years. The surveyed Kalmyk men, heads of mixed families, say that their Korean wives have become sad. Children from such families, brought up without a Korean father, socialized in a Kalmyk environment, feel close to the Kalmyk ethnic group. In the course of the study, the narratives of people who were married to representatives of the Korean people, who are in the studied families, people from such families were used.

Текст научной работы на тему «МЕЖЭТНИЧЕСКИЕ СЕМЬИ КАЛМЫКОВ И КОРЕЙЦЕВ: ВЫБОР ЭТНИЧЕСКОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ»

УДК 316.354

Л.В. НАМРУЕВА

Калмыцкий научный центр РАН, г. Элиста, Россия

МЕЖЭТНИЧЕСКИЕ СЕМЬИ КАЛМЫКОВ И КОРЕЙЦЕВ: ВЫБОР ЭТНИЧЕСКОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ

Людмила Васильевна Намруева,

кандидат социологических наук, старший научный сотрудник Калмыцкий научный центр РАН E-mail: lnamrueva@yandex.ru

Аннотация. Корейцы стали активно мигрировать в Калмыкию в середине 1960-х гг., они помогали местному населению развивать новое направление в экономике республики - рисоводство. Первыми директорами рисоводческих хозяйств, созданных в Октябрьском районе, явились опытные руководители, корейцы по этническому происхождению. Рисосовхозы, возглавляемые ими, добивались высоких производственных показателей. В результате тесного взаимодействия в поселках компактного проживания корейцев стали появляться в 1970-х гг. смешанные семьи межу калмыками и корейцами. Второй путь создания таких семей связан с обучением представителей этих этнических групп в крупных городах. Несколько рассмотренных семей были созданы во время студенчества. Опрошенные мужчины-калмыки, главы смешанных семей, говорят, что их жены-кореянки окалмычились. Дети из таких семей, воспитанные без отца-корейца, социализированные в калмыцкой среде, ощущают близость с калмыцким этносом. В ходе исследования были использованы нар-ративы людей, состоявших в браке с представителями корейского народа, состоящих в исследуемых семьях, выходцев из таких семей.

Ключевые слова и фразы: калмыки, корейцы, смешанные семьи, межэтнические браки, этнический язык, общая конфессия

ннмннмннмннмннмннмннмннмннмннмнш

Для цитирования: Намруева Л.В. Межэтнические семьи калмыков и корейцев: выбор этнической идентичности // Корееведение в России: направление и развитие. 2022. Т. 3. № 3. С. 43-48.

L.V. NAMRUEVA

Kalmyk Scientific Center of the Russian Academy of Sciences, Elista, Russia

INTERETHNIC FAMILIES OF KALMYKS AND KOREANS: THE CHOICE OF ETHNIC IDENTITY

Lyudmila V. Namrueva,

candidate of sociological sciences, Senior Researcher Kalmyk Scientific Center of the Russian Academy of Sciences E-mail: lnamrueva@yandex.ru

Abstract. Koreans began to actively migrate to Kalmykia in the mid-1960s, they helped the local population to develop a new direction in the economy of the republic - rice farming. The first directors of rice farms established in the Oktyabrsky district were experienced managers, Koreans by ethnic origin. Rice farms, headed by them, achieved high production indicators. As a result of close cooperation, mixed families between Kalmyks and Koreans began to appear in the settlements of compact residence of Koreans in the 1970s. The second way of creating such families is connected with the training of representatives of these ethnic groups in large cities. Several of the families considered were created during the student years. The surveyed Kalmyk men, heads of mixed families, say that their Korean wives have become sad. Children from such families, brought up without a Korean father, socialized in a Kalmyk environment, feel close

to the Kalmyk ethnic group. In the course of the study, the narratives of people who were married to representatives of the Korean people, who are in the studied families, people from such families were used.

Keywords: Kalmyks, Koreans, mixed families, interethnic marriages, ethnic language, common denomination

For citation: Namrueva L.V. Interethnic families of kalmyks and koreans: the choice of ethnic identity // The Journal of Direction and Development of Korean Studies in Russia. 2022.Vol. 3. № 3. P. 43-48.

Введение

Современная Калмыкия - многоэтничный южнороссийскийрегион, в котором гармонично взаимодействуют представители этнических групп, различающихся между собой по языку и вероисповеданию. Корейцы 57 лет проживают на территории республики Калмыкия. По данным всесоюзных переписей в Калмыкии проживало корейцев: в 1959 году - 51 чел., в 1970 году -284 чел., в 1979 году - 1073 чел., в 1989 году -643 чел. [Население 2005: 10]. По итогам Всерос-сийскихпереписей в 2002 г. - 1049 чел., в 2010 г. численность корейцев увеличилась до 1342 человек, что составляет 0,5% населения республики [Население Калмыкии]. Увеличение корейцев в нулевые годы связано с их миграцией из среднеазиатских государств, вызванной разрушением Советского Союзаи последующим ухудшением межэтнических отношений в постсоветских республиках, вследствиеэтого многие представители нетитульных народов были вынуждены переехать в Россию. Исследователи отмечают, что российские корейцы являют собой пример одного из наиболее успешных вариантов интеграции этнических меньшинств и их взаимодействия с титульной нацией. На протяжении новейшей истории сложно найти пример интолерантно-сти или межнациональных конфликтов между русскими и корейцами [Храпов 2011, с. 157]. И в Калмыкии за период более полувека между калмыками и корейцами не возникало серьезных противоречий. Корейцы трудятся почти во всех сферах жизни, живут в согласии и дружбе со всеми народами республики, внося заметный вклад в развитие таких отраслей сельского хозяйства, как рисосеяние, растениеводство, образование, культура.

Результаты исследования

Судьба калмыков и корейцев России имеет много общего: добровольное вхождение в состав российского государства, активное трудовое участие в развитии экономики страны, насильствен-

ное выселение с родной земли в условиях сталинского режима, реабилитация спустя десятилетия. Годы страданий и невосполнимые демографические потери в период депортации, нанесшей огромный ущерб культуре обоих народов, негативно сказывается на современном состоянии этносов. Одно из его проявлений - исчезновение этнических языков - калмыцкого и корейского среди его носителей [Намруева, 2010, с. 39].

Цель нашей статьи - рассмотреть, каков выбор этнической идентичности у выходцев из смешанных семей, созданных между калмыками и корейцами. В качестве материала исследования использованы полевые материалы автора, сделанные им в ходе бесед с супругами, детьми из исследуемых межэтнических семей.

Известный российский исследователь А.А. Сусоколов выделяет 3 типа межэтнических браков: 1) семьи с партнерами, близкими по этническим, этнокультурным характеристикам и традициям (одинаковая религия, схожий быт, обычаи, система ценностей); 2) семьи с партнерами, близкими по культурным характеристикам (одинаковая религия, близкая ценностная система), но неблизкие этнически и различающимися по традиционному строю жизни; 3) семьи с партнерами, далекими по этнокультурным характеристикам и национальному менталитету (разные религии, разные культура и система ценностей, разные цивилизационные особенности) [Сусо-колов, 1987, с. 98]. В современной Калмыкии встречаются все указанные типы межэтнических браков. К первому типу отнесем браки со «своими», близкородственными народами, бурятами, монголами, с которыми калмыков сближает общность этнокультурных элементов (язык, буддизм, традиции и т. д.). Ко второму типу отнесем браки с тувинцами, алтайцами, китайцами. Чаще всего, на наш взгляд, встречаются браки третьего типа, когда калмыки создают семью с так называемыми «чужими», представителями другой конфессиональной принадлежности, чьи элементы культуры, менталитет сильно отличается от калмыцких характеристик [Намруева, 2021, с. 440].

В данной статье рассмотрим браки второго типа, союзы между калмыками и корейцами, которых объединяют не только принадлежность к монголоидной расе, но и отдельные культурные характеристики (буддизм, ценностная система, основанная на общей конфессии), но различают этническая психология, образ, традиционный строй жизни. Из воспоминаний женщины-калмычки, вышедшей замуж за корейца в начале 1970-х гг.«Муж был значительно старше меня, занимался выращиванием бахчевых в республике. Он был богат, имел легковую машину. Это было большой редкостью в те времена среди калмыков. Помню, когда он впервые привел меня в свою семью знакомиться. Меня встретили недоброжелательно. Ведь он был завидным женихом для своих кореянок. Меня удивилоогромное разнообразие блюд, салатов, соусов.. Преимущественно растительной. Они были в маленьких чашечках. У нас калмыков в те времена это было в диковинку. Мы же мясоеды. Первые корейцы в республике отличались огромной трудоспособностью. Они вставали очень рано, не завтракали или легко завтракали. До полудня находились в поле в полусогнутом положении, пропалывали, поливали, рыхлили, собирали урожай овощей, арбузов. В коротких перерывах могли утолить жажду. Женщины работали наравне с мужчинами без устали. Корейцы строили легкие деревянные временные жилища, где готовили пищу, отдыхали. Это было очень по-спартански. Рядом кружили собаки. Когда корейцы приехали, шла впереди молва, что они едят собак. Калмыки это не принимали, поэтому поначалу относились очень настороженно. Однажды и меня накормили со-бачатиной. Было вкусное блюдо, потом мне сказали, что оно приготовлено из мяса собаки. Меня сразу стошнило. Вот так проявлялись различия между мной и супругом. Мне было очень сложно привыкнуть к новым условиям жизни, пище, труду растениеводов. Поэтому наш брак был недолгим (женщина, 67 лет).

В середине 1970-х гг. создали межэтническую семью калмычка из Большого Царына и молодой парень, приехавший в Калмыкию из Узбекистана. У них родились сын и дочь, которых воспитывала одна мать. Отец рано ушел из жизни. Дети социализировались в калмыцкой среде, усваивали традиции и обычаи калмыков, от которых их отличала лишь корейская фамилия. О своей этнической принадлежности они особо не задумы-

вались. Повзрослев, создали свои семьи, выбрав в качестве мужа и жены калмыков.

Среди выходцев из смешанных семей, где мама - калмычка, отец - кореец, есть те, кто прославил фамилию отца, став известными в разных сферах. Автор однажды пыталась взять интервью у одного из них, но молодой человек ответил, что отец у него родился в смешанной семье и был воспитан в семье матери, и у него самого отцовская судьба повторилась. Мужчина только на четверть кореец. Но несмотря на это, в настоящее время он руководит корейской диаспорой в республике.

Молодые люди создают смешанные семьи, когда обучаются в крупных регионах. В середине 1970-х гг. студент-калмык, завершавший обучение в центральной части страны, где редки лица азиатской внешности, встретил девушку. Думал, что калмычка, а она оказалась кореянка. Родители-калмыки были категорически против смешанного брака, особенно мама жениха хотела сноху-калмычку. На мой вопрос «Чем жены-кореянки отличаются от жен-калмычек?». Мужчина, имеющий опыт 45 лет семейной жизни с кореянкой сказал: «Кореянки более покладистей, уравновешенней, дипломатичней, чем калмычки, многие из которых отличаются взрывным характером. Джунгары, предки калмыков - ведь воинственный народ. Кореянки любят чистоту, порядок, умеют вкусно и разнообразно готовить. Кореянки гибче в отношениях. Моя супруга, можно сказать, окалмычилась. У нее кухня калмыцкая, калмыцкие традиции на первом месте».

Очир - уроженец Кетченеровского района, учился в одном из вузов г. Самары, встретил Наталью, кореянку по национальности, приехавшую из казахского города Уральска. В начале нулевых годов молодые люди создали крепкую, гармоничную семью, тем самым разрушив многие стереотипы об межэтнических браках. Наталью на свадьбе удивило огромное число родственников мужа, ведь у нее родня была малочисленна. В 2020 г. дружная многодетная семья Улановых из г. Элисты стала победителем регионального этапа всероссийского конкурса «Семья года». По признанию супругов, в основе их семьи лежат калмыцко-корейские традиции, которые передали им родители и деды: уважение и почитание старших, забота о младших, взаимовыручка. На большие праздники собира-

ется вся семья, каждый занят делом. Кто-то чистит картошку, кто-то режет овощи. Это очень весело, когда готовит вся семья. На столе всегда присутствуют калмыцкие блюда: баранина с картошкой, калмыцкий чай и корейские - кукси, пигоди, разнообразные острые салаты. Потом все вместе обсуждаем наши планы. Отмечаем все калмыцкие и корейские праздники, все победы на конкурсах и олимпиадах. Главное, чему мы учим детей, - это заботиться и поддерживать друг друга в любой ситуации. О том, как тяжело жить без помощи близких, наши дети знают не понаслышке. Всей семьей регулярно проводим благотворительные акции для элистинскогостардома. Наши дети - главные помощники в этом деле. Вместе ездим к одиноким старикам и видим, как дети стараются подарить им частичку своего тепла [Эрендженова, 2020, с. 10-12].

В начале 2010-х гг. во время учебы в столичном вузе студент-калмык встретил девушку-кореянку, которая понравилась ему своим кротким спокойным характером. Она всегда соглашалась с его мнением, не перечила ему, отличалась неутомимым характером, работоспособностью. Родственники-калмыки удивлялись тому, что она, будучи на поздних сроках беременности, готовила дома пищу и развозила ее по адресам заказчиков. Эта форма только входила на элистинский рынок обслуживания. Близкое окружение удивлялось работоспособности, целеустремленности и деловой хватке своей новой родственницы, которую они сразу не приняли.

Большинство корейцев Калмыкии проживали и продолжают проживать в Октябрьском районе республики. Первыми директорами рисосовхо-зов «Восход», «Калмыцкий», «50 лет Октября», «Джангар», созданных в середине 1960-х и начале 1970-х гг. были корейцы, имевшие солидный опыт руководства в рисоводческих хозяйствах Узбекской ССР. Первые рисоводческие бригады были корейскими по этническому составу. Через несколько лет коренное население стало постепенно осваивать выращивание этой культуры. Смешанные браки между калмыками и корейцами не носили массовый характер, они были редкими. Более распространены браки между русскими и корейцами. После депортации калмыки возвращались в родную степь, на свою территорию, которую покинули в сталинское лихолетье.

А корейцы, не получившие такого права, оставались в среднеазиатских республиках, куда были выселены, или мигрировали в Москву, Ленинград, Ростов-на-Дону и другие крупные регионы. Многие из них, получая образование, активно включались в трудовые отношения на фабриках, заводах, в образовательных учреждениях. Но многие корейцы, живущие в крупных городах, не забыли исконную трудовую деятельность, присущую корейскому народу, сезонное бахчеводство. По необъятным просторам страны трудились корейские растениеводы, выращивая лук, арбузы и другие овощи, снабжая тысячи рынков своей полезной и необходимой продукцией.

Корейцы Калмыкии жили, решая не только материальные вопросы, но их также беспокоили проблемы сохранения корейского языка и культуры. Поэтому в 1996 г. в п. Восход Октябрьского района был создан корейский центр «Чин-Сен», который в 2000 г. получил статус «народного коллектива». В разные годы им руководили В.В. Пак, С.Б. Цой, Л.Г. Хен. Они организовывали занятия вокальных и танцевальных кружков, по воскресеньям желающие изучали корейский язык под руководством учителя корейского языка В. В. Пак, энергичной деятельной женщины, энтузиаста своего дела. Местные корейцы бережно хранили предметы культа и быта своего народа. Члены народного коллектива регулярно отмечали наступление корейского Нового года и праздник урожая - Чусок. Ежегодно коллектив принимал участие в «Фестивале дружбы народов», республиканском конкурсе «По заветам старины», проводимых в г. Элисте, районных и поселковых культурных мероприятиях, на которых были представлены различные народные корейские обряды: рождение ребенка, свадьба, празднование первого года жизни ребенка, 60-летний юбилей главы семьи. В его репертуаре было немало концертных номеров на корейском языке.

К сожалению, в 2010-м г., когда автор проводила полевые исследования в рамках выполнения научного проекта, в п. Восход остались лишь пожилые люди. Молодые работоспособные корейцы с семьями выехали на постоянное местожительство в другие регионы, а некоторые мигрировали и за пределы страны. В то время мне работник местного СДК призналась, что в селе нет девушек-кореянок, приходится обучать калмычек корейским танцам. Социально-

экономические реалии, безусловно, отразились на численность корейской диаспоры, активизацию миграционного поведения корейцев, на затруднения в демонстрации своей этничности как в районе, так и в республике.

Заключение

В ситуации, когда в определении этнической идентичности у большинства корейцев Калмыкии отсутствуют такие компоненты как знание этнического языка, истории народа, традиций и обычаев, любовь к корейской кухне остается важнейшимэтнодифференцирующим признаком. Об этом говорили почти все мои собеседники из смешанных семей. У выходцев из межэтнической семьи, можно даже уточнить межрасовой

семьи, корейцев с русскими преобладает внешность с доминированием азиатских черт. У детей из смешанной семьи калмыков и корейцев, относящихся к монголоидной расе, признаки внешности похожи. Только специалист по физической антропологии способен выявить определенные различия. В современный период, когда малочисленные этносы постепенно растворяются, рассматриваемые этнические группы переживают те же ассимиляционные процессы. Такой элемент этнической идентичности как этнический язык играет символическую роль, поэтому речь, понимание, становятся универсальными без этнической принадлежности.

Список литературы

1. Намруева Л. В. Социологический анализ идентичности калмыков и корейцев, проживающих в Республике Калмыкия (по итогам опросов, проведенных в 2009 и 2010 гг.) // Вестник Калмыцкого института гуманитарных исследований РАН. 2010. №2. - С. 40-46.

2. Намруева Л. В. Корейцы в Калмыкии: общество и трудовая деятельность // Корейцы Юга России и Нижнего Поволжья: история и современность. Мат-лымеждунар. науч. конф.(г. Волгоград, 1 ноября 2011 г.). К 21-й годовщине российско-корейских дипломатических отношений и 111-1 годовщине основания Волгоградской областной универсальной науч. библиотеки им. М. Горького. Волгоград: Изд-во Первое марта, 2011. - С. 31-45.

3. Намруева Л. В. «Чужие», ставшие/не ставшие «своими»: смешанные семьи в современной Калмыкии // Сетевое востоковедение: мир Востока и Восток в мире», V Международный науч. форум (30 ноября 2021; Элиста). материалы / редкол.: Б.К. Салаев [и др.]. Элиста: Изд-во Калм. ун-та, 2021. С. 439443. ISBN 978-5-91458389-4.

4. Население Калмыкии: [sajt]. - URL: ru.wikipedia.org (дата обращения: 10.03.2022). - Текст: электронный.

5. Население отдельных национальностей, владение языками, уровень образования, распределение по статусу в занятии и источникам средств к существованию, группировка домохозяйств и семей по размеру в разрезе городов и районов. Итоги Всероссийской переписи населения 2002 года по Республике Калмыкия. Ч.2. Элиста, 2005. - С.10.

6. Сусоколов А. А. Межэтнические браки в СССР. М.: Мысль, 1987. 142 с.

7. Храпов А. О. Роль корейцев юга России в культурных связях России и Республики Корея в 1990-2010 гг. // Мат-лыМеждунар. науч. конф-ции Корейцы Юга России и Нижнего Поволжья: история и современность. На рус. и корейском яз. Волгоград, 2011.

8. Эрендженова Л. Семья как мотивация // Байрта. 2020. № 6. - С.10-12.

References

1. Namrueva L.V. Sociologicheskij analiz identichnosti kalmykov i korejcev, prozhivayushchih v Respublike Kalmykiya (po itogam oprosov, provedennyh v 2009 i 2010 gg.) // Vestnik Kalmyckogo instituta gumanitarnyh issledovanij RAN. 2010. №2. - S. 40-46.

2. Namrueva L.V. Korejcy v Kalmykii: obshchestvo i trudovaya deyatel'nost' // Korejcy YUga Rossii i Nizhnego Povolzh'ya: istoriya i sovremennost'. Mat-lymezhdunar. nauch. konf.(g. Volgograd, 1 noyabrya 2011 g.). K 21-j godovshchine rossijsko-korejskih diplomaticheskih otnoshenij i 111-1 godovshchine osnovaniya Volgogradskoj oblastnoj universal'noj nauch. biblioteki im. M. Gor'kogo. Volgograd: Izd-vo Pervoe marta, 2011. - S. 31-45.

3. Namrueva L.V. «CHuzhie», stavshie/ne stavshie «svoimi»: smeshannye sem'i v sovremennoj Kalmykii // Setevoe vostokovedenie: mir Vostoka i Vostok v mire», V Mezhdunarodnyj nauch. forum (30 noyabrya 2021; Elista). materialy / redkol.: B.K. Salaev [i dr.]. Elista: Izd-vo Kalm. un-ta, 2021. - S. 439-443. ISBN 978-5-91458-389-4.

4. Naselenie Kalmykii: [sajt]. - URL: ru.wikipedia.org (data obrashchenija: 10.03.2022).

5. Naselenie otdel'nyh nacional'nostej, vladenie yazykami, uroven' obrazovaniya, raspredelenie po statusu v zanyatii i istochnikam sredstv k sushchestvovaniyu, gruppirovka domohozyajstv i semej po razmeru v razreze gorodov i rajonov. Itogi Vserossijskoj perepisi naseleniya 2002 goda po Respublike Kalmykiya. CH.2. Elista, 2005. - S.10.

6. Susokolov A. A. Mezhetnicheskie braki v SSSR. M.: Mysl', 1987. - 142 s.

7. Hrapov A. O. Rol' korejcev yuga Rossii v kul'turnyh svyazyah Rossii i Respubliki Koreya v 1990-2010 gg. // Mat-lyMezhdunar. nauch. konf-cii Korejcy YUga Rossii i Nizhnego Povolzh'ya: istoriya i sovremennost'. Na rus. i korejskom yaz. Volgograd, 2011.

8. Erendzhenova L. Sem'ya kak motivaciya //Bajrta. 2020. № 6. - S.10-12.

Дата поступления / Received 28.03.2022 Дата принятия в печать/Accepted 18.04.2022

© Л.В. Намруева, 2022 © L.V. Namrueva, 2022

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.