2. LIVEJOURNAL. Koreyskaya mifologiya na Severe i Yuge. - Tekst: elektronnyj. - URL: https://remch-ch. livejournal.com/1899839.html (data obrashcheniya: 24.10.2021).
3. VSO O KOREYe. Istoriya Korei do nashey ery. - Tekst: elektronnyj. - URL: https://vseokoree.com/vse-o-koree/istoriya-korei (data obrashcheniya: 24.10.2021).
4. MojSeul.Ru. Istoriya Korei. - Tekst: elektronnyj. - URL: https://mojseul.ru/istoriya-korei (data obrashcheniya: 24.10.2021).
5. SuperInf.ru. Istoriya razvitiya koreyskoy literatury (uchebnoye posobiye). - Tekst: elektronnyj. - URL: https:// superinf.ru/view_helpstud.php?id=332#3 (data obrashcheniya: 24.10.2021).
6. Knews. Koreyskaya kul'tura hangug munhwa. - Tekst: elektronnyj. - URL: https://knews-9.ru/korejskaya-kultura/ (data obrashcheniya: 24.10.2021).
7. Religii Korei. - Tekst: elektronnyj. - URL: http://www.magister.msk.ru/library/philos/korea08.htm (data obrashcheniya: 24.10.2021).
8. Istoriya religii Korei, uchebnaya programma. - Tekst: elektronnyj. - URL: http://sakhgu.ru/wp-content/uploads/ page/record_85102/2019_04/Tolstokulakov-I.-A.-Istoriya-religii-Korei.pdf (data obrashcheniya: 24.10.2021).
9. Zuyeva T.V. Russkiy fol'klor: uchebnik dlya vysshikh uchebnykh zavedeniy. / T. V. Zuyeva, B. P. Kirdan // M.: «Flinta», «Nauka», 1988. - 392 s. - Tekst: neposredstvennyj.
10. Rossiyskaya assotsiatsiya universitetskogo koreyevedeniya. Rol' Korei kak «kul'turnogo mosta» v protsesse peredachi materikovoy tsivilizatsii na Yaponskiye ostrova. - Tekst: elektronnyj. - URL: http://www.rauk.ru/index.
php?option=com_content&view=article&id=576:—l-r--------&catid=21:2011-04-02-15-18-59&Itemid=125&lang=ko
(data obrashcheniya: 24.10.2021).
11. Kul'turologicheskiye osobennosti zoomorfizmov koreyskogo yazyka. - Tekst: elektronnyj. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/kulturologicheskie-osobennosti-zoomorfizmov-koreyskogo-yazyka/viewer (data obrashcheniya: 24.10.2021).
12. Leksiko-semanticheskiye osobennosti koreyskikh skazok. - Tekst: elektronnyj. - URL: https://cyberleninka.ru/ article/n/leksiko-semanticheskie-osobennosti-koreyskih-skazok/viewer (data obrashcheniya: 24.10.2021).
Дата поступления /Received 20.12.2021 Дата принятия в печать /Accepted 24.01.2022
© Аникина А.А., 2022, © Anikina A.A., 2022.
УДК 159.9.072:323.15
Е.А. ЕФРЕМОВ
Казахский национальный университет имени Аль-Фараби, г. Алматы, Россия
ЭТНОКУЛЬТУРНАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ КОРЕЙЦЕВ КАЗАХСТАНА
Ефремов Ефрем Аркадиевич, докторант, PhD., 3 курс
Факультет Востоковедения Казахский национальный университет имени Аль-Фараби
Докторант, Ph.D., 3 курс E-mail: [email protected]
Аннотация. Настоящая статья основана на проведенном опросе и нацелена на выявление степени этнокультурной идентичности корейцев Казахстана. В рамках которого были изучены факторы, влияющие на этническую и диаспорную идентичность, межэтническую толерантность корё сарам и степень их интегрированности в общество Казахстана.
Ключевые слова и фразы: диаспора, корё сарам, корейцы Казахстана, этническая идентичность, диаспорная идентичность.
Для цитирования: Ефремов Е.А. Этнокультурная идентичность корейцев Казахстана // Корееведение в России: направление и развитие. 2022. Т. 3. № 1. С. 32-38.
E.A. EFREMOV
Al-Farabi Kazakh National University, Almaty, Russia
ETHNOCULTURAL IDENTITY OF KOREANS OF KAZAKHSTAN
Yefrem A. Yefremov, Ph.D. student Faculty of Oriental Studies Department of the Far East Al-Farabi Kazakh National University E-mail: [email protected]
Abstract. This article is based on a survey and is aimed at identifying the degree of ethno-cultural identity of Koreans in Kazakhstan. Within the framework of which, the factors influencing ethnic and diaspora identity, interethnic tolerance of Koryo Saram and the degree of their integration into the society of Kazakhstan were studied.
Key words and phrases: diaspora, koryo saram, Koreans of Kazakhstan, ethnic identity, diaspora identity.
IIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIN
For citation: Efremov E.A. Ethnocultural identity of Koreans in Kazakhstan // The Journal of Direction and Development of Korean Studies in Russia. 2022. Vol. 3, № 1. P. 32-38.
Введение
В Казахстане проживает около 100 тысяч этнических корейцев, называющих себя «корё сарам». Это ставит республику на третье место, после Узбекистана и России, по численности корейской общины в СНГ. Корейская диаспора обладает развитой институциональной инфраструктурой, образованной организациями самой разной направленности.
В выборку исследования включены 160 респондентов в возрасте от 15 до 35 лет - этнические корейцы граждане/резиденты Республики Казахстан, как из этнически гомогенных семей, так и из этнически гетерогенных. Выборка формировалась методом «снежного кома». Внутри каждой когорты оказались разные категории респондентов: люди с той или иной долей корейской крови, с разным уровнем вовлеченности
в диаспорную активность (деятельность этнокультурных объединений). Предположительно, внутри каждой когорты (по крайней мере, по половому признаку) представлены все социальные группы в той же пропорции, в какой они соотносятся в генеральной совокупности в Республике Казахстан.
На основании этого предполагается, что принцип репрезентативности соблюдён.
Материалы и методы исследования
В рамках опроса выяснилось, что из 100% респондентов 78% в качестве основной своей самоидентификации указали себя [этническими] корейцами, т.е. для них этническая идентичность является первичной. Помимо этого, 13% респондентов позиционируют себя в первую очередь казахстанцами, т.е. для них первичной идентичностью является национальная (далее по тексту понятия «национальный» и «гражданский» синонимичны).
При этом, из 78% респондентов, которые позиционируют себя в первую очередь корейцами, 61% респондентов отметили у себя наличие второго типа идентичности. Из них 76% позиционируют себя казахстанцами (национальная идентичность), 7% - казахами. Предположительно, эти 7% являются выходцами из гетероэтниче-ских семей и обладают двойственной этнической идентичностью.
Из 13% респондентов, которые позиционируют себя в первую очередь казахстанцами, вторичной идентичностью обладает 95%. Из них корейцами себя считают 72%, 11% - казахами и 17% описали себя как «человек иной этнической принадлежности».
Таким образом, можно отметить, что корейцы Казахстана обладают в большинстве, как минимум, двойственной идентичностью - этнической и национальной. При этом этническая идентичность у них превалирует.
На закрытый вопрос: «По каким критериям Вы осознаете себя корейцем?», из 100% респондентов 75% в качестве первого по значимости фактора указали генетическое происхождение, в дополнение к этому вторым по значимости фактором антропологический фактор - внешность выбрали 59% респондентов. Третьим по значимости фактором, по которому респонденты причисляют себя к корейцам, был указан общий, как принято считать, для диаспорного сообщества корейцев Казахстана, менталитет. Под
понятием «менталитет», предположительно респондентами подразумевался общий этнический характер, как система проявления устойчивых особенностей, присущих членам определенного этнического сообщества, с учетом специфики их психологических и социальных качеств [6, с.33]. Следующими по значимости факторами были отмечены знание культуры и в частности корейских традиций и обычаев. Знание корейского языка по результатам опроса является наименее значимым фактором в определении себя корейцем.
Усредненная иерархия значимости факторов, определяющих т.н. «корейскость», показана в виде круговой диаграммы (см. Рисунок 1). Первыми по значимости стоят факторы генотипа и фенотипа с долями 23% и 18% соответственно, дающие в сумме 41%. Следующим по значимости фактором отмечен менталитет 17%. Далее идут знание истории, культуры и знание корейских традиций и обычаев с равными долями в размере 15%. Примечательно то, что знание этнического языка, в данном случае - корейского, не является значимым фактором «корейскости» для респондентов, и занимает последнее место. Это подтверждает высокий уровень языковой ассимиляции корейской диаспоры в Казахстане. При этом необходимо отметить тот факт, что современный корейский язык, не является диас-порным для корё сарам. Для них таким является т.н. «корё мар», который на сегодняшний день практически не используется среди корейцев Казахстана.
Также был поставлен вопрос для выявления степени ощущения этно-культурного сходства между корейцами Казахстана и корейцами Республики Корея. Разброс ответов, как видно на точечной диаграмме (см. Рисунок 2), очень велик. Предположительно на ответы респондентов повлиял их уровень знания о корейцах Республики Корея.
Модой (наиболее часто встречающееся значение) среди ответов определилось значение «50» -это говорит о том, что большинство опрошенных корё сарам воспринимают корейцев Республики Корея на среднем уровне родственности. Возможно это является следствием того, что опрос объектом опроса являлись молодые корейцы Казахстана, которые в значительной мере знакомы с южно-корейской культурой и причисляют себя как к корё сарам так и к «хангук сарам» (прим. «хангук сарам» - определение, которым называют себя корейцы Республики Корея).
По каким критериям Вы осознаете себя корейцем?
Генетическое происхождение (этническая принадлежность моих родителей) Внешность
Менталитет
Знание истории, культуры корейского народа Знание корейских традиций и обычаев Знание корейского языка
Рис. 1. Критерии определения себя корейцем
Насколько в этническом плане родственные/чужие между собой корейцы Казахстана и корейцы Республики Корея
(где 1 - совершенно чужие и 100 - абсолютно родтсвенны)
120
• • • • • • • •
• • 4 • • 1 • • • •• • i >• • •
••••• • • • •• •« • # • • -
•• • • • • • ? 1 • •< •• » •
»—•—» м а. »4M • *—л- • • • • —••-• • • —И—• • • • • *-•
20
40
60
80 Ответы
100
120
140
160
Рис. 2. Показатель ощущаемой родственности корё сарам и корейцев Республики Корея
Однако среднее значение при этом составило «45». Это показывает то, что среди корё сарам всё еще велика доля тех, кто в целом более склонны считать, что они и корейцы Республики Корея больше чужды друг другу, нежели близки.
Исходя из результатов можно сделать вывод, что респонденты воспринимают оппонентную группу на среднем уровне близости.
Помимо этого, было выявлено, что большинство - % опрошенных корейцев, испытывают чувство гордости от принадлежности к своей эт-
нической группе (см. Рисунок 3). Это, в частности, обусловлено престижем корейского этноса в Казахстане - гетеростереотипы о корейцах в республике в значительной степени положительные. К примеру, в списке Forbes-50 Казахстана этнические корейцы на первом и втором местах в 2021 году. К аналогичным результатам пришел Ким Г.Н. [2, с.413] и Ким И.А. совместно с Ли Хен Кыном в ходе исследования российских корейцев (на примере Нижнего Поволжья) в 2014 г. [4. с.164]. Также выяснилось, что 1/5 всех ре-
100
80
60
40
20
0
0
спондентов относится к своей этнической принадлежности индифферентно.
На вопрос «Соблюдаете ли Вы этнические корейские традиции и обычаи?» были получены следующие ответы (см. Рисунок 4).
В целом корейские традиции, как видно из приведенной диаграммы, в той или иной мере соблюдают большинство опрошенных - 88% (55% с ответом «да» + 33% с ответом «выборочно»).
Как видно на Рисунке 5, основные обычаи и традиции, которые практикуют корейцы Казахстана, связаны с жизненными циклами человека.
Таким образом, обрядовая культура корё сарам сохранила, хоть и в измененной форме, все т.н. «4 стола» [5, с.4] современной корейской культуры. Это свидетельствует о сохранении в корейской диаспоре Казахстана значимости этнической культуры на бытовом уровне, а не только её декларирования.
В вопросе отношения корейцев к гетероэтни-чесчиобрак»«-8В% (48%+38%) опрошенных респондентов не против таковых. Так в 48 случа-ятизЮО респонденты ответили, что относятся к ним положительно. Это может трактоваться как
Каково Ваше отношение к собств енной ■еской принадлежности?
I Я испытываю гордость от того, что принадлежу к этому этносу
I Для меня моя этническая принадлежность не имеет особого значения
Я испытываю внутренний дискомфорт от того, что принадлежу к этому этносу
Довольно часто я испытываю стыд из-за своей этнической принадлежности
Рис. 3. Отношение к этничности корё сарам
Соблюдаете ли Вы этнические корейские традиции и обычаи?
1
I Да I Нет
Выборочно Затрудняюсь ответить
Рис. 4. Степень соблюдения корейских традиций и обычаев
Рис. 5. Удельный вес соблюдаемых культурных кодов (прим. Асянди - первый день рождения ребенка, Хвангаби - 60-летний юбилей, Чусок и Хансик корейские традиционные праздники)
то, что они допускают возможность, что их су-пруг(а) будет представителем другой этнической группы. Также 38% респондентов, ответивших «безразлично», предположительно не против этнически гетерогенных браков в целом. Однако 12% респондентов ответили, что против биэтни-ческих браков с некорейцами.
Однако, как видно на Рисунке 7, когда дело касается непосредственно брака, 41% (23%+10%+9%) желают создать семью с представителем своего этноса - этническим корейцем. Таким образом, несмотря на то, что в большинстве респонденты толерантны к т.н.
«смешанным» бракам, всё же немалая часть их придерживается принципа «этнической чистоты». 49% респондентов ответили, что им не важно, какой этничности будет их супруг. Аналогичная ситуация отмечается и в России, в частности в Сибири, где, по результатам исследования Ким Е.В. [3, с. 47], более трети опрошенных - это дети этнически смешанных семей, где один из родителей кореец, другой - нет. Т.е. корейцы Сибири также в большинстве положительно относятся к гетероэтническим бракам с представителем другого этноса.
Отношение корё сэрам к биэтническим бракам
I Положительно
I Отрицательно
Безразлично
Затрудняюсь ответить (не задумывал ся/-лась)
Рис. 6. Отношение корё сарам к биэтническим бракам в целом
_ V V
Брак с представителем какой этническом группы является для Вас наиболее предпочтительным?
■ Кореец/кореянка (Казахстана)
■ Кореец/кореянка (СНГ)
■ Кореец/кореянка (Республика Корея)
■ Казах/казашка
■ Русский/русская
■ Не важно
■ Затрудняюсь ответить
Рис. 7. Шкала предпочтений в выборе супруга/супруги
Выводы
По результатам проведенного социологического исследования можно сделать вывод, что первостепенным фактором в определении своей идентичности среди респондентов является фактор этнического происхождения, тем самым при-мордиальный подход в определении своей идентичности доминирует. Вторым по значимости в определении своей идентичности является национальная принадлежность (гражданство), т.е. у данных респондентов превалирует конструктивистский подход. У корейской диаспоры Ка-
захстана подтверждается относительно высокий уровень интегрированности в полиэтническое общество Казахстана и толерантность к другим этническим группам. Это наблюдается в том, что почти половина молодых корейцев Казахстана положительно к межэтническим бракам.
Сохранность «корейскости» в условиях полиэтнического общества Казахстана, в частности, происходит на основе генетических факторов, а также благодаря сохранению обрядно-бытовой культуры.
Список литературы
1. Абен, А. Опыт Казахстана в управлении этнокультурным разнообразием / Абен А. // Евразия эксперт [электронный ресурс]. - URL https://eurasia.expert/opyt-kazakhstana-v-upravlenii-etnokulturnym-raznoobraziem/ (дата обращения: 22.10.2021г.) - Текст: электронный.
2. Ким, Г.Н. Этничность, самосознание и отношение к религиям студентов-корейцев в постсоветсткой Центральной Азии // В. Пак, Г. Ким, В. Чен // Православие и корейцы: сборник статей. - Владивосток: Издательство «Валентин», 2017. - С. 395-416. - Текст: непосредственный.
3. Ким, Е. В. Корейцы Сибири: этносоциальные, этнополитические процессы ХХ-ХХ1 вв. Диссертация на соискание ученой степени кандидата исторических наук. Новосибирск. 2014. - 255 с. - Текст: непосредственный.
4. Ким, И.А. Особенности этнических стереотипов российских корейцев (на примере Нижнего Поволжья) / Ким, И.А., Ли, Х. К. - История и историческая память. 2014. №9. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ osobennosti-etnicheskih-stereotipov-rossiyskih-koreytsev-na-primere-nizhnego-povolzhya (дата обращения: 24.10.2021 г.). - Текст: электронный.