Научная статья на тему 'Статус Башкирской АССР: взгляд в прошлое (к постановке проблемы)'

Статус Башкирской АССР: взгляд в прошлое (к постановке проблемы) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
724
101
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АВТОНОМИЯ / БАШКИРСКАЯ АССР / БАШЦИК / РСФСР / МАЛАЯ БАШКИРИЯ / ДЕКЛАРАЦИЯ / КОНСТИТУЦИЯ / В. И. ЛЕНИН / И. В. СТАЛИН / А. З. ВАЛИДОВ / ФЕДЕРАТИВНЫЙ ДОГОВОР / БАШКОРТОСТАН / BASHKIR ASSR / RSFSR / LITTLE BASHKIRIA / DECLARATION / USSR

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Касимов С. Ф., Багаутдинов Р. О.

Статья посвящена политической борьбе в Башкортостане за повышение статуса республики в конце 80 – начале 90-х гг. XX в., завершившейся принятием 11 октября 1990 г. Декларации о государственном суверенитете республики, которая расширила ее полномочия и статус. Это позволило Башкортостану положительно решить многие социально-экономические, культурные и общественно-политические вопросы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INCREASING THE STATUS OF BASHKIR ASSR

This article focuses on the issue of upgrading the status of the Bashkir ASSR. Since mid-1990s, autonomous republics started to adopt the declarations on state sovereignty. The Bashkir ASSR adopted such a declaration in October 11, 1990.The declaration of a permanent end to the existence of the USSR was adopted in December 21, 1991.

Текст научной работы на тему «Статус Башкирской АССР: взгляд в прошлое (к постановке проблемы)»

УДК 93/99

СТАТУС БАШКИРСКОЙ АССР: ВЗГЛЯД В ПРОШЛОЕ (К ПОСТАНОВКЕ

ПРОБЛЕМЫ)

© С. Ф. Касимов1*, Р. О. Багаутдинов2

1Институт этнологических исследований УНЦ РАН им. Р.Г. Кузеева Россия, Республика Башкортостан, 450077 г. Уфа, ул. К. Маркса, 6.

Телефон/факс: +7 (347) 272 29 79+7 (347) 250 05 47.

E-mail: [email protected] 2Башкирский государственный университет Россия, Республика Башкортостан, 450074 г. Уфа, ул. Заки Валиди, 32.

Тел.: +7 (347) 273 6 7 7S.

Статья посвящена политической борьбе в Башкортостане за повышение статуса республики в конце S0 - начале 90-х гг. XX в., завершившейся принятием II октября I990 г. Декларации о государственном суверенитете республики, которая расширила ее полномочия и статус. Это позволило Башкортостану положительно решить многие социально-экономические, культурные и общественно-политические вопросы.

Ключевые слова: автономия, Башкирская АССР, БашЦИК, РСФСР, Малая Башкирия, декларация, конституция, В. И. Ленин, И. В. Сталин, А. З. Валидов, Федеративный договор, Башкортостан.

Соглашение от 20 марта 1919 г. положило начало образованию и развитию Башкирской советской автономии с ее довольно широкими правами и статусом. Правда, А.А. Валидов считал, что они были признаны не в полной мере. Об этом он сказал В.И. Ленину во время встречи в мае 1920 года после принятия декрета по Башкирии.

Вопрос о расширении статуса БАССР ставился еще в 1920-1930 гг. Второй Всебашкирский съезд Советов (1921 г.) поручил БашЦИКу ходатайствовать перед центром о пересмотре декрета ВЦИК и Совнаркома РСФСР от 19 мая 1920 г., который препятствовал социально-экономическому и политическому развитию республики.

Этот же вопрос был поставлен в период принятия Конституции СССР 1936 г. Однако И.В. Сталин тогда заявил, что Башкирскую и Татарскую АССР нельзя сейчас преобразовывать в союзные республики, потому как они не имеют внешних границ. Поэтому автономные республики, в их числе и Башкирская, по своему статусу в большей мере были близки к национальнокультурной автономии. Тем не менее, за годы Советской власти трудящиеся своим героическим трудом преобразовали республику в передовой и надежный регион страны с высокоразвитой экономикой и культурой.

Тогда же в Башкирской АССР накопились проблемы социально-экономического и политического характера, которые невозможно было решить в рамках автономии. Известно, что БАССР по территории, экономическому потенциалу, населению и другим показателям опережала ряд союзных республик, хотя по использованию национального дохода находилась на последних местах. Так, по объему товарооборота она занимала 70-е место, по производству товаров народного потребления на душу населения 60-е место в РСФСР [1, с. 3; 2, с. 257; 3, с. 565]. Примерно такие же показатели мож-

но было увидеть по другим видам соцкультбыта. Парадоксальным было то, что около 97% предприятий Башкирской АССР находились в подчинении союзных и союзно-республиканских министерств, а доля их отчислений в местный бюджет была ничтожно мала. Весь бюджет БАССР составлял в начале 1991 г. лишь 10,2% от национального дохода, создаваемого в республике, в то время как в РСФСР он равнялся 33%. Республиканские бюджеты Литвы, Эстонии, Туркменистана составляли от 45 до 48% объема создаваемого ими национального дохода [4, с. 47; 5]. Весьма ограниченные средства в нашей республике выделялись на развитие народного образования, науки, культуры и т.д. Неблагоприятная ситуация складывалась в области межнациональных и демографических отношений. В Башкирской АССР наблюдались снижение рождаемости и рост смертности, за ее пределы больше людей выезжало, чем прибывало, особенно это касалось башкир из сел и деревень. Если в 1922 г. в республике проживало 87,6% башкир, то по переписи 1989 г. эта цифра составляла около 60%. В политической жизни БАССР формально имела все атрибуты государственности: свою конституцию, парламент, правительство, герб, флаг, собственное законодательство и др. Однако самостоятельные действия предпринимать не могла. Все необходимые вопросы решались в центре. Эти и другие негативные явления создавали атмосферу напряженности и тревоги, требовали преодоления, улучшения создавшейся обстановки.

Весной 1989 г. в Башкирии начинается движение за повышение ее статуса. Первоначально оно имело форму борьбы за поднятие БАССР до уровня союзной республики. На страницах печати появились публикации Д. Валеева, 3. Еникеева и др. В них обосновывалась необходимость преобразования БАССР в союзную республику и изменения ее статуса. Об этом говорил в своем выступлении на

* автор, ответственный за переписку

ISSN 1998-4812

Вестник Башкирского университета. 2012. Т. 17. №4

1931

сентябрьском (1989 г.) пленуме ЦК КПСС и первый секретарь Башкирского обкома партии Р.Х. Хабибуллин: «В условиях демократизации, растущей социальной активности людей, их гражданской сознательности преобразование БАССР в союзную республику стало бы мощным стимулом эффективного развития производительных сил, духовного возрождения народов» [6]. По решению внеочередной, XIII, сессии Верховного Совета БАССР в ноябре 1989 г. была создана Комиссия по подготовке материалов о предоставлении Башкирии статуса союзной республики. Комиссия состояла из 55 членов, среди которых были А.И. Афанасьев, М.А. Аюпов, Я.З. Баширов,

М.Г. Габитов, М.А. Зайцев, М.С. Каримов и др. По вопросу придания БАССР статуса союзной республики проводился сбор подписей, которых было собрано более 300 тысяч [7, с. 110]. В декабре 1989 г. учредительный съезд представителей башкирского народа в своем обращении призвал население Башкирской АССР всемерно поддержать движение за предоставление БАССР статуса союзной республики.

Определенная часть населения БАССР, равно как и других автономных республик, пыталась изменить статус АР путем расширения прав автономий. Об этом писал кандидат юридических наук Ф. Ишкулов, предложивший расширить права Башкирии до прав союзной республики в решении всех вопросов, в последовательном проведении в жизнь принципа республиканского хозрасчета и экономической самостоятельности.

Имелись и другие точки зрения по рассматриваемому вопросу: кое-кто пытался создать единую Татаро-Башкирскую республику или УралоВолжский край.

Определенная часть русскоязычного населения республики придерживалась идеи преобразования БАССР в Уфимскую область. В этом проекте можно выявить ряд недостатков. Главный состоит в непонимании того факта, что современная территория Башкортостана является исторической родиной для башкир, местом, где башкирский народ сформировался, стал самостоятельным этносом. Именно на этой территории башкиры образовали свою государственность, и они в первую очередь заинтересованы в развитии своей государственности; к этому должны стремиться все проживающие в Башкортостане этнические группы. Только тогда будет возможен мир и согласие.

Можно назвать даже такие проекты, как возврат к территории Малой Башкирии для сохранения «чистоты башкирской нации». Предполагалось, что оставшаяся часть территории должна быть присоединена к Татарстану.

На первом съезде народных депутатов РСФСР вопрос о российском суверенитете стал главным. 12 июня 1990 г., выражая волю своих избирателей, съезд принял Декларацию о государственном суве-

ренитете Российской Федерации. Это стало рубежом как в развитии России, так и всех других республик бывшего Союза ССР.

В соответствии с этой Декларацией государственный суверенитет распространялся на всю территорию Российской Федерации, подтверждалась необходимость существенного расширения прав автономных республик, краев и областей. В ней была закреплена одна из высших целей: «обеспечение каждому народу его неотъемлемого права на самоопределение в избранных им национальногосударственных и национально-культурных формах» [8, с. 171]. Провозглашение государственной независимости Российской Федерации означало на деле двоевластие в стране. Избрание Председателем Верховного Совета РСФСР Б.Н. Ельцина, опросы общественного мнения говорили о спаде доверия М.С. Горбачеву. Нередко стали раздаваться призывы к отставке Президента СССР, не выполнившего за время пребывания у власти практически ни одного обещания. Социализм так и не приобрел второго дыхания, а страна превратилась в рыхлый конгломерат республик, экономика стала разваливаться. Национальный доход в 1990 г. упал по сравнению с 1989 г. на 9% [9, с. 582]. Дефицитным стали практически все товары потребления. Нарастало недовольство народных масс. В такой ситуации 11 октября 1990 г. Верховный Совет республики принял Декларацию о государственном суверенитете БССР, состоящую из преамбулы и 10 пунктов.

Декларация положила начало новому этапу в развитии республики. Активно стала проводиться работа по практической реализации положений этого документа. Велась перестройка органов государственной власти и управления, системы законодательства, проводилась работа по укреплению экономической самостоятельности. По постановлению Верховного Совета БАССР с 25 февраля 1992 г. она стала называться Республика Башкортостан (РБ). Затем 31 марта того же года был подписан Федеративный договор и Приложение к нему от РБ. В них наша республика была названа суверенной республикой в составе Российской Федерации. Федеративный договор и Приложение к нему от РБ следует рассматривать в неразрывном единстве, ибо второй документ значительно дополнял договор. В Приложении обозначено право республики иметь самостоятельную систему законодательства, судебную систему и прокуратуру; что земля, недра, природные богатства на территории Башкортостана являются достоянием (собственностью) многонационального народа республики, что вопросы владения, пользования и распоряжения этой собственностью регулируются законодательством республики. 3 августа 1994 г. был подписан договор «О разграничении предметов ведения и взаимном делегировании полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами

государственной власти Республики Башкортостан», который признал право РБ самостоятельно решать проблемы, связанные с государственным устройством, собственностью, бюджетом, законодательством, судоустройством, международной и внешнеэкономической деятельностью. Этот Договор был направлен на укрепление единства страны, развитие федеративных отношений, четкое разграничение прав, обязанностей и ответственности федеральной и республиканской власти.

Таким образом, история определения статуса в БАССР в составе России имеет длительную историю в советский период. Как известно, республика возникла на основе соглашения с центром в 1919 г. Новый импульс в федеративных отношениях был легализован в начале 90-х. гг. XX в., в частности была принята Декларация о государственном суверенитете республики, ставшая основным документом, определившим общественно-политическую жизнь Башкортостана на последующий период развития. Она была призвана покончить с декоратив-

ной государственностью в республике, превратить

ее в подлинно демократическое цивилизованное государство в составе Российской Федерации.

ЛИТЕРАТУРА

1. Блокнот агитатора: журнал. 1989. № 11.

2. Народное хозяйство Башкирской АССР за 70 лет: Стат. сборник. Уфа, 1989.

3. Акманов И.Г., Кулбахтин Н.М., Асфандияров А.З., и др. / Под ред. Акманова И.Г. История Башкортостана с древнейших времен до наших дней. Т. 2. Уфа: Китап, 2006. 600 с.

4. Сборник С.Т. Очерки по истории Башкирской АССР. Уфа, 1966. Т. 2. 644 с;

5. Современные этнические процессы в Башкортостане: состояние, проблемы, перспективы, исследование: сборник статей. Уфа, 1992. 140 с.

6. Правда: газета. М., 1989. 1 сентября.

7. Самигуллин В.К. Конституционное развитие Башкирии. Уфа, 1991. 174 с.

8. Башкортостан: выбор пути: интервью, выступления, стенограммы, документы. Уфа: Китап, 1995. 278 с.

9. Дмитриенко В.П., Есаков В.Д., Шестаков В.А. История Отчества. XX век. Учебник. М., 1995. 640 с.

Поступила в редакцию 04.06.2012 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.