Научная статья на тему 'СТАЦИОНАРОЗАМЕЩАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОКАЗАНИИ РЕАБИЛИТАЦИОННОЙ ПОМОЩИ СЕМЬЯМ, ВОСПИТЫВАЮЩИМ ДЕТЕЙ С ИНВАЛИДНОСТЬЮ И С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ'

СТАЦИОНАРОЗАМЕЩАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОКАЗАНИИ РЕАБИЛИТАЦИОННОЙ ПОМОЩИ СЕМЬЯМ, ВОСПИТЫВАЮЩИМ ДЕТЕЙ С ИНВАЛИДНОСТЬЮ И С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
764
117
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
СТАЦИОНАРОЗАМЕЩАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ / КОМПЛЕКСНАЯ РЕАБИЛИТАЦИЯ ДЕТЕЙ- ИНВАЛИДОВ / ДОМАШНИЙ И ВЫЕЗДНОЙ МИКРОРЕАБИЛИТАЦИОННЫЙ ЦЕНТР

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Ластовская Г. С.

Стационарозамещающие технологии -это инновационные технологии, которые широко применяются для оказания комплексной реабилитации семьям, воспитывающим детей - инвалидов. В режиме работы домашнего и выездного микрореабилитационного центра, осуществляющих предоставление реабилитационных услуг в привычной для ребенка благоприятной атмосфере.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Ластовская Г. С.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «СТАЦИОНАРОЗАМЕЩАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОКАЗАНИИ РЕАБИЛИТАЦИОННОЙ ПОМОЩИ СЕМЬЯМ, ВОСПИТЫВАЮЩИМ ДЕТЕЙ С ИНВАЛИДНОСТЬЮ И С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ»

УДК-91

Ластовская Г.С.

Методист ОГБУ ««Реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными

возможностями имени В.З. Гетманского» с. Веселая Лопань, Белгородский район, Белгородская область. РФ

СТАЦИОНАРОЗАМЕЩАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОКАЗАНИИ РЕАБИЛИТАЦИОННОЙ ПОМОЩИ СЕМЬЯМ, ВОСПИТЫВАЮЩИМ ДЕТЕЙ С ИНВАЛИДНОСТЬЮ И С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ

Аннотация

Стационарозамещающие технологии -это инновационные технологии, которые широко применяются для оказания комплексной реабилитации семьям, воспитывающим детей - инвалидов. В режиме работы домашнего и выездного микрореабилитационного центра, осуществляющих предоставление реабилитационных услуг в привычной для ребенка благоприятной атмосфере.

Ключевые слова:

стационарозамещающие технологии, комплексная реабилитация детей- инвалидов, домашний и

выездной микрореабилитационный центр.

Реабилитационная диагностика в России, в основном, обращена к инвалидам, и в этом смысле мало отличается от медицинской диагностики, основанной на нозологическом принципе. Структура реабилитационного потенциала, это прежде всего ограничения жизнедеятельности детей - инвалидов, которые обусловлены факторами, не зависящими персонально от них самих, а именно: социальными, психологическими, и физическими барьерами. Ограничения жизнедеятельности - не атрибут самого ребенка - инвалида, а комплексное сочетание условий, многие из которых сформированы социальным окружением. Важнейшим инструментом, позволяющим принципиально новым образом выстроить стратегию комплексной реабилитации детей - инвалидов, является Международная классификация функционирования, ограничений жизнедеятельности и здоровья детей и подростков. Исходя из социальной модели инвалидности, структурными составляющими реабилитационного потенциала ребенка - инвалида являются биологические (структуры и функции организма), социальные (активность и участие) и социально средовые (физическая и социальная среда, среда отношений и установок), личностные (сферы жизнедеятельности на личностном уровне) характеристики. Стремительное развитие новых технологий, их эффективное внедрение в самые разнообразные стороны жизни человека в настоящее время стало неотъемлемой частью развития современного общества. Жизнь не стоит на месте. То, что вчера казалось фантастикой, сегодня становится явью. Все это в полной мере затрагивает и систему социального обслуживания детей - инвалидов.

Поиск новых эффективных форм оказания социальной помощи детям с инвалидностью - одна из современных тенденций социальных услуг. Среди них следует выделить широкую ориентацию на использование стационарозамещающих технологий. Комплексный подход в решении проблем детей -инвалидов - это комплексная реабилитация семей, воспитывающих детей - инвалидов с использованием стационарозамещающих технологий. В настоящее время на базе нашего центра для детей и подростков с ограниченными возможностями создана новая социальная служба «Микрореабилитационный центр», через формат организации реабилитационной работы по месту жительства или в условиях семьи. Стационарозамещающие технологии - это комплекс мер, направленных на социальное обслуживание, социальную поддержку граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации. Такие технологии предупреждают развитие негативных последствий и различных социальных проблем, мобилизуют скрытые резервы, способности ребенка - инвалида справляться с возникшими проблемами.

В полной мере внедрение стационарозамещающих технологий необходимо в системе оказания помощи семьям, воспитывающим детей с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья. В реабилитационном центре для детей и подростков с ограниченными возможностями (с. Веселая Лопань)

активно внедряются в практику стационарозамещающие технологии.

Наиболее востребованными технологиями в работе реабилитационного центра являются технологии выездной микрореабилитационный центр и домашний микрореабилитационный центр.

Целью данных технологий является реализация индивидуальных программ медико -психологической, социально - педагогической реабилитации детей с инвалидностью, в условиях работы кабинетов реабилитации или в домашних условиях, с учетом основного диагноза и возраста, с детьми занимаются специалист по реабилитационной работе, логопед, психолог, инструктор по физической культуре, врач- физиотерапевт.

Для детей с инвалидностью составляются индивидуальные программы реабилитации, а для семей планируется реабилитационный маршрут. Детям с тяжелыми и множественными нарушениями в развитии, которые самостоятельно не передвигаются реабилитационные услуги оказываются в режиме домашний микрореабилитационный центр.

Таким образом, применяя стационарозамещающие технологии, междисциплинарная команда специалистов центра осуществляет комплексную реабилитационную помощь семьям, имеющим детей -инвалидов, с заболеваниями опорно - двигательного аппарата и центральной нервной системы в домашних условиях или по месту жительства. Под понятием «команда» подразумевается небольшая группа профессионалов с комплементарными навыками, объединенная общей целью, общим подходом и взаимной ответственностью для реабилитации общих задач. Междисциплинарная команда специалистов состоит из врача-педиатра, врача-невролога, врача- ортопеда, врача- физиотерапевта, инструктора по ЛФК, педагога - психолога, логопеда, социального педагога т.к. в программу комплексной реабилитации входит медицинская и психолого- педагогическая реабилитация детей -инвалидов. Наличие специалистов разного профиля в команде позволяет предлагать большой выбор реабилитационных услуг. Цель организации междисциплинарной команды специалистов - это развитие сотрудничества и скоординированная работа профессионалов в интересах ребенка - инвалида и его семьи. Но мы очень хорошо понимаем, что и семье необходимо оказывать помощь по вопросам воспитания особого ребенка, как консультационную, так и психологическую. Для этого применяем технологии комплексной реабилитации, основанные на создании реабилитационной и коррекционно - развивающей среды, которые способствуют компенсации (устранению) ограничений жизнедеятельности, социализации и гармоничному развитию ребенка - инвалида в семье. В условиях работы выездного и домашнего микрореабилитационного центра используются технические средства реабилитации, в том числе реабилитационные и коррекционно - развивающие игры; программы организации комплексной реабилитации и работы с семьей; обучение родителей и специалистов, осуществляющих предоставление ребенку - инвалиду комплексной реабилитации в домашних условиях или по месту жительства.

Инновационные стационарозамещающие технологии предусматривают перемещение центра тяжести реабилитационной работы в семью, так как реабилитационную среду создают по месту жительства или в домашних условиях. Реабилитационная среда - это совокупность объектов и факторов окружающей среды, которые учитывают специальные потребности детей - инвалидов, связанные с инвалидностью, полностью или частично компенсируют ограничения жизнедеятельности, которые они испытывают и способствуют их личностному и социальному развитию. С помощью этих технологий обеспечивается непрерывность, последовательность и преемственность реабилитации ребенка -инвалида и социальной поддержки его семьи. Принципиальное отличие технологии выездной и домашний микрореабилитационный центр заключается в том, что они формируют целостную систему комплексной реабилитации в условиях реабилитационной и коррекционно- развивающей среды. Коррекционно- развивающая реабилитационная среда формируется по результатам обследования жилья детей - инвалидов и имеющихся ограничений жизнедеятельности, использованию стационарных устройств и технических средств реабилитации детей - инвалидов.

Важнейшим фактором коррекционно - развивающей и реабилитационной среды является применение коррекционно - развивающих и реабилитационных игр, потому что игровые методы позволяют установить эмоциональный контакт и формировать коммуникативные навыки, развивать мышление и наблюдательность, логику, память, а в целом личность. Игры и игровые средства для

коррекции и активизации двигательной деятельности, для сенсомоторной коррекции, для коррекции и развития речи, для развития творческого конструирования. Во всем реабилитационном процессе детей -инвалидов родители являются полноценными партнерами специалистов и участвуют в реабилитационных мероприятиях. Междисциплинарная команда специалистов центра оказывает консультационную помощь и осуществляет педагогический и психологический патронаж семьи, при необходимости вносит коррективы в программу реабилитации.

Инновационный способ комплексной реабилитации детей- инвалидов заключается в том, что реабилитационная среда создается по месту жительства или в домашних условиях, а также обеспечивает степень индивидуальной системы и процесса реабилитации ребенка- инвалида, т.к. создается индивидуальный маршрут реабилитации его семьи. Для семей, воспитывающих детей - инвалидов, наиболее актуальны и востребованы стационарозамещающие технологии,

Внедрение эффективной практики позволяет оказывать весь спектр услуг в привычной домашней для ребенка обстановке, а также вовлечь родителей в процесс взаимодействия триады «специалист-ребенок-родитель».

Внедрение современных стационарозамещающих технологий - это перспективная форма организации социальной помощи семьям, воспитывающим детей с инвалидностью, направленная на создание условий для предупреждения развития негативных последствий и различных социальных проблем, мобилизацию скрытых резервов, способности родителей самостоятельно справляться с возникшими проблемами.

Список использованной литературы:

1. Акатов Л.И. Социальная реабилитация детей с ОВЗ. Психологические основы /Л.И. Акатов. -М., Владос, 2003. 225 с.

2. Волнухин А.В. Стационарозамещающие технологии в работе врача общей практики: организационно -зкономические аспекты. М., 2010. 30 с.

3. Гнездилова О.Н. Психологические аспекты инновационной деятельности педагога//Психологическая наука и образование. 2006. №4. С.61-65

4. Плиш А.В. Медико- организационные резервы совершенствования стационарозамещающих технологий. Витебск, 2006. 48с.

5. Сластенин В.А., Подымова Л.С. Готовность педагога к инновационной деятельности //Сибирский педагогический журнал. 2007. №1. С.42-49

6. Щепин О.П. Эффективность использования стационарозамещающих технологий в системе здравоохранения. М., ВОФМК. 2006. 416 с.

© Ластовская Г.С., 2021

УДК 618

Рынова У.А., Тоцкая В.В., Саломатина С.Н., Янит С.А.

Научный руководитель: к.м.н. Дуянова О.П.

Бюджетное профессиональное образовательное учреждение Орловской области «Орловский базовый медицинский колледж»

г. Орел, РФ

ПРЕИМУЩЕСТВА ГРУДНОГО ВСКАРМЛИВАНИЯ

Аннотация

В этом пособии мы хотим показать, что вопрос естественного вскармливания в нашей стране очень актуален, дать практические советы и информацию наработанную нами. В данной работе рассмотрены свойства, виды и состав грудного молока, польза естественного вскармливания для матери

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.