Научная статья на тему 'Статистика контрабанды; основные задачи учета и анализа'

Статистика контрабанды; основные задачи учета и анализа Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1089
143
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Статистика контрабанды; основные задачи учета и анализа»

по данной категории дел. Обусловлено это тем, что безответственность и безнаказанность похитителей способствуют самовоспроизводству этих преступлений, выступая в качестве одной из важных предпосылок к расширению данного преступного бизнеса, а в целом - к расширенному самовоспроизводству преступности.

То обстоятельство, что похищением граждан, как правило, совершают организованные преступные группировки, профессионалы своего дела, знающие и умеющие использовать правила конспирации, проведение разведывательных и контрразведывательных операций, хорошо вооруженные и мобильные, требует принятие адекватных мер, направленных прежде всего на создание специализированных подразделений в структуре правоохранительных органов, основной функциональной задачей которых явилась бы организация и осуществление борьбы с похищением граждан, в том числе и в первую очередь - предупреждение, пресечение подобных акций.

Республика Дагестан одна из немногих, если не единственная из субъектов Российской Федерации, где в структуре службы криминальной милиции МВД РД создано подобное специализированное подразделение - Управление по борьбе с похищением людей (УБПЛ). За год с небольшим своей деятельности УБПЛ добилось заметных успехов в борьбе с похищением людей, что подтверждает правильность и эффективность предпринятых организационно-управленческих мер. Не приходится сомневаться в том, что систематический учет и анализ статистических данных, накопление обширного банка данных о похищенных лицах и их похитителях, прикосновенных к этому, а также лицах, проходящих по оперативной информации, об уголовных делах данной категории и их движении, заведенных оперативных делах по нераскрытым преступлениям, даст возможность еще более активно и наступательно, а главное - результативно, вести борьбу с этим тяжким преступлением.

Однако действенность борьбы с похищениями связана не только с эффективной работой указанного специализированного подразделения, но и зависит от умелой координации совместных действий этого структурного подразделения службы криминальной милиции с другими службами и отделами МВД, в частности с оперативно-розыскными, криминалистическими, службой регистрации и учета преступлений, а также с органами прокуратуры, налоговой полиции и др.

Важным обстоятельством в борьбе с похищением граждан следует признать и такой фактор, как желание и умение самих граждан оказать должный отпор похитителям, а в тех случаях, когда похищение не удалось предотвратить — тесные контакты, сотрудничество с правоохранительными органами в деле освобождения похищенного. Большое значение при этом имеет индивидуальная подготовка потенциальной жертвы похищения отвести от себя беду. Она достигается путем прохождения соответствующей подготовки и овладения навыками самозащиты в широком смысле этого слова \ в том числе -проведения индивидуально-профилактической работы со стороны правоохранительных органов при получении достоверных данных о готовящемся похищении конкретных лиц.

Резюмируя все изложенное, можно сказать, что успех борьбы с похищением граждан, как, впрочем, и с другими преступными проявлениями в конечном счете зависит от взаимосогласованности действий двух факторов: качеством правоохранительной деятельности, помноженной на политическую волю руководства страны, желающей достичь перелома в борьбе с преступностью, и нетерпимостью значительного большинства рядовых граждан, их желанием «покончить» с преступностью. Достижение этой взаимосогласованности желаний и действий, думается, выступает решающим условием успеха в борьбе с преступностью, в том числе и в борьбе с похищением граждан.

Ханмагомедов М.С

Статистика контрабанды; основные задачи учета и анализа

Проблема выявления, пресечения и ликвидации контрабанды является одной из основных задач всего мирового сообщества. Над ней ломают головы почти все руководители государств и их правоохранительные органы, которые прямо или косвенно имеют отношение к данному вопросу, или те, кто прогнозируют распространение этой заразы на территории своих государств.

1 Подробнее об этом см.: Ронин Р. Своя разведка: способы вербовки агентуры, методы проникновения в психику, форсированное воздействие на личность, технические средства скрытого наблюдения и съема.

История борьбы с контрабандой неразрывно связана с развитием таможенного дела, экономикой страны, внутренней и внешней торговлей.

Истоками зарождения и развития контрабанды можно считать времена, когда впервые были введены пошлины на ввозимые и вывозимое товары. Возрастание масштабов контрабанды проходило пропорционально росту пошлин и было связано с незаконным, скрытым перемещением товаров помимо таможен или же через таможни, но с их сокрытием.

В начале XX века Россия продолжала вести протекционистическую политику. Введенный тариф в 1903 году закрепил тенденцию роста ввозных пошлин почти на все виды товаров, в связи с чем увеличился незаконный ввоз и вывоз грузов. Со строительством железных дорог, развитием судоходства действия контрабандистов стали все более ухищренными и дерзкими. В 1891 году существовал целый секретный список "Тайнопровозителей товаров по Кавказской линии".

Таможенные нарушения в те годы представляли собой действия, направленные к уклонению от взноса в казну таможенных пошлин, или отказ от исполнения формальностей, установленных для наблюдения за правильными поступлениями этих пошлин в казну.

Они могут быть совершены как частными, так и должностными лицами таможен, которые делятся на две группы 1) провоз через границу контрабандных товаров, 2) нарушение отдельных обязательных правил, установленных по перемещению товаров. По отношению к нарушителям установленных таможенных правил применялись соответствующие меры наказания действовавшие на тот период:

-уплата штрафа в размере 10% от стоимости перевозимого товара;

- уплата штрафа в двойном размере от стоимости перевозимого товара;

- конфискация товара.

В настоящее время по отношению лиц, совершивших провоз контрабандных товаров и транспортных средств через границу России, предусмотрено наказание в соответствии с Уголовным и Таможенным кодексами РФ.

Контрабанда по своей сути, содержанию и характеру сравнима со стихией, которая вносит свои отрицательные коррективы в нормальную жизнь общества или с необъявленной войной без линии фронта.

Таможенные органы, как препятствие перед контрабандным перемещением товаров и транспортных средств через таможенную границу России, выполняют роль "заслона" для таких грузов. Обладая достаточными средствами, специализированными службами и профессиональными сотрудниками, таможенные органы России проводят огромную работу по пресечению контрабандного провоза грузов на свою территорию и ее распространению со своей территории на соседние. В общее дело, в борьбе против контрабанды, вносят и таможенные службы Республики Дагестан.

В связи с тяжестью наносимого урона контрабандой любому обществу, на пути к пресечению и ликвидации контрабанды стоят правоохранительные органы и другие вспомогательные службы. И каждая служба ведет свой учет по фактам контрабанды.

Полная картина о контрабанде в нашем регионе, с учетом показателей оперативной работы таможенных служб Республики, приведена в табл. 1.

Таблица 1.

Показатели оперативной работы по борьбе с контрабандой таможенных служб Республики Дагестан за 1997-1998 гг.

Показатели 1997 г. 1998 г. Процент роста (+) снижения (-)

Совершено случаев контраб. -всего: 44 29 -34,1

в том числе; по оружию 2 0 -100

по наркотикам 2 3 +50

по ГСМ 3 8 +167

по автомашинам 6 2 -66,7

по таб. издел., алкоголю 3 1 -66,7

по спирту 6 1 -73

по товарам стратег. важности 1 0 -100

по виноматериалам 0 2 +100

по шкурам КиМРС 1 5 +400

по пищевым прод. 6 4 -33,3

по валюте 7 0 -100

по пром. быт. товарам 7 3 -57

По показателям таблицы 1 видно, что общее количество контрабандного груза пошло на снижение по сравнению с 1997 годом. Так, в 1998 году общее количество контрабанды составило 29 случаев, что на 15 случаев меньше чем в 1997 году. По видам контрабанды в 1997 году пресечено 20 случаев (54,5 %) нелегального провоза предметов народного потребления и домашнего обихода. Это случаи связаны с приобретением коммерческого характера контрабандного провоза грузов, основанного на перемещении грузов для коммерческих целей с нарушением статей Таможенного и Уголовного Кодекса России и с желанием участников внешнеэкономической деятельности уклониться от действующих таможенных платежей или стремлением возможного их снижения, путем представления в таможенные органы недостоверной информации о перевозимом грузе.

В 1998 г. наибольший удельный вес по контрабандным грузам занимает ГСМ и шкуры КиМРС 13 случаев, что составило 55,2 % от общего количества. В зависимости от экономической ситуации в стране меняется структура контрабандных грузов.

Отсюда следует, что перед таможенными службами стоят нелегкие задачи по учету и анализу фактов контрабанды, с целью своевременного выявления и установки заслонов новым попыткам контрабанды. Решение данной проблемы становится трудным не только наличием экономических проблем у государства, но также наличием особенностей и сложностей по выявлению и пресечению таких фактов.

Сложность заключается в том, что не всегда можно найти параллельное взаимопонимание со всеми силовыми структурами в вопросе совместного участия в борьбе против контрабанды. Каждый орган стремиться эту общую проблему под свой контроль. Но следует учитывать то, что в процессе контрабанды участвуют не просто рядовые граждане, а порой в нее входят сотрудники силовых структур, которые и должны пресекать возможные варианты провоза контрабанды.

Отсутствие специальных программных средств по учету и анализу контрабанды оказывает заметное влияние на раскрываемость и принятие оперативных мер по нему. Учет и анализ контрабанды в таможенных органах региона ведется в основном в виде аналитических справок по отчетным периодам, что делает поиск информации по определенному периоду, трудоемким, сложным и недостаточным.

Проблемы борьбы с контрабандой надо классифицировать, привести в определенную систему и в соответствии с этим организовать учет контрабанды процессов и операций. В результате достижении такой стройной последовательности появиться возможность анализировать не только объемы нелегального провоза товаров, но и определять ущерб, наносимый тем самим государству, обществу в целом.

В статистике контрабанды должны произойти изменения как по сбору, учету и анализу, также в хранении и обработке всех фактов, связанных с контрабандным провозом грузов.

Для полноты и достоверности всей информации о контрабандных грузах необходимо ввести учет и анализ этих фактов с использованием единой базы данных и специальных программных средств. Это позволит решать следующие задачи:

- сравнивать базисный период с отчетным;

- выявлять (по имеющим данным) основные направление перемещения;

- определять основные виды контрабандных грузов и объемы возможного ущерба от нее;

- дать информацию о количестве возбужденных и прекращенных уголовных дел по фактам контрабанды;

- вести картотеку участников ВЭД, нарушителей ст.219 "Контрабанда" ТК;

- принимать, обрабатывать и передавать другим правоохранительным органам информацию о контрабанде в соответствии с действующими правилами и порядками.

В разработке технологической схемы для программных средств по учету контрабанды должны участвовать специалисты статистики, программного обеспечения и сотрудники, чья деятельность прямо связана с борьбой против контрабанды.

Наличие многофункциональной программы является только одной из составных частей успеха учета и анализа информации о контрабанде. Немаловажным частями успеха являются источники получения такой информации и их достоверность. Таковыми должны служить факты, имеющиеся в оперативных и правоохранительных блоках, таможенных и правоохранительных органах.

При этом залогом успеха может служить:

- обмен имеющейся информацией между правоохранительными органами и органами ведущими борьбу с контрабандой;

- наличие единой базы данных о лицах, совершивших преступление, содержащие все составные признаки контрабанды;

С учетом актуальности решения и ликвидации проблемы контрабанды перед статистикой по ее учету и анализу должны стоять следующие задачи;

- статистический учет фактов ввоза и вывоза контрабанды;

- организация единой системы сбора и обработки данных о фактах контрабанды;

- анализ изменения направлений перемещения контрабанды и колебаний в росте или снижении контрабанды;

- сбор информации о лицах, нарушающих ст.219 ТК РФ "Контрабанда";

- анализ причинно-следственной связи возникновения фактов контрабанды;

- информационное обеспечение сведениями о контрабанде руководителей, заинтересованных служб для принятии оперативных мер.

Внедрение новых программных средств по учету и анализу, последующее их обновление, наличие целевого и единого соглашения (договора) между всеми силовыми структурами, дислацированных на территории РД по совместной борьбе с контрабандой, позволит улучшить показатели по выявлению и пресечению фактов контрабандного провоза грузов.

Сведения об авторах

Аббасова Альбина Алмазовна, ст. преп. ДГСХА, тел. 67-83-15

Акутаев Расул Магомедович , д.ю.н., проф., тел. 68-16-86

Алиев Олег Магомедович, к.э.н., доцент ДГУ

Алипбеков Абдулла Каибович, аспирант ДГСХА

Алимурадова Изумруд Алигаджиевна, соискатель ИСЭИ ДНЦ РАН

Ахмедова Эльмира Омариевна, аспирант каф. «Э и Права» ДГУ

Бучаев Гамид Ахмедович, д.э.н., проф., ректор ДГИНХ, 638424

Валиева Хасайбат Валиевна, соискательИСЭИ ДНЦ РАН

Видина Елена Викторовна, нач.расчетного отдела ДГУ

Гаджиахмедова Айша Расуловна, ассист. каф. обществ. дисциплин ДГМА

Гаджиев Мурад Спартакович, к.э.н., нач. отдела Мингосимущества РД

Гаджиев Мурад Хабибович, аспирант каф. ГУРЭ ДГТУ, тел. 67-19-70

Гаджиэменов Багавдиншайих Абдулкадырович, аспирант ДГУ

Дандамаева Рената Гасановна,ст.лаборант-исследователь ИСЭИ ДНЦ РАН

Даудова Заира Маммаевна, преподаватель каф. «КиМ» ДГУ

Джамбулатов Изамудин Джамбулатович, к.ф-м.н. ДГПУ

Дохолян Сергей Владимирович, к.э.н., гл. экон. АО РКК «Порт-Петровск»

Дроздов Александр Герасимович, к.э.н., доцент ДГУ

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.