Научная статья на тему 'СТАТИСТИКА КАК ИНСТРУМЕНТ И ОТРАЖЕНИЕ ПОЛИТИКИ ГОСУДАРСТВА: ПРОБЛЕМЫ И ТЕНДЕНЦИИ'

СТАТИСТИКА КАК ИНСТРУМЕНТ И ОТРАЖЕНИЕ ПОЛИТИКИ ГОСУДАРСТВА: ПРОБЛЕМЫ И ТЕНДЕНЦИИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
статистическая информация / качество статистического продукта / статистический сборник / государственная политика / машиностроение / стратегия / statistical information / quality of statistical product / Statistical Yearbook / public policy / mechanical engineering / strategy

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Асканова Оксана Владимировна

Несмотря на характерное для современного информационного общества усложнение информационных потоков, важнейшим средством отражения социально-экономической действительности по‑прежнему остается официальная статистическая информация. Отталкиваясь от часто всплывающей в российском публичном пространстве темы недостаточной удовлетворенности пользователей официальной статистической информацией, автор, как постоянный потребитель статистического продукта, ставит цель идентифицировать наиболее важные проблемы в этой области и провести их критический анализ. В работе акцент сделан на исследовании вопросов полноты и качества официально публикуемой статистической информации в отношении машиностроительной отрасли, представляющей круг научных интересов автора. Сравнительный анализ контентного наполнения Российского статистического ежегодника разных годов выпуска в части отображения информации о машиностроении показал, что в сравнении с сегодняшним днем в «зеркале» статистики начала 2000‑х годов машиностроение отражено ретроспективно глубже, информативно насыщенней и содержательней, что позволило автору констатировать факт деградации информационного продукта отечественной статистики. При этом, отмечая постепенную инволюцию статистического продукта и осмысляя ее причины, автор выдвигает мысль о детерминированности снижения качества статистической информации с особенностями либерального понимания роли государства в экономике, господствовавшего в государственной политике РФ с 90‑х годов прошлого века. Отчетливо понимая, что в изменившейся парадигме развития, где государство выступает ключевым смыслоформирующим и координирующим актором, сложившаяся система официальной статистической информации не обеспечивает удовлетворение исследовательских и управленческих нужд, автор видит насущную необходимость в трансформации статистики из формального средства отчётности, маловостребованного в качестве инструмента государственной политики, в действенное орудие управления.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STATISTICS AS A TOOL AND REFLECTION OF STATE POLICY: PROBLEMS AND TRENDS

Despite the complication of information sources, which is typical for modern society, the most important means of reflecting socio-economic reality remains official statistical information. Based on the theme of insufficient user satisfaction with official statistical information, which often emerges in the Russian public space, the author, as a regular consumer of statistical products, sets the goal of identifying the most important problems in this area and conducting their critical analysis. The work focuses on the study of completeness and quality issues of officially published statistical information in relation to the engineering industry, which represents the range of the author's scientific interests. A comparative analysis of the Russian Statistical Yearbook content in terms of displaying information about mechanical engineering showed that, in comparison with today, in the “mirror” of statistics of the early 2000s, mechanical engineering is reflected retrospectively in a deeper, more informative and meaningful way, which allowed the author to state the fact of degradation information product of domestic statistics. At the same time, noting the gradual involution of the statistical product and comprehending its causes, the author puts forward the idea of the declining the quality of statistical information with the liberal understanding peculiarities of the state role in the economy, which has dominated the state policy of the Russian Federation since the 90s of the last century. Clearly understanding that in the changed development paradigm, where the state is a key sense-forming and coordinating actor, the existing system of official statistical information does not satisfy research and management needs, the author sees an urgent need to transform statistics from a formal means of reporting, which has little demand as an instrument of public policy, into an effective control tool.

Текст научной работы на тему «СТАТИСТИКА КАК ИНСТРУМЕНТ И ОТРАЖЕНИЕ ПОЛИТИКИ ГОСУДАРСТВА: ПРОБЛЕМЫ И ТЕНДЕНЦИИ»

УДК 311.312

DOI 10.14258/epb202418

СТАТИСТИКА КАК ИНСТРУМЕНТ И ОТРАЖЕНИЕ ПОЛИТИКИ ГОСУДАРСТВА: ПРОБЛЕМЫ И ТЕНДЕНЦИИ

О. В. Асканова

Рубцовский индустриальный институт (филиал) Алтайского государственного технического университета им. И. И. Ползунова (Рубцовск, Россия)

Несмотря на характерное для современного информационного общества усложнение информационных потоков, важнейшим средством отражения социально-экономической действительности по-прежнему остается официальная статистическая информация. Отталкиваясь от часто всплывающей в российском публичном пространстве темы недостаточной удовлетворенности пользователей официальной статистической информацией, автор, как постоянный потребитель статистического продукта, ставит цель идентифицировать наиболее важные проблемы в этой области и провести их критический анализ. В работе акцент сделан на исследовании вопросов полноты и качества официально публикуемой статистической информации в отношении машиностроительной отрасли, представляющей круг научных интересов автора.

Сравнительный анализ контентного наполнения Российского статистического ежегодника разных годов выпуска в части отображения информации о машиностроении показал, что в сравнении с сегодняшним днем в «зеркале» статистики начала 2000-х годов машиностроение отражено ретроспективно глубже, информативно насыщенней и содержательней, что позволило автору констатировать факт деградации информационного продукта отечественной статистики. При этом, отмечая постепенную инволюцию статистического продукта и осмысляя ее причины, автор выдвигает мысль о детерминированности снижения качества статистической информации с особенностями либерального понимания роли государства в экономике, господствовавшего в государственной политике РФ с 90-х годов прошлого века.

Отчетливо понимая, что в изменившейся парадигме развития, где государство выступает ключевым смыслоформирующим и координирующим актором, сложившаяся система официальной статистической информации не обеспечивает удовлетворение исследовательских и управленческих нужд, автор видит насущную необходимость в трансформации статистики из формального средства отчётности, маловостребо-ванного в качестве инструмента государственной политики, в действенное орудие управления.

Ключевые слова: статистическая информация, качество статистического продукта, статистический сборник, государственная политика, машиностроение, стратегия.

STATISTICS AS A TOOL AND REFLECTION OF STATE POLICY:

PROBLEMS AND TRENDS

O. V. Askanova

Rubtsovsk Industrial Institute (branch) of Polzunov Altai State Technical University (Rubtsovsk, Russia)

Despite the complication of information sources, which is typical for modern society, the most important means of reflecting socio-economic reality remains official statistical information. Based on the theme of insufficient user satisfaction with official statistical information, which often emerges in the Russian public space, the author, as a regular consumer of statistical products, sets the goal of identifying the most important problems in this area and conducting their critical analysis.

The work focuses on the study of completeness and quality issues of officially published statistical information in relation to the engineering industry, which represents the range of the author's scientific interests.

A comparative analysis of the Russian Statistical Yearbook content in terms of displaying information about mechanical engineering showed that, in comparison with today, in the "mirror" of statistics of the early 2000s, mechanical engineering is reflected retrospectively in a deeper, more informative and meaningful way, which allowed the author to state the fact of degradation information product of domestic statistics.

At the same time, noting the gradual involution of the statistical product and comprehending its causes, the author puts forward the idea of the declining the quality of statistical information with the liberal understanding peculiarities of the state role in the economy, which has dominated the state policy of the Russian Federation since the 90s of the last century.

Clearly understanding that in the changed development paradigm, where the state is a key sense-forming and coordinating actor, the existing system of official statistical information does not satisfy research and management needs, the author sees an urgent need to transform statistics from a formal means of reporting, which has little demand as an instrument of public policy, into an effective control tool.

Keywords: statistical information, quality of statistical product, Statistical Yearbook, public policy, mechanical engineering, strategy.

Введение. Информационное общество, концепция которого с конца прошлого столетия активно популяризируется западной общественно-политической мыслью, в качестве одной из сущностных характеристик имеет невиданный ранее рост объема и скорости передачи информации и возрастание ее роли в различных сферах общественной жизни. Являясь ключевым ресурсом информационного общества, пронизывающим все без исключения окружающее пространство, информация представляет собой важнейший элемент механизма любого управленческого процесса, и в первую очередь, управления государством. Каждое управленческое решение базируется на определенном информационном фундаменте, который должен удовлетворять ряду требований как в качественном, так и в количественном отношении. И в этом смысле информация — есть средство принятия решений, действенность которых определяется ее уместностью, достоверностью, понятностью и сопоставимостью. С другой стороны, информацию можно рассматривать как инструмент обратной связи, позволяющий получить представление об эффективности принятых ранее управленческих решений.

Несмотря на лавинообразный рост информационных потоков, выстраивание качественно нового информационного пространства, характеризующегося большей сложностью и разнообразием информационных носителей, важнейшим источником формирования государственной политики и оценки ее результативности по-прежнему остается статистическая информация, при этом спрос на нее становится более взыскательным. Представляя собой срез информации о массовых социально-экономических явлениях в числовом формате, статистическая информация является «зеркалом» государства, призванным отображать состояние дел в стране посредством фиксации ключевых с точки зрения государства измеряемых параметров. И в этом плане значение статистики (здесь термин «статистика» употребляется в смысле информационного продукта статистической науки)

непреложно с зародившегося еще в XVII в. раннего направления статистической науки — школы госу-дарствоведения. Содержательный смысл, заложенный в самом названии школы государствоведения, ее представители видели в создании необходимых для управления государством знаний путем систематизированного описания «достопримечательностей» государства, под которыми понималось все, что влияет на его благосостояние.

Отталкиваясь от изначального понимания предназначения статистики, отметим, что для современной России, располагающей широким перечнем государственных программ, национальных и федеральных проектов, приоритетных программ и проектов [1], роль и значение статистики и, следовательно, требования к ней, должны неуклонно нарастать, поскольку именно официальная статистическая информация призвана служить фундаментом формирования системообразующих документов, а также оценки их результативности. Однако в последние годы в российском публичном пространстве все чаще всплывает тема о недостаточной надежности и содержательности статистической информации. Очевидное несоответствие формируемого на основе официальной статистики образа страны и реального положения дел подрывает доверие к статистической информации и становится предметом резкой критики в адрес Федеральной службы государственной статистики (Росстата).

Многолетние исследования автора проблем машиностроения и стратегических намерений государства в отношении развития этой важнейшей для экономики любой страны отрасли, требующие систематического изучения официальной статистической информации, позволяют автору очертить круг наиболее важных с позиции постоянного потребителя статистического продукта проблем. Идентификации этих проблем и их критическому анализу посвящена данная работа. В ходе исследования внимание автора акцентируется на вопросах полноты и качества официально публикуемой статистической информации в отношении пред-

ставляющей круг его научных изысканий — машиностроительной отрасли. Конечной целью работы является доказательство либо опровержение гипотезы о недостаточной удовлетворенности запросов и потребностей в статистической информации субъектов принятия государственных решений и представителей науки, решающих задачи анализа социально-экономической действительности.

Описание теоретических исследований. Предваряя исследование обозначенных проблем, отметим, что статистическая информация представляет собой, с одной стороны, «зеркало» государства, выступая, таким образом, в качестве орудия познания, с другой стороны, это механизм контроля и принятия решений, то есть мощный инструмент управления обществом, не являющийся политически нейтральным. Находясь на службе государства, статистика не может игнорировать его официальную позицию по параметрам социально-экономического развития страны, что накладывает на любую статистическую информацию отпечаток политической ангажированности. Поэтому, на наш взгляд, предъявление претензий к статистической информации, навешивание на нее нелестных эпитетов — это, по сути, перенос внимания с субъекта управления на инструмент, который может быть использован по-разному. Данная сторона рассматриваемой проблемы довольно подробно освещена в работах М. В. Карманова [2, 3], в которых автор в образной форме разбирает преображение статистики в «служанку, занимающуюся безоговорочным обслуживанием» чиновничьих интересов [2], в «скользкий «скальпель» сканирования бытия, способный в «умелых» руках трансформироваться в явное зло» [3]. В этой связи заметим, что влияние политической составляющей на качество статистического материала в разной степени присутствует во всех странах мира. Не являлась исключением в этом плане и советская статистика, подвергавшаяся «идеологической корректировке» с целью пропаганды достижений советской власти [4].

Поэтому принимая политическую и идеологическую обусловленность любой официальной статистической информации как эмпирическую данность, далее остановимся на обобщении накопившихся к ней претензий в среде российских пользователей. Систематизация различных мнений по проблемам современной отечественной официальной статистики, а также многолетний опыт работы автора со статистической информацией, позволяют нам среди всего многообразия ее уязвимых сторон выделить следующие:

1. Измерительные проблемы, обусловленные методологическими изъянами. Этот аспект находит обоснованное освещение в исследовании В. А. Бессонова, который, указывая на «несовершенство

методик построения многих статистических показателей, а также наличие в них паллиативных решений, методологических компромиссов» [5], подтверждает это конкретными примерами. Нарекания в адрес измерительных особенностей официальной статистики можно встретить и у многих других авторов. В частности, в работе [6] искажения конечных статистических параметров объясняются практикой досчетов, применяемой ввиду недоступности оперативных данных «по полному кругу предприятий». При этом специалистов беспокоит не только факт наличия методологических проблем, но и их консервация, поскольку зачастую недостатки методов построения показателей «не идентифицируются и не исправляются» [7].

2. Проблемы сопоставимости являются, на наш взгляд, одним из наиболее уязвимых мест официальной статистической информации РФ, имеющие разное происхождение. В качестве важнейших причин этих проблем можно назвать:

— непрерывное изменение методик, продвигаемое под «вывеской» их совершенствования, которое осложняет проведение временных сравнений и негативно влияет на качество статистического продукта. О. А. Моляренко в этой связи отмечает, что бесконечные методические пертурбации хронически страдают отсутствием переходного периода и пояснений по ряду параметров [8]. Поэтому нам представляются совершенно обоснованными как беспокойство В. А. Бессонова [5] по поводу той легкости, с которой происходит «отказ от обеспечения временной сопоставимости» в результате совершенствования многих методик, так и его опасения грядущих серьезных проблем для анализа экономической динамики «при сохранении этой традиции»;

— трансформация подходов к классификации статистических данных, связанная с изменением самого критерия классификации, что привело к нарушению преемственности статистической базы, добавив проблем к уже существующим методологическим несовершенствам. Здесь стоит отметить, что классификация в статистике представляет собой ключевой метод обработки массива данных, позволяющий обеспечить их систематизированное распределение по какому-либо признаку. До 2005 года в качестве такого признака выступала структура отраслей, а статистическое наблюдение и обследование базировались на Общероссийском классификаторе отраслей народного хозяйства (ОКОНХ),

который, по мнению некоторых специалистов, «в ряде случаев гораздо более адекватен с точки зрения аналитических целей» [6]. Однако выбранный в конце 90-х годов прошлого столетия вектор на встраивание России в западную систему требовал приведения отечественной статистической информации к международным стандартам классификации, что и стало определяющей причиной перехода к Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности (ОКВЭД). Следствием этого, помимо снижения информационной емкости статистических данных, явилась также потеря преемственности показателей, возникшая из-за отсутствия необходимых действий по восстановлению ретроспективных временных рядов требуемой длины в ОКВЭД. Осуществленный же позднее переход от первой версии ОКВЭД ко второй (ОКВЭД 2) усилил дисбаланс формы и содержания статистической информации, что обернулось дальнейшим снижением ее качества.

3. Проблемы полноты, ограничивающие возможности получения исчерпывающей и целостной картины о состоянии, структуре и динамике социально-экономических явлений. Неполнота представления многих статистических показателей, по мнению В. А. Бессонова [7], не только затрудняет их «осмысленное использование», но и повышает издержки доступа к ним. Признавая, что одной из причин неполноты официальной статистики в любой стране является упрощение (или, как подмечено О. А. Моляренко, «уплощение» [8]) представлений об общественных процессах, неизбежное для получения возможности их регистрации и количественного выражения, подобного рода редукция зачастую представляется нам избыточной. В качестве характеристики неполноты статистических данных следует отметить содержательные различия в отображающих социально-экономические явления в наборе показателей по разным про-

странственно-временным срезам, отличия в степени их детализации и глубине ретроспективы.

4. Проблемы своевременности, существенно сужающие перспективы получения актуального контента о социально-экономических процессах, что критически важно для обеспечения валидно-сти управленческих процедур. Широко известно, что «правильное решение, принятое с опозданием, является ошибкой» (Ли Якокка), поэтому дефицит в нужный момент информационного обеспечения процесса проектирования управленческих решений становится решающим фактором аберраций управляющей системы. В. А. Бессонов в качестве одной из причин нарушения принципа своевременности представления официальной статистической информации указывает на «длительные сроки подготовки печатных изданий» [7]. Вследствие этого «наиболее свежие значения показателей в них либо не представлены вовсе, либо представлены зачастую уже устаревшими предварительными оценками» [7]. В целом, дефицит актуальных статистических данных существенно влияет на возможности своевременной идентификации социально-экономических проблем и выработки оптимальных и эффективных путей их решения, тем самым снижая релевантность информации.

Таким образом, вопреки ст. 4 № 282-ФЗ, фиксирующей в качестве принципов системы государственной статистики «полноту, достоверность, научную обоснованность, своевременность предоставления ... официальной статистической информации» [9], в реальности информационный продукт отечественной официальной статистики не лишен целого ряда изъянов, что не может не сказываться на удовлетворенности запросов пользователей. Для иллюстрации представленных утверждений остановимся подробней на характеристике системы статистической информации в отношении машиностроительной отрасли России.

В настоящее время годовые данные о состоянии и развитии машиностроения аккумулируются в нескольких официальных статистических изданиях РФ (табл. 1).

Таблица 1

Официальные статистические издания, содержащие информацию о годовых показателях

развития машиностроительной отрасли РФ

Наименование издания Периодичность Примечание

Промышленное производство в России 1 раз в два года До 2016 года сборник выпускался под названием «Промышленность России», на официальном сайте Росстата представлены издания с 2002 года, с 2014 года издается только в электронном виде

Россия в цифрах Ежегодно Выпуск завершен в 2021 году, на официальном сайте Росстата представлены издания с 2003 года

Российский статистический ежегодник Ежегодно С 2022 года издается только в электронном виде, на официальном сайте Росстата представлены издания с 2003 года

Как следует из таблицы, на сегодняшний день получить информацию о показателях развития машиностроения в годовом выражении, включая новые данные, можно из «Российского статистического ежегодника». Выпуск сборника «Россия в цифрах» в настоящее время прекращен, а периодичность издания сборника «Промышленное производство в России» не обеспечивает удовлетворение информационных потребностей ежегодно. При этом примечательно, что даже установленная регулярность выпуска сборника «Промышленное производство в России» соблюдалась непостоянно. Так, с 2002 по 2008 год было опубликовано всего три выпуска с периодичностью 1 раз в три года, с трехлетним интервалом вышло также издание 2019 года.

Впрочем, стоит заметить, что обеспеченность пользователей необходимыми для исследования состояния и тенденций развития машиностроения сведениями определяется не количеством статистических изданий, а их качеством. Даже одного ежегодного статистического сборника может быть достаточно для получения исчерпывающей картины об интересующей потребителя предметной области, если представленная в нем информация не имеет качественных изъянов. Поэтому далее остановимся подробней на характеристике «Российского статистического ежегодника» с точки зрения его способности обеспечить удовлетворение разнообразных потребностей в информации о состоянии и развитии отечественного машиностроения. Поскольку самый ранний выпуск «Российского статистического ежегодника», доступный на официальном сайте Федеральной службы государственной статистики [10], относится к 2003 году, то существует возможность легко проследить изменения его информационной емкости и качества публикуемых данных за последние два десятилетия.

Начиная сопоставление информационной наполненности Российского статистического ежегодника 2003 и 2023 годов выпуска, следует заметить, что значительная часть сведений в первом выпуске рассматриваемого сборника представлена относительно дальним горизонтом ретроспекции. Данные с пятилетним временным шагом между ретроспективными значениями можно получить на основе этого сборника с 1970 по 1995 год, а с 1995 по 2002 год в нем приведены ежегодные значения показателей. Специалистам, изучающим динамику социально-экономических явлений, хорошо известно, что надежность и качество исследований существенно зависит от длительности периода ретроспективного анализа. Ведь чем глубже

взгляд в историю явления, тем явственнее и зримее представления о траектории его развития и, следовательно, о преобладающих тенденциях и проблемах. С этой точки зрения современные выпуски «Российского статистического ежегодника» значительно уступают первому. Так, в сборнике 2023 года сведения по разным параметрам представлены за последние 3-5 лет, и лишь по некоторым показателям можно дополнительно получить информацию за 2000 и 2010 годы. Такая временная подача данных существенно усложняет решение исследовательских задач, тем более на фоне кардинального изменения признаков классификации статистических данных.

Как уже отмечалось, в начале 2000-х годов статистическое наблюдение в РФ опиралось на ОКОНХ, поэтому в Российском статистическом ежегоднике-2003 основная характеристика состояния и развития отечественного машиностроения представлена в подразделе «Машиностроение и металлообработка», выделенном в рамках раздела «Промышленность». Еще целый ряд ретроспективных сведений об интересующей нас отрасли находит отражение в других частях данного сборника, в частности, в подразделах «Общеэкономические показатели промышленности» и «Материально-техническая база промышленности» раздела «Промышленность», в подразделах «Инвестиции в нефинансовые активы» и «Финансовые вложения» раздела «Инвестиции» и др.

Если сравнивать содержательную насыщенность Российского статистического ежегодника выпуска 2003 года в части характеристики состояния и динамики машиностроения с его современными версиями, то контентное оскудение последних обращает на себя внимание исследователей даже при беглом знакомстве. В подтверждение этого в таблице 2 сведены основные характеристики машиностроения, находящие отражение в разных выпусках Российского статистического ежегодника.

Как можно убедиться из представленной в таблице информации, современный выпуск Российского статистического ежегодника утратил значительную часть сведений, необходимых специалистам для качественного анализа экономической динамики и получения адекватных выводов в отношении отечественного машиностроения. Помимо уже отмеченного значительного снижения глубины ретроспективы, осложняющего межвременные сопоставления, многие статистические характеристики машиностроительной отрасли в настоящее время либо отсутствуют совсем, либо подаются фрагментарно, что делает их осмысленное использование весьма проблематичным.

Таблица 2

Сравнительный анализ контентного наполнения отдельных разделов Российского статистического ежегодника 2003 и 2023 годов выпуска в части информации о машиностроении

Российский статистический ежегодник-2003 Российский статистический ежегодник-2023

Раздел (подраздел) Отображаемые показатели Раздел (подраздел) Отображаемые показатели

Промышленность (Общеэкономические показатели промышленности) Индексы промышленного производства по отраслям промышленности Промышленное производство (Общеэко-номиче-ские показатели) Объем отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг собственными силами по видам экономической деятельности (за четыре года)

Концентрация производства по отраслям промышленности

Структура промышленного производства по формам собственности в основных отраслях промышленности

Индексы производства по отдельным видам экономической деятельности (за пять лет)

Уровень использования среднегодовой производственной мощности организаций по выпуску отдельных видов промышленной продукции Уровень использования среднегодовой производственной мощности организаций по выпуску отдельных видов продукции добывающих и обрабатывающих производств (за три года)

Промышленность (Материально-техническая база про-мышленно-сти) Наличие основных фондов основного вида деятельности по отраслям промышленности Основные фонды Отсутствует информация по имеющим отношение к машиностроению видам экономической деятельности

Степень износа основных фондов основного вида деятельности по отраслям промышленности

Коэффициенты обновления основных фондов по отраслям промышленности

Коэффициенты выбытия основных фондов по отраслям промышленности

Промышленность (машиностроение и металлообработка) Основные показатели работы машиностроения и металлообработки Промышленное производство (Обрабатывающие производства) Производство машин и оборудования, не включенных в другие группировки (за четыре года)

Производство основных видов продукции машиностроения Производство электрооборудования, электронного и оптического оборудования (за четыре года)

Производство металлорежущих станков по регионам российской федерации

Отдельные технико-экономические показатели работы машиностроения и металлообработки Производство основных видов транспортных средств и оборудования (за четыре года)

Инвестиции (Инвестиции в не-финансовые активы) Инвестиции в основной капитал в отрасли экономики Инвестиции (Инвестиции в нефинансовые активы) Отсутствует информация по имеющим отношение к машиностроению видам экономической деятельности

Инвестиции в основной капитал организаций с участием иностранного капитала по отраслям экономики

Инвестиции (финансовые вложения) Финансовые вложения организаций по основным отраслям экономикив 1993-1997 гг. Инвестиции (финансовые вложения) Финансовые вложения организаций по основным видам экономической деятельности в 2022 г.

Финансовые вложения организаций по основным отраслям экономики в 1998-2002 гг.

Так, в частности, из современной версии стат-сборника вообще невозможно получить представление о материально-технической базе машиностроения. В разделе «Основные фонды» имеет место лишь общая информация о наличии, движении и техническом состоянии основных средств по обрабатывающим производствам в целом без кон-

кретизации по видам экономической деятельности, в том числе относящимся к машиностроению. Однако, как хорошо известно специалистам, технологическое отставание, деградация основных средств, высокий уровень их морального и физического износа — это системная проблема отечественного машиностроения, поэтому ограниченность стати-

стической базы не позволяет установить наличия сдвигов в техническом перевооружении и модернизации отрасли. А поскольку машиностроение есть фундамент модернизации всей экономики, то дефицит статистических данных блокирует корректную оценку не только современного технического уровня развития машиностроительного сектора страны, но и эффективности принятых мер по реализации провозглашенной на самом высоком уровне еще в 2008 году модернизации российской экономики. Все отмеченное не может не наводить на мысль о намеренном усечении набора публикуемых статистических сведений с целью камуфлирования существующих проблем. То же самое можно отметить в отношении данных, касающихся инвестиций в нефинансовые активы. Последняя версия Российского статистического ежегодника отражает сведения об объеме инвестиций в основной капитал и индексах их физического объема только по обрабатывающим производствам в целом без детализации по конкретным видам экономической деятельности. В этой связи оценить масштаб вложений в системообразующую отрасль экономики — машиностроение — сегодня не представляется возможным. Примечательно, что еще издание Российского статистического ежегодника 2022 года подобного рода информацию содержало, поэтому исключение таких важных сведений на фоне постоянной властной риторики о необходимости наращивания инвестиционных вложений в машиностроение для обеспечения форсированного импортозамещения в отрасли не является ни логичным, ни продуктивным. Утрата ряда показателей, дающих представление о машиностроении, в сравнении с 2003 годом характерна и для других частей Российского статистического ежегодника 2023 года выпуска. К примеру, в подразделе «Общеэкономические показатели» раздела «Промышленность» не публикуется теперь информация о концентрации производства, отражающая удельный вес продукции, выпускаемой 3, 4, 6 и 8 крупными организациями машиностроения и металлообработки.

Основные же трансформации в представлении данных относительно машиностроения в Российском статистическом ежегоднике касаются непосредственной характеристики отрасли. Как можно увидеть из таблицы 2, в первой версии ежегодника в рамках раздела «Промышленность» выделен самостоятельный подраздел для фиксации результатов статистического наблюдения по машиностроению и металлообработке в целом. При этом заметим, что такой подход характерен для сборников только до 2005 года. Переход с ОКОНХ на ОКВЭД, как уже было отмечено, существенно изменил подачу статистической информации, и с 2006 по 2017 год сведения о состоянии машиностроения в сборни-

ках Российского статистического ежегодника уже можно найти в подразделе «Обрабатывающие производства» в разрезе следующих видов экономической деятельности:

— производство машин и оборудования;

— производство электрооборудования, электронного и оптического оборудования;

— производство транспортных средств и оборудования.

В рамках каждого вида деятельности доступны данные об основных показателях работы (хотя существенно сокращен временной интервал) и объемах производства основных видов продукции машиностроения. Кроме того, по виду деятельности «Производство машин и оборудования» имеется информация о производстве металлорежущих станков по субъектам РФ, а по виду деятельности «Производство транспортных средств и оборудования» — о производстве легковых автомобилей по субъектам РФ (однако с 2012 года эта информация исчезает).

Начиная же с 2018 года выпуски Российского статистического ежегодника базируются уже на ОКВЭД2, поэтому в настоящее время официальная статистическая информация по машиностроению ограничивается только данными за последние четыре года (с 2019 по 2022 год) об объеме производства продукции в натуральных измерителях по основным видам:

— электрооборудования, электронного и оптического оборудования;

— транспортных средств и оборудования;

— машин и оборудования, не включенных в другие группировки.

Совокупно по публикуемым в настоящее время данным можно найти информацию о выпуске около 60 различных наименований продукции машиностроения. При этом по указанным показателям имеет место изменение методики их разработки и представления. Например, если до 2019 года сведения о производстве автобусов представлялись общей суммой, то с 2019 года информация о выпуске автобусов разрабатывается дифференцированно в разрезе технически допустимой максимальной массы до 5 тонн и более 5 тонн. Если же проводить сравнительный анализ по конкретным видам продукции машиностроения на более глубокую ретроспективу, прибегая к более ранним версиям Российского статистического ежегодника, то можно столкнуться с немалыми затруднениями, обусловленными изменением методики статистической разработки показателей. В качестве небольшой иллюстрации в таблице 3 представлен анализ содержательного наполнения информации о производстве тракторов, находящей отражение в Российском статистическом ежегоднике в разное время.

Таблица 3

Сравнительный анализ статистических сведений о производстве тракторов Российского статистического ежегодника 2003 и 2023 годов выпуска

Российский статистический ежегодник-2003 Российский статистический ежегодник-2023

Натуральный объем производства тракторов Натуральный объем производства тракторов для сельского хозяйства, прочих

Суммарная мощность двигателей произведенных тракторов

Средняя мощность двигателя трактора

Натуральный объем производства тракторов мощностью двигателя 100 л. с. и выше Натуральный объем производства тракторов гусеничных

Натуральный объем производства мини-тракторов (информация представлена с 1990 года)

Если в целом сравнивать содержание и характер подачи статистической информации об основных видах продукции машиностроения в натуральных измерителях первого и последнего выпусков Российского ежегодника, то используемый ранее

подход представляется нам более рациональным. Так, выпуск продукции машиностроения в натуральных единицах измерения в Российском статистическом ежегоднике-2003 отражался в разрезе нескольких подотраслей (рис. 1).

Рис. 1. Группировка информации об объемах выпуска основных видов продукции машиностроения в Российском статистическом ежегоднике-2003

Подобная унаследованная еще с СССР (который, как известно, имел мощное машиностроение) классификация более информативна с точки зрения функций, роли и значения отраслей для развития национальной экономики ввиду высокой сложности и разветвленности отраслевой структуры машиностроения, включающего более 200 различных подотраслей и производств. В отличие от используемой для статистического учета сегодня системы ОКВЭД, более привычный для отечественной экономики ОКОНХ лучше отвечает принципу «объединения производств по единству рынков,

а подчас и с точки зрения корпоративной организации секторов» [6].

Всего на основе Российского статистического ежегодника-2003 можно получить информацию более чем по 80 наименованиям машиностроительной продукции с 1970 по 1995 год с пятилетним временным интервалом и с 1996 по 2002 год — ежегодно. Таким образом, из вы-шеотмеченного очевидно, что в современных изданиях Российского статистического ежегодника произошло не только кардинальное изменение методик разработки статистических показателей,

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

но и чувствительное сокращение перечня публикуемых видов продукции и значительное укорочение динамического ряда.

Полнота подачи информации в Российском статистическом ежегоднике пострадала и за счет отказа от публикации целого ряда других важных для характеристики состояния машиностроительной отрасли параметров. Как видно из таблицы 2, в первом выпуске ежегодника содержалась информация о производстве металлорежущих станков

К примеру, если ранее в рамках статистических данных выделялась доля производимых в РФ станков с ЧПУ, то из современной версии Российского статистического ежегодника путем расчета можно получить только долю токарных металлорежущих станков с ЧПУ в общем объеме производства металлорежущих станков, что далеко не одно и то же.

Итак, очевидно, что в сравнении с сегодняшним днем в «зеркале» статистики 2003 года машиностроение отражено ретроспективно глубже, информативно насыщенней и содержательней, что, на наш взгляд, нельзя не интерпретировать как деградацию информационного продукта отечественной статистики.

Ко всем отмеченным проблемам можно добавить также длительные сроки подготовки статистических изданий, аккумулирующих и обобщающих информацию о массовых общественно-экономических явлениях в годовом выражении. К примеру, официальный выпуск Российского статистического ежегодника в соответствии с планом предусмотрен 29 декабря года, следующего за отчетным. Поэтому и научное сообщество, и лица, принимающие решения по различным аспектам социально-эко-

по регионам России, которая полностью исключена из современных сборников. По представленным ранее в концентрированном виде в разделе «Промышленность» основным технико-экономическим показателям работы машиностроения и металлообработки теперь либо информация отсутствует вообще, либо на основе дополнительных расчетных процедур можно получить характеристики, плохо сопоставимые с данными сборников первых выпусков (см. табл. 4).

номического развития, могут получить окончательные параметры, отражающие состояние дел в стране, с годовым временным лагом, что существенно обесценивает официальную статистическую информацию.

Если же сравнивать современные статистические сборники с выпусками советских времен, то нельзя не обратить внимание на полный отказ от использования для характеристики динамики показателей базисных темпов роста в пользу цепных. В любом статистическом сборнике советского периода можно найти базисные темпы роста показателей на глубокую ретроспективу относительно какого-либо выбранного в качестве базового года. Именно базисные темпы роста позволяют увидеть долговременные тенденции развития явлений, поскольку в отличие от цепных темпов не зависят от краткосрочных колебаний. Используемые же сегодня цепные темпы роста характеризуют изменение показателя по отношению к предыдущему периоду, что на фоне характерной для российской экономики нестабильной динамики показателей и существенного сокращения глубины ретроспективы совершенно не отражает реальной картины. Так, в последнем издании

Таблица4

Возможности получения информации об основных технико-экономических показателях работы машиностроения и металлообработки на основе Российского статистического ежегодника-2023

Отдельные технико-экономические показатели работы машиностроения и металлообработки Российского статистического ежегодника-2003 Возможности получения информации о показателе по данным Российского статистического ежегодника-2023

Удельный вес в общем объеме производства металлорежущих станков (данные представлены с 1980 г.): — станков высокой и особо высокой точности нет данных (имеется в наличии только информация об общем объеме производства: — металлорежущих станков; — станков токарных металлорежущих с ЧПУ)

— станков с числовым программным управлением

Удельный вес производства грузовых автомобилей с дизельными двигателями в общем объеме производства грузовых автомобилей (данные представлены с 1985 г.) нет данных (имеется в наличии только информация об объеме производства средств автотранспортных грузовых)

Удельный вес производства тракторов мощностью двигателя 100 л. с. и более в общем объеме производства тракторов (данные представлены с 1970 г.) нет данных (имеется в наличии только информация об объеме производства: — тракторов гусеничных; — тракторов для сельского хозяйства прочих)

Удельный вес производства пропашных тракторов мощностью двигателя 30 л. с. и менее в общем объеме производства тракторов (данные представлены с 1975 г.)

Российского статистического ежегодника по различным характеризующим развитие машиностроения показателям приведены фрагментарные временные ряды. Например, объем отгруженной продукции представлен за четыре года, а индексы производства — за пять лет. Но по этим данным совершенно невозможно понять, каковы сдвиги в развитии машиностроения не только в длительной ретроспективе, но и в последние годы. Пренебрежение современной статистикой базисными темпами роста при отражении динамики явлений, на наш взгляд, может быть связано со стремлением подретушировать провалы, в том числе в отечественном машиностроении.

Констатируя постепенную инволюцию отечественного статистического продукта и осмысляя ее причины, автор не готов свести их только к политической тенденциозности статистической информации, обусловленной скромными достижениями рыночной экономики, либо к слабой гармонизации международных стандартов статистической классификации с российскими реалиями. Постановка исследуемой проблемы в более широкий контекст позволяет нам выдвинуть мысль о детерминированности снижения качества статистической информации с особенностями либерального понимания роли государства в экономике, которое навязывалось в России с начала 90-х годов прошлого века. Если в советский период отечественная статистика была призвана обслуживать потребности плановой системы хозяйства, задачи государства в которой принципиально отличаются от таковых в рыночной экономике, то продвигаемое в рамках рыночных реформ предубеждение в отношении государственного регулирования экономических процессов не могло не отразиться на роли и значении статистики. Доминирующее в переходный постсоциалистический период представление классического либерализма о государстве как «ночном стороже», которое следует свести к минимуму (так называемая концепция «минимального государства»), полностью отстраняло его от традиционных функций производства, распределения и обмена общественных благ. Но для «минимального государства», нейтрального к экономическим проблемам, существенно снижаются и потребности в сборе, мониторинге, анализе статистических данных, аккумулировании большого массива статистической информации. «Ночной сторож» фактически освобожден от ответственности за развитие «охраняемого» объекта, в связи с этим минимизация объема статистической совокупности и состава ее элементов представляется нам не просто логич-

ным, но и неизбежным следствием либерального взгляда на роль государства. Поэтому выдвинутая нами мысль об обусловленности курса на сокращение объема информационного продукта статистики и, как следствие, понижение его качества метаморфозами в понимании роли государства кажется нам убедительной.

Резко обозначившийся с 2008 года финансово-экономический кризис, а также нарастающее противостояние России с коллективным Западом серьезно пошатнули устои либеральной экономической теории о роли государства. Сегодня на уровне и массового общественного мнения, и политической риторики, и, что самое важное, реальной государственной политики мейнстрим-ным становится представление о решающей роли государства в социально-экономической сфере на национальном уровне. Последним «аргументом» в пользу такого представления стал резко проявившийся на фоне технологической изоляции России высокий уровень уязвимости ее экономики и, как следствие, необходимость безотлагательной экономической модернизации. Разумеется, такая кардинальная смена парадигмы развития требует другого отношения к статистической информации.

Свидетельством определенных сдвигов в государственном мышлении, на наш взгляд, можно считать принятие Федерального закона «О стратегическом планировании в Российской Федерации» (№ 172-ФЗ от 28.06.2014). И хотя стратегии развития по различным направлениям деятельности разрабатывались в России и до этого, как показано в других работах автора, например, [11, 12, 13], введение в отечественное нормативно-правовое поле указанного закона стало неким компромиссом между противниками и сторонниками активного участия государства в экономической жизни страны, с чем последние связывали большие надежды. Призванный унифицировать все многообразие существовавших в России разномасштабных документов стратегического планирования, данный закон потребовал переработки действовавших на тот момент стратегических документов в отношении машиностроения. В результате, сегодня все ключевые сферы отечественного машиностроения имеют утвержденные стратегии развития [11], содержащие довольно амбициозные с точки зрения нынешнего состояния целевые ориентиры.

Однако, как неоднократно утверждалось автором, сам факт наличия стратегических документов еще не гарантирует успеха, если заложенные в их основу исходные предпосылки плохо согласуются с реальным положением дел, а также если

отсутствуют эффективные механизмы контроля и оценки хода их реализации [12]. В этой связи существенно повышаются требования к качеству статистического продукта как важнейшего информационного базиса подготовки стратегических документов и мониторинга хода их выполнения. Между тем необходимо признать, что пока официальная статистическая информация не отвечает парадигме развития, где государство позиционируется как важнейший смыслоформирующий и координирующий актор.

Подтверждением вышесказанному служит как представленный выше сравнительный анализ содержательного наполнения статистических сборников разных годов выпуска, так и контент-анализ отдельных стратегических документов в отношении развития машиностроения, проведенный в других работах автора [11, 12, 13], который выявил целый ряд труднообъяснимых противоречий и нестыковок. Например, согласно официальным статистическим данным [10], производство автотранспортных грузовых средств в период 20102020 гг. варьировало в диапазоне 130-200 тыс. единиц. Но при этом в Стратегии развития автомобильной промышленности РФ [14] на период 2016-2025 гг. закладывались целевые показатели выпуска грузовых машин с 61 до 125 тыс. (и это по оптимистическому сценарию). На наш взгляд, такого рода расхождения статистических данных с прогнозными целевыми ориентирами можно объяснить тем, что «либо официальные статистические данные неадекватно отражают производственные процессы по грузовым автотранспортным средствам, а разработчики стратегий, зная реальное положений дел в отрасли, используют реальные данные, либо наоборот» [11]. Отметим, что подобные примеры противоречий между ретроспективными статистическими данными и прогнозными индикаторами не являются единичными.

Другим недостатком публикуемой статистической информации, на наш взгляд, является ее ограниченность как инструмента оценки степени достижимости зафиксированных целевых показателей. Так, например, Стратегия развития сельскохозяйственного машиностроения РФ [15] в качестве целевых индикаторов, имеющих количественную оценку по годам прогноза, в числе прочих содержит индексы производства продукции сельскохозяйственного машиностроения. Однако разработка статистических показателей в системе ОКВЭД не дает сегодня пользователям доступа к информации о состоянии машиностроения в разрезе исторически сложившихся классификационных групп (автомобилестроение, станкостроение, сельхозмашиностроение и т. п.), соответствующих

сферам машиностроения, по которым и приняты отдельные стратегии развития. А обобщенные статистические данные по видам деятельности в соответствии с ОКВЭД малопригодны и в качестве инструмента проработки стратегических документов, и для мониторинга достижимости стратегических индикаторов, и для оценки эффективности развития разных сфер машиностроения.

Выводы. Резюмируя все вышеизложенное, следует отметить не просто слабость современной отечественной статистики в решении задач обеспечения достаточной для исследовательских и управленческих нужд полноты аккумулируемых сведений, их качества и актуальности, но и тенденцию к оскудению содержательной насыщенности ее информационного продукта. При этом продолжающееся снижение качества и полноты статистической информации на фоне кардинальной смены властной риторики в сторону необходимости усиления роли государства трудно объяснить инерционностью, присущей таким большим и сложным системам, как статистика. Если бы статистика сегодня действительно воспринималась как фундамент разработки взвешенных, всесторонне обоснованных государственных решений и незаменимый инструмент оценки их достижимости, то государство как главный бенефициар повышения качества статистического продукта не преминуло предъявить к нему новые требования. Пока же именно внутренняя противоречивость позиции государства детерминирует, на наш взгляд, «скромность» результатов развития национальной экономики в целом и машиностроения в частности, и постоянство провалов разнообразных стратегических документов, которые компрометируют, прежде всего, их инициаторов и авторов, подробнее об этом в [12].

Учитывая сегодняшние геополитические и геоэкономические реалии России, а также чрезвычайно высокие темпы роста сложности, связанности, динамики социально-экономических процессов современного мира, запрос на обладание целостной картиной сложившейся ситуации и понимание масштабов грозящих опасностей существенно повышается, что, в свою очередь, диктует необходимость качественной трансформации статистической информации. Именно поэтому превращение статистики из формального инструмента отчетности, маловостребованного в качестве информационного базиса разработки эффективной государственной политики и адекватной оценки ее эффективности, в действенное орудие управления видится нам важным императивом сегодняшнего дня.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Справочная информация: «Перечень государственных программ, национальных и федеральных проектов, приоритетных программ и проектов в Российской Федерации» // КонсультантПлюс. URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_310251 (дата обращения: 24.01.2024).

2. Карманов М. В. Статистика в России: служанка или госпожа? // Статистика и экономика. 2021. № 4. Т. 18. С. 4-8.

3. Карманов М. В. Статистика как зеркало бытия // Статистика и экономика. 2020. № 6. Т. 17. С. 4-9.

4. Цыпин А. П. Качество официальных статистических материалов // Исторические материалы. URL: https://istmat.org/node/26166 (дата обращения: 14.12.2023).

5. Бессонов В. А. О проблемах развития российской статистики // ЭКО. 2012. № 5. С. 35-49.

6. Почему российская статистика врет // Взгляд: деловая газета. URL: https://vz.ru/economy/ 2019/1/14/958923.html (дата обращения: 18.12.2023).

7. Бессонов В. А. Две проблемы российской статистики: взгляд пользователя // Вопросы статистики. 2021. № 28 (4). С. 5-22.

8. Моляренко О. А. Формирование государственной статистики: взгляд снизу // ЭКО. 2019. № 10. С. 8-34.

9. Федеральный закон «Об официальном статистическом учете и системе государственной статистики в Российской Федерации» от 29.11.2007 № 282-ФЗ. URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_ LAW_72844 (дата обращения: 10.11.2023).

10. Российский статистический ежегодник // Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики. URL: https://rosstat.gov.ru/folder/210/document/12994 (дата обращения: 11.01.2024).

11. Асканова О. В. Отечественное машиностроение: стратегические цели и реальные результаты // Современная техника и технологии: проблемы, состояние и перспективы: материалы XII Всероссийской научно-практической конференции 25-26 ноября 2022 г. Рубцовск, 2022. С. 281-293.

12. Асканова О. В. Стратегические намерения государства в отношении развития сельскохозяйственного машиностроения // ЭКО. 2019. № 2 (536). С. 123-134.

13. Асканова О. В. Проблемы в сфере стратегического планирования России // Проблемы и перспективы развития экономики и менеджмента в России и за рубежом: материалы одиннадцатой Международной научно-практической конференции. Рубцовск, 2019. С. 9-15.

14. Стратегия развития автомобильной промышленности Российской Федерации на период до 2025 года, утверждённая Распоряжением Правительства РФ № 831-р от 28.04.2018 г. URL: http://static. government.ru/media/flles/EVXNIplqvhAfF2Ik5t6l6kWrEIH8fc9v.pdf (дата обращения: 04.07.2023).

15. Стратегия развития сельскохозяйственного машиностроения России на период до 2030 года, утверждённая Распоряжением Правительства РФ № 1455-р от 07.07.2017 г. URL: https://www.akkor.ru/sites/ default/flles/strategiya_sh_mashinostroeniya_0.pdf (дата обращения: 15.07.2023).

REFERENCES

1. Reference information: "List of state programs, national and federal projects, priority programs and projects in the Russian Federation" URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_310251 (date of access: 24.01.2024).

2. Karmanov M. V. Statistics in Russia: a Maid or a Mistress? Statistics and Economics. 2021. No 4. Vol. 18. Pp. 4-8.

3. Karmanov M. V. Statistics as a Mirror of Being. Statistics and Economics. 2020. No 6. Vol. 17. Pp. 4-9.

4. Tsypin A. P. Quality of official statistical materials. Historical materials. URL: https://istmat.org/ node/26166 (date of access: 14.12.2023).

5. Bessonov V. A. On the problems of development of Russian statistics. ECO. 2012. No 5. Pp. 35-49.

6. Why do Russian Statistics Lie. View: business newspaper. URL: https://vz.ru/economy/2019/1/14/958923. html (date of access: 18.12.2023).

7. Bessonov V. A. The Two Problems of Russian statistics: User's Perspective. Statistics issues. 2021. No 28(4). Pp. 5-22.

8. Molyarenko O. A. State Statistics Generating: A View from "Below". ECO. 2019. No 10. Pp. 8-34.

9. Federal Law "On official statistical accounting and the system of state statistics in the Russian Federation" dated November 29, 2007 No. 282-FZ. URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_72844 (date of access: 10.11.2023).

10. Russian Statistical Yearbook. Official website of the Federal State Statistics Service. URL: https://rosstat. gov.ru/folder/210/document/12994 (date of access: 11.01.2024).

11. Askanova O. V. Domestic mechanical engineering: Strategic goals and real results. Modern Technology: Problems, status and prospects: materials of the XII All-Russian scientific and practical conference November 2526, 2022. Rubtsovsk, 2022. Pp. 281-293.

12. Askanova O. V. Strategic Intentions of the State Regarding the Development of agricultural engineering. ECO. 2019. No 2 (536). Pp. 123-134.

13. Askanova O. V. Problems in the field of strategic planning in Russia. Problems and prospects for the development of economics and management in Russia and abroad: materials of the eleventh international scientific and practical conference. Rubtsovsk, 2019. Pp. 9-15.

14. Strategy for the development of the automotive industry of the Russian Federation for the period until 2025, approved by Order of the Government of the Russian Federation No. 831-r dated April 28, 2018. URL: http://static.government.ru/media/files/EVXNIplqvhAfF2Ik5t6l6kWrEIH8fc9v.pdf (date of access: 04.07.2023).

15. Strategy for the development of agricultural engineering in Russia for the period until 2030, approved by Order of the Government of the Russian Federation No. 1455-r dated 07.07.2017. URL: https://www.akkor.ru/ sites/default/files/strategiya_sh_mashinostroeniya_0.pdf (date of access: 15.07.2023).

Поступила в редакцию: 05.02.2024.

Принята к печати: 14.03.2024.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.