Научная статья на тему 'Состояние и тенденции развития машиностроения в России'

Состояние и тенденции развития машиностроения в России Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
4507
449
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОМЫШЛЕННОСТЬ / МАШИНОСТРОЕНИЕ / ДИНАМИКА / СТРУКТУРА / СОСТОЯНИЕ / ИМПОРТОЗАМЕЩЕНИЕ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Захарова Т.С.

В статье, на основе статистической информации, рассмотрена динамика и структура показателей, характеризующих машиностроение в России за период 2005-2014 гг. Вскрыты сложившиеся закономерности, оценены перспективы дальнейшего развития в свете политики импортозамещения. В заключении приводятся направления дальнейшего исследования экономики машиностроения в РФ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Состояние и тенденции развития машиностроения в России»

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №3/2016 ISSN 2410-6070

сравнению с другими арендаторов. Спрос на продукцию и услуги фаст-фуда непрерывно изменяется и растёт. С каждым годом фаст-фуд все больше внедряется в быт широких масс населения, позволяет эффективно использовать свободное время. Список использованной литературы

1. ГОСТ Р 50762-2007 Услуги общественного питания. Классификация предприятий общественного питания

2. ГОСТ Р 50647-2010 Услуги общественного питания. Термины и определения.

3. Ершов А.Н., Юрченко А.Ф. - Справочник руководителя предприятия общественного питания. М. 2011.

4.Кучер Л.С., Лифанова Р.Ф. - Организация производства и управление предприятием общественного питания. М. 2012.

© Захарова И.И., Крылова Р.В., 2016

УДК 338.45

Т.С. Захарова

аспирант 2 курс экономический факультет Оренбургский государственный университет г. Оренбург, Российская Федерация

СОСТОЯНИЕ И ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ МАШИНОСТРОЕНИЯ В РОССИИ

Аннотация

В статье, на основе статистической информации, рассмотрена динамика и структура показателей, характеризующих машиностроение в России за период 2005-2014 гг. Вскрыты сложившиеся закономерности, оценены перспективы дальнейшего развития в свете политики импортозамещения. В заключении приводятся направления дальнейшего исследования экономики машиностроения в РФ.

Ключевые слова

промышленность, машиностроение, динамика, структура, состояние, импортозамещение.

Развитие машиностроения в России в период 1990-2014 гг. является показательным и отражает все перипетии, связанные с приватизацией, упадком экономики 1990-х годов, чередой финансовых кризисов и наращиванием объемов производства в последние периоды времени (2010-2014 гг.). Все это привело к утрате конкурентных позиций на мировом рынке и росту импорта по категории «машины, оборудование и транспортные средства». В настоящее время предприятия рассматриваемой отрасли, испытывают значительное давление извне, связанное с экономическими санкциями со стороны Европейского Союза и США. Также обесценение национальной валюты накладывает дополнительные ограничения на развитие рассматриваемого сектора. Сложившиеся условия с одной страны можно расценивать как угрозы существования машиностроения в нашей стране, с другой стороны возникают дополнительные возможности и конкурентные преимущества по сравнению с западными товаропроизводителями.

Все вышесказанное обуславливают актуальность изучения состояния и основных закономерностей развития машиностроения в России. Актуальность выбранной темы исследования также подтверждается большим количеством работ, посвященных состоянию и перспективам развития машиностроения в нашей стране, среди авторов, занимавшихся этой проблематикой можно выделить: Абрамян С.И. [1], Бодрунов С.Д. [2], Воронина В.М. [3], Дубровина Н.А. [4], Коростелева Е. М. [5], Муханова И.В. [6], Соловенко И.С. [7], Тимофеев Д.Н. [8] и др.

Обобщая вышесказанное можно сформулировать цель написания данной научной статьи, которая заключается в проведении анализа состояния и тенденций развития машиностроения в России.

Прежде чем приступить к рассмотрению основных результатов исследования, необходимо отметить, что в связи с переходом в 2005 году с ОКОНХ на ОКВЭД, официальной статистической информации по такой отрасли как «машиностроение и металлообработка» не существует. Эта информация включена в данные по такому виду экономической деятельности как «Обрабатывающие производства» (Раздел D в соответствии с ОКВЭД). Соответственно употребляя термин «машиностроение» в данной статье мы будем подразумевать под этим такие подвиды как: металлургическое производство и производство готовых металлических изделий; производство машин и оборудования; производство электрооборудования, электронного и оптического оборудования; производство транспортных средств и оборудования.

Также стоит объяснить выбор периода анализа, ограниченного интервалом 2005-2014 гг. [9], суть проблемы заключается в невозможности, в большинстве случаев, выделить данные из обобщающих показателей, что связано с переходом органов статистики на новый классификатор.

Обратимся к данным представленным на рисунке 1 и проанализируем динамику численности предприятий машиностроения в России.

90000 80000 70000 60000 50000 40000 30000 20000 10000 0

% 2 i 1 1 i % 2

% *

и 1 1 ш

■ 1 1 ■

2005 2010 2011 2012 2013 2014

□ производство транспортных средств и оборудования

И производство

электрооборудования,

электронного и оптического

оборудования □ производство машин и

оборудования

^ металлургическое производство и производство готовых металлических изделий

Рисунок 1 - Динамика численности предприятий машиностроения и металлообработки РФ в 2005-2014 гг., ед. (Источник: Российский статистический ежегодник. 2015: Стат.сб./Росстат. - М.: 2015. - 728 с.)

Согласно представленной диаграмме, наблюдается рост числа предприятий, так на момент 2014 года в России зафиксировано около 90 тыс. организаций, подпадающих под категорию «машиностроение и металлообработка», рост по сравнению с 2005 годом составил 50%. Что касается предшествующего периода, то в 1990 году наблюдалось 5252 ед., в 1995 году уже 47728 ед., а в 2000-м году 53196 ед., значительный рост связан с количественными изменениями и прежде всего это приватизация и дробление крупных предприятий на более мелкие.

Если обратится к структуре, то можно указать на ее относительную стабильность, при этом наименьшую долю занимают предприятия, занимающиеся производством транспортных средств и оборудования (около 7%). В отношении данной категории необходимо указать на отсутствие отечественных предприятий в «чистом» виде, так как практические все автопроизводители в настоящее время поглощены международными корпорациями, фактически превратившись в сборочные производства.

Далее обратимся к рисунку 2 и проанализируем динамику объема отгруженных товаров и услуг в разрезе подвидов деятельности.

Согласно представленной информации, наблюдается рост показателя (в 3 раза за рассматриваемый период), при этом на интервале 2010-2014 гг. прослеживается замедление роста, что связано с последствиями кризиса 2008 года и значительными изменениями в результате кризиса 2014 года.

ю iy SP

st

SP

ч

11000 10000 9000 8000 7000 6000 5000 4000 3000 2000 1000 0

2005

2010

2011

2012

2013

2014

17,0

16,0 С m m

и

15,0 и

14,0

СИЗ производство транспортных средств и оборудования

Е53 производство электрооборудования, электронного и оптического оборудования ■Ш производство машин и оборудования

ШИИ металлургическое производство и производство готовых металлических изделий -•-объем отгруженных товаров в % к ВВП

Рисунок 2 - Динамика объема отгруженных товаров и услуг машиностроения и металлообработки РФ в 20052014 гг. (Источник: Российский статистический ежегодник. 2015: Стат.сб./Росстат. - М.: 2015. - 728 с.)

Что качается структуры, то несмотря на незначительное количество предприятий категории «производство транспортных средств и оборудования» (рисунок 1), объем отгруженных товаров и оказанных услуг по этой группе значителен и составляет около 30%, этот факт объясняется дороговизной продукции и опережающим спросом.

Как известно, стоимостные показатели искажены инфляционной составляющей, поэтому в большинстве случаев они показывают рост, в этой связи соотнесем рассматриваемый показатель с ВВП РФ. Переход к относительному показателю позволяет сделать вывод о снижении объемов производства рассматриваемой отрасли, так наблюдается спад с 17% до 15%. Это указывает на негативные тенденции в машиностроении и металлообработке.

Для более детального изучения динамики производства, обратимся к рисунку 3, на котором представлен индекс промышленного производства предприятий «машиностроения и металлообработки».

Стоит заметить, что данные за 2001-2014 получены посредством усреднения индексов четыре рассматриваемых подвида экономической деятельности (подразделы DK, DJ, DL, DM в соответствии с ОКВЭД).

Как видим начальный этап развития характеризуется спадом (значения индекса ниже 100%), кризис 1998 года дал толчок для роста, который прослеживался в 2000-х годах. По итогам 2009 года наблюдаем значительное снижение объемов, практически до локального минимума 1994 года, этот «провал» объясняется последствиями мирового финансового кризиса 2008 года. Из сложившейся тенденции можно заключить, что кризисные ситуации оказывают существенно влияние на объемы производства в машиностроении и металлообработке, т.е. кризис конца 2014 года с большой долей вероятности негативным образом отразится на результатах 2015 года.

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №3/2016 ISSN 2410-6070 130

OnONONONONONONONONOOOOOOOOOO^h^^H^H^H

OnONONONONONONONON OOOOOOOOOOOOOOO

Рисунок 3 - Индекс промышленного производства предприятий машиностроения и металлообработки РФ в 1991-2014 гг., % (Источник: Российский статистический ежегодник. 2015: Стат.сб./Росстат. - М.: 2015. -

728 с.)

Подведя итог проведенному исследованию состояния машиностроения и металлообработки в России, можно сделать вывод о дальнейших перспективах развития рассматриваемой отрасти. Так как развитие предприятий рассматриваемого сектора чутко реагирует на кризисные ситуации, можно ожидать в лучшем случае замедления темпов роста производства, в худшем значительного снижения. Но стоит заметить, что сложившаяся макроэкономическая обстановка, создает барьеры (искусственные и естественные) на пути импорта машин, оборудования и транспортных средств, соответственно у отечественных предприятий появляется неплохие шансы занять пустующую нишу.

Актуальность разрабатываемой темы, ставит новые задачи в изучении экономики машиностроения в России и прежде всего это выявление и измерение влияния факторов на результаты деятельности, а также установление лидирующих субъектов РФ. Выделенные задачи будет решатся нами в дельнейшем. Список использованной литературы:

1. Абрамян С.И. Проблемы современного машиностроения России и подходы к их решению / С.И. Абрамян, А.А. Федотов // Управление экономическими системами: электронный научный журнал. - 2015. - № 8 (80). - С. 3.

2. Бодрунов С.Д. Россия: состояние и тенденции развития машиностроения / С.Д. Бодрунов // Научные труды Вольного экономического общества России. - 2012. Т. 158. - С. 99-105.

3. Воронина В.М. Экономические показатели деятельности промышленного предприятия и пути их улучшения: прикладные аспекты / В.М. Воронина, О.В. Федорищева // В сборнике: Формирование рыночного хозяйства: теория и практика сборник научных статей. Оренбург, - 2015. - С. 39-44.

4. Дубровина Н.А. Исследование динамики развития машиностроения России / Н.А. Дубровина // Вестник Университета (Государственный университет управления). - 2011. - № 12. - С. 50-56.

5. Коростелева Е.М. Текущее состояние и перспективы развития машиностроительной отрасли в России / Е. М. Коростелева // Молодой ученый. - 2011. - №8. Т.1. - С. 140-144.

6. Муханова И.В. Модернизация машиностроения России в условиях экономических санкций: проблемы и пути решения / И.В. Муханова // Экономический журнал. - 2015. - № 2. - С. 34-41.

7. Соловенко И.С. Фактор внешнеэкономической деятельности в развитии машиностроения России на современном этапе / И.С. Соловенко, А.Д. Кононыхина // Актуальные проблемы современного машиностроения. Юргинский технологический институт. Томск, - 2014. - С. 423-427.

8. Тимофеев Д.Н. Изучение развития промышленности России в 1930-2011 годах с использованием статистических методов / Д.Н. Тимофеев, А.П. Цыпин // Экономическое возрождение России. - № 1 (39). -2014. - С. 54-59.

9. Цыпин А.П. О статистических методах периодизации исторических временных рядов макроэкономических показателей / А.П. Цыпин // Вестник НГУЭУ. - № 4. - 2014. - С. 88-10.

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №3/2016 ISSN 2410-6070

10.Российский статистический ежегодник. 2015: Стат.сб./Росстат. - М.: 2015. - 728 с. -ISBN 978-5-89476412-2.

© Захарова Т.С., 2016

УДК 338.23

Л.Е.Зернова

Канд.экон.наук, доцент Институт экономики и менеджмента Московский государственный университет дизайна и технологий г. Москва, Российская Федерация Фарзаниан Мохсен аспирант

Институт экономики и менеджмента Московский государственный университет дизайна и технологий г. Москва, Российская Федерация

АНАЛИЗ ОПЫТА ИМПОРТОЗАМЕЩЕНИЯ В ИРАНЕ

Аннотация

В статье рассматривается и анализируется опыт импортозамещения и политика сопротивления в Иране. Их реализация позволила Ирану минимизировать действие экономических санкций, избежать изоляции и найти компромисс с остальным миром для развития экспорта и создания конкурентных преимуществ.

Ключевые слова

Импортозамещение, политика сопротивления, диверсификация.

В современном мире существует множество причин и факторов, создающих проблемы для развития промышленности, корпораций, компаний, предприятий и роста экономики [1, с. 98]. Особенностью Ирана является то, что в стране существуют определенные виды ограничений, которых нет в остальном мире или же они реже встречаются. Рассмотрение опыта импортозамещения и экономики сопротивления Ирана, особенно их эффекта на создание конкурентных преимуществ в экономической среде, позволит нам шире и глубже понять потребности (нужды) современного экономического общества. Конечно, нужно понимать, что с индивидуальным подходом невозможно достичь желаемого результата, а для того, чтобы создать мощную экономику и сильное общество необходимо сочетание широкого и активного участия народа с постоянной оперативной работой. Иран - индустриальная страна с развитой нефтяной промышленностью. Имеются нефтеперерабатывающие, нефтехимические предприятия. В Иране добываются нефть, уголь, газ, медные, железные, марганцевые и свинцово-цинковые руды. Развито и широко представлено машиностроение и металлообработка, пищевая и текстильная промышленность, а также кустарное производство ковров. Важнейшими сельскохозяйственными культурами являются пшеница, ячмень, рис, бобовые, хлопчатник, сахарная свекла, сахарный тростник, табак, чай, орехи, фисташки. Животноводство основано на разведении овец, коз, верблюдов, крупного рогатого скота. Иран занимает второе место в мире по добыче нефти среди стран ОПЕК. Он является одной из богатейших стран из списка стран по доказанным запасам нефти. По данным британской нефтегазовой компании «ВР», в 2014 году Иран владел 157,8 млрд. баррелями, уступая Венесуэле, Саудовской Аравии и Канаде, и являлся крупнейшей экономикой Среднего Востока, уступая в

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.