Научная статья на тему 'ДИНАМИКА ОБЪЕМА ПРОИЗВОДСТВА ОСНОВНЫХ ВИДОВ ПРОДУКЦИИ РОССИЙСКОГО МАШИНОСТРОЕНИЯ КАК ХАРАКТЕРИСТИКА СОСТОЯНИЯ ОТРАСЛИ'

ДИНАМИКА ОБЪЕМА ПРОИЗВОДСТВА ОСНОВНЫХ ВИДОВ ПРОДУКЦИИ РОССИЙСКОГО МАШИНОСТРОЕНИЯ КАК ХАРАКТЕРИСТИКА СОСТОЯНИЯ ОТРАСЛИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
319
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОМЫШЛЕННОСТЬ / ДИНАМИКА / СТРУКТУРА / ОБЪЕМ ПРОИЗВОДСТВА / ОСНОВНЫЕ ВИДЫ ПРОДУКЦИИ / ПРОИЗВОДСТВЕННАЯ МОЩНОСТЬ / ЭКОНОМИКА МАШИНОСТРОЕНИЯ / СОСТОЯНИЕ / РАЗВИТИЕ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Воронина В.М.

Девальвация российского рубля в 2014 году привела к пониманию величины утраты товарной безопасности по многим позициям, особо остро данная проблема стоит по продукции машиностроения. При проведении исследования были использованы как общенаучные методы (дедукция и индукция, анализ и синтез), так и статистические методы (графический, табличный и коэффициентный). В связи с этим, целью статьи является анализ состояния машиностроения за период 1990-2015 гг. В качестве основных результатов можно назвать: был проанализирован уровень загрузки машиностроительного производства в России, выявлены тенденции к снижению показателя за последние 25 лет; были рассмотрены объемы выпуска важнейших видов продукции по основным направлениям машиностроения; сформулированы выводы о глубине провала в отрасли и величине отставания от достигнутых «вершин» в советском периоде развития страны. Полученные результаты будут полезны исследователям в области промышленного производства России и служащим министерств и ведомств для разработки стратегии выхода отрасли из кризиса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DYNAMICS OF THE OUTPUT OF MAIN TYPES OF PRODUCTION IN THE RUSSIAN MECHANICAL ENGINEERING AS CHARACTERISTIC OF THE INDUSTRY CONDITION

Devaluation of the Russian ruble in 2014 has resulted in understanding of size of loss of the commodity safety on many positions; especially, this problem is particularly acute in mechanical engineering production. When carrying out this research, the general scientific methods (the deduction and induction, the analysis and synthesis) and statistical methods (graphic, tabular and coefficient) have been used. In this regard the purpose of this article is the analysis of the mechanical engineering condition during 1990-2015. The main results have been achieved: the level of loading of machine-building production in Russia has been analyzed; the tendencies of the indicator decreasing for the last 25 years were revealed; the outputs of the major types of production in the main directions of the mechanical engineering have been considered; the conclusions about the failure depth in the industry and the size of lag from the reached «tops» in the Soviet period of the country development are formulated. The received results will be useful to researchers in the field of industrial production in Russia and to the ministries and departments to develop the strategy of bringing the industry out of crisis.

Текст научной работы на тему «ДИНАМИКА ОБЪЕМА ПРОИЗВОДСТВА ОСНОВНЫХ ВИДОВ ПРОДУКЦИИ РОССИЙСКОГО МАШИНОСТРОЕНИЯ КАК ХАРАКТЕРИСТИКА СОСТОЯНИЯ ОТРАСЛИ»

УДК 338.45

В.М. Воронина, доктор экономических наук, профессор кафедры экономического управления организацией, ФГБОУ ВО «Оренбургский государственный университет» e-mail: voroninavm@rambler.ru

ДИНАМИКА ОБЪЕМА ПРОИЗВОДСТВА ОСНОВНЫХ ВИДОВ ПРОДУКЦИИ РОССИЙСКОГО МАШИНОСТРОЕНИЯ КАК ХАРАКТЕРИСТИКА СОСТОЯНИЯ ОТРАСЛИ

Девальвация российского рубля в 2014 году привела к пониманию величины утраты товарной безопасности по многим позициям, особо остро данная проблема стоит по продукции машиностроения. При проведении исследования были использованы как общенаучные методы (дедукция и индукция, анализ и синтез), так и статистические методы (графический, табличный и коэффициентный). В связи с этим, целью статьи является анализ состояния машиностроения за период 1990-2015 гг. В качестве основных результатов можно назвать: был проанализирован уровень загрузки машиностроительного производства в России, выявлены тенденции к снижению показателя за последние 25 лет; были рассмотрены объемы выпуска важнейших видов продукции по основным направлениям машиностроения; сформулированы выводы о глубине провала в отрасли и величине отставания от достигнутых «вершин» в советском периоде развития страны. Полученные результаты будут полезны исследователям в области промышленного производства России и служащим министерств и ведомств для разработки стратегии выхода отрасли из кризиса.

Ключевые слова: промышленность, динамика, структура, объем производства, основные виды продукции, производственная мощность, экономика машиностроения, состояние, развитие.

Развитие машиностроения во многом определяет состояние и перспективы развития многих видов экономической деятельности (сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство; добыча полезных ископаемых; обрабатывающие производства; производство и распределение электроэнергии, газа и воды; строительство и др.), а также наполнение рынка отечественными товарами народного потребления. Отсюда следует, что от уровня развития рассматриваемого вида деятельности в конечном итоге зависит темп роста ВВП страны, а значит и благосостояние населения.

Так как машиностроительный комплекс является наукоемким, то от уровня его развития также зависит и востребованность отечественных разработок в области техники и технологий, а значит и наука России.

Актуальность изучения состояния и перспектив развития машиностроения на данном этапе развития экономики страны также обусловлена меняющимися позициями России на мировой «арене» и вызванными этим негативные явления со стороны стран запада, в частности экономические санкции и падение курса национальной валюты. В этот непростой период отечественная промышленность столкнулась с угрозой нехватки машин, оборудования, транспортных средств и комплектующих для них, т.е. всего того, что может предоставить машиностроение.

Все вышесказанное обуславливает актуальность изучения состояния машиностроения в России, поэтому, опираясь на работы таких авторов, как Бо-друнов С.Д. [1], Захарова Т.С. [3], Козлова Е.П. [4], Краснопевцева И.В. [5], Мандзиновская К.О. [6], Муханова И.В. [7], Стеблякова, Л.П. [8], Тимофе-

ев Д.Н. [9], Цыпин А.П. [10] и др., рассмотрим уровень загрузки предприятий машиностроительного комплекса и динамику выпуска (в натуральном выражении) основных видов продукции.

Прежде чем перейти к рассмотрению результатов проведенного в рамках статьи исследования, обратим внимание на употребление термина «машиностроение»: согласно введённому в действие в 2003 году ОКВЭД, использовать данное понятие в настоящее время не совсем корректно, так как рассматриваемая отрасль в официальных статистических сборниках утратила свое прежнее смысловое значение, а ее элементы вошли в Раздел D «Обрабатывающие производства».

Для лучшего понимания перехода от одной системы учета к другой приведем структуру отрасли по ОКОНХ и соответствующие ей в настоящее время разделы ОКВЭД (таблица 1).

В связи с приведенными выше аргументами далее, используя термин «машиностроение», будем подразумевать соответствующие разделы ОКВЭД.

В качестве базы сравнения примем 1990 год, так как с этого момента «стартовал» переход от плановой экономики к рыночной, а также это год характеризуется высокими достижениями практически во всех отраслях экономики, в том числе машиностроении.

Вначале обратимся к информации, содержащейся в таблице 2, и рассмотрим уровень загрузки машиностроительных производств в России.

Представленные в таблице 2 данные указывают на тот факт, что даже в лучшие годы (1990 г.) машиностроительные мощности не были загружены на 100 %, а уже в середине 1990-х годов обнаруживается резкий спад производства.

Таблица 1. Эквивалент понятия «машиностроение и металлообработка» в современном статистическом учете

ОКОНХ (до 2003 года) ОКВЭД (после 2003 года)

14000. Машиностроение и металлообработка в том числе: 14100. Машиностроение 14200. Станкостроительная и инструментальная промышленность 14400. Тракторное и сельскохозяйственное машиностроение 14500. Строительное, дорожное и коммунальное машиностроение 14600. Машиностроение для легкой и пищевой промышленности и бытовых приборов 14800. Промышленность металлических конструкций и изделий 14900. Ремонт машин и оборудования Раздел D. Обрабатывающие производства в том числе: Подраздел DK. Производство машин и оборудования Подраздел DL. Производство электрооборудования, электронного и оптического оборудования Подраздел DM. Производство транспортных средств и оборудования

Примечание: составлено автором на основе классификаторов ОКОНХ и ОКВЭД

Таблица 2. Уровень использования среднегодовой производственной мощности организаций машиностроения в разрезе отдельных видов продукции, %

Виды продукции 1990 г. 1995 г. 2000 г. 2005 г. 2010 г. 2015 г. Отклонения 2015 г. от 1990 г.

В среднем по машиностроению 75 25 25 33 30 24 -51

Котлы паровые водотрубные 75 37 25 35 29 20 -55

Турбины паровые 53 23 14 26 41 20 -33

Турбины газовые 18 32 21 40 54 40 22

Подшипники качения 89 39 55 45 29 31 -59

Краны мостовые электрические (включая специальные) 74 7 3 4 12 20 -54

Тракторы 81 11 19 10 25 11 -71

Металлорежущие станки 81 24 17 13 8 18 -64

Кузнечно-прессовые машины 83 13 13 30 38 21 -62

Экскаваторы 98 36 28 45 28 12 -86

Бульдозеры 88 22 31 61 32 17 -71

Холодильники и морозильники бытовые 98 37 39 78 68 46 -52

Электропылесосы 82 19 20 42 24 0 -82

Электродвигатели универсальные мощностью более 37,5 Вт 81 20 37 41 46 33 -48

Грузовые автомобили 90 16 39 48 31 34 -56

Легковые автомобили 94 68 74 68 57 43 -51

Автобусы 79 58 56 73 29 34 -45

Источник: Промышленное производство в России. 2016: стат.сб. / Росстат. - Москва, 2016. - 347 е.; Российский статистический ежегодник. 2016: стат.сб. / Росстат. - Москва, 2016. - 725 с. Примечание: составлено автором.

Получаем, что в среднем за период загрузка мощностей снизилась на 51 процентный пункт, а по отдельным видам (производство электропылесосов и экскаваторов) на шокирующие 80 и более процентных пунктов. И это без учёта выбытия мощностей, имевшего место в 1990-е годы.

Также стоит указать, что в последние 15 лет (2010-2015 гг.) рост показывает производство автотранспорта, чему в значительной степени способствовало строительство нескольких автомобиле-

строительных заводов мировых концернов: завод Ford Motor Company в г. Всеволожске, Ленинградская область; завод Hyundai в г. Санкт-Петербурге; завод Volkswagen Group Rus в г. Калуга; завод Toyota Motor в г. Санкт-Петербурге; завод Nissan в г. Санкт-Петербурге; завод Renault в г. Москве и др. Но по итогам 2015 года загруженность заводов значительно упала, т.к. сказывается снижение уровня жизни населения страны и как следствие покупательная способность. Также стоит отметить,

что локализация перечисленных производств мала и не достигает в совокупности 40 %, т.е. данные автомобили навряд ли можно назвать российскими, скорее они собраны на территории России.

По остальным производствам, представленным в таблице 2, наблюдается значительный упадок, что косвенно указывает на отсутствие современных технологий и неконкурентоспособность отечественной продукции.

Упадок в отдельных подотраслях машиностроения объясняется сырьевой направленностью экономики, основы которой были заложены еще в 1980-х годах, что является прямым следствием благоприятных мировых цен на углеводороды, соответственно отечественным промышленным предприятием (в том числе добывающим) было выгоднее импортировать высокотехнологичные машины и оборудование из-за границы, а предпринимателям наводнять рынок «дешевой» бытовой и офисной

техникой. Как показала практика, данная политика была недальновидной и в настоящее время привела к утрате товарной безопасности в рассматриваемой области [2].

В качестве основных причин снижения объемов выпуска и нарастания технологического отставания от мировых лидеров отечественные ученые называют следующие: высокая степень изношенности основных фондов; нехватка инвестиционных вливаний; длительность периода окупаемости инвестиционных ресурсов; глубокая специализация машиностроения; снижение качественного состава инженерных и производственных кадров; ориентация на госзаказ (в основном в области вооруженных сил); медленная реакция на запросы (потребности) населения и др.

Для иллюстрации выдвинутой мысли обратимся к рисунку 1, на котором представлены объемы добычи углеводородов в России.

700

600 500 400 300 200

0%0ст\^с^0\^ст>а\^0000000000000000 —•—Добыча угля, млн. т

-■—Добыча нефти, включая газовый конденсат, млн. т —*- Добыча естественного газа, млрд. мЗ

Рисунок 1. Динамика добычи углеводородов в России (Источник: Российский статистический ежегодник. 2016: стат. сб. / Росстат. - Москва, 2016. - 725 с. Примечание: составлено автором)

Согласно данным, представленным на рисунке 1, по всем трем показателям прослеживается одинаковая тенденция, так до 1998 года наблюдается снижение добычи, после указанной даты рост. Вследствие сырьевой направленности современной экономики России в 2000-х годах рост добычи значительно увеличился и на конец 2015 года по добыче угля отставание от 1990 года составляет всего 6 %, по газу 1 %, а по нефти превышение на 0,03 %.

Далее обратимся к данным, представленным на рисунке 2, и проанализируем тенденцию изменения выпуска продукции по разделу «Производство машин и оборудования».

Как показано на рисунке 2, наблюдается значительное снижение на всем протяжении рассматриваемого периода, так по металлорежущим станкам на момент отчетного периода наблюдалось отставание от базисного года на 95 %, по кузнечно-прессо-вым машинам на 88 %, по тракторам на 97 %.

Наблюдаемая картина напрямую связана с пре-

имуществами покупки машин и оборудования за рубежом по отношению к организации и развитию собственного производства. Подобная картина уже имела место в отечественной практике. Так, в 1930-х годах основной парк станков в России был иностранного производства (преимущественно немецкого производства), но, понимая значимость технического вооружения для страны, руководство уже к началу 1940 г. кардинально изменило ситуацию и обеспечило промышленность станками отечественного производства.

Рассмотрение показателей выпуска продукции машиностроения привело нас к заключению, что некоторые показатели сегодня настолько несопоставимы с уровнем 1990 г., что их сложно интерпретировать. В качестве примера обратимся к разделу «Производство электрооборудования, электронного и оптического оборудования», так, согласно представленным на рисунке 3 данным, по категории «фотоаппараты» снижение относительно 1990 года

Рисунок 2. Динамика производства основных видов товаров по разделу «Производство машин и оборудования» в России, млн т (Источник: Российский статистический ежегодник. 2016: стат. сб. / Росстат. - Москва, 2016. - 725 с. Примечание: составлено автором. Логарифмированная шкала)

составило 99 %, фактически, производство данной техники в нашей стране можно считать прекращенным. Подобная картина наблюдается по многим

видам бытовой техники и предметам личного пользования: часы, люстры, торшеры, радиоприемники, пылесосы и т.д.

-Фотоаппараты, тыс. шт. —•- Электрочайники, тыс. шт.

Рисунок 3. Динамика производства основных видов товаров по разделу «Производство электрооборудования, электронного и оптического оборудования» в России, млн т (Источник: Российский статистический ежегодник. 2016: стат. сб. / Росстат. - Москва, 2016. - 725 с. Примечание: составлено автором)

Одной из особенностей России являются ее территориальные масштабы, в этой связи можно прогнозировать большую емкость рынка транспортных средств, значит стабильный спрос на эту продукцию, отсюда вытекает необходимость развития данного направления. Но если обратится к информации, представленной на рисунке 4, то становится ясным, что по грузовым автомобилям идет снижение выпуска на 81 % (в 2015 г. относительно 1990 г.), по автобусам на 30 %, троллейбусам на 97 %.

Что касается выпуска легковых автомобилей, то относительно базисного периода наблюдется рост в 1,5 раза, но стоит отметить, что данные производства с большой долей условности можно назвать истинно российскими (о чем было упомянуто выше). Подавляющее большинство выпущенных в стране автомобилей собрано на иностранных заводах, даже АВТОВАЗ в 2014 году фактически был поглощён концерном Рено-Ниссан и выведен в голландский оффшор (доля в акци-

онерном капитале оставляет порядка 70 %), и в настоящее время выпускает продукцию под марками ВАЗ, Рено, Ниссан. Отсюда следует, что в данном направлении отечественные технические решения и технологии были заменены иностранными, т.е. российское автомобилестроение прекратило существовать, а мощности превратились в сборочные (отверточные) цеха.

На заключительном этапе обратимся к рисунку 5 и проанализируем важность машиностроения в промышленности стран мира.

Согласно представленной информации, в развитых странах мира удельный вес машиностроения значителен и превышает 30 %, в России этот показатель скромнее и составляет на момент 2012 года чуть более 20 % от общего объема промышленного производства. Данная закономерность еще раз подчеркивает снижение позиций такой важной для экономики страны отрасли, как машиностроение, и значительное отставание от мировых лидеров.

Рисунок 4. Динамика производства основных видов товаров по разделу «Производство транспортных средств и оборудования» в России, млн т (Источник: Российский статистический ежегодник. 2016: стат. сб. / Росстат. - Москва, 2016. - 725 с. Примечание: составлено автором)

Германия Япония Венгрия Китай Великобритания США Италия Франция Бразилия Польша Канада Россия Индия Болгария Украина

шттттшшшшшбо

•шшшшшшшшшшшшшшшш 29,6

'шшшшшшшшшш4шшт 26,4

42,8 42,2

•шшшиш

Я 41,4

32,9

ШЖМЖМЖММЖ; 1 28,5

26,1 25,2

23,7

22,5

'шшшшшшшшшм 22,3

19,7

'шшшш:шт 176

жжши 16,8 10 15 20

25 30 35 40 45 Рисунок 5. Вариация удельного веса производства машин и оборудования в общем объеме промышленного выпуска по странам мира (Источник: Промышленное производство в России. 2016: стат. сб. / Росстат. - Москва, 2016. - 347 с. Данные представлены за 2012 год. Примечание: составлено автором)

Подводя итог проведенного исследования, можно сформировать ряд выводов, представленных ниже.

1. Современный объем производства по большинству видов продукции машиностроения не доходит до уровня СССР (1990 г.), что косвенно указывает на потерю технологического потенциала.

2. Имеющиеся в настоящее время машиностроительные мощности загружены незначительно, средний показатель по виду деятельности не доходит до 50 %. Это объясняется тем, что в современной экономике ставки делаются на металлургию и добычу полезных ископаемых, что обусловлено спросом на продукцию данных отраслей на мировом рынке.

3. Рассмотрение динамики натуральных показателей выпуска отдельных видов продукции машиностроения (особенно по предприятиям, обеспечивающим выпуск бытовой техники и предметов личного пользования) показывает значительный спад, а по некоторым категориям машин и оборудования промышленность почти полностью перешла на импорт, тратя

на это десятки миллиардов долларов. Высокая доля импорта значительно усиливала зависимость российских промышленных предприятий от изменений мировых цен и колебания курса национальной валюты.

4. Выдвинутые в 2014 году против России экономические санкции можно расценивать как возможности для модернизации машиностроения и наращивания объемов производства, при всем том, что многое почти утеряно (прежде всего, научные и инженерные кадры), все-таки имеются необходимые ресурсы: сырьевая база, энергетические мощности, транспортная инфраструктура, научные потенциал, огромный рынок сбыта (внутренний рынок и рынок стран, граничащих с Россией), производственные мощности, источники инвестиций, накопленный опыт управления, несмотря на воздействия внешней среды.

Получаем, что упадок в машиностроении затрагивает все подвиды, соответственно для «возрождения» сектора необходимы не точечные меры, а стратегия комплексного развития.

Литература

1. Бодрунов, С.Д. Состояние и тенденции развития машиностроения в России / С.Д. Бодрунов // Экономическое возрождение России. - 2012. - № 3 (33). - С. 16-18.

2. Воронина, В.М. Экономические показатели деятельности промышленного предприятия и пути их улучшения: прикладные аспекты / В.М. Воронина, О.В. Федорищева // В сборнике: Формирование рыночного хозяйства: теория и практика сборник научных статей. - Оренбург, 2015. - С. 39-44.

3. Захарова, Т.С. Состояние и тенденции развития машиностроения в России / Т.С. Захарова // Инновационная наука. - 2016. - № 3-1. - С. 101-105.

4. Козлова, Е.П. Оценка перспективных направлений развития отрасли машиностроения / Е.П. Козлова // Вестник Саратовского государственного социально-экономического университета. - 2014. - № 1 (50). -С. 54-56.

5. Краснопевцева, И.В. Ретроспективный анализ развития отечественного машиностроения / И.В. Краснопевцева // Вестник Поволжского государственного технологического университета. Серия: Экономика и управление. - 2013. - № 2 (18). - С. 44-53.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

6. Mandzinovska, Kh.O. Integrated approach to the analysis and evaluation of financial and economic activity of machine-building enterprises / Kh.O. Mandzinovska // Бизнес информ. - 2015. - № 2. - С. 156-161.

7. Муханова, И.В. Модернизация машиностроения России в условиях экономических санкций: проблемы и пути решения / И.В. Муханова // Экономический журнал. - 2015. - № 2. - С. 34-41.

8. Стеблякова, Л.П. Применение методов многомерного сравнительного анализа к оценке структурных изменений в машиностроении / Л.П. Стеблякова // Труды Университета. - 2004. - № 1. - С. 78-82.

9. Тимофеев, Д.Н. Изучение развития промышленности России в 1930-2011 годах с использованием статистических методов / Д.Н. Тимофеев, А.П. Цыпин // Экономическое возрождение России. - 2014. -№ 1 (39). - С. 54.

10. Цыпин, А.П. Сопоставление темпов роста (снижения) промышленного производства России и США в 1970-2010 годах / А.П. Цыпин, В.А.Овсянников // Интеллект. Инновации. Инвестиции. - 2016. - № 1. -С. 41-45.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.