Научная статья на тему 'СТАТИСТИКА ФИНАНСИРОВАНИЯ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ: ТРЕВОЖНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ'

СТАТИСТИКА ФИНАНСИРОВАНИЯ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ: ТРЕВОЖНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1418
163
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ / ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ИСТОЧНИКИ ФИНАНСИРОВАНИЯ / СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ / ДИНАМИКА / ТЕНДЕНЦИИ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Фоломеев Сергей Николаевич, Подкопаев Олег Александрович

Целью работы является определение существующего уровня финансирования высшего образования в стране за последние годы, исходя из имеющихся прямых и косвенных статистических данных, динамики процесса его финансирования по годам, существующих тенденций в рамках указанной проблемы, их влияния на развитие высшего образования в России. Методом исследования выступает анализ (количественный и качественный) официальной статистики Росстата по финансированию высшего образования в РФ в указанные годы с дополнением и корректировкой ее статистической информацией сборников НИУ ВШЭ. Выбор указанного метода исследования связан с тем, что статистика Росстата по данному вопросу при условии ее достоверности не дает полного представления о финансировании высшего образования в стране. Опираясь на прямые и косвенные статистические данные, авторами представлен анализ финансирования высшего образования в Российской Федерации за 2000-2018 годы, выявлена динамика расходов на его содержание по указанным годам, обозначена тенденция сокращения бюджетного финансирования высшего образования на протяжении последних лет по всем представленным параметрам; констатировано стремление государства переложить бремя финансовых расходов на содержание высшего образования на средства организаций и населения, внебюджетные фонды и иностранные источники, которые в сложившихся условиях не могут рассматриваться в качестве серьезных источников его финансирования; обозначена тенденция сокращения финансирования научных исследований и разработок в государственных, муниципальных и частных организациях высшего образования и неустойчивый, разнонаправленный тренд финансовых трат на прочие виды деятельности, преимущественно из внебюджетных фондов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Фоломеев Сергей Николаевич, Подкопаев Олег Александрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

HIGHER EDUCATION FUNDING STATISTICS IN CONTEMPORARY RUSSIA: ALARMING TRENDS

The purpose of this work is to determine the current level of financing of higher education in the country in recent years, based on the available direct and indirect statistical data, the dynamics of the process of financing it over the years, existing trends within the framework of this problem, and their impact on the development of higher education in Russia. The research method is the analysis (quantitative and qualitative) of the official statistics of Rosstat on the financing of higher education in the Russian Federation in the indicated years, with the addition and correction of its statistical information from the collections of the NRU HSE. The choice of this research method is due to the fact that the statistics of Rosstat on this issue, provided it is reliable, does not give a complete picture of the financing of higher education in the country. Based on direct and indirect statistical data, the author presents an analysis of the financing of higher education in the Russian Federation for 2000-2018, reveals the dynamics of expenditures for its maintenance for the specified years, indicates a tendency to reduce budgetary financing of higher education over the past years for all the parameters presented; the state’s desire was stated to shift the burden of financial expenses for the maintenance of higher education to the funds of organizations and the population, extra-budgetary funds and foreign sources, which in the current conditions cannot be considered as serious sources of its financing; the tendency of reducing funding for research and development in state, municipal and private institutions of higher education and an unstable, multidirectional trend of financial spending on other types of educational activities, mainly from extra-budgetary funds, are indicated.

Текст научной работы на тему «СТАТИСТИКА ФИНАНСИРОВАНИЯ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ: ТРЕВОЖНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ»

УДК 338;378.31 DOI 10.47629/2074-9201_2021_3_115_124

Фоломеев Сергей Николаевич,

кандидат исторических наук, доцент, доцент кафедры Международного права и политологии, Самарский государственный экономический университет, город Самара,

cissime@yandex.ru

Подкопаев Олег Александрович,

кандидат экономических наук, доцент, доцент кафедры Экономики и управления социально-культурной деятельностью, Самарский государственный институт культуры, город Самара,

samin-conf@list.ru

СТАТИСТИКА ФИНАНСИРОВАНИЯ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ: ТРЕВОЖНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ

Аннотация. Целью работы является определение существующего уровня финансирования высшего образования в стране за последние годы, исходя из имеющихся прямых и косвенных статистических данных, динамики процесса его финансирования по годам, существующих тенденций в рамках указанной проблемы, их влияния на развитие высшего образования в России.

Методом исследования выступает анализ (количественный и качественный) официальной статистики Росстата по финансированию высшего образования в РФ в указанные годы с дополнением и корректировкой ее статистической информацией сборников НИУ ВШЭ. Выбор указанного метода исследования связан с тем, что статистика Росстата по данному вопросу при условии ее достоверности не дает полного представления о финансировании высшего образования в стране. Опираясь на прямые и косвенные статистические данные, авторами представлен анализ финансирования высшего образования в Российской Федерации за 2000-2018 годы, выявлена динамика расходов на его содержание по указанным годам, обозначена тенденция сокращения бюджетного финансирования высшего образования на протяжении последних лет по всем представленным параметрам; констатировано стремление государства переложить бремя финансовых расходов на содержание высшего образования на средства организаций и населения, внебюджетные фонды и иностранные источники, которые в сложившихся условиях не могут рассматриваться в качестве серьезных источников его финансирования; обозначена тенденция сокращения финансирования научных исследований и разработок в государственных, муниципальных и частных организациях высшего образования и неустойчивый, разнонаправленный тренд финансовых трат на прочие виды деятельности, преимущественно из внебюджетных фондов.

Ключевые слова: Российская Федерация, высшее образование, источники финансирования, современное состояние, динамика, тенденции и перспективы развития

Sergey N. Folomeev,

ph.D. of Historical Sciences, Docent, Associate professor at the Department of International law and political science,

Samara state university of economics, Samara, cissime@yandex.ru

Oleg A. Podkopaev,

ph.d. of Economic Sciences, docent, associate professor at the department of Economics and management of socio-cultural activities, Samara state Institute of culture, Samara, samin-conf@list.ru

HIGHER EDuCATION FuNDING STATISTICS IN CONTEMPORARY RuSSIA:

ALARMING TRENDS

Abstract. The purpose of this work is to determine the current level of financing of higher education in the country in recent years, based on the available direct and indirect statistical data, the dynamics of the process of financing it over the years, existing trends within the framework of this problem, and their impact on the development of higher education in Russia. The research method is the analysis (quantitative and qualitative) of the official statistics of Rosstat on the financing of higher

education in the Russian Federation in the indicated years, with the addition and correction of its statistical information from the collections of the NRU HSE. The choice of this research method is due to the fact that the statistics of Rosstat on this issue, provided it is reliable, does not give a complete picture of the financing of higher education in the country. Based on direct and indirect statistical data, the author presents an analysis of the financing of higher education in the Russian Federation for 2000-2018, reveals the dynamics of expenditures for its maintenance for the specified years, indicates a tendency to reduce budgetary financing of higher education over the past years for all the parameters presented; the state's desire was stated to shift the burden of financial expenses for the maintenance of higher education to the funds of organizations and the population, extra-budgetary funds and foreign sources, which in the current conditions cannot be considered as serious sources of its financing; the tendency of reducing funding for research and development in state, municipal and private institutions of higher education and an unstable, multidirectional trend of financial spending on other types of educational activities, mainly from extra-budgetary funds, are indicated.

Keywords: Russian Federation, higher education, sources of funding, current state, dynamics, trends and development prospects

Финансирование высшего образования в России является важным показателем его нынешнего состояния и говорит о перспективах его дальнейшего развития. От уровня его финансирования и качества выпускаемых специалистов во многом зависит появление новых технологий во всех отраслях экономики, конкурентоспособность выпускаемых товаров и услуг, востребованность специалистов на рынке труда, обороноспособность страны, качество жизни граждан и др.

Его уровень в определенной степени можно представить только исходя из косвенных данных официальной статистики, имеющих отношение к рассматриваемой проблеме. В официальных статистических данных Росстата представлена только динамика численности студентов по годам и формам обучения, оснащенность учебного процесса компьютерами, используемых в учебных целях (имеющих и не имеющих доступ к интернету), количественный и качественный состав профессорско-преподавательского персонала, но отсутствует раздел «Финансирование высшего образования». В силу явной недостаточности официальной статистики по данному вопросу, рассматривать проблему финансирования высшего образования в стране в указанные годы без привлечения статистической информации сборников НИУ ВШЭ не представляется возможным.

Различные аспекты современного состояния высшего образования в России только за последнее время нашли отражение в ряде публикаций и диссертациях [1] исследователей, которые рассматривали особенности финансирования различных моделей развития высших учебных заведений [2], проблемы финансирования высшего образования в современных условиях на материалах российской государственной статистики и международного опыта [3], проблемы бюджетного финансирования вузов и оценку результативности их деятельности [4], сравнительный анализ финансирования высшего образо-

вания в России и развитых странах [5], политэкономи-ческий анализ динамики развития системы высшего образования в России [6], сравнительный анализ финансирования образования в Российской Федерации и ряде других государств по широкому спектру параметров [7] и так далее.

Тема изучения финансирования высшего образования в стране при всей её актуальности и многообразии исследуемых авторами проблем в последнее время как бы отошла на второй план. Проблемы высшего образования в России не обсуждались на «прямой линии» с Президентом В.В. Путиным 20 июня 2019 года. Еще одной вероятной причиной «вторич-ности» данной проблемы является то, что официальные данные Росстата слабо отражают эту проблему. Российские статистические ежегодники не содержат раздела «Финансирование образования», включая и высшее. И это тенденция не одного года. Несколько восполняют дефицит статистической информации по этой проблеме статистические сборники НИУ ВШЭ. Кроме того, в обществе бытует устойчивое мнение, что в постперестроечное время и в XXI веке финансирование образования в стране осуществляется по остаточному принципу. Все это заставляет пристальнее вглядеться в проблему.

Возьмем некоторые ключевые показатели из статистического ежегодника Росстата за 2018 год, косвенно отражающие финансирование высшего образования в России и показывающие размеры финансирования по годам.

Эти статистические данные наглядно показывают динамику роста числа образовательных организаций с 2000/2001 г. (965) до 2012/2013 г. (969) при max в 2010/2011 гг. (1115) при тенденции сокращения их уже с 2011/2012 г. при min в 2017/2018 гг. (766). Таким образом, в 2013/2014 гг. мы по числу образовательных учреждений вернулись к уровню 2000/2001 гг. и далее началось их быстрое сокращение. Глава Рособ-рнадзора Сергей Кравцов заявил, что в России в 2018

Таблица 1.

Образовательные организации высшего образования и научные организации, осуществляющие образовательную деятельность по программам бакалавриата, специалитета, магистратуры [8]

Годы Число организаций Численность студентов - всего, тыс.человек в том числе по формам обучения На 10 000 человек приходилось студентов

очная очно-заочная заочная

2000/2001 965 4741.4 2625,2 302,2 1761,8 324

2010/2011 1115 7049,8 3073,7 304,7 3557,2 493

2011/2012 1080 6490,0 2847,7 263,4 3287,7 454

2012/2013 1046 6075,4 2724,3 229,7 3051,4 424

2013/2014 969 5646,7 2618,8 189,2 2838,6 393

2014/2015 950 5209,0 2575,0 158,5 2475,5 356

2015/2016 896 4766,5 2379,6 149,1 2237,8 325

2016/2017 818 4399,5 2403,0 124,2 1872,3 300

2017/2018 766 4245,9 2380,5 135,0 1730,4 289

году закрыто 50 вузов, которые не соответствовали качеству предоставляемых услуг [9]. Данная тенденция по сокращению вузов обозначилась достаточно давно, но значит ли она, что возросло качество высшего образования в России?

Тоже самое происходит и с численностью студентов за указанные годы. Число студентов в 2000/2001 гг. достигает 4741,4 тыс. чел. (max - 7049,8 тыс. в 2010/2011 г.) и затем оно поступательно сокращается до уровня 2000/2001 гг. в 2015/2016 г. (4766,5 тыс.) и продолжает падать до 4245,9 тыс. в 2017/2018 гг.

Наиболее качественная из всех форм обучения - очная, демонстрирует нам ту же динамику: уровня 2000/2001 гг. - 2625,2 тыс. (max в 2010-2011 гг. - 3073,7 тыс.) мы вновь достигаем в 2013/2014 гг. - 2618,8 тыс. и обнаруживаем дальнейшее падение численности студентов до 2380,5 тыс. в 2017/2018 гг. Число студентов по очно-заочной форме обучения сократилось за эти годы в 2,2 раза с 302,2 тыс. до 135 ,0 тыс. чел. Не устояла и заочная форма обучения. По словам ректора НИУ ВШЭ Ярослава Кузьминова, более 50% студентов обучаются в России заочно, при том, что такое обучение финансируется государством в 10 раз меньше, чем очное [10]. По словам руководителя Рособрнад-

зора Сергея Кравцова 94% выпускников вузов не в состоянии работать по специальности «вследствие отсутствия необходимых знаний» [11].

Сокращение численности студентов на 10000 населения указывает на неблагополучную тенденцию в сфере высшего образования: в 2000-2001 гг. мы имели 324 студента на 10000 населения (max - 2010-2011 гг. - 493 чел.) и далее начинается существенное сокращение студентов до 289 в 2017-2018 гг.

На сокращение финансирования высшего образования за последние годы косвенно указывает и сокращение количества компьютеров, используемых в учебных целях.

Из Таблицы 2 мы видим количественное сокращение электронных средств обучения, используемых в учебных целях начиная с 2015 по 2017 год. Возникает вопрос и качественного использования указанных компьютеров. Как правило, ими оснащены библиотеки, компьютерные классы, что позволяет студентам использовать их для подготовки к занятиям и выполнения докладов, рефератов, курсовых работ и др. во внеучебное время. Но компьютеров, как правило, нет в учебных аудиториях, что делает невозможным их применение непосредственно в учебном процессе в

Таблица 2.

Электронные средства обучения в образовательных организациях высшего образования и научных организациях, осуществляющих образовательную деятельность по программам бакалавриата,

специалитета, магистратуры [12]

2010 2015 2016 2017

Число персональных компьютеров, используемых в учебных целях, тыс. шт. 643,3 712,4 696,0 684,3

из них:

в составе локальных вычислительных сетей 548,0 631,1 626,9 613,7

имевшие доступ к сети Интернет 504,2 639,3 628,9 617,0

Число персональных компьютеров, используемых в учебных целях, на 1000 студентов, шт. 177 273 269 266

Число персональных компьютеров, используемых в учебных целях, имевших доступ к сети

Интернет, на 1000 студентов, шт. 138 245 243 240

ходе лекций, семинарских занятий, что негативно отражается на цифровой трансформации экономики и учебного процесса.

О неблагополучии в сфере финансирования высшего образования свидетельствует и сокращение численности профессорско-преподавательского персонала учебных заведений за последние годы, что, безусловно, сказывается на его качестве.

Из Таблицы 3 видно, что численность профессорско-преподавательского персонала начала снижаться с 2010/2011 гг. и в 2017/2018 гг. сравнялась или опустилась ниже показателей 2000/2001 гг. В худшую сторону изменился и качественный состав преподавательских кадров, что не могло не сказаться на престиже и качестве высшего образования в стране.

Указанная тенденция проявилась и в снижении численности студентов, принятых на существующие формы обучения высшего образования.

В Таблице 4 также показана, хотя и неуверенная, но достаточно отчетливо выраженная динамика снижения приема студентов по всем формам обучения за указанные годы, которая коррелируется с данными Таблицы 1.

Представленные косвенные данные указывают на явный недостаток финансирования высшего образования (видна очевидная отрицательная динамика), хотя это и не нашло прямого отражения в денежном исчислении.

Несколько восполняют дефицит информации по проблеме финансирования высшего образования

Таблица 3.

Численность профессорско-преподавательского персонала в образовательных организациях высшего образования и научных организациях, осуществляющих образовательную деятельность по программам бакалавриата, специалитета, магистратуры [13] (тыс. чел.)

2000/2001 2010/2011 2015/2016 2016/2017 2017/2018

Численность профессорско-преподавательского

персонала - всего 279,6 356,8 279,8 261,0 245,1

в том числе имеют:

ученую степень

доктора наук 29,7 44,0 42,4 40,3 38,4

кандидата наук 131,1 185,5 160,0 149,8 141,7

ученое звание

профессора 28,8 35,8 30,7 28,5 26,2

доцента 94,2 115,7 100,3 94,6 90,9

Таблица 4.

Прием на обучение в образовательные организации высшего образования и научные организации по программам бакалавриата, специалитета, магистратуры по формам обучения (тыс. чел.) [14]

Принято студентов -всего В том числе по формам обучения

очная очно-заочная заочная

Всего

2000 1292,5 687,5 81,9 503,4

2010 1399,5 659,6 52,4 672,1

2011 1207,4 628,0 40,4 532,7

2012 1298,2 673,4 40,8 578,4

2013 1246,5 664,5 34,6 547,4

2014 1191,7 653,7 32,4 505,6

2015 1221,8 676,2 36,3 509,3

2016 1157,8 674,3 34,4 449,1

2017 1142,0 669,5 45,4 427,2

Государственная и муниципальная организация - всего

2000 1140,3 621,9 69,1 429,8

2010 1195,4 628,1 41,1 515,6

2011 1057,7 604,2 32,9 418,0

2012 1111,6 642,5 33,1 433,2

2013 1066,8 631,2 28,9 406,7

2014 1020,8 620,1 26,9 373,8

2015 1049,6 647,0 30,7 371,8

2016 1038,2 650,1 31,4 356,7

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2017 1034,3 645,8 33,8 354,6

в стране статистические сборники НИУ ВШЭ, в которых в отличие от данных Росстата есть раздел «Финансирование образования».

Представленные показатели из данной комбинированной таблицы указывают на снижение финансирования высшего образования начиная с 2015 года.

Из представленной Таблицы 6 видно, что уменьшение финансирования высшего образования начинается с 2014 года., в том числе, по разделу «все-

го» средств федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ, местных бюджетов и средств населения происходит незначительно (в пределах 2-10% от предыдущего года) и немного увеличиваются расходы средств организаций (на 2%), в то время как внебюджетные фонды выросли в 2,96 раза, а иностранные источники - в 1,69 раза с 2013 года.

По разделу «государственные и муниципальные организации»: если расходы федерального бюд-

Таблица 5.

Государственные расходы на высшее образование в РФ в 2000-2016 годы [15, с. 82-84]

2000 2005 2010 2011 2012 2013 2014 2015 2016

Высшее и послевузовское образование (млрд руб.). 24,4 125,9 377,8 416,8 464,0 512,5 519,7 517,1 505,3

В % к ВВП - 0,6 0,8 - - - 0,7 0,6 0,6

В расчете на одного обучающегося: 12,1 58,3 193,0 223,3 257,1 295,8 311,1 330,8 322,1

в текущих ценах (тыс. руб.) 76,7 168,1 309,1 308,6 325,6 355,4 347,8 342,3 322,1

в постоянных ценах 2016 г.

Всего Государственные и муниципальные организации Частные организации

2013 2014 2015 2016 2016 2016

Миллионы рублей

Объем средств-всего 739134,2 781671,7 768246,8 750142,8 707912,8 42229,9

Бюджетные средства 426461,7 460806,1 438103,9 417840,2 416541,7 1298,4

В том числе бюджетов:

федерального 408972,7 438200,2 416297,2 397261,6 396130,7 1130,9

субъектов РФ 16939,5 20477,0 20467,3 20021,7 19870,2 151,5

местных 579,4 2128,9 1339,3 556,8 540,8 16,0

Средства организаций 100176,0 91533,9 93971,4 96408,2 88533,8 7874,4

Средства населения 201274,5 210915,1 212899,6 210589,4 178812,9 31776,5

Внебюджетные фонды 4937,6 9981,6 12330,8 14633,0 13812,4 820,5

Иностранные источники 6284,4 8435,0 10941,2 10672,0 10212,0 460,1

Проценты

Объем средств - всего 100 100 100 100 100 100

Бюджетные средства 57,7 59,0 57,0 55,7 58,8 3,1

В том числе бюджетов:

федерального 55,3 56,1 54,2 53,0 56,0 2,7

субъектов РФ 2,3 2,6 2,7 2,7 2,8 0,4

местных 0,1 0,3 0,2 0,1 0,1 0,0

Средства организаций 13,6 11,7 12,2 12,9 12,5 18,6

Средства населения 27,2 27,0 27,7 28,1 25,3 75,2

Внебюджетные фонды 0,7 1,3 1,6 2,0 2,0 1,9

Иностранные источники 0,9 1,1 1,4 1,4 1,4 1,1

Таблица 6.

Объем средств образовательных организаций высшего образования по источникам

финансирования [15, с. 98]

жета, бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов демонстрируют незначительную отрицательную динамику (от 2 до 10%), несколько возросли расходы средств организаций и групп населения (5-12%), а внебюджетные фонды и иностранные источники увеличились соответственно в 3,07 и 1,8 раза.

По разделу «частные организации» сокращение значительное: объем средств «всего» с 2014 г. сократился на 25%, бюджетных средств - на 18%, федерального бюджета - на 2%, бюджетов субъектов РФ сократился с 2013 г. на 86%, местных бюджетов с 2014 г. - в 12,23 раза, средства организаций, испытывая противоречивую динамику, увеличились на 1%, средства населения с 2014 г. сократились на 34 %, внебюджетные фонды с 2013 по 2015 гг. уменьшились на 9,2% и возросли к 2016 г. в 2,03 раза, иностранные источники с 2013 по 2014 г. сократились на 1% и возросли к 2015 г. в 1,89 раза и вновь сократились к 2016 г. в 2,53 раза. Соответствующая динамика по разделам и группам показана и в процентном отношении.

Таким образом, можно говорить о сокращении бюджетного финансирования высшего образования в указанные годы со стороны всех представленных бюджетов (федерального, субъектов, местных), постепенного перекладывания финансовой нагрузки со стороны федеральных и местных властей на сред-

ства организаций и, в особенности, населения (при сокращении финансирования населением частных организаций в силу их реорганизации и последующего закрытия), необходимости резкого увеличения финансирования высшего образования со стороны внебюджетных фондов и иностранных источников для государственных и муниципальных организаций и противоречивой динамике по данным группам для частных организаций.

Таблица 7 отражает снижение финансирования высшего образования и по видам деятельности. Так, в разделе «образовательная деятельность» за 20152016 гг. (как и предшествующие годы) объем средств «всего» сократился на 2,8 %, бюджетные средства - на 4,5 %, средства организаций - на 10 %, иностранные источники - на 9%. Практически те же тенденции раздела «образовательная деятельность» представлены в группе «государственные и муниципальные организации». Объем средств всего сократился на 1,6%, бюджетных средств - на 4,5%, средств организаций - на 12,4% и наоборот, возросло финансирование образовательной деятельности из средств населения на 4,8%, из иностранных источников - на 20,6 % при сокращении расходов внебюджетных фондов - на 27%.

Несколько иначе выглядит раздел «образовательной деятельности» в группе «частные организа-

Таблица 7.

Млн рублей

Образовательная Научные исследования Прочие виды

деятельность и разработки деятельности

2015 2016 2016 2016 2016

Всего

Объем средств - всего 768246, 8 750142,8 523826,1 91694,9 134621,8

Бюджетные средства 438103, 9 417840,2 311959,8 38524,9 67355,5

Средства организаций 93971,4 96408.2 18842,1 47901,4 29664,6

Средства населения 212899,6 2105879,4 182788,5 2461,1 25339,8

Внебюджетные фонды 12330, 8 14633,0 1722,8 1623,6 11286,6

Иностранные источники 10941,2 10672,0 8512,9 1183,8 975,3

Государственные и муниципальные организации

Объем средств - всего 718172, 8 707912,8 488243,9 88887,0 130781,9

Бюджетные средства 436626, 8 416541,7 310983,5 38301,0 67257,2

Средства организаций 86653,3 88533,8 15678,3 45841,5 27013,9

Средства населения 173191,5 178812,9 152482,4 2025,1 24305,4

Внебюджетные фонды 11928,1 13812,4 1006,9 1545,9 11259,7

Иностранные источники 9773,2 10212,0 8092,8 1173,6 945,6

Частные организации

Объем средств - всего 50074,0 42229,9 35582,2 2807,8 3839,9

Бюджетные средства 1477,1 1298,4 976,3 223,9 98,2

Средства организаций 7318, 1 7874,4 3163,8 2059,9 2650,7

Средства населения 39708,1 31776,5 30306,1 436,1 1034,4

Внебюджетные фонды 402,7 820,6 715,9 77,7 26,9

Иностранные источники 1168,0 460,1 420,1 10,3 29,7

Объем средств образовательных организаций высшего образования по источникам финансирования

и видам деятельности [16, с. 99]

ции» за 2015-2016 гг. Объем средств всего сократился за это время на 19,8 %, бюджетных средств - на 1,1%, средств населения - на 22,6%, иностранные источники сократились в 2,6 раза, но возросли средства организаций - на 2%, внебюджетные фонды - в 2,61 раза. Эти разнонаправленные тенденции можно объяснить снижением покупательной способности населения, серьезным осложнением отношений с зарубежными инвесторами и восполнением необходимого финансирования через внебюджетные фонды.

Наиболее рельефно негативные тенденции недофинансирования высшего образования по всем позициям проявились в разделе «научные исследования и разработки». Объем средств всего упал на 4%, бюджетных средств - на 8%, средств организаций - на 1,1%, средств населения - на 4,4%, средств внебюджетных фондов - на 14%, иностранных источников - на 40,6%. Устойчивые минусовые показатели характерны для государственных и муниципальных организаций по разделу «научные исследования и разработки». Объем средств всего сократился на 4,6%, бюджетных средств - на 7,9%, средства организаций почти не сократились (0,9%), средства населения сократились на 1,6%, внебюджетных фондов - на 12,9%, иностранных источников - на 36,9%.

Еще более удручающе выглядит картина финансирования научных исследований и разработок в разделе «частные организации»: объем средств всего сократился на 12,1%, бюджетных средств - на 33,6%, средств организаций - на 5,5%, средств населения - на 17,2%, внебюджетных фондов - на 36,1%, а иностранных источников - в 5,61 раза. Здесь также видна устойчивая тенденция недофинансирования высшего образования по всем критериям, которая может быть объяснена тем, что государство стремится перенести свои социальные обязательства по его финансированию на другие источники поступления средств, а те, в свою очередь, не готовы вкладывать деньги в научные разработки, как долго окупаемые и высокорисковые инвестиции.

Разнонаправленные тенденции финансирования высшего образования проявились в разделе «прочие виды деятельности»: объем средств всего возрос на 1%, средств организаций - на 19,7%, внебюджетных фондов - на 26,4 %, в то время как бюджетные средства сократились на 4,3%, средства населения - на 9,6%, иностранные источники - на 51,3%.

Группа «государственные и муниципальные организации» в разделе «прочие виды деятельности» выглядит следующим образом: объем средств всего сократился на 1,4%, бюджетные средства - 4,2%, средства населения - на 5,9%, иностранные источники - на 54,2%, в то время как средства организации возросли на 18,8%. В группе «частные организации» раздела «прочие виды деятельности» объем средств

всего сократился на 11,6%, бюджетные средства - на 93,3%, средства населения - на 94,8%, а средства организаций увеличились на 29,7%, внебюджетные фонды - на 17,4%, иностранные источники - на 69,7%.

Начиная с 2017 года размер государственного финансирования высшего образования незначительно возрос (2016 г. - 505,3 млрд руб., 2017 г. - 511,0 млрд руб., 2018 г. - 554,2 млрд руб.) [17]. Статистические данные об ассигнованиях на гражданскую науку из средств федерального бюджета в постоянных ценах 2000 года указывают, что на эти цели в 2013 году было выделено 80580,1 млн рублей, а в 2017 г. только 56636,2 млн руб. [18, с. 85]. Эта тенденция отражена и в ассигнованиях на гражданскую науку из средств федерального бюджета в процентах к валовому внутреннему продукту: 2013 г. - 0,58 %, 2017 г. - 0,41% [18, с. 86]. Увеличение общего количества средств на финансирование высшего образования в 2017-2018 гг. корректируется уровнем инфляции в стране и возможным увеличением расходов на науку, идущих на военные цели. Данный подход определен и на будущее. Так Федеральный закон от 02.12.2019 № 380-ФЗ «О федеральном бюджете на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов» предусматривает снижение финансирования образования в целом на 9,564 млрд руб. [19]. Ранее принятая Стратегия инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года предусматривала иные подходы к финансированию образования в целом [22]. К 2020 году они должны были составить 6,5-7% ВВП. На деле же они сократились до 3,5% ВВП. С 2013 по 2019 г. федеральные расходы на высшее образование упали с 661 до 458 млрд руб. Об этом уже в начале 2019 года писали не только профессионалы-экономисты, но и журналисты [21]. В соответствии со «Стратегией 2020» планировалось увеличение финансирования высшего образования через государственные фонды, опережающий рост частных инвестиций по сравнению с темпами роста государственного финансирования, увеличение доли финансирования из негосударственных источников (частного сектора), развитие государственно-частного партнерства, финансирование регионами и так далее при сокращении в целом государственного софи-нансирования [22, с. 4,26,27,31,35,80,106]. На это указывают и целевые индикаторы реализации Стратегии инновационного развития Российской Федерации до 2020 года. Так, планировалось сократить внутренние затраты на исследования и разработки из бюджетных средств с 69% в 2010 г. до 43% в 2020 г., и увеличить приток внебюджетных средств с 31% в 2010 г. до 51% в 2020 г. [22, с. 13].

Однако в значительной мере реализовать это не удалось. В том числе и из-за недостатка финансирования не удалось решить задачи должной финансовой поддержки национальных исследовательских

университетов, формирования национальных исследовательских центров, технопарков, наукоградов, бизнес-инкубаторов и др., не удалось преодолеть проблему старения научных кадров, проблему привлечения в науку молодых специалистов, увеличить долю публикаций российских исследователей в общем количестве публикаций в мировых научных журналах, увеличить количество цитирований из расчета на одну публикацию российских исследователей в научных журналах, индексируемых в базах Scopus и Web of Science, увеличить количество российских вузов, входящих в число 200 ведущих мировых университетов согласно мировому рейтингу университетов, достичь планируемых показателей по компьютеризации учебных аудиторий в вузах, увеличения их материальной базы и др.

В ходе подготовки статьи вышел сначала краткий, а затем полный статистический сборник «Индикаторы образования: 2020: статистический сборник» НИУ ВШЭ, в котором появились данные за 2017 г., а по некоторым разделам и за 2018 г., которые не изменили предшествующей динамики финансирования высшего образования в стране. Так расходы на высшее образование составили в 2017 г. 511,0 млрд руб., а в 2018 г. - 554,2 млрд руб. [23, с. 104]. Казалось бы, расходы возросли. Однако государственные расходы в процентах к валовому внутреннему продукту по разделу высшего образования сократились - 2017 г. 0,6%, а 2018 г. - 0,5% [23, с. 105]. Государственные расходы в расчете на одного обучающегося в текущих ценах в 2017 г. составили 318,5 тыс. руб., а в 2018 г. - 346,9 тыс. руб. В постоянных же ценах 2017 г. мы видим сокращение с 318,5 тыс. руб. до 314,5 тыс. руб. в 2018 году. [23, с. 106]. Указанный рост говорит лишь об инфляции за год. В то же время вырос объем платных услуг населению в системе образования. В 2016 году было оказано платных услуг на 567312 млн руб., а в 2017 году - на 613294 млн руб. В процентах к предшествующему году - 2016 г. 98,0%, 2017 г. - 102,3% [23, с. 107]. Представленные цифры наглядно говорят, что доступность для россиян высшего образования существенно снизилась и за указанные годы. Как видим предшествующая динамика сокращения государственных расходов на финансирование высшего образования и в последние годы не претерпела изменений.

Подводя итоги анализа Таблиц 6 и 7 и всего вышесказанного, можно констатировать явно просматривающуюся тенденцию сокращения бюджетного финансирования высшего образования на протяжении ряда последних лет по всем представленным параметрам, стремление государства переложить бремя финансовых расходов на средства организаций и населения. Организации при всем желании не в состоянии оказались восполнить возникший дефицит финансирования высшего образования из-за сокра-

щения бюджетного финансирования всех уровней. Еще меньшими возможностями посильного поддержания финансирования высшего образования обладают средства населения, доходы которого в основной своей массе сокращаются на протяжении 5-6ти последних лет (по некоторым данным и ранее) и не могут рассматриваться в качестве серьезного источника его финансирования, хотя не вполне удачные попытки восполнения дефицита образовательных организаций высшего образования с его стороны были сделаны.

Образовательные организации, оказавшись в условиях последовательного урезания бюджетного финансирования всех уровней, предприняли попытки восполнить дефицит необходимых финансовых средств за счет пополнения разными способами внебюджетных фондов, причем при значительном увеличении общих расходов, затраты на образовательную деятельность и научные исследования и разработки в государственных и муниципальных организациях сократились, в то время как существенно выросло финансирование по разделу прочих видов деятельности, которые не способны оказать существенное влияние на качество высшего образования. Внебюджетные фонды в частных организациях при их значительном росте за последние годы, не имея возможности конкурировать с государственными и муниципальными организациями, предпочли осуществлять достаточное финансирование только образовательной деятельности как самой необходимой, сокращая траты на научные исследования и разработки и прочие виды деятельности. Иностранные источники оказались подвержены еще большей динамике снижения, чем все остальные, в силу непростых политических отношений с США, ЕС и их союзниками. Незначительное возрастание общего финансирования по этой группе источников характерно для государственных и муниципальных организаций, направленных на образовательную деятельность, при существенном сокращении финансирования научных исследований и разработок и прочих видов деятельности как высокорисковых в сложившихся условиях. Финансирование частных организаций из иностранных источников сократилось в разы за исключением прочих видов деятельности. Все эти, казалось бы, разнонаправленные тенденции не заслоняют главного: последовательного сокращения финансирования высшего образования из бюджетов всех уровней, стремление при профицитном бюджете переложить финансовую нагрузку на другие источники финансирования, выделяя в качестве приоритетных областей финансирования расходы на оборону, силовые структуры, крупные госкорпорации, ослабляя социальную сферу, снижая перспективы инновационного развития.

Список литературы

1. Калашникова О.В. Финансирование высшего образования в условиях перехода к инновационной экономике: автореф. дис. на соискание степени кандидата экономических наук. Иваново, 2011. 26 с.

2. Груздев Г.В., Платонова Ю.А. Проблемы финансирования высшего образования в контексте задач инновационного развития вузов // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. 2012. № 2 (2). С.75-80.

3. Арутюнов Ю.А. Некоторые проблемы финансирования высшего образования в России // Вестник Российского экономического университета им. Г.В.Плеханова. 2014. № 4 (70). С. 3-12.

4. Ковальский В.В., Сидоренкова К.А. (2017). Проблемы бюджетного финансирования высших учебных заведений: анализ и совершенствование // Вестник Волгоградского государственного университета. Серия 3: Экономика, экология. 2017. Т. 19. № 2 (39). С. 139-147.

5. Овчинникова О.П., Овчинникова Н.Э. Финансирование высшего образования в развитых странах и России: анализ современных тенденций // Финансы и кредит. Т.23. Вып. 38. 2017. С.2305-2316.

6. Чекмарев В.В., Носков В.А. Политэкономические оценки динамики развития системы образования России // Вестник Самарского государственного экономического университета. 2018. № 6 (164). С.14-22.

7. Разумовская Е.А., Ярин В.Ю. Финансирование образования как фактор стимулирования эффективности и качества трудовых ресурсов в России // Вестник Самарского государственного экономического университета. 2019. № 2(172). С. 52-61.

8. Российский статистический ежегодник. 2018: Стат. сб. / Росстат. М., 2018. С. 194. Табл. 7.28. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.gks.ru/bgd/regl/b17_11/Main.htm (дата обращения - 15.07.2020).

9. Образование в России: противоречивые итоги 2018 года. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https:zen. yandex.ru/media/fofstudents/obrazovanie-v-rossii-protivorechivye-itogi-2018-goda-5c1d497b511c7200ab98cd2e (дата обращения.- 28.05.2020).

10. Главный тренд российского образования - цифровизация. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http:// www.ug.ru/article/1029 (дата обращения. - 15.06.2020).

11. Изменения в системе образования в 2018 году. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://obrmoc.ru/ go_school/Articles/go_school_2018_new.html (дата обращения. - 16.06.2020)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

12. Российский статистический ежегодник. 2018: Стат. сб. / Росстат. М., 2018. С. 194. Табл. 7.29. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.gks.ru/bgd/regl/b17_11/Main.htm (дата обращения - 15.07.2020).

13. Российский статистический ежегодник. 2018: Стат. сб./ Росстат. М., 2018. С.195. Табл. 7.30. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.gks.ru/bgd/regl/b17_11/ Main.htm (дата обращения - 15.07.2020).

14. Российский статистический ежегодник. 2018: Стат. сб./ Росстат. М., 2018. С. 195. Корректированная Табл. 7.31 [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.gks.ru/bgd/regl/b17_11/ Main.htm (дата обращения - 15.07.2020).

15. Индикаторы образования: 2018: статистический сборник / Н.В. Бондаренко, Л.М. Гохберг, Н.В. Ковалева и др.; Нац. исслед. ун.-т «Высшая школа экономики». М.: НИУ ВШЭ, 2018. Режим доступа: https://www.hse.ru/ data/2018/12/14/1144745709/io2018.pdf (дата обращения - 15.07.2020).

16. Индикаторы образования: 2018: статистический сборник / Н.В. Бондаренко, Л.М. Гохберг, Н.В. Ковалева и др.; Нац. исслед. ун.-т «Высшая школа экономики». М.: НИУ ВШЭ, 2018. Табл. 3.25. С.99. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.hse.ru/data/2018/12/14/1144745709/ io2018.pdf (дата обращения - 15.07.2020).

17. Образование в цифрах: 2019: краткий статистический сборник / Н.В. Бондаренко, Л.М. Гохберг, Н.В. Ковалева и др.; Нац. исслед. ун.-т «Высшая школа экономики». М.: НИУ ВШЭ, 2019. Табл. 2.3. С. 27. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.hse.ru/data/2019/08/12/1483728373/ oc2019.PDF (дата обращения - 17.07.2020).

18. Индикаторы науки: 2019: статистический сборник / Л.М. Гохберг, К.А. Дитковский, Е.Л. Дьяченко и др.; Нац. исслед. ун.-т «Высшая школа экономики». М.: НИУ ВШЭ, 2019. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https:// www.hse.ru/data/2019/05/07/1502498137/in2019.pdf (дата обращения - 17.07.2020).

19. Федеральный закон от 02.12.2019 г. № 380-ФЗ «О федеральном бюджете на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов». [Электронный ресурс]. Режим доступа: publication.pravo.dov.ru/Document/View/ 0001201912030041?index=128¿rangeSize=1 (дата обращения - 15.07.2020).

20. Стратегия инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года. Утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 8 декабря 2011 г. № 2227-р. [Электронный ресурс]. Режим доступа: digital.gov.ru/common/upload/2227-pril.pdf (дата обращения - 15.07.2020).

21. Тепляков С. «Стратегия 2020»: неутешительные итоги главной концепции страны. 2019. 1 февраля. [Электронный ресурс]. Режим доступа: mbknews.todey/sizhet/strategia-2020-neuteshitelnye-itogi (дата обращения -15. 07.2020).

22. Стратегия инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года. [Электронный ресурс]. Режим доступа: digital.gov.ru/common/upload/2227-pril.pdf (дата обращения - 15.07.2020)

23. Индикаторы образования: 2020: статистический сборник / Н.В. Бондаренко, Д.Р. Бородина, Л.М. Гохберг и др; Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики». М.: НИУ ВШЭ, 2020. Государственные расходы на образование по разделам классификации расходов бюджета. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.hse.ru/mirror/ pubs/share/384499762.pdf (дата обращения - 20.07.2020).

References

1. Kalashnikova O.V. Finansirovaniye vysshego obrazovaniya v usloviyakh perekhoda k innovatsionnoy ekonomike: avtoref. dis. na soiskaniye stepeni kandidata ekonomicheskikh nauk. Ivanovo. 2011. 26 s.

2. GruzdevG.V., Platonova Yu.A. Problemy finansirovaniya vysshego obrazovaniya v kontekste zadach innovatsionnogo razvitiya vuzov // Vestnik Nizhegorodskogo universiteta im. N.I. Lobachevskogo. 2012. № 2 (2). S.75-80.

3. Arutyunov Yu.A. Nekotoryye problemy finansirovaniya vysshego obrazovaniya v Rossii // Vestnik Rossiyskogo ekonomicheskogo universiteta im. G.V.Plekhanova. 2014. № 4 (70). S. 3-12.

4. Kovelskiy V.V., Sidorenkova K.A. Problemy byudzhetnogo finansirovaniya vysshikh uchebnykh zavedeniy: analiz i sovershenstvovaniye // Vestnik Volgogradskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya 3: Ekonomika. ekologiya. 2017. T.19. № 2 (39). S. 139-147.

5. Ovchinnikova O.P., Ovchinnikova N.E. Finansirovaniye vysshego obrazovaniya v razvitykh stranakh i Rossii: analiz sovremennykh tendentsiy // Finansy i kredit. T.23. Vyp. 38. 2017. S. 2305-2316.

6. Chekmarev V.V., Noskov V.A. Politekonomicheskiye otsenki dinamiki razvitiya sistemy obrazovaniya Rossii //Vestnik Samarskogo gosudarstvennogo ekonomicheskogo universiteta. 2018. № 6 (164). S. 14-22.

7. Razumovskaya E.A., Yarin V.Yu. Finansirovaniye obrazovaniya kak faktor stimulirovaniya effektivnosti i kachestva trudovykh resursov v Rossii // Vestnik Samarskogo gosudarstvennogo ekonomicheskogo universiteta. 2019. № 2(172). S. 52-61. 8. Rossiyskiy statisticheskiy ezhegodnik. 2018: Stat. sb. / Rosstat. M., 2018. S. 194. Tabl. 7.28. [Elektronnyy resurs]. Rezhim dostupa: http://www.gks.ru/bgd/regl/b17_11/Main.htm (data obrashcheniya - 15.07.2020).

8. Obrazovaniye v Rossii: protivorechivyye itogi 2018 goda. [Elektronnyy resurs]. Rezhim dostupa: https:zen.yandex. ru/media/fofstudents/obrazovanie-v-rossii-protivorechivye-itogi-2018-goda-5c1d497b511c7200ab98cd2e (data obrashcheniya - 28.05.2020).

9. Glavnyy trend rossiyskogo obrazovaniya - tsifrovizatsiya. [Elektronnyy resurs]. Rezhim dostupa: http://www.ug.ru/ article/1029 (data obrashcheniya - 15.06.2020).

10. Izmeneniya v sisteme obrazovaniya v 2018 godu. [Elektronnyy resurs]. Rezhim dostupa: https://obrmoc.ru/go_ school/Articles/go_school_2018_new.html (data obrashcheniya - 16.06.2020)

11. Rossiyskiy statisticheskiy ezhegodnik. 2018: Stat. sb. / Rosstat. M., 2018. S. 194. Tabl. 7.29. [Elektronnyy resurs]. Rezhim dostupa: http://www.gks.ru/bgd/regl/b17_11/Main.htm (data obrashcheniya - 15.07.2020).

12. Rossiyskiy statisticheskiy ezhegodnik. 2018: Stat. sb./ Rosstat. M., 2018. S.195. Tabl. 7.30. [Elektronnyy resurs]. Rezhim dostupa: http://www.gks.ru/bgd/regl/b17_11/ Main.htm (data obrashcheniya - 15.07.2020).

13. Rossiyskiy statisticheskiy ezhegodnik. 2018: Stat. sb./ Rosstat. M., 2018. S. 195. Korrektirovannaya Tabl. 7.31 [Elektronnyy resurs]. Rezhim dostupa: http://www.gks.ru/bgd/regl/b17_11/ Main.htm (data obrashcheniya -15.07.2020).

14. Indikatory obrazovaniya: 2018: statisticheskiy sbornik / N.V. Bondarenko. L.M. Gokhberg. N.V. Kovaleva i dr.; Nats. issled. un.-t «Vysshaya shkola ekonomiki». M.: NIU VShE. 2018. Rezhim dostupa: https://www.hse.ru/data/ 2018/12/14/1144745709/io2018.pdf (data obrashcheniya - 15.07.2020).

15. Indikatory obrazovaniya: 2018: statisticheskiy sbornik / N.V. Bondarenko. L.M. Gokhberg. N.V. Kovaleva i dr.; Nats. issled. un.-t «Vysshaya shkola ekonomiki». M.: NIU VShE. 2018. Tabl. 3.25. S.99. [Elektronnyy resurs]. Rezhim dostupa: https://www.hse.ru/data/2018/12/14/1144745709/ io2018.pdf (data obrashcheniya - 15.07.2020).

16. Obrazovaniye v tsifrakh: 2019: kratkiy statisticheskiy sbornik / N.V. Bondarenko. L.M. Gokhberg. N.V. Kovaleva i dr.; Nats. issled. un.-t «Vysshaya shkola ekonomiki». M.: NIU VShE. 2019. Tabl. 2.3. S. 27. [Elektronnyy resurs]. Rezhim dostupa: https://www.hse.ru/data/2019/08/12/1483728373/oc2019.PDF (data obrashcheniya - 17.07.2020).

17. Indikatory nauki: 2019: statisticheskiy sbornik / L.M. Gokhberg. K.A. Ditkovskiy. E.L. Diachenko i dr.; Nats. issled. un.-t «Vysshaya shkola ekonomiki». M.: NIU VShE. 2019. [Elektronnyy resurs]. Rezhim dostupa: https://www.hse.ru/ data/2019/05/07/1502498137/in2019.pdf (data obrashcheniya - 17.07.2020).

18. Federalnyy zakon ot 02.12.2019 g. № 380-FZ «O federalnom byudzhete na 2020 god i na planovyy period 2021 i 2022 godov». [Elektronnyy resurs]. Rezhim dostupa: publication.pravo.dov.ru/Document/View/0001201912030041? index=128?rangeSize=1 (data obrashcheniya - 15.07.2020).

19. Strategiya innovatsionnogo razvitiya Rossiyskoy Federatsii na period do 2020 goda. Utverzhdena rasporyazheniyem Pravitelstva Rossiyskoy Federatsii ot 8 dekabrya 2011 g. № 2227-r. [Elektronnyy resurs]. Rezhim dostupa: digital.gov. ru/common/upload/2227-pril.pdf (data obrashcheniya - 15.07.2020).

20. Teplyakov S. «Strategiya 2020»: neuteshitelnyye itogi glavnoy kontseptsii strany. 2019. 1 fevralya. [Elektronnyy resurs]. Rezhim dostupa: mbknews.todey/sizhet/strategia-2020-neuteshitelnye-itogi (data obrashcheniya - 15. 07.2020).

21. Strategiya innovatsionnogo razvitiya Rossiyskoy Federatsii na period do 2020 goda. [Elektronnyy resurs]. Rezhim dostupa: digital.gov.ru/common/upload/2227-pril.pdf (data obrashcheniya - 15.07.2020)

22. Indikatory obrazovaniya: 2020: statisticheskiy sbornik / N.V. Bondarenko. D.R. Borodina. L.M. Gokhberg i dr; Nats. issled. un-t «Vysshaya shkola ekonomiki». M.: NIU VShE. 2020. Gosudarstvennyye raskhody na obrazovaniye po razdelam klassifikatsii raskhodov byudzheta. [Elektronnyy resurs]. Rezhim dostupa: https://www.hse.ru/mirror/pubs/ share/384499762.pdf (data obrashcheniya - 20.07.2020).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.