Научная статья на тему 'Статистическое исследование и моделирование спроса на молоко (по материалам регионального рынка Оренбургской области)'

Статистическое исследование и моделирование спроса на молоко (по материалам регионального рынка Оренбургской области) Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
694
193
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОЛОКО / СПРОС / ПОТРЕБИТЕЛИ / АССОРТИМЕНТ / КЛАСТЕРНЫЙ АНАЛИЗ / МОДЕЛЬ С ФИКТИВНЫМИ ПЕРЕМЕННЫМИ / MILK / DEMAND / CONSUMER / ASSORTMENT / CLUSTER ANALYSIS / DUMMY VARIABLES MODEL

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Лаптева Елена Владимировна, Спешилова Наталья Викторовна

В статье анализируется спрос на молоко в Оренбургской области. Представлены организации Оренбургской области, занимающиеся переработкой молока, перечень основных марок молока на рынке Оренбурга на начало 2011 г., изучен ассортимент молока в магазинах Оренбурга. С помощью многомерной классификации кластерного анализа проведена классификация потребителей с целью выявления наиболее характерных типов. Построена регрессионная модель месячного спроса на молоко на основе фиктивных переменных.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STASTISTICAL STUDY AND MODELING OF MILK DEMAND (ON THE MATERIALS OF THE ORENBURG REGIONAL MARKET)

The demand for milk in the Orenburg region has been analyzed, regional milk processing enterprises are presented and the main milk grades available on the regional market by the early 2011 are listed. The assortment of milk in the regional chain of stores from the viewpoint of milk grades has been studied. The multidimensional classification cluster analysis has been used to classify the consumers with the purpose of identifying the most typical ones. A regression model of per month milk demands has been made on the base of dummy variables.

Текст научной работы на тему «Статистическое исследование и моделирование спроса на молоко (по материалам регионального рынка Оренбургской области)»

Статистическое исследование и моделирование спроса на молоко (по материалам регионального рынка Оренбургской области)

Е.В. Лаптева, к.э.н., Н.В. Спешилова, д.э.н., профессор, Оренбургский ГАУ

В современных условиях уровень производства во многом определяется состоянием рынка. В последние годы для рынка молока характерным является процесс переориентации сельскохозяйственных производителей на реализацию молока по свободным каналам, непосредственно перерабатывающим организациям, через собственную торговую сеть, бартер, а также через сельскохозяйственную биржу.

В общей сложности в Оренбургской области 446 сельскохозяйственных организаций всех форм собственности, занимающихся производством и реализацией продукции сельского хозяйства, из которых 392 специализируются на молочном скотоводстве.

Переработкой молока в 2011 г. по области занимались 12 крупных, 6 средних и мелких промышленных организаций, а также малые организации и частные предприниматели (рис. 1).

Данные организации занимаются выпуском цельномолочной продукции (молока, сливок, сметаны, творога, сырков и сырковой массы), кисломолочной продукции, в т.ч. простокваши, варенца, кефира, напитков из пахты. В целом данные организации в полной мере могут обеспечить население Оренбургской области молоком и молочными продуктами, но проблема сокращения производства молока может в достаточной степени повлиять на объём производства в целом, что в свою очередь повлечёт проблемы с закупкой сырья и отразится на наполненности

рынка области товарами местного производства, что напрямую связано с конкурентоспособностью молочных товаров.

Как видно из таблицы 1, на рынке молока Оренбурга можно встретить не менее восьми региональных производителей (девять марок молока) и пяти иногородних (11 торговых марок).

В сетевых магазинах («Столичный», «Орбита», «СосеДДушка», «Полушка», «Магнит») в основном представлена продукция иногородних товаропроизводителей (71%), а региональных представителей — всего лишь 29%. В средних магазинах примерно одинаковое количество региональных и иногородних товаропроизводителей молока. В мелких магазинах преобладает несколько сортов молока регионального либо иногороднего производства, это происходит в силу того, что мелкие продовольственные магазины не имеют достаточных финансовых ресурсов для расширения ассортимента и заказа более дорогостоящего молока иногороднего производства. Им легче заключить договор с двумя — тремя поставщиками, предлагающими более дешёвую продукцию. Сетевые магазины, в свою очередь, имеют больше возможностей для заключения договоров с поставщиками разномастной продукции.

Также необходимо отметить факт введения регламента на молоко и молочную продукцию (ФЗ от 12 июня 2008 г. № 88-ФЗ «Технический регламент на молоко и молочную продукцию»), устанавливающего требования к производству, хранению, перевозке и реализации молока и молочной продукции. В соответствии с законом

Специализированные организации по переработке молока в Оренбургской области

Крупные организации Средние и мелкие

организации

-► ОАО «Молококомбинат «Абдулинский» ► ООО «Носта-Агропромпереработка»

-► ОАО «Молококомбинат «Бугурусланский» (п. Тюльган)

-► ООО «Саракташ-Молоко» ► ООО «Молочный завод «Степнянка»

-► ООО «Саракташский молочный завод «Анаир» (Первомайский р-н)

-► ООО «Новосергиевский маслозавод» ► ООО «Молокозавод «Иволга»

-► ООО «Медногорский комбинат (Оренбургский р-н, с. им. 9 Января)

молочной продукции» ► ООО «Орбита» (г. Бугуруслан)

-► ОАО «Ириклинский молочный завод» ► ООО «Никитушка» (п. Саракташ)

-► ООО «Сорочинскмолоко» ► ООО «Родник» (Переволоцкий р-н,

-► ООО «Бузулукское молоко» п. Претория)

-► ООО «Молокоперерабатывающий ► Холдинговая компания НПО «Южный Урал

завод «Ташлинский»

------► ООО «Молоко»(г. Новотроицк)

------► ООО «Молзавод» (Северный р-н, с. Северное)

------► ООО «Оренбургский молочный комбинат»

Рис. 1 - Организации Оренбургской области, занимающиеся переработкой молока

1. Перечень основных марок молока, представленных на рынке г. Оренбурга на начало 2011 г.

Регион Производитель Торговая марка

Республика Башкортостан ОАО «Давлекановское молоко» (г. Давлеканово) «Давлеканово»

ОАО «Стерлитамакский молочный комбинат» (г. Стерлитамак) «Молоко в клеточку»

ОАО «Вим-Биль-Дан» (г. Уфа) «Весёлый молочник»

«Молоко с большой буквы М»

ИП Никитина Д. Р. (г Бирск) «Честное коровье»

ОАО «Вим-Биль-Дан» (г. Уфа) «Домик в деревне»

«Представительское Уфимское»

Республика Татарстан ЗАО «Комбинат молочных продуктов «Эдельвейс-М» «Летний день»

Республика Мордовия ОАО «Молочный комбинат «Саранский» (г Саранск) «Простоквашино»

Самарская область ОАО «Самаралакто» «Самарское»

Ульяновская область ЗАО «Алев» (г. Димитровград) «Кошкинское»

Оренбургская область ООО «Оренбургский молочный комбинат» (г. Оренбург) «Летний луг»

«Молоко Оренбуржья»

ООО «Молокоперерабатывающий завод «Ташлинский» (с. Ташла) «Магистраль»

ООО «Саракташский молочный завод «АНАИР» «Лия»

Холдинговая компания НПО «Южный Урал» (Саракташский район, с. Чёрный Отрог) «Натуральный продукт молоко»

ООО «Сорочинскмолоко» (г. Сорочинск) «Молоко питьевое классическое»

ОАО «Новосергиевский маслозавод» (п. Новосергеевка) «Молоко питьевое пастеризованное»

ООО «Медногорский комбинат молочных продуктов» (г. Медногорск) «Молочная долина»

вводятся такие понятия, как «молоко», «молочный продукт», «молокосодержащий продукт», «вторичное сырое молоко», «питьевое молоко», «сырое молоко», «цельное молоко», «молоко пастеризованное», «молоко топленое», «обе-

зжиренное молоко», «молочный напиток» и др. Всего 102 наименования, вплоть до «заменителя молочного продукта».

Проведённое маркетинговое исследование показало, что с ростом доходов и благосостояния

0%

10% 20% 30% 40% 50% 60%

□ "Летний луг"

□ " Давлеканово" т "Летний день"

"Молочная долина"

□ "Молоко Оренбуржья"

* "Веселый молочник"

- "Магистраль"

> Молоко с большой буквы М

70% 80%

я "Лия"

а "Простоквашино" ™ "Кошкинское"

90% 100%

Рис. 2 - Ассортимент молока в магазинах Оренбурга в разрезе представленных марок, 2011 г.

потребители уделяют большее внимание качеству продукта с учётом его диетических и пищевых свойств. Однако отсутствие маркетинговых инструментов у региональных производителей (внешнего вида упаковки, торговой марки, рекламы) оказывает существенное влияние на окончательный выбор потребителя.

С целью выделения основных типов потребителей на региональном рынке молока было проведено моделирование потребительских предпочтений с учётом изменившейся тенденции.

Моделирование потребительского рынка молока в Оренбурге может быть проведено в рамках классификации потребителей, анализа факторов, влияющих на спрос, а также прогнозирования объёма продаж молока для нескольких торговых сетей на основе использования эконометрических методов и моделей.

Классификация потребителей с целью выявления наиболее характерных типов потребителей была проведена с помощью многомерной классификации — кластерного анализа (методом Варда с использованием Евклидова расстояния).

Результаты анализа показали, что на рынке молока можно выделить три группы потребителей по 841, 460 и 369 чел. соответственно.

Исследование с целью выявления характерных типов потребителей и их описания проводилось по следующим параметрам: х1 — размер семьи;

х2 — предпочтительный производитель; х3 — место покупки молока; х4 — наиболее предпочтительная расфасовка; х5 — решающий фактор при покупке молока; х6 — торговая марка молока, которой отдаётся предпочтение;

х7 — количество молока, потребляемого в день одной семьёй;

х8 — наиболее приемлемая цена молока; х9 — жирность продукта.

По результатам анализа для характеристики потребителей, относящихся к каждой группе, построена дендрограмма распределения (рис. 3).

Характеристики групп потребителей представлены в таблице 2.

Респонденты первого кластера состоят из семей по три человека, употребляющих в пищу молоко Республики Башкортостан «Давлека-ново», приобретаемое в магазине, жирностью 3,2%, ценой 23—27 руб. Второй кластер состоит из семей из четырёх человек, предпочитающих покупать в супермаркете молоко Республики Башкортостан «Весёлый молочник» жирностью 3,2% стоимостью 23—27 руб. Респонденты третьего кластера состоят из семей по три человека, покупающих в магазине молоко оренбургских производителей «Летний луг», 2,5-процентной жирности, стоимостью 19—22 руб.

Следует отметить, что потребители, отнесённые к различным кластерам, различаются не по всем анализируемым параметрам. Однако решающими факторами при выборе молока являются жирность, производитель и цена.

Для оценки перспектив спроса на молочном рынке продукции торговых марок ООО «Оренбургский молочный комбинат» г. Оренбурга, по результатам анкетирования потребителей молока проанализировали влияние различных факторов на спрос молока и его конкурентоспособность на региональном рынке. Результаты такого анализа важны для деятельности перерабатывающих организаций молочной продукции, поскольку позволяют понять, с помощью каких действий можно повлиять на конкурентоспособность молока и на потребительский спрос как основную составляющую конкурентоспособных свойств товара.

Поскольку результаты анкетирования потребительских предпочтений включают качественные (непараметрические) переменные, то по

ч

ш

я

ю

1000

800

600

400

200

| г1! л Л А А. А ГЛ И 1 № іЬ/Аі 1 Л

С_1585 С_622 С_1577 С_1044 С_904 С_1060 С_1407 С_482

С_1472 С_1253 С_659 С_1356 С_967 С_1059 С_1321

Рис. 3 - Дендрограмма распределения потребителей методом Варда

2. Характеристика групп потребителей молока

0

Факторный признак 1-я группа потребителей 2-я группа потребителей 3-я группа потребителей

Размер семьи Предпочитаемый производитель Место покупки молока Наиболее предпочтительная расфасовка Решающий фактор при покупке молока Предпочтительная торговая марка молока Количество молока, потребляемого в день одной семьей Наиболее приемлемая цена молока Жирность продукта 3 Республика Башкортостан Магазин 1 литр жирность «Давлеканово» 1 литр 23-27 руб. 3,2% 4 Республика Башкортостан Супермаркет 1 литр жирность «Весёлый молочник» 1,5 литра 23-27 руб. 3,2% 3 Оренбургская область Магазин 1 литр марка «Летний луг» 1,5 литра 19-22 руб. 2,5%

каждой качественной переменной с к уровнями в модель включают фиктивную переменную (к -1).

Для построения регрессионной модели был использован метод пошаговой регрессии, поэтапно включающий наиболее значимые регрессоры в модель. Регрессионная модель строилась по данным п = 1680, включены четыре предиктора.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Значения результативного показателя — величины месячного спроса потребления молока, упакованного (у) /-респондентом (литров), рассчитывалось по формуле:

Уг = /г • т И

(1)

где / — частота покупок в месяц;

т — число пачек молока, приобретаемых за одну покупку;

И — вес приобретаемой упаковки.

В результате обработки данных опроса респондентов получено следующее уравнение регрессии месячного спроса на молоко:

у = 654,8 + 4,56х1 + 10,98x2 + 6,7х3 +

(3,4) (3,4) (6,8) (4,9)

+ 1,5х4 + 126х5,

(7,9) (5,8)

Б = 56,8; Я2 = 0,89, где х1 — размер семьи;

1, если предпочтение отдаётся х2 =< марке «Давлеканово»;

0 в противном случае;

1, если предпочтение отдаётся х3 = < марке «Летний луг »;

0 в противном случае;

1, если предпочтение отдаётся х4 = < марке «Молоко Оренбуржья »;

0 в противном случае; х5 — ранг характеристики «цена».

(2)

Полученную модель можно интерпретировать следующим образом: при увеличении размера семьи покупателя на одного человека потребление молока увеличивается в среднем на 4,56 л в месяц. Месячный спрос на молоко с учётом предпочитаемой марки распределился следующим образом: потребители, предпочитающие торговую марку «Давлеканово», покупают молока в месяц 10,98 л; «Летний луг» — 6,7 л; «Молоко Оренбуржья» — 1,5 л. Потребители, придающие меньшее значение характеристике «цена», потребляют большее количество продукта. Полученные результаты согласуются с выводами по кластерному анализу потребительского поведения при выборе молока.

Таким образом, реализация методики применения выборочного метода обследования в комплексном анализе конкурентоспособности молока на региональном рынке показала, что для комплексной оценки конкурентоспособности молока необходимо анализировать рынок товара в неразрывной связи с покупательскими предпочтениями потребителей, единичными

параметрами конкурентоспособности местных торговых марок при сравнении с аналогами-конкурентами и производственным потенциалом местных товаропроизводителей молока.

В силу трёх выделенных направлений конкурентоспособности молока предлагается три блока мер по поддержке конкурентоспособного потенциала молока на региональном рынке:

1) маркетинговые меры по повышению уровня конкурентоспособности молока местных товаропроизводителей;

2) государственные и региональные меры по поддержке производственного потенциала местных молочных производителей;

3) меры по улучшению органолептических качеств молока.

Литература

1. Йейтс Ф. Выборочный метод б переписях и обследованиях. М.: Статистика, 1965. 423 с.

2. ДуброваТ.А. Статистические методыпрогнозирования:учеб. пособие для вузов. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003. 206 с.

3. Кевеш А.Л., Луппов А.Б. Применение несплошного метода наблюдения в статистике предприятий // Вопросы статистики. 2002. № 5. С. 8-11.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.