Научная статья на тему 'Анализ рынка молочной продукции в Оренбургской области'

Анализ рынка молочной продукции в Оренбургской области Текст научной статьи по специальности «Животноводство и молочное дело»

CC BY
1116
54
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОЛОЧНАЯ ПРОДУКЦИЯ / ПОТРЕБЛЕНИЕ МОЛОЧНОЙ ПРОДУКЦИИ / ОБЪЕМЫ ПРОИЗВЕДЕННОЙ МОЛОЧНОЙ ПРОДУКЦИИ / РЫНОК МОЛОЧНОЙ ПРОДУКЦИИ / DAIRY PRODUCTS / CONSUMPTION OF DAIRY PRODUCTS / VOLUMES OF PRODUCED DAIRY PRODUCTS / DAIRY PRODUCTS MARKET

Аннотация научной статьи по животноводству и молочному делу, автор научной работы — Николаев Кирилл Андреевич, Добрин Даниил Александрович, Мельникова Татьяна Фёдоровна, Кащенко Елена Генриховна

В статье дается анализ рынка молочной продукции в Оренбургской области. Обоснована актуальность исследования, так как молочная продукция является необходимой частью рациона человека для получения полезных веществ. Представлен фактический уровень потребления и объемы произведенной молочной продукции в регионе, проанализирован перечень основных производителей и марок молочной продукции в регионе, приведен список основных дистрибьюторов молочной продукции в регионе, изучены предпочтения населения при выборе молочной продукции, предложены меры по развитию рынка молочной продукции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по животноводству и молочному делу , автор научной работы — Николаев Кирилл Андреевич, Добрин Даниил Александрович, Мельникова Татьяна Фёдоровна, Кащенко Елена Генриховна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Анализ рынка молочной продукции в Оренбургской области»

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ

АНАЛИЗ РЫНКА МОЛОЧНОЙ ПРОДУКЦИИ В ОРЕНБУРГСКОЙ ОБЛАСТИ Николаев К.А.1, Добрин Д.А.2, Мельникова Т.Ф.3, Кащенко Е.Г.4 Email: Nikola651 @scientifictext.ru

1Николаев Кирилл Андреевич - студент; 2Добрин Даниил Александрович - студент, кафедра банковского дела и страхования; 3Мельникова Татьяна Фёдоровна - кандидат экономических наук, доцент; 4Кащенко Елена Генриховна - доцент, кафедра маркетинга, коммерции и рекламы, Оренбургский государственный университет, г. Оренбург

Аннотация: в статье дается анализ рынка молочной продукции в Оренбургской области. Обоснована актуальность исследования, так как молочная продукция является необходимой частью рациона человека для получения полезных веществ. Представлен фактический уровень потребления и объемы произведенной молочной продукции в регионе, проанализирован перечень основных производителей и марок молочной продукции в регионе, приведен список основных дистрибьюторов молочной продукции в регионе, изучены предпочтения населения при выборе молочной продукции, предложены меры по развитию рынка молочной продукции. Ключевые слова: молочная продукция, потребление молочной продукции, объемы произведенной молочной продукции, рынок молочной продукции.

ANALYSIS OF THE MARKET OF DAIRY PRODUCTS IN THE ORENBURG REGION Nikolaev K.A.1, Dobrin D.A.2, Melnikova T.F.3, Kashchenko E.G.4

1Nikolaev Kirill Andreevich - Student; 2Dobrin Daniil Aleksandrovich - Student, DEPARTMENT OF BANKING AND INSURANCE; 3Melnikova Tatyana Fedorovna - Candidate of Economic Sciences, Associate Professor; 4Kashchenko Elena Genrikhovna - Associate Professor, DEPARTMENT OF MARKETING, COMMERCE AND ADVERTISING, ORENBURG STATE UNIVERSITY, ORENBURG

Abstract: the article provides an analysis of the dairy products market in the Orenburg region. The relevance of the study is substantiated, since dairy products are a necessary part of the human diet for obtaining the necessary nutrients. The actual level of consumption and the volume of dairy products produced in the region is presented, the list of major producers and brands of dairy products in the region is analyzed, a list of the main distributors of dairy products in the region is carried out, the preferences of the population when choosing dairy products are studied, and measures are proposed to develop the dairy products market.

Keyswords: dairy products, consumption of dairy products, volumes of produced dairy products, dairy products market.

УДК 339.138

DOI: 10.20861/2312-8089-2018-51-002

Молочная продукция является необходимой частью рациона человека на протяжении всей его жизни. Потребление молочных продуктов необходимо для обеспечения организма белками, кальцием и фосфором.

Благосостояние и уровень здоровья населения, как региона, так и страны в целом, определяется в какой-то степени потребительским спросом на молочную продукцию. В Оренбургской области с 2014 года уровень фактического потребления молочной продукции ниже, чем норма потребления молочной продукции согласно расчетам Минздрава РФ. В период 2014-2016 гг. отклонения от нормы потребления молочных продуктов в области составило 6.5-7%, что можно наблюдать на диаграмме ниже.

Рис. 1. Фактическое потребление молочных продуктов на душу населения в Оренбургской области и норма потребления молочных продуктов согласно Минздрав РФ [3]

Оренбургская область является аграрным регионом с развитой отраслью животноводства. По данным министерства сельского хозяйства Оренбургской области по объемам производства молока в ПФО регион занимает 5 место, уступая по данному показателю лишь таким крупным «молочным» регионам, как Башкортостан, Татарстан, Удмуртия и Саратовской области. Объемы производства молочной продукции Оренбургской области за период 2014-2017 гг. представлены на графике ниже.

Рис. 2. Объемы произведенной молочной продукции и поголовье крупного рогатого скота [3]

Как видно из диаграммы, объемы произведенной молочной продукции в Оренбургской области имеет отрицательную динамику, так в 2017 году по сравнению

с 2014 годом объем произведенной молочной продукции снизился примерно на 12%. Главная причина этого снижение поголовья крупного скота в результате недостатка кормовой базы и ее удорожание. Однако при этом рынок молочной продукции Оренбургской области представляют множество региональных производителей. Наиболее крупными из них являются: АО «Молококомбинат Абдулинский», ООО «Новосергиевский маслозавод», ОАО «Ириклинский молочный завод», ООО «Бузулукское молоко», ООО «Молокоперерабатывающий завод «Ташлинский», ООО «Молоко» (г. Новотроицк), ООО «Молзавод» (Северный р-н, с. Северное), ООО «Оренбургский молочный комбинат» [1].

Таким образом, рынок молочной продукции в Оренбургской области представляют, как минимум 8 крупных молочных производителей [2].

Молочную продукцию производители реализуют и через таких дистрибьюторов как: «Магнит», «Пятерочка», «Перекрёсток», «Полушка», «Лента», «Карусель».

В большой степени в данных сетях супермаркетах представлена продукция иногородних производителей (ОАО «Вим-Биль-Дан», Акционерное общество «Данон Россия», ОАО «Молочный комбинат «Саранский») они составляют около 60% товарных полок молочных продуктов.

Если говорить о структуре потребления в брендовом разрезе, то проведенный опрос среди возрастной категории 18-50 лет показывает следующие результаты, представленные на рисунке 4.

Молочная продукция, которую предпочитают оренбуржцы

Другие

13% ,,п „ п ,,

"Летний Луг"

Домик в ! 30%

деревне 10%

Простоквашино 27%

"Ташлинское" 20%

Рис. 3. Молочная продукция, которую предпочитают оренбуржцы [3]

Таким образом, можно с большой вероятностью утверждать, что жители Оренбургской области предпочитают марки местных производителей.

Основывая на вышеперечисленных факторах можно отметить, что на данный момент молочный рынок Оренбургской области имеет две основные проблемы:

Первая проблема - это сокращение объемов произведенной молочной продукции. Данной проблемой уже занимается правительство Оренбургской области в рамках реализации госпрограмм. Идет постепенное перевооружение отрасли с внедрением современных технологий. Уже в 2016 году в эксплуатацию был запущен современный молочных комплекс в СПК колхозе имени Кирова Октябрьского района на 400 коров. В 2017 году введены в строй: молочный комплекс на 400 коров в ЗАО «Нива» Октябрьского района, комплекс на 400 коров в ООО «Юдинское» Асекеевского района. Всего в 2017 году завершено строительство 6 молочно -товарных ферм на 1190 скотомест; 5 животноводческих

помещений (родильные отделения, телятники, откормочная площадка) на 1550 скотомест и 8 летних доильных площадок на 2640 скотомест.

Вторая проблема, с которой сталкиваются местные производители, заключается в том, что на прилавке большую долю продолжают занимать иногородние молочные продукты. Для решения данной проблемы местные производители могут использовать маркетинговые инструменты продвижения товара. Также данные инструменты позволят повысить нормы потребления молочной продукции в регионе. Многочисленные маркетинговые исследования показывают, что с ростом доходов населения потребители молочной продукции уделяют больше внимание качеству продукта с учётом его диетических и пищевых свойств. Недостатком региональных молочных брендов является недостаточность маркетинговых инструментов продвижения своего товара, таких как:

- Информирование потребителей о конкурентных преимуществах своего товара через оформление упаковки, продвижения через различные региональные каналы рекламы.

- Поддержание популярности своего товара. Постоянно напоминать своим покупателям о важности и нужности молочной продукции для их организма.

- Дизайн и форма упаковки. Упаковки иногородних производителей выглядят гораздо привлекательней местных производителей с точки зрения цветовой гаммы, формы и надежности материалов упаковки.

- Постоянное проведение дегустации своих продуктов в широких сетях супермаркетов для привлечения новых потребителей.

Таким образом, рынок молочной продукции в Оренбургской области достаточно широк. Но совокупностью негативных факторов таких как: повышение цен на корма, большое количество несовременных кластеров по выращиванию крупного рогатого скота и высокой иногородней конкуренции объемы производства региональной молочной продукции снижаются. Для решения данных проблем можно выдвинуть две основные меры их ликвидации:

1. Совершенствование маркетинговых инструментов.

2. Продолжать поддерживать животноводческую отрасль области посредством госпрограмм.

Список литературы /References

1. Лаптева Е.В., Хабарова С.В. Анализ регионального рынка молочной продукции по материалам Оренбургской области. // Известия Оренбургского государственного университета аграрного университета, 2011. № 4 (32). С. 249-252.

2. Лаптева Е.В., Спешилова Н.В. Статистическое исследование и моделирование спроса на молоко (по материалам регионального рынка Оренбургской области) // Известия Оренбургского Государственного аграрного университета, 2012. № 2(34). С. 155-159.

3. Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики России // Статистический ежегодник Оренбургской области, 2018. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.gks.ru/ (дата обращения: 25.10.2018).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.