Научная статья на тему 'Статистическое исследование финансового поведения молодежи в контексте отношения к деньгам'

Статистическое исследование финансового поведения молодежи в контексте отношения к деньгам Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
1968
255
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИНАНСОВОЕ ПОВЕДЕНИЕ / СОЦИАЛЬНЫЕ УСТАНОВКИ / ОТНОШЕНИЕ К ДЕНЬГАМ / МОНЕТАРНЫЕ ТИПЫ ЛИЧНОСТИ / FINANCIAL BEHAVIOR / ATTITUDES OF MONEY / MONETARY TYPES OF INDIVIDUALS

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Маленко В. И.

В статье приведены результаты статистического исследования финансового поведения и представлений современной российской молодежи. На основе данных опроса студентов вузов Юга России выявлены основные социальные установки в отношении денег и построена классификация монетарных типов личности. Также в работе было исследовано влияние социально-экономических характеристик на установки и типы личности в отношении денег.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

This article contains results of statistical research of the financial behavior of young people in the context of the relationship to money. Major attitudes related to money and classification of monetary types of individuals were performed based on data obtained through the questioning of students of Universities of South of Russia. In this work also was researched influence of social and demographic characteristics to the types of individuals and their monetary attitudes.

Текст научной работы на тему «Статистическое исследование финансового поведения молодежи в контексте отношения к деньгам»

Маленко В.И.

Ассистент кафедры математической статистики, эконометрики и актуарных расчетов Ростовского государственного экономического университета (РИНХ) Эл. почта: [email protected]

СТАТИСТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ФИНАНСОВОГО ПОВЕДЕНИЯ МОЛОДЕЖИ В КОНТЕКСТЕ

ОТНОШЕНИЯ К ДЕНЬГАМ1

В статье приведены результаты статистического исследования финансового поведения и представлений современной российской молодежи. На основе данных опроса студентов вузов Юга России выявлены основные социальные установки в отношении денег и построена классификация монетарных типов личности. Также в работе было исследовано влияние социально-экономических характеристик на установки и типы личности в отношении денег.

Ключевые слова: финансовое поведение, социальные установки, отношение к деньгам, монетарные типы личности.

Деньги в современном мире представляют собой некий феномен, который люди наделяют большим количеством символов. Формируемое с детства отношение к деньгам складывается под влиянием различных социальных установок, которые со временем меняются в зависимости как от самого человека, так и под воздействием внешних причин. Монетарные установки определяют финансовое поведение личности, будет оно сберегательным, кредитным или каким-либо другим. В результате изучение современных установок в отношении денег среди молодых людей, только выходящих на рынок труда, только начинающих свою экономическую активность, позволит увидеть портрет будущего

| Научное исследование проведено в рамках работ по выполнению научно-исследовательского проекта при финансовой поддержке государства в лице Минобрнауки России (проект №14.В37.21.0022 «Модернизация инструментария управления рисками финансовых институтов в сфере отмывания денег или финансирования терроризма на основе повышения финансовой грамотности клиентов — физических лиц (на примере Юга России)».

экономического агента, насколько он будет ценностно ориентированным в денежных вопросах, рациональным и грамотным, с точки зрения использования финансовых продуктов.

Цель данной работы состоит в выявлении основных монетарных установок современной российской молодежи, построении типологии монетарных типов личности и установлениЬ связей с социально-демографическими характеристиками личности.

В качестве исходных данных для анализа была взята база данных опроса студентов российских вузов, проводимого в рамках выполнения научно-исследовательской работы (проекта) при финансовой поддержке Министерства образования и науки РФ (Соглашение №14.В37.21.0022) по теме «Модернизация инструментария управления рисками финансовых институтов в сфере отмывания денег или финансирования терроризма на основе повышения финансовой грамотности клиентов - физических лиц (на примере Юга России)».

Исходная база данных из 696 наблюдений представляет собой ответы на вопросы, касающиеся отношения к деньгам, и социально-демографический блок вопросов. В анкете респондентам были предложены 60 утверждений Шкалы монетарных преставлений и поведения А. Фернама [1], по которым следовало дать ответ, согласны Вы с ними или нет. Респондентами выступали студенты-старшекурсники вузов Юга России, таких как Ростовский государственный экономический университете (РИНХ) и его филиалы в городах: Ейск, Кисловодск, Черкесск; Донской государственный технический университет (ДГТУ), Ростовский государственный университет путей сообщения (РГУПС), Южно-Российский государственный технический университет (НПИ) и Южный федеральный университет (ЮФУ). В результате респондентами выступали молодые девушки и юноши (55,4% и 44,6% соответственно) в возрасте до 29 лет с уже как минимум неоконченным высшим

образованием по следующим специальностям: «Банковское дело», «Бухгалтерский учёт, анализ и аудит», «Национальная экономика», «Перевод и переводоведение», «Прикладная информатика в экономике», «Строительство железных дорог, мостов и транспортных тоннелей», «Телекоммуникации», «Технология машиностроения», «Финансы и кредит», «Экономика и управление на предприятии», «Юриспруденция».

Используя все 60 утверждений из анкеты, в результате факторного анализа методом главных компонент, с использованием вращения варимакс с нормализацией Кайзера было выделено 6 компонент и объяснено чуть более 25% общей вариации. Существуют в литературе различные мнения касательно того, что считается высоким значением нагрузки, например значение 0,3 [4]. В данном случае это мнение и было взято за основу.

В таблице 1 «Монетарные установки» представлены выделенные 6 факторов и даны их характеристики, в том числе значения факторных нагрузок, под которыми скрываются корреляционные коэффициенты между переменными и факторами. Ранжирование факторов с 1 по 6 отражает снижение собственных значений. По каждому фактору был проведён анализ надёжности: Альфа Кронбаха для первого и второго фактора составила 0,63 и 0,573 соответственно.

Таблица 1 - Монетарные установки

Факторы Факторные нагрузки2

Фактор 1 «Обсессия»

«Я твёрдо убеждён, что деньги могут решить все мои проблемы» 0,538

«Я готов практически на всё в рамках закона, только бы были деньги» 0,550

«Я считаю, что думаю о деньгах гораздо больше, чем большинство знакомых мне людей» 0,587

«Я беспокоюсь о своём финансовом положении почти всё время» 0,488

«Я считаю, что деньги - это единственное, на что можно рассчитывать» 0,420

«Я часто фантазирую о деньгах и о том, что с ними можно сделать» 0,388

«Я считаю, что если время пошло не на «делание денег», то это время было потрачено впустую» 0,321

Фактор 2 «Удержание»

«Я часто испытываю затруднения, когда принимаю решение о расходовании денег, 0,491

независимо от суммы»

«Часто я чувствую себя ниже тех, у кого больше денег, даже если я знаю, что они ничего не 0,464

сделали для того, чтобы их получить»

«Когда я совершаю покупку, что бы это ни было, в первую очередь я думаю о цене» 0,433

«Если мне должны деньги, я боюсь напоминать об этом» 0,421

«Я чувствую себя дураком, если заплатил за что-то больше, чем сосед» 0,412

«Я часто говорю «я не могу себе этого позволить», независимо от того, как это на самом 0,409

деле»

«Даже если у меня достаточно денег, я испытываю чувство вины, когда трачу деньги на 0,404

предметы первой необходимости типа одежды и пр.»

«У большинства моих друзей денег больше, чем у меня» 0,381

«Сколько бы я ни сэкономил, всегда будет мало» 0,353

Фактор 3 «Деньги - это зло»

«Я часто с презрением отношусь к деньгам и смотрю сверху вниз на тех, у кого они есть» 0,587

«Каждый раз, когда я делаю покупку, я «знаю», что люди, скорее всего, «используют» меня» 0,497

«Я часто трачу деньги на других, вплоть до безрассудства, но очень неохотно на себя» 0,468

«Я убеждён, что деньги - это корень зла» 0,389

Продолжение табл. 1

Факторы Факторные 3 нагрузки

«Я настаиваю на том, чтобы отдать больше, чем моя доля при оплате за вечер в ресторане, 0,337

билеты в кино и пр., так как хочу быть уверенным, что никому ничего не должен(на)»

Фактор 4 «Планирование»

«Я горжусь своим умением экономить деньги» 0,608

«Я всегда с точностью до рубля знаю, сколько денег в моём кошельке, бумажнике, кармане» 0,432

«Мои финансовые дела лучше, чем думает большинство моих друзей» 0,404

«Моё отношение к деньгам такое же, как и у моих родителей» 0,401

«Я считаю, что размеры заработка тесно связаны со способностями человека и прилагаемыми 0,401

усилиями»

«Я предпочитаю копить деньги, так как в любой момент может что-то случиться, и мне 0,358

потребуются наличные»

«Я предпочитаю тратить деньги на вещи длительного использования, а не на 0,343

скоропортящиеся товары типа продуктов питания и цветов»

«Я всегда вовремя оплачиваю счета (за телефон, воду, электричество и пр.)» 0,334

Фактор 5 «Демонстративное потребление»

«Я иногда покупаю вещи, в которых не нуждаюсь или которые не хочу покупать просто 0,528

потому, что они модные, и чтобы произвести впечатление»

«Я часто покупаю вещи, в которых не нуждаюсь или которые не хочу покупать просто 0,462

потому, что они продаются, что их стало меньше в продаже или на них снижена цена»

«Когда у меня падает настроение, я часто трачу деньги на себя» 0,432

«Если в конце месяца (недели) у меня остаются деньги, я чувствую себя неуютно, пока всё не 0,353

потрачу»

Фактор 6 «Деньги как критерий сравнения»

«В нашей стране людей сравнивают по деньгам» 0,507

«Меня беспокоило бы то, что я залез (ла) в долги» 0,495

«Что касается того, что можно купить за деньги, я считаю, что есть вещи, которые за деньги купить нельзя» 0,398

Полученные на основе шкалы монетарных представлений и поведения шесть установок по отношению к деньгам не подтвердили

оригинальной факторной структуры А. Фернама, хотя и были получены весьма похожие факторы.

Фактор 1 «Обсессия». Этот фактор соответствует установке по отношению к деньгам как к высшей ценности. У человека с ярко выраженной данной установкой деньги воспринимаются не как средство, а как цель. Деньги могут решить все возникающие проблемы, на них всегда можно положиться, как на лучшего друга. Они всегда должны быть, их необходимо добывать любым возможным законным способом, не жалея ни времени, ни сил.

Фактор 2 «Удержание». Монетарная установка на удержание предполагает подсознательный отказ от расходования денег из-за боязни заплатить за что-то больше, чем это стоит на самом деле, чем это можно себе позволить, чем заплатил за это кто-то другой, и по прочим причинам. Установка к избеганию спонтанных покупок и очень осторожному расходованию денег.

Фактор 3 «Деньги - это зло». Этот фактор в полной мере находит своё отражение в устойчивом выражении: «Деньги - это зло, а от зла нужно избавляться». Люди с данной поведенческой установкой ассоциируют большие деньги, богатство с большими связями, проблемами, криминалом, иными словами, что хорошими делами они не зарабатываются. Деньги портят людей. Поэтому нужно «жить одним днём», не бояться тратить деньги, это не главное в жизни.

Фактор 4 «Планирование». Данный фактор, обозначенный у А. Фернама как «Недостаточность» отражает монетарную установку на тщательное распределение, планирование и бережливое отношение к деньгам. Это установка к экономии, к покупке «полезных» товаров длительного пользования, к накоплению наличных денежных средств «на черный день».

Фактор 5 «Демонстративное потребление». Люди с ярко выраженнной данной установкой склонны совершать спонтанные покупки из-за плохого настроения или скидки на товар. Возможно, что это так называемые «шопоголики». Деньги существуют для того, чтобы их тратить. Люди с данной установкой склонны покупать вещи из-за статуса или чтобы произвести впечатление. Содержательно согласуется с установкой «Власть/Расходование», выделенной в оригинальном исследовании А. Фернамом.

Фактор 6 «Деньги как критерий сравнения». Деньги - это то, что должно быть у каждого, без них невозможно нормально существовать в современном обществе. По деньгам судят о том, насколько человек состоялся, как личность в глазах окружающих. Как говорится еврейской пословице: «Если у тебя есть деньги в кармане, ты мудр и красив и хорошо поёшь». Но не всё можно купить за деньги; деньги - это средство, а не цель.

Таким образом, на основе использования шкалы монетарных представлений и поведения [1] в полной мере подтвердились четыре фактора: «Обсессия», «Удержание», «Планирование» и «Демонстративное потребление». Другие два фактора - «Деньги - это зло» и «Деньги как критерий сравнения» - дополняют картину существующих в современном российском обществе монетарных установок молодёжи.

Для дальнейшего изучения факторов, а именно для рассмотрения связи монетарных установок с социально-демографическими характеристиками, был применён самый распространенный метод установления связей для факторных значений, а именно: разбиение факторных значений на четыре группы процентилей. В итоге значения факторов были проранжированы от 1 до 4, и по каждому фактору были образованы новые переменные, значениям которых присваивались

следующие метки: 1 - отсутствие, 2 - слабое, 3 - сильное, 4 - очень сильное. Эти новые переменные с ранжированными значениями и были в дальнейшем использованы для построения таблиц сопряжённости.

Рассмотрим результаты корреляционного анализа, основанного на расчёте коэффициента взаимной сопряжённости Пирсона и Хи-квадрат статистики для проверки его значимости, отдельно по каждому фактору (таблица 2).

Таблица 2 - Результаты корреляционного анализа монетарных

установок личности

факторы Коэффициент взаимной сопряжённости

Фактор 1 «Обсессия»

Сфера занятости родителей (отца) 0,298**

Фактор 2 «Удержание»

Пол 0,227*

Величина ежемесячных расходов (не включая расходы на оплату 0,519**

квартиры, питание, проезд)

Величина ежемесячных доходов семьи 0,357*

Образование родителей: отец 0,216**

мать 0,186***

Тип населённого пункта 0,176***

Фактор 3 «Деньги - это зло»

Пол 0,146***

Наличие дополнительного заработка (работы) в свободное от учёбы 0,160**

время

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Тип населённого пункта 0,177**

Фактор 4 «Планирование»

Пол 0,164**

Ведение в семье записей о доходах и расходах 0,188*

Получаемая специальность 0,187*

Фактор 5 «Демонстративное потребление»

Пол 0,188*

Получаемая специальность 0,160**

Наличие дополнительного заработка (работы) в свободное от учёбы 0,148***

время

Образование родителей: отец 0,210**

мать -

Тип населённого пункта 0,210*

Фактор 6 «Деньги как критерий сравнения»

Пол 0,163**

Условия проживания (с семьёй, на квартире, в общежитии) 0,188**

Получаемая специальность 0,194*

Курс обучения 0,207***

* — 1%-й уровень значимости; ** — 5%-й уровень значимости; *** — 10%-й уровень значимости

В результате были обнаружены чёткие половые различия по всем факторам, кроме фактора «Обсессия», а именно: факторы разделились на «мужские» и «женские»:

Фактор «Удержание» - мужчины

Фактор «Деньги - это зло» - женщины

Фактор «Планирование» - женщины

Фактор «Демонстративное потребление» - мужчины Фактор «Критерий сравнения» - мужчины

Подтвердилось известное мнение о том, что женщины лучше распоряжаются бюджетом, им свойственно все планировать (Tang, 1995 [1]). Мужчины обычно неохотно тратят на себя, но не тогда, когда дело касается статусных покупок.

Чем состоятельнее человек, чем выше уровень доходов, тем сильнее установка к сохранению, тем больше забота о будущем.

Студенты, живущие в городах, в своём финансовом поведении больше опираются на установку «Удержание», а студенты, приехавшие из сёл и маленьких городов, - на установку «Деньги - это зло» и «Демонстративное потребление».

Особое значение при рассмотрении установок студентов по отношению к деньгам имеет наличие у них дополнительного заработка (работы) в свободное от учебы время. Как выяснилось, работающие студенты менее склонны считать, что деньги - это зло, и менее склонны к расходованию.

Как оказалось, на установки влияет не только уровень образования, но и направление подготовки. У будущих экономистов сильнее всего выражена установка «Планирование», у студентов технических специальностей - установки «Демонстративное потребление» и «Деньги как критерий сравнения».

Особое влияние на установки молодого поколения оказывает семья. Именно в семье начинает формироваться отношение ребенка к деньгам, и впоследствии, подрастая, он моделирует своё личное финансовое поведение на примере взрослых, родных людей: склонны ли они к планированию бюджета, ведению записей о доходах и расходах и пр. Предполагалось также, что особое влияние может оказать многодетная семья, но это не было подтверждено статистически. Зато выяснилось, что на установки оказывает влияние уровень образования родителей, причём сильнее отца, чем матери. Важно также, в какой среде живёт молодой человек, с семьёй или самостоятельно (на квартире, в общежитии).

Возраст как переменная не рассматривался, так как в исследовании принимали участие студенты-выпускники вузов, все примерно одного возраста. Но если за основу взять не возраст, а курс обучения, то студенты магистратуры существенно отличаются по отношению к установке «Деньги как критерий сравнения», у которых она практически отсутствует.

Таким образом, некоторые факторы (более других) оказались связанными с социально-демографическими переменными, в то время как по фактору «Обсессия» значимых различий ни по одному из рассмотренных наборов переменных обнаружено не было, несмотря на то что в оригинальном исследовании Фернама фактор «Обсессия» существенно различался в зависимости от пола, возраста, образования, дохода и пр. переменных. Единственное, была обнаружена статистически значимая связь со сферой занятости родителей (отца). Выяснилось, что у студента, чей отец является владельцем (совладельцем) фирмы/предприятия, либо работает по найму в комммерческой организации, установка к одержимости деньгами отсутствует или очень мала, в отличие от тех, у кого отцы - индивидуальные предприниматели, работники государственных предприятий или работающие пенсионеры.

При этом связи с среднемесячным доходом семьи выявлено не было, т.е. дело не столько в размере дохода, сколько в его позиционировании.

Применение двухэтапного кластерного анализа к результатам факторного анализа позволило построить эмпирическую типологию монетарных типов. В результате было выявлено шесть монетарных типов личности (таблица 3).

Таблица 3 - Распределение по кластерам

Кластер № % объединенных % от итога

1 «Мажор» 53 9,7% 7,6%

2 «Нормальный потребитель» 118 21,7% 17,0%

3 «Эмоциональный расточитель» 106 19,4% 15,2%

4 «Консервативный потребитель» 99 18,2% 14,2%

5 «Тревожный скряга» 83 15,2% 11,9%

6 «Одержимый потребитель» 86 15,8% 12,4%

Объединенный 545 100,0% 78,3%

Исключенные наблюдения 151 21,7%

Итог 696 100,0%

Полученным кластерам можно дать следующие характеристики.

Кластер 1 «Мажор». К самому малочисленному типу личности относятся люди с ярко выраженным отношением к деньгам как к средству манипулирования людьми. Они склонны считать, что деньги -это корень зла, и с презрением относятся к деньгам. При этом половина из них отмечает, что деньги - это единственное, на что можно рассчитывать. Они не испытывают трудностей при принятии решений о расходовании денег, готовы заплатиь больше, чем их доля, за билеты в кино, ресторан, дают большие чаевые и платят за счёт, даже если считают, что их обсчитали. Как правило, у них денег больше, чем у большинства их друзей, и 30% представителей данного типа иногда «покупают» дружбу и используют деньги как оружие. При этом больше 40% представителей

группы чувствуют превосходство над теми, у кого меньше денег, а половина чувствует себя ниже тех, у кого денег больше, чем у них. Они согласны с тем, что плохо контролируют своё финансовое положение, и беспокоятся о нем почти всё время.

Кластер 2 «Нормальный потребитель». Это самый многочисленный из выделенных кластеров. Люди, попавшие в него, не чувствуют себя ниже тех, у кого больше денег, или выше тех, у кого их меньше. Они не склонны принимать спонтанные финансовые решения; они предпочитают копить деньги, а не экономить их. Представители данного типа не склонны платить за что-то больше, чем оно того стоит: они не будут расплачиваться по счёту, если их обсчитали, и не боятся напоминать о себе своим должникам. Они считают, что контролируют своё финансовое положение, и не испытавают относительно него чувства тревоги.

Кластер 3 «Эмоциональный расточитель». Люди, отнесенные к данному кластеру, более склонны к спонтанным покупкам и эмоциональным тратам, например, когда портится настроение. При этом они испытывают затруднения при принятии решений о расходовании денег и предпочли бы понедельную, а не помесячную оплату труда. Они положительно относятся к тому, чтобы дать денег в долг, и при этом половина из них неохотно напоминает о возврате долга. Они стараются экономить средства, но не гордятся умением экономить деньги.

Кластер 4 «Консервативный потребитель». Люди, относятся к данному кластеру, характеризуются консервативным отношением к деньгам: 90% имеют такое же отношение к деньгам, как их родители. Они считают, что размеры заработка тесно связаны со способностями человека и прилагаемыми им усилиями. Они предпочитают тратить деньги на вещи длительного пользования и согласны с утверждением, что их доходы в настоящий момент соответствуют тому, что они заслуживают.

Кластер 5 «Тревожный скряга». К данному кластеру относятся люди, остро относящиеся к вопросу денег. Они беспокоятся о своём финансовом положении почти всё время, фантазируют о деньгах и ущемлены в финансовых вопросах в реальной жизни. Все они (100%) боятся залезть в долги, часто говорят «Я не могу себе этого позволить», независимо от того, так ли это на самом деле. Они до рубля знают, сколько денег у них в кошельке, и испытывают затруднения при принятии решении о расходовании денег, независимо от суммы.

Кластер 6 «Одержимый потребитель». Данный монетарный тип личности отличается от остальных приданием деньгам высшей ценности, ради обладания которой они (80%) готовы практически на всё в рамках закона. Они утверждают, что деньги могут решить все их проблемы. Большая часть из них предпочитает безналичный расчёт и не испытывает затруднений при расходовании денег. Они много думают о деньгах и почти всё время беспокоятся о своём финансовом положении.

В таблице 4 для каждого кластера приведены средние значения факторов, которые находятся в пределах примерно от -3 до +3. В соответствии с принятой кодировкой ответов на вопросы шкалы (1 = да, 2 = нет) большое отрицательное среднее значение фактора соответствует высокой степени проявления фактора в кластере и, наоборот, высокое положительное значение фактора свидетельствует о низкой степени его проявления.

Так, для монетарного типа личности «Мажор» финансовое поведение очень сильно (-2,152) определено установкой «Деньги - это зло», а также установками «Обсессия» и «Демонстративное потребление». Второй тип личности менее остальных подвластен влиянию установок, это наиболее «чистое», «здоровое» отношение к деньгам. Здесь в средней степени проявляются установки «Деньги - это зло» и «Планирование». Третий кластер, соответствующий типу личности «Эмоциональный

расточитель», характеризуется высокой степенью проявления установок «Демонстративное потребление» и «Деньги как критерий сравнения». Четвёртому кластеру присуща ярко выраженная (-1,253) установка «Планирование». Монетарному типу личности «Тревожный скряга» соответствуют сильно выраженные установки «Обсессия» и «Удержание». Последнему монетарному типу личности присуща установка «Обсессия» в чистом виде (-1,24).

Для определения существования связи между монетарным типом личности и социально-демографическими характеристиками личности был проведён корреляционный анализ, основанный на построении таблиц сопряжённости (табл. 5).

В результаты было обнаружено явное разделение монетарных типов личности на мужские и женские типы:

1. «Мажор» мужской

2. «Нормальный потребитель» мужской/женский

3. «Эмоциональный расточитель» женский

4. «Консервативный потребитель» женский

5. «Тревожный скряга» женский

6. «Одержимый потребитель» мужской

Также из таблицы видно, что к первому, второму и четвертому кластеру относятся те молодые люди, которые работают в свободное от учёбы время. В третьем и шестом кластерах в основном люди без дополнительного заработка. Важная роль в монетарном поведении личности связана с образованием и, более того, с конкретной специальностью.

Как показало исследование, третий и пятый кластеры складываются преимущественно из студентов экономических специальностей; четвёртый - из студентов технических специальностей, а остальные три -примерно поровну между экономическими и техническими

специальностями. Больше всего студентов гуманитарных специальностей относятся к третьему кластеру, и меньше всего - к четвёртому.

Так как для молодого человека финансовое поведение начинает складываться в семье, была выявлена статистически значимая связь между монетарным типом личности и ежемесячным доходом родителей (0,40*), а также с размером ежемесячных трат на личные нужды, не считая расходы по оплате квартиры, проезд, питание (0,32*).

Таким образом, в результате эмпирического исследования были выявлены шесть основных монетарных установок современной российской молодежи, доказано наличие статистически значимых связей между установками в отношении денег и рядом социально-демографических факторов. На основе выявленных установок была построена монетарная типология личности молодых людей, которая даёт возможность учесть их финансовое поведение и представления, от которых в скором будущем будут зависеть принимаемые ими самостоятельно финансовые решения и, как результат, развитие экономики страны в целом.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Фернам А., Аргайл М. Деньги. Секреты психологии денег и финансового поведения. СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2006. - 478 с.

2. Харман Г. Современный факторный анализ / Пер. с англ. - М.: Статистика, 1972. - 486 с.

3. Funfgeld B., Wang M. Attitude and behaviour in everyday finance: evidence from Switzerland: International Journal of Bank Marketing. -URL: http//www.emeraldinsight.com/0265-2323.htm

4. Gardner R. Psychological Statistics Using SPSS for Windows. -Prentice-Hall: Upper Saddle River. 2001 №J.

Таблица.

Профилирование типологии монетарных типов личности с монетарными установками

Фактор Обсессия Удержание Деньги - это зло Планирование Демонстративное потребление Деньги как критерий сравнения

Кластер 1.«Мажор» Высокий (-0,445) Средний (-0,092) Высокий (-2,152) Средний (-0,197) Высокий (-0,433) Низкий (0,423)

2. «Нормальный потребитель» Низкий (0,681) Низкий (0,820) Средний (0,121) Средний (0,288) Низкий (0,353) Низкий (0,493)

3. «Эмоциональный расточитель» Средний (0,301) Средний (-0,272) Средний (0,066) Низкий (0,813) Высокий (-0,642) Высокий (-0,676)

4. «Консервативный потребитель» Низкий (0,492) Средний (-0,262) Средний (0,284) Высокий (-1,253) Средний (0,033) Средний (0,085)

5. «Тревожный скряга» Высокий (-0,370) Высокий (-1,145) Средний (0,218) Средний (0,182) Низкий (0,748) Средний (-0,025)

6.«Одержимый потребитель» Высокий (-1,240) Низкий (0,673) Низкий (0,541) Средний (-0,009) Средний (-0,186) Средний (-0,177)

Таблица

Результаты корреляционного анализа монетарных типов личности

Переменная Номер кластера

Всего 1. «Мажор» 2. «Нормальный потребитель» 3. «Эмоциональный расточитель» 4. «Ко нсервативный потребитель» 5. «Тревожный скряга» 6. «Одержимый потребитель» Коэффициент взаимной сопряженности * Пирсона

п % п % п % п % п % п % п %

Пол 0,273*

Мужской 221 (25,4) 41,1 30 (3,1) 56,6 58 (2,5) 50,4 18 (14,6) 17,1 43 (0,1) 43,4 26 (1,6) 32,1 46 (3,5) 54,1

Женский 317 (17,7) 58,9 23 (2,2) 43,4 57 (1,7) 49,6 87 (10,2) 82,9 56 (0,1) 56,6 55 (1,1) 67,9 39 (2,5) 45,9

Наличие заработка (работы) в свободное от учёбы время 0,176***

Да 213 (5,7) 39,5 31 (4,8) 58,5 44 (0,1) 37,9 38 (0,3) 36,2 40 (0,0) 40,4 28 (0,4) 35,0 32 (0,1) 37,2

Нет 199 (8,7) 36,9 9 (5,7) 17,0 38 (0,5) 32,8 47 (1,7) 44,8 37 (0,0) 37,4 33 (0,4) 41,3 35 (0,3) 40,7

Время от времени 127 (2,7) 23,6 13 (0,0) 24,5 34 (1,6) 29,3 20 (0,9) 19,0 22 (0,1) 22,2 19 (0,0) 23,8 19 (0,1) 22,1

Получаемая специальность 0,214*

Экономическая 247 (6,2) 45,3 19 (1,0) 35,8 50 (0,2) 42,4 62 (4,1) 58,5 41 (0,3) 41,4 40 (0,2) 48,2 35 (0,4) 40,7

Техническая 221 (10,3) 40,6 20 (0,1) 37,7 54 (0,8) 45,8 26 (6,7) 24,5 50 (2,4) 50,5 33 (0,0) 39,8 38 (0,3) 44,2

Гуманитарная 77 (9,6) 14,1 14 (5,7) 26,4 14 (0,4) 11,9 18 (0,6) 17 8 (2,6) 8,1 10 (0,3) 12,0 13 (0,1) 15,1

* *- 1% уровень значимости; ** - 5% уровень значимости; *** - 10% уровень значимости

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.