УДК 151.8 ББК 88.49
Е.В. Рябинина
психический процесс формирования денежных установок
Данная статья является попыткой систематизации знаний в области денежных установок личности: обосновывается процесс формирования психологических установок и факторов, на него влияющих. Рассматриваются необходимые компоненты, отрицательные и положительные денежные установки, акцентуации денежного поведения.
Ключевые слова: психологические установки, экономические установки, денежные установки, психический процесс формирования денежных установок.
E.V. Ryabinina
mental process of developing attitudes to money
The article attempts to systematize the knowledge related to individual attitudes to money: the process of forming psychological attitudes and thefactors affecting the above process. The necessary components, negative and positive attitudes to money are considered.
Key words: psychological attitudes, economic attitudes, attitudes to money, mental process of developing monetary attitudes.
На сегодняшний день в науке существуют макро- и микроэкономические подходы к проблеме психологического исследования денег. В большей степени психологи интересуются индивидуальной спецификой в отношении к деньгам. Хотя, в исследовании Р. Линна на примере сорока трех стран, определен уровень достоинства денег для граждан во взаимосвязи с показателями экономического роста. Таким образом, значимость денег в жизни общества активизирует их экономическую деятельность и экономический прогресс страны [6].
В исследованиях Дж. Хичкока и Р. Манро сравнивался размер денежных знаков в стране и средний доход на душу населения [4]. Так, в странах с низким уровнем дохода купюры и монеты большего размера, что говорит о государственном компенсаторном механизме, направленном на преодоление комплекса неполноценности. Низкий уровень дохода на душу населения - компенсировался размером денежных знаков [2].
Проблемы российского восприятия денег заключаются в сильной вере в денежные игры, случай, денежную удачу и
случайное обогащение. Еще одной проблемой является избыточная потребительская активность (деньги нужно срочно потратить).
Усиление ощущения непредсказуемости, неподвластности экономических ситуаций, повышение уровня тревожности, переходящего в безысходность -на уровне правительства данное отношение к деньгам ведет к психологической ориентации на сиюминутный экономический интерес, на неоправданные траты, на локальные выгоды.
Отрицательное отношение к деньгам граждан РФ проявляется в недоверии к своей государственной валюте, снижении ее значимости (непатриотичности), проявлении зависимости рубля от доллара, которое отражается в лексике (есть твердые валюты и «деревянный» рубль).
В настоящее время можно отметить, что экономическое сознание и отношение к деньгам стало более положительным: повышение уровня значимости денег и усиление мотива сбережения.
Для более точного понимания денежных установок личности следует об-
ю к Q_
od uJ
ратиться к определению термина «психологическая установка»:
• это неосознаваемое состояние, которое предшествует той или иной деятельности и определяет ее осуществление (Д.Н. Узнадзе);
• это многоуровневое образование, стабилизатор деятельности, фактор инерции поведения (А.Г. Асмолов).
Установки по отношению к экономическим аспектам жизни могут быть «помогающими» и «мешающими», проявляющимися в предубеждениях и стереотипах мышления. В структуре психологической установки можно выделить три компонента:
• когнитивный (от лат. cogito + познание) - образ того, что готов познать и воспринять человек;
• эмоционально-оценочный - совокупность симпатий и антипатий к объекту установки;
• поведенческий - действия в отношении объекта установки.
Предпримем попытку классифицировать психологические установки по сферам их соприкосновения с экономическими областями:
Денежные установки.
Установки по поводу налогообложения и штрафов.
Инвестиционные установки.
Предпринимательские установки.
Установки по поводу кредитования.
Потребительские установки.
Данные установки предопределяют экономическое поведение индивида и являются источником его экономических успехов и неудач.
Исходя из проблематики данной статьи, обратим внимание на денежные установки личности, под которыми будем понимать разновидность экономических установок, в основе которых лежит готовность определенным образом воспринимать деньги и действовать.
Установки по поводу денег, так же как и прочие психологические установки, базируются на родительских установках (авторитетные взрослые), накопленном опыте и подкрепленных эмоциональных переживаниях.
Психологические денежные установки могут быть положительными и:
• определять устойчивый, последовательный и целенаправленный характер экономической деятельности личности, позволяющий сохранить эту направленность в непрерывно меняющейся экономической ситуации;
• высвобождать временной ресурс в процессе принятия экономического решения в стандартных, ранее встречавшихся ситуациях.
Приведем несколько примеров положительных денежных установок: «Деньги - это свобода», «Деньги - это новые возможности», «Успешные люди всегда богатые».
Негативные денежные установки характеризуются:
• инертностью, косностью деятельности;
• трудности в адаптации к меняющимся экономическим ситуациям;
• стереотипность, шаблонность, ригидность мышления;
• отрицательными эмоциональными реакциями.
Например: «Деньги - это зло», «Деньги как вода», «Счастье не в деньгах!», «Деньги не главное...», «Всех денег не заработать», «Деньги - это большой труд», «Деньги не достаются легким путем», «Денег много не бывает».
Формирование денежных установок -процесс длительный и непланомерный. Основу его составляет экономическая социализация индивида: копирование экономического поведения взрослых, проживание различных экономических ситуаций, накопление опыта. Трансформация и закрепление денежных установок подкрепляется эмоциональными реакциями в ситуациях успеха и неудач. Сложившиеся психологические денежные установки являются побудительной силой экономического поведения индивида и определяют его направленность, которая, в свою очередь, включает стремления, намерения, интересы, желания, склонности и убеждения личности.
На основе вышесказанного, также стоит отметить типы и акцентуации личности в контексте использования денег.
Клинические психологи выделили следующие критерии, связанные с деньгами:
• безопасность (удовлетворение потребности в безопасности);
• сила («деньги - сила», окружающий мир опасен и его можно преодолеть при помощи денег);
• любовь («деньги - символ любви», покупка и продажа любви и дружбы, деньги - подарок и знак любви);
• свобода (деньги - это свобода) [3].
Мы представляем классификацию денежных комплексов и определены пять «денежных» типов личности, демонстрирующих определенные денежные установки.
Табл. 1. Денежные типы личности
Типы личности Характеристика
«Скряга» Неосознаваемое влечение к деньгам. Деньги - это средство самореализации, повышение уровня самооценки. Испытывает эмоциональное удовлетворение от процесса накопления денег, экономит средства
«Транжир» Навязчивое желание тратить деньги, трудно контролируемое, особенно при угнетенных эмоциональных состояниях (апатия, фрустрация)
«Денежный мешок» Деньги - это власть и статус. Считает, что все можно купить и все имеет свою цену
«Торгаш» Желание купить за меньшую стоимость. Сэкономил, значит заработал. Выгодные предложения в приобретении и продаже товаров и услуг
«Игрок» Легкое отношение к деньгам, «легко приходят, легко уходят». Использует различные способы для повышения уровня доходов
Наиболее полные и систематические экспериментальные исследования, описывающие функциональные и структурные компоненты денежных установок, были предложены К. Ямаучи и Д. Тем-плером в 1982 г., создание психометрической шкалы отношения к деньгам (Money Attitude Scale) и ее распространение в 1984 г. в Великобритании исследованиями А. Фенэма [5].
В данных исследованиях обозначена многогранность понятия денег, определены критерии отношения к деньгам. Money Attitude - денежные аттитюды; термин «аттитюд», или «социальная установка» трактуется как субъективная направленность личности на ценности, предопределяющая определенные, социально принятые, способы поведения.
Условиями, влияющими на денежные установки, являются: пол, возраст, социальное окружение, экономическое положение, личностные особенности и т.д.
Гендерные отличия отражены в исследованиях различных ученых. Для мужчин характерна повышенная ценность денег, наиболее осведомленное
обращение с деньгами, предрасположенность к риску с целью их приобретения. У женщин можно наблюдать неудовлетворенность по поводу отсутствия денег и повышенную тревожность на пути их получения, наличие чувства зависти к тем, кто имеет большие деньги. У мужчин, по сравнению с женщинами, наблюдается большая сила воли в накоплении денежных средств и отсутствие импульсивности в их трате, четкий самоконтроль.
Возрастные изменения наблюдаются в процессе планирования бюджета, накоплении денег и контроле потребительских мотивов.
Еще одним интересным фактом является аутотерапия в виде импульсивной траты денежных средств у женщин, в сравнении с мужчинами, и у молодежи, в сравнении со зрелым возрастом.
Слабо изучено влияние на денежные установки личностных особенностей. Предполагается, что экстраверты (направленные на социум) относятся к деньгам более сдержанно и беспечно, чем интроверты (направленные на собственный внутренний мир).
Низкая самооценка и неуверенность в себе явились отправной точкой в самоограничениях и транжирстве, особенно это проявляется в мотовстве.
Взаимозависимость ценностных ори-ентаций и отношение к деньгам показывают, что личности, склонные к накопительству, проявляют фрустрацию по отношению к жизни в целом, они склонны к «вещизму». Люди, имеющие высокие ценностные ориентации, более свободны в отношении денег.
Социальное восприятие человека человеком зависимо от месячного заработка и уровня его доходов. Так, обеспеченные люди представляются как наиболее здоровые, успешные и счастливые, бедные, в свою очередь, несчастные и неудовлетворенные.
В исследованиях О.С. Дейнека сравнивалось воздействие культурных различий на денежные установки и условие принадлежности к определенному социальному классу. На основе данного исследования представители бюджетной интеллигенции США и России относительно одинаково относятся к деньгам, т.е. фактор классовой принадлежности перекрывает культурно-территориальные различия: в обеих группах деньги - это второстепенное
условие жизни, ее инструмент, средство, а не цель.
Деньги для предпринимателей не просто оплата труда, как у представителей банковской сферы, но и стимул предпринимательской активности: выше прибыль, выше оборот капитала. А также это условие безопасности и надежности организации [1].
Воздействие денег на людей и их социальные взаимоотношения, осознается предпринимателями более глубоко , нежели другими представителями социально-экономических сфер.
Подводя итог, отметим, что экспериментально-психологические исследования денежных установок не многочисленны. Психологи выявили разнообразие отношения к деньгам: деньги -способ удовлетворения потребностей; критерий успешности личности; нечто неизмеримое и абстрактное; символ зла и меркантилизма.
Денежные установки являются важным аспектом экономического сознания групп и конкретных личностей. Деньги есть цель и средство. Социально-экономическая классовость имеет более высокое значение в отношении людей к деньгам нежели уровень дохода и культурных различий.
Библиографический список
1. Deineka O.S. Attitudes to money and entrepreneurship. Psychology in a changing Europe. The first East-West Conf. in General Psychology / Ed. by N. Foreman. Leicester., 2006. P. 186-194.
2. Furnham A. Many sides of the coin: the psychology of money usage. Personality and Individual Differences, 2004. Vol. 5. P. 95-103.
3. Handbook of Economic Psychology / Ed. by W.F. van Raaij, G.M. van Veldhoven, K.-E. Warneryd. Dodrecht; Boston; London, 2008. P. 683.
4. Hitchcock J., Munroe R., Munroe R. Coins and countries: the value-sized hypothesis. Journal of Social Psychology, 1996. Vol. 100. P. 324-331.
5. Lewis A., Webley P., Furnham A. The new economic mind: the social psychology of economic behavior. New York, 1995. P. 35-55.
6. Lynn R. The Secret of Miracle Economy: Different national attitudes to competitiveness and money. London, 2011. P. 144-149.
ю к CL
ad
LLi
References
1. Deineka O.S. Attitudes to money and entrepreneurship. Psychology in a changing Europe. The first East-West Conf. in General Psychology / Ed. by N. Foreman. Leicester., 2006. P. 186-194.
2. Furnham A. Many sides of the coin: the psychology of money usage. Personality and Individual Differences, 2004. Vol. 5. P. 95-103.
3. Handbook of Economic Psychology / Ed. by W.F. van Raaij, G.M. van Veldhoven, K.-E. Warneryd. Do-drecht; Boston; London, 2008. P. 683.
4. Hitchcock J., Munroe R., Munroe R. Coins and countries: the value-sized hypothesis. Journal of Social Psychology, 1996. Vol. 100. P. 324-331.
5. Lewis A., Webley P., Furnham A. The new economic mind: the social psychology of economic behavior. New York, 1995. P. 35-55.
6. Lynn R. The Secret of Miracle Economy: Different national attitudes to competitiveness and money. London, 2011. P. 144-149.
Сведения об авторе:
Рябинина Екатерина Владимировна,
кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры экономики, управления и права, Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет,
г. Челябинск, Российская Федерация. &mail: [email protected]
Information about the author: Ryabinina Ekaterina Vladimirovna,
Candidate of Sciences (Education), Academic Title of Associate Professor, Associate Professor, Department of Economy, Mamagement and Law
South Ural State Humanitarian Pedagogical
University
Chelyabinsk, Russia.
E-mail: [email protected]
о
CÛ
о
X
го H
0 ^
-û
1
i
X
Ф 4
X
го ш о
о -&
о
о ф
^
о с