Научная статья на тему 'СТАТИСТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ СОЦИАЛЬНОГО ПОЛОЖЕНИЯ НЕЗАЩИЩЕННЫХ СЛОЕВ НАСЕЛЕНИЯ'

СТАТИСТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ СОЦИАЛЬНОГО ПОЛОЖЕНИЯ НЕЗАЩИЩЕННЫХ СЛОЕВ НАСЕЛЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
96
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕНСИЯ / БЕДНОСТЬ / ПЕНСИОННАЯ СИСТЕМА / ВИДЫ ПЕНСИЙ / PENSION / POVERTY / PENSION SYSTEM / TYPES OF PENSIONS

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Леушина Т.В., Скрылева О.С.

Основной целью написания данной статьи является анализ социального положения незащищенных слоев населения России. Статья рассматривает рейтинговую оценку материального положения пенсионеров в России и зарубежных стран. Также проведен анализ научных источников, в которых рассматриваются меры по борьбе со снижением уровня жизни и ростом бедности населения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STATISTICAL ANALYSIS OF THE SOCIAL SITUATION VULNERABLE POPULATION

The Main purpose of this article is to analyze the social situation of vulnerable groups of the Russian population. The article considers the rating assessment of the financial situation of pensioners in Russia and foreign countries. Also, the analysis of scientific sources, which consider measures to combat the decline in living standards and increasing poverty.

Текст научной работы на тему «СТАТИСТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ СОЦИАЛЬНОГО ПОЛОЖЕНИЯ НЕЗАЩИЩЕННЫХ СЛОЕВ НАСЕЛЕНИЯ»

6. Транспорт и связь Оренбургской области: Статистический сборник/ Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Оренбургской области. Оренбург. 2018. - 85с.

УДК 364.3

Леушина Т.В., к.э.н.

доцент

кафедра статистики и эконометрики

Скрылева О. С. студент магистратуры кафедра статистики и эконометрики ФГБОУ ВО «Оренбургский государственный университет»

Россия, г. Оренбург СТАТИСТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ СОЦИАЛЬНОГО ПОЛОЖЕНИЯ НЕЗАЩИЩЕННЫХ СЛОЕВ НАСЕЛЕНИЯ

Аннотация: Основной целью написания данной статьи является анализ социального положения незащищенных слоев населения России.

Статья рассматривает рейтинговую оценку материального положения пенсионеров в России и зарубежных стран.

Также проведен анализ научных источников, в которых рассматриваются меры по борьбе со снижением уровня жизни и ростом бедности населения.

Ключевые слова: пенсия, бедность, пенсионная система, виды пенсий

Leushina T. V., Candidate of Economic Sciences Associate professor at the Department of statistics and econometrics

Orenburg State University Russia, Orenburg

Skruleva O.S., master's student at the Department of statistics and

econometrics, Orenburg State University

Russia, Orenburg STATISTICAL ANALYSIS OF THE SOCIAL SITUATION VULNERABLE POPULATION

Abstract: the Main purpose of this article is to analyze the social situation of vulnerable groups of the Russian population.

The article considers the rating assessment of the financial situation of pensioners in Russia and foreign countries.

Also, the analysis of scientific sources, which consider measures to combat the decline in living standards and increasing poverty.

Keywords: pension, poverty, pension system, types of pensions

Рейтинговая оценка материального положения пенсионеров в России и зарубежных стран

В современных условиях все цивилизованные страны придерживаются

принципов социальной ответственности перед старшим поколением, проживающим на территории государства. Степень этих социальных обязательств определяется особенностями пенсионной системы, которая в свою очередь, учитывая социально-экономические аспекты жизни общества и уровень благосостояния страны, формируется на основе предпочтительной модели пенсионного обеспечения: распределительной, накопительной или смешанной.

Пенсионная система — одна из ключевых тем права социального обеспечения.

Пенсионная система — это система, гарантирующая гражданам, вышедшим на пенсию и потерявшим трудоспособность, достойную жизнь посредствам пенсии и других денежных выплат. Основным механизмом реализации этой системы является государство, которое посредствам «пенсионного обеспечения» выполняет свою обязанность. Пенсионное обеспечение — форма материального (денежного) обеспечения граждан со стороны государства или иных субъектов в установленных законом случаях [2]. Важно сказать, что данный вид социального обеспечения, его размер напрямую связан с уровнем экономического развития конкретной страны, приоритетами финансирования, государственной политикой. В данной статье, рассматривая понятие «пенсионное обеспечение» как экономическая категория, его можно обозначить как составляющую национального дохода, направленную на сохранение, поддержание и развитие достойного уровня жизни нетрудоспособных членов общества.

Федеральный закон от 15.12.2001 N 166-ФЗ (ред. от 03.07.2016) «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» даёт перечень видов пенсий и лиц, имеющих на них право. Проанализируем виды пенсий на рисунке 1.

Обязательными условиями возникновения права на пенсию по старости являются [4]:

- достижение возраста 60 лет — для мужчин, 55 лет — для женщин.

Отдельные категории граждан имеют право на назначение страховой пенсии по старости досрочно; - наличие страхового стажа не менее 15 лет (с 2024 года) с учетом переходных положений.

1

Пенсия по

государственному

обеспечению

По старости

>-

По инвалидности

По случаю потери кормильца

<

За выслугу лет

>-

По старости

>-

По случаю потери

кормильца >-<

По инвалидности

Социальная пенсия

Накопительная пенсия

Рис. 1. Виды пенсий в Российской Федерации Для сравнения проанализируем такие страны как Швеция и Индия Своё начало пенсионная система Швеции берет в 1913 г. и становится одним из первых и основополагающим примером всеобщего социального страхования. Она основывается на принципе достаточной экономической защищенности каждого гражданина страны. Современная система была принята парламентом в 1998г., а полностью вступила в силу в 2003г. Она предполагает 3 вида пенсий: всеобщая, трудовая и гарантированная. Всеобщая пенсия состоит из двух частей: пенсии, основанной на доходах и премиальной пенсии. Ежегодно 16 % от заработной платы и других налогооблагаемых выплат отчисляется на пенсионный счет для будущей пенсии, основанной на доходах. Ее величина зависит от заработка пенсионера, а также от развития общественных финансов страны в целом. Трудовая пенсия начисляется из расчёта пенсии по возрасту, страховки на случай смерти супруга и медицинской страховки. Величина трудовой пенсии

зависит от сферы работы; студенты и безработные не получают никакой пенсии. Гарантированная пенсия является гарантом социальной поддержки абсолютно всех граждан Швеции, не имеющих трудового стажа, но достигших 65 лет и проживающих в Швеции не менее 40 лет.

Пенсионный возраст одинаков для мужчин и женщин и составляет 65 лет. Отсутствует наличие определенного стажа для возникновения права на пенсию, он только влияет на размер выплаты. Существенно иная пенсионная система существует в Индии. В настоящее время можно сказать, что это одна из слабейших стран в области социального обеспечения, которое является гарантом нетрудоспособного населения на защиту от нищеты. С чем же это связано? Размер пенсии напрямую связан с родом деятельности гражданина. Все потенциальные пенсионеры здесь делятся на три группы — госслужащие, которые включены в обязательную пенсионную программу, военные и все остальные, чьи пенсии зависят от работодателя. В связи с тем, что большинство индийцев заняты в «неорганизованном секторе»,

- рабочие в мелких официально незарегистрированных предприятиях; крестьяне, которые работают в частном секторе;

- либо занимаются ремеслом отчисления от заработной платы не ведутся.

Поэтому основными источниками пенсии в Индии являются собственный бюджет семьи и малочисленные социальные программы. Например, распределение продуктов питания по субсидированным ценам. Основные продукты питания распределяются по месту жительства через государственные магазины. Государство закупает зерно и другие продовольственные товары по установленным ценам и реализует через магазины «справедливых цен». Безусловно, это большое подспорье для малоимущих слоев населения индийского общества.

Возраст выхода на пенсию варьируется в зависимости от штата. Правящая конгрессистская коалиция собирается повышать возраст с 60 до 62 лет. Итак, на основе вышеперечисленного можно провести сравнение по следующим основаниям: возраст выхода на пенсию, необходимый размер трудового стажа, государственные гарантии лиц, не имеющих трудового стажа. Приведем сравнительный анализ по показателям в таблице 1.

Таблица 1. Сравнительный анализ по показателям

Россия Швеция Индия

Возраст выхода на пенсию Женщины - 55 лет Мужчины - 60 лет Вне зависимости от пола: накопительной пенсии-61год; для гарантированной пенсии-65 лет. В зависимости от законодательства штата от 60 до 62 лет

Необходимый размер трудового стажа не менее 15 лет Отсутствует наличие определенного стажа для возникновения права на пенсию, он Определён только для государственных служащих - 40 лет

только влияет на размер выплаты.

Государственные гарантии лиц, не имеющих трудового стажа Социальная пенсия (средний размер 8 тыс. 634 руб) Гарантированная пенсия (средний размер 1000 $) Малочисленные государственные программы

Стоит отметить, что уровень пенсионной системы, являющейся базовой и фундаментальной основой социального общества, её гарантированность и в целом размер напрямую зависит от политики государства в области социального обеспечения. В силах государства обеспечить достойный уровень жизни людям, которые действительно нуждаются в его поддержке и заботе, чтобы они чувствовали себя под надёжной защитой своего государства.

Структурный анализ доходов незащищенных слоев населения

Стратегия и практика современного социально-экономического развития свидетельствует, что формирование приоритетных условий для решения давно назревших проблем - модернизации и интенсификации производства, - постоянно наталкивается на необходимость усиления роли социальных факторов воздействия на хозяйственные процессы. Образование, распределение и использование денежных доходов в обществе получает новые импульсы, связанные с трансформациями в распределительном механизме и решением ряда важнейших задач.

Длительный, более 4 лет подряд, период снижения уровня реальных доходов населения законсервировал структурные проблемы, связанные с достаточно низким уровнем жизни большей части российского населения. При текущих уровнях доходов крайне сложно рассчитывать на динамичное повышение качества жизни, расширение уровня частных вложений в развитие человеческого капитала, выстраивание эффективной системы социальной поддержки и пенсионного обеспечения. В связи с этим, вопросы роста уровня благосостояния населения приобретают не менее значимый характер, чем наращивание инвестиционных вложений.

Согласно докладу ООН о человеческом развитии за 2016 год отставание России по уровню жизни, измеряемом валовым национальным доходом на душу населения, от стран, занимающих первые 10 строчек рейтинга, составляет 54%. Для сравнения по индексу человеческого развития и по продолжительности жизни отставание составило 22% и 35% соответственно. В III квартале 2017 г. средняя заработная плата составила 37 723 руб., а прожиточный минимум трудоспособного населения - 11 160 руб. Таким образом, средняя заработная плата превысила прожиточный минимум всего в 3,4 раза или на 26 563 руб. Средний размер назначенных пенсий в 2017 г. составил 13 304 руб., а прожиточный минимум пенсионеров в 2017 г.

(в среднем за 1-Ш кварталы) составил 8 393 руб. Таким образом, средняя назначенная пенсия превысила прожиточный минимум пенсионера всего в 1,6 раза или на 4 911 руб. По показателям средней заработной платы и ВВП по ППС Россия отстает не только от передовых стран, но и от стран бывшего социалистического блока.

Все составляющие качественной жизни напрямую определяются уровнем доходов населения. Однако в соответствии с отчетом Аналитического центра при Правительстве РФ, в России существует уникальное явление - около 12 миллионов человек живут за чертой бедности, несмотря на то, что продолжают работать. Всего же численность бедных (те, чьи денежные доходы ниже величины прожиточного минимума) достигла в январе-сентябре 2017 г. 20,3 млн чел. (или 13,8% населения).

Рисунок 1. Динамика численности бедных в России Причина в крайне низкой производительности труда в экономике, в нехватке современных высокопроизводительных рабочих мест во многих регионах и городах нашей страны. По производительности труда Россия отстает от развитых стран, входящих в ОЭСР, в 2-3 раза. Низкий уровень доходов работающего населения, связанный с низкой производительностью труда в экономике, является одной из основных причин низкого уровня и качества жизни и препятствует решению большинства проблем в социальной сфере. Ключом к росту уровня жизни в России может быть только масштабная модернизация экономики, создание новых высокопроизводительных и высокооплачиваемых рабочих мест.

Использованные источники:

1. Антонович И. В. Доходы населения и их статистика // Бел. Думка. 2016./ № 3. с.66 - 68.

2. Государственный сектор экономики: экономическая теория и политика/ Л. И. Якобсон — Москва, 2015.

3. Добреньков В.И., Кравченко А.И. Методы социологического исследования: Учебник. - М.: ИНФРА-М, 2015.

4. Зарипова И.Р., Камилов Д.А. Социальные стандарты в основе распределения общественного богатства // Экономические науки. - 2017. -№2 с.36 - 38.

5. Заславская Т.И. Современное российское общество: Социальный механизм трансформации: Учеб. пособие. - М.: Дело, 2016.

6. Иващенко Г.М. Профилактическая и реабилитационная работа специализированных учреждений для несовершеннолетних: Научно-методическое пособие. - М.: Государственный НИИ семьи и воспитания, 2014

7. Коваленко Е.А. Административные практики реализации социальных программ // Социология власти. - 2015. - №7 с.51 - 53.

8. Лайкам К. Структурный анализ занятости и безработицы // Человек и труд. - 2010. - №7 с.9 - 12.

9. Лепихов М.И. Основные институты социальной защиты населения в РФ (конституционно-правовое исследование / Рос. Акад. гос. службы при Президенте Рос. Федерации. - М., 2014

10. Макроэкономика: учебное пособие / А. В. Бондарь, В. А. Воробьев, Л. Н. Новикова и др. — Минск: БГЭУ, 2014.

11. Морозова Е.А. Социальная защищенность: сущность и методы изучения // Социальная политика и социология. - 2016. - №1 с.11 - 14.

12. Никишина Е.С. Анализ социологических исследований, определяющих риск попадания человека в группу бедных // Глобальный научный потенциал. - 2016. - №8, с. 45-53

13. Савинов А.Н. Организация работы органов социального обеспечения: Учебник - М: ИНФРА-М, 2015.

14. Социальная защита населения: опыт организационно - административной работы / Под ред. В.В.Кукушина. - Изд. 4 - е, перераб. и доп. - Москва: ИКЦ «Март», Ростов - на - дону: Издательский центр «Март», 2014

15. Холостова Е.И. Социальная работа: Учеб. пособие. - 2 - е изд. - М.: Издательско - торговая корпорация «Дашков и Ко», 2015.

16. Экономическая теория: учебное пособие/ Н. И. Базылев, С. П. Гурко, М. Н. Базылева и др.; под редакцией Н. И. Базылева, С. П. Гурко. - 3-е изд., стереотип. — Мн.: Книжный дом; Экоперспектива, 2014.

17. Шараева Л. Г. Статистический анализ структуры и динамики денежных доходов населения Оренбургской области // Молодой ученый. - 2017. - №5. -с. 257-261.

18. Шкаратан О.И., Ильин В.И. Социальная стратификация России и Восточной Европы: сравнительный анализ. - М.: Изд-во ГУ ВШЭ, 2015

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.