Научная статья на тему 'ПОВЫШЕНИЕ УРОВНЯ ПЕНСИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ НА ОСНОВЕ ФОРМИРОВАНИЯ ПЕНСИОННЫХ ВКЛАДОВ ГРАЖДАН'

ПОВЫШЕНИЕ УРОВНЯ ПЕНСИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ НА ОСНОВЕ ФОРМИРОВАНИЯ ПЕНСИОННЫХ ВКЛАДОВ ГРАЖДАН Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
166
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕНСИОННЫЙ ВКЛАД / ЗАРАБОТНАЯ ПЛАТА / ПЕНСИОННАЯ СИСТЕМА / ПЕНСИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ / БУДУЩАЯ ПЕНСИЯ / PENSION CONTRIBUTION / SALARY / PENSION SYSTEM / PENSION PROVISION / FUTURE PENSION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Иванова Анна Сергеевна

В статье рассматриваются основные проблемы пенсионного обеспечения в России. Проводится оценка результативности проводимых мероприятий, направленных на повышение уровня пенсионного обеспечения граждан. На основе выводов сравнительного анализа действующей пенсионной системы, предлагается ввести пенсионные вклады, доходность которых формируется с учетом ключевой ставки Центрального Банка РФ и уровня инфляции. Рассчитывается эффективности пенсионных вкладов для увеличения уровня пенсионного обеспечения граждан.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INCREASING THE LEVEL OF PENSION PROVISION BASED ON THE FORMATION OF PENSION DEPOSITS OF CITIZENS

The article discusses the goals, objectives and main problems of pension provision in Russia. The effectiveness of measures aimed at increasing the level of pension provision of citizens is evaluated. Based on the findings of the comparative analysis of the pension system prompted the retirement contributions, which yield is based in the key rate of the Central Bank and inflation. The efficiency of pension deposits is calculated to increase the level of pension provision for citizens.

Текст научной работы на тему «ПОВЫШЕНИЕ УРОВНЯ ПЕНСИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ НА ОСНОВЕ ФОРМИРОВАНИЯ ПЕНСИОННЫХ ВКЛАДОВ ГРАЖДАН»

Повышение уровня пенсионного обеспечения на основе формирования пенсионных

вкладов граждан

Increasing the level of pension provision based on the formation of pension deposits of citizens

Иванова Анна Сергеевна,

3 курс магистратура Факультета Экономика ФГБОУ ВО Муромский институт (филиал) «Владимирский государственный университет имени Алекандра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых» г. Муром, Россия anna140175@yandex.ru

Ivanova Anna,

3rd year master's student Faculty Of Economics Murom Institute (branch) " Vladimir state University named after Alexander Grigoryevich I Nikolai Grigoryevich Stoletov" Murom, Russia

Аннотация.

В статье рассматриваются основные проблемы пенсионного обеспечения в России. Проводится оценка результативности проводимых мероприятий, направленных на повышение уровня пенсионного обеспечения граждан. На основе выводов сравнительного анализа действующей пенсионной системы, предлагается ввести пенсионные вклады, доходность которых формируется с учетом ключевой ставки Центрального Банка РФ и уровня инфляции. Рассчитывается эффективности пенсионных вкладов для увеличения уровня пенсионного обеспечения граждан.

Annotation.

The article discusses the goals, objectives and main problems of pension provision in Russia. The effectiveness of measures aimed at increasing the level of pension provision of citizens is evaluated. Based on the findings of the comparative analysis of the pension system prompted the retirement contributions, which yield is based in the key rate of the Central Bank and inflation. The efficiency of pension deposits is calculated to increase the level of pension provision for citizens.

Ключевые слова: пенсионный вклад, заработная плата, пенсионная система, пенсионное обеспечение, будущая пенсия.

Key words: pension contribution, salary, pension system, pension provision, future pension.

Пенсионная система является важнейшим механизмом обеспечения социальной защиты и перераспределения национального дохода в пользу социально незащищенных граждан.

Поэтому одним из главных показателей социального благополучия общества является отношение государства к пенсионерам и условия достойной жизни пожилых людей.

Основными целями успешного развития страховой пенсионной системы являются достойный уровень пенсий, адекватный трудовому вкладу, при условии финансовой независимости пенсионной системы.

Действующая методика расчета страховых пенсий не является инструментом для достижения приемлемого уровня жизни пенсионеров. Поскольку большая часть населения получает заработную плату менее среднего, страховой стаж после 2002 г. не влияет на размер пенсии, при расчете индивидуального пенсионного коэффициента величина базы для начисления страховых взносов определена в сумме намного превышающей среднюю величину страховых взносов, поэтому от этих показателей напрямую зависит и уровень получаемой пенсии в будущем.

Согласно Стратегии долгосрочного развития пенсионной системы Российской Федерации, , которая предусматривает социальные приоритеты и ориентиры, а также механизмы государственной политики в сфере пенсионного страхования на период до 2030 года, определены основные цели и задачи развития пенсионной системы:

обеспечение коэффициента замещения трудовой пенсией по старости до 40 процентов утраченного заработка при нормативном страховом стаже и средней заработной плате;

достижение приемлемого уровня пенсии для среднего класса за счет участия в корпоративных и частных пенсионных системах;

обеспечение среднего размера трудовой пенсии по старости не менее 2,5 - 3 прожиточных минимумов пенсионера;

поддержание приемлемого уровня страховой нагрузки для субъектов экономической деятельности с единым тарифом страховых взносов для всех категорий работодателей;

обеспечение сбалансированности формируемых пенсионных прав с источниками их финансового обеспечения;

развитие трехуровневой пенсионной системы для групп с разными доходами (для средне - и высокодоходных категорий - с опорой на добровольное пенсионное страхование и негосударственное пенсионное обеспечение);

повышение эффективности накопительной составляющей пенсионной системы.

Для достижения указанных целей требуется осуществить модернизацию основных институтов пенсионной системы. При этом необходимо обеспечить преемственность и сохранить социально-страховой принцип функционирования этой системы, согласно которому трудовая пенсия представляет собой компенсацию части утраченной заработной платы работника в случаях достижения им пенсионного возраста, наступления инвалидности, а также в связи со смертью кормильца (применительно к нетрудоспособным членам семьи умершего работника).

Следовательно, необходимо детально пересмотреть нормативы и показатели для расчета пенсионного обеспечения, при этом основным результатом должно быть благосостояние будущих пенсионеров. [6]

Однако, на сегодняшний день, эти показатели не достигли своего уровня.

Согласно статистическим данным, размер средней заработной платы за 2019 г. составляет 47867 руб. [7], а средний размер пенсии по стране составляет 14163 руб. [8], т.е. коэффициента замещения утраченного заработка оставляет 29,5%.

К основным проблемам пенсионной системы в России с точки зрения уровня пенсионного обеспечения можно отнести:

- уровень заработных плат и величина фонда оплаты труда. Их рост должен быть пропорциональным, по отношению к показателям, отраженным в росте пенсий получателя, имевшего соответствующую зарплату, но этот рост не позволяет добиться значительного увеличения пенсионного обеспечения. Согласно статистическим данным, средняя начисленная заработная плата увеличилась в 2018г. на 11%, в тоже время размер страховой пенсии увеличен был увеличен на 3,7%. При этом коэффициент замещения пенсий снизится с 33,8% в 2017 году до 32,1% в 2018 году и 30,8% в 2024 году. [11]

- охват пенсионной системы и новые формы занятости, полная легализация рынка труда. Меры, стимулирующие добровольное участие в пенсионной системе, не приводят к значительному повышению уровня пенсионного обеспечения самих потенциальных участников и будущих пенсионеров. Введенная специальная налоговая система "налог на профессиональный доход" позволяет гражданам, признавшим себя законно

самозанятыми, не участвовать в пенсионной системе. Анализ сложившейся практики и нормативных условий формирования пенсионных прав различных категорий самозанятых показывает, что актуарно необоснованный и институционально противоречивый механизм определения базы и размера уплаты страховых взносов не позволяет создать полноценно-страховую пенсионную систему для самозанятых и вывести эту развивающую систему на условия актуарной сбалансированности. Согласно статистическим данным, численность занятых в легальном рынке труда самозанятых граждан крайне незначительна. На 1000 наемных работников приходиться 58 самозанятых. В результате, сумма страховых взносов, поступивших в виде фиксированного платежа от самозанятых на страховую часть составили 0,3% от сумм взносов наемных работников. Повышение минимальных требований к пенсионным правам застрахованных лиц создает дополнительные социальные риски для самозанятого населения по утрате их пенсионного обеспечения.

- величина тарифа страховых взносов на выплату страховых пенсий. Действительно, повышение ставки страховых взносов позволяет увеличить размер пенсий. К сожалению, этот вариант не может применяться, так как работодатели не согласны с повышением тарифа по экономическим причинам и без его введения для сотрудников, работники не соглашаются платить из-за низкого уровня заработной платы. [6, c.33-34]

По данным крупнейшей немецкой страховой компании Allianz лучшей пенсионной системой признана система Швеции, Россия заняла 33 место в этом рейтинге. [5, c.51]

При рассмотрении систем пенсионного обеспечения зарубежных стран, было выявлено, что кроме обязательного компонента (государственных составляющих и средств работодателей), присутствует накопительный компонент, при участии самого работника. В России такой компонент полностью включен в обязанности работодателей.

Поэтому, для достижения уровня пенсионного обеспечения, необходимо доказать или опровергнуть, что участие в накоплении будущей пенсии самого гражданина даст положительный эффект, т.е. размер пенсии будет приемлемым.

Вариантом участия гражданина в формировании будущей пенсии может быть создание пенсионных

вкладов.

Каждый работодатель производит отчисления в Пенсионный фонд за каждого работника в размере 22%, где 16% зачисляется на страховую пенсию и 6%- на накопительную пенсию. С 2014 г. отчисления на накопительную пенсию не производятся.

Поскольку на сегодняшний момент система пенсионного обеспечения не справляется с достижением целевых показателей, а именно, достижение величины пенсионного обеспечения в размере 40% среднего заработка [4], то целесообразно пересмотреть методику формирования пенсионных прав.

Основой может стать практика формирования пенсионных прав в зарубежных системах, а именно формирование накопительного компонента заменить на пенсионные вклады.

Предположим, что на пенсионный вклад будущий пенсионер зачисляется 6 % от заработной платы. Доход по вкладам будет состоять из ключевой ставки Центрального банка России [9] и уровня инфляции [10] с 2002 г. по 2019 г.

Сравним выгодность пенсионного вклада с учетом уровня предполагаемого дохода [9,10] с действующей системой индексации страховых взносов, учитываемых в страховую пенсию. Проведем расчет суммы взносов на 2020 г. по формуле: Кн = Ко * (1+Y) n, где Кн-наращенная сумма вклада, тыс. руб.; Ко-изначальная сумма вклада, тыс. руб.;

Где Y-сложная процентная ставка, доли единицы; п-количество лет, в течение которых начисляются проценты. Подробные расчеты представлены в приложении.

Итого общая сумма дохода с 2002 г. по 2019 г. включительно по пенсионному вкладу составила 681167,90 руб.

Индексация страховых взносов производиться в соответствии с Постановлениями правительства РФ. Подробный расчет представлен в приложении

В результате расчетов получим сумму дохода проиндексированным страховым взносам 288366,50 руб. Результаты расчетов приведем в таблице № 1

Таблица 1-Результат расчета суммы взносов при создании пенсионного вклада.

од Средняя заработная плата Уровень инфляции, % Ключевая ставка ЦБ, % Общий процент дохода на 2020 г. Общая сумма дохода на 2020 г. Общий коэффициент индексации Доход по взносам на 2020 г.

2002 4360 15,06% 22,00% 37,06% 24080,18 5,050293 15853,88

2003 5499 11,99% 17,00% 28,99% 23471,8 4,282322 16954,91

2004 6740 11,74% 13,50% 25,24% 24450,35 3,844095 18654,62

2005 8555 10,91% 12,00% 22,91% 27327,07 3,410909 21009,84

2006 10634 9,00% 11,00% 20,00% 29094,62 2,940439 22513,41

2007 13593 11,87% 10,00% 21,87% 37612,27 2,442225 23901,96

2008 17290 13,28% 11,25% 24,53% 49093,09 1,924527 23958,05

2009 18638 8,80% 10,55% 19,35% 41982,09 1,684193 22600,79

2010 20952 8,78% 8,00% 16,78% 40397,81 1,547953 23351,55

2011 23369 6,10% 8,00% 14,10% 38177,47 1,39898 23538,79

2012 26629 6,58% 8,25% 14,83% 41919,58 1,270645 24361,92

2013 29792 6,45% 8,25% 14,70% 43522,54 1,193609 25603,2

2014 32495 11,36% 9,50% 20,86% 52679,33 1,114 26063,59

2015 34030 12,90% 9,50% 22,40% 51943,39 0 не формируется

2016 36709 5,40% 10,50% 15,90% 43240,27 0 не формируется

2017 39167 2,50% 8,75% 11,25% 37717,82 0 не формируется

2018 43724 1,30% 7,25% 8,55% 36864,58 0 не формируется

2019 47867 3,00% 6,08% 9,08% 37593,59 0 не формируется

Итого 420043 681167,9 288366,5

В результате расчетов было установлено, что доход, полученный при определении пенсионного вклада, значительно превышает доход при существующей системе формирования суммы страховых взносов для пенсионного обеспечения.

С учетом нововведения в части начисления налога на доходы физических лиц с доходов по вкладам, рассчитаем чистый доход.

681167,90*13%= 88551,83

681167,90-88551,83=592616,07

Даже с учетом налога на доход, сумма взносов по накопительному счету значительно превышает страховые взносы. Еще более значимым будет постепенное увеличении суммы тарифа по накопительному вкладу до 10%.

Поэтому, для улучшения материального обеспечения будущих пенсионеров, необходимо пересмотреть методику формирования страховых пенсий применив одним из вариантов, создание пенсионных накопительных вкладов. Эта методика должна систематизировать в себе ряд мероприятий по взаимодействию непосредственно будущих пенсионеров, регионов и заинтересованных бизнес-структур. Одновременно с этим, необходимо легализовать неформальную занятость, поскольку данная ситуация крайне негативна для застрахованных лиц трудоспособного возраста. Более 32 млн. застрахованных лиц, не являвшихся пенсионерами, не были заняты деятельностью, за которую начисляются и уплачиваются страховые взносы, 26,6 % не имею страхового стажа, т.е. будут вынуждены выходить на социальную пенсию, и возраст выхода на пенсию увеличится на 5 лет. Что касается самозанятых, то необходимо приблизить начисленную сумму страховых взносов к среднему значению, для улучшения пенсионного обеспечения. Для всех категорий трудоспособного населений необходимо ввести добровольную накопительную систему, предусмотрев формирование доходов на накопительных счетах. Также необходимо разработать методику выплат с пенсионных вкладов, поскольку эти выплаты будут дополнением к основной пенсии.

Список используемой литературы:

1. Налоговый кодекс Российской Федерации (НК РФ) [Электронный ресурс] Режим доступа: URL: http://www.consultant.ru/document/cons doc LAW 19671/ (дата обращения 12.10.2020 г.)

2. Федеральный закон "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" от 15.12.2001 N 167-ФЗ [Электронный ресурс] Режим доступа: URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_34447/ (дата обращения 10.10.2020)

3. Федеральный закон от 28.12.2013 N 400-ФЗ «О страховых пенсиях» [Электронный ресурс] Режим доступа: URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_156525/ (дата обращения 15.01.2020)

4. Распоряжение Правительства РФ от 25.12.2012 N 2524-р "Об утверждении Стратегии долгосрочного развития пенсионной системы" [Электронный ресурс] Режим доступа: URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_139981/ (дата обращения 05.10.2020)

5. Журнал пенсии № 9, сентябрь 2020 г. «Казахстан вошел в двадцатку стран с лучшими пенсионными системами стр. 51-52

6. Журнал пенсии № 10, октябрь 2020 г. «Динамика трансфера федерального бюджета на выплату страховых пенсий, его влияние на пенсионную систему и меры по ее настройке» И.М. Игнатьев

7. Среднемесячная номинальная начисленная заработная плата работников в целом по экономике Российской Федерации в 1991-2020 гг. [Электронный ресурс] Режим доступа: URL: https://rosstat.gov.ru/labor market employment salaries?print=1 (дата обращения 05.10.2020 г.)

8. Динамика среднего размера назначенных пенсий [Электронный ресурс] Режим доступа: URL: https://rosstat.gov.ru/free_doc/new_site/population/urov/doc3-1-1.htm (дата обращения 05.10.2020 г.)

9. Ставка рефинансирования ЦБ РФ (ключевая ставка) с 2002 по 2020 годы, % [Электронный ресурс] Режим доступа: URL: http://www.n-s-k.net/business/info/history (дата обращения 05.10.2020 г.)

10. Инфляция в России по годам: 1991 - 2020 [Электронный ресурс] Режим доступа: URL: http://global-finances.ru/inflyatsiya-v-rossii-po-godam/ (дата обращения 05.10.2020 г.)

11. Соотношение средней пенсии к зарплате в РФ не вырастет, несмотря на индексацию. [Электронный ресурс] Режим доступа: URL: https://www.interfax.ru/business/620583

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.