УДК 614.8
Е.С. Ермакова, К.И. Коротова, Ю.Д. Макиев
Статистический анализ индикаторов государственной программы и методический аппарат оценки влияния внешних факторов на достижение показателей (индикаторов) государственной программы
Аннотация
В статье представлен методический аппарат оценки влияния внешних факторов на достижение показателей (индикаторов) государственной программы и их статистический анализ.
Ключевые слова: сферы социально-экономическое развитие; классификация внешних рисков; показатели государственной программы; прогноз влияния внешних рисков на реализацию госпрограммы.
Содержание
Введение
1. Статистический анализ индикаторов государственной программы
2. Методический аппарат оценки влияния внешних факторов на достижение показателей (индикаторов) государственной программы
3. Результаты оценки влияния внешних факторов на достижение показателей (индикаторов) государственной программы
Заключение Литература
Введение
В МЧС России накоплен немалый опыт разработки и реализации Государственной программы Российской Федерации «Защита населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечение пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах», утвержденной Правительством Российской Федерации.
Достижение плановых показателей Государственной программы Российской Федерации «Защита населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечение пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах» осуществляется в рамках сложившейся в настоящее время системы планирования, регулируемой Федеральным законом Российской Федерации от 28 июня 2014 года № 172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации».
Однако, ряд вопросов, таких как целеполагание, прогнозирование, актуализация перечня и значений целевых индикаторов (показателей) Государственной программы, их разбивка в разрезе субъектов Российской Федерации, уточнение основных мероприятий и контрольных событий Государственной программы, их увязка с индикаторами и показателями Государственной программы, более
тщательная оценка рисков и условий недостижения плановых значений показателей требуют дальнейшего совершенствования. В статье раскрываются некоторые из этих вопросов.
1. Статистический анализ индикаторов государственной программы
К основным показателям (индикаторам) Государственной программы Российской Федерации «Защита населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечение пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах» (далее — Государственная программа) относятся показатели, представленные в табл. 1.
Показатель «количество деструктивных событий» (Ыдс) является ключевым показателем, на основе которого определяются все остальные показатели.
Иерархия показателей (индикаторов) государственной программы состоит из четырех уровней, показатели следующего уровня определяются на основе показателей предыдущего уровня (рис. 1).
Основные показатели (индикаторы) Государственной программы связаны с показателем «количество деструктивных событий» (Ыдс) через перечень вспомогательных коэффициентов, к которым относятся:
Таблица 1
Основные показатели (индикаторы) Государственной программы
Показатели (индикаторы) госпрограммы
I уровень II уровень III уровень IV уровень
Количество деструктивных событий (Näc) Количество ЧС «£). Количество зарегистрированных пожаров (ЫП0Ж). Количество происшествий на водных объектах (Ы^'). Экономический ущерб от деструктивных событий (СдГс). Количество погибших и пострадавших при деструктивных событиях (иП°ГгЛосРас). Доля лиц, удовлетворенных качеством предоставляемых государственных услуг (МРас'). Количество населения, спасенного при деструктивных событиях (яррас') Количество населения, погибшего в ЧС Количество населения, пострадавшего в ЧС ^сЛс'). Количество населения, погибшего на пожарах (U^Fac). Количество населения, пострадавшего на пожарах (U^Fac). Количество населения, погибшего на водных объектах (UO'Fac). Количество населения, спасенного в ЧС (S£c ). Количество населения, спасенного при пожарах (S^). Количество населения, спасенного на водных объектах (SFOc) Сокращение количества лиц погибших в ЧС в рассматриваемом году (#£•). Сокращение количества лиц, погибших на пожарах в рассматриваемом году (ВР£.). Сокращение количества лиц, погибших на водных объектах в рассматриваемом году (Вро )
Рис. 1. Иерархия показателей (индикаторов) Государственной программы
Ьг — коэффициент, характеризующий долю чрезвычайных ситуаций в общем количестве деструктивных событий
N?od , _ N ВО ; Ь3 _ nO '
N дс
(3)
н
чс
N
дс
(1)
Ь2 — коэффициент, характеризующий долю зарегистрированных пожаров в общем количестве деструктивных событий
Ь4 — коэффициент, характеризующий среднюю величину экономического ущерба от одного деструктивного события
к _
/-1 год GÄC
n
(4)
дс
к _-
n1
n
(2)
дс
Ьз — коэффициент, характеризующий долю происшествий на водных объектах в общем количестве деструктивных событий
Ьб — коэффициент, характеризующий среднее количество погибших и пострадавших в одном деструктивном событии
-I тПог.Пос. год и ЧГ
(5)
Ь 5 _"
ДС_
N дс
год '
год '
С1 — коэффициент, характеризующий среднее количество погибших в одной чрезвычайной ситуации
С4 — коэффициент, характеризующий среднее количество пострадавших в одном пожаре
с, ="
1 тПог.гЫ
ичс Д]год
и
Пос. год
С 4 ="
(6)
(9)
С2 — коэффициент, характеризующий среднее количество пострадавших в одной чрезвычайной ситуации
С5 — коэффициент, характеризующий среднее количество погибших на одном водном объекте
Пог. год
иП
4 о
иь
"и
(10)
дга
А " иу
(7)
С3 — коэффициент, характеризующий среднее количество погибших в одном пожаре
иП
" п
Значения основных и вспомогательных показателей (индикаторов) государственной программы за 2015 — 2017 гг. приведены в табл. 2.
Проанализировав значения вспомогательных коэффициентов (значения коэффициентов представлены в табл. 2) можно увидеть, что динамика их изменений незначительна. Поэтому можно использовать средние значения коэффициентов.
Таблица 2
Перечень показателей (индикаторов) и дополнительных статистических показателей
Государственной программы
N1
(8)
С 5 =
№ Наименование показателя (индикатора) Единица измерения Значение показателя
2015 год 2016 год 2017 год
1 Количество деструктивных событий (количество ЧС, пожаров, происшествий на водных объектах), не более (Ыдс) тыс единиц 171 167,8 165,5
2 Количество населения, погибшего, травмированного и пострадавшего при ЧС, пожарах, происшествиях на водных объектах, не более (иП°сгЛос) тыс человек 29,3 28,1 27,1
3 Количество населения, спасенного при ЧС, пожарах, происшествиях на водных объектах, не менее (Бдс) тыс человек 206,6 210,3 213,2
4 Экономический ущерб от деструктивных событий, не более (Сдс) млрд руб в ценах 2010 г 209,4 202,9 197,4
5 Количество чрезвычайных ситуаций (Ычс) тыс единиц 0,32 0,312 0,305
6 Количество населения, погибшего в ЧС ) тыс человек 0,57 0,56 0,54
7 Количество населения, пострадавшего в ЧС (Ц^') тыс человек 2,54 2,46 2,39
8 Количество населения, спасенного в ЧС^чс) тыс человек 106,6 107,6 107,9
9 Количество зарегистрированных пожаров (Ыпож.) тыс единиц 163,9 160,9 158,8
10 Количество населения, погибшего на пожарах (и^ ) тыс человек 9,9 9,5 9,1
11 Количество населения, получившего травмы на пожарах (иПО^ ) тыс человек 10,5 10,1 9,8
12 Количество населения, спасенного на пожарах (Бпож.) тыс человек 96,6 99,2 101,6
13 Количество происшествий на водных объектах (Ыво) тыс единиц 6,8 6,6 6,4
14 Количество погибших на водных объектах (и^2) тыс человек 6 5,8 5,6
15 Количество спасенных в происшествиях на водных объектах (Бво) тыс человек 1,6 1,6 1,6
16 Сокращение количества лиц, погибших в ЧС (по отношению к показателю 2011 года) (вчс) процентов 14,9 16,4 19
17 Сокращение количества лиц, погибших на пожарах (по отношению к показателю 2011 года) (Впож.) процентов 20,5 24,6 28,2
18 Сокращение количества лиц, погибших на водных объектах (по отношению к показателю 2011 года) (Вво) процентов 10,4 13,4 16
19 Доля лиц, удовлетворенных качеством предоставляемых государственных услуг (по отношению к общему числу обратившихся за государственными услугами) (М) процентов 75 81,5 86,5
20 (Ъг) коэффициент, характеризующий долю ЧС в общем количестве деструктивных событий доля единицы 0,002 0,002 0,002
21 (Ъ2) коэффициент, характеризующий долю зарегистрированных пожаров в общем количестве деструктивных событий доля единицы 0,958 0,959 0,96
№ Наименование показателя (индикатора) Единица измерения Значение показателя
2015 год 2016 год 2017 год
22 (Ь3) коэффициент, характеризующий долю происшествий на водных объектах в общем количестве деструктивных событий доля единицы 0,04 0,039 0,039
23 (Ь4) коэффициент, характеризующий среднюю величину экономического ущерба от одного деструктивного события млрд руб. / единиц 1,225 1,209 1,193
24 (Ь5) коэффициент, характеризующий среднее количество погибших и пострадавших в одном деструктивном событии тыс. человек / единица 0,171 0,167 0,164
25 (с1) коэффициент, характеризующий среднее количество погибших в одной ЧС тыс. человек / единица 1,781 1,795 1,77
26 (с2) коэффициент, характеризующий среднее количество пострадавших в одной ЧС тыс. человек / единица 7,938 7,885 7,836
27 (с3) коэффициент, характеризующий среднее количество погибших в одном пожаре тыс. человек / единица 0,06 0,059 0,057
28 (с4) коэффициент, характеризующий среднее количество пострадавших в одном пожаре тыс. человек / единица 0,064 0,063 0,062
29 (с5) коэффициент, характеризующий среднее количество погибших на одном водном объекте тыс. человек / единица 0,882 0,879 0,875
Статистический анализ основных показателей (индикаторов) Государственной программы говорит об их динамике к снижению. Уменьшается количество чрезвычайных ситуаций, пожаров, происшествий на водных объектах, также снижается количество населения, погибшего, травмированного и пострадавшего при чрезвычайных ситуациях, пожарах, происшествиях на водных объектах, снижается экономический ущерб от деструктивных событий.
Такие показатели как количество населения, спасенного при чрезвычайных ситуациях, на пожарах и в происшествиях на водных объектах возрастают. Также возрастают такие показатели как сокращение количества лиц, погибших в чрезвычайных ситуациях, на пожарах, в происшествиях на водных объектах (по отношению к показателю 2011 года) и доля лиц, удовлетворенных качеством предоставляемых государственных услуг.
Значения дополнительных показателей также снижаются, но динамика их снижения значительно ниже, чем основных.
Результаты статистического анализа показателей (индикаторов) Государственной программы позволяют использовать их для оценки влияния внешних рисков (факторов) на результаты выполнения Государственной программы.
2. Методический аппарат оценки влияния внешних факторов на достижение показателей (индикаторов) Государственной программы
Среди внешних рисков, количественно представляется возможным оценить влияние уменьшения объемов бюджетного финансирования на достижение показателей (индикаторов) Государственной программы. Влияние же остальных рисков является в значительной мере качественным, и переход к количественной оценке является весьма сложной задачей.
Зная зависимость между величиной «затраты (расходы) федерального бюджета в рамках Государственной программы» (С) и «количество деструктивных событий» (Ыдс), можно прогнозировать значения всех остальных показателей Государственной программы, с учетом изменения объемов финансирования.
Расчетный показатель количества деструктивных событий (ЫрДС) определяется как:
ЫРДГ = а №, (11)
где ЫДГ — расчетное количество деструктивных событий, тыс. единиц. а 1 — коэффициент, характеризующий отношение плановых затрат (расходов) федерального бюджета в рамках Государственной программы к фактическим затратам, доли единицы; ЫгДГ — прогнозное количество деструктивных событий, тыс. единиц.
С План.
а 1 Сф
(12)
где Гф — фактические затраты (расходы) федерального бюджета в рамках Государственной программы в рассматриваемом году, млн руб.
ГПлан — плановые затраты (расходы) федерального бюджета в рамках Государственной программы, млн руб.
Значения остальных показателей определяются исходя из расчетного количества деструктивных событий и величин вспомогательных показателей «Ь, с» за заданный год, приведенных в табл. 2.
Все показатели (индикаторы) Государственной программы в зависимости от из общественного значимости и наступивших последствий можно условно разделить на четыре уровня.
Показатель (индикатор) Государственной программы (Ыдс) является единственным показателем первого уровня (определяется исходя из изменения объемов финансирования Государственной
программы по формуле (11). На его основе определяются все остальные показатели.
Далее следуют нижеперечисленные показатели (индикаторы) Государственной программы II уровня.
Расчетное количество чрезвычайных ситуаций (Ыцс ) за рассматриваемый год. Оно определяется по формуле:
Л£- = Ъ 1ырдс. (13)
Расчетное количество зарегистрированных пожаров (ЫраСж ), определяемое по формуле:
Сж.= Ъ 2 Кс. (14)
Расчетное количество происшествий на водных объектах (Ырва0>). Оно также определяется по формуле:
тРас. 7 л тРас.
Ко= b 3 Nl„c-
(15)
Расчетный экономический ущерб от деструктивных событий (ОРдсс), вычисляемый по формуле:
ср;с= ъ 4 мрдс. (16)
Расчетное количество погибших и пострадавших при деструктивных событиях (ирс ПосРас). Оно определяется по формуле:
т тПог. Пос.Рас. т_ -\тРас. /-л Г7\
идс =Ъ 5Ы дс . (17)
Расчетный показатель доли лиц, удовлетворенных качеством предоставляемых государственных услуг (МРас ). Он определяется по формуле:
MPac = b 6 Мг'
(18)
где Ъ6 — коэффициент, характеризующий отношение прогнозного количества деструктивных событий к расчетному, количеству деструктивных событий, определяется по формуле (19):
Nгод
b = N дс Ь 6 = '
N дс
(19)
Мг°' — прогнозный показатель доли лиц, удовлетворенных качеством предоставляемых государственных услуг, %. Расчетное количество населения, спасенного при деструктивных событиях (БРД€С) определяется по формуле:
SPÄC = b 6 SÄc, (20)
где SIÄ'c — прогнозный показатель количества населения, спасенного при деструктивных событиях, тыс чел Нижеперечисленные показатели (индикаторы) Государственной программы относятся к показателям (индикаторам) III уровня .
Расчетное количество населения, погибшего в чрезвычайных ситуациях (U™e'Pac'), определяется по формуле:
ттПог.Рас. = хт. ЫЧС L livi
-Рас. ЧС '
(21)
Расчетное количество населения, пострадавшего в чрезвычайных ситуациях определяется по формуле:
Ц^* =с2Кс'. (22)
Расчетное количество населения, погибшего на пожарах (иПОгжРас.) за рассматриваемый год, определяется по формуле:
КТ^ с 3 Кож.. (23)
Расчетное количество населения, пострадавшего на пожарах (иПОЖРас.), определяется по формуле:
иЕРас = с 4 тпж.. (24)
Расчетное количество населения, погибшего на водных объектах (иВ°0гРас.), определяется по формуле:
иПроРас= с 5 ЫРвас. (25)
Расчетное количество населения, спасенного в чрезвычайных ситуациях определяется по
формуле:
^ =c6S£, (26)
где — прогнозное увеличение количества населения, спасенного при чрезвычайных ситуациях в рассматриваемом году, тыс. чел.;
с 6 — коэффициент, характеризующий отношение прогнозного количества чрезвычайных ситуаций к расчетному количеству чрезвычайных ситуаций, определяется по формуле (27), доли единицы.
с. =
дтах). 1УЧС
аг
(27)
Расчетное количество населения, спасенного при пожарах (ЭРРОЖ ) за рассматриваемый год, определяется по формуле:
SPac. _с ss°d-
Пож. 7 Пож. ■
год (28)
где БПОдж — прогнозное увеличение количества населения, спасенного при пожарах в рассматриваемом году, тыс. чел.; с 7 — коэффициент, характеризующий отношение прогнозного количества зарегистрированных пожаров к расчетному количеству зарегистрированных пожаров, определяется по формуле (29), доли единицы.
N°
С 7 NPac.
(29)
Расчетное количество населения, спасенного на водных объектах ^ВО) за рассматриваемый год, определяется по формуле:
эРд = с 8 (30)
где ЭВдО — прогнозное увеличение количества населения, спасенного на водных объектах в рассматриваемом году, тыс. чел.;
коэффициент, характеризующий отношение прогнозного количества происшествий на водных объектах к расчетному, количеству происшествий на водных объектах, определяется по формуле (31), доли единицы.
Ы во С 8 = ЫРас. . Ы во
(31)
Нижеперечисленные показатели (индикаторы) Государственной программы относятся к показателям (индикаторам) IV уровня.
Расчетное сокращение количества лиц погибших в чрезвычайных ситуациях в рассматриваемом году ) определяется по формуле:
■пРш °ЧС
1 тПог.2011 _ 7 тПог. ичс ЫЧС
л тЛог.2011 _7 тПог.год. \ /цеод' [учс иЧ|
¡. \ / -п год'
(32)
О год.
Вчс
ЦПог. 2011 г-
1С — количество лиц, погибших в чрезвычайных ситуациях в 2011 году, тыс. чел.;
— прогнозное сокращение количества лиц погибших в чрезвычайных ситуациях в рассматриваемом году, %.
Расчетное сокращение количества лиц, погибших на пожарах в рассматриваемом году (БПаосж ), определяется по формуле:
Р
вГ
иП
1-иП
4 п
(иПог. 2011 и^Пог. год. )/ В г°д
V Пож. Пож. ' I Пож.
(33)
где иПГ11 — количество лиц, погибших на пожарах в 2011 году, тыс. чел.;
Вг°д'ж — прогнозное сокращение количества лиц, погибших на пожарах в рассматриваемом году, %.
Расчетное сокращение количества лиц, погибших на водных объектах в рассматриваемом году (ВРва0), определяется по формуле:
В Рас.
во =
иП
1 с
1 -иП
г.
и
I т тПог. год. \ / ту год 1
-иво )/Вво
(34)
где иПог 2011 — количество лиц, погибших на водных объектах в 2011 году, тыс. чел.;
Вво — прогнозное сокращение количества лиц, погибших на водных объектах в рассматриваемом году, %. Работоспособность разрабатываемого методического аппарата оценки влияния внешних факторов на достижение показателей (индикаторов) Государственной программы можно продемонстрировать на примере оценки возможных сценариев общего сокращения расходов на Государственную программу.
3. Оценка влияния внешних факторов на достижение показателей (индикаторов) государственной программы
Рассматривается три возможных сценария общего сокращения расходов на Государственную программу Российской Федерации «Защита населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечение пожарной безопасности людей на водных объектах»:
«оптимистичный» — сокращение на 5 % бюджетных ассигнований выделяемых на Государственную программу;
«реалистичный» — сокращение на 10 % бюджетных ассигнований выделяемых на Государственную программу;
«пессимистичный» — сокращение на 15 % бюджетных ассигнований выделяемых на Государственную программу.
Исходя из этих сценариев, получим значение величины сокращения выделяемых бюджетных ассигнований федерального бюджета для МЧС России (с учетом в 2017 ), приведенные в табл. 3.
Для указанных сокращений расходов на Государственную программу можно определить величину изменения значений показателей (индикаторов) Государственной программы, показанного для 2015 года в табл. 4.
Сокращение бюджетных ассигнований по трем возможным сценариям (тыс. руб.)
Таблица 3
с
8
Наименование сценария Величина сокращения расходов Годы
2015 2016 2017
«оптимистичный» Сокращение на 5 % бюджетных ассигнований выделяемых на всю Государственную программу 11 134 155,00 10 635 058,65 11 376 740,00
Сокращение расходов МЧС России при сокращении на 5 % 9 812 240,46 9 821 349,03 10 014 058,00
«реалистичный» Сокращение на 10 % бюджетных ассигнований выделяемых на всю Государственную программу 22 268 309,99 21 270 117,29 22 753 480,00
Сокращение расходов МЧС России при сокращении на 10 % 19 624 480,90 19 642 698,05 20 028 115,99
«пессимистичный» Сокращение на 15 % бюджетных ассигнований выделяемых на всю Государственную программу 33 402 464,99 31 905 175,94 34 130 220,00
Сокращение расходов МЧС России при сокращении на 15 % бюджетных ассигнований выделяемых на всю Государственную программу 29 436 721,37 29 464 047,08 30 042 173,99
сл сл
ю ю ю
00
Н
о
ю о
ш £
ю
'чо
Изменения значений показателей
индикаторов) Государственной программы (2015 г.)
Таблица 4
и
Ь
№ Наименование показателя (индикатора) Тип показателя Единица измерения Снижения затрат (расходов) федерального бюджета в рамках Государственной программы
(5 % в год) (10 % в год) (15 % в год)
2015 год 2016 год 2017 год 2015 год 2016 год 2017 год 2015 год 2016 год 2017 год
1. Количество деструктивных событий (количество ЧС, пожаров, происшествий на водных объектах), не бопее(Ыдс) Программный показатель тыс. ед. 171 167,8 165,5 171 167,8 165,5 171 167,8 165,5
Прогнозный показатель 180 176,6 174,2 190 186,4 183,9 201,2 197,4 194,7
Величина изменения показателя 9 8,8 8,7 19 18,6 18,4 30,2 29,6 29,2
2. Количество населения, погибшего, травмированного и пострадавшего при ЧС, пожарах, происшествиях на водных объектах, не более (11®* ) Программный показатель тыс. чел. 29,3 28,1 27,1 29,3 28,1 27,1 29,3 28,1 27,1
Прогнозный показатель 30,8 29,6 28,5 32,6 31,2 30,1 34,5 33,1 31,9
Величина изменения показателя 1,5 1,5 1,4 3,3 3,1 3 5,2 5 4,8
3. Количество населения, спасенного при ЧС, пожарах, происшествиях на водных объектах, не менее (Бдс) Программный показатель тыс. чел. 206,6 210,3 213,2 206,6 210,3 213,2 206,6 210,3 213,2
Прогнозный показатель 196,3 199,8 202,5 185,9 189,3 191,9 175,6 178,8 181,2
Величина изменения показателя 10,3 10,5 10,7 20,7 21 21,3 31 31,5 32
4. Экономический ущерб от деструктивных событий, не более (Сдс) Программный показатель млрд руб. 209,4 202,9 197,4 209,4 202,9 197,4 209,4 202,9 197,4
Прогнозный показатель в ценах 2010 г. 220,4 213,6 207,8 232,7 225,4 219,3 246,4 238,7 232,2
Величина изменения показателя 11 10,7 10,4 23,3 22,5 21,9 37 35,8 34,8
5. Количество ЧС (Ычс) Программный показатель тыс. ед. 0,32 0,312 0,305 0,32 0,312 0,305 0,32 0,312 0,305
Прогнозный показатель 0,337 0,328 0,321 0,356 0,347 0,339 0,376 0,367 0,359
Величина изменения показателя 0,017 0,016 0,016 0,036 0,035 0,034 0,056 0,055 0,054
6. Количество населения, погибшего вЧС(1С) Программный показатель тыс. чел. 0,57 0,56 0,54 0,57 0,56 0,54 0,57 0,56 0,54
Прогнозный показатель 0,6 0,589 0,568 0,633 0,622 0,6 0,671 0,659 0,635
Величина изменения показателя 0,03 0,029 0,028 0,063 0,062 0,06 0,101 0,099 0,095
7. Количество населения, пострадавшего в ЧС (и"" ) Программный показатель тыс. чел. 2,54 2,46 2,39 2,54 2,46 2,39 2,54 2,46 2,39
Прогнозный показатель 2,674 2,589 2,516 2,822 2,733 2,656 2,988 2,894 2,812
Величина изменения показателя 0,134 0,129 0,126 0,282 0,273 0,266 0,448 0,434 0,422
8. Количество населения, спасенного в ЧС (Бчс) Программный показатель тыс. чел. 106,6 107,6 107,9 106,6 107,6 107,9 106,6 107,6 107,9
Прогнозный показатель 101,3 102,2 102,5 95,9 96,8 97,1 90,6 91,5 91,7
Величина изменения показателя 5,3 5,4 5,4 10,7 10,8 10,8 16 16,1 16,2
9. Количество зарегистрированных пожаров (Ыпож) Программный показатель тыс. ед. 163,9 160,9 158,8 163,9 160,9 158,8 163,9 160,9 158,8
Прогнозный показатель 172,5 169,4 167,2 182,1 178,8 176,4 192,8 189,3 186,8
Величина изменения показателя 8,6 8,5 8,4 18,2 17,9 17,6 28,9 28,4 28
10. Количество населения, погибшего на пожарах (1 Программный показатель тыс. чел. 9,9 9,5 9,1 9,9 9,5 9,1 9,9 9,5 9,1
Прогнозный показатель 10,4 10 9,6 11 10,6 10,1 11,6 11,2 10,7
Величина изменения показателя 0,5 0,5 0,5 1,1 1,1 1 1,7 1,7 1,6
Окончание табл. 4
Г) н 43 а н пз ►п Я
¡4
тз
В) §
в
И п Я О
ш а
£
Н д
Я 43
о ел
а
пз
Я п п
а
л> В О и а Я
а
№ Наименование показателя (индикатора) Тип показателя Единица Снижения затрат (расходов) федерального бюджета в рамках Государственной программы
измерения (5 % в год (10 % в год) (15 % в год)
2015 год 2016 год 2017 год 2015 год 2016 год 2017 год 2015 год 2016 год 2017 год
11. Количество населения, получившего травмы на пожарах ) Программный показатель тыс. чел. 10,5 10,1 9,8 10,5 10,1 9,8 10,5 10,1 9,8
Прогнозный показатель 11,1 10,6 10,3 11,7 11,2 10,9 12,4 11,9 11,5
Величина изменения показателя 0,6 0,5 0,5 1,2 1,1 1,1 1,9 1,8 1,7
12. Количество населения, спасенного на пожарах (Бпож.) Программный показатель тыс. чел. 96,6 99,2 101,6 96,6 99,2 101,6 96,6 99,2 101,6
Прогнозный показатель 91,8 94,2 96,5 86,9 89,3 91,4 82,1 84,3 86,4
Величина изменения показателя 4,8 5 5Д 9,7 9,9 10,2 14,5 14,9 15,2
13. Количество происшествий на водных объектах (№о) Программный показатель тыс. ед. 6,8 6,6 6,4 6,8 6,6 6,4 6,8 6,6 6,4
Прогнозный показатель 7,2 6,9 6,7 7,6 7,3 7,1 8 7,8 7,5
Величина изменения показателя 0,4 0,3 0,3 0,8 0,7 0,7 1,2 1,2 1,1
14. Количество погибших на водных объектах (и™! ) Программный показатель тыс. чел. 6 5,8 5,6 6 5,8 5,6 6 5,8 5,6
Прогнозный показатель 6,3 6,1 5,9 6,7 6,4 6,2 7,1 6,8 6,6
Величина изменения показателя 0,3 0,3 0,3 0,7 0,6 0,6 1Д 1 1
15. Количество спасенных в происшествиях на водных объектах (Бво) Программный показатель тыс. чел. 1,6 1,6 1,6 1,6 1,6 1,6 1,6 1,6 1,6
Прогнозный показатель 1,5 1,5 1,5 1,4 1,4 1,4 1,4 1,4 1,4
Величина изменения показателя 0,08 0,08 0,08 0,16 0,16 0,16 0,24 0,24 0,24
16. Сокращение количества лиц, погибших в ЧС (по отношению к показателю 2011 года) (Вчс) Программный показатель процентов 14,9 16,4 19 14,9 16,4 19 14,9 16,4 19
Прогнозный показатель 9,2 10,6 13,1 10,6 12 14,5 -2,3 -1,1 1,2
Величина изменения показателя 5,7 5,8 6 4,3 4,4 4,5 17,2 17,5 17,9
17. Сокращение количества лиц, погибших на пожарах (по отношению к показателю 2011 года) (Впож) Программный показатель процентов 20,5 24,6 28,2 20,5 24,6 28,2 20,5 24,6 28,2
Прогнозный показатель 14,5 18,4 21,8 9,9 14,3 18,5 2,4 5,9 9
Величина изменения показателя 6 6,2 6,4 10,6 10,3 9,7 18,1 18,7 19,2
18. Сокращение количества лиц, погибших на водных объектах (по отношению к показателю 2011 года) (Вво) Программный показатель процентов 10,4 13,4 16 10,4 13,4 16 10,4 13,4 16
Прогнозный показатель 4,9 7,7 10,2 0,5 3,8 6,9 -6,2 -3,6 -1,4
Величина изменения показателя 5,5 5,7 5,8 9,9 9,6 9,1 16,6 17 17,4
19. Доля лиц, удовлетворенных качеством предоставляемых госуслуг (по отношению к общему числу обратившихся за госуслугами) (М) Программный показатель процентов 75 81,5 86,5 75 81,5 86,5 75 81,5 86,5
Прогнозный показатель 71,3 77,4 82,2 67,5 73,4 77,9 63,8 69,3 73,5
Величина изменения показателя 3,8 4,1 4,3 7,5 8,1 8,6 11,3 12,2 13
и
я
п
я
га ТЗ
н
(г №
Я' рз
Я р
а я
ы Я О
к
га
Я -
Я
Заключение
Статистический анализ основных показателей (индикаторов) государственной программы Российской Федерации «Защита населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечение пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах» свидетельствует об их динамике к снижению.
Уменьшается количество чрезвычайных ситуаций, пожаров, происшествий на водных объектах, также снижается количество населения, погибшего, травмированного и пострадавшего при чрезвычайных ситуациях, пожарах, происшествиях на водных объектах, снижается экономический ущерб от деструктивных событий.
Такие показатели как количество населения, спасенного при чрезвычайных ситуациях, на пожарах и в происшествиях на водных объектах, наоборот возрастают. Также возрастают такие показатели как сокращение количества лиц, погибших в чрезвычайных ситуациях, на пожарах, в происшествиях на водных объектах (по отношению к показателю 2011 года) и доля лиц, удовлетворенных качеством предоставляемых государственных услуг.
Значения дополнительных показателей также снижаются, но динамика их снижения значительно ниже, чем основных.
Результаты статистического анализа показателей (индикаторов) Государственной программы позволяют использовать их для оценки влияния внешних рисков (факторов) на результаты выполнения этой программы.
Работоспособность разрабатываемого методического аппарата оценки влияния внешних факторов на достижение показателей (индикаторов)
Государственной программы можно продемонстрировать на примере оценки возможных сценариев общего сокращения расходов на госпрограмму.
Ежегодное снижение расходов федерального бюджета на Государственную программу на 10 % (21 — 23 млрд руб.), приведет к росту экономического ущерба от деструктивных событий на 22 — 23 млрд руб. и росту количества погибших и пострадавших более чем на 3 тыс. чел. То есть, экономия от сокращения расходов в размере до 10 % сопоставима с ростом экономического ущерба. Сокращение же расходов федерального бюджета на Государственную программу более чем на 10 % приведет к превышению величины экономического ущерба от деструктивных событий над величиной сэкономленных средств.
Литература
1. Стратегические риски России: оценка и прогноз / МЧС России; под общ. ред. Ю.Л. Воробьева. М.: Деловой экспресс, 2005. 392 с.
2. Кофман А, Методы и модели исследования операций. М.: Мир, 1966.
3. ЧуевЮ.В., МихайловЮ,Б,, Кузьмин В.И. Прогнозирование количественных характеристик процессов. М.: Советское радио, 1975.
3,08,2015
Сведения об авторах:
Ермакова Екатерина Сергеевна: ведущий специалист ГО;
Коротова Ксения Игоревна: ведущий специалист ГО;
Макиев Юрий Дмитриевич: д.т.н., профессор, главный специалист;
ФКу ЦСИ ГЗ МЧС России; e-mail: [email protected]; 121352 Москва, ул. Давыдковская, д. 7.