/38 Civil SecurityTechnology, Vol. 13, 2016, No. 4 (50) УДК 614.8
Методика оценки эффективности мероприятий по реализации государственной программы «Защита населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечение пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах»
ISSN 1996-8493
© Технологии гражданской безопасности, 2016
Е.В. Арефьева
Аннотация
Рассмотрена методика оценки эффективности мероприятий по реализации государственной программы Российской Федерации «Защита населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечение пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах», включающая все ее основные этапы. В ней используются различные математические методы. Она может быть использована в работе системы поддержки принятия решений при управлении развитием территориальной подсистемы РСЧС.
Ключевые слова: эффективность мероприятий; критерии эффективности; регрессионный анализ; чрезвычайные ситуации; пожары.
A Method for Assessing the Effectiveness of Activities to Implement the State Program on Protection of Population and Territories from Emergencies, Provision of Fire Safety and Safety of People on Water Bodies
ISSN 1996-8493
© Civil Security Technology, 2016
E. Arefyeva
Abstract
The article describes a methodology which assesses the effectiveness of activities for the implementation of the State Program of the Russian Federation on Protection of Population and Territories from Emergencies, Provision of Fire Safety and Safety of People on Water Bodies and includes all its main stages. The methodology applies an array of mathematical methods and can be used to support decision making in the management of the development of a territorial subsystem of the Russian System for Emergency Prevention and Response.
Key words: activity effectiveness; effectiveness criteria; regression analysis; emergency situations; fires.
С целью повышения эффективности реализации государственной программы «Защита населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечение пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах» (далее Госпрограмма) необходимо рационально планировать программные мероприятия и их ресурсное обеспечение, повышать качество их контроля [1, 2]. Эффективность реализации Госпрограммы оценивается по улучшению ряда индикаторов (число ЧС, пожаров, инцидентов на водных объектах; число погибших в ЧС, на пожарах, водных объектах; число пострадавших и причиненные ущербы) путем проведения профилактических, защитных мероприятий, а также мероприятий реагирования на ЧС, пожары и инциденты на водных объектах [2, 3].
Методика, доведенная до программной реализации, позволяющая оценивать и контролировать эффективность реализации мероприятий Госпрограммы с учетом фактических и прогнозных значений показателей и индикаторов Госпрограммы на среднесрочный период, отсутствует. Практика показывает, что при выборе мероприятий необходимо оценивать и учитывать не только произошедшие ЧС и реализованные угрозы, но и те, которые еще не проявлялись, но потенциально могут произойти (техногенные аварии на потенциально опасных объектах, террористические акты, экстремальные гидрометеорологические процессы, космические угрозы и т.д.). Кроме того, влияние реализации мероприятия на улучшение ситуации должно однозначно характеризовать его вклад в улучшение значений индикаторов Госпрограммы. Перечень показателей и индикаторов принимается в соответствии с утвержденной Госпрограммой [4].
Нормативной основой методики являются федеральные законы, постановления Правительства Российской Федерации, приказы МЧС России и другие нормативные методические документы в области стратегического планирования и защиты территорий от ЧС [1-5].
Цель методики заключается в научно-методическом обосновании выбора и оценки эффективности мероприятий в рамках реализации Госпрограммы с учетом улучшения индикаторов Госпрограммы. Рациональность выбора мероприятий определяется минимизацией затрат на их реализацию и результативностью влияния на изменение индикаторов Госпрограммы.
В методике используются следующие математические методы:
корреляционный и регрессионный анализ динамических рядов;
экстраполяция прогнозных значений показателей госпрограмм на основе построенных регрессионных зависимостей, позволяющих получать упреждающие точечные и интервальные значения прогнозируемых параметров;
анализ иерархий для определения весовых коэффициентов критериев эффективности мероприятий;
экспертное оценивание эффективности мероприятий предупреждения и реагирования на ЧС.
Вычислительный алгоритм методики включает процедуры:
1) анализ и оценка ретроспективной и текущей ситуации на данной территории по статистическим данным (оценка опасностей и угроз природного и техногенного характера, оценка имеющихся сил и средств для предупреждения и реагирования на ЧС и др.), прогноз опасных процессов с учетом применения мер профилактики и защиты от природных и техногенных угроз и без учета этих мер;
2) оценка и анализ ущербов от ЧС на основе донесений оперативных служб, информации в государственных докладах МЧС России с целью выявления наиболее значительных по ущербам типов ЧС, характерных для данного субъекта РФ;
3) выявление наиболее неблагополучных муниципалитетов и районов субъекта РФ по опасностям природного и техногенного характера, по недостаточности сил и средств для профилактики и реагирования на ЧС;
4) определение с помощью корреляционно-регрессионного анализа прогнозных значений числа, частоты и интенсивности ЧС и др. на основе данных о них на территории субъекта;
5) выбор профилактических мероприятий, в том числе, с учетом их влияния на уменьшение источников ЧС и пожаров (предварительно выполняется ранжирование источников ЧС, причин пожаров);
6) формирование экспертами списка самых эффективных профилактических мероприятий;
7) отбор наименее затратных мероприятий методом сопоставления в координатах «затраты—эффективность» (исключаются 10% наиболее затратных и 10% наименее эффективных мероприятий);
8) прогнозная оценка эффектов от реализации выбранных мероприятий на изменение индикаторов Госпрограммы, сопоставление прогнозируемых значений индикаторов без проведения мероприятий и с их учетом;
9) определение окончательного списка мероприятий в рамках реализации Госпрограммы.
Методика включает две части: I. Анализ и прогноз ситуации.11. Выбор и оценка эффективности мероприятий. Первая часть методики включает процедуры из приведенного выше перечня 1)-4), вторая часть методики включает процедуры 5)-9).
Входными данными первой части методики являются: статистическая информация по ЧС и пожарам на территории районов субъекта РФ; по силам и средствам системы РСЧС на территории субъекта; по причинам пожаров, ЧС.
Выходные ее данные: список наиболее уязвимых муниципалитетов; прогнозные усредненные максимальные значения уровней наводнений, пожаров и др.; прогнозные значения числа ЧС, погибших, пострадавших, ущербов, пожаров, других индикаторов госпрограммы [4].Результаты первой части методики используются при формировании предварительного списка мероприятий по предупреждению и реагированию на ЧС и пожары с учетом
Таблица 1
Анализ причин бытовых пожаров на территории Тверской области за 2010-2014 гг.
№ п/п Причины пожаров Удельный вес причины от общего числа пожаров, %
1 Установленные поджоги 19,33
2 Причины технологического характера 0,67
3 Нарушение правил устройства и эксплуатации электрооборудования, оборудования 29,10
4 Неисправности, нарушение правил пожарной безопасности при эксплуатации отопительных печей 15,45
5 Нарушение правил пожарной безопасности при сварочных, огневых работах 0,67
6 Нарушение правил эксплуатации керосиновых, бензиновых, газовых приборов 0,60
7 Неосторожное обращение с огнем 14,45
8 Неосторожное обращение с огнем при курении 11,24
9 Детская шалость 1,00
10 Нарушение правил устройства и эксплуатации транспортных средств 3,68
11 Прочие причины 3,81
12 Итого 100
уязвимости муниципалитетов, наличия имеющихся сил и средств.
Методом построения прогнозов является регрессионный анализ с использованием линейных, полиномиальных, логарифмических и др. моделей с учетом циклической и случайной компонент, которые наиболее адекватно отражают направленность изменений того или иного процесса [6].Так, для Тверской области анализ ЧС, пожаров и происшествий на воде показал, что подавляющее количество людей гибнет на пожарах, и бытовые пожары приносят максимальный ущерб. Для других субъектов РФ наиболее значимыми могут быть наводнения, землетрясения, оползни и др.
Использование метода экстраполяции показателей на основе регрессионных моделей для прогнозирования базируется на следующих предположениях:
1. Временной ряд показателей действительно имеет выраженную тенденцию.
2. Условия формирования показателей в прошлом сохранятся без существенных изменений в будущем на горизонт прогноза.
3. Срок прогноза не должен превышать трети базы расчета.
Апробация методики проводилась на примере Тверской области.
С целью определения перечня профилактических мер по материалам государственных докладов были проанализированы причины бытовых пожаров на территории Тверской области за 2010-2014 гг. Выявлено, что почти треть их возникает из-за нарушения правил эксплуатации электрооборудования; 20% -вызваны установленными поджогами, 15%—неисправностями и нарушением правил эксплуатации отопительных печей и т.д. Результаты анализа причин возникновения пожаров приведены в табл. 1.
По статистическим данным методом регрессионного анализа были построены модели для определения тенденций формирования различных значений показателей ЧС, пожаров; для средних максимальных значений критических значений уровней в реках Тверской области в период снеготаяния (рис. 1).
а)
б)
Рис. 1. График регрессионной модели динамики ущербов при бытовых пожарах (ось абсцисс — года, ось ординат — тыс. руб) (а); (б) динамика количества погибших на техногенных пожарах за 2004-2014 гг. на территории Тверской области (ось абсцисс — года, ось ординат—число погибших)
На рис. 2 приведен график линейной регрессионной модели формирования максимального уровня р.Волги в селе Ельцы в период снеготаяния (Тверская область). Видно, что значение максимальных уровней реки имеет тенденцию роста и требует принятия дополнительных предупредительных мер против затопления низменной береговой территории в период паводка. Уравнение линейной регрессии максимальных уровней (У) на р. Волга в с. Ельцы имеет вид: 7=7,12 х +240,6; где х- время, год. Коэффициенты линейной модели получены с помощью метода наименьших квадратов [6].
• • •
------<9
■ • .. • •
•
■5 0 5 10 15
Рис. 2. График регрессионной модели средних максимальных уровней на р. Волга в с. Ельцы с 2001-2015 гг. (ось абсцисс — года от 2000 до 2015 г., ось ординат — м, максимальные уровни реки)
После прогнозных расчетов параметров опасностей, анализа их причин и факторов — составляется предварительный список мероприятий по профилактике ЧС, пожаров. Список мероприятий является элементом входных данных для второй части методики.
Вторая часть методики посвящена оценке эффективности мероприятий на примере бытовых пожаров в Тверской области. Входными данными для нее являются:
1. Ранжированный список причин пожаров с соответствующими весами.
2. Примерный список мероприятий по профилактике пожаров.
3. Примерный список мероприятий по реагированию на пожары.
4. Оценочная шкала влияния профилактических мероприятий на уменьшение действия причин пожаров (экспертная оценка).
5. Данные прогнозных расчетов по первой части методики (анализ причин возникновения пожаров; прогноз формирования наиболее значимых причин пожаров).
6. Примерный список критериев оценки эффективности мероприятий реагирования на пожары.
7. Стоимостная оценка планируемых мероприятий.
Выходными данными второй части методики являются:
1. Набор эффективных мероприятий по их влиянию на причины пожаров и на изменение индикаторов Госпрограммы и набор мероприятий реагирования на пожары.
2. Значения показателей индикаторов госпрограммы, вычисленные на основе эффектов влияния профилактических мероприятий на причины источников пожаров.
3. Определение перечня эффективных мероприятий с учетом затрат на их выполнение.
В основе оценки эффективности профилактических мероприятий лежит принцип экспертной оценки влияния того или иного мероприятия на уменьшение причин пожаров (оценивается в процентах,%). Зная, какую часть от общего числа пожаров составляют пожары по данной причине, можно примерно спрогнозировать, насколько уменьшится общее число пожаров (погибших, пострадавших), размер ущербов в результате проведения данного мероприятия. Следует заметить, что мероприятие может уменьшить несколько причин пожаров.
Устойчивость экспертной оценки подкрепляется весовым коэффициентом компетентности каждого эксперта. Значение весового коэффициента /-го эксперта может быть определено путем усреднения оценок, проставленных остальными экспертами (к. ):
Экспертная оценка усредняется и определяется вес /-го мероприятия для уменьшения соответствующей причины пожара. Так, если на 20% снижается действие основной причины бытовых пожаров (30% от общего числа пожаров составляет нарушение эксплуатации электрооборудования), то на 6% снизится общее число бытовых пожаров, погибших, пострадавших, снизятся ущербы.
Экспертным путем оценивается и составляется таблица влияния каждого мероприятия на индикаторы Госпрограммы с учетом весовых коэффициентов по всем причинам. В итоге составляется матрица влияния выбранных профилактических мероприятий на причины пожаров. Оценочная шкала для экспертного оценивания имеет следующие градации:
3 балла — мероприятие уменьшает действие причины пожара на 25% и выше;
2 балла — мероприятие уменьшает действие причины пожара на 10-20%;
1 балл — мероприятие уменьшает действие причины пожара на 0-10%;
0 баллов — мероприятие не влияет на причину.
Общий вклад /-го мероприятия в уменьшение наиболее существенных причин пожаров определяется по формуле:
В =уп Ь * к, (2)
г у _1 у у
где: В — вес /-го мероприятия в уменьшение числа пожаров по всем причинам; Ь . — весовой коэффициент влияния / -го мероприятия на ]-ю причину пожара; к.—доля, вклад в общее число пожаров, возникших по}-й причине, доли ед.;
Таблица 2
Оценка влияния /-го мероприятия на индикаторы госпрограммы
№ п/п Число пожаров (ЧС) Число погибших
Причина/индикаторы госпрограммы Доля, вклад в число пожаров по данной причине, доли ед Число пожаров (ЧС), возникших по данной причине, ед. пожаров (ЧС) Число пожаров, на которое можно уменьшить их число в результате г-го мероприятия Доля, вклад в число погибших по данной причине, доли ед Доля числа погибших по данной причине, ед. пожаров (ЧС) Доля погибших, на которую можно уменьшить их число в результате i -го мероприятия
Причина 1 к к * "пож Ь * Ц * "пож /1 / * "пог b * f * n il J1 пог
Причина 2 к к * Ншж Ь,2 * к2 * "пож /2 /2 * "пог b * f * n i2 J 2 пог
Причина s К * "пож Ь. * к * " / / * "пог b * f * n is J 2 пог
Суммарное влияние г-го мероприятия на индикаторы госпрограммы X « I «
где: Ь.—весовой коэффициент влияния г-го мероприятия на у-ю причину пожара; "пож—число пожаров;
К — процент от вклада г-й причины пожаров в общее число пожаров;
/ — процент от вклада г-й причины пожаров в общее число погибших, в частном случае/ = К, (возможно/ = у* К—линейная зависимость числа погибших от числа ЧС, либо у = 1, и предполагаем, что как для числа пожаров, так и для остальных индикаторов Госпрограммы процент причины формирования числа пожаров остается тот же, что и для числа погибших).
Экспертным пулом определяются веса выбранных мероприятий по уменьшению причин, и прогнозируется уменьшение числа ЧС, пожаров, числа погибших и т.д. в результате выполнения мероприятий. Так,
в. = В —
' В
нормированый вес г-го мероприятия, т.е. его вклад в уменьшение действия всех причин пожаров; в * 100%—процент числа пожаров, на который эксперты могут снизить число пожаров в результате проведения г-го мероприятия.
В табл. 2 приведены формулы расчетов для числа пожаров и числа погибших. Аналогично составляется таблица для других индикаторов Госпрограммы —числа пострадавших, экономического ущерба в результате пожаров.
Для мероприятий второй группы—реагирования на пожары — экспертами определяются весовые коэффициенты критериев их оценки. Выбранные экспертами критерии предварительно ранжируются с помощью метода анализа иерархий [7].
Оценочными критериями могут быть такие:
К1—быстродействие реагирования на чрезвычайные ситуации, пожары;
К2—масштабность, охват территории;
К3—технологичность и модернизированность;
К4—пролонгированность действия мероприятия (краткосрочное, среднесрочное, долгосрочное);
К5—работа с населением (информирование, оповещение, пропаганда).
Список критериев формируется экспертами, поэтому оценка эффективности мероприятий во многом определяется правильно выбранными критериями. Веса критериев (О,) определяются по методу анализа иерархий (МАИ). Количественные суждения экспертов о парах критериев (К., К.) представляются в данном случае матрицей А размера 5*5:
A =
1/ a12 1/ a.
"12" 1... 1/ a„
25" 1
Элементы (а.) матрицы А формируются по правилу а.. =, определяемому методом анализа иерархий [7]. Элемент а. матрицы А показывает значение важности г-го критерия в сравнении с критерием у по его важности в достижении цели реализации Госпрограммы [7].
Затем по 5-балльной шкале экспертами оцениваются мероприятия по выбранным критериям (5 баллов — наилучшее значение). Экспертным путем определяются весовые коэффициенты мероприятий по всем критериям (см. табл. 3).
Таблица 3
Таблица оценок мероприятий по критериям
Критерий/мероприятие Крите- Крите- ... Крите-
рий 1 рий 2 рий k
Мероприятие 1 ь„ Ь12 b1k
Мероприятие 2 ьи Ь22
Мероприятие m
где b..—текущее значение эффективности г-го мероприятия.
Для окончательного определения весовых коэффициентов, показывающих эффективность мероприятий, вводится понятие «наилучшее мероприятие», представляющее собой вектор, компонентами которого являются максимальные значения, проставленные экспертами по каждому критерию bmax = (bmax, b max_ b max), где bmax—максимальное значение по
2 , n' j
j-му критерию, определенному по таблице эффективности мероприятий (см. табл. 3). Аналогично формируется модель «наихудшего мероприятия»
bmin = (b min b min b min) l 1 ' 2 ,'"' n ''
Для сопоставления оценок мероприятий по всем критериям необходимо перейти к нормированным единицам, преобразовав их значения по формуле:
Ь™ - Ь
1 ч
(3)
1 1
Значения эффективности мероприятий в относительных единицах • .. интерпретируются как «расстояние по эффективности»/-го мероприятия от «наилучшего» по соответствующему критерию. Наилучшее мероприятие имеет значение • .. = 0, а наихудшее • .. = 1. Для формирования списка мероприятий, близких к «наилучшему», определяется свертка (4), показывающая «расстояние по эффективности» до «наилучшего мероприятия» по всем критериям.
Для этого вычисляются значения (1 - з\.) и определяется суммарная оценка мероприятия Ь . с весами критериев (О.) по формуле:
А =1" ^ (1 - 4
(4)
Чем больше значение Ь, тем ближе / -е мероприятие к «наилучшему мероприятию».
Пример расчета. Примерный список мероприятий приведен в табл. 4.
Таблица 4
Примерный список мероприятий по уменьшению риска пожаров
№ п/п Наименование мероприятия Обозначение
1 Строительство, реконструкция, эксплуатация лесных дорог, предназначенных для охраны лесов от пожаров
2 Проведение регионального конкурса «Лучший пожарный» м2
3 Строительство здания пожарного депо в г. Красный Холм, Тверская область М3
4 Реконструкция нежилого здания под пожарное депо М4
5 Развертывание АПК «Безопасный город» в аспекте повышения пожарной безопасности М5
Экспертами выполняется оценка мероприятий по 5-балльной шкале по каждому критерию (5—лучшая оценка, 1 — худшая). В качестве критериев оценки эффективности приведенных мероприятий рассматриваются следующие критерии с предварительно вычисленными весами критериев по методу анализа иерархий (см. табл. 5).
Графическая интерпретация результатов расчетов модельного примера экспертного оценивания эффективности мероприятий приведена на рисунке 3.В результате расчетов эффективным мероприятием для профилактики и предупреждения пожаров по выбранным критериям эффективности является Аппаратно-программный комплекс «Безопасный город». Следует отметить, что полученный результат является тестовым и определяется субъективным выбором типов и весов критериев и экспертной оценкой мероприятий по этим критериям экспертным пулом.
Рис. 3. Диаграмма расчетов эффективности мероприятий, где Ц—расстояние по эффективности ^мероприятия до «наилучшего», М. — мероприятие
Далее на основе информации о затратах на мероприятия строится график в координатах «эффективность-стоимость мероприятий». Наиболее затратные (10%) и наименее эффективные мероприятия (10%) исключаются.
Затем определяется влияние мероприятий на индикаторы Госпрограммы и составляется таблица, аналогичная табл. 3 по профилактическим мероприятиям. В результате определяются прогнозные значения индикаторов Госпрограммы с учетом проведения мероприятий. По окончании отчетного периода
Таблица 5
Критерии эффективности с весами для оценивания мероприятий
№ п/п Обозначение критерия Описание для оценки мероприятия Вес критерия
1 К! Быстродействие реагирования на чрезвычайные ситуации, пожары 0,15
2 К2 Масштабность, охват территории 0,09
3 К3 Стоимость мероприятия 0,06
4 К4 Технологичность 0,14
5 К5 Влияние мероприятия на снижение числа погибших, пострадавших 0,28
6 К6 Влияние мероприятий на снижение экономического ущерба в случае ЧС 0,09
7 К7 Пролонгированность действия мероприятия (краткосрочное (единовременное), 0,09
8 К8 Работа с населением (информирование, оповещение, пропаганда) 0,08
анализируется фактическая выполнимость мероприятий. С учетом коэффициента выполнимости мероприятий сравниваются фактические индикаторы Госпрограммы и прогнозные. Если индикаторы Госпрограммы с учетом выбранных мероприятий показывают улучшение показателей Госпрограммы выше, чем плановый прирост улучшения значений этих показателей, тогда данные мероприятия принимаются к реализации в следующем году.
Заключение
Данная методика позволяет построить последовательные вычислительные процедуры для оценки эффективности мероприятий в рамках реализации Госпрограммы субъекта с учетом затраченных ресурсов на их реализацию. Методика может быть полезна при планировании организационных и инженерно-технических мероприятий, направленных на развитие территориальной подсистемы РСЧС в рамках реализации государственных программ субъектов Российской Федерации в области защиты населения и территорий от пожаров и ЧС с учетом параметров бюджета субъекта Российской Федерации и с учетом рисков ЧС и пожаров.
Литература
1. Федеральный закон № 172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации.
2. Постановление Правительства РФ от 2 августа 2010 г. № 588 «Об утверждении Порядка разработки, реализации и оценки эффективности государственных программ Российской Федерации».
3. Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденная распоряжением Правительства РФ от 17.11.2008 г. № 1662-р.
4. Государственная программа Российской Федерации «Защита населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечение пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах», утвержденная Постановлением Правительства РФ от 15 апреля 2014 г. № 300.
5. Приказ МЧС России от 23 августа 2014 года № 378 «Об организации и оценке эффективности государственной программы Российской Федерации «Защита населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечение пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах» в системе МЧС России».
6. Дрейпер Н., Смит Г. Прикладной регрессионный анализ. Множественная регрессия. 3-е изд. М.: Диалектика, 2007. С. 912.
7. Саати Т. Л. Принятие решений. Метод анализа иерархий. М.: Радио и связь, 1989. 316 с.
Сведения об авторе
Арефьева Елена Валентиновна: д.т.н., доц., ФГБУ ВНИИ
ГОЧС(ФЦ), гл.н.с. НИЦ.
121352, Москва, ул. Давыдковская, 7.
E-mail: [email protected]
SPIN-код — 2738-6323.
Information about author
Arefyeva Elena V.: Doctor of Technical Sciences, Assistant Professor, Federal Government Budget Institution "All-Russian Research Institute for Civil Defense and Emergencies" (Federal Center of Science and high technology), Chief Researcher, Research Center.
121352, Moscow, str. Davydkovskaya, 7. E-mail: [email protected] SPIN-scientific — 2738-6323.
Основные издания ФГБУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ)
Продолженные. Начало на с. 13, 19, 25.
Авторы, название URL
Акимов В.А. и др. Экономические механизмы управления рисками чрезвычайных ситуаций. Учебное пособие elibrary.ru/item.asp?id=23355874
Акимов В.А. и др. Основы анализа и управления риском в природной и техногенной сферах. Учебное пособие elibrary. ru/item.asp?id=23355920
Акимов В.А. и др. Надежность технических систем и техногенный риск. Учебное пособие elibrary.ru/item.asp?id=23355888
Батырев В.В. и др. Основы индивидуальной защиты человека от опасных химических и радиоактивных веществ. Монография elibrary.ru/item.asp?id=25637877
Гражданская оборона. Учебник Гаврилюк А.Д. и др. Обеспечение безопасности при реализации крупных экономических и инфраструктурных проектов в Арктике. Проблемы и пути решения. Международная конференция. Салехард, 18-20 августа 2015 г. Материалы конференции elibrary.ru/item.asp?id=26496217 elibrary.ru/item.asp?id=26496295
Воронов С.И. и др. Страхование от чрезвычайных ситуаций. Монография elibrary.ru/item.asp?id=26244052