Научная статья на тему 'Технико-экономическая оценка общероссийской комплексной системы информирования и оповещения населения в местах массового пребывания людей (ОКСИОН)'

Технико-экономическая оценка общероссийской комплексной системы информирования и оповещения населения в местах массового пребывания людей (ОКСИОН) Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
557
70
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Дурнев Р. А., Аюбов Э. Н.

Рассмотрена технико-экономическая оценка ОКСИОН в целях совершенствования информирования и оповещения населения об угрозе возникновения кризисных ситуаций, повышение эффективности подготовки граждан в области ГО, защиты от ЧС, обеспечения пожарной безопасности и охраны общественного порядка на основе использования современных технологий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Дурнев Р. А., Аюбов Э. Н.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Технико-экономическая оценка общероссийской комплексной системы информирования и оповещения населения в местах массового пребывания людей (ОКСИОН)»

Научно-технические разработки

УДК 614.8

Р.А. Дурнев к.т.н., Э.Н. Аюбов (ЦСИГЗ МЧС России)

ТЕХНИКО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА ОБЩЕРОССИЙСКОЙ КОМПЛЕКСНОЙ СИСТЕМЫ ИНФОРМИРОВАНИЯ И ОПОВЕЩЕНИЯ НАСЕЛЕНИЯ В МЕСТАХ МАССОВОГО ПРЕБЫВАНИЯ ЛЮДЕЙ (ОКСИОН)

Рассмотрена технико-экономическая оценка ОКСИОН в целях совершенствования информирования и оповещения населения об угрозе возникновения кризисных ситуаций, повышение эффективности подготовки граждан в области ГО, защиты от ЧС, обеспечения пожарной безопасности и охраны общественного порядка на основе использования современных технологий

Э.Н. Аюбов

В соответствии с [1] целью создания ОКСИОН является совершенствование информирования и оповещения населения об угрозе возникновения кризисных ситуаций, повышение эффективности подготовки граждан в области ГО, защиты от ЧС, обеспечения пожарной безопасности и охраны общественного порядка на основе использования современных технологий. Для достижения этой цели решаются следующие основные задачи:

сокращение сроков гарантированного оповещения о ЧС; повышение оперативности информирования населения о ЧС; повышение уровня подготовленности населения в области безопасности жизнедеятельности;

повышение уровня культуры безопасности жизнедеятельности; увеличение действенности информационного воздействия с целью скорейшей реабилитации пострадавшего населения;

организация наблюдения за обстановкой и состоянием правопорядка в местах массового пребывания людей.

С учетом того, что некоторые из этих задач включают в себя другие, менее общие, (например, повышение уровня культуры безопасности жизнедеятельности включает в себя повышение уровня подготовленности населения), возможно выделить следующие основные целевые функции системы — оповещение, информирование, подготовка и наблюдение.

Анализ показывает, что в существующих нормативных правовых и иных актах МЧС России отсутствуют дефиниции этих терминов. В этой связи для решения задач настоящего исследования с учетом положений работ [2—4] по указанным функциям даны определения:

- оповещение — процесс доведения сигналов оповещения или краткой аудиовизуальной информации, объемом не более 2 простых предложений. В соответствии с сигналами и информацией совершаются несложные, заранее отработанные действия;

- информирование — процесс доведения более детальной аудиовизуальной информации (3—7 предложений) или информации в форме видеоряда продолжительностью до 10 с;

- подготовка — процесс доведения информации для формирования знаний и первоначальных умений по действиям в условиях ЧС и тер-ракций (в виде роликов, электронных плакатов, дикторского вещания продолжительностью от 10 сек до 1—2 мин);

- наблюдение — процесс видеонаблюдения в местах массового пребывания людей с целью оценки состояния правопорядка и предупреждения социально-опасных действий.

Для каждой из указанных функций определены соответствующие показатели функциональной (прямой) эффективности, характеризующие степень достижения поставленной перед системой цели.

Для оповещения показателями функциональной эффективности являются время оповещения и охват населения. В свою очередь охват населения будет зависеть от количества и эффективности терминальных комплексов (ТК). В качестве показателей эффективности ТК используются их пропускная способность (количество человек, которые

могут наблюдать информацию с ТК, в единицу времени) и вероятность понимания сигнала (информации) оповещения. Степень понимания должна позволять безошибочно действовать в соответствии с заранее отработанными действиями.

Для функции информирования такими показателями также являются время информирования и охват населения. Однако в отличие от оповещения эффективность ТК будет характеризовать не вероятность понимания сигнала, а вероятность понимания доводимой информации. Если сигнал оповещения является инициирующим фактором реализации несложных, заранее отработанных действий, то, получив более сложную информацию, необходимо ее понять, чтобы правильно действовать в соответствии с ней.

В связи с тем, что подготовка населения является одним из мероприятий, проводимых заблаговременно, до возникновения и развития ЧС, то наиболее представительным показателем функциональной эффективности ОКСИОН применительно к функции подготовки является охват населения. Данный показатель также зависит от количества и эффективности терминальных комплексов (ТК) с учетом специфики процесса подготовки населения. Учет этой специфики осуществляется через вероятность формирования знаний и первоначальных умений.

Для наблюдения показателями функциональной эффективности являются охват населения, зависящий от количества и пропускной способности ТК, и возможность идентификации социально-опасных лиц и действий.

Пропускная способность ТК в данном случае определяется количеством людей в единицу времени, охваченных процессом видеонаблюдения с применением технических средств подсистемы сбора информации. Возможность идентификации характеризуется вероятностью установления личности или распознавания на ранней стадии социально-опасных действий в местах массового пребывания людей, охваченных видеонаблюдением.

По причине значительного разнообразия этих показателей, затрудняющего их рассмотрение с единых методических позиций, в процессе оценки они приводятся к единому комплексу натуральных показателей, основными из которых являются количество предотвращенных безвозвратных и санитарных потерь населения и размеры предотвращенного материального ущерба. При этом учитывается отношение количества населения городов развертывания ОКСИОН к общему количеству населения РФ.

Очевидно, что одни и те же предотвращенные потери населения и предотвращенный материальный ущерб могут быть следствием результата функционирования системы при оповещении, информировании, подготовке и наблюдении (т.е. конкретный человек может быть спасен за счет одновременного выполнения указанных функций). Поэтому для того, чтобы избежать этого дублирования, находится сумма произведений эффектов для различных функций и весовых коэффициентов, определяемых экспертно

с учетом степени приспособленности системы для рассматриваемых функций:

1

/=|

где: W — эффект ОКСИОН за счет предотвращения потерь населения или материального ущерба;

■ — весовой коэффициент для /-той функции

(/ = 1, 2, ..., я);

ж — оценка показателя эффективности для /-той функции.

Дополнительно к указанным натуральным показателям также применяется такой показатель, как затраты на ликвидацию ЧС.

Косвенная эффективность ОКСИОН оценивается в экономической и социальной сферах, а также в сфере ГО, защиты от ЧС, пожарной безопасности и безопасности на водных объектах (не относящихся напрямую к решению основных функциональных задач системы). Все вышеуказанные показатели имеют как количественную, так и качественную природу.

Для количественных показателей в конечном итоге определяется соотношение затрат на создание системы к предотвращенным затратам и полученным доходам.

В процессе решения этой задачи такие натуральные показатели, как количество безвозвратных и санитарных потерь населения, приводятся к денежному эквиваленту. Для этого используются рекомендации [5], в соответствие с которыми определяется средняя стоимостная оценка человеческой жизни (с учетом затрат, связанных с гибелью человека и недопроиз-веденным ВВП) и затрат, связанных с ликвидацией последствий получения травм и ранений (доставка в лечебное учреждение, лечение и реабилитации, льготы инвалидам и т.п.) при ЧС, ДТП, пожарах и авариях на водных объектах.

Качественные показатели раскрываются вербальным описанием преимуществ создания ОКСИОН.

Значения большинства указанных показателей определяются в зависимости от уровня развертывания системы за 2006, 2007, ..., 2010 годы и в общем за период 2006—2010 гг.

Развертывание системы по годам учитывается через выражение

т

Птк. = £ X П'«*„ ’ (2)

у-2006 1=1

где: птк — количество ТК к Z-тoмy году (Z £ [2006; 2010]);

— количество ТК г-того типа в «/-ом году.

Рассматриваются следующие типы ТК:

пункты уличного информирования, оповещения и наблюдения (ПУОН, г = 1);

пункты информирования и оповещения в зданиях с массовым пребыванием людей (ПИОН, г = 2);

пункты информирования и оповещения населения на транспортных средствах (ПИОТ, г = 3).

Кроме того, дополнительно учитываются возможности технических средств индивидуального инфор-

Научно-технические разработки

Научно-технические разработки

мирования (ТСИИ), в том числе средств мобильной (сотовой) связи, портативных ПЭВМ с беспроводным выходом в Интернет, мобильных пунктов информирования, оповещения и наблюдения (МПОН), иных современных технических средств массового информирования (ИСТСМИ).

Эффективность системы при оповещении корре-гируется со временем оповещения и охватом населения. Последний показатель зависит от количества ТК, их пропускной способности и вероятности понимания сигнала (информации) оповещения.

Результаты экспертного опроса показывают, что для реализации функции оповещения целесообразно использовать следующие типы ТК — ПУОН, ПИОН и ПИОТ.

По данным [6] время оповещения и информирования о кризисных и чрезвычайных ситуациях (в том числе доведение сигналов оповещения) при использовании ОКСИОН сократится в 1,6 раза, т.е. с 1 часа до 37,5 минут.

Для определения эффекта от сокращения времени оповещения и информирования принимается во внимание то, что сокращение времени оповещения вызвано, прежде всего, повышением результативности как предупреждения, так и оперативности реагирования на ЧС, ДТП, пожары и частично на аварии на водных объектах. В этой связи определение количества дополнительно спасенных пострадавших осуществляется по формуле:

N = N .е(-бД1) , (3)

д.с о ’ 4 '

где: N — количество живых пострадавших сразу после возникновения ЧС, ДТП, пожаров и частично аварий на водных объектах, чел;

б — темп гибели пострадавших с различными степенями тяжести состояния, мин-1;

е — неперово число (основание натуральных логарифмов);

Д( — величина сокращения времени оповещения, мин.

Для определения значения показателя «охват населения» для ТК ОКСИОН применяется мультипликативно-аддитивная сверстка:

где: Б. — пропускная способность ТК ього типа;

Р. — вероятность понимания сигнала (информации) оповещения, передаваемого ьым типом ТК.

Анализ маркетинговой информации по стоимости аренды для рекламных целей различных средств отображения информации коллективного пользования, входящих в состав ТК (в особенности наружных светодиодных экранов), свидетельствует о значительном разбросе значений стоимости аренды в зависимости от численности населения городов, в которых они установлены. В этой связи значения величины Di определяются для следующих категорий городов:

Москва и Санкт-Петербург;

с населением свыше 1000 тыс. человек (I категория);

с населением от 100 тыс. до 500 тыс. человек (II категория);

с населением от 500 тыс. до 1000 тыс. человек (III категория).

По оценкам, приведенным автором работы [4] потери среди оповещенного населения до 70 % меньше, чем у неоповещенного населения. С учетом этого вклад ТК ОКСИОН в снижение потерь населения при ЧС, ДТП, пожарах и авариях на водных объектах среди охваченного населения можно оценить следующим образом:

N -ЛГ™

д т 1 пот - т о.ов (5)

овв дт

где: Ыпот — потери населения при ЧС, ДТП, пожарах и авариях на водных объектах;

N — количество населения в РФ.

Эксперты также оценили, что оповещение действенно для всех чрезвычайных ситуаций, части ДТП (связанных с плохими условиями видимости и дорожными условиями, авариями со взрывами ЛВЖ и т.п., проливом или выбросом АХОВ, а также авариями на ж/д переездах), части пожаров (на объектах экономики и в зданиях с массовым пребыванием людей) и небольшого количества аварий на водных объектах (связанных с паводковыми явлениями и т.п.).

Очевидно, что один и тот же человек может быть оповещен одновременно с использованием как ТК, так и существующих систем оповещения. Поэтому для учета вклада указанных систем находится разность между и количеством населения, оповещенного традиционными средствами с учетом тенденции изменения их числа (^^У.

В этой связи количество дополнительно спасенных пострадавших за счет реализации функции оповещения ОКСИОН находится следующим образом:

где: — коэффициенты, учитывающие дейс-

твенность оповещения при ЧС, ДТП, пожарах и авариях на водных объектах.

При оценке показателей эффективности в целях учета влияния на них не только безвозвратных, но и санитарных потерь, а также материального ущерба применяется осредненная ориентировочная пропорция указанных потерь и ущерба в виде: количество погибших; количество пострадавших; материальный ущерб на человека. В этой связи размеры предотвращенного материального ущерба определяются по формуле:

О-- му ~ ^ дс ' о О , (7)

где: с. — размеры материального ущерба на одного пострадавшего или погибшего.

Эффективность системы при информировании зависит от времени информирования и охвата населения. Для реализации этой функции ОКСИОН целесообразно, по мнению экспертов, использовать все типы ТК.

Время информирования определяется по формуле (3).

Отличием является величина сокращения времени информирования. Это связано с тем, что при получении информации дополнительное время затрачивается на выбор рациональной последовательности действий.

Охват населения при реализации функции информирования коррелирован с количеством ТК, их пропускной способностью и вероятностью понимания доводимой информации. Данные показатели определяются в соответствии с походом, изложенным в формуле (3), за исключением числа охваченного населения определяется в повседневном режиме, режиме ЧС и послекризисном режиме; число охваченного населения для повседневного режима определяется аналогично по формулам (4—7). Число охваченного населения для режима ЧС и послекризисного режима устанавливается с учетом пропускной способности ТК и вероятности понимания информации. Данная вероятность оценивается экспертным путем с учетом состояния населения и возможности действия в соответствии с этой информацией; используются данные экспертного опроса по уменьшению количества безвозвратных и санитарных потерь в повседневном режиме, режиме ЧС и послекризисном режиме.

Особенности оценки эффективности ОКСИОН для функции подготовки

Эффективность системы при реализации функции подготовки зависит, в основном, от охвата населения.

Для реализации этой функции ОКСИОН целесообразно, по мнению экспертов, использовать такие типы ТК, как ПУОН и ПИОН. Значения данного показателя определяются с использованием (4), за исключением того, что вместо вероятности понимания сигнала (информации) оповещения применяется вероятность формирования знаний и первоначальных умений, определяемая с учетом мнений специалистов для указанных типов ТК.

Анализ процесса обучения населения в области безопасности жизнедеятельности [3] показывает, что несмотря на достаточно высокий уровень развития системы подготовки, уровень знаний и умений населения не в полной мере соответствует требованиям программ обучения. Предполагается, что реализация рассматриваемой функции системы позволит в большей части восполнить этот пробел. Специалисты оценивают, что вклад ОКСИОН в повышении уровня знаний и первоначальных умений составит около 50 %. В тоже время, экспертные оценки свидетельствуют о том, что подготовленность населения не в равной мере влияет на эффективность действия при ЧС, ДТП, пожарах и авариях на водных объектах. В этой связи количество дополнительно спасенных пострадавших за счет реализации функции подготовки находится следующим образом:

(8)

где: к'Г' — коэффициенты, учитывающие действенность подготовки при ЧС, ДТП, пожарах и ава-

риях на водных объектах.

Особенности оценки эффективности ОКСИОН для функции наблюдения

Эффективность системы при реализации функции наблюдения зависит от охвата населения и возможности идентификации социально-опасных лиц и действий. Для реализации этой функции ОКСИОН возможно использовать ПУОН и частично ПИОН.

Количество охваченного наблюдением населения рассчитывается как:

М™ = Тп

охв / п 1=1

■А

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

(9)

Анализ материалов субъектов РФ, вошедших в [6], позволяет оценить количество чрезвычайных ситуаций (в том числе террористических акций), ДТП, пожаров и аварий на водных объектах, которые происходят в местах массового пребывания людей. Для ЧС это обрушения зданий, сооружений, обвал пород, взрывы в зданиях и сооружениях и другие, для ДТП — аварии при массовой перевозке пассажиров, на ж/д переездах, для пожаров — возгорания в жилых, административных и части промышленных зданий, для водных объектов — места массового отдыха, занятия водными видами спорта и т.п. Эти данные учитываются через соответствующие коэффициенты к"“"\ Прогнозная экспертная оценка показывает, что наблюдение в местах массового пребывания людей позволит на 30 % снизить количество потерь населения и на 50 % — размеры материального ущерба. Количество дополнительно спасенных пострадавших находится:

набл

(10)

/=1

Размеры предотвращенного материального ущерба за счет реализации функции наблюдения определяются по формуле:

Снабл =0,5- С

му ? му

1=1

ннбн •

(11)

По оценкам экспертов при разработке соответствующего программно-технического решения к 2007—2008 гг. возможно будет идентифицировать до 60 % социально-опасных лиц, находящихся в зоне наблюдения ПУОН и ПИОН. С учетом этого оценка количества идентифицированных социально-опасных лиц и действий устанавливается из зависимости:

ЛГ • N V, = 0,6 —ЧЄ-

,тк

0X6

(12)

N

где: N

количество преступлении, совершае-

мых в общественных местах массового пребывания.

Технико-экономическая оценка ОКСИОН проводится для следующих вариантов финансирования:

Научно-технические разработки

Научно-технические разработки

только для средств федерального бюджета, предусмотренных в рамках ФЦП «Снижение рисков и смягчение последствии ЧС природного и техногенного

характера в РФ до 2010 года»; для средств федерального бюджета и бюджетов субъектов РФ, предусмотренных в рамках вышеуказанной ФЦП.

Литература

1. Концепция Общероссийской комплексной системы информирования и оповещения населения в местах массового пребывания людей. — М.: ОАО «Научно-техническое предприятие «Интеллект - Телеком», 2005.

2. Концепция информационной политики МЧС России. — М.: МЧС России, 2003.

3. Организационно-методические указания по подготовке населения Российской Федерации в области гражданской обороны, защиты от чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах на 2006—2010 годы. — М.: МЧС России, 2005.

4. Соколов Ю.И. Оповещение населения при чрезвычайных ситуациях. Под ред. В.А. Владимирова. — М.: КРУК, 2001.

5. РД 03-469-02. Методические рекомендации по оценке ущерба от аварий на опасных производственных объектах.

6. Государственный доклад о состоянии защиты населения и территорий Российской Федерации от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в 2004 году. — М.: ФГУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ), 2005.

7. Результаты экспертного опроса специалистов ВЦМК «Защита» Минздрава России и Научно-практического центра экстренной медицинской помощи при Департаменте здравоохранения г. Москвы. — М.: ВНИИ ГОЧС, 2000.

8. Логинов В.И., Скворцов А.Ф., Зайцева Л.А., Солнцева О.В. Характеристика потерь населения в чрезвычайных ситуациях в Российской Федерации (1997 и 1998 гг.) // «Медицина катастроф». — 1999, вып. 4 (28).

9. Колесников Д.В. Результаты оценки факторов, влияющих на эффективность технологий спасения пострадавших в дорожно-транспортных происшествиях аварийно-спасательными формированиями МЧС России // Проблемы безопасности при чрезвычайных ситуациях: Сборник статей. — М.: ВИНИТИ, вып.3, 2001.

10. Информационные материалы по исследовательскому учению со спасательным отрядом (десантным).

- М.: ЦСИ МЧС России, 1995.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.