Научная статья на тему 'Статистическим анализ численности студентов российских высших учебных заведений по группам специальностей'

Статистическим анализ численности студентов российских высших учебных заведений по группам специальностей Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1421
83
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ / СТАТИСТИЧЕСКАЯ ГРУППИРОВКА СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ ПО ЧИСЛЕННОСТИ СТУДЕНТОВ / STATISTICAL GROUPING OF SPECIALTIES BY THE STUDENTS'' POPULATION / ДИСБАЛАНС ПО ОБЪЕМУ РАСПРЕДЕЛЕНИЯ СТУДЕНТОВ ВНУТРИ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ / HIGHER EDUCATION / IMBALANCE IN TERMS OF THE DISTRIBUTION OF STUDENTS WITHIN THE DISCIPLINES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Лелюх Елена Михайловна

Соответствие численности выпускаемых специалистов по группам специальностей и потребности в них на рынке труда; количественный аспект вопроса нехватки конкретных необходимых специалистов стране.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STATISTICAL ANALYSIS OF STUDENTS’ POPULATION BY THE SPECIALTIES GROUPS AT THE RUSSIAN UNIVERSITIES

The author analyzes the correspondence between the quantities of graduates according to their professions and demand on the labour market and represents statistics about shortage of definite necessary profession on the labour market.

Текст научной работы на тему «Статистическим анализ численности студентов российских высших учебных заведений по группам специальностей»

СТАТИСТИЧЕСКИМ АНАЛИЗ ЧИСЛЕННОСТИ СТУДЕНТОВ РОССИЙСКИХ ВЫСШИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ ПО ГРУППАМ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ

УДК 748

Елена Михайловна Лелюх,

аспирантка кафедры Социально-Экономической статистики, Московский государственный университет экономики, статистики и информатики, Тел.: +79150496037, Эл. почта: lelukh_em@mail.ru

Соответствие численности выпускаемых специалистов по группам специальностей и потребности в них на рынке труда; количественный аспект вопроса нехватки конкретных необходимых специалистов стране.

Кпючевые слова: высшее образование; статистическая группировка специальностей по численности студентов, дисбаланс по объему распределения студентов внутри специальностей.

Elena M. Lelyukh,

Post-graduate student, theDepartment of

Social and Economic Statistics,

Moscow State University of Economics,

Statistics and Informatics,

Tel.: +79150496037,

E-mail: lelukh_em@mail.ru

STATISTICAL ANALYSIS OF STUDENTS' POPULATION BY THE SPECIALTIES GROUPS AT THE RUSSIAN UNIVERSITIES

The author analyzes the correspondence between the quantities of graduates according to their professions and demand on the labour market and represents statistics about shortage of definite necessary profession on the labour market.

Keywords: higher education, statistical grouping of specialties by the students' population, imbalance in terms of the distribution of students within the disciplines.

1. Введение

Обсуждения ситуации в сфере образования всегда были и остаются очень актуальными, животрепещущими. Они касаются фундаментальных понятий, таких как, например, «качество образования», «направления и необходимость реформирования системы» и т.д. Профессор Т. А. Хагуров в своей статье [1] обобщает направления всех споров и выделяет две условные позиции: «реформаторские» и «консерваторские». Правительство нашей страны держит курс на инновации и выступает за эффективное образование. В условиях намеченного курса на экономическое развитие страны, модернизация и улучшение всех социально-экономических сфер необходима. В современных условиях каждому человеку становится жизненно важно быть конкурентоспособным на рынке труда. Темп производства за последние 15 лет изменился, меняется ритм жизни, потребности работодателя и ожидания работника. Работодатель ожидает от наемного работника высококлассных знаний, готовности к генерации и освоению инноваций. Стоит ли говорить, что благосостояние, конкурентоспособность и успех каждого отдельно взятого гражданина влияет и на конкурентоспособность всей страны? [2] Таким образом, на сегодняшний день, развитие национальных систем образования становится ключевым элементом глобальной конкуренции и одной из наиболее важных жизненных ценностей.

Каждый год Российские вузы выпускают более миллиона специалистов, но насколько востребованы они на рынке? Все ли из них работают по профессии и применяют полученные знания на практике?

Министр образования РФ Фурсенко А. А. в «Учительской газете» №12-13, отмечает, что «при большом количестве дипломированных специалистов, сохраняется дефицит квалифицированных кадров, остро необходимых стране». На эту тему так же постоянно ведутся дискуссии в кругу заинтересованных лиц. О причинах, по которым стране не хватает конкретных необходимых специалистов и, напротив, переизбыток специалистов, например, экономических специальностей, можно рассуждать долго и много. Начиная с того, что не всегда абитуриенту удается поступить именно туда, куда бы он хотел и, заканчивая, непрестижностью отдельных профессий для молодых людей. Но существует и другой, количественный, аспект вопроса, который, несомненно, достоин внимания.

Целью данной работы является статистический анализ данных о численности студентов по группам специальностей. Он, несомненно, полезен при оценке дефицита кадров, о котором говорит министр образования. Данный анализ может послужить основой для правильного планирования привлечения студентов в те или иные специальности и направления подготовки. Повышения престижности отдельных направлений, и ориентации на улучшение качества тех сфер, где специалистов по итогам выпуска достаточно, однако производство испытывает в них недостаток.

2. Доля специалистов по группам специальностей, обеспечиваемая высшими учебными заведениями разными формами собственности

Большая часть студентов приходится на государственные и муниципальные вузы (рис.1). Более трех процентов численности всех обучающихся по группам специальностей обеспечивают студенты негосударственных вузов по следующим группам специальностей: информатика и вычислительная техника; физико-математические науки; гуманитарные науки; социальные науки; культура и искусство; экономика и управление; информационная безопасность; сфера обслуживания. Остальные группы специальностей почти полностью обеспечиваются студентами государственных и муниципальных высших учебных заведений.

Ввиду ограниченного объема статьи, далее представляет наибольший интерес анализ данных по государственным и муниципальным высшим учебным заведениям. Хочется отметить, что результаты анализа для негосударственных вузов синонимичны результатам, полученным нами ниже для государственных и муниципальных высших учебных заведений.

3. Статистическая группировка специальностей по численности студентов

государственных и муниципальных вузов

В таблице 1 представлен достаточно большой объем информации. Провести более точный и детальный анализ численности студентов по группам специальностей для государственных и муниципальных вузов нам поможет такой статистический метод, как группировка. Он позволит нам «сжать» полученную информацию, и на этой основе выявить закономерности.

За основание группировки примем интервал численности студентов той или иной специальности. То есть мы будем производить разбиение на группы, объединяя более «многочисленные» специальности, средние по численности и так далее. Это позволит нам сделать выводы о степени привлекательности для студентов тех или иных профессий.

Нам необходимо определить оптимально число групп. Воспользуемся для этого формулой Стержесса: п = 1+3,22-^

где п - число групп

К- число единиц совокупности.

В нашем случае, совокупность включает 28 единиц. Согласно приведенной выше формуле, она должна быть разбита на 6 групп.

Наибольшее значение численности студентов приходится на группу специальностей экономики и управления. В 2004/2005 учебном году - 1630.52 тысяч человек, в 2008/2009 учебном году - 1938.47 тысяч человек. Наименьшее значение численности студентов приходится на группу специальностей оружия и систем вооружения. В 2004/ 2005 учебном году численность студентов данной группы специальностей составляла 3.61 тысяч человек, а в 2008/ 2009 учебном году - 3.15 тысяч человек. Таким образом, размах вариации признака в 2004/2005 учебном году составлял 1626.91 тысяч человек, в 2008/ 2009 учебном году - 1935.32. Таким образом, строить группировку с равными интервалами нецелесообразно, так как совокупность представленных групп специальностей включает большое число групп специальностей (более половины от всей численности) с малой численностью студентов. С ростом численности студентов групп специальностей, значительно снижается число самих групп специальностей с высокой численностью студентов. Таким образом, распределение численности студентов по группам специаль-

1. Физико-математические науки

2. Естественные науки

3. Гуманитарные науки

4. Социальные науки

5. Образование и педагогика

6. Здравоохранение

7. Культура и искусство

8. Экономика и управление

9. Информационная безопасность

10. Сфера обслуживания

11. Сельское и рыбное хозяйство

12. Геодезия и землеустройство

13. Геология, разведка и разработка полезных ископаемых

14. Энергетика, энергетичекое машиностроение и электротехника

15. Металлургия, машиностроение и материалообработка

16. Авиационная и ракетно-космичес-

кая техника

17. Оружие и системы вооружения

18. Морская техника

19. Транспортные средства

20. Приборостроение и оптотехника

21. Электронная техника, радиотехника и связь

22. Автоматика и управление

23. Информатика и вычислительная техника

24. Химическая и биотехнологии

25. Воспроизводство и переработка лесных ресурсов

26. Технология продовольственных продуктов и потребительских товаров

27. Строительство и архитектура

28. Безопасность жизнедеятельности, природообустройство и защита окружающей среды

Рис. 1. Доля численности студентов государственных и муниципальных и негосударственных высших учебных заведений РФ по группам

ностей является неравномерным. Если бы распределение численности студентов было равномерным, мы бы могли воспользоваться формулой для определения величины равного интервала:

h = R/n

где R = X - X - размах вариа-

max min А А

ции;

X , X - максимальное и мини-

max min

мальное значение признака в совокуп-

ности

п - число групп.

Неравные же интервалы могут быть прогрессивно возрастающие и прогрессивно убывающие в арифметической или геометрической прогрессии. В нашем случае мы применим неравные, прогрессивно возрастающие в геометрической прогрессии интервалы, которые определяются следующим образом:

К = Иа,

1+1 1

где а - положительное число, которое при прогрессивно возрастающих интервалах будет больше 1, а при прогрессивно убывающих - меньше 1.

Примем К = 50 тысячам человек, а а = 2 и обратимся к таблице 2, где представлена сформированная нами группировка для групп специальностей по численности студентов государственных и муниципальных высших учебных заведений РФ за 2004/2005 учебный год и за 2008/2009 учебный год.

4. Анализ полученных результатов

Таким образом, мы видим, что в первую группу и в первом, и во втором исследуемых периодах, входило семь групп специальностей, сохранявшие численность приходящихся на них студентов в интервале до 50 тысяч человек. Причем состав данной объединенной группы специальностей не менялся. В общей численности групп специальностей первая группа занимает второе место. На её долю приходится 25%. Сюда вошли такие группы специальностей, как: оружие и системы вооружения, информационная безопасность, геодезия и землеустройство, морская техника, авиационная и ракетно-космическая техника, воспроизводство и переработка лесных ресурсов, приборостроение и оптотехника. Численность студентов данных групп специальностей на протяжении трех лет варьировалась не значительно, в большей степени в сторону снижения. Однако данную группу можно характеризовать как группу наименее «популярных» среди студентов специальностей. Но следует отметить, что данная группа включает в себя специфические группы специальностей, с узкой специализацией и сферой применения. Условно будем называть данную группу, как группа «Специфических непопулярных специальностей».

Во вторую группу объединенных групп специальностей, численность студентов которых находится в интервале от 50 до 100 тысяч человек, в 2004/ 2005 учебном году входили: сфера обслуживания; безопасность жизнедеятельности, природообустройство и защита окружающей среды; химическая и биотехнологии; социальные науки; геология, разведка и разработка полезных ископаемых; автоматика и управление; естественные науки; электронная техника; радиотехника и связь. Назовем условно данную группу «Непопулярные специальности». Однако доля

Таблица 1. Численность студентов высших учебных заведений РФ по группам специальностей: 2004 2005, 2008 2009 (на начало учебного года, тыс. чел.)

Специальности 2004/2005 2008/2009

Физико-математические науки 147.52 57.60

Естественные науки 83.63 69.75

Гуманитарные науки 887.74 964.36

Социальные науки 76.69 81.65

Образование и педагогика 679.29 574.57

Здравоохранение 195.59 210.65

Культура и искусство 103.84 111.86

Экономика и управление 1630.52 1938.47

Информационная безопасность 15.07 21.57

Сфера обслуживания 57.07 88.12

Сельское и рыбное хозяйство 208.34 200.44

Геодезия и землеустройство 22.23 29.76

Геология, разведка и разработка полезных ископаемых 76.76 86.86

Энергетика, энергетичекое машиностроение и электротехника 138.68 136.59

Металлургия, машиностроение и материалообработка 162.04 141.27

Авиационная и ракетно-космическая техника 32.42 31.21

Оружие и системы вооружения 3.61 3.15

Морская техника 30.46 28.53

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Транспортные средства 192.59 210.35

Приборостроение и оптотехника 45.27 39.66

Электронная техника, радиотехника и связь 91.70 80.51

Автоматика и управление 77.26 78.39

Информатика и вычислительная техника 126.14 130.56

Химическая и биотехнологии 70.20 59.87

Воспроизводство и переработка лесных ресурсов 37.95 36.06

Технология продовольственных продуктов и потребительских товаров 108.52 97.64

Строительство и архитектура 208.29 249.36

Безопасность жизнедеятельности, природообуствройство и защита окружающей среды 59.68 71.78

Таблица 2. Группировка групп специальностей по численности студентов государственных и муниципальных высших учебных заведений РФ за 2004/2005 учебный год и за 2008/2009 учебный год

№ п/п Объединенные группы специальностей по численности студентов государственных и муниципальных вузов РФ, тыс. чел. Число групп специальностей, ед. Доля объединенных групп специальностей в общей численности групп специальностей. %

2004/2005 2008/2009 2004/2005 2008/2009

1 До 50 7 7 25.00 25.00

2 50-100 8 10 28.57 35.71

3 100-200 8 4 28.57 14.29

4 200-400 2 4 7.14 14.29

5 400-800 1 1 3.57 3.57

6 Более 800 2 2 7.14 7.14

в общей численности групп специальностей второй группы составляла в 2004/2005 учебном году 28.6%, а в последующие два года она увеличилась до 35.7%, что при сравнении структуры делает её лидером. Увеличение произошло за счет того, что к 2008/2009 учебному году во вторую группу уже входили такие группы специальностей, как физико-математические науки и технология продовольственных продуктов и потребительских товаров. В 2004/

2005 году данные группы специальностей входили в третью группу, численность студентов которой варьируется от 200 до 400 тысяч человек.

Третья группа включает в себя группы специальностей, численность студентов которых варьируется от 200 до 400 тысяч человек. Она самая не стабильная среди шести объединенных групп специальностей. Так в 2004/2005 учебном году в неё входило 8 единиц, а именно: культура и искусство; техно-

логия продовольственных продуктов и потребительских товаров; информатика и вычислительная техника; энергетика, энергетическое машиностроение и электротехника, физико-математические науки; металлургия, машиностроение и материалообработка; транспортные средства; здравоохранение. Доля в общей численности групп специальностей составляла тогда 28.6%. В 2008/2009 учебном году третья группа уменьшилась до 4 единиц - как уже было отмечено ранее, во вторую группу перешли такие группы, как физико-математические науки и технология продовольственных продуктов и потребительских товаров. А группы специальностей здравоохранение и транспортные средства напротив, стали более популярными и перешли в более многочисленною группу. Доля в общей численности групп специальностей в 2008/2009 учебном году составила 14.3%. Трудно как-то особенно охарактеризовать данную группу, условно назовем её «средней».

Четвертая группа специальностей в 2004/2005 учебном году включала в себя две группы специальностей: строительство и архитектура, сельское и рыбное хозяйство. Их доля в общей численности на протяжении указанных двух лет составляла 7.1%, но в 2008/2009 учебном году она увеличилась вдвое и составила 14.3% за счет перехода в данную группу таких групп специальностей, как транспортные средства и здравоохранение, о чем уже упоминалось ранее. Условно будем называть данную группу «Востребованная».

Пятая группа, численность студентов которой находится в интервале от 400 до 800 тысяч студентов, на протяжении всего изучаемого периода включала в себя только одну группу специальностей, а именно образование и педагогика. Доля данной группы в общей численности групп специальностей составляет 3.6%. Не смотря на то, что оплата труда, особенно в государственных учреждениях, для данной группы специальностей не велика, четвертая группа занимает по численности студентов вторе место. Условно назовем её «Вне популярности».

Шестая группа представлена на протяжении всего периода двумя группами специальностей: гуманитарные науки, экономика и управление. Она идет с большим численным отрывом от других групп специальностей, а экономика и управление более чем в два раза превосходит по численности гумани-

тарные науки. Доля шестой группы специальностей в общей численности групп специальностей составляет 7.1%. Условно назовем данную группу «Популярные».

Рисунок 2 наглядно показывает, что к 2008/2009 учебному году, по сравнению с 2004/2005 учебным годом, снизилась доля численности «Средней» группы на 15% в общей численности групп специальностей; неизменной осталась доля, приходящаяся на группу «Специфических непопулярных специальностей», доля, приходящаяся на группу специальностей, условно названную как «Вне популярности», так же осталась неизменной, как и доля группы «Популярные».

Увеличилась доля «Непопулярных специальностей» в общей численности групп специальностей на 7%, а доля группы «Востребованная» возросла вдвое.

Можно сделать вывод, что самая большая по численности группа «Популярные» представлена всего двумя специальностями. Следовательно, это влечет за собой перенасыщение специалистами сфер экономики и управления, некоторых специальностей, связанных с гуманитарными науками. И наоборот, большое количество групп специальностей представлено небольшой численностью учащихся.

Вышесказанное иллюстрирует рисунок 3. Мы видим, какой наплыв студентов в сфере экономики, управления, гуманитарных наук, и какой недостаток в технических, узко профильных специальностях. Необходима дополнительная мотивация, даже популяризация тех специальностей, которые испытывают нехватку студентов. Ведь нехватка обучающихся приводит и к нехватке квалифицированных и необходимых стране кадров.

Рис. 2. Структура объединенных групп специальностей в общей численности групп специальностей государственных и муниципальных высших учебных

заведений России

Рис. 3. Структура численности студентов объединенных групп специальностей в общей численности студентов по всем группам специальностей государственных и муниципальных высших учебных заведений России

5. Заключение

Подводя итог всему вышесказанному, можно сделать вывод, что на определенные специальности существует больший спрос, чем на другие. И хотя людей с узкоспециализированной подготовкой, возможно, и не нужно в таких количествах, как экономистов, но перенасыщение некоторых групп специальностей очевидна так же, как очевидна и нехватка обучающихся в других, более редких, не таких популярных специальностях. Это приводит к тому, что какие-то отрасли страдают от нехватки грамотных специалистов, а какие-то просто не имеют возможности обеспечить людей рабочими местами. Многие специалисты просто не могут устроиться работать по специальности.

Так сложилось, что многие годы Россия позиционировалась как «сырьевое, экспортирующее» государство. Полезные ископаемые долгие годы, да и на настоящий момент, являются основой экономической мощи нашей страны. Однако специальности ориентированные на геологию, разведку и разработку полезных ископаемых далеко не самые популярные среди студентов. Стране остро необходимо «вырастить» новых кадров, способных поднимать промышленный, биотехнологический и др. комплексы в России.

Литература

1. Высшее образование: между служением и услугой. Т.А.Хагуров. Высшее образование в России, научно-педагогический журнал. №4 2011 - 47 с.

2. О качестве и количестве образования. А.В.Белоцерковский. Высшее образование в России, научно-педагогический журнал. №4 2011 - 3 с.

3. Образование в Российской Федерации. Статистический ежегодник. - М.: ГУ - ВШЭ, 2010. - 371-375 с.

4. Теория статистики: Учебник / Под ред. Проф. Р. А. Шмойловой. - 4-е изд., перераб. и доп. - М.: Финансы и статистика, 2003.

5. Учительская газета № 12-13 , 29

марта 2008 «Андрей Фурсенко: Образование - сфера деликатная и консервативная»

6. Экономика образования в зеркале статистики. Информационный бюллетень / Минобразования РФ, ГУ -ВШЭ. - М., 2008

7. Смелов П.А., Егорова Е.А., Ду-бейковская Л.Н. Оценка студентов или оценка вуза, что вперед? // Оценка компетенций и результатов обучения студентов в соответствии с требованиями ФГОС: материалы III Всероссийской научно-практической конференции. -М.: Москва, 2012 -130 с.

8. Егорова Е.А., Смелов П.А. К вопросу о будущем статистического образования в России // Материалы международной научно-практической конференции, посвященной 2000-летию образования российской статистической службы «Российская государственная статистика и вызовы XXI века» - Федер. служба. Гос. Статистики. - М., 2011

9. Егорова Е.А., Смелов П.А. Региональная дифференциация вузов России // Научно-практический журнал «Экономика, статистика и информатика Вестник УМО». - 2005 - № 1

10. Егорова Е.А., Смелов П.А. Статистический анализ состояния и проблем российского образования // Научно-практический журнал «Экономика, статистика и информатика Вестник УМО». - 2006 - № 4

11. Егорова Е.А., Смелов П.А. Состояние и проблемы российского образования // Научный и общественно политический журнал «Наука и образование» - 2006 - № 4(44),- Як., Академия наук РС(Я)

12. www.gks.ru

13. http://www.rost.ru/ - сайт Национальных приоритетных проектов

References

1. Higher education: between the ministry and service. T.A.Hagurov. Journal Higher education in Russia. № 4, 2011 - 47 p.

2. The quality and quantity of education. A.V.Belotserkovsky. Journal Higher

education in Russia. № 4, 2011 - 3 p.

3. Education in the Russian Federation. Statistical Yearbook. - Moscow State University - Higher School of Economics, 2010. - 371-375 p.

4. Theory of Statistics: A Textbook / Ed. Prof. R.A.Shmoylovoy. - 4th ed., Revised. and add. - Moscow: Finances and Statistics, 2003.

5. Teacher newspaper № 12-13, March 29, 2008, "Andrei Fursenko: Education -the sphere of delicate and conservative"

6. Economics of Education in the statistics mirror. Newsletter / Ministry of Education, State University - Higher School of Economics. - Moscow, 2008

7. Smelov P.A., Egorova E.A., Dubeykovskaya L.N. Forward to assess students or universities// Ocenka kompe-tenciy i rezul'tatov obucheniya studen-tov v sootvetstvii s trebovaniyami FGOS: materialy III Vserossiyskoy nauchno-prakticheskoy konferencii. -M.: Moskva, 2012 -130 s.

8. Egorova E.A., Smelov P.A. About the future of statistical education in Russia // Materialy mejdunarodnoy nauchno-prakticheskoy konferencii, posvyaschen-noy 2000-letiyu obrazovaniya rossiyskoy statisticheskoy slujby «Rossiyskaya go-sudarstvennaya statistika i vyzovy XXI veka» - Feder. slujba. Gos. Statistiki. - M., 2011

9. Egorova E.A., Smelov P.A. Regional Differentiation of Russian universities // Nauchno-prakticheskiy jurnal «Ekonomika, statistika i informatika Vest-nik UMO». - 2005 - № 1

10. Egorova E.A., Smelov P.A. Statistical analysis of the status and problems of education in Russia // Nauchno-prak-ticheskiy jurnal «Ekonomika, statistika i informatika Vestnik UMO». - 2006 - № 4

11. Egorova E.A., Smelov P.A. State and problems of education in Russia // Nauchnyy i obschestvenno politicheskiy jurnal «Nauka i obrazovanie» - 2006 - № 4(44),- Yak., Akademiya nauk RS(Ya)

12. www.gks.ru

13. http://www.rost.ru/ - site of the National priority projects

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.