Научная статья на тему 'Статистическое исследование уровня образования населения России'

Статистическое исследование уровня образования населения России Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
4188
332
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕРЕПИСЬ / СЕТЬ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ / ОБРАЗОВАНИЕ / ПОКОЛЕНИЕ / СИСТЕМА ПОКАЗАТЕЛЕЙ ВЫСШИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ / CENSUS / NET OF EDUCATIONAL INSTITUTIONS / EDUCATION / GENERATION / SYSTEM OF INDICATORS OF HIGHER EDUCATIONAL INSTITUTIONS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шевцов Павел Анатольевич

В статье рассматриваются основные методы и способы сбора статистической информации об уровне образования населения РФ, акцент делается на переписи населения, где в основном собирается информация об уровне образованности населения нашей страны, а также представлена система показателей высших учебных заведений, на основе которых проводится оценка качества образования в РФ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STATISTICAL RESEARCH OF PEOPLE’S EDUCATIONAL STANDARDS IN RUSSIA

The basic methods and approaches of statistical information collection about people's educational standard in Russian Federation are given in the article. The emphasis is laid on population census where the main information is about educational state of population of our country. The system of indicators of higher educational institutions on the basis of which the quality of education assesses is given as well.

Текст научной работы на тему «Статистическое исследование уровня образования населения России»

СТАТИСТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ УРОВНЯ ОБРАЗОВАНИЯ НАСЕЛЕНИЯ РОССИИ

УДК 37, 311.3/.4

Павел Анатольевич Шевцов,

первый проректор, кандидат политических наук, профессор кафедры Финансов и статистики, Российский государственный торгово-экономический университет Эл. почта: Shevtsov@.rsute.ru

В статье рассматриваются основные методы и способы сбора статистической информации об уровне образования населения РФ, акцент делается на переписи населения, где в основном собирается информация об уровне образованности населения нашей страны, а также представлена система показателей высших учебных заведений, на основе которых проводится оценка качества образования в РФ.

Ключевые слова: перепись, сеть учебных заведений, образование, поколение, система показателей высших учебных заведений.

Pavel A. Shevtsov,

Vice-Rector, PhD in Political Science, Professor, the Department of Finance and Statistics

Russian State Trade and Economic University E-mail: Shevtsov@.rsute.ru

STATISTICAL RESEARCH OF PEOPLE'S EDUCATIONAL STANDARDS IN RUSSIA

The basic methods and approaches of statistical information collection about people's educational standard in Russian Federation are given in 1he article. The emphasis is laid on population census where the main information is about educational state of population of our country. The system of indicators of higher educational institutions on the basis of which the quality of education assesses is given as well.

Keywords: census, net of educational institutions, education, generation, system of indicators of higher educational institutions.

Одна из ведущих задач статистики заключается в измерении образовательного потенциала общества, в изучении процессов его формирования, дифференциации и использования. Образовательный потенциал общества - накопленный поколениями объем и качество знаний и профессионального опыта, которые усвоены населением и вое производятся через систему образования.

К общеобразовательным относятся программы; дошкольного образования, начального общего образования, основного общего образования, среднего (полного) общего образования. К профессиональным относятся программы: начального профессионального образования, среднего профессионального образования, высшего профессионального образования, послевузовского профессионального образования. Образовательные программы осваиваются в нескольких формах: очная, заочная, очно-заочная (вечерняя), самообразование, экстернат^.

Измерение уровня образования населения осуществляется при проведении переписи. В процессе разработки программы переписи определяются критерии образованности (грамотности). Исходя из программы переписи, создается методика построения обобщающих показателей образования населения в целом и отдельных социально-демографических групп, изучения их динамики.

Начиная с переписи 1920 г. уровень образования отождествляется с окончанием определенных типов учебных заведений: общеобразовательных школ, средних специальных и высших з'чебных заведений. Основными чертами этой сети учебных заведений служат:

1. обучение по единым программам;

2. последовательная преемственность в обучении;

3. выдача выпускникам документа государственного образца об окончании образовательного учреждения.

При проведении переписи фиксируются следующие уровни образования высшее, незаконченное высшее, среднее специальное, среднее общее, неполное среднее и начальное. Другие формы и виды обучения в программах переписей обычно не учитывались. Впервые в программу переписи 1989 г. и микропереписи 1994 г. был внесен вопрос об окончании профессионально-технического училища. Не учитывается при проведении переписей окончание аспирантуры, адъюнктуры, докторантуры. В настоящее время перепись учитывает многоуровневз'ю систему высшего образования (бакалавриат и магистратура).

Из истории статистики известно, с какой детальностью обсуждалось понятие «границы неграмотности». Считать ли грамотным человека, который может лишь читать, либо того, кто умеет писать и считать? Результаты обсуждения этого вопроса вошли в программ)' переписи населения 1926 г. В ней умеющими читать считались лица, разбирающие печатные слова хоты бы по слогам; умеющие писать - те, кто может подписывать свою фамилию. «Неграмотный» - так записывался лишь не умеющий ни читать, ни писать. В программе микропереписи 1994 г. впервые вопрос об уровне образования задавался лицам в возрасте 6 лет и старше. Поэтому среди вариантов ответов были предусмотрены следующие: не имею никакого образования, но: а) умею читать и писать; б) умею только читать; в) не умею читать и писать. Сегодня необходима разработка критериев «компьютерной грамотности». Необходимы более обоснованные критерии для разграничения понятий начального, основного (неполного среднего) и полного среднего образования. До сих пор они отождествляются с числом оконченных классов.

На основе данных переписи население распределяется по уровню образования, находятся обобщающие показатели его уровня. Эти показатели в общем виде характеризуют удельный вес населения, имеющего определенный уровень образования. На практике наиболее распространены следующие обобщающие показатели уровня образования:

♦ процент грамотных среди населения в возрасте от 9 до 49 лет;

♦ число лиц, имеющих высшее, незаконченное высшее, среднее специальное и среднее (полное и неполное) образование, на 1000 человек в возрасте старше 15 лет;

♦ число лиц имеющих высшее, незаконченное высшее. Среднее специальное и среднее (полное и неполное) образование, на 1000 занятого населения;

Экономика, Статистика и Информатика 101 №6(2), 2011

• число лиц с высшим образованием на 1000 человек в возрасте старше 15 лег.

Традиционно сводным показателем уровня образования населения служит образовательный состав населения 15 лет и старше. Сопоставление его по данным послевоенных переписей населения свидетельствует о неуклонном росте уровня образования населения Российской Федерации,

Между двумя последними переписями число россиян с высшим и средним профессиональным образованием в расчете на 1000 лиц в возрасте 15 лег и старше увеличилось на 145 человек, соответственно потеснив число людей с более низкими уровнями образования. В частности, с 65 до 10 на 1000 снизилось число людей, не имеющих начального образования (в том числе 6 неграмотных), со 129 до 78 на 1000 - число лице начальным образованием. Сократилась даже доля лиц со средним полным образованием - до 1989 года она росла.

Тесная взаимосвязь уровня образования с возрастной структурой населения требует корректного использования перечисленных показателей при анализе динамики, а также при межрегиональных сравнениях. Увеличение в составе населения доли лиц в возрасте 25-45 лет, имеющих высокий уровень образования, влияет на обобщающий показатель. Наоборот; возрастание доли молодежи в возрасте 15-20 лет, не имеющей пока еще высшего образования, замедляет динамику обобщающего показателя. Корректность выводов достигается сравнением уровня образования по однородным социально-демографическим группам.

Снижение доли лиц с более низкими уровнями образования наглядно просматривается при переходе от старших возрастных югорг к младшим.

Быстрый рост образовательного уровня более молодых поколений очевиден при сравнении их с самыми старшими возрастными когортами. Если среди лиц 70 лет и старше высшее или послевузовское образование получили 86 из 1000 человек, то среди лиц 55-59, получавших профессиональное образование в основном в 1960-е годы, - наибольшее среди всех возрастных групп число - 225, Среди тех, чье профессиональное обучение пришлось на конец 1960-х -1970-е годы (в момент переписи им было 45-54 года), доля лиц с высшим и послевузовским образованием

достигла лишь 204-205, но среди более молодых поколений этот уровень был превышен. В целом можно говорить о стабилизации доли населения 15 лет и старше с высшим образованием на уровне около 22%.

Доля лиц с образованием не ниже среднего профессионального - с послевузовским, высшим, неполным высшим и средним профессиональным -устойчиво возрастала от когорты к когорте в течение более продолжительного периода - от 224 на 1000 человек в возрасте 70 лет и старше (поколения, родившиеся до 1933 года) до 624 в возрасте 35-39 лет и 623 в возрасте 30-34 лет (пошления, родившиеся в 1963-1972 годах). В 1970-е годы особенный упор был сделан на расширение сети профессионально-технических училищ реализо-вывавших одновременно профессиональные и общеобразовательные программы, что и обусловило рост доли населения со средним профессиональным образованием. В более молодых поголениях доля лиц со средним профессиональным населением заметно ниже. Молодежь предпочитает высшее образование или, по ряду причин, завершает обучение на низких уровнях образования.

Образование не ниже среднего полного (включая все уровни профессио-

нального) образования имеют около 80% населения 30-39 лет, В старших поколениях эта доля быстро снижается -до 288 на 1000 человек 70 лет и старше. Несколько ниже она и среди более молодых поколений - около 75% среди людей 20-29 лет, - которые еще имеют шансы повысить свой образовательный ценз.

Важнейшим условием формирования образованной личности выступает развитие системы обучения. Образование представляет одну из ведущих отраслей экономики. В ней функционирует к началу 2009-2010 учебного года 57,4 тыс. российских государственных общеобразовательных школ, 7,5 тыс, профтехучилищ, 2.8 тыс. средних специальных и 1114 высших учебных заведений, в которых одновременно обучалось более 26м лн. человек и было занято 6 млн. работников.

Существуют два подхода к учету системы образования. Первый подход отраслевой, основан на учете юридических лиц (учебных заведений). Второй подход заключается в учете всего объема услуг в области образования, которые оказываются как юридическими, так и физическими лицами. Осуществление второго подхода возможно через лицензирование деятельности в этой области не только учебных заведе-

Таблица 1. Виды услуг в области образования, ступени обучения и разновидности учебных заведений

Виды услуг Ступени обучения Учебные заведения

Подготовка кадров с высшим и средним специальным образованием С высшим образованием Академии, университеты, институты, консерватории, высшие школы

Со средним специальным образованием Техникумы, училища медицинские, педагогические, музыкальные, театральные, хореографические, мореходные

Подготовка и повышение квалификации рабочих и других работников Подготовка кадров рабочих Училища и школы профессионально-технические и технические, училища и школы подготовки мастеров

Повышение квалификации специалистов Институты и курсы повышения квалификации специалистов с высшим образованием

Общее образование Для взрослых Вечерние (сменные) общеобразовательные школы

Для детей Начальные, неполные средние и средние общеобразовательные школы, средние музыкальные, художественные и хореографические школы; школы и школы-интернаты для детей с недостатками умственного и физического развития

Дошкольное воспитание Детские сады, ясли, ясли-сады (комбинаты), детские площадки

Предоставление социальных услуг детям, оставшимся без попечения родителей Детские дома, детские приемники-распределители

№6(2), 2011 102

ний, но и физических лиц. В практике статистического учета реализуется первый подход. Однако он ведет к недоучету части услуг в области образования, которые оказываются физическими лицами.

Доля лиц с образованием не ниже среднего профессионального - с послевузовским, высшим, неполным высшим и средним профессиональным -устойчиво возрастала от когорты к когорте в течение более продолжительного периода - от 224 на 1000 человек в возрасте 70 лет и старше (поколения, родившиеся до 1933 года) до 624 в возрасте 3 5-39 лет и 623 в возрасте 30-34 лет (поколения, родившиеся в 1963-1972 годах). В 1970-е шдыособенныйупор был сделан на расширение сети профессионально-технических з'чилшц, реализо-вывавших одновременно профессиональные и общеобразовательные программы, что и обусловило рост доли населения со средним профессиональным образованием. В более молодых поколениях доля лиц со средним профессиональным населением заметно ниже. Молодежь предпочитает высшее образование или, по ряду причин, завершает обучение на низких уровнях образования.

Образование не ниже среднего полного (включая все уровни профессионального) образования имеют около 80% населения 30-39 лет. В старших поколениях эта доля быстро снижается -до 288 на 1000 человек 70 лет и старше. Несколько ниже она и среди более молодых поколений - около 75% среди людей 20-29 лет, - которые еще имеют шансы повысить свой образовательный ценз.

Важнейшим условием формирования образованной личности выступает развитие системы обучения. Образование представляет одну из ведущих отраслей экономики. В ней функционирует к начал}' 2009-2010 учебного года 57,4 тыс. российских государственных общеобразовательных школ, 7,5 тыс. профтехучилищ, 2.8 тыс. средних специальных и 1114 высших учебных заведений, в которых одновременно обучалось более 26млн. человек и было занято 6 млн. работников.

В соответствии с Общероссийским классификатором видов экономической деятельности, продукции и услуг к услугам в области образования относятся:

♦ подготовка кадров с высшим и средним специальным образованием;

♦ подготовка и повышение квалификации рабочих и других работников;

♦ общее образование (общеобразовательные школы для взрослых, детей, дошкольное воспитание, предоставление услуг детям, оставшимся без попечения родителей).

По каждому из видов учебных заведений статистика учитывает численность обучающихся, прием и выпуск учащихся, численность работающих и фонд оплаты труда, число учреждений, в них мест, обеспеченность учебной площадью и др.

Дошкольное образовательное учреждение (ясли, детские сады и др.) реализует общеобразовательные программы дошкольного образования, обеспечивающие воспитание, обучение, уход и оздоровление детей в возрасте от 2 мес. до 6 лет. Статистика дошкольного воспитания собирает и анализирует: данные, характеризующие численность детей, посещающих дошкольные

учреждения (ДУ): число таких учреждений, их распределение по видам; численность, состав и уровень образования педагогических работников в них; данные о фонде оплаты труда и сумме оплаты родителями платных услуг по содержанию и воспитанию детей.

На основе собранной информации в органах статистики рассчитывается показатель «обеспеченность детей в возрасте от 1 до 6 лет включительно постоянными детскими дошкольными учреждениями» (ОДУ):

оду:

Численность детей в возрасте от 1 до

6 лет в постоянных детских _учреждениях_

Численность детей в возрасте от 1 до 6 лет -включительно

Численность учащихся

тельных школ в возрасте б лет

Для выяснения отношений между численностью детей, посещающих постоянные детские дошкольные учреждения, и числом мест в них используются следующие два показателя:

Численность детей в возрасте 1-6 лет, = приходяирхся на 100 мест в постоянных ДДУ Численность детей в возрасте от 1 до 6 лет, посещающих ДДУ

Число мест в постоянных ДДУ

Обеспеченность детей в возрасте 1-6 лет местам и в = постоянных ДДУ Число мест в постоянных ДДУ

Численность детей в возрасте 1-6 лет, посещающих постоянные ДДУ

В настоящее время в России увеличивается численность детей в возрасте

от 1 до 6 лет, посещающих постоянные детские дошкольные учреждения (на 12% за 2002-2009 гг.), что связано с положительной тенденцией численности родившихся. Увеличиваются число таких учреждений (на 18%) и количество мест в них (на 22%). Это может повлиять на обеспеченность детей сетью учреждений дошкольного воспитания. Возможны три варианта изменений показателя обеспеченности детей постоянными ДДУ:

♦ первый - показатель ОДУ не изменится;

♦ второй - показатель снизится, т.е. доступность сети дошкольного воспитания для населения уменьшится;

♦ третий - обеспеченность детей постоянными ДДУ возрастет, при этом доступность учреждений практически не изменится, но сократится их размер.

Рассмотрим фактическое изменение общероссийских показателей развития сети учреждений дошкольного воспитания (Таблица 2).

Если в 2007г. наблюдалась умеренная положительная тенденция развития дошкольного образования, то в 2008-2009 гг. темпы прироста числа детских дошкольных учреждений, количества мест в них и детей, их посещающих, заметно увеличились, а обеспеченность детей постоянными детскими дошкольными учреждениями и местами в них заметно начали расти.

Таким образом, комплексный анализ динамики системы показателей, характеризующий развитие дошкольных учреждений, дает основу для корректировки происходящих процессов в целях достижения социальной эффективности

Существенным недостатком статистики дошкольного воспитания является то, что практически отсутствуют данные о распространенности обучения детей в возрасте до 6 лет иностранным языкам, музыке, рисованию, танцам и другим эстетическим навыкам, а также о доступности такого обучения детей в регионах России. Частично эта информация проходит в статистике внешкольных учреждений (клубов, Домов Культуры и т.д.).

Общеобразовательные школы осуществляют обучение, физическое и эстетическое воспитание детей и подростков. На конец 2009 учебного года в 46466 тыс. государственных общеобразовательных школах России обучалось 5067,8 тыс. учащихся. Во многих регионах развивается негосударственное об-

Экономика, Статистика и Информатика 103 №6(2), 2011

разование. На конец 2009 учебного года в России функционировало 815 негосударственных общеобразовательных школ, в которых обучалось 57,4 тыс. человек.

В международных сопоставлениях учитывается численность лиц, получающих образование второй ступени. Оно обеспечивает подготовку на основе четырехлетнего (начального) обз'че-ния в средних школах, лицеях, гимназиях, а также начальную профессиональную подготовку.

Статистика общеобразовательных учреждений дополняется данными о деятельности внешкольных учреждений

Сравнение численности занимающихся в детских внешкольных учреждениях с численностью учащихся дневных общеобразовательных школ свидетельствует об элитарности таких занятий и их малодоступности для школьников.

В истории статистических работ существовал и др. переход к сбору исходной информации - школьные переписи.

Потребность общества в школьном образовании не является постоянной. При изучении динамики этой потребности целесообразно выделять 3 стадии в школьном образовании:

* начальная подготовка (1-3 классы), в результате которой учащиеся приобретают устойчивые навыки письма, счета и чтения;

* основное образование (5-9 классы), дающее подготовку и освоение разных типов мышления по основным направлениям наук.

* Среднее (10-11 классы), позволяющее расширить и углубить знания.

Структура потребности в школьном образовании определяется составом молодежи школьного возраста (для удобства сравнения берется молодежь до 20 лет).

Система профессионального образования включает разветвленную сеть государственных высших, средних специальных, профессионально-технических учебных заведений; институты повышения квалификации специалистов с высшим образованием; учебные центры для переобз'чения безработных; отделения и филиалы зарубежных З'чеб-ных заведений; негосударственные учебные заведения.

Основной формой подготовки рабочих кадров выступают профессионально-технические училища (включая

Таблица 2. Динамика показателей учреждений дошкольного образования

Темпы прироста в %

Период Количество постоянных ДДУ В них число мест Численность детей ОДУ Обеспеченность детей местами в постоянных ДДУ

в постоянных ДДУ

2007г. 4,4 8.2 6.4 7 6,4

2008г. 6,4 9.1 8.2 9.1 7,2

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2009г. 7 9.8 8,7 10 8,1

Таблица 3. Детские внешкольные учреждения Министерства образования РФ

(на конец года)

Виды детских внешкольных учреждений Число учреждений Численность занимающихся в них, тыс. человек

2005 г. 2009 г. 2005 г. 2009 г.

Музыкальные школы 3997 4120 1424 1791

Художественные школы 1532 1735 91 98

Школы искусств 2053 2684 445 510

Самостоятельные детские библиотеки 5207 5404 13275 14110

Детско-юношеские спортивные школы (ДЮСШ) 6744 7816 5539 6829

Таблица 4. Профессионально-технические учебные заведения Министерства образования Российской Федерации

Год Число учебных заведений на начало учебного года Численность учащихся, тыс. чел.

2009-2010 2866 2142,1

колледжи).

Государственной статистикой учитываются число профтехучилищ, численность учащихся в них, в том числе по отделениям на базе основной (базовой) школы, на базе средней школы и группы молодежи, не получающей среднего образования. Изучается движение з'чащихся: прием и выпуск. Численность выпущенных (подготовленных) рабочих кадров распределяется по отраслям экономики и профессиям.

Основной формой подготовки специалистов выступает обучение в средних и высших учебных заведениях. Статистический учет и анализ деятельности учебных заведений данных видов описываются следующей системой показателей, которая содержится в государственной статистической отчетности, предоставляемой в конце учебного года: показатели численности, состава и движения учащихся; численность педагогических кадров; показатели материально-технического обеспечения учебных заведений; выборочные опросы студентов по самым разнообразным проблемам самообразования.

Система показателей высших учебных заведений, подготовленная Государственной инспекцией по аттестации

учебных заведений России совместно с Исследовательским центром проблем качества подготовки специалистов, включает следующие разделы:

♦ оценка качества подготовки выпускников, их соответствие квалификационным требованиям;

♦ характеристика содержатся образования;

♦ качество набора;

♦ эффективность системы оценок качества подготовки выпускников и студентов;

♦ состояние кадрового потенциала;

♦ состояние структуры вуза;

♦ эффективность научно-исследова-тельских работ;

♦ эффективность взаимосвязей учебного и исследовательских процессов;

» финансовое, материальное обеспечение вуза;

♦ состояние технологии обз<чения;

♦ эффективность оценки и аттестации преподавателей.

Каждый из приведенных разделов содержит определенный набор показателей, раскрывающий содержание данного раздела.

На основе таких подробных наборов показателей формируются два обобщающих показателя: качество и подготов-

№6(2), 2011 104

ка специалистов; материальное и финансовое положение учебного заведения.

Литература

1. Высшее образование для XXI века: Вторая международная научна конференция. - М.: Из-во Московского гуманитарного ун-та, 2008. - 324 с.

2. Аналитический доклад по высшему образованию в Российской Федера-ции/Гос, ун-т - Высшая школа экономики. - М.: Изд. дом ГУВШЭ, 2009 - 402 с.

3. Тихомирова Н.В. Система показателей и индикаторов качества образования // Вопросы статистики. - 2004. - № 9. - С. 50-54.

4. Образование в России. 2003: Стаг. сб. / Госкомстат России. - М., 2003. -414с.

5. Образование в Российской Федерации. Статистический сборник. - М.;

ГУ-ВШЭ, ЦИСН, 2004.

6. СмеловП.А., Егорова Е. А. Статистический анализ состояния и проблем российского образования // Научно-практический журнал «Экономика, статистика и информатика Вестник УМО». №4,2006

7. Смелов П. А., Егорова Е. А. Состояние и проблемы российского образования // Научный и общественно политический журнал «Наука и образование» № 4(44),- Як., Академия наук РС(Я), 2006

References

1. Higher Education for the XXI Century: The Second International Scientific Conference. - M.: Iz-vo Moskovskogo gumanitarnogo un. 2008, 2008.-324.

2. Analytical Report on Higher Education in the Russian Federation /

Gosyu un-t - Vysshaya shkola ekonomikiyu - M.: Izd. dom GUVShEb, 2009-402.

3. Tihomirova N.V. System and indicators of quality of education // Voprosy statistiki. - 2004. -№ 9. - S. 50-54.

4. Education in Russia. 2003: Stat. Sat / Goskomstat of Russia. - M., 2003 .-414.

5. Education in the Russian Federation. Statistical Compendium. -M.: Higher School of Economics, CSRS, 2004.

6. Smelov P.A., Egorova E.A. Statistical analysis of the status and problems of education in Russia // Nauchno-prakticheskiy jurnal «Ekonomika, statistika i informatika Vestnik UMO». № 4,2006

7. Smelov P.A., Egorova E.A. State and problems of education in Russia // Nauchnyy i obschestvenno politicheskiy jurnal «Nauka i obrazovanie» № 4(44),-Yak., Akademiya nauk RS(Ya), 2006

Экономика, Статистика и Информатика

105

№6(2), 2011

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.