Статистические методы анализа региональной дифференциации динамических процессов на потребительском рынке
Беляевский И.К., д.э.н., профессор Московский государственный университет экономики, статистики и информатики
Потребительский рынок это саморегулирующийся многоструктурный механизм социально-экономического управления. Он представляет собой инструмент распределения товаров, в том числе по регионально-территориальному признаку, который функционирует в соответствии с законом спроса и предложения. Потребительский рынок — явление динамическое, подверженное постоянным изменениям и колебаниям. Его развитие может рассматриваться как поступательный процесс, связанный с формированием и реализацией материальных и духовных потребностей населения, со степенью удовлетворения покупательского спроса, уровнем насыщенности рынка и т.п. Постоянные изменения, которые имеют место на потребительском рынке, должны регулярно отслеживаться и фиксироваться в виде статистических показателей динамики и маркетинговых моделей.
В конце 90-х годов прошлого века розничная продажа товаров на потребительском рынке развивалась сравнительно медленно (с учетом известного спада в развитии экономики 1998 — 1999 гг.). За весь период с 1995 по 2000 г. объем продажи товаров вырос только на 4,4%, т.е. он увеличивался в сопоставимых ценах в среднем за год всего на 0,9%. Однако после 2000 г. темпы роста расходов населения на покупку товаров и объема продажи товаров постоянно растут. Объем продажи товаров населению вырос в 2000—2006 гг. примерно в 1,7 раза (в сопоставимых ценах)1.
Изучение тенденций и динамических закономерностей развития потребительского рынка относится к важнейшим характеристикам социально-экономической статистики и стратегического маркетинга. Показатели динамики рынка используются в качестве критериев разработки и проведения в жизнь маркетинговой стратегии. Однако рынок развивается не только во времени, но и в пространстве (как географическом, так и экономическом), причем оба эти процесса происходят синхронно. Региональная дифференциация динамики рынка — объективная реальность, обусловленная территориальными особенностями экономического и социального развития, разной скоростью продажи товаров в различных районах страны, спецификой товарного потребления, влиянием демографических, национальных, климатических факторов и т.п. В результате каждый регион имеет присущий ему вектор и темп развития потребительского рынка. Сами региональные различия динамики рынка могут рассматриваться как форма его дифференциации.
Для анализа динамики макрорегионов используются характеристики 7-ми географических/территориальных зон (федеральных округов). В каждом из этих округов рассчитывается ряд статистических показателей динамики потребительского рынка, которые позволяют получить векторы динамического развития и оценки интенсивности региональной дифференциации, выявить влияние на этот процесс ряда социально-экономических и демографических факторов.
Надо иметь в виду, что развитие рынка не обязательно происходит равномерно. Для
рыночной экономики более характерны определенные колебания, т.е. случайные или закономерные отклонения от общей тенденции развития. Это явление, как известно, называется вариацией. Изучение колебаний динамических показателей представляет собой самостоятельную методологическую и исследовательскую проблему. В качестве меры колеблемости в анализе динамики потребительского рынка допустимо использовать как сред-неквадратическое отклонение, так и коэффициент вариации темпов роста товарооборота регионов2.
В региональном анализе динамики потребительского рынка можно выделить четыре последовательные ступени:
1-я (исходная)—оценка рыночной динамической ситуации в отдельно взятом регионе;
2-я — характеристика зональных различий в динамике рынка (по федеральным округам и экономическим районам);
3-я—анализ и моделирование региональных закономерностей и различий динамики;
4-я—оценка и анализ характера и степени региональной колеблемости показателей динамики.
За 2000—2005 гг. на потребительском рынке России произошли определенные динамические сдвиги. В частности, быстрее, чем предполагалось, росли расходы населения на покупку товаров в Приволжском федеральном округе, но медленнее — в Центральном и Южном округах. По всей совокупности регионов степень динамических различий расходов населения на покупку товаров составила 17,4% к среднему темпу роста. В пределах макрорегионов темпы расходов населения на покупку товаров колеблются от 4,9% до 19,6% (см. табл. 1).
В среднем по всей совокупности товаров скорость расходов на покупку товаров была почти в два раза медленнее темпа объема продажи. Эта важная экономическая оценка связанная с высокими темпами инфляции. Однако с учетом ценовых изменений региональные различия скорости развития объема продажи товаров (в сопоставимых ценах) мало отличаются от показателей, исчисленных в ценах соответствующих лет — они меньше всего 0,1 процентного пункта. По федераль-
Экономика, Статистика и Информатика 45 №4, 2007
1
Таблица
Динамика товарооборота розничной торговли в 2000—2005 гг.
ФЕДЕРАЛЬНЫЕ ОКРУГА Темпы роста товарооборота 2005 г. в % к 2000 г. Показатели (коэффи региональной вариащ роста в пределах о (в процентах к среднем
в ценах соответствующих лет в соп
в ценах соответствующих лет в сопоставимых ценах
Центральный 260,9 149,7 16,42
Северо-Западный 312,2 176,3 13,9
Южный 211,9 196,5 23,6
Приволжский 700,6 174,9 9,54
Уральский 386,4 220,4 4,86
Сибирский 317,8 185,2 18,32
Дальневосточный 294,8 167,4 19,60
Всего по РФ 307,2 168,7 X
Показатели колеблемости (коэффициенты вариации) темпов роста товарооборота по федеральным округам V = 16,65 V
по всей совокупности регионов V = 17,53 V
Источник: Российский статистический ежегодник: Стат. сб. 2006. — М.: Росстат, 2006. С. 543—544 и расчеты автора.
Таблица 2
Различия динамики уровня развития потребительского рынка по федеральным округам в 2000—2005 гг.
Федеральные округа Товарооборот на душу населения, руб. Темпы роста товарооборота на душу населения в 2005 г. в % к 2000 г. Темпы опере отношению в темпам п в коэффиц
2000 г. 2005 г. в ценах соответствующих лет в сопоставимых ценах в ценах соответствующих лет
Центральный 26062 69387 266,2 152,7 0,875
СевероЗападный 14908 48642 326,2 183,8 1,072
Южный 10655 35964 337,5 187,0 1,109
Приволжский 12254 38902 317,5 180,3 1,043
Уральский 13620 53556 393,2 224,6 1,292
Сибирский 12633 41575 329,1 190,4 1,081
Дальневосточный 14200 43543 306,1 175,1 1,006
Всего по РФ 16162 491179 304,3 173,9 1,000
Источник: Российский статистический ежегодник. Стат. сб. 2006 /Росстат. — М.: С. 545 — 547 и расчеты автора
2006,
ным округам интенсивность вариации темпов роста очень близки к характеристикам, полученным по всей совокупности.
Внутри каждого округа региональная вариация темпов роста в сопоставимых ценах проявилась сильнее всего в ЮФО (46%), а слабее всего — в УФО (6%). Это означает, что хотя интенсивность колебаний по сравнению с показателями, исчисленными в ценах соответствующих лет, общие закономерности территориальных различий меняются незначительно.
В региональном анализе потребительского рынка имеет место сочетание воздействия
различных факторов, которое вызывает определенные социально-экономические последствия, выразившихся в территориально-динамических различиях изменений потребительского рынка. Территориально-географические различия, которые при этом могут быть выявлены, представляют собой важную характеристику стратегического маркетинга и в частности покупательной способности населения.
Потребительский рынок, как в целом, так и в региональном разрезе развивается под воздействием двух составляющих. Во-первых, региональное развитие потребительского
рынка определяется динамикой индивидуальных покупок, а во-вторых, изменениями численности потребителей. Динамика индивидуальных покупок отражается темпами роста товарооборота на душу населения. В региональном анализе должна быть поставлена и решена задача исследования территориальных различий динамики душевого уровня развития рынка и факторов, обусловивших характер этого развития.
В следующей таблице (см. табл. 2) приведены данные, отражающие динамику уровня потребительского рынка на душу населения в 2000 — 2005 гг. по макрорегионам.
Показательно, что размеры и степень региональных различий за истекшие 5 лет существенно изменились. В частности среднеквад-ратическое отклонение душевого товарооборота уменьшилось с 4734 руб./чел. в 2000 г. до 3326 руб./чел. в 2004 г., а выраженное в процентах к товарообороту на душу населения— соответственно с 23,4% до 11,9%, т. е. примерно в 2 раза. Этот факт свидетельствует о выравнивании уровней развития потребительского рынка в период с 2000 по 2005 гг..
Региональные различия динамики уровня развития потребительского рынка показаны на рис. 1.
Степень колеблемости показателей динамики уровня развития потребительского рынка за 2000—2005 гг. по федеральным округам, в частности темпов роста душевого товарооборота (в сопоставимых ценах) в достаточной мере ощутима. Среднеквадратическое отклонение этих темпов (в коэффициентах) составляет +0,198. Следовательно, на региональном рынке существует определенная неоднородность процесса удовлетворения покупательского спроса. Этот факт необходимо учитывать при разработке маркетинговых стратегий, в частности при прогнозировании региональной структуры потребительского рынка.
Показательно, что в самом региональном распределении товарооборота произошли весьма незначительные динамические изменения. Об этом говорит тот факт, что между региональной структурой товарооборота 2000 г. и 2004 г. обнаруживается очень тесная корреляционная связь (г = 0,984). В то же время средний абсолютный размер товарооборота в расчете на один регион вырос в 2,5 раза (с 20,3 млрд. руб. в 2000 г. до 51,3 млрд. руб. в 2004 г., в ценах соответствующих лет).
Интенсивность региональных различий динамики объема продажи в значительной степени обусловлена динамикой расходов населения на покупку товаров в регионах. Это означает, что зависимость региональных темпов расходов населения на покупку товаров от темпов объема продажи является очень тесной, хотя между показателями скорости их развития имеет место значительный разрыв. Однако следует иметь в виду, что эта связь не функциональная, а корреляционная, стохас-
тическая, обусловленная одновременным воздействием комплекса социально-экономических и демографических факторов, а также элементом случайных отклонений от общей тенденции.
В федеральных округах средняя скорость изменения товарооборота складывается из разных по своим географическим и экономическим характеристикам регионов, которые нивелируют реальные территориальные колебания. В отличие от этого в общей совокупности все региональные показатели абстрагированы от территориальных признаков, что обеспечивается ранжированием показателей скорости товарооборота и типологической группировкой регионов по темпам роста расходов населения на покупку товаров в 2000— 2004 гг. Это позволяет выявить и смоделировать общие закономерности регионального анализа динамики потребительского рынка.
Естественно, размер расходов населения на покупку товаров в каждом регионе зависит от потенциального спроса на различные материальные и духовные блага и денежных доходов потребителей. Однако разрыв между расходами покупателей и реальной возможностью потребления этих благ зависит еще и от сложившихся цен на товары. Все эти три фактора в значительной степени различаются по регионам. Интенсивность региональных колебаний показателей динамики объема продажи товаров характеризуется следующей таблицей (см. табл. 3).
У 1/10 части жителей России объем покупок товаров вырос менее, чем на 30%, но в 25 регионах, где проживает 30% жителей, он увеличился на 40%. В 18 регионах, где проживает более 30% населения, рост объема продажи товаров потребителям вырос в 1,6 раза. В пятой части регионов, где живет почти треть всех жителей России, объем покупок товаров вырос примерно в два раза. В процессе анализа обнаружились некоторые важные закономерности: по мере перехода средних по группе темпов роста объема продажи от низшего уровня к более высокому замедляются темпы роста ценовых показателей динамики. Следовательно, в регионах, где быстрее развивается продажа товаров, меньше сказывается влияние ценностного фактора, и, наоборот, в регионах, где медленнее растет объем продажи товаров, выше темп изменения ценностного фактора. Это подтверждает вывод, что неравномерный рост цен в регионах негативно сказывается на поступательном развитии потребительского рынка.
Обратная зависимость динамики объема продажи от изменения цен в регионах иллюстрируется следующим образом (см. рис. 2).
На рис.2 хорошо видно, что векторы динамики объема продажи товаров и уровня цен противоположны по отношению друг к другу.
Любопытно, что в Европейских регионах разрыв в темпах роста сокращается по мере
Рис. 1. Динамика уровня развития потребительского рынка в 2000—2005 гг. по федеральным округам РФ
Таблица 3
Группировка регионов РФ по темпам роста объема продажи товаров (в сопоставимых ценах) в 2000—2004 гг.
Регионы, где темпы роста Число регионов Численность населения, % к итогу Темпы роста товаро 2004 г. в % к 20(
объема продажи составили, % в ценах соответствующих в сопоста-
2000 г. 2004 г. вимых ценах
лет
до 130 8 4,8 4,6 210,3 127,4
130,0 — 139,9 11 15,5 15,3 231,7 139,8
140,0 — 159,9 20 25,4 25,6 243,0 147,0
160,0 — 179,9 17 28,6 28,7 270,1 167,9
180,0 — 199,9 12 19,0 18,7 287,7 189,0
200,0 и более 8 6,7 7,1 318,4 200,9
По всей
совокупности 76 100,0 100,0 259,0 161,3
регионов
Источник: Российский статистический ежегодник. Стат. сб. 2006 /Росстат. — М., 2006. С. 82—85; Торговля в России. 2005. Стат. сб. /Росстат.—М., 2006. С. 273—277, 301—302 и расчеты автора.
Рис. 2. Зависимость динамики объема продажи от динамики цен по группам регионов РФ
Экономика, Статистика и Информатика
№4, 2007
47
Таблица 4
Группировка регионов РФ по темпам роста объема продажи товаров в расчете на душу населения в 2000—2004 гг. (в сопоставимых ценах)
Регионы, где темпы роста продажи товаров на душу населения составляют,% Число регионов Численность населения, % к итогу Темпы роста товарооборо населения в 2004 г. в %
2000 г. 2004 г. в ценах соответствующих лет в сопоставимых ценах ц
до 140,0 18 19,9 19,5 226,7 136,9
140,0 — 159,9 20 25,3 25,5 243,0 147,0
160,0 — 179,9 17 28,5 28,6 270,1 167,9
180,0 — 199,9 14 19,6 19,4 287,7 189,2
200,0 и более 7 6,7 7,0 330,1 218,9
По всей совокупности регионов 76 100,0 100,0 259,3 158,0
Источник: Российский статистический ежегодник. Стат. сб. 2006 /Россгат. — М., 2006. С. 82—85; Торговля в России. 2005. Стат. сб. /Росстат.—М., 2006. С. 273—277, 301—302 и расчеты автора.
продвижения к центральным районам, а затем, ближе к востоку снова увеличивается. Это важная социально-экономическая характеристика, позволяющая оценить влияние ценового фактора на динамику потребительского рынка.
Надо сказать, что процесс выявления и интерпретации фактора изменения численности населения на динамику товарооборота отличается сложностью и противоречивостью, о чем мы уже упоминали. Демографы придерживаются различных взглядов на эту проблему. Расходы потребителей на покупку товаров, безусловно, зависят и от числа «едоков» и от их возрастного состава, но в первую очередь от уровня их денежных доходов. Небесспорным также является вопрос, приводит ли изменение числа иждивенцев (в первую
очередь детей) к изменению общей суммы расходов, или же только к перераспределению потребления внутри семьи. Для регионального анализа это имеет особое значение. В связи с этим актуальной является проблема регионального исследования закономерности развития потребительского рынка при исключенном влиянии демографического фактора, что обеспечивается расчетом показателей товарооборота на душу населения.
В следующей таблице (см. табл. 4) приведены результаты группировки регионов РФ по темпам роста товарооборота на душу населения.
В 2004 г. почти пятая часть жителей России приобрели примерно на 40% больше товаров (в расчете на одного потребителя), чем в 2000 г. Четвертая часть населения увеличила
Таблица 5
Разложение прироста товарооборота на душу населения по факторам в распределении по регионам РФ с различной скоростью развития потребительского рынка в 2000—2004 гг.
Регионы, где темпы роста продажи товаров на душу населения составляют, % Число регионов Абсолютный прирост товарооборота на душу населения по группам регионов, руб./чел. в % к о1 приро
всего в том числе за счет За счет количествен-ного фактора
количественного фактора ценностного фактора
до 130 8 14338 3562 10776 24,8
130,0 — 139,9 11 19592 5920 13672 30,2
140,0 — 159,9 20 17122 5626 11496 32,9
160,0 — 179,9 17 19274 7695 11575 39,9
180,0 — 199,9 12 24682 11702 12973 47,4
200,0 и более 8 22668 10476 12192 46,2
По всей совокупности регионов 76 19729 7603 12126 38,5
Источник: Российский статистический ежегодник. Стат. сб. 2006 /Росстат. — М., 2006. С. 82—85; Торговля в России. 2005. Стат. сб. /Росстат.—М., 2006. С. 273—277, 301—302 и расчеты автора.
свои покупки (на одного жителя) почти в полтора раза. У почти 30% жителей объем покупок (на одного человека) увеличился примерно в 1,7 раза. Еще 20% потребителей обеспечили себе возможность увеличить свой объем покупок в расчете на душу населения почти в 1,7 раза. И, наконец, 7% покупателей увеличили душевой объем своего товарного потребления более, чем вдвое.
Естественно, здесь сказался целый комплекс экономических и социальных факторов, проявилось также действие географического перераспределения потребления, уклада жизни и т.п. Нельзя не принимать во внимание и фактор динамики цен. Обнаружилось любопытное явление: по мере увеличения роста объема покупок снижается темп роста ценностного фактора. Этот вывод подкрепляется расчетом абсолютного прироста товарооборота.
В процессе регионального анализа с помощью метода индексного разложения по факторам была построена территориально-динамическая модель, показавшая по каждому округу, в какой мере изменение общих расходов на покупку товаров обусловлено влиянием отдельных факторов (количественного, ценностного, демографического). В данной модели разложения абсолютного прироста товарооборота по факторам были использованы методические построения автора3, ориентированные на возможности регионального анализа.
В динамике потребительского рынка выделяются два основных элемента — количественный фактор (изменение товарооборота за счет объема проданных товаров) и фактор, обусловленный изменением цен (ценностной фактор). На долю ценностного фактора приходится примерно 2/3 общего прироста денежных расходов на покупку товаров в федеральных округах, а на долю количественного фактора (объема продажи товаров) только 1/3 общего прироста, Поэтому, для того, чтобы оценить изменения реального объема удовлетворения покупательского спроса, необходимо исключить воздействие динамики цен. Это задача, как известно, решается с помощью индекса физического объема товарооборота.
Количественный фактор, его можно назвать и экономическим4 выявляет роль объема продажи товаров в сопоставимых ценах в общем абсолютном приросте товарооборота, т.е. он показывает, как увеличился бы товарооборот розничной торговли, если бы цены остались неизменными. Этот показатель косвенно характеризует процесс удовлетворения покупательского спроса в каждом из макрорегионов. Ценностной фактор показывает, как меняются расходы на покупку товаров при неизменном объеме продажи товаров. Естественно, этот фактор непосредственно влияет на покупательную способность населения. В статистической методологии это
исследование носит название разложения абсолютного прироста товарооборота по факторам.
В 2000—2005 гг. почти 2/3 прироста товарооборота розничной торговли по РФ приходятся на долю ценностного фактора. Это связано с достаточно сильными инфляционными процессами на потребительском рынке, что, безусловно, серьезно сказывается на социально-экономической ситуации в стране. Только треть общего прироста расходов на покупку товаров дает социально-экономический эффект в виде увеличения объема покупок.
В следующей таблице (см. табл. 5) приводятся данные о разложении прироста товарооборота на душу населения по двум факторам (количественному и ценностному).
Таким образом, проявилась важная тенденция: по мере роста объема продажи товаров на душу населения растет доля количественного фактора и соответственно сокращается доля ценностного фактора. Следовательно, более медленное развитие потребительского рынка в ряде регионов в значительной мере обусловлено негативным влиянием цен. На это указывает и следующая диаграмма (см. рис. 3).
Основным фактором, определяющим региональную динамику потребительского рынка, является изменение реальных доходов населения (в расчете на одного человека). На это указывает достаточно заметная зависимость региональных темпов роста объема продажи на душу населения регионов и динамики реальных доходов населения (коэффициент корреляции между ними составил 0,675). Однако и другие факторы сказались на динамике уровня потребительского рынка. Это подтверждается данными группировки региональных рыночных показателей по признаку динамики уровня душевого товарооборота (см. табл. 6).
В анализе факторов, влияющих на динамику уровня развития потребительского рынка, обнаружились важные закономерности. По мере роста темпов объема продажи в изучаемых группах регионов РФ проявляется тенденция (хотя и не вполне последовательная) к увеличению темпов роста численности потребителей. В регионах, где быстро развиваются
0 о ? ¡и о о.
1_ Ю ш
и га (з
Ш и Ь
1 я 2
П °
о 2 р
К Г,3
5
100% 90% 80%
50% 40% 30% 20% 10% 0%
ценностный
- фактора
—-
количественный фактора
Группы регионов по темпам роста
Рис. 3. Региональный анализ влияния динамики товарооборота на душу населения на соотношение количественного и ценностного факторов развития потребительского рынка РФ
Таблица 6
Анализ связей динамики уровня развития потребительского рынка с факторами денежного дохода населения и валового продукта в РФ
Регионы, где темпы роста продажи товаров на душу населения составляют, % Число регионов Темпы роста в 2004 г. в процентах к 2000 г.
численности населения регионального валового продукта денежных доходов населения
фактических реальных
до 130 8 95,7 160,4 244,6 139,2
130,0 — 139,9 11 95,9 218,0 252,0 131,9
140,0 — 159,9 20 98,3 217,1 270,4 146,6
160,0 — 179,9 17 97,8 226,2 279,5 153,9
180,0 — 199,9 12 95,8 292,9 284,7 163,2
200,0 и более 8 102,1 279,3 292,7 165,6
По всей совокупности регионов 76 97,4 194,2 261,1 144,0
Источник: Российский статистический ежегодник. Стат. сб. 2006 /Росстат. — М., 2006. С. 82—85, 174—175, 320—322 и расчеты автора.
производительные силы, также выше темпы роста продажи товаров.
В целом выявленные территориальные различия, зависимости и тенденции динамического развития потребительского рынка могут быть использованы в стратегическом маркетинге в целях регулирования региональных пропорций и перераспределения товарных ресурсов.
Ссылки
1 Российский статистический ежегодник. 2006: Стат. сб. М., 2006, С. 542 // Вопросы статистики. 2007. № 10. С. 67 и расчеты автора.
2 В данном случае рассчитывается относительная величина из относительных величин (например, среднеквадратическое отклонение региональных темпов роста в процентах к среднему по всем регионам темпу роста)
3 См. Статистика рынка товаров и услуг: Учебник / Под ред. И.К. Беляевского. М.: Финансы и статистика, 2003, С. 412—420.
4 Экономическим фактором мы условно называем изменение товарооборота на душу населения в сопоставимых ценах.
Экономика, Статистика и Информатика 49 №4, 2007
1