СТАТИСТИЧЕСКИЕ ИТОГИ МОДЕРНИЗАЦИИ СИСТЕМЫ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ В РАМКАХ НАЦИОНАЛЬНОГО ПРОЕКТА «ЗДОРОВЬЕ»
УДК 314:61
Павел Александрович Смелов,
к.э.н., доцент кафедры Социально-экономической статистики, Московский государственный университет экономики, статики и информатики Тел. +7 (495) 442-60-66, Эл. почта: [email protected]
Анна Сергеевна Крайнова
медицинский регистратор отдела медицинской статистики Городской поликлиники №147 в ЗАО г. Москва Эл. почта: [email protected]
В данной статье проведен анализ и подведены итоги по основным направлениям модернизации системы здравоохранения в России. Дана оценка национальному проекту «Здоровье». Даны количественные и качественные характеристики проекта.
Ключевые слова: статистика, медицинская статистика, здравоохранение, система здравоохранения, национальные проекты.
Pavel Smelov
PhD in Economics; associate professor of chair of Socio-economic statistics, MESI Tel. +7 (495) 442-60-66, E-mail: [email protected]
Anna Kraynova
Medical Registrar of Department of Medical Statistics, City polyclinic № 147 Moscow ZAO E-mail: [email protected]
STATISTICAL RESULTS OF THE MODERNIZATION OF THE HEALTH OF THE NATIONAL PROJECT "HEALTH"
This article analyzed and summarized the main areas of modernization of the health system in Russia. The estimation of the national project "Health". The quantitative and qualitative characteristics of the project.
Keywords: statistics, medical statistics, health, health care, national projects.
1. Введение
В настоящее время перспективы развития здравоохранения определяются нерешенными проблемами и негативными тенденциями в уровне общественного здоровья, которые сложились в течение последних десятилетий, и, по оценкам экспертов, будут сохраняться в будущем. Среди главных причин низкого уровня общественного здоровья в России эксперты выделяют следующие снижение качества жизни значительной части населения; низкий уровень заработной платы и пенсионного обеспечения; ухудшение условий жизни, труда, отдыха; снижение качества и структуры питания; чрезмерные стрессовые нагрузки; снижение общего уровня культуры, в том числе санитарно-гигиенической; изменение приоритетов жизненных ценностей; распространение различных зависимостей (наркомании, алкоголизма) как у мужчин, так и у женщин.
Вопреки достаточно стабильной ситуации в российском здравоохранении на протяжении достаточно длительного периода, оно по-прежнему нуждалось в модернизации при активной государственной поддержке, прежде всего в направлении оптимизации кадрового состава и повышения оснащенности медицинских учреждений высокотехнологичным оборудованием. Одним из важных направлений государственной поддержки должно было стать также стимулирование реальной конкуренции в этой сфере деятельности путем перехода от сметного финансирования к оплате труда за объемы и качество оказанной медицинской помощи. Ограничения финансового характера также играли заметную роль в деятельности медицинских учреждений - негативное влияние недостатка собственных и бюджетных финансовых средств. Политика в области здравоохранения отражает основные направления социально-экономического развития общества и, является одной из главных составных частей общей социальной политики любого государства, и Российская Федерация не является исключением.
2. Национальный проект «Здоровье»
Показатели здоровья отрицательно сказываются на продолжительности жизни населения, которая в 2004 году составила 65,3 года, в том числе у мужчин - 58,9 лет, у женщин - 72,3 года. По продолжительности жизни мужчин Россия занимает в мире 134-е место, по продолжительности жизни женщин - 100-е [1]. Поэтому государство стало вводить проекты, которые смогли бы поднять уровень состояния системы здравоохранения. Одним из таких проектов, который действует до сих пор, стал проект «Здоровье».
С 1 января 2006 года стартовал проект «Здоровье». Проект уже получил название «национального приоритетного проекта» и был разработан для реализации предложений Президента России Путина В.В. по совершенствованию медицинской помощи в Российской Федерации. Основная задача проекта - улучшение ситуации в здравоохранении и создание условий для его последующей модернизации. В первые годы действия проекта смертность в России снизилась на 138 тыс. человек, а за четыре месяца 2007 года по сравнению с аналогичным периодом 2006 года - более чем на 52 тыс. человек. Число родившихся увеличилось с 1 215 тыс. детей в 2000 году до 1 476 тыс. детей в 2006 году. В 2006 году рождаемость составляла 10,6 случая на 1000 человек.
В рамках реализации национального проекта «Здоровье» можно выделить три основных направления: повышение приоритетности первичной медико-санитарной помощи, усиление профилактической направленности здравоохранения, расширение доступности высокотехнологичной медицинской помощи. Основное внимание планировалось уделить укреплению первичного медицинского звена (муниципальные поликлиники, участковые больницы) - увеличению зарплаты участковым врачам и медсестрам, оснащению этих медучреждений необходимым оборудованием, переобучению врачей общей практики, введению родовых сертификатов. Рассмотрим ход реализации данного проекта и результаты его действия, приведем статистические итоги его действия [2]. Результатами проекта последних пяти лет способствовали росту рождаемости, снижению смертности населения России и, как следствие, росту ожидаемой продолжительности жизни. Од-
нако, несмотря на это доля трудоспособного населения продолжает снижаться, что требует активизации мероприятий по сохранению жизни и здоровья трудящихся граждан, детей и пожилых. В последние годы снижаются показатели материнской и младенческой смертности. С начала реализации проекта удалось сохранить более 2,6 тысяч детских жизней. В 2010 году в 12 субъектах Российской Федерации не было зарегистрировано ни одного случая материнской смертности. Показатель рождаемости сельского населения выше среднероссийского. Безусловно, это оказывает положительное влияние на формирование показателя рождаемости населения в целом по России, который составил - 12,6 на 1000 населения.
3. Пять лет реализации проекта
Всего за пять лет реализации проекта было израсходовано более 607 миллиардов рублей. Это составило 93,3% от утвержденного объема финансовых средств. Основными причинами неисполнения стали проблемы 2006-2007 годов, касаемые выплат врачам первичного звена здравоохранения.
Часть мероприятий проекта уже завершены и позволили создать необходимые условия для последующей реализации программ по совершенствованию оказания медицинской помощи населению по причинам-лидерам в структуре смертности населения, таки как болезни системы кровообращения, злокачественные новообразования, травмы и т.д.
Продолжающиеся мероприятия разбиты на четыре основных направления. В первую очередь - это мероприятия по здоровому образу жизни, где наибольшее внимание сосредоточено на функционировании 502 созданных центров здоровья. Кроме того, в 2010 году начали открываться и центры здоровья для детей, что крайне важно, учитывая медико-демографическую ситуацию последних лет. Несмотря на то, что центры функционируют всего один год, в них уже обратилось более 2,3 миллионов человек, у 66,3% которых были выявлены факторы риска развития заболеваний.
Поэтому одним из мероприятий проекта и стало обучение медицинских кадров. За все годы проекта суммарно было обучено около 53 тысяч врачей. Реализуемые мероприятия проекта возложили дополнительные обязанности на врачей первичного звена здра-
воохранения, поэтому, начиная с 2006 года, более 290 тысячи медицинских работников ежегодно получают выплаты. Это способствовало росту заработной платы в среднем в 2,6 раза.
Как показала практика, работающие граждане зачастую не имеют времени и возможностей обратиться к врачу первичного звена и пройти необходимое обследование. Поэтому, начиная с 2006 года, были начаты мероприятия по дополнительной диспансеризации работающих граждан. Это сразу дало ощутимый результат. Было выявлено более 10 миллионов больных, в том числе и онкологическими заболеваниями.
Среди всех причин смерти болезни системы кровообращения занимают первое место. И в первую очередь граждане России умирают от инфарктов и инсультов. Поэтому в ходе проекта более 9,5 миллиардов рублей было затрачено на организацию современной системы оказания помощи больным с сосудистыми заболеваниями. Были открыты и оборудованы 39 региональных и 107 первичных сосудистых центра, обучено более 2 тысяч врачей. Кроме того, хотим подчеркнуть, что за первые три года реализации мероприятий смертность от болезней системы кровообращения снизилась на 9,3%.
Особое внимание было уделено совершенствованию онкологической помощи населению, ведь в течение последних лет смертность от данного класса заболеваний продолжала расти. За первые 2 года программы было оснащено более 21 онкологического учреждения, подготовлено 960 врачей, повысилась доступность онкологической помощи для населения. Рост обращаемости населения в первичные онкологические кабинеты способствовал и росту выявляемости заболеваний на 12 стадии. Оснащенность современным оборудованием онкологических учреждений привела и к росту охвата больных диагностическими и лечебными мероприятиями. Повышение доступности современных методов лечения, выявление заболеваний на ранних стадиях привели к снижению смертности от злокачественных новообразований в регионах-участницах на 0,8%.
Качество оказания медицинской помощи матери и ребенку, снижение материнской, младенческой и детской смертности в последние годы стали одними из основных критериев оценки эффективности работы системы здравоохранения. На решение этих задач
направлена программа «Родовый сертификат», которая с 2006 года реализуется в составе мероприятий приоритетного национального проекта «Здоровье».
Благодаря дополнительному финансированию по талонам родовых сертификатов государственные и муниципальные женские консультации и учреждения родовспоможения приобретают современную диагностическую аппаратуру и лабораторное оборудование. На эти средства также закупаются медикаменты для обеспечения женщин в период беременности, дополнительное питание для беременных и кормящих матерей, жизненно важные лекарственные препараты для реанимации и выхаживания новорожденных, профилактики акушерских кровотечений и послеродовых септических осложнений. В результате удалось заметно уменьшить число осложнений во время беременности и родов, материнскую и младенческую смертность. Важное направление - совершенствование оказания медико-генетической помощи детям и семьям, имеющим детей с наследственными и врожденными заболеваниями. Таким образом, мероприятия национального проекта здоровье охватывают все наиболее болевые точки современной России. Ведь по данным анализа показателя смертности за пять лет реализации мероприятий удалось добиться снижения смертности населения на 11,2%, в том числе и по причинам-лидерам. Не только снижение смертности свидетельствует об эффективности мероприятий, но и снижение числа лиц, впервые признанных инвалидами. И здесь положительная динамика еще более выражена. За пять лет программы число впервые признанных инвалидов сократилось на 48%. Все данные выводы, показали, что данный проект дает результаты и, в будущем поставленные цели будут давать еще лучшие результаты реализации данного проекта. Рассмотрим еще несколько проектов, связанные с системой здравоохранения.
4. Отраслевая программа «Повышение структурной эффективности системы здравоохранения РФ»
В соответствии с проектом Отраслевой программы «Повышение структурной эффективности системы здравоохранения РФ на 2004-2010 годы». Реструктуризация системы здравоохранения - комплексный процесс, охватывающий все стороны функционирова-
Экономика, Статистика и Информатика
№4, 2011
91
ния отрасли. Она обеспечивается постоянной перегруппировкой ресурсов внутри и между звеньями, этапами и уровнями медицинской помощи для использования клинически эффективных и наименее затратных решений с учетом меняющихся потребностей в медицинских услугах и развития клинической практики и технологий. Реструктуризация включает перенос акцентов: из сектора стационарной помощи в сектор амбулаторно-поликлинической помощи; из сектора специализированной амбулаторной помощи в сектор первичной медико-санитарной помощи (расширение функций первичного звена); из круглосуточного стационара в дневной стационар, в центр амбулаторной хирургии, в стационар на дому; учреждений, оказывающих высокотехнологическую и дорогостоящую медицинскую помощь, в учреждения, оказывающие специализированную медицинскую помощь; из мелких диагностических подразделений в централизованные службы, способные эффективно использовать дорогостоящую диагностическую технику; из мелких отделений районных больниц в межрайонные центры специализированной лечебно-диагностической помощи; из мелких разрозненных отделений скорой медицинской помощи в централизованные системы ее оказания [3].
5. Обязательное медицинское страхование
Так же с 1 января 2011 года был введен закон об обязательном медицинском страховании, предполагающем бесплатную медицинскую помощь гражданам России. Во-первых, теперь получить медицинскую услугу по полису ОМС можно в любом регионе России, а не только там, где зарегистрирован человек. Во-вторых, это можно сделать не только в государственном или муниципальном медучреждении, но и в частном или ведомственном, если оно станет участником программы ОМС. И при этом не понадобится доплачивать за лечение и консультации, входящие в программу обязательного медицинского страхования. В-третьих, человек мо-
жет самостоятельно выбрать страховую медицинскую компанию, медучреждение и врача, которые будут его обслуживать. Что же касается выбора врача и медучреждения, человек также может остаться в той поликлинике, к которой он прикреплен, а может перейти в другую. Но при этом может возникнуть такая ситуация: к одному врачу народ идет больше, чем к другому специалисты. По нормативам к участковому врачу должно быть прикреплено 1,7 тысячи человек. Он их и должен обслуживать. Возможно, он согласится принять дополнительных пациентов. Подчеркнем, что прикрепление как таковое касается только терапевтов, педиатров, врачей общей практики. По новым правилам, человек с полисом ОМС может прийти за помощью вообще в любое медучреждение своего региона или за его пределами, и ему не должны отказать. Но при этом данный проект так же требует доработок.
6. Заключение
Таким образом, в настоящее время реформа здравоохранения протекает более активно благодаря приоритетному национальному проекту, по всем основным направлениям:
• расширяются ресурсные возможности отрасли; повышается экономическая мотивация медицинских работников в оказании качественных услуг;
• повышается качество медицинской помощи.
Но остается еще много нерешенных проблем и сохраняется негативные тенденции в уровне общественного здоровья, которые сложились в течение последних десятилетий, и, поэтому очень важно уделять все больше внимания таким проблемам: конкретизации государственных гарантий бесплатной медицинской помощи; усовершенствовании системы медицинского страхования; реструктуризации системы оказания медицинской помощи; реформе оплаты труда. Проблемы, которые были на протяжении достаточно долгого периода невозможно решить за короткий промежуток времени.
Литература
1. Улумбекова Г. А. Здравоохранение РФ. - ГЭОТАР-Медиа, 2010г. - 96 с.
2. Доклад Т.А. Голиковой, министра Минздравсоцразвития России "Итоги реализации приоритетного национального проекта "Здоровье" в 2006-2010 г."
3. Дежурный Л.И., Лысенко К.И., Батурин Д.И. Роль оказания первой помощи пострадавшим в предотвращении преждевременной смертности в России // Социальные аспекты здоровья населения. Электронный научный журнал.
- Режим доступа: http://vestnik.mednet.ru/
4. Национальный проект «Здоровье» [Электронный ресурс]. - информационная база данных документов. -Режим доступа: http://www.rost.ru
5. Минздравсоцразвития России [Электронный ресурс]. - информационная база данных документов. - Режим доступа: http//www.mindzravsoc.ru
6. Медицинский портал (заболеваемость) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.help-patient.ru
References
1. Ulumbekova G. A. Health of the Russian Federation. - GEOTAR-Media, 2010.
2. Report of T.A. Golikovoy, Minister of Minzdravsocrazvitiya Rossii "The results of the priority national project" Health "in 2006-2010, the"
3. Dejurnyy L.I., Lysenko K.I., Baturin D.I. The role of rendering first aid in the prevention of premature mortality in Russia // Socialnye aspekty zdorovya naseleniya. Elektronnyy nauchnyy jurnal.
- Mode of access: http://vestnik.mednet.ru/
4. The national project "Health" [electronic resource]. - Knowledge base documents. - Mode of access: http://www.rost.ru
5. Minzdravsocrazvitiya Rossii [electronic resource]. - Knowledge base documents. - Mode of access:
http / / www.mindzravsoc.ru
6. Medical Portal (incidence) [electronic resource]. - Mode of access: http://www.help-patient.ru