СИСТЕМА ЗДРАВООХРАНЕНИЯ
КАК ОБЪЕКТ СТАТИСТИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ
УДК 314
Павел Александрович Смелов,
к.э.н., доцент, доцент кафедры Социально-экономической и отраслевой статистики Московского государственного университета экономики, статистики и информатики (МЭСИ) Тел.: (495) 442-60-66 Эл. почта: [email protected]
В статье дается характеристика системы здравоохранения Российской Федерации как объекта статистического анализа. Представлены особенности учета деятельности системы здравоохранения России. В статье выделены ключевые аспекты деятельности системы здравоохранения, которые максимально полно характеризуют объект исследования.
Ключевые слова: статистика, медицинская статистика, здравоохранение, система здравоохранения.
Pavel A. Smelov,
PhD in Economics, Associate Professor of the Department of Socio-economic and sectoral statistics, Moscow State University of Economics, Statistics and Informatics (MESI) Tel.: (495) 442-60-66 E-mail: [email protected]
HEALTH CARE SYSTEM AS AN OBJECT OF STATISTICAL RESEARCH
The article describes the health care system of the Russian Federation as an object of statistical analysis. The features of accounting of the health system in Russia. The article highlights the key aspects of the health system, which is characterized as fully as possible the object of study.
Keywords: statistics, medical statistics, health, health care.
Здравоохранение представляет собой отрасль деятельности государства, целью которой является организация и обеспечение доступного медицинского обслуживания населения. Понятие «здравоохранение» означает деятельность по сохранению, улучшению, обеспечению и укреплению здоровья различных групп населения. Оптимизация системы здравоохранения является важнейшей частью социально-экономической политики государства. Здравоохранение рассматривается как государственная система с единством целей, взаимодействия и преемственностью служб (лечебных и профилактических), всеобщей доступностью квалифицированной медицинской помощи, реальной гуманистической направленностью. Четыре основные функции системы здравоохранения определены как предоставление услуг, формирование ресурсов, финансирование и руководство [1].
Характер здравоохранения определяется, прежде всего, социальным строем общества и государства. Но для здравоохранения каждого государства характерны национальные особенности и традиции. Основные принципы здравоохранение - научный характер, бесплатность и общедоступность квалифицированной медицинской помощи, профилактическое направление, участие общественности в здравоохранение.
В целях совершенствования оказания медицинской помощи необходимо принятие в первоочередном порядке федеральных законов о государственном, муниципальном и частном здравоохранении. Это позволит обеспечить реализацию государственной политики в области здравоохранения на современном уровне. Для реализации единой политики государства в области здравоохранения следует модернизировать структуру управления отраслью. В функции государственных органов здравоохранение обычно входят: санитарное законодательство, санитарная охрана границ, военная медицина, организация лечебной помощи некоторым контингентам населения (например, инвалидам войны, иногда психическим больным), регламентация прав и обязанностей врачей, медицинское образование (высшее), торговля медикаментами. Главными задачами организации здравоохранения на федеральном уровне следует считать: определение стратегии развития здравоохранения в стране; разработку и исполнение федеральных целевых программ здравоохранения; разработку законодательной и нормативно-методической базы здравоохранения; координацию деятельности органов государственной власти по решению вопросов здравоохранения; разработку механизмов деятельности контрольно-разрешительной системы в сфере обращения лекарственных средств.
На уровне субъекта Российской Федерации главными задачами организации здравоохранения должны быть: развитие здравоохранения с учетом региональных особенностей; разработка и исполнение территориальных целевых программ здравоохранения и программ государственных гарантий по обеспечению граждан бесплатной медицинской помощью на территории субъектов Российской Федерации. Главной задачей организации здравоохранения на муниципальном уровне следует считать формирование и реализацию муниципальных программ здравоохранения. Главным направлением совершенствования организации здравоохранения становится обеспечение его целостности за счет единых подходов к планированию, нормированию, стандартизации, лицензированию и сертификации. При этом положительное влияние должна оказать система обязательного медицинского страхования как основа финансирования медицинской помощи в рамках государственных гарантий. Программы здравоохранения субъектов Российской Федерации включают в себя программы государственных гарантий по обеспечению граждан бесплатной медицинской помощью, в которых должны быть определены: показатели состояния здоровья, которые должны быть достигнуты
в результате совершенствования системы здравоохранения; объемы финансирования за счет средств бюджета здравоохранения и обязательного медицинского страхования, обеспечивающие реализацию государственных гарантий; общие принципы финансирования и показатели деятельности учреждений здравоохранения; мероприятия по повышению эффективности работы учреждений здравоохранения; основные направления профилактической деятельности. Программы здравоохранения субъектов Российской Федерации служат основой для формирования муниципальных программ, содержащих показатели объема деятельности учреждений здравоохранения и их финансирования на муниципальных уровнях [2].
В функции органов самоуправления (муниципалитетов и др.) входят организация больниц и, в ограниченных размерах, внебольничных учреждений по охране материнства и детства, по борьбе с туберкулёзом и др. социальными болезнями, организация санитарного надзора. Содержание муниципальных медицинских учреждений (больниц) основано на принципе самоокупаемости, лечение в них производится только за плату. Наряду с муниципальными и благотворительными больницами существует значительное число частных лечебниц, являющихся чисто коммерческими предприятиями. Система здравоохранения охватывает все организации, институты и ресурсы, предназначенные для выполнения действий, основной целью которых является улучшение здоровья.
Государственный характер здравоохранения обеспечивает финансирование, подготовку и усовершенствование кадров. Деятельность органов и учреждений осуществляется на основе государственного законодательства и нормативно-правовых документов. Принцип единства медицинской науки и практики реализуется в виде совместной деятельности и внедрения научных разработок в учреждениях здравоохранения.
Приоритетным структурным элементом системы здравоохранения является профилактическая
деятельность медицинских работников, развитие медико-социальной активности и установок на здоровый образ жизни среди различных групп населения. Главное направление в развитии и совершенствовании здравоохранения на современном этапе - охрана материнства и детства, создание оптимальных социально-экономических, правовых и медико-социальных условий для укрепления здоровья женщин и детей, планирование семьи, решение медико-демографических проблем.
Статистика здравоохранения изучает количественные характеристики развития системы здравоохранения: сеть и деятельность учреждений здравоохранения, их размещение, состояние и оснащенность; кадры врачей, среднего, младшего медицинского персонала (распределение по специальностям, полу) [3].
Предоставление данных о деятельности системы здравоохранения собираются и анализируются медицинской статистикой. Медицинская статистика представляет собой отрасль статистики, изучающая явления и процессы в области здоровья населения и здравоохранения [4].
Основными задачами медицинской статистика являются разработка специальных методов исследования массовых процессов и явлений в медицине и здравоохранении; выявление наиболее существенных закономерностей и тенденций в здоровье населения в целом и в различных его группах (возрастных, половых, профессиональных и др.) во взаимосвязи с конкретными условиями и образом жизни: изучение и оценка состояния и динамики развития сети, деятельности учреждений здравоохранения и медицинских кадров.
Общая теория и методы медицинской статистики включают методологию медико-статистического исследования, то есть совокупность специфических научных методов и приемов сбора, обработки, анализа и оценки медико-статистической информации. Основными методами статистических исследований являются статистическое наблюдение (включая методы планирования и организации); группировка и сводка материалов наблюдения;
методы первичной статистической обработки данных (вычисление производных величин - средних и относительных, критериев их достоверности); метод выборочного медико-статистического исследования, включая оценку репрезентативности (представительности) выборочных данных; методы математико-статис-тического анализа: статистическая оценка значимости различий сравниваемых показателей, исследование и оценка связей и взаимозависимостей, исследование динамики явлений и процессов, статистическое планирование эксперимента, прогнозирование, многомерный статистический анализ, графический анализ и др.
Медико-статистическое исследование включает пять самостоятельных, но взаимосвязанных этапов:
1) планирование исследования (формулировка цели, разработка задач, программы и плана исследования);
2) статистическое наблюдение (сбор материала для его последующей статистической обработки);
3) статистическая группировка и сводка материалов наблюдения:
4) первичная статистическая обработка данных;
5) научно-статистический анализ, графическое и литературное оформление результатов исследования.
Несмотря на наличие этапов, медико-статистическое исследование представляет собой единое, органически связанное целое, в основе которого лежит целостный, системный подход к изучаемому объекту.
Объектом медико-статистического исследования являются массовые процессы, происходящие среди населения, в сферах оказания медпомощи и проведения санитарно-про-тивоэпидемических мероприятий, анализ которых позволяет вскрыть и охарактеризовать количественно закономерности и особенности здоровья населения в целом и составляющих его групп, развитие и течение болезней среди различных групп населения, деятельность органов и учреждений здравоохранения.
Статистика здравоохранения создает специфические методы и приемы сбора, обработки, передачи, хранения, анализа и оценки инфор-
Экономика, Статистика и Информатика
203
№2, 2015
мации о состоянии и изменениях сети учреждений и органов здравоохранения, их деятельности, кадров здравоохранения, медико-санитарного имущества и др.
Важное место в медицинской статистике занимают фактические медико-статистические данные, регулярно собираемые, обрабатываемые, анализируемые и используемые в повседневной оперативной работе учреждениями и органами здравоохранения, а также направляемые в строго установленном порядке по подчиненности в виде специальных документов государственной медицинской отчетности. С этой целью в системе здравоохранения создана медико-статистическая служба, низовым звеном которой являются кабинеты медицинского учета и статистики медицинских учреждений. Главной задачей этой службы является обеспечение учреждений и органов здравоохранения достоверной, полной и своевременной информацией.
Одним из важных направлений медицинской статистики служит разработка научно обоснованных критериев (показателей) состояния здоровья населения и деятельности учреждений и органов здравоохранения, а также систем таких критериев (показателей), которые могут быть использованы в процессе управленческой работы с целью объективной оценки складывающихся конкретных ситуаций (врачебной деятельности, деятельности конкретных учреждений, их групп и т. д.), их планирования и прогнозирования.
Важными медико-статистическими показателями являются показатели здоровья населения (смертность, заболеваемость и др.), показатели, характеризующие работу лечебно-профилактических учреждений (городской поликлиники, детской поликлиники, женской консультации, стоматологической поликлиники, больницы, родильного дома, скорой медицинской помощи и др.), сани-тарно-профилактических, аптечных и других медицинских учреждений (подразделений). Медико-статистические показатели периодически пересматриваются в соответствии с
новыми задачами здравоохранения, развитием медицинской науки и практики, технической оснащенности служб здравоохранения. Следует отметить, что здоровье населения, возможно, измерить, используя популяционный подход, разработанный в демографии. Комплекс таких демографических показателей, как рождаемость, смертность и естественный прирост населения служит важным критерием, характеризующим уровень здоровья населения в связи с проводимыми социальными и медицинскими программами, а также является основой для определения приоритетов национальной и мировой политики.
Информационная потребность в показателях, характеризующих состояния и развитие системы здравоохранения является приоритетным. Проводиться мониторинги, которые показывают состояния основных показателей системы, результаты работы государственных программ по улучшению системы здравоохранения. С помощью различных мо-ниторингов создается методология определения потребности населения в объемах медицинской помощи. На основе полученных данных медицинская статистика рассчитывает потребность населения в амбулатор-но-поликлинических учрежденьях, в стационарных учрежденьях, потребность населения в скорой медицинской помощи, диагностической помощи и многого другого.
Общественное здоровье есть основа экономического и социального процветания страны, главная составляющая ее ресурсного потенциала. С состоянием здоровья тесным образом связана безопасность страны, эффективность, качество трудовой деятельности, воспроизводство трудового потенциала. Глобальные стратегические интересы России настоятельно требуют поддержания и укрепления здоровья ее населения, показатели которого имеют тенденции к снижению [5]. Государство участвует в осуществлении деятельности в сфере здравоохранения во всех странах мира. Государство понимается при этом в широком смысле и охватывает органы за-
конодательной и исполнительной власти разных уровней. Основными функциями, выполняемыми государством, являются регулирование деятельности в сфере здравоохранения, производство услуг, финансирование оказания медицинской помощи населению.
Здоровье выступает не только как фактор, ресурс общественного воспроизводства, но и в качестве потребителя экономических ресурсов. Поэтому очень важно изучать всю систему здравоохранения целиком, чтобы создавать программы для ее усовершенствования.
Литература
1.Всемирная Организация Здравоохранения [ Электронный ресурс]: информационная база статей и документов. - Режим доступа: http://www. who.int/topics/health_systems/ru
2.Программа от 18 июля 2009 г. Программы модернизации здравоохранения субъектов Российской Федерации
3.Федеральная служба государственной статистики [Электронный ресурс]: база данных. - Режим доступа: www.gks.ru
4.Медицинская статистика [ Электронный ресурс]: статьи. - Режим доступа: http://www.nedug.ru
5.Сборник материалов по экономической теории [Электронный ресурс]: база статей. - Режим доступа: http://www.finekon.ru
Reference
1. World Health Organization [electronic resource]: Information Base articles and documents. - Mode of access: http://www.who.int/topics/ health_systems/ru
2. The program on July 18, 2009 Modernization Program of Health of the Russian Federation
3. The Federal State Statistics Service [electronic resource]: the database. -Mode of access: www.gks.ru
4. Medical statistics [electronic resource]: article. - Mode of access: http://www.nedug.ru
5. The collection of materials on economic theory [electronic resource]: Base articles. - Mode of access: http:// www.finekon.ru