Научная статья на тему 'СТАТИСТИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА СТРУКТУРЫ И СТРУКТУРНЫХ СДВИГОВ НАЛОГОВЫХ ДОХОДОВ КОНСОЛИДИРОВАННОГО БЮДЖЕТА РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН'

СТАТИСТИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА СТРУКТУРЫ И СТРУКТУРНЫХ СДВИГОВ НАЛОГОВЫХ ДОХОДОВ КОНСОЛИДИРОВАННОГО БЮДЖЕТА РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
61
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТРУКТУРА НАЛОГОВЫХ ДОХОДОВ / ИНТЕГРАЛЬНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ СТРУКТУРНЫХ СДВИГОВ / КОНСОЛИДИРОВАННЫЙ БЮДЖЕТ СУБЪЕКТА РФ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Губайдуллин Р.М., Бакирова Р.Р.

В статье рассматривается структура и структурные сдвиги налоговых поступлений в консолидированный бюджет субъекта Российской Федерации, анализируется роль каждой группы налогов в формировании налоговых доходов консолидированных бюджетов субъектов РФ. В ходе исследования установлено, что среди интегральных показателей структурных сдвигов наиболее реальную оценку изменения структуры налоговых поступлений дают линейный и квадратический коэффициенты абсолютных структурных сдвигов. За период 2013-2020 гг. существенных колебаний в структуре налоговых поступлений в консолидированный бюджет региона не наблюдалось. Более 90% от общей величины налоговых поступлений составляли три основных налога: налоги на прибыль, доходы, налоги на товары (работы, услуги), налоги на имущество.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STATISTICAL ASSESSMENT OF THE STRUCTURE AND STRUCTURAL SHIFTS OF TAX REVENUES OF THE CONSOLIDATED BUDGET OF THE REPUBLIC OF BASHKORTOSTAN

The article examines the structure and structural shifts of tax revenues to the consolidated budget of the constituent entity of the Russian Federation, analyzes the role of each group of taxes in the formation of tax revenues of the consolidated budgets of the constituent entities of the Russian Federation. The study found that among the integral indicators of structural changes, the most realistic assessment of changes in the structure of tax revenues is given by the linear and quadratic coefficients of absolute structural changes. During the period under review, there were no significant fluctuations in the structure of tax revenues to the consolidated budget of the region. For the period 2013-2020 more than 90% of the total amount of tax revenues accounted for three main taxes: income taxes, income taxes, taxes on goods (works, services), property taxes.

Текст научной работы на тему «СТАТИСТИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА СТРУКТУРЫ И СТРУКТУРНЫХ СДВИГОВ НАЛОГОВЫХ ДОХОДОВ КОНСОЛИДИРОВАННОГО БЮДЖЕТА РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН»

СТАТИСТИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА СТРУКТУРЫ И СТРУКТУРНЫХ СДВИГОВ НАЛОГОВЫХ ДОХОДОВ КОНСОЛИДИРОВАННОГО БЮДЖЕТА РЕСПУБЛИКИ

БАШКОРТОСТАН

Р.М. Губайдуллин, магистрант Р.Р. Бакирова, канд. экон. наук, доцент

Уфимский филиал Финансового университета при Правительстве РФ (Россия, г. Уфа)

DOI:10.24412/2411-0450-2021-4-1-129-133

Аннотация. В статье рассматривается структура и структурные сдвиги налоговых поступлений в консолидированный бюджет субъекта Российской Федерации, анализируется роль каждой группы налогов в формировании налоговых доходов консолидированных бюджетов субъектов РФ. В ходе исследования установлено, что среди интегральных показателей структурных сдвигов наиболее реальную оценку изменения структуры налоговых поступлений дают линейный и квадратический коэффициенты абсолютных структурных сдвигов. За период 2013-2020 гг. существенных колебаний в структуре налоговых поступлений в консолидированный бюджет региона не наблюдалось. Более 90% от общей величины налоговых поступлений составляли три основных налога: налоги на прибыль, доходы, налоги на товары (работы, услуги), налоги на имущество.

Ключевые слова: структура налоговых доходов, интегральные показатели структурных сдвигов, консолидированный бюджет субъекта РФ.

видам налогов [4, 5]. Согласно статье 56

Разработка прогнозных оценок налоговых поступлений в бюджет на макроуровне предполагает прежде всего анализ структуры и динамики налоговых доходов. При этом структура налоговых доходов может изучаться с разных позиций в зависимости от целей анализа [1, 2, 3].

Структуру формирования налоговых доходов консолидированного бюджета региона рассматривают в первую очередь по

Бюджетного кодекса РФ налоговые доходы бюджетов субъектов РФ включают федеральные и региональные налоги и сборы [6].

Структура налоговых поступлений оценивается как доля налоговых поступлений от отдельных видов налогов в общей величине налоговых доходов. Выясним, как менялась структура налоговых поступлений в таблице 1 [7, 8].

Таблица 1 Структура налоговых поступлений в консолидированный бюджет Республики Башкортостан, %

2013 2014 2015 2016 2017 2018 2019 2020

Налоги на прибыль, доходы 66,3 66,7 67,1 65,3 66,3 70,9 66,6 64,6

Налоги на товары (работы, услуги), реализуемые на территории Российской Федерации 15,4 14,5 12,9 15,3 14,3 11,3 14,5 15,3

Налоги на имущество 12,5 12,8 13,5 13,2 13,2 12,2 12,0 12,5

Налоги на совокупный доход 5,0 5,1 5,1 4,9 5,0 4,6 5,6 6,2

Прочие 0,8 0,9 1,3 1,3 1,2 1,1 1,2 1,4

За период 2013-2020 гг. наибольший удельный вес налоговых доходов составляли налоги на прибыль и доходы - более 60%, налоги на товары (работы, услуги) составляли около 15%, налоги на имуще-

ство варьировали от 12% до13%. Визуализация динамики структуры налоговых поступлений в консолидированный бюджет Республики Башкортостан представлена на рисунке 1.

80,0 70,0 66,3 66,7 67Д 65,3 66,3 70,9

60,0

50,0

40,0

30,0

20,0 15 ¡,4 14,5 12 .9 15,3 14 .,3 11,3

10,0 1 1 t-5— —12тв— -Hi — —Цз- 1 1 ? -tS-3r

0,0 5.0 2013 5.1 2014 5.1 2015 4.9 2016 5.0 2017 4.6 2018

66,6

14.5

- 12.0

5,5 2019

64,6

15,3

-ra.5 6,2 2020

-Налоги на прибыль, доходы

-Налоги на товары (работы, услуги), реализуемые на территории Российской Федерации

-Налоги на имущество

-Налоги на совокупный доход

Рис. 1. Динамика структуры налоговых поступлений за 2013-2020 гг. в консолидированный бюджет Республики Башкортостан, %

Как можно увидеть из таблицы 1 и рисунка 1 резких изменений в структуре налоговых поступлений в консолидированный бюджет региона не происходило. Наблюдалось незначительное снижение удельного веса налога на прибыль, доходы при рост доли налогов на товары (работы, услуги),

Абсолютные изменения в доле отдельной группы налогов оцениваются с помощью абсолютных приростов удельного веса. Расчёт цепных абсолютных структурных сдвигов по видам налогов представлен в таблице 2.

Таблица 2. Цепные абсолютные приросты удельных весов налоговых поступлений, %

2014 к 2G13 2015к 2G14 2016 к 2G15 2017 к 2G16 2018 к 2G17 2019 к 2G18 2020 к 2G19 В среднем

Налоги на прибыль, доходы G,39 G,42 -1,84 G,97 4,62 -4,24 -2,G4 -G,25

Налоги на товары (работы, услуги), реализуемые на территории Российской Федерации -G,98 -1,53 2,39 -1,G5 -2,95 3,21 G,78 -G,G2

Налоги на совокупный доход G,17 G,GG -G,2G G,G9 -G,47 1,G6 G,6G G,18

Налоги на имущество G,32 G,72 -G,33 G,G6 -1,G9 -G,18 G,53 G,G1

Прочие G,1G G,39 -G,G2 -G,G7 -G, 11 G,14 G,12 G,G8

Как видно из таблицы 2, цепные абсолютные приросты удельных весов по налогам имеют разнонаправленное действие. В среднем за 2013-2020 гг. наибольшее снижение удельного веса было характерно для налогов на прибыль и доходы на 0,25%, а наименьшее для налогов на товары: 0,02 п.п. Наибольший средний прирост наблюдался по налогам на совокупный доход 0,18 п.п. Движение во времени

абсолютных приростов удельных весов по налогам и сборам за пользование природными ресурсами, налогами на товары (работы, услуги), налогами на совокупный доход было практически синхронным, о чем свидетельствуют парные коэффициенты корреляции динамики абсолютных приростов , которые больше 0,7.

Изменения в структуре отдельных на- ные темпы роста удельных весов (табл. 3). логов можно видеть и анализируя ежегод-

Таблица 3. Цепные коэффициенты роста удельных весов налоговых поступлений

2014 к 2013 2015к 2014 2016 к 2015 2017 к 2016 2018 к 2017 2019 к 2018 2020 к 2019 В среднем

Налоги на прибыль, доходы 1,006 1,006 0,973 1,015 1,070 0,940 0,969 0,996

Налоги на товары (работы, услуги), реализуемые на территории Российской Федерации 0,937 0,894 1,185 0,932 0,793 1,284 1,054 0,999

Налоги на совокупный доход 1,033 0,999 0,961 1,018 0,907 1,233 1,108 1,033

Налоги на имущество 1,026 1,056 0,976 1,004 0,918 0,985 1,045 1,000

Прочие 1,128 1,440 0,985 0,949 0,908 1,131 1,097 1,080

Как видим, по годам структурные изменения в составе налоговых поступлений в консолидированный бюджет Республики Башкортостан за 2013-2020 гг. те же, что и при анализе динамики абсолютных приростов: снижение среднегодового темпа роста удельных весов по налогам на прибыль на 0,4%, доходы и налогам на товары, для которого темп снижения составил, при росте налогов на совокупный доход 3,3%.

Для комплексной оценки структурных сдвигов за рассматриваемый временной

интервал проводится обобщенный анализ изменения структуры, в ходе которого используются различные интегральные показатели структурных сдвигов, наиболее реальную оценку изменения структуры налоговых поступлений дают индикаторы проф. Л.С. Казинца (линейного и квадра-тического коэффициентов абсолютных структурных сдвигов), а также коэффициент подобия [7, 9]. Указанные индикаторы приведены в таблице 4.

Таблица 4. Обобщающие показатели структурных сдвигов налоговых поступлений в консолидированный бюджет Республики Башкортостан_

2014 к 2015 к 2016 к 2017 к 2018 к 2019 к 2020 к

2013 2014 2015 2016 2017 2018 2019

Линейный коэффициент абсолютных структурных сдвигов (Казинца) 0,283 0,439 0,691 0,318 1,319 1,262 0,582

Квадратический коэффициент абсолютных структурных сдвигов 0,422 0,673 1,150 0,541 2,119 2,051 0,880

(Казинца)

Коэффициент подобия 1,000 1,000 0,999 1,000 0,998 0,998 1,000

Как показывают расчеты в таблице 4, структурные сдвиги налоговых поступлений по годам не существенны. Наибольшие изменения происходили в 2018 и 2019 гг., когда квадратический коэффициент абсолютных структурных сдвигов превысил значения 2, что, естественно, свидетельствует о незначительных колебаниях удельного веса отдельных налогов в общей сумме поступлений в консолидированный бюджет Республики Башкортостан за 2013-2020 гг. Близость структур объясняется отсутствием в рассматриваемом периоде существенных изменений в законодательстве.

Для рассматриваемых интегральных показателей структурных сдвигов наблюдается снижение уровней до 2013 г. и рост их в 2014-2017 гг. Увеличивающаяся тенденция этих показателей в 2014-2017 гг. обусловлена ростом разрыва между растущей долей налоговых доходов от НДПИ и падающей долей основных бюджет образующих налогов, не связанных с нефтяным бизнесом.

По результатам анализа структуры и структурных сдвигов налоговых доходов консолидированного бюджета Республики Башкортостан можно сделать выводы:

1. Структура налоговых доходов может изучаться с разных позиций в зависимости от целей исследования. За период 20132020 гг. более 90% от общей величины налоговых поступлений составляли три основных налога: налоги на прибыль, доходы, налоги на товары (работы, услуги), налоги на имущество.

2. За рассматриваемый период существенных колебаний в структуре налоговых

Библиографический список

1. Бакирова Р.Р. Статистические методы оценки структурных сдвигов в динамике // Кооперация в науке и инновациях. Материалы Международной научно-практической конференции профессорско-преподавательского состава, сотрудников, докторантов и аспирантов вузов по итогам работы за 2014 год (19 февраля 2015 г.). Часть 1. - Ярославль-Москва: Изд-во «Канцлер», 2015. - 480 с.

2. Бакирова Р.Р. Общая теория статистики: учебное пособие / Р.Р. Бакирова, Г.А. Салимова. - М.: "Издательский дом Центросоюза", 2012. - 246 с.

3.Челнокова С.В. Статистика: учебно-методический комплекс. Часть 1. -Ульяновск, УГСХА, 2007. - 300 с.

4. Батырова Д.К. Перспективы развития налоговых доходов в цифровой экономике // Финансы и бизнес. - 2018. - Т. 14. - №2.

5. Лаврова Е.Е. Планирование эффективной системы налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей / Е.Е. Лаврова, С.В. Челнокова, Н.Е. Климушкина // Экономика и предпринимательство. - 2016. - № 10-3 (75-3). - С. 845-848.

6. Шашкова Т.Н., Растегаева Ф.С., Баронина Т.В., Наконечная Т.В., Бакирова Р.Р. Налоги и налоговая система в Российской Федерации (в схемах и таблицах): Учебное пособие для студентов, обучающихся по направлению подготовки 38.03.01 «Экономика» профили «Финансы и кредит» и «Государственные и муниципальные финансы» - Уфа: Изд-во ИРО РБ, 2019. - 116 с.

7. Батырова Д.К. Статистическая оценка перспектив налоговых поступлений в бюджет России: дис. ... канд. экон. наук. - Санкт-Петербург, 2020. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://unecon.ru/sites/default/files/

8. Файзуллина Р.М. Оценка эффективности использования налоговых инструментов в реализации социальных задач налоговой системы // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. - 2019. - №1-2. - С. 110-113.

9. Бакирова Р.Р., Губайдуллин Б.Ф., Хазиахметов Р.А., Шеина А.Ю. Современные тенденции налогового администрирования в Российской федерации // Экономика, предпринимательство и право. - 2020. - Т. 10. № 2. - С. 459-470.

10. Налоговый паспорт субъекта Российской Федерации по состоянию на 01.01.2020 // Официальный сайт Федеральной налоговой службы. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.nalog.ru/ (дата обращения: 15.03.2020).

поступлений в консолидированный бюджет региона не наблюдалось.

3. Среди интегральных показателей структурных сдвигов наиболее реальную оценку изменения структуры налоговых поступлений дают линейный и квадрати-ческий коэффициенты абсолютных структурных сдвигов.

STATISTICAL ASSESSMENT OF THE STRUCTURE AND STRUCTURAL SHIFTS OF TAX REVENUES OF THE CONSOLIDATED BUDGET OF THE REPUBLIC OF

BASHKORTOSTAN

R.M. Gubaidullin, Graduate Student

R.R. Bakirov, Candidate of Economic Sciences, Associate Professor

Ufa Branch of the Financial University under the Government of the Russian Federation (Russia, Ufa)

Abstract. The article examines the structure and structural shifts of tax revenues to the consolidated budget of the constituent entity of the Russian Federation, analyzes the role of each group of taxes in the formation of tax revenues of the consolidated budgets of the constituent entities of the Russian Federation. The study found that among the integral indicators of structural changes, the most realistic assessment of changes in the structure of tax revenues is given by the linear and quadratic coefficients of absolute structural changes. During the period under review, there were no significant fluctuations in the structure of tax revenues to the consolidated budget of the region. For the period 2013-2020 more than 90% of the total amount of tax revenues accounted for three main taxes: income taxes, income taxes, taxes on goods (works, services), property taxes.

Keywords. structure of tax revenues, integral indicators of structural changes, consolidated budget of a constituent entity of the Russian Federation.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.