Научная статья на тему 'СТАТИСИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВНИЕ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ ТУРИСТСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РЕСПУБЛИКЕ КРЫМ'

СТАТИСИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВНИЕ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ ТУРИСТСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РЕСПУБЛИКЕ КРЫМ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
10
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТУРИСТСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ИНВЕСТИЦИОННАЯ ПОЛИТИКА / СТАТИСТИЧЕСКИЙ УЧЕТ / СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СТАТИСТИКА / СТАТИСТИЧЕСКАЯ МЕТОДОЛОГИЯ / МЕТОДЫ СТАТИСТИЧЕСКОЙ ОБРАБОТКИ / TOURIST ACTIVITIES / INVESTMENT POLICY / STATISTICAL ACCOUNTING / SOCIO-ECONOMIC STATISTICS / STATISTICAL METHODOLOGY / STATISTICAL PROCESSING METHODS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Цугунян А.М., Герасименко Ю.Л.

Туристская деятельность на сегодняшний момент занимает достаточное весомое место в развитии экономики Республики Крым и экономики Российской Федерации в целом. Данному объекту исследования уделяется большое внимание со стороны статистического исследования, включая и статистический учет туристских потоков. Поэтому, данная статья отражает классификационные аспекты и сравнительную характеристику в динамике.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STATIC RESEARCH INVESTMENT POLICY OF TOURIST ACTIVITY IN THE REPUBLIC OF CRIMEA

Tourism activities today occupies a significant weighty place in the development of the economy of the Republic of Crimea and the economy of the Russian Federation as a whole. This object of study is paid much attention from the side of statistical research, including statistical accounting of tourist flows. Therefore, this article reflects the classification aspects and comparative characteristics over time.

Текст научной работы на тему «СТАТИСИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВНИЕ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ ТУРИСТСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РЕСПУБЛИКЕ КРЫМ»

https://invest-in-crimea.rul

3. Постановление от 29 декабря 2016 г. N 650 «Об утверждении государственной программы развития курортов и туризма в Республике Крым на 2017-2020 годы ( в ред. Постановлений Совета министров Республики Крым от 15.05.2017 N 254, от 04.08.2017 N 395, от 22.09.2017 N 474, от 27.11.2017 N 626)

УДК 311.3, 311.41, 311.42

Цугунян А.М.,

доцент Герасименко Ю.Л. аспирант 1 курса ЗФО Институт экономики и управления ФГАОУВО «КФУ им. В.И. Вернадского» Россия, г. Симферополь

СТАТИСИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВНИЕ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ ТУРИСТСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РЕСПУБЛИКЕ

КРЫМ

Аннотация. Туристская деятельность на сегодняшний момент занимает достаточное весомое место в развитии экономики Республики Крым и экономики Российской Федерации в целом. Данному объекту исследования уделяется большое внимание со стороны статистического исследования, включая и статистический учет туристских потоков. Поэтому, данная статья отражает классификационные аспекты и сравнительную характеристику в динамике.

Ключевые слова: туристская деятельность, инвестиционная политика, статистический учет, социально-экономическая статистика, статистическая методология, методы статистической обработки.

Tsugunyan A.M.

Associate Professor, Ph.D.

Gerasimenko Ju.L.

Postgraduate Student Institute of Economics and Management FGAOU VO ""KFU them. V.I. Vernadsky ""

Simferopol

STATIC RESEARCH INVESTMENT POLICY OF TOURIST ACTIVITY IN THE REPUBLIC OF CRIMEA

Annotation. Tourism activities today occupies a significant weighty place in the development of the economy of the Republic of Crimea and the economy of the Russian Federation as a whole. This object of study is paid much attention from the side of statistical research, including statistical accounting of tourist flows. Therefore, this article reflects the classification aspects and comparative characteristics over time.

Keywords: tourist activities, investment policy, statistical accounting, socioeconomic statistics, statistical methodology, statistical processing methods.

Туристская деятельность - деятельность, связанная с организацией всех форм выезда людей с места постоянного жительства в оздоровительных целях, для удовлетворения познавательных интересов или в профессионально-деловых целях без занятия оплачиваемой деятельностью в местах временного пребывания Особая роль в осуществлении такой деятельности принадлежит туристским предприятиям (за рубежом их часто называют турорганизаторами).

Деятельность туристских предприятий направлена в большей степени на развитие туризма, однако, не следует забывать и об основных преимуществах для туристов. Если рассматривать туристские предприятия с точки зрения развития туризма, то преимуществами являются воздействие на развитие транспортной инфраструктуры, улучшения качества предприятий питания и качества предоставляемых туристских услуг. Все приведенные аспекты в полной мере являются основными факторами на пропаганду туризма и пропорциональное их распределение по регионам.

Следует отметить, что этот процесс ни что иное как услуга, предоставляемая производителями туристских услуг потребителям, а именно туристам. На ряду с этим возникает достаточное высокое количество условий, связанных с большими затратами времени и средств при обеспечении себя на самостоятельном уровне услугами туристских организаций. Это те условия, которые в последствии влияют на уровень конкурентоспособности различных видов туристских предложений (рисунок 1).

Условия возникновения туристских предложений

>

- длительность пребывании вне постоянного места жительства, вынуждающем туриста обеспечить себе определенные условия;

- поездки в особо интересные места с высоким уровнем посещаемости (она приводит к тому, что неизвестно, получит ли самостоятельно турист в данном месте определенные услуги, поэтому для него выгодней заранее обеспечить их при посредничестве туристского предприятия);

- поездки, цели которых могут быть достигнуты только при помощи туристкой фирмы (определенные виды поездок, преимущественно в рамках международного туризма);

- путешествия, охватывающие посещение многих мест, с использованием нескольких видов транспорта и т п.

Рисунок 1 - Основные условия, влияющие на уровень предложения туристских услуг

Анализируя рисунок 1, нужно указать на то, что многие туристы заранее обеспечивают себя надлежащими условиями и соответствующими туристскими услугами, что в большей мере экономит время туриста и создает уверенность в условиях отдыха и путешествия. Следовательно, на данный момент времени, в статистическом учете большее количество туристов использует систему бронирования мест и услуг отдыха.

С точки зрения туриста главным преимуществом следует назвать экономию времени в связи с тем, что имеется четкое направление маршрута, места проживания, перечня предоставляемых услуг, оперативность формальности оформления документов и т.п.. Вторым преимуществом следует отметить экономию затрат, хотя в некоторых источниках это преимущество является первым. Экономия затрат заключается в том, что туристские предприятия зачастую предоставляют услуги перевозки, а в случае самостоятельного поиска места пребывания возможны потери и времени, и средств.

Статистический учет деятельности туристских предприятий направлен в первую очередь на обеспечение более равномерного распределения посещаемости по всем территориям, пригодным для туризма, а также распределение посещаемости по времени с целью уменьшения воздействия фактора сезонности и оптимального использования туристкой инфраструктуры.

Роль туристских предприятий занимает более стабильное место на рынке услуг, так как используя средства Интернета не всегда выбранный перечень услуг удовлетворит туриста или будет соответствовать наименованию на сайте. В данном виде туристские предприятия выступают в роли предоставления консультационных услуг. Сотрудник туристического предприятия предоставит рекомендации, проведет сравнительную оценку и тем самым предоставит квалифицированную помощь при принятии решения о выборе отдыха.

Статистическое исследование туристских предприятий, туристских услуг, в том числе и в Республике Крым, применяет различные методы и приемы, которые обеспечивают системность и целостность собранной информации. В частности, при изучении туризма в целом, используется метод социально-экономической статистики со специфическими приемами и способами, относительно туристских предприятий. Данная системность отражает взаимосвязь различных показателей туристской деятельности, и в том числе показывает взаимозависимость с социальными и экономическими показателями на различных уровнях. Самыми распространенными методами статистического исследования являются методы статистической обработки, а именно статистическая сводка и группировка. Данные методы позволяют вести статистический учет, выделяя заданные параметры, то есть группы. Эти методы также взаимосвязаны с математико-статистическими методами, а именно подсчет итоговых данных или групповых. Примером этого может служить подсчет количества туристских предприятий, занимающимся

предоставлением определенного рода туристских услуг. Это и есть процесс разделения на группы и сводка итоговых данных.

При получении данных для статистического учета также используется ряд методов и принципов общей теории статистики. К примеру, используя метод статистического наблюдения, а именно выборочного, проводят сбор показателей качества предоставляемых услуг туристских предприятий, выборочно проводят проверку соответствия описания и действительности, и конечно же, не мало важным показателем для статистического учета является количество заявленных мест для проживания и заполнение этих мест туристами. Таким образом для статистического учета необходимо собрать достаточное количество данных, чтобы судить о деятельности туристских организаций, а именно:

- количество прибывших в Республику Крым туристов;

- численность лиц, размещенных в коллективных средствах размещения Республики Крым;

- количество коллективных средств размещения Республики Крым;

- количество круглогодичных коллективных средств размещения;

- количество койко-мест в круглогодичных средствах размещения;

- налоговые поступления от деятельности субъектов санаторно-курортного и туристского комплексов Республики Крым;

- количество созданных на территории Республики Крым туристско-рекреационных

- кластеров;

- объем привлеченных частных инвестиций в сфере курортов и туризма;

- количество территорий, признанных лечебно-оздоровительными местностями или курортами государственного и/или местного значения;

- количество действующих туристских информационных центров;

- количество изготовленных знаков туристской навигации к объектам туристской инфраструктуры Республики Крым;

- выставок и иных подобных мероприятий;

- количество международных, общероссийских, межрегиональных туристских форумов, выставок и иных подобных мероприятий, в которых принято участие;

- количество разработанных туристских маршрутов;

- количество разработанных и реализованных программ дополнительного профессионального обучения и повышения квалификации для специалистов Республики Крым в курортно-туристской сфере.

При использовании методов статистического исследования в изучении инвестиционной политики туристской деятельности в Республики Крым, а именно сбора не только выше указанных показателей, но и изучения степени востребованности определенными туристскими предприятиями в конкретном регионе. И в данном случае возникает необходимость использования балансового метода для получения данных статистического

учета. Данные, полученные в результате статистического наблюдения, являются абсолютными и как раз могут быть использованы в балансовом методе. Данный метод дает возможность оценить соотношение плановых показателей с фактическими, и тем самым выстроить факторную модель. При построении факторной модели и имеется возможность просчитать риски, связанные с вложением инвестиций в туристские организации Республики Крым.

После вхождения Республики Крым и г. Севастополь в состав Российской Федерации встало множество вопросов по интеграции всех социальных, экономических, политических и др. структур и процессов новых субъектов в российские. Не является исключением и туристская сфера, в том числе и процессы, связанные с ней, такие как подготовка высококвалифицированных кадров для отрасли.

Для принятия эффективных решений по развитию туристической сферы в новых условиях, формирования комплексной системы статистического учета и исследования туризма, учитывающей как опыт Республики Крым, так и Российской Федерации, необходим детальный анализ действующей законодательной и нормативной базы в сфере организации туризма, масштабов туристического кластера, системы подготовки высококвалифицированных профессиональных кадров.

Основной целью данной работы является разработка комплекса мер по интеграции системы статистического учета и модели профильного туристского образования Республики Крым в общую систему туристической сферы Российской Федерации.

Для разработки любых программ необходимо понимание о сложившейся ситуации, поэтому необходимо уделять большое внимание анализу сбора, обработки и описанию статистических данных о состоянии и развитии туристской отрасли в Республике Крым.

Важным аспектом является проведение сравнительного анализа методологий статистического учета и отчетности в сфере туризма, применявшейся в Республике Крым и принятой в Российской Федерации, а также анализа состояния и потенциала развития туристской отрасли, включая различные виды туризма, в Республике Крым на основе собранной статистической информации.

Проводя анализ инвестиционного потенциала в деятельности туристских предприятий собранная информация говорит о том, что большее количество в их составе именно гостиницы и рестораны (рисунок 2). На данные категории туристской деятельности и направлена инвестиционная политика.

35000 30000 25000 20000 15000 10000 5000 0

28632

31880

13990

933

1708

1849

2015 год

2016 год

2017 год

□ Всего предприятий

□ Гостиницы и рестораны

Рисунок 2 - Доля гостиниц и ресторанов в общем количестве туристских предприятий РК за 2015-2017 гг. Из рисунка 2 видно, что общее количество туристских предприятий в Республике Крым выросло, и соответственно количество ресторанов и гостиниц тоже. А это в свою очередь свидетельствует о том, что инвестиционная политика туристской деятельности в Республике Крым нацелена в большей степени именно на данных вид предоставления туристских услуг. Что касается туристских организаций, то здесь ситуация складывается более стабильно. Все обороты туристов проходят электронную обработку с заполнением соответствующих форм документов, по которым и проводится статистический учет. Для поддержания экономической стабильности, роста туристской индустрии и увеличения притока иностранной валюты создаются национальные организации [2, с. 135].

Использованные источники:

1. Н.Н. Григорь, Н.А. Полонская, А.А. Мысков, Л.Н. Петруненко. Республика Крым в цифрах. 2016:Крат.стат.сб./Крымстат-С., 2017 -143 с.

2. Ю.Л. Герасименко. Экономическое управление в развитии туристских организаций Республики Крым. Крымский вектор - 2019. Сборник научных трудов Всероссийского экономического форума с международным участием. 2018. С. 133-136.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.