Научная статья на тему 'Статичность и статические глаголы в языке'

Статичность и статические глаголы в языке Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
1637
144
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТАТИЧНОСТЬ / СТАТИЧЕСКИЕ ГЛАГОЛЫ / КЛАССИФИКАЦИЯ / СЕМАНТИЧЕСКИЕ ПРИЗНАКИ / STATIC / STATIC VERBS / CLASSIFICATION / SEMANTIC FEATURES

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Полежаева Ж. Ю., Письмак Т. Г.

Предметом исследования данной статьи являются статические глаголы русского языка. Цель настоящей статьи охарактеризовать понятие статичности, отграничив его от смежных с ним понятий «стативность», «состояние», «статальность», а также классифицировать статические глаголы, выделив их из классов других глаголов на основании комплекса семантических признаков. Несмотря на широкое использование в лингвистической литературе понятия статичности и статических глаголов, в отечественной и зарубежной лингвистике до настоящего времени отсутствует отдельная работа, посвященная изучению семантики данного класса. В настоящей статье предлагается общая характеристика таких ключевых понятий, как «статичность», «динамичность», «стативность», «активность», «состояние», «статальность». Понятие статальности рассматривается как самое узкое по сравнению с перечисленными. Понятия статичности / динамичности и стативности/активности в данной работе выступают как равноценные по объему, лежащие в разных плоскостях. Понятие же состояния рассматривается в двух аспектах: как физическое или психическое состояние субъекта, с одной стороны, и как состояние мира вообще. Понятие статичности носит всеобщий характер и представлено практически во всех научных дисциплинах как естественных, так и общественных. В языке статичность функционирует в виде семантического признака, универсальной понятийной скрытой категории. В статье также определено место статических глаголов в системе глагольной лексики, предпринята попытка классификации статических глаголов, выделены семантические признаки, отличающие глаголы данного класса от других, а также описана структура данного класса, включающая в себя ядро и периферию. Ядро класса составляют глаголы, характеризующиеся определенным набором семантических признаков, а именно: статичностю, неактивностью, неточной локализацией, нефазовостью.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Stativeness and static verbs in the language

The subject of the article is the static verbs of the Russian language. The purpose of this article is to describe the concept of static to distinguish it from the related concepts of “inactivity”, “status”, “stativity” and to classify static verbs, distinguish them from other classes of verbs on the basis of semantic features. Despite the widespread use of the notion static and static verbs in the linguistic literature, still in native and foreign linguistics there is no separate work devoted to the study of the semantics of the class. In this article, the authors propose General characteristics of such key concepts as static, dynamic, inactivity, activity, and status. The concept of stativity is considered as the narrowest in comparison with the listed. The concept of static/dynamic and inactivity/activity in this work act as are equivalent in terms of concepts that lie in different planes. The concept of “state” acts in two aspects: as a physical or mental condition of the subject, on the one hand, and as the state of the world at all. The concept of “static” is universal and is represented in almost all scientific disciplines, both natural and social. In the language of the static functions in the form of a semantic sign, in the form of a hidden universal conceptual categories. In the article, the place of static verbs in the verbal lexicon system is also defined; an attempt is made to classify static verbs; the semantic features that help to distinguish verbs of this class from the others were selected. The structure of this class of verbs is also described, the core and the periphery are marked. The core of the class consisted by the verbs that are characterized by a certain set of semantic features, namely: static, inactivity, inaccurate localization, not phase.

Текст научной работы на тему «Статичность и статические глаголы в языке»

УДК 811.1 '37

СТАТИЧНОСТЬ И СТАТИЧЕСКИЕ ГЛАГОЛЫ В ЯЗЫКЕ

© Ж. Ю. Полежаева*, Т. Г. Письмак

Кемеровский государственный университет Россия, 650043 г. Кемерово, ул. Красная, 6.

Тел.: +7 (384-2) 58 27 45.

*Еmail: [email protected]

Предметом исследования данной статьи являются статические глаголы русского языка.

Цель настоящей статьи - охарактеризовать понятие статичности, отграничив его от смежных с ним понятий «стативность», «состояние», «статальность», а также классифицировать статические глаголы, выделив их из классов других глаголов на основании комплекса семантических признаков.

Несмотря на широкое использование в лингвистической литературе понятия статичности и статических глаголов, в отечественной и зарубежной лингвистике до настоящего времени отсутствует отдельная работа, посвященная изучению семантики данного класса. В настоящей статье предлагается общая характеристика таких ключевых понятий, как «статичность», «динамичность», «стативность», «активность», «состояние», «статальность». Понятие статальности рассматривается как самое узкое по сравнению с перечисленными. Понятия статичности / динамичности и стативности/активности в данной работе выступают как равноценные по объему, лежащие в разных плоскостях. Понятие же состояния рассматривается в двух аспектах: как физическое или психическое состояние субъекта, с одной стороны, и как состояние мира вообще. Понятие статичности носит всеобщий характер и представлено практически во всех научных дисциплинах - как естественных, так и общественных. В языке статичность функционирует в виде семантического признака, универсальной понятийной скрытой категории. В статье также определено место статических глаголов в системе глагольной лексики, предпринята попытка классификации статических глаголов, выделены семантические признаки, отличающие глаголы данного класса от других, а также описана структура данного класса, включающая в себя ядро и периферию. Ядро класса составляют глаголы, характеризующиеся определенным набором семантических признаков, а именно: статичностю, неактивностью, неточной локализацией, нефазовостью.

Ключевые слова: статичность, статические глаголы, классификация, семантические признаки.

Статические глаголы представляют собой об- к одной понятийной сфере, однако объем и вклады-

ширный класс русской глагольной лексики. Однако в ваемое в них содержание различны.

противовес большому количеству исследований, по- Под статичностью мы будем понимать от-

священных лексико-семантическим группам глаголов сутствие любого го^шшия (из^етия ю времени

(чувства, эмоционального состояния, физического температуры, дам™, массы и т.д.) и отхутстаж

состояния, поведения, речи и др.) [2, 6-7, 10-13], не- движения. Под движением мы понимаем изменение

положения предмета в пространстве или изменение большим глагольным классам (отношения, положе- „ _

его частей, например, вращательное, колебательное

ния в пространстве, интеллектуальной деятельно-

^ ^ ' ^ движение; перемещение в пространстве в каком-

сти и др.) [8-9, 15-17] и семантическим типам пре- либо направлении, например, идти, бежать; а дикатов [1, 4, 14, 18], более крупные классы глаго- также телодвижение, жест, например, махать рута в лингвистике остаются мало изученными. По- ками. Данное определение соотносится с определе-добная ситуация сложилась и в области изучения нием статики, используемым в исследованиях по семантики статических глаголов. физике. Статика (покой) - это состояние, в котором Несмотря на то, что существование статиче- не изменяются параметры (характеристики) данной ских глаголов в языке признается всеми лингвиста- системы (тела) с течением времени. Под парамет-ми, до сих пор ученые расходятся во мнениях по рами системы понимаются температура, давление, поводу природы статичности, а также в определе- координата, скорость. Динамический же процесс нии объема и границ данного класса. Некоторые представляет собой изменение тех параметров, ко-исследователи вообще отождествляют статические торые в статике остаются неизменными. Вся гла-глаголы с близкими к ним стативными, статальны- гольная лексика первоначально делится на два ми глаголами и глаголами состояния, внося тем класса: статические и динамические глаголы. самым путаницу в терминологию [16-17]. Не идентичны понятия статичности и стаВ связи с этим возникает проблема разграни- тивности. Несмотря на обширную область пересечения данных глаголов, а также таких понятий, как чения данных понятий, каждое из них имеет свою «статичность», «стативность», «состояние», «ста- специфику. Нельзя утверждать и то, что какое-либо тальность». Несомненно, данные понятия относятся из понятий шире другого и поглощает меньшее.

Статичность и стативность лежат в разных параллельных плоскостях. Они могут частично пересекаться, накладываться друг на друга, но никогда не вытеснять одно другим. У каждого из них своя область функционирования, свое место в языковой системе.

То же касается и глаголов, образованных на основе данных признаков. Несмотря на семантическую близость статических и стативных глаголов, границы этих классов не совпадают. Статические глаголы могут включать в себя как стативные, так и глаголы, содержащие в своей семантике активность, например, статические глаголы мышления, поведения, речи, часть глаголов восприятия и др. характеризуются признаком активности; статические глаголы состояния, отношения, обладания и принадлежности, большая часть глаголов положения в пространстве и др. - признаком стативности. Однако класс статических глаголов нельзя рассматривать как более крупный класс по сравнению со стативным, полностью включающий в себя последний. Не все стативные глаголы входят в класс статических, например, такие стативные глаголы как таять - растаять, расти - вырасти, светать, сохнуть - высохнуть и под. обнаруживают в своей семантике сему динамичности. Таким образом, ста-тивные и статические глаголы пересекаются и частично накладываются друг на друга.

Если статичность - это отсутствие изменения и движения, то под стативностью мы понимаем отсутствие волевой активности субъекта. В языке понятие «стативность» находится в оппозиции к понятию «активность». «Активность» предполагает совершение, осуществление какого-либо действия, либо деятельности с приложением определенных усилий со стороны субъекта. Иначе, активность -это приложение субъектом энергии, силы для осуществления какого-либо действия, деятельности. Целесообразность определения стативности через понятие активности объясняется самой природой данных понятий, их местом и ролью в реальной действительности. Активность является утверждающим началом жизни, двигателем форм существования материи.

Что касается понятий состояния и стативно-сти, то на различие данных понятий обратил внимание еще Ю. Д. Апресян: «Семантический признак «стативность» не эквивалентен смыслу «состояние», так как приписывается некоторым глаголам (ср. глаголы существования быть, иметься, существовать), в толкование которых этот смысл явным образом не входит. С другой стороны, признак «стативность» приписывается далеко не всем глаголам, в толкование которых смысл «состояние» должен быть включен, ср. бодрствовать, отдыхать, спать» [3, с. 39].

Существует два понимания понятия состояния: широкое и узкое. При широком понимании состояние - это форма реализации бытия, присущая

всем явлениям, системам, объектам, процессам; это набор параметров, однозначно характеризующих объект. Весь окружающий нас мир существует в виде набора различных состояний. Выделяются самые разнообразные состояния: это состояние химического равновесия (в химии), тепловые состояния (твердое, жидкое, газообразное; кипение, испарение, плавление и т.д.), электрические и магнитные состояния (в физике), состояние метаболизма и состояние динамического равновесия с окружающей средой (в биологии), состояние покоя, страха, сна, аффекта и др. (в психологии), экономическое состояние (в социально-экономических науках) и др. Таким образом, состояние обладает всеобщностью и универсальностью. В данном понимании состояние представляет собой более широкое понятие, чем статика и включает в себя последнее, например, выделяют состояние статики и состояние динамики.

В языке состояние существует как более узкая категория и на уровне глагольной лексики представлена лексико-семантическими группами глаголов физического и психического состояния.

Что касается понятий статичности и ста-тальности, то статичность является более широким понятием по отношению к статальности и включает в себя последнее. Статальность относиться исключительно к области глагольной лексики. Статичность же пронизывает собой все уровни языка.

Итак, понятие статальности рассматривается как самое узкое по сравнению с перечисленными. Понятия статичности/динамичности и стативно-сти/активности в данной статье выступают как равноценные по объему понятия, лежащие в разных плоскостях. Понятие же состояния выступает в двух аспектах: как физическое или психическое состояние субъекта, с одной стороны, и как состояние мира вообще. В последнем случае понятие состояния является более крупным по сравнению с вышеназванными и может включать их в себя.

Понятие статичности носит всеобщий характер и находит широкое применение в различных областях общественной деятельности, представлено практически во всех научных дисциплинах - как естественных, так и общественных. Подобное многообразие форм статики не могло не найти отображения в языке, так как именно в нем отражается вся объективная действительность, через язык мы получаем информацию о мире.

В языке статичность представлена в виде семантического признака, а также в виде понятийной универсальной скрытой категории.

Как семантический признак статичность лежит в основании деления глагольной лексики на два класса: статические и динамические глаголы и обозначает, как уже было отмечено выше, отсутствие изменения и движения.

Как универсальная понятийная (семантическая) категория статичность представляет собой замкнутую систему значений статического универсального признака. Оппозиция статика - динамика осознается носителями языка и отражается в нем, закрепляясь в сознании в понятийных категориях.

Известно, что понятийное содержание может передаваться как грамматическими приемами, так и средствами лексики. В последнем случае выявление понятийных категорий усложняется вследствие того, что они не получают в языке прямого выражения в определенных грамматических формах и относятся к «скрытым» категориям. Категория статичности в русском языке проявляет себя как категория «скрытой грамматики» и характеризуется отсутствием явного (эксплицитного) морфологического выражения. Статические же и динамические глаголы, не имея формальных показателей, разграничиваются лишь своим употреблением.

Опираясь на классифицирующий (интегральный) признак статичности/динамичности, выделяем класс статических глаголов. Противоположным ему будет класс динамических глаголов, включающий глаголы действия и изменения (процесса и становления).

Статические глаголы представляют собой обширную группировку, куда входят как лексико-семантические группы (глаголы существования, психического и физического состояния, глаголы обладания и принадлежности, восприятия, ощущения и др.), так и более крупные объединения глаголов, получившие название классов слов (глаголы положения в пространстве, глаголы отношения).

Предлагаемая ниже классификация статических глаголов относится к числу семантических классификаций, в основу которой положен целый комплекс семантических признаков. Данную классификацию можно назвать многоярусной, так как среди выделенных признаков можно отметить более общие признаки и более частные, и многомерной, так как глаголы этой классификации являются единицами нескольких перекрещивающихся классификаций.

Сложность классификации заключается в том, что часто бывает довольно сложно отграничить одну группу глаголов от другой. Между группами всегда будут зоны переходности и синкретизма.

Статические глаголы подразделяются на следующие классы и группы:

1) глаголы пространственного положения, например, находиться, присутствовать, обретаться, лежать, впадать, стоять, граничить, висеть, возвышаться;

2) глаголы отношения, например, равняться, совпасть - совпадать, доминировать, превалировать, зависеть, дружить, враждовать, отличать, обожать, любить, гнушаться, злопыхательствовать, сочувствовать;

3) глаголы физического и психического состояния, например, бредить, болеть, недомогать, бояться, волноваться, злиться, злобиться, тосковать;

4) глаголы существования, например, жить, существовать, гостить, бродяжничать, вдовствовать, домоседничать, обитать, прозябать, паразитствовать;

5) глаголы обладания и принадлежности, например, иметь, иметься, обладать, обиловать, принадлежать, располагать;

6) глаголы восприятия + глаголы со значением «быть видимым, виднеться», «быть слышимым, слышаться», например, смотреть, слышать, видеть, обонять, просматриваться, краснеться, алеться, слышаться;

7) глаголы ощущения, например, ныть, дрогнуть, зудить, коробить, ломать, чесаться;

8) глаголы называния (именования), например, величать, величаться, звать, зваться, именовать;

9) глаголы мышления, например, думать, размышлять, фантазировать, мыслить, рассуждать;

10) глаголы речи и звука, например, говорить, кричать, шептать, петь, звучать, звонить, скрипеть;

11) глаголы руководства и профессиональной деятельности, например, заведовать, директорствовать, извозничать, заправлять, дьяконствовать;

12) глаголы поведения, например, любезничать, капризничать, дурить, жеманиться, важничать, деликатничать;

13) глаголы со значением «испускать что», например, блестеть, сверкать, сиять, пахнуть, вонять, благоухать;

14) глаголы свойства, например, абсорбировать, горчить, жечься, вязать, разлагаться;

15) глаголы желания, например, алкать, жаждать, желать, хотеть, вожделеть.

Класс статических глаголов представляет собой иерархически организованную и достаточно дифференцированную систему единиц, в качестве которых выступают моносеманты или отдельные значения полисемантичных слов. Данный класс обладает полевой природой и состоит из ядра и периферийных областей разных уровней иерархии.

Ядро класса составляют не группа или группы глаголов, а отдельные глаголы, принадлежащие разным группам и классам статических глаголов, обладающие определенным набором семантических признаков, а именно: они статичны, неактивны, неточно локализованы на временной оси, а также обладают нефазовым существованием. Признак контролируемости/неконтролируемости в данном случае не влияет на вхождение глагола в ядро класса. Данный признак у «ядерных» глаголов излишен. Абстрактность семантики во многом обеспечивается за счет соединения двух временных признаков: нефазовости и неточной локализации. В сочетании с признаком статичности они обеспечивают вхождение глагола в ядро класса. При этом

наличие признака временной отнесенности не позволяет этим глаголам «сползти» в группу глаголов свойства. Эти глаголы тоже абстрактны, однако абстрактность эта иного рода, она обеспечивается за счет отсутствия признака временной отнесенности, глаголы свойства абстрагированы от оси времени.

Итак, ядро класса статических глаголов составляют:

1) локативные глаголы (входящие в состав глаголов пространственного положения), например, граничить (1), окаймлять-окаймить, опоясывать-опоясать (2), соседствовать, примыкать (2) и др.

2) контрастные глаголы (входящие в состав глаголов пространственного положения), например, выдаваться - выдаться (1), возвышаться (2), господствовать (2), выделяться (2) и др.

3) назывные глаголы, например, называть, называться, именовать, величать, кликать и др.

4) глаголы обладания и принадлежности, например, иметь, иметься, обиловать, принадлежать, обладать и др.

5) глаголы соответствия (входящие в состав глаголов отношения), например, вязаться, гармонировать, годиться, личить и др.

6) глаголы со значением «быть видимым каким, виднеться» (входящие в состав глаголов восприятия), например, алеть (1), алеться, синеть (1), золотиться (1), зеленеть (4) и др.

Что касается последней группы глаголов, Л. А. Быков в своих рассуждениях о статическом неактивном характере данных глаголов идет еще дальше. Исследователь считает, что глаголы типа белеть, голубеть, синеть, алеть, серебриться, а также румяниться, кудрявиться, пламенеть, ершиться, лучиться, светиться, искриться и под. обозначают «не активное развитие, не рост качества, не его становление, а признак, представленный как состояние» [5, с. 127]. Так называемой «глагольности» в этих глаголах нет.

Часть статических глаголов, а именно: глаголы поведения (егозить, дурачиться и др.), мышления (вникать, анализировать, изучать и др.), руководства и профессиональной деятельности (руководить, изобретать и др.), некоторые глаголы восприятия (подсмотреть - подсматривать (2), любоваться, выслушивать - выслушать и др.) находится на периферии класса и граничат с динамическими глаголами, вернее, они находятся в зоне пересечения, наложения, двух классов, и по ряду признаков могут быть рассмотрены в составе динамических глаголов. Это так называемые «пограничные» группы. Основанием для включения этих глаголов в периферийную зону послужило наличие в семантике данных глаголов признака активности действия.

Однако на периферии класса оказываются не только глаголы с выраженной активностью действия, но и глаголы, характеризующиеся отсутствием временных признаков. Это глаголы свойства. Они не обладают признаком временной отне-

сенности, по которому характеризуются все статические глаголы. Отсутствие данного признака влечет за собой отсутствие других временных признаков: фазовости/нефазовости и признака точной/неточной локализации на оси времени.

Итак, периферия класса статичности не однородна с точки зрения проявления семантических признаков. С точки же зрения структуры периферия представляет собой организацию разных уровней иерархии. На первой ступени иерархии находятся глаголы существования, состояния, ощущения, глаголы со значением «испускать что», на второй ступени - глаголы свойства, часть глаголов пространственного положения и отношения. Третий и четвертый уровни представлены глаголами, находящимися на границе двух классов (статических и динамических глаголов), это часть глаголов восприятия, все глаголы мышления, речи, глаголы руководства и профессиональной деятельности (третий уровень) и, наконец, глаголы поведения, которые находятся на последнем периферийном уровне класса статических глаголов. У глаголов последних уровней также, как и у глаголов действия, выделяется признак активности. Однако основанием для включения данных глаголов в класс статических, а не динамических послужило то, что доминирующее положение в этих глаголах занимает сема статичности.

ЛИТЕРАТУРА

1. Агуреева М. Г. Лексико-семантическая характеристика предикатов состояния // Вестник Ленинградского ун-та (история, языкознание, литературоведние). Сер. 2. Вып. 3. (№16), 1990. С. 120-123.

2. Айдарова А. М., Мазаева Т. В. Глаголы поведения как объект изучения в разноструктурных языках // В мире науки и искусства: вопросы филологии, искусствоведения и культурологи / Сб. ст. по мат-лам XLV междунар. науч.-практ. конф. .№2(45). Новосибирск: изд. «СибАК», 2015. С. 29-33.

3. Апресян Ю. Д. Избранные труды, Т. II. Интегральное описание языка и системная лексикография. М.: Школа «Языки русской культуры», 1995. 767 с.

4. Булыгина Т. В. К построению типологии предикатов в русском языке // Семантические типы предикатов. М.: Наука, 1982. С. 7-85.

5. Быкова Л. А. Несоотносительные глаголы несовершенного вида в современном русском языке // Уч. Зап. Харьковского гос. ун-та; труды филол. ф-та. Т. 6, 1958.

6. Васильев Л. М. Семантика русского глагола. М.: Высш. школа, 1981. 184 с.

7. Виноградова М. В. Лексико-семантическая группа глаголов речи, характеризуемой по звучанию и произнесению, в лингвометодическом и линвокультурологическом аспектах // МНКО. 2012. №3. С. 77-80.

8. Гайсина Р. М. Лексико-семантическое поле глаголов отношения в современном русском языке. Саратов: изд-во Саратовского ун-та, 1981. 195 с.

9. Гайсина Р. М. Сопоставительное описание лексических полей (на мат-ле разносистемных языков). Уфа, 1990. 68 с.

10. Горбов А. А. Глаголы действия и состояния: актантная структура и акциональная характеристика // Вестник СПбГУ. Сер. 9. Филология. Востоковедение. Журналистика. 2009. №3. С. 160-164.

11. Гуднов Р. Н. Семантика и функционирование глагольных синонимов с доминантой «Думать» в современном русском языке // Rhema. Рема. 2012. №2. С. 35-46.

12. Закоян Л. М. Глаголы агрессивного эмоционального состояния // Вестник РУДН. Сер.: Лингвистика. 2010. №3. С. 54-60.

13. Зиновьева Е. И., Гуднов Р. Н. Параметры функционально-семантического описания русских глагольных синонимов (на материале глаголов интеллектуальной деятельности) // Ученые записки ОГУ. Сер.: Гуманитарные и социальные науки. 2014. №5. С. 216-220.

14. Матханова И. П. Специфика временной локализованности / нелокализованности в русских высказываниях с семан-

тикой поведения // Вестник Томского государственного университета. Филология. 2012. №3(19). С. 30-39.

15. Ибрагимова В. Л. Семантика глаголов пространственной локализации в современном русском языке. Уфа: изд-е Башкирского ун-та, 1992. 172 с.

16. Кильдибекова Т. А. Глаголы действия в современном русском языке: Опыт функционально-семантического анализа. Саратов, 1985. 160 с.

17. Петрова А. В. Семантико-морфологические особенности статальных глаголов чувств // Вестник Львовского университета. Сер. филол. наук. Вып. 16, 1985. С. 49-52.

18. Селиверстова О. Н. Второй вариант классификационной сетки и описание некоторых предикативных типов русского языка // Семантические типы предикатов. М.: Наука, 1982. С. 86-157.

Поступила в редакцию 06.11.2016 г.

STATIVENESS AND STATIC VERBS IN THE LANGUAGE © Zh. Yu. Polezhaeva*, T. G. Pismak

Kemerovo State University 6 Krasnaya St., 650043 Kemerovo, Russia.

Phone: +7 (384) 258 27 45.

Email: [email protected]

The subject of the article is the static verbs of the Russian language. The purpose of this article is to describe the concept of static to distinguish it from the related concepts of "inactivity", "status", "stativity" and to classify static verbs, distinguish them from other classes of verbs on the basis of semantic features. Despite the widespread use of the notion static and static verbs in the linguistic literature, still in native and foreign linguistics there is no separate work devoted to the study of the semantics of the class. In this article, the authors propose General characteristics of such key concepts as static, dynamic, inactivity, activity, and status. The concept of stativity is considered as the narrowest in comparison with the listed. The concept of static/dynamic and inactivity/activity in this work act as are equivalent in terms of concepts that lie in different planes. The concept of "state" acts in two aspects: as a physical or mental condition of the subject, on the one hand, and as the state of the world at all. The concept of "static" is universal and is represented in almost all scientific disciplines, both natural and social. In the language of the static functions in the form of a semantic sign, in the form of a hidden universal conceptual categories. In the article, the place of static verbs in the verbal lexicon system is also defined; an attempt is made to classify static verbs; the semantic features that help to distinguish verbs of this class from the others were selected. The structure of this class of verbs is also described, the core and the periphery are marked. The core of the class consisted by the verbs that are characterized by a certain set of semantic features, namely: static, inactivity, inaccurate localization, not phase.

Keywords: static, static verbs, classification, semantic features.

Published in Russian. Do not hesitate to contact us at [email protected] if you need translation of the article.

REFERENCES

1. Agureeva M. G. Vestnik Leningradskogo un-ta (istoriya, yazykoznanie, literaturovednie). Ser. 2. No. 3. (No. 16), 1990. Pp. 120-123.

2. Aidarova A. M., Mazaeva T. V. V mire nauki i iskusstva: voprosy filologii, iskusstvovedeniya i kul'turologi / Sb. st. po mat-lam XLV mezhdunar. nauch.-prakt. konf. No. 2(45). Novosibirsk: izd. «SibAK», 2015. Pp. 29-33.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3. Apresyan Yu. D. Izbrannye trudy, T. II. Integral'noe opisanie yazyka i sistemnaya leksikografiya [Selected works, Vol. 2. Integrated description of language and systemic lexicography]. Moscow: Shkola «Yazyki russkoi kul'tury», 1995.

4. Bulygina T. V. Semanticheskie tipy predikatov. Moscow: Nauka, 1982. Pp. 7-85.

5. Bykova L. A. Uch. Zap. Khar'kovskogo gos. un-ta; trudy filol. f-ta. Vol. 6, 1958.

6. Vasil'ev L. M. Semantika russkogo glagola [The semantics of the Russian verb]. Moscow: Vyssh. shkola, 1981.

7. Vinogradova M. V. MNKO. 2012. No. 3. Pp. 77-80.

8. Gaisina R. M. Leksiko-semanticheskoe pole glagolov otnosheniya v sovremennom russkom yazyke [Lexico-semantic field of verbs of attitude in contemporary Russian language]. Saratov: izd-vo Saratovskogo un-ta, 1981.

9. Gaisina R. M. Sopostavitel'noe opisanie leksicheskikh polei (na mat-le raznosistemnykh yazykov) [Comparative description of lexical fields (based on languages of different systems)]. Ufa, 1990.

10. Gorbov A. A. Vestnik SPbGU. Ser. 9. Filologiya. Vostokovedenie. Zhurnalistika. 2009. No. 3. Pp. 160-164.

11. Gudnov R. N. Rhema. Rema. 2012. No. 2. Pp. 35-46.

12. Zakoyan L. M. Vestnik RUDN. Ser.: Lingvistika. 2010. No. 3. Pp. 54-60.

13. Zinov'eva E. I., Gudnov R. N. Uchenye zapiski OGU. Ser.: Gumanitarnye i sotsial'nye nauki. 2014. No. 5. Pp. 216-220.

14. Matkhanova I. P. Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo universiteta. Filologiya. 2012. No. 3(19). Pp. 30-39.

15. Ibragimova V. L. Semantika glagolov prostranstvennoi lokalizatsii v sovremennom russkom yazyke [The semantics of verbs of spatial localization in contemporary Russian language]. Ufa: izd-e Bashkirskogo un-ta, 1992.

16. Kil'dibekova T. A. Glagoly deistviya v sovremennom russkom yazyke: Opyt funktsional'no-semanticheskogo analiza [Action verbs in contemporary Russian language: an attempt of the functional-semantic analysis]. Saratov, 1985.

17. Petrova A. V. Vestnik L'vovskogo universiteta. Ser. filol. nauk. No. 16, 1985. Pp. 49-52.

18. Seliverstova O. N. Semanticheskie tipy predikatov. Moscow: Nauka, 1982. Pp. 86-157.

Received 06.11.2016.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.