Научная статья на тему 'Статические упражнения в формировании мотивационно-волевой сферы студентов транспортных вузов'

Статические упражнения в формировании мотивационно-волевой сферы студентов транспортных вузов Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
272
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / РАЗВИТИЕ / ВОЛЯ / МОТИВАЦИЯ / УПРАЖНЕНИЯ / ИЗОМЕТРИЧЕСКАЯ НАГРУЗКА / PHYSICAL CULTURE / DEVELOPMENT / WILL / MOTIVATION / EXERCISES / ISOMETRIC LOAD

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Евсеев Александр Владимирович

В работе показано что упражнение «планка» относится к системе мышечных действий, характеризующиеся «большими статическими усилиями» с последующим развитием выраженного утомления, превозмогая которое, индивид активирует волевые усилия для преодоления внутренних препятствий, тем самым формируя мотив к самопознанию и саморазвитию. Внедрение в образовательный процесс вуза комплекса физических упражнений с преобладанием «больших изометрических усилий», создает благоприятные условия для поддержания и развития волевых качеств, остро востребованных в личностном и профессиональном развитии студентов транспортных вузов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Static exercises in formation of motivational-volitional sphere of students of transport universities

The study shows that the exercise "Planck" refers to the system of muscular actions, characterized by "large static efforts" followed by the development of severe fatigue, overcoming which, the individual activates volitional efforts to overcome internal obstacles, thereby forming a motive for self-knowledge and self-development. The introduction of the complex of physical exercises with the predominance of "large isometric efforts" in the educational process of the University creates favorable conditions for the maintenance and development of strong-willed qualities, which are in great demand in the personal and professional development of students of transport universities.

Текст научной работы на тему «Статические упражнения в формировании мотивационно-волевой сферы студентов транспортных вузов»

ЛИТЕРАТУРА

1. Горская, Г.Б. Психологическое обеспечение многолетней подготовки спортсменов : учебное пособие / Г.Б. Горская. - Краснодар : [б.и.], 2008. - 220 с.

2. Дементий, Л.И. Ответственность как ресурс личности : монография / Л.И. Дементий. -М. : Информ-Знание, 2005. - 188 с.

3. Дементьева, И.М. Особенности проявления ответственности у подростков, занимающихся гандболом / И.М. Дементьева // Физическая культура, спорт - наука и практика. - 2015. - № 3. - С. 71-76.

4. Ольшанская, С.А. Особенности формирования субъектной позиции спортсменов в юношеском возрасте / С.А. Ольшанская // Физическая культура, спорт - наука и практика. - 2009. - № 1. - С. 21-26.

5. Реан, А.А. Психология человека от рождения до смерти / А.А. Реан. - СПб. : Прайм-Еврознак, 2002. - 656 с.

6. Эйдман, Е.В. В поисках личностных ресурсов копинга: волевой самоконтроль и интер-нальность как факторы снижения тревоги личности / Е.В. Эйдман, Л.И. Дементий // Ресурсы и антиресурсы личности в современных копинг-исследованиях : материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием / Омский гос. ун-т. - Омск, 2012. - С. 119-121.

REFERENCES

1. Gorskaya, G.B. (2008), Psychological support of long-term training of athletes. Textbook, Krasnodar.

2. Dementy, L.I. (2005), Responsibility as a resource of personality: monograph, Inform-Znanie, Moscow.

3. Dementieva, I.M. (2015), "Features of responsibility manifestation at the teenagers who are engaged in handball", Physical education, sport-science and practice, No. 3, pp. 71-76.

4. Olshansky, S.A. (2009), "Peculiar properties of formation of the subjective position of athletes in adolescence", Physical education, sport-science and practice, No. 1, pp. 21-26.

5. Rean, A.A. (2002), Human psychology from birth to death, Praim-Evroznak, St. Petersburg.

6. Eidman, E.V. and Dementy, L.I. (2012), "In search of personal coping resources: strong-willed self-control and internality as factors of personality anxiety reduction", paper presented at the materials of the all-Russian scientific-practical conference with international participation, Omsk, pp.119-121.

Контактная информация: 80angel@mail.ru

Статья поступила в редакцию 27.12.2018

УДК 159.9:796.012

СТАТИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ В ФОРМИРОВАНИИ МОТИВАЦИОННО-ВОЛЕВОЙ СФЕРЫ СТУДЕНТОВ ТРАНСПОРТНЫХ ВУЗОВ

Александр Владимирович Евсеев, кандидат педагогических наук, профессор,

Уральский государственный университет путей сообщения, г. Екатеринбург

Аннотация

В работе показано что упражнение «планка» относится к системе мышечных действий, характеризующиеся «большими статическими усилиями» с последующим развитием выраженного утомления, превозмогая которое, индивид активирует волевые усилия для преодоления внутренних препятствий, тем самым формируя мотив к самопознанию и саморазвитию. Внедрение в образовательный процесс вуза комплекса физических упражнений с преобладанием «больших изометрических усилий», создает благоприятные условия для поддержания и развития волевых качеств, остро востребованных в личностном и профессиональном развитии студентов транспортных вузов.

Ключевые слова: физическая культура, развитие, воля, мотивация, упражнения, изометрическая нагрузка.

STATIC EXERCISES IN FORMATION OF MOTIVATIONAL-VOLITIONAL SPHERE OF STUDENTS OF TRANSPORT UNIVERSITIES

Alexander Vladimirovich Evseev, the candidate of pedagogical sciences, professor, Ural State University of Railway Engineering, Ekaterinburg

Annotation

The study shows that the exercise "Planck" refers to the system of muscular actions, characterized by "large static efforts" followed by the development of severe fatigue, overcoming which, the individual activates volitional efforts to overcome internal obstacles, thereby forming a motive for self-knowledge and self-development. The introduction of the complex of physical exercises with the predominance of "large isometric efforts" in the educational process of the University creates favorable conditions for the maintenance and development of strong-willed qualities, which are in great demand in the personal and professional development of students of transport universities.

Keywords: physical culture, development, will, motivation, exercises, isometric load.

Эффективность деятельности человека (обучение, профессия, спорт, семейная жизнь) во многом зависит от уровня сформированности его силы воли. По данным исследований В.А. Иванникова ни красота, ни интеллект, ни физическое развитие индивида так тесно не коррелируют с успешностью в достижении цели как сила воли [3].

С.Л. Рубинштейн в своей книге «Бытие и сознание», рассматривая «волю» в фило-софско-психологическом понимании достаточно емко охарактеризовал это качество: - «... действия, регулируемые осознанной целью и отношением к ней как к мотиву». В случае если цель и мотив в сознании субъекта совпадают, индивид эффективно управляет своей деятельностью [7]. Соответственно любая осознаваемая деятельности опирается на волю. В самом общем смысле волю можно рассматривается как способность человека к сознательной саморегуляции [6].

В нейрофизиологии воля рассматривается, как процессуальная деятельность соче-танных механизмов ЦНС по управлению нашей эмоциональной и когнитивной сферой с целью принятия конструктивных решений.

По мнению психологов эмоционально-волевая сфера человека в процессе онтогенеза претерпевает целый ряд структурных трансформаций, что создает предпосылки для формирования ряда психологических новообразований, способствующих индивиду осознано регулировать свое поведение, что необходимо для эффективного преодоления внутренних и внешних противоречий при достижении поставленной цели [6].

В качестве внутренних противоречий у студентов могут выступать следующие факторы - мотивы: желание развлечься (сходить на дискотеку, кино, свидание); психологическая или физическая усталость; вкусная еда; просто лень и т.п.

В качестве внешних противоречий (препятствий) могут выступать: отсутствие необходимых социальных условий для жизнедеятельности, недостаток инструментария для достижения цели, противодействие социума и т.п.

Возникает вопрос, насколько эффективно человек может с помощь волевых усилий противостоять внешним и внутренним препятствиям, а также личностным деформациям? Как управлять возникающими эмоциями с помощью воли? Какими средствами развить волевую сферу?

По мнению Е.П. Ильина за сформированность волевой сферы человека ответственны наследственность, среда обитания и воспитание [4].

В своем исследовании мы хотели прояснить: насколько эффективно, занятия физической культурой в вузе способствуют воспитанию волевой сферы студентов?

Вопросами воспитания волевых качеств, средствами физической культуры и спорта занимались многие исследователи: А.В. Горбунова, Ю.В. Байковский, Е.В. Егорычева, М.М. Ибрагимов, Е.С. Михалина, Е.А. Фиронова, И.В. Чернышева, М.В. Шлемова. Однако, в их работах недостаточно внимания уделялось исследованию роли физической культуры в развитии волевых качеств обеспечивающих успешность образовательной и целевой

подготовки студентов к профессиональной деятельности. Не обнаружено конкретных рекомендаций по методике развития волевой сферы будущих специалистов транспортной отрасли. В основных образовательных программах не учтены компетенции, направленные на формирование волевых качеств. На занятиях по физической культуре в высших учебных заведениях не уделяется должного внимания физическим упражнениям, способствующим преодолению острого утомления и мышечной боли. При выполнении физических упражнений, в большинстве своем, применяется динамическая работа, не вызывающая выраженного утомления, а соответственно не формируется мотив для волевого преодоления внутренних и внешних препятствий.

Необходимо отметить, что волевая сфера в различных направлениях спортивной деятельности имеет свои особенности. Поэтому при физическом воспитании студентов необходимо использовать такие системы физических упражнений, которые бы комплексно решали вопросы воспитания и развития волевых качеств с учетом их личностных и профессиональных потребностей.

Пилотные исследования работников транспортной отрасли (машинисты электропоездов, диспетчеры, начальники станций и т.п.) показали, что их трудовая деятельность в значительной степени отягощена большими по длительности и интенсивности, нервно-психическими нагрузками, зачастую сопровождаемые отрицательной эмоциональной окраской. Естественно, что эффективность деятельности работников транспортной отрасли зависит не только от степени развития специальных знаний умений и навыков, но и от уровня сформированности волевой подготовки.

Соответственно, в процессе обучения в вузе студент должен развить ряд личностных волевых качеств (самообладание, решительность, настойчивость, самостоятельность), способствующих ему эффективно противостоять негативным психогенным факторам, тем самым, обеспечивая себе условия для успешной профессиональной деятельности и выстраивания карьеры.

Наши педагогические наблюдения и опыт работы в Уральском государственном университете путей сообщения позволяет предположить, что внедрение в режим трудового дня студентов комплекса упражнений изометрической направленности, создаст благоприятные (условия) предпосылки для поддержания и развития волевых качеств.

В качестве относительно простой и доступной формы организации, тренировочных занятий, не требующих дорогостоящих тренажеров и специально оборудованных площадок, мы использовали метод физических отягощений, состоящий из нескольких видов упражнений по удержанию собственного тела в статической позе. В молодежной среде такие упражнения называются «планкой», или «зависанием над полом». По отзывам специалистов, на сегодняшний день «планка» является одним из самых популярных и эффективных упражнений, применяемых для поддержания и развития мышечного тонуса почти всех мышечных групп: плечевого пояса, живота, ног, спины и т.д.

В качестве достоинств таких тренировок - экономия времени; развитие силы; выносливости; укрепление суставного и сухожильного аппарата, поддержание абдоминальных функций. В фитнесе изометрические упражнения эффективно используют для похудения. Это обосновывается тем, что при таком виде мышечной работы в качестве основного энергетического субстрата, активно используется подкожная жировая клетчатка, в результате снижается вес, уменьшаются объемы, улучшается тургор и эластичность кожных покровов.

Согласно физиологической классификации «планку» можно отнести к упражнениям, выполняемым в тетаническом режиме мышечных сокращений. В этой ситуации нервно-мышечная импульсация может достигать 80 единиц в секунду. Такая мышечная нагрузка обычно сопрягается с быстро развивающимся утомлением, которое сочетается со значительными физиологическими сдвигами, как в самих мышцах, так и в жизненно важных системах и органах. Так в сосудах крупных мышечных групп артериальное давление

может достигать 400-500 мм рт. ст., при этом отток крови из мышц полностью блокирован. Вегетативная реакция на такие большие статические усилия имеет свои ярко выраженные особенности. Так, вместо активации кардио-респираторной системы происходит снижение сердечной активности (ЧСС падает), падает уровень потребления кислорода, уменьшается глубина и объем дыхания. Зато в период отдыха, показатели сердечно-сосудистой и дыхательной системы становятся значительно выше, чем при нагрузке. Таким образом, происходит погашение кислородного долга (3-4 л/мин.). Эта парадоксальная реакция организма на статические усилия в физиологии называется феноменом Лингарда [1].

Помимо сказанного, необходимо отметить, что изометрические упражнения «больших статических усилий» способствуют развитию острой гипоксии с последующим накоплением продуктов метаболизма. В частности: лактата, пирувата, интермедиатов цикла Кребса, аммиака, окиси азота, Н+, АДФ, Фн, и т.д. В высших отделах ЦНС, ввиду, непрерывной и длительной импульсации идущей из двигательных зон к мышечной системе, начинает формироваться «центральное» утомление, которое по принципу обратной связи, активирует ряд реакций, предохраняющих организм спортсмена от развития патофизиологических состояний.

Подводя итог сказанному можно заключить, что упражнение «планка» относится к системе мышечных действий, характеризующиеся «большими статическими усилиями» с последующим развитием выраженного утомления, превозмогая которое, индивид активирует волевые усилия для преодоления внутренних препятствий, тем самым формируя мотив к самопознанию и саморазвитию.

Можно предположить, что внедрение в образовательный процесс вуза комплекса физических упражнений «больших статических усилий», создаст благоприятные предпосылки для поддержания и развития волевых качеств, остро востребованных в личностном и профессиональном развитии студентов.

Цель исследования: выяснить, эффективность воздействия комплекса статических упражнений (планка), внедренных в образовательный процесс по «физической культуре» на показатели «обобщенной силы воли студентов» и «мотивации к деятельности».

МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЙ

В пилотных исследованиях принимали участие студенты основной медицинской группы (юноши, 2 курс возраст 17-19 лет) в количестве 36 человек. Одна группа была контрольной - 17 человек. Вторая опытно-поисковой - 19 человек.

В контрольной группе учебные занятия проходили согласно образовательной программе, разработанной для студентов, самостоятельно избравших модуль «Общая физическая подготовка».

В опытно-поисковой группе, образовательная программа была несколько модернизирована, в неё был интегрирован комплекс физических упражнений под общим названием «планка», характеризующиеся «большими статическими усилиями»

Студенты самостоятельно (осознано) изъявили желание участвовать в опытно-поисковой работе.

Ежедневно они выполняли от одного до пяти упражнений из комплекса «планка»: на предплечьях:

- «классическая планка» (опора идет на локти и пальцы ног);

- на прямых руках (опора идёт на кисти); а не на локти, в отличие классического варианта;

- на прямых руках с поднятой горизонтально вперед рукой;

- на прямых руках с поднятой рукой и ногой;

- боковая планка и т.д.

Степень нарастания волевого усилия оценивалась по общей продолжительности статического усилия при выполнении «классической планки», от момента появления

усталости и до отказа выполнять работу. При нарастающем утомлении студентам рекомендовалось использовать такие приемы, как самоприказы, самопринуждение, самоанализ формируемых ощущений.

Обобщенную силу воли исследовали по методу Н.Н. Обозова [5]. Уровень внутренней мотивации оценивался с помощью тест-опросника Т.Д. Дубовицкой [2].

ОБСУЖДЕНИЕ ПОЛУЧЕННЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ

На начальном этапе исследования (таблица) студенты способны были удерживать свое тело в статическом напряжении (классическая планка) 35-50 секунд. При этом степень сформированности «обобщенной силы воли», и «мотивации к деятельности» соответствовал «среднему уровню развития».

Таблица - Лонгитюдные исследования уровня «мотивации к деятельности» и самооценки «волевой сферы» студентов основной медицинской группы, ежедневно использующие в

своем развитии статические упражнения - «планку»

№ п/п Исследуемые параметры Констатирующий этап 2017г. Формирующий этап 2018

1 Длительность удержания собственного тела в положении «планка» (сек.) М±т164,7±18,8 М±т

41,1±4,8

Р <0,01

2 Самооценка «обобщенной силы воли» 15,8±1,4 | 22,3±3,3

Р <0,05

3 Самооценка уровня «мотивации к деятельности» 6,2±1,7 | 13,4±2,9

Р <0,05

Примечание. 1) Уровень «обобщенной силы воли» оценивался в баллах: 0-12 баллов - сила воли слабая; 13-21 балл - сила воли средняя; 22-30 баллов - сила воли большая. 2) Уровень внутренней мотивации оценивался в баллах: низкий уровень - 0-5 баллов; средний уровень - 6-14 баллов; высокий уровень - 15-20 баллов.

Через восемь месяцев занятий, (результаты представлены в таблице) время удержания студентами статической позы «классическая планка» достоверно увеличилось почти на 300%. При этом показатели «самооценки обобщенной силы воли» возросли на 41%, а данные, отражающие уровень «мотивации к деятельности» увеличились в два раза. В это же время в контрольной группе показатели «обобщенной силы воли и «мотивация к деятельности» имеют тенденцию к улучшению, хотя статистически достоверных различий не выявлено. Полученные результаты позволяют заключить, что внедрение в образовательный процесс вуза (дисциплина «физическая культура») комплекса статических упражнений (планка), обеспечивает благоприятные педагогические условия для поддержания и развития мотивационной сферы и волевой сферы студентов: - качеств, остро востребованных в процессах его личностного и профессионального развития.

ЛИТЕРАТУРА

1. Городниченко, Э.А. Физиология статических напряжений : учебное пособие / Э.А. Городниченко; Смоленский гос. ин-т. физ. культуры - Смоленск : [б.и.], 1987. - 72 с.

2. Дубовицкая, Т.Д. Методика диагностики направленности учебной мотивации / Т.Д. Ду-бовицкая // Психологическая наука и образование. - 2002. - № 2. - С. 42-46.

3. Иванников, В.А. К сущности волевого поведения / В.А. Иванников // Психологический журнал. - 2005. - Т. 6. - № 3. - С. 47-55.

4. Ильин, Е.П. Психология воли / Е.П. Ильин. - СПб. : Питер, 2002. - 288 с.

5. Шарова, Н.В. Общая психология: психология личности / Н.В. Шарова ; Ярославский гос. пед. ун-т им. К. Д. Ушинского. - Ярославль : [б.и.], 2007. - 79 с.

6. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии / С.Л. Рубинштейн. - СПб. : Питер, 2002. -

720 с.

7. Рубинштейн, С.Л. Избранные философско-психологические труды. Основы онтологии, логики и психологии / С.Л. Рубинштейн. - М. : Наука, 1997. - 173 с.

REFERENCES

1. Gorodnichenko, E.A. (1987), The Physiology of static stress: tutorial, Smolensk.

2. Dubovitskaya T.D. (2002), "Diagnostic technique orientation training motivation", Psychological science and education, No 2, pp. 42-46.

3. Ivannikov V.A (2005), "To the essence behavior", Psychological journal, Vol. 6, No 3, pp. 4755.

4. Ilyin E.P. (1002), Psychology of will, Peter, St. Petersburg.

5. Ed. Sharova, N.V. (2007), General psychology. Psychology ofpersonality, Yaroslavl State University, Yaroslavl.

6. Rubinstein S.L. (2002), Basics of General Psychology, Peter, St. Petersburg.

7. Rubinstein S.L. (1997), Selected philosophical and psychological works. Foundations of ontology, logic and psychology, Science, Moscow.

Контактная информация: letchik45@bk.ru

Статья поступила в редакцию 29.01.2019

УДК 796.3:159.9

ВЗАИМОСВЯЗЬ УРОВНЕЙ АГРЕССИВНОСТИ И СОСТОЯНИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ ЮНЫХ СПОРТСМЕНОВ ИГРОВИКОВ 13-15 ЛЕТ

Наталия Валерьевна Луткова, кандидат педагогических наук, доцент, Юрий Михайлович Макаров, доктор педагогических наук, профессор, Национальный государственный университет физической культуры, спорта и здоровья имени П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург (НГУ им. П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Аннотация

В статье представлены результаты взаимосвязи уровней агрессивности и состояния эмоциональной сферы юных спортсменов игровиков в возрасте 13, 15 лет. Для выявления состояния эмоциональной сферы участников эксперимента, наличия агрессивности, ее направления и интенсивности было проведено психологическое тестирование по проективным методикам: «Несуществующее животное» и «Кактус». Стандартизация результатов осуществлялась на основе анализа данных, представленных в описательной форме. Уровневая агрессивность юных игроков 1315 лет не является определяющей в их эмоциональной сфере. На эмоциональном фоне юные спортсмены, вне зависимости от их принадлежности к различным уровням агрессивности, склонны к проявлению агрессии. На эмоциональную сферу оказывает существенное влияние столкновение противоречивых по своей сути одно моментно возникающих состояний, вызывающие различные формы поведенческих реакций юных игроков 13-15 лет.

Ключевые слова: эмоциональная сфера, уровни агрессивности, юные спортсмены игровики.

INTERRELATION OF LEVELS OF AGGRESSION AND CONDITION OF EMOTIONAL SPHERE OF YOUNG SPORTSMEN-PLAYERS AGED 13 -15 YEARS

Natalia Valerievna Lutkova, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Yuri Mikhaylovich Makarov, the doctor of pedagogical sciences, professor, The Lesgaft National State University of Physical Education, Sports and Health, St. Petersburg

Annotation

The article presents the results of the correlation between the levels of aggressiveness and the emotional state of young athletes playing at the age of 13, 15 years. To identify the emotional state of the participants in the experiment, the presence of aggressiveness, its direction and intensity, psychological testing was carried out by using the projective methods: "Non-existent animal" and "Cactus". Standardization of the results was carried out on the basis of analysis of the data presented in descriptive form. Level of aggressiveness of the young players aged 13-15 years old is not determinative in their emotional sphere. On the emotional background, the young athletes, regardless of their belonging to different levels of aggressiveness, are prone to aggression. The emotional sphere is essentially influenced by the clash of contradictory

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.