Научная статья на тему 'СТАТИЧЕСКИЕ И ДИНАМИЧЕСКИЕ СОСТАВЛЯЮЩИЕ КОНЦЕПЦИИ ГАРМОНИЗАЦИИ РОССИЙСКОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА'

СТАТИЧЕСКИЕ И ДИНАМИЧЕСКИЕ СОСТАВЛЯЮЩИЕ КОНЦЕПЦИИ ГАРМОНИЗАЦИИ РОССИЙСКОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
257
44
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Образование и право
ВАК
Область наук
Ключевые слова
статическая гармонизация / динамическая гармонизация / акты субъектов Российской Федерации / предметы совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов. / static harmonization / dynamic harmonization / acts of subjects of the Russian Federation / subjects of joint management of the Russian Federation and its subjects

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Вильская Наталья Викторовна

В статье проводится анализ статического и динамического уровней гармонизации отечественного законодательства по предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов в рамках ст. 72 Конституции РФ. В ходе исследования установлено, что большая заслуга в этом процессе принадлежит федеральным органам государственной власти. Именно они определяют векторы развития законодательства, инициируют принятие новых законов по предметам совместного ведения Российской Федерации и её субъектов, внесение изменений в действующие

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STATIC AND DYNAMIC COMPONENTS OF THE CONCEPT HARMONIZATION OF RUSSIAN LEGISLATION

The article analyzes the static and dynamic levels of harmonization of domestic legislation on the subjects of joint jurisdiction of the Russian Federation and its subjects, within the framework of article 72 of the Constitution of the Russian Federation. The study found that much of the credit for this process belongs to the Federal government. They determine the vectors of development of legislation, initiate the adoption of new laws on the subjects of joint jurisdiction of the Russian Federation and its subjects, and make changes to existing ones.

Текст научной работы на тему «СТАТИЧЕСКИЕ И ДИНАМИЧЕСКИЕ СОСТАВЛЯЮЩИЕ КОНЦЕПЦИИ ГАРМОНИЗАЦИИ РОССИЙСКОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА»

УДК 34.01 ВИЛЬСКАЯ Наталья Викторовна,

ББК 67.400 старший преподаватель Департамента

DOI 10 24411/2076-1503-2020-10112 правового регулирования экономической

деятельности Финансового университета при Правительстве Российской Федерации e-mail: namoscow@mail.ru

СТАТИЧЕСКИЕ И ДИНАМИЧЕСКИЕ СОСТАВЛЯЮЩИЕ КОНЦЕПЦИИ ГАРМОНИЗАЦИИ РОССИЙСКОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

Аннотация. В статье проводится анализ статического и динамического уровней гармонизации отечественного законодательства по предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов в рамках ст. 72 Конституции РФ. В ходе исследования установлено, что большая заслуга в этом процессе принадлежит федеральным органам государственной власти. Именно они определяют векторы развития законодательства, инициируют принятие новых законов по предметам совместного ведения Российской Федерации и её субъектов, внесение изменений в действующие.

Ключевые слова: статическая гармонизация, динамическая гармонизация, акты субъектов Российской Федерации, предметы совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов.

VILSKAYA Natalia Viktorovna,

senior lecturer of the Department legal regulation of economic activity of the Financial University under the Government of the Russian Federation

STATIC AND DYNAMIC COMPONENTS OF THE CONCEPT HARMONIZATION OF RUSSIAN LEGISLATION

Annotation. The article analyzes the static and dynamic levels of harmonization of domestic legislation on the subjects of joint jurisdiction of the Russian Federation and its subjects, within the framework of article 72 of the Constitution of the Russian Federation. The study found that much of the credit for this process belongs to the Federal government. They determine the vectors of development of legislation, initiate the adoption of new laws on the subjects of joint jurisdiction of the Russian Federation and its subjects, and make changes to existing ones.

Key words: static harmonization, dynamic harmonization, acts of subjects of the Russian Federation, subjects of joint management of the Russian Federation and its subjects.

Интенсивное развитие во всех сферах социально-экономической жизни, упрочение демократии и правового государства в России привели к тому, что наше законодательство столкнулось с качественно новыми правовыми реалиями, такими как рассогласованность уровней законодательства, что обусловлено в т.ч. особенностями федеративного устройства страны. Реакцией на эти явления стала правовая политика, направленная на приведение нормативных правовых актов в слаженную систему и единое правовое пространство. В основе такой политики лежит идея согласования всего массива законодательства по юридической силе. Задача была выполнена, хотя работа в основном была построена вокруг определения места источников права в отечественной право-

вой системе. Но важная проблема, которая стоит перед государством, - это упорядочение и взаимосогласование правовых актов, равных по юридической силе в разных сферах правоотношений и т.д. Например, в Иркутской области на данный момент действует более 60 законов, регулирующих правоотношения в сфере административной ответственности, не говоря о внушительном массиве правовых актов, регулирующих подобные правоотношения [1].

Определенная успешная работа по установлению соответствия федерального законодательства Конституции РФ уже проведена, однако не будем забывать, что Основной Закон далеко не идеальный в правовом значении документ. Можно вспомнить слова председателя Конституционного Суда РФ В.Д. Зорькина: «Как юрист, как професси-

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 1 • 2020

онал, я могу назвать вам эти недостатки, например, некоторая нечеткость в распределении полномочий между Российской Федерации и субъектами, или баланс между ветвями власти - есть определенный крен в сторону исполнительной власти» [2]. Действительно, «узость» правовых предписаний Основного Закона порождает массу проблем при проведении гармонизации федерального и регионального законодательства.

Важной проблемой общего характера, по мнению В.М. Баранова, являются неравномерность рыночной адаптации субъектов Федерации, доставшаяся в качестве наследия от советского прошлого, и социальное отношение населения к закону, как к чему-то навязанному [3]. Так же дина-

мизм интеграционных процессов, активным участником которых является Российская Федерация, требует постоянного согласования законодательных действий на федеральном и региональном уровне. Эти факторы обусловливают важность и необходимость изучения гармонизации как процесса, явления.

В литературе выделяют два уровня гармонизации: статический и динамический [4]. Эти уровни имеют разные механизмы согласования законодательства. В свою очередь, они подразделяются на подуровни, которые представляют собой вариативность проведения гармонизации, исходя из особенностей конкретных нормативных правовых актов или их группы (табл. 1).

Таблица 1

Уровни гармонизации

Гармонизация российского законодательства

Статическая Динамическая

гармонизация в пределах содержания конкретного закона (уровень гармонизации правовых норм, согласование элементов закона между собой) темпоральная гармонизация законодательства (преодоление противоречий законов без внесения в них содержательных коррекций путем изменения временных компонентов, включающих время и характер вступления в силу закона; отмена действия закона, признание фактического недействия закона; приостановление действия закона; осуществление процедуры конституционного контроля над конституционностью закона)

межобъектная гармонизация (двух и более законов) алгоритмическая гармонизация (согласование последовательности действия законов, вступление в действие законов «друг за другом» на основании отсылки).

монопредметную гармонизацию (согласование законодательных актов в пределах единого для них предмета регулирования)

иерархическую гармонизацию (одновременное согласование нескольких законов на базе приведения их в соответствие с актом более высокой юридической силы)

Примером статической гармонизации по предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов в п. «к» ст. 72 Конституции РФ служит Апелляционное определение Верховного Суда РФ от 15.03.2017 г. № 10-АПГ17-1 [5]. По данному делу оспаривались отдельные положения административного законодательства

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 1 • 2020

Кировской области [6]. Так, ч. 1 ст. 2.1 Закона Кировской области от 04.12.2007 г. № 200-30 «Об административной ответственности в Кировской области» (далее - Закон Кировской области) предусматривала ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение актов органов государственной власти Кировской области. Часть

1 ст. 2.2 Закона - ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение требований, содержащихся в актах органов местного самоуправления, а также ряд других статей, устанавливающих ответственность за дебоширство, выгул собак без соблюдения установленных требований. Вышеперечисленные положения Закона Кировской области признаны недействующими с момента вступления в силу соответствующего Определения Верховного Суда РФ, поскольку федеральное административное законодательство уже содержит правовое регулирование по данным вопросам, соответственно субъект Федерации не вправе устанавливать административную ответственность по урегулированным на федеральном уровне правоотношениям. Кроме того, положения ч. 1 ст. 2.1 и ч. 1 ст. 2.2 оспариваемого Закона Кировской области, по мнению Суда, являются по содержанию неопределенными и нарушают принцип юридического равенства.

В части гармонизации земельных, градостроительных правоотношений (п. «к» ст. 72 Конституции РФ) в апреле 2016 г. Московским городским судом рассмотрено дело по заявлению о признании недействующим Закон города Москвы от 21 марта 2007 г. № 8 «О Перечне земельных участков улично-дорожной сети города Москвы» [7] (далее - Закон города Москвы) в части включения в Перечень земельных участков улично-до-рожной сети города Москвы земельного участка с кадастровым номером 77:05:03007:089. Исходя из предъявленных требований, административный истец полагал, что оспариваемый в части Закон города Москвы № 8 противоречит федеральному законодательству и нарушает права административного истца. Решением Московского городского суда от 11 апреля 2016 г. заявленное требование было удовлетворено на основании выводов суда о том, что при принятии оспариваемого в части Закона города Москвы № 8 были нарушены требования Градостроительного кодекса РФ и Земельного кодекса РФ [8]. Данный пример статической гармонизации наглядно показывает особенности иерархического согласования двух нормативных правовых актов в рамках одного предмета. Такой механизм способствует минимизации дублирования законодательства субъектами Федерации.

В сфере защиты материнства, обеспечения социальной защиты показателен пример монопредметной гармонизации соответствующего законодательства в Ставропольском крае по предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов в п. «ж» ст. 72 Конституции РФ. Так, Постановлением Конституционного Суда РФ оспаривались отдельные положения Закона Ставропольского края «О признании утра-

тившими силу отдельных положений законодательных актов Ставропольского края» [9] (далее - Закон Ставропольского края). Решением Конституционного Суда РФ они признаны частично неконституционными [10]. Закон Ставропольского края (п. 3 ст. 1) стал предметом рассмотрения, поскольку предоставлял право на получение материнского капитала за третьего ребенка с 01.01.2011 г. по 31.12.2015 г. из регионального бюджета. Суд признал эти положения конституционными в части реализации субъектом федерации своих дискреционных полномочий по предоставлению материнского капитала, пояснив, что это является дополнительно социальной поддержкой субъекта Российской Федерации в отношении многодетных семей. Однако отсутствие механизма компенсации в результате отмены выплаты материнского капитала Суд посчитал неконституционным, т.к. это должно было смягчить неблагоприятные последствия этой отмены. Во исполнение решений Конституционного Суда РФ были внесены изменения в: Закон Ставропольского края «О признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Ставропольского края»; в Закон Ставропольского края «О мерах социальной поддержки многодетных семей», где в качестве компенсаторного механизма предусмотрено несколько вариантов денежных выплат многодетным семьям [11]; дополнительное финансирование расходов предусмотрено изменениями в Законе Ставропольского края «О бюджете Ставропольского края на 2018 год и плановый период 2019 и 2020 годов» [12] и т.д. Таким образом, были согласованы несколько правовых актов одного уровня, принятые региональным законодателем.

Примером статической гармонизации законодательства в области культуры по предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов в п. «е» ст. 72 Конституции РФ может служить принятие нормативных правовых актов о музейном деле. Актуальность оптимизации законодательства в этой сфере назрела давно. Так, в связи с принятием Федерального закона от 03.07.2016 г. № 357-ФЗ «О внесении изменений в федеральный закон «О Музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации» [13], которым были внесены масштабные изменения в порядок включения музейных предметов и коллекций в Музейный фонд РФ, отменены Положение о Музейном фонде РФ и Государственном каталоге Музейного фонда РФ. Ряд субъектов Российской Федерации провели серьезную работу по систематизации своего законодательства в области музейного дела. Например, был принят Закон Республики Башкортостан от 22.06.2018 г. № 643-з «О музеях в Республике

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 1 • 2020

Башкортостан», который комплексно регулирует не только отношения в сфере музеев в Республике Башкортостан и Музейного фонда РФ на территории Республики Башкортостан, но и имущественные и неимущественные права и обязанности заинтересованных субъектов, учет, контроль музейных предметов, регулирует формы господдержки в целях сохранения историко-худо-жественных и культурных ценностей [14]. Этим Законом были признаны утратившими силу ряд законодательных актов (положений законодательных актов) Республики Башкортостан, в частности Закон Республики Башкортостан от 29.05.1998 г. № 161-з «О Музейном фонде Республики Башкортостан и музеях в Республике Башкортостан» [15] и еще 10 законов, регулирующих отдельные вопросы музейного дела, также были внесены изменения в Закон Республики Башкортостан от 13.07.1993 г. № ВС-18/19 «О культуре» [16].

Что касается актуальности принятия Закона Республики Крым от 09.01.2018 г. № 453-ЗРК/2018 «О музеях и музейном деле в Республике Крым» [17], то кроме урегулирования вопросов организации и деятельности музейного дела в связи с особенностями данного субъекта Российской Федерации, этот Закон определил условия и порядок возникновения права государственной собственности Республики Крым на музейные предметы и музейные коллекции.

Ряд субъектов Российской Федерации по-иному решили вопрос гармонизации законодательства в сфере музейного дела, ограничившись внесением изменений и дополнений в действующее законодательство. Например, Закон Республики Бурятия от 25.11.2016 г. № 2098^ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Республики Бурятия в сфере музейного и библиотечного дела» [18], Закон Московской области от 28.12.2016 г. № 189/2016-ОЗ «О внесении изменений в Закон Московской области "О музеях в Московской области"» [19], Закон Республики Татарстан от 11.01.2017 г. № 1-ЗРТ «О внесении изменений в Закон Республики Татарстан "О музеях и музейном деле в Республике Татарстан"» [20] и т.д.

Иногда оптимизация правоотношений в определенной сфере не может проводиться в ограниченные сроки. Этот процесс растягивается на несколько лет, поскольку одновременно проходят мероприятия не только по принятию нормативных правовых актов, но и организационного характера. Постепенно истекают полномочия одних органов власти, создается целая система других органов на претворение в жизнь целей такой оптимизации.

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 1 • 2020

Примером такой гармонизации (п. «н» ст. 72 Конституции РФ) федерального и регионального законодательства является Федеральный закон от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Закон о местном самоуправлении). Этим актом не только проводилась реформа местного самоуправления в стране, но и приводилась в соответствие вся система законодательства в этой сфере. Поскольку эти данные правоотношения носят комплексный характер, то и гармонизация здесь носила тоже комплексный характер. Так, ст. 83 Закона о местном самоуправлении устанавливала механизм вступления его в действие [21]. На момент принятия Федеральный закон, за исключением положений, для которых настоящей гл. 12 устанавливались иные сроки и порядок вступления в силу, вступал в силу с 1 января 2006 г. Со дня официального опубликования настоящего Федерального закона до 1 января 2006 г. устанавливался переходный период.

Однако более половины субъектов Федерации объективно были не готовы провести реформу в установленные сроки. И уже в 2005 г. Государственная Дума РФ приступила к разработке необходимых поправок на продление срока переходного периода. Результатом стало принятие Федерального закона от 12.10.2005 г. № 129-ФЗ [22]. Федеральный закон, за исключением положений, для которых настоящей гл. 12 устанавливались иные сроки и порядок вступления в силу, вступал в силу с 1 января 2009 г. Со дня официального опубликования настоящего Федерального закона до 1 января 2009 г. устанавливался переходный период. Определены сроки вступления отдельных положений, касающиеся установления границ муниципальных образований, формирования представительных органов, межбюджетных отношений. Например, переходный период дотации из региональных фондов финансовой поддержки муниципальных районов (городских округов), предусмотренных ч. 2 ст. 61 настоящего Федерального закона, в бюджетах субъектов Российской Федерации могут распределяться с использованием показателей фактических или прогнозируемых доходов и расходов бюджетов муниципальных районов (городских округов):

1) в 2006 г. в размере до 100% от общего объема средств указанных фондов;

2) в 2007 г. в размере до 80% от общего объема средств указанных фондов;

3) в 2008 г. в размере до 50% от общего объема средств указанных фондов.

Кроме того, были внесены изменения в Федеральный закон от 20.08.2004 г. № 120-ФЗ «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации в части регулирования межбюд-

жетных отношений» [23], Федеральный закон от 29.07.2004 г. № 95-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации о налогах и сборах» [24].

Продление переходного периода «адаптации» Закона и органов власти до 2009 г. оказало позитивное влияние на формирование новых институтов местного самоуправления, снизило градус социальных противоречий в обществе, помогло постепенно, без спешки, перейти к новому муниципальному строительству.

Однако для таких субъектов Федерации, как Чеченская Республика и Республика Ингушетия, переходный период был продлен до 1 января 2010 г. [25].

Такой пример комплексной гармонизации, сочетающий в себе статический и динамические уровни, вполне оправдан в условиях отечественного федерализма, т.к. характеризуется высокой согласованностью действий всех заинтересованных субъектов, охватывает достаточно большую сферу общественных отношений, позволяет производить полномасштабную оптимизацию правовых систем двух уровней, федерального и регионального. Как отмечает М.А. Пшеничнов, «один из наиболее простых путей - использование гармо-низационных норм в базовых законодательных актах. В данном случае речь идет не только о том, что устанавливаются барьеры на пути образования противоречий, но и фиксируется формула гармонизации - новые акты принимаются в соответствии с действующим законодательством» [26].

В настоящее время по итогам действия Федерального закона от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» стоит более сложная и трудоемкая задача - гармонизация всего массива нормативных правовых актов о местном самоуправлении, особенно регионального уровня. Ввиду ежегодных поправок, вносимых непосредственно в сам Закон о местном самоуправлении, увеличивалось законодательство субъектов федерации. Это привело к многочисленным проблемам: количественному росту перечня вопросов местного значения и полномочий органов местного самоуправления, далеко им не свойственным, также не решены вопросы разграничения полномочий различных типов муниципальных образований и т.д.

Примером динамической гармонизации законодательства в сфере образования (п. «е» ст. 72 Конституции РФ) является принятие Федерального закона от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее - Закон

об образовании) и все последующие его редакции, включая последнюю от 03.08.2018 г. [27]. Данный акт регулирует все основные сферы образовательной деятельности. Темпоральность Закона об образовании проявляется в том, что он сводит к минимуму противоречия между ранее и позднее принятыми нормативными правовыми актами в сфере образования. Так, ст. 108 «Заключительные положения» Закона об образовании регулирует вопросы преемственности вновь вводимых правовых понятий, например, образовательные программы, реализующиеся в Российской Федерации до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, тождественны в части наименований образовательным программам, предусмотренным настоящим Федеральным законом. Обучающиеся, которые приняты на обучение по образовательным программам, не предусмотренным настоящим Федеральным законом (за исключением основных профессиональных образовательных программ послевузовского медицинского и фармацевтического образования в интернатуре), до дня вступления в силу настоящего Федерального закона считаются принятыми на обучение по образовательным программам, предусмотренным настоящим Федеральным законом. На указанных обучающихся распространяются права и обязанности обучающихся по соответствующим образовательным программам, предусмотренным настоящим Федеральным законом. Кроме того, в целях устранения дальнейших противоречий устанавливаются сроки реализации отдельных образовательных программ, проведения государственной аккредитации.

В целом, в качестве положительных аспектов гармонизации образовательной деятельности на территории Российской Федерации, можно отметить: установление практически идеального соотношения Закона об образовании с Конституцией РФ в части соблюдения принципа равноправия и доступности в получении дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях; определение основных понятий образовательной сферы,правовой аппарат охватывает все ключевые процессы образовательной среды; гармонизация всех правовых документов касающихся получения образования, преподавания, экзаменационных процессов, льгот и привилегий для учащихся и педагогов; содержит положения, предусматривающие дальнейшую интеграцию российского и зарубежного образования.

Гармонизируя свое законодательство в образовательной сфере, большинство субъектов пошло по пути разработки и принятия новых законодательных актов об образовании на базе дей-

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 1 • 2020

ствующего Федерального закона об образовании, например, были приняты новые законы об образовании в Республике Калмыкия [28], Ямало-Ненецком автономном округе [29], Челябинской области [30], Тюменской области [31] и т.д. Другие субъекты ограничились внесением изменений в ранее принятые законы. Так, после принятия Федерального закона об образовании Государственным советом Республики Коми были внесены изменения в Закон Республики Коми от 06.10.2006 г. № 92-РЗ «Об образовании» [32]. Данный акт за последние шесть лет подвергался изменениям более 10 раз. В Ярославской, Липецкой и Вологодской областях отсутствуют системообразующие акты в области образования. Например, образовательное законодательство Вологодской области представлено совокупностью нормативных правовых актов, принятых различными органами государственной власти субъекта Российской Федерации: Закон Вологодской области от 05.06.2013 г. № 3074-ОЗ «О разграничении полномочий в сфере образования между органами государственной власти области» [33], Закон Вологодской области от 17.07.2013 г. № 3141-ОЗ «О среднем профессиональном образовании в Вологодской области» [34], Закон Вологодской области от 17.07.2013 г. № 3140-ОЗ «О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан в целях реализации права на образование» [35] и т.д.

Гармонизация по предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов в п. «о» ст. 72 Конституции РФ в части координации международных и внешнеэкономических связей субъектов Российской Федерации, выполнении международных договоров Российской Федерации осуществляется отдельными законами субъектов Российской Федерации в этой сфере, например: Закон Республики Башкортостан от 08.12.2003 г. № 53-з «О соглашениях органов государственной власти Республики Башкортостан об осуществлении международных и внешнеэкономических связей» [36], Закон Приморского края от 07.11.2017 г. № 196-КЗ «Об отдельных вопросах в сфере приграничного сотрудничества Приморского края и муниципальных образований Приморского края» [37], Закон Орловской области от 10.11.2015 г. № 1865-ОЗ «О системе договоров (соглашений) Орловской области» [38] и т.д.

Анализ данных актов показал, что они дублируют положения федерального законодательства (Федеральный закон от 15.07.1995 г. № 101-ФЗ «О международных договорах Российской Федерации» [39], Федеральный закон от 04.01.1999 г. № 4-ФЗ «О координации международных и внешнеэкономических связей субъектов Российской Федерации» [40]) в части заключения международных

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 1 • 2020

договоров, содержат недостатки понятийного аппарата. Например, Закон Иркутской области от 09.12.2009 г. № 96/62-оз «О договорах и соглашениях, заключаемых от имени Иркутской области» [41], в своем тексте различает два понятия - «договор» и «соглашения». Причем, понятие «договор» относится к договорам, заключенным между Иркутской областью и другими субъектами Российской Федерации, понятие «соглашение» используется при заключении одноименных актов от имени области как субъекта Российской Федерации с субъектами иностранных федеративных государств, административно-территориальными образованиями иностранных государств и т.д. Федеральный законодатель также использует термин «соглашение» в отношении международных и внешнеэкономических связей субъектов Российской Федерации, однако Федеральный закон от 15.07.1995 г. № 101-ФЗ «О международных договорах Российской Федерации» четко дает определение международного договора Российской Федерации как международного соглашения, заключенного Российской Федерацией с иностранным государством (или государствами). Возможно, федеральный законодатель использовал термин «соглашение» для того, чтобы отделить акты субъектов Российской Федерации в этой сфере от международных договоров самой Российской Федерации, однако тем самым создал терминологическую неопределенность.

Кроме того, не ясен правовой статус и юридическая сила таких актов как меморандумы и протоколы, которыми субъекты Федерации активно пользуются при осуществлении своей международной и внешнеэкономической деятельности [42]. Региональное законодательство в этой сфере не содержит правового регулирования.

В целом, эволюция российского законодательства происходит в системе внутренних и внешних взаимосвязей, имеет поступательную динамику взаимодействия нормативно-правовых актов. Исследование показало, что большая заслуга в этом поступательном движении принадлежит федеральным органам государственной власти. Именно они определяют векторы развития законодательства, инициируют принятие новых законов по предметам совместного ведения Российской Федерации и её субъектов, внесение изменений в действующие и т.д. Упорядочение правоотношений в этих сферах должно проводиться в рамках общего процесса совершенствования и гармонизации отечественного законодательства при учете динамики развития правоотношений.

Таким образом, гармонизация законодательства по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федера-

ции осуществляется как по пути открытия и установления содержательного равновесия законов (содержания отдельных норм, институтов, в целом законов), что может быть обозначено статическим уровнем гармонизации, так и по направлению согласования динамики действия законов - динамической гармонизации.

Список литературы:

[1] Закон Иркутской области «Об административной ответственности за воспрепятствование законной деятельности уполномоченного по правам ребенка в Иркутской области» от 17 октября 2011 г. № 89-ОЗ // Ведомости Законодательного собрания Иркутской области. - 2011. - Т. 1. -№ 35; Закон Иркутской области «Об административной ответственности за воспрепятствование законной деятельности Уполномоченного по правам человека в Иркутской области» от 8 июня 2010 г. № 35-ОЗ // Ведомости Законодательного собрания Иркутской области. - 2010. - Т. 1. - № 21; 2011. - Т. 1. - № 35; Закон Иркутской области «Об административной ответственности за воспрепятствование законной деятельности Уполномоченного по защите прав предпринимателей в Иркутской области» от 5 мая 2014 г. № 47-ОЗ // Ведомости Законодательного собрания Иркутской области. - 2014. - Т. 1. - № 9; Закон Иркутской области «Об административной ответственности за неисполнение отдельных мер по защите детей от факторов, негативно влияющих на их физическое, интеллектуальное, психическое, духовное и нравственное развитие, в Иркутской области» от 8 июня 2010 г. № 38-ОЗ // Ведомости Законодательного собрания Иркутской области. - 2010. - Т. 1. -№ 21; Закон Иркутской области «Об административной ответственности за правонарушения, посягающие на порядок осуществления государственной власти и местного самоуправления в Иркутской области » от 9 декабря 2009 г. № 97/63-оз // Ведомости Законодательного собрания Иркутской области. - 2009. - Т. 1. - № 16.

[2] Зактанова А. Конституция - это математика свободы. Глава КС Валерий Зорькин считает, что менять основной Закон нет необходимости / А. Зактанова // Росс. газ. - 2003. - № 3363.

[3] Баранов В.М. Гармонизация законодательства как базовая юридическая конструкция инновационного правового развития государства / В.М. Баранов, М.А. Пшеничнов // Юрид. техника. - 2013. - № 7-2. - С. 71-77.

[4] Баранов В.М., Пшеничнов М.А. Гармонизация законодательства как общеправовой феномен / / В.М. Баранов, М.А. Пшеничнов // Журнал росс. права. - 2009. - № 6. - С. 41-46.

[5] Апелляционное определение Верховного Суда РФ от 15.03.2017 г. № 10-АПГ17-1 // Офици-

альный интернет-портал Верховного Суда РФ. URL: http:// www.vsrf.ru/stor_pdf.php?id=1587996 (дата обращения: 15.08.2019).

[6] Закон Кировской области от 04.12.2007 г. № 200-З0 «Об административной ответственности в Кировской области» (принят постановлением Законодательного Собрания Кировской области от 22.11.2007 г. № 19/349) (вместе с Протоколом об административном правонарушении) // Вятский край.- 2007. - 15 дек.

[7] Закон г. Москвы от 21.03.2007 г. № 8 (ред. от 12.04.2017) «О Перечне земельных участков улично-дорожной сети города Москвы» // Ведомости Московской городской Думы. - 2007. - № 5.

[8] Обзор судебной практики об оспаривании правовых актов Московской городской Думы (2016 г.) // Официальный интернет-портал Московской городской Думы. URL: http://duma.mos.ru/ru/491/ info/obzor-sudebnoy-praktiki/obzor-sudebnoy-praktiki-ob-osparivanii-pravovyih-aktov-moskovskoy-gorodskoy-dumyi-2016-god (дата обращения: 15.08.2019).

[9] Закон Ставропольского края от 02.12.2015 г. № 127-кз «О признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Ставропольского края» // Ставропольская правда. - 2015. - 8 дек.

[10] Постановление Конституционного Суда РФ от 27 марта 2018 г. № 13-П «По делу о проверке конституционности пункта 3 статьи 1 Закона Ставропольского края «О признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Ставропольского края» в связи с жалобой гражданки М.С. Колесниковой» // СЗ РФ. - 2018. -№ 15 (ч. V). - Ст. 2237.

[11] Закон Ставропольского края от 20 июля 2018 г. № 59-кз «О внесении изменений в Закон Ставропольского края «О мерах социальной поддержки многодетных семей»» // Ставропольская правда. 2018. - 25 июля.

[12] Закон Ставропольского края от 25 июля 2018 г. № 62-кз «О внесении изменений в Закон Ставропольского края "О бюджете Ставропольского края на 2018 год и плановый период 2019 и 2020 годов"» // Ставропольская правда. - 2018. -31 июля.

[13] Федеральный закон от 03.07.2016 г. № 357-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон "О Музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации"» // СЗ РФ. -2016. - № 27 (ч. II). - Ст. 4290.

[14] Закон Республики Башкортостан от 22.06.2018 г. № 643-з «О музеях в Республике Башкортостан» (принят Государственным Собранием - Курултаем РБ 22.06.2018 г.) // Ведомости Государственного собрания - Курултая, Главы и

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 1 • 2020

Правительства Республики Башкортостан. - 2018.

- № 21(603). - Ст. 846.

[15] Закон Республики Башкортостан от 29 мая 1998 г. № 161-з «О Музейном фонде Республики Башкортостан и музеях в Республике Башкортостан» // Ведомости Государственного собрания, Президента и Кабинета министров Республики Башкортостан. - 1998. - № 15 (81). - Ст. 913.

[16] Закон Республики Башкортостан от 22.06.2018 г. № 645-з «О внесении изменений в Закон Республики Башкортостан "О культуре"» (принят Государственным Собранием - Курултаем РБ 22.06.2018 г.) // Ведомости Государственного мобрания - Курултая, Главы и Правительства Республики Башкортостан. - 2018. - № 21(603). -Ст. 848.

[17] Закон Республики Крым от 09.01.2018 г. № 453-ЗРК/2018 «О музеях и музейном деле в Республике Крым» (принят Государственным Советом Республики Крым 27.12.2017 г.) // Ведомости Государственного совета Республики Крым.

- 2017. - № 12 (ч. 3).

[18] Закон Республики Бурятия от 25.11.2016 г. № 2098-V «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Республики Бурятия в сфере музейного и библиотечного дела» (принят Народным Хуралом РБ 17.11.2016 г.) // Официальный Интернет-портал Правительства Республики Бурятия. URL: www.egov-buryatia.ru, 28.11.2016 (дата обращения: 15.08.2019).

[19] Закон Московской области от 28.12.2016 г. № 189/2016-ОЗ «О внесении изменений в Закон Московской области "О музеях в Московской области"» (принят постановлением Мособлдумы от 22.12.2016 г. № 18/12-П) // Ежедневные Новости. Подмосковье. - 2017. - 17 янв.

[20] Закон РТ от 11.01.2017 г. № 1-ЗРТ «О внесении изменений в Закон Республики Татарстан "О музеях и музейном деле в Республике Татарстан"» (принят ГС РТ 26.12.2016 г.) // СЗ РТ.

- 2017. - № 4. - Ст. 135.

[21] Федеральный закон от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ (ред. от 03.08.2019 г.) «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 10.08.2018) // СЗ РФ. - 2003. - № 40. - Ст. 3822.

[22] Федеральный закон от 12.10.2005 г. № 129-ФЗ «О внесении изменений в статьи 83 и 85 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"», Федеральный закон «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации в части регулирования межбюджетных отношений» и в ст. 7 Федерального закона «О внесении изменений в части первую и вторую Налого-

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 1 • 2020

вого Кодекса РФ» // СЗ РФ. - 2005. - № 42. - Ст. 4216.

[23] Федеральный закон от 20.08.2004 г. № 120-ФЗ (ред. от 29.11.2014 г.) «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации в части регулирования межбюджетных отношений» // СЗ РФ. - 2004. - № 34. - Ст. 3535.

[24] Федеральный закон от 29 июля 2004 г. № 95-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации о налогах и сборах» // СЗ РФ. - 2004. - № 31. - Ст. 3231; 2005.

- № 30. - Ст. 3112.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

[25] Федеральный закон от 24.11.2008 г. № 207-ФЗ «О мерах по организации местного самоуправления в Республике Ингушетия и Чеченской Республике» // СЗ РФ. - 2008. - № 48. - Ст. 5502.

[26] Пшеничнов М.А. Проявления дисгармонии в российском законотворчестве и пути ее устранения // Вестник Нижегородской академии МВД России. - 2013. - № 22.

[27] Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ (ред. от 03.08.2018 г.) «Об образовании в Российской Федерации» // Официальный интернет-портал правовой информации. URL: http:// www.pravo.gov.ru - 03.08.2018) (дата обращения: 15.08.2019).

[28] Закон Республики Калмыкия от 15 декабря 2014 г. № 94-^З «Об образовании в Республике Калмыкия» (с изм. и доп.) // Хальмг Унн. -2014. - 20 дек.

[29] Закон ЯНАО от 27.06.2013 г. № 55-ЗАО «Об образовании в Ямало-Ненецком автономном округе» (принят Законодательным собранием Ямало-Ненецкого автономного округа 19.06.2013 г.) // Ведомости Законодательного собрания Ямало-Ненецкого автономного округа. - 2013. - № 5-1.

[30] Закон Челябинской области от 29.08.2013 г. № 515-ЗО «Об образовании в Челябинской области» (подписан Губернатором Челябинской области 30.08.2013 г.) // Южноуральская панорама. - 2013. - 31 авг.

[31] Закон Тюменской области от 5 июля 2013 г. № 63 «О регулировании отдельных отношений в сфере образования в Тюменской области»// Вестник Тюменской областной Думы. - 2013.

- № 5.

[32] Закон Республики Коми от 06.10.2006 г. № 92-РЗ «Об образовании» (принят ГС РК 21.09.2006 г.) // Ведомости нормативных актов органов государственной власти Республики Коми. - 2007. - № 2. - Ст. 4695.

[33] Закон Вологодской области от 05.06.2013 г. № 3074-ОЗ «О разграничении полномочий в сфере образования между органами государ-

ственной власти области» (принят Постановлением ЗС Вологодской области от 29.05.2013 г. № 354) // Красный Север. - 2013. - 8 июня.

[34] Закон Вологодской области от 17.07.2013 г. № 3141-ОЗ «О среднем профессиональном образовании в Вологодской области» (принят Постановлением ЗС Вологодской области от 26.06.2013 N 554) (вместе с «Положением о базовой организации государственной профессиональной образовательной организации области») // Красный Север. - 2013. - 20 июля.

[35] Закон Вологодской области от 17 июля 2013 г. № 3140-ОЗ «О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан в целях реализации права на образование» // Красный Север.

- 2013. - 20 июля.

[36] Закон Республики Башкортостан от 08.12.2003 г. № 53-з (ред. от 02.03.2016 г.) «О соглашениях органов государственной власти Республики Башкортостан об осуществлении международных и внешнеэкономических связей» (принят Государственным собранием - Курултаем

- РБ 26.11.2003 г.) // Ведомости Государственного собрания - Курултая, Президента и Правительства Республики Башкортостан. - 2004. - № 4(178).

- Ст. 158.

[37] Закон Приморского края от 7 ноября 2017 г. № 196-КЗ «Об отдельных вопросах в сфере приграничного сотрудничества Приморского края и муниципальных образований Приморского края» // Приморская газета». - 2017. - 8 нояб.

[38] Закон Орловской области от 10.11.2015 г. № 1865-ОЗ «О системе договоров (соглашений) Орловской области» (принят ООСНД 30.10.2015 г.) // Орловская правда. - 2015. - 13 нояб.

[39] Федеральный закон от 15.07.1995 г. № 101-ФЗ (ред. от 12.03.2014 г.) «О международных договорах Российской Федерации» // СЗ РФ. -1995. - № 29. - Ст. 2757.

[40] Федеральный закон от 04.01.1999 г. № 4-ФЗ (ред. от 13.07.2015 г.) «О координации международных и внешнеэкономических связей субъектов Российской Федерации» // СЗ РФ. - 1999. -№ 2. - Ст. 231.

[41] Закон Иркутской области от 09.12.2009 г. № 96/62-оз «О договорах и соглашениях, заключаемых от имени Иркутской области» (принят Постановлением Законодательного собрания Иркутской области от 18.11.2009 г. № 16/9-ЗС) // Ведомости ЗС Иркутской области. - 2009. - № 16

(т. 1).

[42] Меморандум о сотрудничестве между Правительством РТ (Российская Федерация) и Организацией Объединенных Наций по промышленному развитию (ЮНИДО) от 10.12.2009 г. // Официальный интернет-портал Министерства промышленности и торговли Республики Татар-

стан. URL:http://mpt.tatarstan.ru/rus/organizatsiya-obedinnnih-natsiy-po-promishlennomu.htm (дата обращения: 15.08.2019); Протокол о взаимодействии и сотрудничестве между Правительством Республики Татарстан и Правительством Рас Аль Хайма, ОАЭ от 22.01.2008 г. // Официальный интернет-портал Министерства промышленности и торговли Республики Татарстан. URL: http://mpt. tatarstan.ru/rus/obedinennie-arabskie-emirati.htm (дата обращения: 15.08.20).

Spisok literatury:

[1] Zakon Irkutskoj oblasti «Ob administrativnoj otvetstvennosti za vospre-pyatstvovanie zakonnoj deyatel'nosti upolnomochennogo po pravam rebenka v Irkutskoj oblasti» ot 17 oktyabrya 2011 g. № 89-OZ // Vedomosti Zakonodatel'nogo sobraniya Irkut-skoj oblasti. - 2011. - T. 1. - № 35; Zakon Irkutskoj oblasti «Ob administrativnoj ot-vetstvennosti za vosprepyat-stvovanie zakonnoj deyatel'nosti Upolnomochennogo po pra-vam cheloveka v Irkutskoj oblasti» ot 8 iyunya 2010 g. № 35-OZ // Vedomosti Zakonoda-tel'nogo sobraniya Irkutskoj oblasti. - 2010. - T. 1. - № 21; 2011. - T. 1. - № 35; Zakon Irkutskoj oblasti «Ob administrativnoj otvetstvennosti za vosprepyatstvo-vanie za-konnoj deyatel'nosti Upolnomochennogo po zashchite prav predprinimatelej v Irkutskoj oblasti» ot 5 maya 2014 g. № 47-OZ // Vedomosti Zakonodatel'nogo sobraniya Irkutskoj oblasti. - 2014. - T. 1. -№ 9; Zakon Irkutskoj oblasti «Ob administrativnoj otvet-stvennosti za neispolnenie otdel'nyh mer po zashchite detej ot faktorov, negativno vli-yayushchih na ih fizicheskoe, intellektual'noe, psihicheskoe, duhovnoe i nravstvennoe raz-vitie, v Irkutskoj oblasti» ot 8 iyunya 2010 g. № 38-OZ // Vedomosti Zakonodatel'nogo sobraniya Irkutskoj oblasti. - 2010. - T. 1. -№ 21; Zakon Irkutskoj oblasti «Ob admi-nistrativnoj otvetstvennosti za pravonarusheniya, posyagayush-chie na poryadok osushchestvle-niya gosudarstven-noj vlasti i mestnogo samoupravleniya v Irkutskoj oblasti» ot 9 de-kabrya 2009 g. № 97/63-oz // Vedomosti Zakonodatel'nogo sobraniya Irkutskoj oblasti. -2009. - T. 1. - № 16.

[2] Zaktanova A. Konstituciya - eto matematika svobody. Glava KS Valerij Zor'-kin schitaet, chto menyat' osnovnoj Zakon net neobhodimosti / A. Zaktanova // Ross. gaz. - 2003. - № 3363.

[3] Baranov V.M. Garmonizaciya zakonod-atel'stva kak bazovaya yuridicheskaya kon-strukciya innovacionnogo pravovogo razvitiya gosudarstva / V.M. Baranov, M.A. Pshe-nichnov // Yurid. tekhnika. -2013. - № 7-2. - S. 71-77.

[4] Baranov V.M., Pshenichnov M.A. Garmonizaciya zakonodatel'stva kak obshchepra-vovoj fenomen / / V.M. Baranov, M.A. Pshenichnov // Zhur-nal ross. prava. - 2009. - № 6. - S. 41-46.

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 1 • 2020

[5] Apellyacionnoe opredelenie Verhovnogo Suda RF ot 15.03.2017 g. № 10-APG17-1 // Ofi-cial'nyj internet-portal Verhovnogo Suda RF. URL: http:// www.vsrf.ru/stor_pdf.php?id=1587996 (data obrashcheniya: 15.08.2019).

[6] Zakon Kirovskoj oblasti ot 04.12.2007 g. № 200-Z0 «Ob administrativnoj ot-vetstvennosti v Kirovskoj oblasti» (prinyat postanovleniem Zakonod-atel'nogo Sobra-niya Kirovskoj oblasti ot 22.11.2007 g. № 19/349) (vmeste s Protokolom ob adminis-tra-tivnom pravonarushenii) // Vyatskij kraj.- 2007. -15 dek.

[7] Zakon g. Moskvy ot 21.03.2007 g. № 8 (red. ot 12.04.2017) «O Perechne zemel'nyh uchastkov ulichno-dorozhnoj seti goroda Moskvy» // Vedomosti Moskovskoj gorodskoj Dumy. - 2007. - № 5.

[8] Obzor sudebnoj praktiki ob osparivanii pra-vovyh aktov Moskovskoj gorod-skoj Dumy (2016 g.) // Oficial'nyj internet-portal Moskovskoj gorodskoj Dumy. URL: http://duma.mos.ru/ru/491/info/ obzor-sudebnoy-praktiki/obzor-sudebnoy-praktiki-ob-osparivanii-pravovyih-aktov-moskovskoy-go-rodskoy-dumyi-2016-god (data obrashcheniya: 15.08.2019).

[9] Zakon Stavropol'skogo kraya ot 02.12.2015 g. № 127-kz «O priznanii utrativ-shimi silu otdel'nyh polozhenij zakonodatel'nyh aktov Stavropol'skogo kraya» // Stav-ropol'skaya pravda. - 2015. - 8 dek.

[10] Postanovlenie Konstitucionnogo Suda RF ot 27 marta 2018 g. № 13-P «Po delu o proverke kon-stitucionnosti punkta 3 stat'i 1 Zakona Stavropol'skogo kraya «O priznanii utrativshimi silu otdel'nyh polozhenij zakonodatel'nyh aktov Stavropol'-skogo kraya» v svyazi s zhaloboj grazhdanki M.S. Kole-snikovoj» // SZ RF. - 2018. - № 15 (ch. V). - St. 2237.

[11] Zakon Stavropol'skogo kraya ot 20 iyulya 2018 g. № 59-kz «O vnesenii izmene-nij v Zakon Stavropol'skogo kraya «O merah social'noj podder-zhki mnogodetnyh se-mej»» // Stavropol'skaya pravda. 2018. - 25 iyulya.

[12] Zakon Stavropol'skogo kraya ot 25 iyulya 2018 g. № 62-kz «O vnesenii izmene-nij v Zakon Stavropol'skogo kraya "O byudzhete Stavropol'skogo kraya na 2018 god i pla-novyj period 2019 i 2020 godov"» // Stavropol'skaya pravda. - 2018. - 31 iyulya.

[13] Federal'nyj zakon ot 03.07.2016 g. № 357-FZ «O vnesenii izmenenij v Fe-deral'nyj zakon "O Muzejnom fonde Rossijskoj Federacii i muzeyah v Rossijskoj Fe-deracii"» // SZ RF. - 2016. - № 27 (ch. II). - St. 4290.

[14] Zakon Respubliki Bashkortostan ot 22.06.2018 g. № 643-z «O muzeyah v Respub-like Bashkortostan» (prinyat Gosudarstvennym Sobra-niem - Kurultaem RB 22.06.2018 g.) // Vedomosti Gosudarstvennogo sobraniya - Kurultaya, Glavy i

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 1 • 2020

Pravitel'stva Respubliki Bashkortostan. - 2018. - № 21(603). - St. 846.

[15] Zakon Respubliki Bashkortostan ot 29 maya 1998 g. № 161-z «O Muzejnom fon-de Respubliki Bashkortostan i muzeyah v Respublike Bashkortostan» // Vedomosti Gosu-darstvennogo sobraniya, Prezidenta i Kabineta ministrov Respubliki Bashkortostan. - 1998. - № 15 (81). - St. 913.

[16] Zakon Respubliki Bashkortostan ot 22.06.2018 g. № 645-z «O vnesenii izme-nenij v Zakon Respubliki Bashkortostan "O kul'ture"» (prinyat Gosudarstvennym So-braniem - Kurultaem RB 22.06.2018 g.) // Vedomosti Gosudarstvennogo mobraniya - Kurul-taya, Glavy i Pravitel'stva Respubliki Bashkortostan. - 2018. - № 21(603). - St. 848.

[17] Zakon Respubliki Krym ot 09.01.2018 g. № 453-ZRK/2018 «O muzeyah i muzej-nom dele v Respublike Krym» (prinyat Gosudarstvennym Sovetom Respubliki Krym 27.12.2017 g.) // Vedomosti Gosudarstvennogo soveta Respubliki Krym. - 2017. - № 12 (ch. 3).

[18] Zakon Respubliki Buryatiya ot 25.11.2016 g. № 2098-V «O vnesenii izmenenij v otdel'nye zakonodatel'nye akty Respubliki Buryatiya v sfere muzejnogo i bibliotech-nogo dela» (prinyat Narod-nym Huralom RB 17.11.2016 g.) // Oficial'nyj Internet-portal Pravitel'stva Respubliki Buryatiya. URL: www.egov-buryatia.ru, 28.11.2016 (data obrashcheniya: 15.08.2019).

[19] Zakon Moskovskoj oblasti ot 28.12.2016 g. № 189/2016-OZ «O vnesenii izme-nenij v Zakon Moskovskoj oblasti "O muzeyah v Moskovskoj oblasti"» (prinyat posta-novleniem Mosobldumy ot 22.12.2016 g. № 18/12-P) // Ezhednevnye Novosti. Podmosko-v'e. - 2017. - 17 yanv.

[20] Zakon RT ot 11.01.2017 g. № 1-ZRT «O vnesenii izmenenij v Zakon Respubli-ki Tatarstan "O muzeyah i muzejnom dele v Respublike Tatarstan"» (prinyat GS RT 26.12.2016 g.) // SZ RT. - 2017. - № 4. - St. 135.

[21] Federal'nyj zakon ot 06.10.2003 g. № 131-FZ (red. ot 03.08.2019 g.) «Ob ob-shchih principah organizacii mestnogo samoupravleniya v Rossijskoj Federacii» (s izm. i dop., vstup. v silu s 10.08.2018) // SZ RF. - 2003. - № 40. - St. 3822.

[22] Federal'nyj zakon ot 12.10.2005 g. № 129-FZ «O vnesenii izmenenij v sta-t'i 83 i 85 Feder-al'nogo zakona "Ob obshchih principah organizacii mestnogo samo-upravleniya v Rossijskoj Federacii"», Federal'nyj zakon «O vnesenii izmenenij v Byudzhet-nyj kodeks Rossijskoj Federacii v chasti regulirovaniya mezhbyudzhetnyh otno-shenij» i v st. 7 Federal'nogo zakona «O vnesenii izmenenij v chasti pervuyu i vto-ruyu Nalogovogo Kodeksa RF» // SZ RF. - 2005. - № 42. - St. 4216.

[23] Federal'nyj zakon ot 20.08.2004 g. № 120-FZ (red. ot 29.11.2014 g.) «O vnese-nii izmenenij v

Byudzhetnyj kodeks Rossijskoj Federacii v chasti regulirovaniya mezh-byudzhetnyh otnoshenij» // SZ RF. - 2004. - № 34. - St. 3535.

[24] Federal'nyj zakon ot 29 iyulya 2004 g. № 95-FZ «O vnesenii izmenenij v cha-sti pervuyu i vto-ruyu Nalogovogo kodeksa Rossijskoj Federacii i priznanii utrativ-shimi silu nekotoryh zakonodatel'nyh aktov (polozhenij zakonodatel'nyh aktov) Ros-sijskoj Federacii o nalogah i sborah» // SZ RF. - 2004. - № 31. - St. 3231; 2005. - № 30. - St. 3112.

[25] Federal'nyj zakon ot 24.11.2008 g. № 207-FZ «O merah po organizacii mest-nogo samouprav-leniya v Respublike Ingushetiya i Chechenskoj Res-publike» // SZ RF. - 2008. - № 48. - St. 5502.

[26] Pshenichnov M.A. Proyavleniya disgarmo-nii v rossijskom zakonotvorchestve i puti ee ustraneniya // Vestnik Nizhegorodskoj akademii MVD Rossii. - 2013. - № 22.

[27] Federal'nyj zakon ot 29.12.2012 g. № 273-FZ (red. ot 03.08.2018 g.) «Ob obra-zovanii v Rossijskoj Federacii» // Oficial'nyj internet-portal pravovoj informa-cii. URL: http://www.pravo.gov.ru -03.08.2018) (data obrashcheniya: 15.08.2019).

[28] Zakon Respubliki Kalmykiya ot 15 deka-brya 2014 g. № 94-V-Z «Ob obrazovanii v Respublike Kalmykiya» (s izm. i dop.) // Hal'mg Unn. - 2014. - 20 dek.

[29] Zakon YaNAO ot 27.06.2013 g. № 55-ZAO «Ob obrazovanii v Yamalo-Neneckom avtonomnom okruge» (prinyat Zakonodatel'nym sobraniem Yama-lo-Neneckogo avtonomnogo okruga 19.06.2013 g.) // Vedomosti Zakonodatel'nogo sobraniya Yamalo-Ne-neckogo avto-nomnogo okruga. - 2013. - № 5-1.

[30] Zakon Chelyabinskoj oblasti ot 29.08.2013 g. № 515-ZO «Ob obrazovanii v Che-lyabinskoj oblasti» (podpisan Gubernatorom Chelyabinskoj oblasti 30.08.2013 g.) // Yuzh-noural'skaya panorama. - 2013. - 31 avg.

[31] Zakon Tyumenskoj oblasti ot 5 iyulya 2013 g. № 63 «O regulirovanii otdel'-nyh otnoshenij v sfere obrazovaniya v Tyumenskoj oblasti»// Vestnik Tyumenskoj ob-lastnoj Dumy. - 2013. - № 5.

[32] Zakon Respubliki Komi ot 06.10.2006 g. № 92-RZ «Ob obrazovanii» (prinyat GS RK 21.09.2006 g.) // Vedomosti normativnyh aktov organov gosu-darstvennoj vlasti Respubliki Komi. - 2007. - № 2. -St. 4695.

[33] Zakon Vologodskoj oblasti ot 05.06.2013 g. № 3074-OZ «O razgranichenii polnomochij v sfere obrazovaniya mezhdu organami gosudarstvennoj vlasti oblasti» (prinyat Postanovleniem ZS Vologodskoj oblasti ot 29.05.2013 g. № 354) // Krasnyj Se-ver. - 2013. - 8 iyunya.

[34] Zakon Vologodskoj oblasti ot 17.07.2013 g. № 3141-OZ «O srednem professi-onal'nom obrazovanii v Vologodskoj oblasti» (prinyat Postanovle-

niem ZS Vologodskoj oblasti ot 26.06.2013 N 554) (vmeste s «Polozheniem o bazovoj organizacii gosu-dar-stvennoj professional'noj obrazovatel'noj organizacii oblasti») // Krasnyj Sever. - 2013. - 20 iyulya.

[35] Zakon Vologodskoj oblasti ot 17 iyulya 2013 g. № 3140-0Z «O merah social'-noj podderzhki otdel'nyh kategorij grazhdan v celyah realizacii prava na obrazovanie» // Krasnyj Sever. - 2013. - 20 iyulya.

[36] Zakon Respubliki Bashkortostan ot 08.12.2003 g. № 53-z (red. ot 02.03.2016 g.) «O soglasheniyah organov gosudarstvennoj vlasti Respubliki Bashkortostan ob osu-shchestvlenii mezhdun-arodnyh i vneshneekonomicheskih svyazej» (prinyat Gosudarstvennym sobraniem - Kurultaem - RB 26.11.2003 g.) // Vedomosti Gosudarstvennogo sobraniya - Ku-rultaya, Prezidenta i Pravitel'stva Respubliki Bashkortostan. - 2004. - № 4(178). - St. 158.

[37] Zakon Primorskogo kraya ot 7 noyabrya 2017 g. № 196-KZ «Ob otdel'nyh vopro-sah v sfere prigranichnogo sotrudnichestva Primorskogo kraya i municipal'nyh obrazo-vanij Primorskogo kraya» // Pri-morskaya gazeta». - 2017. - 8 noyab.

[38] Zakon Orlovskoj oblasti ot 10.11.2015 g. № 1865-OZ «O sisteme dogovorov (soglashenij) Orlovskoj oblasti» (prinyat OOSND 30.10.2015 g.) // Orlovskaya pravda. - 2015. - 13 noyab.

[39] Federal'nyj zakon ot 15.07.1995 g. № 101-FZ (red. ot 12.03.2014 g.) «O mezh-dunarodnyh dogovorah Rossijskoj Federacii» // SZ RF. - 1995. -№ 29. - St. 2757.

[40] Federal'nyj zakon ot 04.01.1999 g. № 4-FZ (red. ot 13.07.2015 g.) «O koordi-nacii mezhdunarod-nyh i vneshneekonomicheskih svyazej sub"ektov Rossijskoj Federa-cii» // SZ RF. - 1999. - № 2. - St. 231.

[41] Zakon Irkutskoj oblasti ot 09.12.2009 g. № 96/62-oz «O dogovorah i soglashe-niyah, zakly-uchaemyh ot imeni Irkutskoj oblasti» (prinyat Postanovleniem Zakonoda-tel'nogo sobraniya Irkutskoj oblasti ot 18.11.2009 g. № 16/9-ZS) // Vedomosti ZS Irkut-skoj oblasti. - 2009. - № 16 (t. 1).

[42] Memorandum o sotrudnichestve mezhdu Pravitel'stvom RT (Rossijskaya Fede-raciya) i Organ-izaciej Ob"edinennyh Nacij po promyshlennomu raz-vitiyu (YuNIDO) ot 10.12.2009 g. // Oficial'nyj internet-portal Ministerstva promyshlennosti i tor-govli Respubliki Tatarstan. URL:http://mpt.tatarstan.ru/rus/ organizatsiya-obedinnnih-natsiy-po-promishlen-nomu.htm (data obrashcheniya: 15.08.2019); Pro-tokol o vzaimodejstvii i so-trudnichestve mezhdu Pravitel'stvom Respubliki Tatarstan i Pravitel'stvom Ras Al' Hajma, OAE ot 22.01.2008 g. // Oficial'nyj internet-portal Ministerstva promysh-lennosti i tor-govli Respubliki Tatarstan. URL: http://mpt.tatarstan. ru/rus/obedinennie-arabskie-emirati.htm (data obrashcheniya: 15.08.20).

er3—

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 1 • 2020

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.