УДК 338.246.027:332.146.2(1-22)
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ СЕЛЬСКИХ ТЕРРИТОРИЙ
Колесников А.В.*, доктор экономических наук, проректор по научной работе Акупиян О.С., кандидат экономических наук Белгородская государственная сельскохозяйственная академия имени В.Я. Горина, Белгород, Россия
Корнева М.А., старший экономист ОАО «Россельхозбанк», Белгород, Россия
Стеблева Н.А., начальник отдела государственной службы и кадров Управление Россельхознадзора по Белгородской области, Белгород, Россия
*E-mail: kolesnikov [email protected]
АННОТАЦИЯ
В статье изложены проблемы устойчивого развития сельских территорий, приведены конкретные примеры успешности развития социальной сферы села в Белгородской области. Установлено, что на развитие сельских территорий непосредственное влияние оказывают региональные программы развития, направленные на сокращение безработицы, формирование солидарного общества, развитие индивидуального жилищного строительства, поддержку молодых специалистов на селе, поддержку молодых специалистов бюджетных организаций, решение демографических проблем. В исследовании изложены аналитические материалы мониторинга ФЦП «Социальное развитие села», свидетельствующие о недостаточной, перманентной федеральной поддержке развития сельских территорий. Выявлено, что значительный объем средств на развитие сельских территорий финансируется за счет внебюджетных источников. Это обстоятельство является негативным, так как у сельскохозяйственных организаций и агрохолдингов недостаточно средств для расширенного воспроизводства, не говоря о развитии сельских территорий. Такого рода дисбаланс необходимо решать с учетом выделения дополнительного финансирования по ФЦП «Устойчивое развитие сельских территорий», с учетом требований ВТО, складывающихся реалий развития агропромышленного производства. Безусловно, в настоящее время холдинги уделяют определенное внимание развитию сельских территорий. Имеют место постройки целых рабочих поселков для работников и специалистов холдингов. Однако до настоящего времени такая практика носит скорее единичный характер и тормозится отсутствием достаточных финансовых ресурсов и незначительностью федеральной поддержки. И это при том, что федеральных налогов поступает из села в 23 раза больше, чем расходуется на его развитие. Несмотря на имеющиеся макроэкономические проблемы, в Белгородской области активными темпами продолжается индивидуальное жилищное строительство, строительство объектов социальной и инженерной инфраструктуры, создаются новые рабочие места на селе, что способствует активному социально-экономическому развитию региона.
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА
Развитие сельских территорий, государственная поддержка, жилищное строительство, инфраструктура, источники финансирования.
Как известно, определяющим в обеспечении экономического роста в аграрном секторе на среднесрочную и долгосрочную перспективу должно стать социальное развитие, повышение качества жизни сельского населения.
Здесь одной из важнейших целевых программ является ФЦП «Социальное развитие села» и «Устойчивое развитие сельских территорий», которая призвана способствовать созданию комфортных условий для жизни на селе[1,6,8,9].
Таблица 1 - Государственная поддержка устойчивого развития сельских территорий
(федеральный бюджет)
Показатели Годы Всего за 20082013 г.г. 2013г. в % к 2008 г.
2008 2009 2010 2011 2012 2013
ФЦП «Социальное развитие села», всего, тыс. руб. 1817283 910900 1866250 418267 560907 436114 6009721 24,0
в т.ч. федеральный бюджет 230795 118417 149300 100384 108255 49717 756868 21,5
региональный бюджет 714192 291488 733436 121715 184538 87659 2133028 12,3
внебюджетные источники 872296 500995 983514 196168 268114 298738 3119825 34,2
Наличие жилищного фонда в сельской местности, тыс. кв. метров - всего 14093 14381 14766 15172 15777 16245 90434 111,9
в том числе на одного сельского жителя, кв. метров 27,5 28,1 28,5 29,4 30,6 31,7 175,8 111,3
Ввод жилья в сельской местности, тыс. кв. метров 383,2 418,2 419,4 494,0 565,8 618,5 2899,1 147,7
Средняя стоимость строительства 1 кв. метра жилья общей жилой площади жилых домов в сельской местности, рублей 30247 34286 30445 29507 27570 29720 181775 91,1
Рыночная стоимость 1 кв. метра жилья на вторичном рынке жилья в сельской местности, рублей* 9520 10855 12352 13069 19705 21500 87001 207,0
Субсидии на строительство (приобретение) жилья для молодых семей и молодых специалистов на селе, млн. рублей* 162,0 84,1 60,0 53,7 62,3 62,3 484,4 38,5
Количество молодых семей и молодых специалистов, получивших субсидии, единиц 11 604 301 201 162 173 99 1540 28,6
Приобретение жилья на вторичном рынке для нужд молодых семей и молодых специалистов на селе, кв.метров* 15165 9920 3192 1553 497,5 269 30596,5 3,3
* По данным департамента АПК Белгородской области.
В Белгородской области, отчасти именно благодаря этой программе, ежегодно увеличивается ввод жилья в эксплуатацию в сельской местности. И это при том, что финансирование программы нестабильно, и за последние 4 года ее финансирование уменьшилось почти в 4 раза. Положительным фактом является сдерживание темпов роста стоимости строительства 1 кв. метра жилья в сельской местности. Это достигается благодаря созданию в области инфраструктур, поддерживающих сельское
строительство, а также финансированию создаваемой инженерной инфраструктуры за счет средств регионального бюджета. Благодаря государственной поддержке было введено в эксплуатацию около 3 млн. кв. метров общей жилой площади в сельской местности. Обеспеченность жилищным фондом в расчете на 1 сельского жителя увеличилась с 27,5 кв.м. в 2008 году до 31,7 в 2013 году (таблица 1). На 1 кв. метр приходится 349,41 руб. субсидий, а в расчете на молодую семью или молодого специалиста в среднем - 472314 руб. субсидий, что сопоставимо с бесплатным предоставлением 15 кв. метров жилья на первичном рынке.
Безусловно, такая сумма господдержки незначительна для активного жилищного строительства. И в этой связи данное направление необходимо поддерживать в перспективе более глобальными средствами [10,11].
Несмотря на то, что в области созданы все условия для активного жилищного строительства, значительную долю жилья молодые семьи и специалисты приобретают на вторичном рынке. Как нам видится, это связано со следующими условиями: наличие «сиюминутного» жилья и нежелание заниматься новостройкой, что занимает массу времени и сил. И вторая причина - как правило, более дешевая цена жилья на вторичном рынке.
Важным аспектом в процессе определения показателей социальной эффективности является определение соотношения и реальности источников финансирования.
За девять лет (2006-2014 г.г.) объем государственной поддержки, направленной на развитие сельских территорий в Белгородской области, из всех источников составил более 6 млрд. руб. Фактически удельный вес федерального бюджета в общем объеме выделенных за 2014 г.г. средств государственной поддержки развития сельских территорий составил 11,4% вместо 19,4%, бюджета субъекта РФ 20,1% вместо 49,6%, внебюджетных источников 68,5% вместо 31%. Негативным является тот факт, что ежегодно, начиная с 2007 года, уменьшается доля фактически выделенных средств из федерального бюджета по сравнению с запланированными объемами (за исключением 2011 года), аналогичная ситуация наблюдается и по финансированию ФЦП из бюджета субъекта РФ (таблица 2).
Противоположная ситуация наблюдается с финансированием из внебюджетных источников. За 5 лет реализации программы на 1 рубль федеральных средств было привлечено 2,81 руб. из бюджета региона и 4,12 руб. из внебюджетных источников. По нашему мнению, это негативный аспект, так как программа федеральная, и значительная часть средств должна быть выделена из федерального бюджета. В настоящее время большинство бюджетов субъектов РФ является дефицитными, а низкая рентабельность сельскохозяйственных организаций или их убыточность не позволяет им вкладывать значительные инвестиции с социальную сферу. В 2013 году рентабельность растениеводства без субсидий составила 36,8%, животноводства -13,1% [2,5].
Таблица 2 - Структура источников финансирования ФЦП «Социальное развитие села до 2012 года» в Белгородской области, %
Годы Всего В том числе за счет:
Федерального бюджета Бюджетов субъекта РФ Местных бюджетов Внебюджетных источников
план факт план факт план факт план факт
2006 100 5,3 3,6 41,2 24,7 - - 53,4 71,7
2007 100 15,2 13,3 54,3 47,0 - - 30,5 39,7
2008 100 14,6 12,7 44,8 39,3 - - 40,6 48,1
2009 100 32,7 13,0 45,3 32,0 - 1,9 22,0 53,2
2010 100 8,0 8,0 39,2 39,3 3,3 3,1 49,5 49,6
2011 100 21,2 24,0 33,8 29,1 - - 45,0 46,9
2012 100 21,8 19,3 37,2 32,9 - - 41,0 47,7
2013 100 19,3 11,4 49,6 20,1 - 31,0 68,5
257437 49717 49717 127800 88020 - - 79920 299729
Немаловажным аспектом реализации программ устойчивого развития сельских территорий является соотношение уплаченных налогов и фактическое финансирование мероприятий в рамках данной программы. Так, если предположить, что источником финансирования будут являться налоги, уплачиваемые жителями сельской местности, а это НДФЛ и налог с владельцев транспортных средств, то можно посчитать, какую долю расходов должно взять на себя государство, помимо уплаченных жителями села налогов. Так, например, в Белгородской области в 2006 году было начислено более 480 млн. руб. подоходного налога, а из регионального бюджета профинансировано более 823 млн. руб., а в 2012 году уплачено НДФЛ около 2 млрд. руб., а профинансировано мероприятий по ФЦП «Социальное развитие села до 2012 года» более 200 млн. руб. (таблица 3). На практике сложилась ситуация, когда региональный бюджет на социальное развитие сельских территорий выделял средств больше, чем поступало в региональный бюджет по НДФЛ.
Однако тенденция по данному показателю такова, что ежегодно увеличивается объем средств, поступающих в региональный бюджет в форме только НДФЛ, не говоря о других законодательно установленных налогах и сборах, а выделяется на финансирование сельских территорий меньше. В 2013 году меньше в 23 раза! Безусловно, причиной такого рода дисбаланса являются ряд региональных финансовых проблем. И в этой связи следует понимать, что при решении проблем устойчивого развития сельских территорий создаются комфортные условия для проживания на селе, формируются дополнительные рабочие места, инновационные рабочие места, а условия труда и быта приближаются к городским, увеличиваются база по налогам, поступления в бюджет.
Таблица 3 - Соотношение источников финансирования ФЦП «Социальное развитие села до 2012 года» и начисленного налога на доходы физических лиц
Показатели Годы
2006 2007 2008 2009 2010 2011 2012 2013
Начислено НДФЛ, тыс. руб. всего 484464 672233 974404 1151653 1362523 1543966 1955545 2056196
Фактически профинансировано, тыс. руб. всего 3328876,9 1480907,4 2141722,8 1317914,5 1855584,8 418989 292713 137737
в т.ч. за счет федерального бюджета 118800 196581 277509 171008 149300 100384 108255 49717
за счет регионального бюджета 823183,7 696416,4 840906,3 421640,6 728615,1 122105 184458 88020
Соотношение начислено НДФЛ в региональный бюджет / профинансировано из регионального бюджета, % 58,9 96,5 115,9 273,1 187,0 1264,5 1060,2 2336,1
Несмотря на то, что финансирование ФЦП «Социальное развитие сельских территорий» и «Устойчивое развитие сельских территорий» является дефицитным, в Белгородской области реализуется целый перечень программ по развитию именно сельских территорий, повышению качества жизни, содействию занятости населения и многие другие (таблица 4). Одним из инструментов, направленных на развитие сельских территорий, является национальный проект «Доступное и комфортное жилье - гражданам России», основными целями данного проекта являются устойчивый рост
объемов ввода жилья, повышение его доступности и создание условий для обеспечения жильем граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий [4,7].
Таблица 4 - Программы, реализуемые в Белгородской области по развитию территорий и
консолидированного общества
п/п Название программы Цели Задачи
1 Государственная программа «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами жителей Белгородской области на 2014-2020 годы Белгородской области Подпрограмма «Стимулирование развития жилищного строительства» (Утверждена постановлением Правительства Белгородской области № 441 -пп от 28.10.2013 г.; в ред. постановлений Правительства Белгородской области от 24.03.2014 № 101-пп, от 19.05.2014 № 195-пп, от 15.07.2014 №247-пп) Целью государственной подпрограммы является повышение уровня доступности и качества жилья для населения. создание условий для развития массового строительства жилья, в том числе жилья экономического класса; содействие внедрению в жилищное строительство технологий и материалов, обеспечивающих энергоэффективную эксплуатацию; выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным и региональным законодательством; обеспечение ликвидации аварийного и ветхого жилья и переселение граждан; создание необходимой инженерной инфраструктуры в микрорайонах массовой застройки; обеспечение развития ипотечного жилищного кредитования для граждан.
2 Государственная программа Белгородской области «Содействие занятости населения Белгородской области на 2014-2020 годы» (утверждена Постановлением правительства Белгородской области от 16.12.2013 г. № 527-пп «Об утверждении государственной Программы «Содействие занятости населения Белгородской области на 2014-2020 годы»; в ред. постановлений Правительства Белгородской области от 21.07.2014 № 269-пп, от 21.07.2014 №274-пп) Основной целью программы является создание условий для развития эффективного рынка труда, снижение уровня безработицы и социальная поддержка безработных граждан. содействие занятости населения Белгородской области; улучшение условий и охраны труда; обеспечение исполнения государственных функций управления по труду и занятости населения Белгородской области.
3 Областная комплексная программа улучшения демографической ситуации в Белгородской области (утверждена Постановлением правительства Белгородской области от 27.02.2006г. № 44-пп «О демографической ситуации в области и мерах по ее улучшению»; в ред. постановлений Правительства Белгородской области от 16.03.2009 № 84-пп, от 04.05.2010 № 172-пп, от 23.10.2010 №354-пп, от 14.01.2013 № 11-пп) Цель программы: стабилизация темпов убыли населения и создание условий для дальнейшего улучшения демографической ситуации в Белгородской области. повышение рождаемости; снижение смертности населения, в том числе трудоспособного возраста, от управляемых причин; увеличение ожидаемой продолжительности жизни населения; восстановление социальной ценности семьи и брака; развитие форм поддержки семьи, материнства и детства
4 Программа улучшения качества жизни населения Белгородской области (утверждена Законом Белгородской области от 2 апреля 2003 года № 74 «Об утверждении программы улучшения качества жизни населения Белгородской области») Цель программы -формирование организационно -управленческого механизма, обеспечивающего достижение для населения Белгородской области достойного человека качества жизни и его постоянное улучшение в долгосрочной перспективе. увеличение продолжительности жизни, минимизация всех видов угроз ее безопасности; формирование благоприятных условий для самореализации человека в профессиональной и социальной сферах, осуществление целевых поддерживающих и стимулирующих программ социально -экономического развития; создание условий для духовного благополучия и здоровья человека, утверждение в обществе норм нравственности и морали.
В частности, по направлению «Повышение доступности жилья» за последние 5 лет уменьшилось количество молодых семей, нуждающихся в жилье. Так, если в 2009 году количество молодых семей, нуждающихся в жилье, составляло 4,3 тыс., то в 2013 уже 2,9 тыс. семей (рис. 1). В значительной степени уменьшение количества не нуждающихся в жилье молодых семей объясняется реализацией в регионе программ
ипотечного кредитования, региональных программ поддержки молодых семей и молодых специалистов, молодых ученых.
6000
4845
14024 3918
I I I
2010 2011 2012 2013
Рисунок 1 - Количество молодых семей, нуждающихся в жилье
На рынке ипотечного кредитования работают такие операторы, как Сбербанк, ВТБ, Россельхозбанк, Белгородсоцбанк, Северинвестбанк и многие другие, которые ежегодно выдают ипотечные кредиты на сумму более 220 млрд. руб. (таблица 5). Безусловно, это неплохая практика, однако есть в этом направлении проблемы.
Так, например, индекс потребительских цен увеличивается гораздо динамичнее нежели реальные доходы населения, и в этом плане очевидно, что государству необходимо предпринять регулятивные меры, связанные со снижением динамики роста потребительских цен, роста стоимости 1 кв. метра жилья. В противном случае востребованность ипотечных кредитов существенно уменьшится, менее эффективно будет осуществляться обеспечение молодых семей жильем.
Следует отметить, что на сегодняшний день в целом обеспеченность населения жильем составляет 27,4 кв. м., из них сельского 31,7 кв.м., что говорит об ориентации в Белгородской области именно на сельское индивидуальное жилищное строительство. Несмотря на обилие ипотечных программ, значительная часть жилья строится за счет собственных средств - 75-83% (табл. 6). Немаловажным преимуществом индивидуального жилищного строительства в Белгородской области является создание условий для компактной, экологичной и комфортной застройки. Для обеспечения этого преимущества регион берет на себя следующие функции: организует выделение земельных участков; компенсирует часть затрат, связанных с формированием инженерной инфраструктуры; по мере ввода в эксплуатацию индивидуальной застройки осуществляет строительство объектов социальной инфраструктуры.
Вышеназванные меры способствуют обеспечению динамичного роста количества семей, построивших себе жилье как за счет собственных средств, так и за счет льготных (если не сказать бесплатных) кредитных ресурсов [3].
Только за последние 11 лет количество таких семей составило более 6 тыс. Такие темпы роста достигнуты за счет функционирования не только федеральных программ, но и региональных организаций, содействующих строительству и благоустройству в сельской местности. В частности, 29 декабря 1993 года постановлением Главы администрации Белгородской области был создан областной фонд поддержки индивидуального жилищного строительства. Концепция создания фонда предусматривала концентрацию и эффективное использование финансовых (материальных) ресурсов, предоставляемых населению с целевым назначением - на индивидуальное жилищное строительство, либо развитие подворья на льготных условиях.
Таблица 5 - Основные показатели ипотечного кредитования в Белгородской области
Показатели Годы
2009 2010 2011 2012 2013
Кредиты, предоставленные заемщикам Белгородской области кредитными организациями РФ (по данным Отделения по Белгородской области Главного управления Банка России по ЦФО), млн. рублей 163969 213053 220798 271078 256091
в том числе:
населению 12563 22862 41186 61356 77625
из них ипотечные жилищные кредиты 649 1730 4502 6986 9212
Количество кредитных организаций, зарегистрированных на территории области, единиц (ОАО «Северинвестбанк», ЗАО УКБ «Белгородсоцбанк», ЗАО «Вэлтон Банк», ООО «Осколбанк») 5 5 5 5 4
Кредиты, предоставленные кредитными организациями, зарегистрированными в Белгородской области (по данным Отделения по Белгородской области Главного управления Банка России по ЦФО), млн. рублей 7700 11340 11594 12259 9213
в том числе:
населению 201 557 858 1519 394
из них ипотечные жилищные кредиты 21 78 224 374 66
Средние цены 1 кв. метра общей площади жилых помещений разных типов на рынке жилья (на конец периода)- рублей
первичный рынок 41572 39340 40383 48877 52931
вторичный рынок 36821 35071 32899 41004 49433
Индекс потребительских цен (декабрь к декабрю предыдущего года), процентов 108,9 109,0 105,5 106,2 106,2
Среднедушевые денежные доходы населения (в месяц), рублей 14146,7 16992,8 18799,7 21659,5 23521,7
Реальные денежные доходы на душу населения (в процентах к предыдущему году) 99,5 112,0 102,2 111,0 101,3
Жителям области, желающим построить собственный дом, минипекарню, животноводческую ферму или обустроить свое подворье и т.д., предоставлялась реальная возможность получить материальную и финансовую помощь в форме займа под минимальный процент с рассрочкой платежей на 10 - 15 лет. При этом возврат заемных средств сельские жители могли осуществлять произведенной (выращенной) на личном подворье сельхозпродукцией, что в тот период явилось определяющим условием. Через областной бюджет и другие источники было обеспечено выделение денежных и материальных ресурсов на выдачу займов.
С наращиванием возможностей фонда при ощутимой финансовой поддержке из бюджета области и других источников из года в год росли объемы выдачи займов. В микрорайонах массовой застройки областному фонду было поручено строительство сетей водопровода и электроснабжения.
Активная реализация программы строительства инженерных сетей позволила обеспечить планомерную застройку и ввод индивидуального жилья, сохранить перспективу развития индивидуального жилищного строительства на последующие годы.
В 1996 году в области создан кооператив «Свой дом», который является оператором реализации федеральной целевой программы «Социальное развитие села до 2012 года» и «Устойчивое развитие сельских территорий» в части получения молодыми семьями и молодыми специалистами, проживающими в сельской местности, субсидий из областного бюджета.
Весьма интересными в плоскости рассматриваемой проблемы являются данные мониторинга Госпрограммы. И хотя мониторинг проводился только в 2008-2013 годах, все же определенные тенденции и настроения в реализации программ, направленных на социальное развитие сельских территорий, уже имеются.
Таблица 6 - Увеличение объемов жилищного строительства и модернизация объектов коммунальной инфраструктуры в Белгородской области
Показатели Годы
2009 2010 2011 2012 2013
Обеспеченность населения жильем
В среднем на одного жителя, кв. метров общей площади 25,0 25,7 26,3 27,0 27,4
Введено в действие жилых домов тыс. кв. метров общей площади - всего 1097,3 1100,4 1148,2 1215,2 1294,6
в том числе:
жилые дома, построенные населением за счет собственных и заемных средств 758,5 853,3 961,5 995,8 980,6
Удельный вес жилых домов, построенных населением за счет собственных и заемных средств, в общем объеме введенного жилья, в процентах 69,1 77,5 83,7 81,9 75,7
Из общего объема жилые здания, построенные за счет бюджетных средств - тыс. кв. метров общей площади 43,5 32,1 13,7 20,8 20,5
в том числе за счет средств:
федерального бюджета 28,9 14,4 5,3 10,6 15,1
областного и местных бюджетов 14,6 17,6 8,4 10,1 5,4
Средняя фактическая стоимость строительства 1 кв. метра общей площади жилых домов - рублей 31935 32001 32505 33376 37259
Ввод в действие объектов коммунального хозяйства:
газовые сети, км 53,2 183,0 239,3 233,1 202,7
водопроводные сети, км 246,4 73,1 77,7 92,9 71,5
канализационные сети, км 22,7 16,5 10,9 4,8 9,3
тепловые сети, км - 4,0 - - -
По данным мониторинга 2013 года жилищные условия респондентов следующие: проживают в отдельном доме 72%, в общежитии 7%, в отдельной квартире 21%. У 68% опрошенных жилье находится в собственности. Таким образом, 32 % опрошенных молодых людей не имеют собственного жилья. Это подчеркивает актуальность данного вида государственной поддержки. Респонденты характеризуются как молодые семьи и молодые специалисты, материальное положение которых оценивается как «Хватает на еду и одежду», строящие жилье в сельской местности (таблица 7).
Таблица 7 - Жилищные условия и материальное положение респондента
По данным мониторинга
Показатели 2008 2009 2011 2013
года года года года
Жилищные условия, %
В отдельном доме 78 61 89 72
В части дома 10 11 - -
В отдельной квартире 8 7 10 21
В коммунальной квартире 2 4 - -
В общежитии, гостинице 2 18 1 7
Как Вы оцениваете материальное положение Вашей семьи?, %
Средств не хватает даже на еду 2 - - 1
Хватает только на еду 12 7 6 23
Хватает на еду и одежду 48 71 71 46
Хватает и на основные товары длительного пользования (кроме автомобиля) 32 18 22 22
Затрудняюсь ответить 6 4 1 8
По данным мониторинга 2013 года о возможности улучшить свои жилищные условия респонденты узнали в основном от местной администрации. На вопрос «Какой возможностью Госпрограммы по улучшению жилищных условий Вы воспользовались?» ответы распределились следующим образом: приобрел готовую квартиру (дом) -27%; взял ипотечный кредит на строительство (покупку) жилого дома и буду погашать часть кредита за счет социальной выплаты -16%; построил (строю) дом - 4%; другое -52%.
Таблица 8 - Участие в Госпрограмме
Показатели По данным мониторинга
2008 года 2009 года 2011 года 2013 года
Какой возможностью Госпрограммы по улучшению жилищных условий Вы воспользовались?, %
Приобрел готовую квартиру (дом) 16 18 11 27
Построил (строю) дом 45 78 2 4
Взял ипотечный кредит на строительство (покупку) жилого дома и буду погашать часть кредита за счет социальной выплаты 14 4 33 16
Заключил договор с работодателем с условием приобретения квартиры в строящемся многоквартирном доме 7 - - 1
Другое 7 - 54 52
Сколько общей площади приходится на 1 члена вашего домохозяйства? , кв. м. 21,81 30,64 31,28 32,45
По сравнению с предыдущим мониторингом, молодые семьи и молодые специалисты увеличили обеспеченность жилой площадью с 31,28 до 32,45 кв.м. (таблица 8).
Следует сказать, что даже из приведенного анализа видно, что в Белгородской области много делается по социальному развитию территорий. Строится жилье в сельской местности, предпочтение отдано индивидуальному, не приостановлено строительство школ и дошкольных учреждений, учреждений здравоохранения, культуры.
Строятся современные спортивно-оздоровительные комплексы, стадионы. Почти полностью газифицированы все села. Благоустраиваются населенные пункты. Основная цель правительства Белгородской области в области социальной сферы на ближайшие годы - возрождение и развитие села на основе повышения уровня доходов и качества жизни сельских жителей.
БИБЛИОГРАФИЯ
1. Акупиян, О. С. Разработать теоретические основы социальной политики на селе и повышения уровня жизни сельского населения / А. С. Миндрин, В. А. Богдановский, С. В. Дульзон, А. И. Папкович, Н. Г. Тарасов, М. М. Скальная, Д. Е. Бурыкин, М. А. Липатов, С. Д. Харрасова, О. С. Акупиян // отчет о НИР № 25 от 01.01.2009 (Российская академия сельскохозяйственных наук). - М.: ГНУ ВНИОПТУСХ, 2010. -30 с.
2. Акупиян, О. С. Роль социально-трудовой сферы села в развитии сельских территорий: 08.00.05 «Экономика и управление народным хозяйством» : автореф. дис. на соиск. учен. степ. канд. экон. наук / О. С. Акупиян; ВНИИ организации производства, труда и управления в сельском хозяйстве. - М., 2012.
3. Белокопытов, А. Демографический фактор формирования аграрного кадрового потенциала /А. Колесников, А. Белокопытов // Международный сельскохозяйственный журнал. - 2009. - № 4. - С. 19-20.
4. Дукмас, А. Н. Концепция устойчивого развития сельских территорий и приоритеты в ее реализации / А. Н. Дукмас, О. С. Акупиян // Экономика сельского хозяйства России. - 2010. - № 3. - С. 63-71.
5. Колесников, А. Интеграционные процессы в АПК Белгородской области / А. Колесников // АПК: Экономика, управление. - 2008. - № 6. - С. 36-38.
6. Турьянский, А. В. Состояние социально-трудовой сферы села и предложения по ее регулированию / А. В. Турьянский, Л. В. Бондаренко, Л. В. Мигачева, Л. Н. Микляева, Л. М. Ильинец, Е. С. Крашакова, С. В. Макарычев, В. А. Кундиус, Е. Ю. Домникова, С. Н. Лаврентьев, Р. Р. Салахутдинова, С. А. Ларцева, А. В. Турьянский, Т. И. Наседкина, О. С., Акупиян, А. П. Попов, М. Б. Туманова, Б. Б., Бадмаев, О. В. Маханова, А. С. Овчинников, С. А. Попова. [и др.] // отчет о НИР № протокол № 41
от 06.12.2013 (Министерство сельского хозяйства РФ). - М.:ВНИИЭСХ, 2009. -139с.
7. Турьянский, А. В. Об опыте жизнеобеспечения сельского населения Белгородской области / А. В. Турьянский // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. - 2013. - № 1. - С. 43-45.
8. Ушачев, И. Г. Меры по обеспечению конкурентоспособности сельского хозяйства в условиях присоединения России к ВТО / И. Г. Ушачев // АПК: экономика, управление. - 2012. - № 9. - С. 9-13.
9. Ушачев, И. Г. Выступление директора Института экономики сельского хозяйства И. Г. Ушачева на выездном заседании аграрной секции Московского экономического форума 26 ноября 2013 года в г. Белгороде / И. Г. Ушачев // Белгородский агромир.
- 2013. - № 7 - С.12-15.
10. Фирсова, Е. Роль государства в регулировании сельскохозяйственного производства США / Е. Фирсова // Международный сельскохозяйственный журнал. -1994. - № 2. - С. 27.
11. Фирсова, Е. А. Государственное регулирование и поддержка сельскохозяйственного производства региона в современных условиях / Е. А. Фирсова // Вестн. Тверского гос. ун-та. Сер. Экономика и управление. - 2010. - № 7.
- С. 60-63.