Научная статья на тему 'State activity and private initiative of the modernization are complementarity instead interchangeable'

State activity and private initiative of the modernization are complementarity instead interchangeable Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
19
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОДЕРНИЗАЦИЯ / ИНТЕГРАЦИЯ / ЧАСТНАЯ ИНИЦИАТИВА / ГОСУДАРСТВЕННАЯ АКТИВНОСТЬ / СНГ / ТАМОЖЕННЫЙ СОЮЗ / ЕВРАЗИЙСКИЙ СОЮЗ / MODERNIZATION / INTEGRATION / THE PRIVATE INITIATIVE / GOSUDARST-VENNAJA ACTIVITY / THE CIS / THE CUSTOMS UNION / THE EUROASIAN UNION

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Asaul A. N.

Emphasizes the importance of the interaction of private initiative and government activity in the country's modernization. The role of integration, the prospects of the CIS and the Eurasian Union, the strengthening of cooperation on the basis of a free trade zone, the integration contour dostraivanie TC and the EEA, the West's attitude to the development context and the possible formation of a «general» of Eurasia, from Vladivostok to Lisbon. The analysis of St. Petersburg Economic Forum, shows their influence on the development of the Russian Federation, St. Petersburg. Itself is seen as a forum platform on which the direct dialogue of representatives of government and business community.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по политологическим наукам , автор научной работы — Asaul A. N.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «State activity and private initiative of the modernization are complementarity instead interchangeable»

ВСТУПИТЕЛЬНОЕ СЛОВО ГЛАВНОГО РЕДАКТОРА

ГОСУДАРСТВЕННАЯ АКТИВНОСТЬ И ЧАСТНАЯ ИНИЦИАТИВА В МОДЕРНИЗАЦИИ НЕ ВЗАИМОЗАМЕНЯЕМЫ, А ВЗАИМОДОПОЛНЯЕМЫ

Главным итогом 15-го Петербургского международного экономического форума (ПМЭФ) стало провозглашение Президентом Дмитрием Медведевым курса на снижение роли государства в экономике и предоставление инвесторам новых преференций. По словам президента, этап, связанный с усилением государства, исчерпан - чрезмерная роль власти становится тормозом для бизнеса, что, в конечном итоге, угрожает потерей конкурентоспособности. Для повышения своей инвестиционной привлекательности Россия должна продемонстрировать инвесторам новые перспективы и возможности - от растущего потребительского спроса до десятков инфраструктурных проектов. Этому будут способствовать ускорение приватизации (проблема пакетов акций в крупнейших госкомпаниях) и снижение ставки страховых взносов в социальные фонды (с 34 до 30%, а для социального бизнеса - до 20%).

На форуме убедительно прозвучало, что Содружество Независимых Государств состоялось как уникальная международная организация, пользующаяся авторитетом на мировой арене. Внутри СНГ осуществляется достаточно эффективное взаимодействие в энергетике, экономике, обеспечении безопасности; налажено сотрудничество в гуманитарной области. Содружество создало солидную международно-правовую базу, в первую очередь в сфере экономического сотрудничества. В текущем году эта база пополнится новым договором о зоне свободной торговли, который заменит соглашение, принятое в 1994 г. Новый договор разработан на основе норм и правил ВТО, в нем устранены пробелы, которые имеются в существующей правовой базе, и значительно усовершенствован инструментарий торговой политики. Эволюционные процессы внутри СНГ идут в духе общемировых тенденций повышения роли интеграционных структур. Страны Содружества, готовые к более тесному взаимодействию, создали Евразийское экономическое сообщество, Таможенный союз и приступают к формированию единого экономического пространства.1 Успешное развитие этих объединений будет способствовать вовле чению в данные структуры других государств СНГ (С. Лебедев, Председатель исполкома, Исполнительный секретарь СНГ).

Таким образом, на постсоветском пространстве возникнут два уровня взаимодействия: Содружество Независимых Государств и Евразийский союз. СНГ - это региональное межгосударственное объединение, в экономическом плане не выходящее за рамки зоны свободной торговли и элементов общего экономического пространства и потому не подразумевающее создания наднациональных институтов. Зато его участники тесно взаимодействуют в сферах образования и культуры, науки и инноваций, инфраструктуры и транспорта. Второй уровень, Евразийский союз - это наднациональное интеграционное объединение, постепенно продвигающееся от единого экономического пространства к экономическому, а в перспективе - и валютному, союзу. Внутренняя стройность и сбалансированность евразийского пространства позволят лучше организовать экономические связи на всем нашем континенте. Россия еще в 2001 г. договорилась с Евросоюзом о формировании в перспективе общего экономического пространства. Работа в этом

1 О необходимости создания в ареале СНГ мощного мирового экономического региона говорится в пятом разделе документа «О концепции и программе социально-экономического развития России до 2015 г.». См.: материалы «круглого стола» «Экономический рост России» ВЭО России // Экономическое возрождение России. - 2007. - № 4(14). - С. 13-40; Гринберг, Р. С. О концепции и программе социально-экономического развития России до 2015 г. // Экономическое возрождение России. - 2007. - № 4(14). - С. 8-12.

направлении идет и уже понятно, что его базовым элементом может выступать уже не Россия, а Таможенный (в перспективе - Евразийский) союз, который и будет формировать общее экономическое пространство с Евросоюзом и, очевидно, с АТЭС. Так появится «большая» Европа - от Атлантики до Тихого океана, или «широкая» Евразия - от Владивостока до Лиссабона (Т. Валовая, директор департамента международного сотрудничества Правительства РФ).

Не обошли участники «круглого стола» и вопросы коррупции (С. Глазьев), идеологии СНГ (В. Мунтиян), резервной валюты на пространстве СНГ (У. Ташбаев), антикризисного фонда ЕврАзЭС и Евразийского банка развития (И. Финогенов), интеграции (А. Спартак, Т. Мансуров, К. Келимбетов). Сегодня интеграция - это восстановление единства, т. е. новая целостность. Россия - великая страна, а вместе с Украиной и другими странами - это цивилизация. Одна только Россия, в отличие даже от Китая, Европы и Азии, объединяет две цивилизации. Мы можем создать новую модель (над ней работают и украинские ученые), которая называется ноосферной моделью экономики. Нашим странам выпала уникальная миссия, в реализации которой Россия должна активно участвовать (В. Мунтиян, Правительственный уполномоченный Кабинета министров Украины по вопросам сотрудничества с РФ, государствами - участниками СНГ, ЕврАзЭС).

Директор Центра им. Бертольда Бейца по сотрудничеству с Россией, Украиной, Белоруссией и странами Центральной Азии при Германском совете по внешней политике А. Рар заметил, что между Западом и Россией есть определенное политическое соперничество. Именно соперничество на постсоветском пространстве между ЕС и НАТО, с одной стороны, и Россией - с другой, вот уже 20 лет является элементом евроатлантической архитектуры. Запад против восстановления слишком сильного российского влияния на постсоветском пространстве, вот почему западные политики говорят Украине и другим странам СНГ: «... идите к нам, даже если вам придется дольше ждать, но объединение с Россией в таможенном союзе - это противоречит нормам международной торговой организации и вообще нормам, которые мы выстраиваем сейчас на европейском континенте». На наш взгляд, ЕС рассматривает почти все независимые государства на постсоветском пространстве как часть европейской семьи в долгосрочном плане. Двери в ЕС и НАТО открыты, хотя, подчеркнем, в очень отдаленном будущем. Сегодня это кажется нереальным, поскольку «расширение» из-за финансового кризиса достигло определенной границы. Психологически очень важно, чтобы инициатива реинтеграции на постсоветском пространстве исходила не от одного игрока, чтобы был создан российско-казахстанский, российско-украинский, а может быть, тройной «мотор» (наподобие немецко-французского «мотора»). Тогда исчезнет раздражитель в глазах Запада, считающего, что Россия путем всяких трюков стремится воссоздать империю на постсоветском пространстве (что, кстати, не соответствует действительности).

Дискуссия оказалась настолько интересной, что регламент «круглого стола» был превышен в два раза. По-видимому, здесь сказалось пятилетнее замалчивание темы СНГ на ПЭФах, а ведь задумывался этот форум как площадка стран - участников Содружества.

В истории развития Петербургского экономического форума прослеживаются два

этапа:

1. Организатором ПЭФ выступает Совет Федерации. Форумы с I (1997 г.) по IX (2003 г.) проходят под эгидой Межпарламентской ассамблеи государств - участников СНГ - в ее резиденции - Таврическом дворце. Этот период характеризуется ориентацией на СНГ, соответственно, макроэкономические дискуссии и сделки имели ту же направленность.

Первый форум, состоявшийся в июне 1997 г., запомнился отсутствием членов правительства и участием представителей из 50 стран мира. Итогом стали подписанные кредитные соглашения между правительствами России и Белоруссии на сумму 500 млрд р.

Второй ПЭФ (1998 г.) поразил участников форума бесплатным пивом в любом количестве и приемом от имени Егора Строева в Екатерининском зале Таврического дворца. В Петербург приехали не только полсотни депутатов Думы во главе со спикером Геннадием Селезневым, но и премьер-министр Сергей Кириенко, председатель Совета Федерации Егор Строев, исполнительный секретарь СНГ Борис Березовский, глава ЦБ Сергей Дубинин и президент Белоруссии Александр Лукашенко. Число участников - 2,6 тыс. чел., среди них были первые лица стран СНГ, представители 36 крупнейших международных организаций (в

том числе Совета Европы, ООН, ЮНЕСКО), а также политики, предприниматели и экономисты из стран ближнего и дальнего зарубежья. В ходе работы была достигнута договоренность по 700 инвестиционным проектам, подписано 52 договора и протокола по инвестициям на общую сумму около 1 млрд долларов.

На третьем ПЭФ (1999 г.) присутствовал директор Международного валютного фонда Мишель Камдессю, который пообещал премьер-министру Сергею Степашину кредит МВФ России.

Четвертый ПЭФ (2000 г.) ознаменовался телемостом Москва - Париж по социально-экономическим вопросам с участием сенаторов России и Франции. В работе форума приняли участие более 2,2 тыс. человек из 57 государств, в том числе Белоруссии, Украины, Германии, Китая, Египта, Бразилии и Перу, а также заместитель генерального секретаря ООН Марк Браун, исполняющий обязанности президента ЕБРР Чарльз Франк, представители ОБСЕ и других международных организаций и институтов.

Пятый ПЭФ (2001 г.), официально признанный главным экономическим форумом СНГ, прошел под девизом «Инновационное развитие во благо человека». Однако премьер Михаил Касьянов на первое место поставил связи с ЕС, а не с СНГ. В рамках форума он проанализировал строительство балтийской трубопроводной системы, обсудил газовые проблемы с украинским премьером Анатолием Кинахом и встретился с чешским премьером Милошем Земаном, пообещав выплачивать российские долги Чехии ускоренными темпами, но прежде всего нефтью и электроэнергией.

Тема шестого ПЭФ (2002 г.) - «Пути устойчивого развития: проблемы управления в России и СНГ». Сменивший Егора Строева на посту спикера Совета Федераций Сергей Миронов зачитал напутствие президента Владимира Путина - сосредоточиться на вступлении России и других стран СНГ в ВТО. В кулуарах Михаил Касьянов договорился с главой ЕБРР Жаном Лемьером о предоставлении России кредита на сумму в 1 млрд долларов, а в ходе форума были подписаны контракты на 200 млн долларов между российскими и чешскими компаниями.

Седьмой ПЭФ (2003 г.) прошел под девизом «Эффективная экономика -достойная жизнь». На форум прибыли представители политических и деловых кругов Бразилии и Турции, Непала, Камеруна, Нигерии и Эфиопии. На двух пленарных заседаниях и 20 «круглых столах» рассматривались вопросы развития социально-экономической стратегии Евразии в XXI в. Конкретными результатами увенчались переговоры главы Минэкономразвития Германа Грефа и президента ЕБРР Жана Лемьера о финансировании банком российских проектов. Михаил Касьянов предложил участникам СНГ реанимировать Межгосударственный банк для финансирования совместных нефтегазовых проектов и проанонсировал реформу ЖКХ, курировать которую поручили вице-премьеру Владимиру Яковлеву.

Восьмой ПЭФ (2004 г.), прошедший, как и седьмой, под девизом «Эффективная экономика - достойная жизнь», открыл премьер-министр Михаил Фрадков. На форуме присутствовало более 3 тыс. человек.

На девятый ПЭФ (2005 г.) впервые прибыл Президент России Владимир Путин. Тема форума - «Экономический либерализм» правительства в условиях спада прямых иностранных инвестиций. В «круглых столах» участвовали первый вице-премьер Дмитрий Медведев, министр экономического развития и торговли РФ Герман Греф и председатель правления ОАО «Газпром» Алексей Миллер. Среди участников форума были 25 министров и 7 глав парламентов различных стран мира, 17 российских и 10 зарубежных глав регионов, большое количество топ-менеждеров крупных компаний.

2. Организатором ПЭФ выступает Министерство экономического развития (десятый ПЭФ - 2006 г). Со сменой организатора изменились место проведения (конгрессно-выставочный комплекс «Ленэкспо»), идеология форума, география и степень его влияния на страну. Главной задачей становится стратегическая ориентация - заявлены новые вызовы, дана оценка хода реализации экономической стратегии страны лидерами экономики. Изменилась модель проведения - от заседания с президиумом к открытому формату и интерактивной дискуссии. Присутствие президента и других первых лиц государства стало традицией. Для проведения ПЭФ в новом формате была создана управляющая компания -

фонд «Петербургский международный экономический форум», учрежденный Министерством экономического развития и торговли, администрацией Санкт-Петербурга и Мариинским театром.

Тема десятого, юбилейного, форума - «Вызовы глобализации и конкурентные преимущества развивающихся» стран». В программе были заявлены экономические дискуссии («Инновационная экономика», «Сырьевая экономика») и философские («Есть ли шанс побороть коррупцию?»). В работе приняли участие 3600 чел. из 46 стран. На смену СНГ пришли ЕврАзЭс, ШОС и ГУАМ. В рамках форума состоялось торжественное вручение премии «Глобальная энергия», прошла дискуссия по энергетическим проблемам.2

Одиннадцатый ПМЭФ (2007 г.) стал важнейшим политическим событием. В качестве партнеров впервые выступили Всемирный экономический форум в Давосе и Российский экономический форум в Лондоне. В официальной программе форума приняли участие более 8 тыс. человек, делегации из 76 стран, в том числе 9 глав иностранных государств, три премьер-министра и 340 представителей иностранного бизнеса из 65 стран. На форуме состоялось обсуждение перспектив в политической и экономической сфере России к 2020 г. Первый вице-премьер Сергей Иванов пообещал, что к 2020 г. Россия войдет в пятерку крупнейших экономик мира. Прошла дискуссия о реформе ВТО и международных финансовых институтов. Запомнился форум концертом на Дворцовой площади с участием звезд Мариинского театра, а также групп Scorpions и Bee Gees и бюджетом более 500 тыс. долларов. В «Ленэкспо» соорудили новый павильон на 2,5 тыс. мест. Общий бюджет вырос до 500 млн рублей. Спонсорами выступили «Газпром», РЖД, РАО «ЕЭС России», «Роснефть» и другие крупные российские компании. Россия и Китай подписали 18 соглашений о сотрудничестве инвестиционного и торгово-экономического характера на общую сумму свыше 1 млрд долларов. Объем всех подписанных на форуме соглашений составил около 13,5 млрд долларов.

Двенадцатый ПМЭФ (2008 г.) был задуман как «более экономический», а состоялся как «особенно либеральный». Запомнился заявлением первого вице-премьера России Игоря Шувалова о том, что к концу 2008 г. российская экономика может стать шестой в мире, а также яхтой Романа Абрамовича, пришвартованной к набережной Невы. Форум побил собственный рекорд по сумме контрактов — она составила 14,6 млрд долларов. Было заключено 17 крупных соглашений, среди наиболее важных договоров — соглашение «Газпрома» и англо-голландской компании Royal Dutch Shell, предусматривающее совместную разработку нефтегазовых месторождений на Ямале и строительство завода по сжижению газа. На форуме присутствовало рекордное число участников - 10 тысяч человек из 74 стран.

Тринадцатый ПМЭФ (2009 г.) открылся докладом Президента РФ Дмитрия Медведева «Мы изменились». На форум приехали 2500 человек из 56 стран, участники обсудили посткризисный мировой порядок и место России в нем.3 Запомнился форум концертом на Дворцовой площади группы Duran-Duran и приемом от имени губернатора Санкт-Петербурга В. Матвиенко в Михайловском саду. В рамках форума было подписано 47 инвестиционных соглашений и рамочных меморандумов о намерениях и сотрудничестве на общую сумму около 338 млрд рублей.

2 Подробнее см.: Асаул, А. Н. Роль России в формировании единой европейской энергетической стратегии //Экономическое возрождение России. - 2006. - № 2(8). - С. 3-7.

3 Наш журнал также не обошел эту тему. См., например: Асаул, А. Н. Финансовый кризис в России: причины и последствия // Экономическое возрождение России. - 2009. - № 2(20). - С. 3-7; Дубенецкий, Я. Н. Финансовый кризис - некоторые истоки и уроки // Экономическое возрождение России. - 2009. - № 2(20). - С. 42-49; Генералов, Б. В. О преодолении последствий кризиса в России // Экономическое возрождение России. - 2009. - № 3(21). - С.15-22; Яськова, Н. Ю. Кризис - замещение управленческого вакуума // Экономическое возрождение России. - 2009. - № 4(22). - С. 7-16; Азаренко, Б. Н. Новое в антикризисной политике государства // Экономическое возрождение России. - 2010. - № 1(23). - С. 13-18; Боярский, С. В. Нерешенные проблемы посткризисного развития инвестиционно-строительной сферы // Экономическое возрождение России. - 2010. - № 1(23). - С. 9-12; Серов, В. М., Земляков, Д. Н. О глобальном кризисе национальной экономики и его преодолении // Экономическое возрождение России. -2011. - № 2(28). - С. 7-15.

На четырнадцатом ПМЭФ (2010 г.) Президент РФ Д. Медведев в своем выступлении заявил, что Россия сумела стабилизировать экономику и вернуться на путь посте пенного восстановления. Отрадно, что многие позитивные прогнозы развития экономики, обозначенные на форуме, оказались верными.

Гордость за соотечественников вызвало вручение международной энергетической премии «Глобальная энергия» выдающимся ученым современности: президенту Национальной академии наук Украины, президенту Международной ассоциации академий наук, академику РАН, автору уникальных исследований в области электросварки Борису Патону и выдающемуся теплофизику, академику РАН, профессору МГТУ им. Н. Э. Баумана Александру Леонтьеву.4

Вернемся к фразе, вынесенной в заголовок и неоднократно повторяемой Р. С. Гринбергом как в статьях5, так и во время дискуссий (Мировой политический форум в Ярославле, 2010 г.). Для страны с государственно-ориентированной экономикой важно заявление Президента о снижении роли государства в экономике, однако речь не идет о снижении государственной активности в модернизации, об успехах которой он говорил в своем докладе. Для модернизации важно взаимодействие частной инициативы и государственной активности - они не взаимозаменяемы, а взаимодополняемы! А связывает их институциональная среда, часть которой также формируется благодаря соответствующим действиям государства.6

Безусловно, форумы дают новый импульс развитию экономики, который оценить очень сложно. Показателями эффективности форумов можно считать сумму инвестиционных соглашений, подписанных за время их проведения, а также динамику прямых иностранных инвестиций. Для Санкт-Петербурга - это подтверждение статуса города как делового центра. ПМЭФ важен как площадка, на которой осуществляется прямой диалог представителей органов государственного управления и бизнес-сообщества. ПМЭФ дает возможность пообщаться с большим количеством людей, обменяться информацией, а иногда и решить вопросы, которые казались «неподъемными». Именно на форуме удалось обсудить вопрос о создании в Санкт-Петербурге Центра экономического развития «Россия -Украина».

С уважением, А. Н. Асаул

4 Подробнее см.: Асаул, А. Н. «Я бы не стал противопоставлять курс России на модернизацию развитию энергетики» //Экономическое возрождение России. - 2010. - № 3(25). - С. 4-5.

5 Гринберг, Р. С. Россия: экономический успех без развития и демократии? // Экономическое возрождение России. - 2005. - № 2(4). - С. 9-18.

6 Там же.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.