Научная статья на тему 'Евразийская внешняя политика России в контексте формирования таможенного союза и единого экономического пространства (1991–2011)'

Евразийская внешняя политика России в контексте формирования таможенного союза и единого экономического пространства (1991–2011) Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
186
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Terra Linguistica
ВАК
Ключевые слова
ЗОНА СВОБОДНОЙ ТОРГОВЛИ / ТАМОЖЕННЫЙ СОЮЗ / ЕДИНОЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ПРОСТРАНСТВО / ЕВРАЗИЙСКОЕ ПРОСТРАНСТВО / ИНТЕГРАЦИЯ / ЦЕНТРАЛЬНОАЗИАТСКИЙ РЕГИОН

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Шумилов Михаил Михайлович, Снетков Виталий Николаевич, Руднев Антон Владимирович

Рассмотрены проблемы, связанные с выявлением причин и основных этапов евразийской интеграции в условиях постсоветского развития. Внимание авторов сосредоточено на отражении как противоречивости, так и поступательного характера этого процесса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по политологическим наукам , автор научной работы — Шумилов Михаил Михайлович, Снетков Виталий Николаевич, Руднев Антон Владимирович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article is devoted to the problems associated with the identifying the causes and the main stages of the Eurasian integration in post-Soviet development. The authors’ attention is focused on the reflection of the contradiction as well on the sustainability of the process.

Текст научной работы на тему «Евразийская внешняя политика России в контексте формирования таможенного союза и единого экономического пространства (1991–2011)»

-►

Проблемы XXI века

УДК 342

М.М. Шумилов, В.Н. Снетков, А.В. Руднев

ЕВРАЗИЙСКАЯ ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА РОССИИ В КОНТЕКСТЕ ФОРМИРОВАНИЯ ТАМОЖЕННОГО СОЮЗА И ЕДИНОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО ПРОСТРАНСТВА (1991-2011)

С распадом СССР произошло разрушение единого советского народно-хозяйственного комплекса, что, безусловно, затруднило экономическое развитие новых независимых государств. Нарушение устойчивых производственных связей между бывшими союзными республиками явилось главной причиной их последующей экономической деградации. Кроме того, в условиях всеобщего передела общенародной собственности и «первоначального накопления капитала» повсеместно возобладали частные интересы. Все хозяйствующие субъекты оказались в состоянии взаимной вражды и недобросовестной конкуренции. Каждый стремился реализовать что-нибудь на внешнем рынке за доллары или другие валютные активы. Тем самым создавались угрозы не только сближению стран Содружества Независимых Государств (СНГ), но и политическому суверенитету каждой их них.

Противодействуя этим тенденциям в условиях экономической глобализации, исходя из понимания жизненной необходимости восстановления общего экономического пространства и координации усилий по экспорту сырьевой продукции, 24 сентября 1993 года 9 из 12 участников СНГ подписали в Москве договор о создании Экономического союза, к которому затем присоединились Туркмения и Украина. Договор предусматривал проведение согласованной экономической политики в новой рыночной среде с учетом интересов каждого участника и принятие необходимых мер к интеграции участников СНГ на основе накопленного за годы советской власти огромного материального и духовного потенциала. По

словам президента Казахстана Н. Назарбаева, договор также «предполагал последовательно пройти через этапы создания зоны свободной торговли, таможенного, платежного и валютного союза и сформировать общий рынок товаров, услуг и капиталов» [4].

15 апреля 1994 года президенты Азербайджана, Армении, Белоруссии, Грузии, Казахстана, Киргизии, Молдавии, России, Таджикистана, Узбекистана и Украины подписали Соглашение о зоне свободной торговли (ЗСТ), представляющее собой многостороннюю договорно-правовую базу региональной торговли на преференциальных условиях. 21 октября 1994 года главы стран СНГ подтвердили курс на хозяйственную интеграцию по примеру Европейского союза (ЕС) и приняли меморандум «Основные направления интеграционного развития СНГ», в котором определили главные направления интеграции и ближайшие перспективы по налаживанию экономического сотрудничества. В январе 1995 года в Минске было подписано соглашение о Таможенном союзе (ТС) между Россией и Белоруссией, к которому затем присоединились Казахстан, Киргизия и Таджикистан.

Уже на первом этапе формирования ТС был отменен таможенный контроль на границе России и Белоруссии. Согласно достигнутой договоренности, здесь сохранялся лишь контроль за перемещением транзитных грузов из третьих стран. Таможенный контроль за товарами, ввозимыми в Россию с территории Белоруссии, предусматривалось осуществлять на внешней белорусской границе силами таможенных служб двух стран. Белорусские товары

разрешалось ввозить в Россию без таможенного оформления и контроля. В марте 1996 года Россия, Белоруссия, Казахстан и Киргизия подписали договор, направленный на углубление экономической и гуманитарной интеграции. В 1999 году к нему присоединился Таджикистан. Вскоре президенты этих стран на встречах в Москве, Минске и Астане договорились о преобразовании ТС в полноценную международную организацию и о координации своих действий при вступлении во Всемирную торговую организацию (ВТО). Участники «пятерки» с удовлетворением констатировали, что в торгово-экономической области им удалось добиться отмены тарифных ограничений по большинству товарно-номенклатурных позиций, выйти на применение единых ставок таможенного обложения, сформировать общие торговые режимы.

10 октября 2000 года президенты «пятерки» учредили Евразийское экономическое сообщество (ЕврАзЭС) — международную экономическую организацию, нацеленную на формирование общих таможенных границ стран-участниц, выработку единой внешнеэкономической политики, тарифов, цен и других составляющих функционирования общего рынка. ЕврАзЭС стал локомотивом интеграционных процессов в евразийском регионе, инструментом содействия в реализации крупных водно-энергетических, инфраструктурных, промышленных и других совместных проектов, в первую очередь регионального значения.

Одновременно Москва сосредоточилась на реализации другого проекта в рамках СНГ — создании Единого экономического пространства (ЕЭП). В совместном заявлении, подписанном в конце февраля 2003 года в Кремле, президенты Белоруссии, Казахстана, России и Украины выразили намерение сформировать ЕЭП и выйти на новый этап экономической интеграции. Стороны договорились о проведении переговоров по мерам, необходимым для формирования ЕЭП — более глубокой формы интеграции по сравнению с ТС и даже ЕврАзЭС, и координации усилий при вступлении в ВТО. Партнеры рассчитывали значительно продвинуться в гармонизации законодательства, выработке единой тарифной политики, регулировании естественных монополий. В перспективе они планировали создать

Организацию региональной интеграции — единую регулирующую межгосударственную независимую комиссию по торговле и тарифам — наднациональный орган по внешнеторговому урегулированию. Подчеркивалась открытость инициативы четырех стран для других желающих присоединиться к ней.

Однако вскоре между участниками переговоров обнаружились серьезные противоречия. 28 августа 2003 года министр иностранных дел Украины А. Зленко заявил о том, что его страна исключает создание наднационального органа в ЕЭП и что целью ее участия в евразийской интеграции является эффективно функционирующая ЗСТ «без изъятий и ограничений». Фактически министр выступил против введения общей валюты и участия Украины в ТС. Тем не менее 19 сентября 2003 года в Ялте президенты Белоруссии, Казахстана, России и Украины подписали соглашение о формировании ЕЭП, пригласив присоединиться к нему и другие страны, разделяющие его цели и принципы. Президенты «четверки» высказались за создание единого экономико-правового механизма, обеспечивающего в пределах общей таможенной территории свободное перемещение товаров, услуг, капитала и рабочей силы.

С новой силой противоречия сторон проявились в следующем году. В мае 2004 года на встрече лидеров четырех стран в Ялте президент Казахстана Н. Назарбаев заявил об имеющихся разногласиях в связи с особой позицией руководства Белоруссии и Украины по вопросу о вступлении в ВТО, что, по его мнению, не способствовало оформлению ЕЭП. Фактически же руководство Украины вообще отказалось участвовать в ТС и ЕЭП, опасаясь ущемления своего суверенитета со стороны наднационального органа. Поэтому, когда к середине 2005 года Россия, Белоруссия и Казахстан согласовали все 93 соглашения, касавшиеся создания нормативной базы ЕЭП, Украина выражала готовность подписать лишь часть из них. Она также подтвердила свое негативное отношение к созданию наднациональных органов ЕЭП и передаче им своих суверенных полномочий в сфере реализации внешнеэкономической политики.

В этих условиях Россия вновь повернулась лицом к Евразийскому сообществу, видя

в нем ядро хозяйственной интеграции и формирования ЕЭП. В июне 2005 года на заседании Межгосударственного совета ЕврАзЭС президент России В.В. Путин отметил достаточно динамичное развитие Сообщества, которое, по его словам, не только успешно решало собственные интеграционные задачи, но и постепенно набирало авторитет как международная региональная организация. Участники заседания подписали концепцию о сотрудничестве в валютной сфере, утвердили порядок согласования макроэкономических показателей развития стран-участниц и договорились о создании межгосударственного банка ЕврАзЭС.

В начале 2006 года был подписан протокол о присоединении к ЕврАзЭС Республики Узбекистан. Летом того же года неформальный саммит организации в Сочи еще раз подтвердил, что основной целью объединения является завершение формирования в рамках Сообщества ТС и создание ЕЭП — пространства, состоящего из территорий стран — участниц ТС, в рамках которого функционируют единая инфраструктура и однотипные механизмы регулирования экономики, основанные на рыночных принципах и применении гармонизированных правовых норм, проводится согласованная налоговая, денежно-кредитная, валютно-финансовая, торговая и таможенная политика и в конечном счете обеспечивается свободное движение товаров, услуг, капитала и рабочей силы.

В соответствии с решением Межгосударственного совета ЕврАзЭС (на уровне глав государств) от 16 августа 2006 года началась разработка документов, необходимых для формирования правовой базы ЕЭП в рамках Сообщества. Одновременно был найден алгоритм ускорения — принято решение о создании ТС сначала в составе близких по социально-экономическому развитию Белоруссии, Казахстана и России с тем, чтобы остальные государства — Киргизия, Таджикистан и Узбекистан — присоединились к нему позже, по мере готовности и по упрощенной схеме.

6 октября 2007 года в Душанбе лидеры Белоруссии, Казахстана и России подписали целый ряд межгосударственных соглашений, направленных на формирование правовой базы ТС, и утвердили план действий по его инсти-

туализации в рамках ЕврАзЭС до 2010 года. В частности, был подписан договор о создании единой таможенной территории и формировании ТС, основанный на договоре об учреждении ЕврАзЭС от 10 октября 2000 года.

А. Лукашенко, Н. Назарбаев и В. Путин также учредили Комиссию Таможенного союза (КТС) — единый постоянно действующий регулирующий орган ТС. Председателем КТС стал первый заместитель председателя правительства Российской Федерации И. Шувалов. Решением КТС № 1 от 4 февраля 2009 года ее ответственным секретарем был утвержден С. Глазьев.

Важно отметить, что КТС стала первым наднациональным институтом на пространстве СНГ Ее решения имели обязательный характер, не требовали подтверждения на национальном уровне и принимались двумя третями голосов. При этом за Россией в КТС резервировалось 57 голосов, за Белоруссией и Казахстаном — по 21 голосу. Оценивая итоги Межгоссовета ЕврАзЭС, президент России В.В. Путин заявил: «Результаты — почти революционные. Мы договорились о формировании ТС и создании наднационального органа, комиссии, которая будет заниматься таможенным регулированием. Это еще не создание ТС как такового. Он будет создан только после завершения всех процедур, ратификации подписания дополнительных соглашений к 2011 году. Но я мог бы отметить, что у всех участников этого процесса есть желание не просто в нем участвовать, а ускорить достижение конкретного результата, окончательного» [10].

В октябре 2008 года в Бишкеке функции высшего органа ТС Белоруссии, Казахстана и России принял на себя Межгоссовет ЕврАзЭС на уровне глав государств (Межгоссовет — ВОТС). Одновременно президенты государств, формирующих ТС (Белоруссия, Казахстан и Россия), приняли решения ВОТС о вступлении в силу договоров о КТС и создании единой таможенной территории и формировании ТС, подписанные 6 октября 2007 года.

На планы создания ТС России, Белоруссии и Казахстана болезненно отреагировал Узбекистан, продолжавший конфликтовать с «Газпромом» по проекту Прикаспийского газопровода. После отмены Евросоюзом санкций, введенных в связи с событиями в Андижане,

Ташкент в середине октября 2008 года объявил о выходе из ЕврАзЭС под предлогом его неэффективности. 12 ноября ЕврАзЭС официально подтвердил факт приостановления Узбекистаном членства в Организации.

В условиях начавшегося осенью 2008 года мирового экономического кризиса страны — члены ЕврАзЭС решили действовать сообща. При этом Белоруссия активно добивалась согласования Концепции формирования общего энергетического рынка. В Минске считали, что если страны-участницы действительно хотят создать жизнеспособное и эффективное ЕЭП, то каждая страна должна быть готова пойти на компромисс в том, что касается общих интересов.

В начале февраля 2009 года на внеочередном заседании на уровне глав государств Межгоссовет ЕврАзЭС принял решения об учреждении Антикризисного фонда ЕврАзЭС в размере 10 млрд долларов (доля Российской Федерации — 7,5 млрд, Республики Казахстан — 1 млрд, Белоруссии — 10 млн, а Киргизии, Таджикистана и Армении — по 1 млн) и о создании Центра высоких технологий ЕврАзЭС с целью обеспечения реализации научно-технических программ и инновационных проектов в рамках Сообщества. 9 июня 2009 года главы правительств Белоруссии, Казахстана и России подписали совместное заявление, в котором объявили о начале переговоров по присоединению к ВТО ТС Белоруссии, Казахстана и России как единой таможенной территории. В тот же день Россия завершила переговоры с ВТО, а глава российского правительства заявил о том, что вступление в ВТО будет осуществляться единым ТС России, Белоруссии и Казахстана.

В ходе состоявшегося 27 ноября 2009 года в Минске заседания Межгоссовета ЕврАзЭС на уровне глав государств президенты Белоруссии, Казахстана и России приняли решение интенсифицировать работу над договорно-правовой базой ЕЭП трех стран. В декабре того же года на неформальном саммите в Алма-Ате они же утвердили План действий на 2010—2011 годы по формированию ЕЭП трех стран. План предусматривал разработку и подписание в течение двух лет, к 1 января 2012 года, 20 международных договоров, обеспечивающих создание ЕЭП. В це-

лях своевременного выполнения этого Плана был утвержден Календарный план формирования правовой базы ЕЭП на 2010—2011 годы, предусматривающий разработку, принятие и введение в действие первого пакета из 14 соглашений до 1 июля 2011 года и второго пакета из 6 документов по ЕЭП до 1 января 2012 года. С 1 января 2010 года в торговых отношениях с третьими странами стал применяться Единый таможенный тариф (ЕТТ), положивший начало функционированию ТС.

Однако жизнь оказалась сложнее и потребовала корректировки принятых ранее решений. В апреле 2010 года первый вице-премьер правительства И. Шувалов сообщил о намерении России вступить в ВТО отдельно от Казахстана и Белоруссии, т. е. до создания с ними общего рынка.

Одновременно обострились российско-белорусские отношения. Белорусская сторона в очередной раз заявила протест против использования Россией пошлины на нефть при условии функционирования в рамках ТС единой таможенной территории. 11 марта 2010 года президент Белоруссии заявил, что ТС будет обречен на провал, если «там начнут делать оговорки и изымать нефть, нефтепродукты, газ, сахар, молоко, масло, мясо, пшеницу и так далее». В унисон с ним выступил вице-премьер А. Кобяков, который обещал и впредь отстаивать позицию Белоруссии по поводу отмены в рамках ТС экспортных пошлин на нефть [6]. В апреле А.Г. Лукашенко вновь привлек внимание к разногласиям с российской стороной в трактовке условий торговли на территории ТС. Характеризуя политику России как «планомерные действия», угрожающие выживанию Белорусского государства, ставящие крест на всех интеграционных образованиях на постсоветском пространстве и не способствующие созданию ЕЭП, он выступал за союз, основанный «на равноправии, учете интересов партнеров, следовании букве и духу взятых обязательств». Призывая к равноправному сотрудничеству, пусть и со «старшим братом», но братом, который заботится и беспокоится о младшем, а не давит на него, Лукашенко вместе с тем выражал надежду, что полноценная работа ТС позволит устранить «все барьеры в торговле между государствами-участниками, даст импульс для развития на-

циональных экономик и роста благосостояния граждан» [6, 13].

Как бы то ни было, к концу 2010 года все серьезные разногласия сторон, включая энергетический вопрос, были урегулированы, интеграционный процесс приобрел устойчивую динамику. Здравый смысл помог преодолеть крайнюю степень отчуждения в российско-белорусских отношениях, возникшую не без участия российских СМИ и прозападных политологов.

Всего в течение 2010 года были разработаны и приняты 17 базовых соглашений по формированию ЕЭП, которые в дальнейшем были ратифицированы сторонами. Это позволило завершить формирование единой таможенной территории ТС: с 6 июля 2010 года на единой таможенной территории ТС действуют Таможенный кодекс ТС, закрепивший основные нормы таможенного регулирования, и единая система применения санитарных, ветеринарных и фитосанитарных норм. На состоявшемся 5 июля 2010 года в Астане 27-м заседании Межгоссовета ЕврАзЭС на уровне глав государств был принят Статут Суда ЕврАзЭС в новой редакции, предусматривающий право обращения в Суд ЕврАзЭС хозяйствующих субъектов государств — членов ТС [3]. С 1 сентября 2010 года на всем этом пространстве действует новый механизм зачисления и распределения ввозных таможенных пошлин налогов и сборов. Согласно трехсторонним договоренностям, импортные пошлины зачисляются на единый счет, а затем распределяются пропорционально между бюджетами России, Казахстана и Белоруссии. В российский бюджет поступает 87,97 % от общего объема ввозных пошлин, в казахстанский — 7,33 %, в белорусский — 4,7 % [3, 12]. Подсчитано, что введение ТК ТС позволит России к 2015 году получить дополнительную прибыль в размере 400 млрд долларов, а Белоруссии и Казахстану — по 16 млрд долларов [5].

Продолжалась работа по приведению национальных законодательств в соответствие с Таможенным кодексом. Стороны пытались унифицировать свои уголовные, административные и гражданские законодательства в части незаконного перемещения товаров через таможенную границу ТС [3]. В ноябре 2010 года члены КТС подписали Соглашение о единых

принципах и правилах технического регулирования в Белоруссии, Казахстане и России. 19 мая 2011 года в Минске Белоруссия, Казахстан и Россия заключили договор о функционировании ТС в рамках многосторонней торговой системы, который определил соотношение норм и правил, установленных в ВТО и ТС, а также порядок координации действий сторон в отношении принятия своих обязательств перед ВТО. В соответствии с этим договором нормы ВТО, касающиеся сферы регулирования ТС, получили приоритет и стали частью правовой системы ТС.

Наконец, в результате завершения переговоров с третьими странами по унификации торговых режимов на основании достигнутых ранее договоренностей сторон и переноса таможенного контроля на внешний контур границы Союза с 1 июля 2011 года в полном объеме заработал ТС России, Белоруссии и Казахстана. К тому времени удалось согласовать более 11 тыс. товарных позиций для применения унифицированного тарифа в торговле со странами вне единой таможенной территории. Это означало, что во все три страны импортные товары (свыше 11 тыс. наименований) должны были заходить с единым тарифом.

Выполняя свои обязательства, 4 ноября 2011 года депутаты Палаты представителей Национального собрания Белоруссии ратифицировали договор о функционировании ТС в многосторонней торговой системе. Тем самым договорно-правовая база ТС была приведена в соответствие с правилами и принципами соглашений ВТО. Представляя депутатам на утверждение соответствующий проект, заместитель министра иностранных дел Белоруссии А. Гурьянов подтвердил, что законодательная база ТС должна ориентироваться на общепринятые правила ВТО. В случае несоответствия правил, которые установлены в ТС, приоритет будет отдаваться нормам ВТО. По его словам, страны ТС не отказались от ранее принятой декларация о совместном вступлении в ВТО, но технически реализовать ее не удалось. Вступление в ВТО единым блоком для стран ТС оказалось невозможным, потому что по правилам этой организации три страны должны были бы заново начинать все процедуры присоединения, начиная от подачи заявления. Страны ТС решили двигаться

в ВТО на основании национальных обязательств. При этом правилами ВТО предусмотрено создание внутри этой организации таких объединений, как ТС. Следовательно, те обязательства, которые Россия приняла на себя перед ВТО, становятся обязательствами Белоруссии и Казахстана и будут выполняться на уровне ТС в целом.

Весной 2011 года с просьбой о присоединении к ТС официально обратилась Киргизия. Первый вице-премьер РФ И. Шувалов приветствовал решение правительства Киргизии, а заместитель генерального секретаря ЕврАзЭС М. Мусатаев заявил, что Киргизия и Таджикистан могут войти в ТС, как и другие государства ЕврАзЭС, а затем и в ЕЭП «по мере готовности их экономик и присоединения к пакету документов ТС и ЕЭП, подписанных главами государств» [2]. Этот оптимизм, видимо, разделял и председатель российского правительства В.В. Путин, который 19 мая

2011 года в Минске на заседании Межгоссовета ЕврАзЭС заявил о необходимости завершить к 1 января 2013 года подготовку договора о Евразийском экономическом союзе (ЕЭС). По его словам, в рамках ЕЭС степень интеграции экономик стран-участниц будет выше, чем в ЕврАзЭС, на основе которого союз будет создаваться. Кроме того, Путин высказал предположение, что формирование ЕЭС «обеспечит взаимовыгодное сотрудничество с другими странами, с международными и региональными экономическими объединениями, включая и ЕС, с последующим выходом на создание общего экономического пространства» [8].

18 октября 2011 года в Санкт-Петербурге главы правительств стран ЕврАзЭС приняли решение об удовлетворении просьбы Киргизии о ее присоединении к ТС. Специально созданной рабочей группе поручили регулярно докладывать на заседаниях комиссии ТС о процессе присоединения Киргизии к данной организации. Рассматривалась возможность обращения Таджикистана с аналогичной просьбой [11]. Заместитель генсекре-таря ЕврАзЭС, ответственный секретарь КТС С. Глазьев, выражая оптимизм, допускал возможность решения всех технических вопросов по вступлению Киргизии в ТС в течение

2012 года. По его словам, «законодательства

Киргизии и стран ТС не настолько различны, чтобы затягивать этот процесс» [1]. На встрече глав внешнеполитических ведомств России и Киргизии С. Лаврова и Э. Абдылдаева в октябре 2012 года российская сторона подтвердила политическую поддержку движения республики к ТС и ЕЭП.

Безусловно, значительным препятствием на данном пути является низкий уровень социально-экономического развития Киргизской Республики, сохраняющаяся политическая нестабильность, а также обязательства в рамках ВТО, которые необходимо будет привести в соответствие с требованиями ТС. Тем не менее экономическое и военно-политическое сотрудничество двух стран свидетельствует об их приверженности курсу на евразийскую интеграцию.

В августе 2012 года на переговорах правительственных делегаций двух стран были принципиально согласованы тексты проектов соглашений о строительстве и эксплуатации Камбаратинской ГЭС-1 и Верхне-Нарынско-го каскада ГЭС. Их подписание состоялось 20 сентября 2012 года в ходе визита в Киргизию президента России В.В. Путина. По итогам переговоров на высшем уровне были также подписаны документы по объединенной российской военной базе в Киргизии, закрепившие долгосрочное российское военное присутствие в ЦАР [6]. Примечательно, что по итогам переговоров со своим российским коллегой президент Киргизии А. Атам-баев заявил, что Киргизия видит свое будущее только в партнерстве с великой Россией: «Россия — наш главный стратегический партнер, с ней нас связывают общая история и общая судьба. Без России у нас нет будущего. Наше будущее будет в партнерстве с великой Россией» [7]. В свою очередь, Путин с удовлетворением отметил поступательный характер развития двусторонних отношений, добавив, что «доля России во внешней торговле с Киргизией составляет почти 22,5 %. Это первое место среди всех торгово-экономических отношений Киргизии [9].

В начале октября 2011 года в газете «Известия» появилась статья В.В. Путина «Новый интеграционный проект для Евразии — будущее, которое рождается сегодня». В ней председатель правительства России выступил с проектом со-

здания на основе постепенного слияния ТС и ЕЭП Евразийского экономического союза с последующим выходом на более высокий уровень интеграции — к Евразийскому союзу (ЕАС) — мощному наднациональному объединению, своего рода центру дальнейших интеграционных процессов, способному стать одним из полюсов современного мира и при этом играть роль эффективной «связки» между Европой и динамичным Азиатско-Тихоокеанским регионом. Вскоре свое мнение о Евразийском союзе высказали президенты Белоруссии и Казахстана. В статьях А.Г. Лукашенко «О судьбах нашей интеграции» и Н.А. Назарбаева «Евразийский союз: от идеи к истории будущего» были изложены схожие позиции, получившие широкую общественную поддержку. Тем самым на официальном уровне участники ТС и ЕЭП положительно оценили 20-летние результаты интеграционных процессов на постсоветском пространстве и прочертили длительную перспективу дальнейшего развития народов трех стран.

Вскоре инициатива российского президента получила поддержку высшего органа Евразийского экономического сообщества. 19 октября 2011 года на заседании Межгоссовета — ВОТС, проходившем на уровне глав правительств в Санкт-Петербурге, обсуждались подходы к формированию ЕЭС, а 18 ноября 2011 года в Москве президенты Белоруссии, Казахстана и России окончательно договорились о переходе от ТС к следующему этапу интеграционного строительства — ЕЭП, основанному на нормах и принципах ВТО и открытому для присоединения других государств. Важно отметить и то, что данные последних социологических опросов свидетельствуют о сильной поддержке этих инициатив «снизу». В частности, согласно недавнему исследованию Евразийского банка развития «Интеграционный барометр», в Казахстане интеграционные идеи поддерживают 80 % опрошенных граждан, в России — 72 %, в Белоруссии — 60 %.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Вопросы вступления Киргизии в ТС могут быть решены в течение года. 23.11.2011 [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://ria.ru/ есопоту/20П1123/495694627.Ыт1.

2. «Киргизия и Таджикистан могут войти в ТС», — заявил замглавы ЕврАзЭС. 06.04.2011 [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://ria.ru/ есопоту/20110406/361548224.Ыт1

3. Мамытбеков, Е.К. Таможенный союз — итоги первого года и его дальнейшее развитие 07—08.04.2011 [Электронный ресурс] / Е.К. Мамытбеков. — Режим доступа: http://www.tsouz.ru/db/it/conf/Documents/ Downloads/Materials/sbornik.pdf.

4. Назарбаев, Н. Евразийский союз: от идеи к истории будущего [Текст] / Н. Назарбаев // Известия. — 2011. — 25 октября.

5. Подберёзкин, А. Инструменты евразийской интеграции. 03.09.2012 [Электронный ресурс] / А. Подберёзкин. — Режим доступа: Ы1р:/^регеоп. гаМ^^р?ГО=653810.

6. Подписаны документы о пребывании российской военной базы в Киргизии. Президент Киргизии заявил, что без России у страны нет будущего. 20.09.2012 [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.ria.ru/defense_safety/ 20120920/754758849.Мт!.

7. Президент Киргизии заявил, что без России у страны нет будущего. 20.09.2012 [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.ria.ru/ politics/20120920/754801782.html.

8. Путин: договор о Евразийском экономическом союзе нужен к началу 2013 г. 19.05.2011 [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://news.mail. ru/politics/5937460/.

9. Путин заявляет о позитивной динамике в отношениях России и Киргизии. 20.09.2012 [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.ria.ru/ politics/20120920/754748984.html.

10. СНГ — ЕврАзЭС: лидеры стран Содружества формируют Таможенный союз. 07.10.2007 [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.1tv.ru/ news/world/77504.

11. Страны ЕврАзЭС приняли решение о присоединении Киргизии к ТС. 19.10.2011 [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://ria.ru/ economy/20111019/464331663.html.

12. Таможенный союз. Справка. 19.10.2011 [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://ria. ru/spravka_economics/20111019/464457877.html.

13. Ходасевич, А. Лукашенко зовет народ в землянки [Текст] / А. Ходасевич // Независимая газета. — 2010. — 21 апреля.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.