Научная статья на тему 'Петербургский международный экономический форум как инструмент институционального развития'

Петербургский международный экономический форум как инструмент институционального развития Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
877
234
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕТЕРБУРГСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ФОРУМ / ST. PETERSBURG INTERNATIONAL ECONOMIC FORUM / ИНСТИТУЦИОНАЛИЗАЦИЯ / INSTITUTIONALIZATION / ПРОГРАММА / PROGRAM / РЕГИОНАЛЬНЫЙ УРОВЕНЬ / REGIONAL LEVEL / ГЛОБАЛЬНЫЙ УРОВЕНЬ / GLOBAL LEVEL / КОНЦЕПЦИЯ / CONCEPT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Киселева Мария Ивановна

В статье «Петербургский международный экономический форум как результат институционального развития» рассматриваются условия необходимости создания международного института и его постепенное изменение от регионального до глобального уровня. Результаты проведения форумов сведены в таблицу.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Киселева Мария Ивановна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

St. Petersburg International Economic Forum as a Instrument of the Institutionalization

In the article «St. Petersburg International Economic Forum as an Instrument of the Institutionalization» examines the conditions of necessity for the international Institute development and its gradual changing from regional to global level. The results of the forums are summarized in a table.

Текст научной работы на тему «Петербургский международный экономический форум как инструмент институционального развития»

Киселева М.И.

Петербургский международный экономический форум как инструмент институционального развития

ABSTRACT

In the article «St. Petersburg International Economic Forum as an Instrument of the Institutionaliza-tion» examines the conditions of necessity for the international Institute development and its gradual changing from regional to global level. The results of the forums are summarized in a table.

KEYWORDS

St. Petersburg International Economic Forum, institutionalization, program, regional level, global level, concept

о о

о о о

с

о о

Киселева Мария Ивановна ш

Фонд «Петербургский экономический форум» ^

Руководитель отдела аккредитации v

Кандидат политических наук q

marivanna.kiseleva@gmail.com ^

<

РЕФЕРАТ 1

В статье «Петербургский международный экономический форум как результат инсти- 2

туционального развития» рассматриваются условия необходимости создания между- <

народного института и его постепенное изменение от регионального до глобального ц

уровня. Результаты проведения форумов сведены в таблицу. ^

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА |

Петербургский международный экономический форум, институционализация, программа, m

региональный уровень, глобальный уровень, концепция 3

I_

Kiseleva M. I. о

St. Petersburg International Economic Forum as a Instrument §

of the Institutionalization тЕ

Kiseleva Maria Ivanovna x

Fund «Petersburg international Economic Forum» iE

Head of the accreditation Department,^ PhD in Political Sciences <

marivanna.kiseleva@gmail.com

о

Уже традиционно в пору белых ночей на Петербургский международный экономический форум (ПМЭФ) собираются представители государственной власти, отечественных и зарубежных деловых и научных кругов. Высокий статус участников, значимость обсуждаемых вопросов, масштабные совместные проекты и инвестиционные соглашения — все это ставит Петербургский форум в ряд самых важных и интересных событий экономической жизни в России и в мире.

Необходимость создания форума возникла, когда в 1991 г. распался Советский Союз, рухнули институты, составлявшие его основу. Глубокий кризис вновь образованных независимых государств в большой степени был вызван разрушением целостности их единой общей экономики в условиях политической нестабильности и перехода к другой государственной системе. Важно было сохранить экономические связи. Началом документального оформления интеграционного процесса стало

о _

о

^ соглашение 1991 г. о создании Содружества Независимых Государств (СНГ) и его 3 структурообразующего элемента — Межпарламентской Ассамблеи (МПА) [1, с. 168]. ^ Правовое обеспечение деятельности СНГ стало основной задачей МПА1. Органы МПА о занимались вопросами межпарламентского сотрудничества: принимались модельные о законодательные акты, способствующие проведению согласованной правовой по-о литики, разрабатывались рекомендации по сближению и гармонизации законода-° тельств, направленных на поэтапное развитие и углубление интеграции государств — 5 участников Договора2. МПА стала проводником демократических преобразований, > межпарламентского сотрудничества, способствующего повышению действенности всей системы СНГ3. Страны прошли путь от размежевания до разработки и практи-2 ческой реализации интеграционных планов. Жизнь убеждала в том, что суверенитет ^ и сотрудничество не только не противоречат друг другу, но являются в сложившихся < условиях обязательными и неотъемлемыми частями государственной политики. ™ В 1993 г. был подписан Договор о создании Экономического союза. Не отказываясь ^ от вхождения в мировое хозяйство, от права выбора путей развития национальных 0- экономик, союз давал возможность в полной мере использовать собственный сово-¡Е купный потенциал и взаимодополняемость остальных. Этот разумный, расчетливый ^ подход был необходим для более быстрого восстановления экономик СНГ4. К концу ™ 1990-х гг. совместными усилиями Россия и страны СНГ значительно продвинулись в деле создания надежного правового фундамента рыночных преобразований, решения социальных проблем5. Кардинальные преобразования определили необходимость создания системы постоянных диалогов, поиска оптимальных путей, методов, средств и скоординированных действий.

В качестве одного из важнейших элементов такой системы был учрежден Петербургский экономический форум (ПЭФ) под эгидой МПА СНГ и СФ ФС РФ при поддержке Президента РФ и Правительства РФ6. Основная цель форума — проведение представительной и независимой дискуссии об экономическом и социальном развитии России и других стран СНГ, о ходе интеграционных процессов на постсоветском пространстве, о перспективах международного экономического и гуманитарного сотрудничества. В результате такой дискуссии ежегодно появляются новые идеи и концепции социально-экономического развития, законодательные предложения, хозяйственные и инвестиционные проекты. Принципы организации работы форума — неполитизированность и доверительная атмосфера дискуссий, объединение усилий ради поиска истины и конкретных результатов.

Организационный комитет форума состоял из представителей органов власти России и других стран СНГ, известных ученых, предпринимателей. Возглавлял оргкомитет Председатель СФ ФС РФ, председатель Совета МПА СНГ. Работа форума осуществлялась в форме пленарных заседаний, круглых столов (КС), выставок, презентаций экономических достижений и возможностей, деловых встреч и переговоров. Программа форума утверждалась оргкомитетом на основе предложений постоянных комиссий МПА СНГ. На заключительном пленарном заседании форума с сообщениями об итогах проведения заседаний, презентаций и выставок

<

сг —

О

1 Постановление МПА СНГ от 28 мая 1996 г. № 33 // Информационный бюллетень. МПА, 1996. № 11. С. 38.

2 Положение о Межпарламентском Комитете. Информационный бюллетень. МПА. СПб., 1997. № 14. С. 16

3 Первый ПЭФ // Вестник МПА. 1997. № 1. С. 40.

4 Там же. С. 34.

5 Первый ПЭФ // Вестник МПА СПб. 1997. № 2. С. 4.

6 Концепция ПЭФ. Постановление от 15 октября 1999 г. № 34 // Информационный бюллетень. 2000. № 23. С. 32.

1 Постановление СФ ФС РФ от 21 сентября 2005 г. № 293-СФ «Об итогах девятого ПЭФ» // Собрание законодательства РФ. 26.09.2005. № 39. Ст. 3890.

2 Шестой ПЭФ // Вестник МПА. СПб., 2002. № 3. С. 10.

3 СФ ФС РФ. Постановление от 4 июля 1997 г. № 290-СФ // Собрание законодательства РФ. 1997. Ч. 1. Вып. 28. 1997. Ст. 3372.

4 Первый ПЭФ // Вестник МПА. СПб., 1997. № 2. С. 12.

о _

о

(тематических и международных) выступали их руководители. По итогам работы ^ принимались согласованные рекомендации. ^

Участникам форума предоставлялась уникальная возможность для проведения ^ деловых встреч и переговоров. По предварительным заявкам организовывались о встречи с руководителями органов государственной власти, международных фи- о нансовых организаций, представителями мировой бизнес-элиты. Обширна куль- о турная программа ПМЭФ. °

Финансирование организации и проведения форума осуществлялось за счет 5 регистрационных взносов участников, спонсорских взносов, пожертвований, бюд- > жетных средств, выделяемых Правительством РФ, целевых взносов заинтересо- □= ванных организаций. 2

Итоги работы форума рассматривались на заседании СФ ФС РФ и на заседании ^ Совета МПА СНГ. Собрание законодательства РФ выносило постановление о на- < правлении одобренных рекомендаций, итогового отчета о работе ПМЭФ Президен- ™ ту РФ, в Правительство РФ, Государственную думу Федерального Собрания РФ, ^ законодательные и исполнительные органы государственной власти субъектов РФ1. 0В 1997 г. на первом форуме обсуждалась тема «Ход экономических реформ в ^ странах СНГ, возникающие в этой области проблемы и пути их совместного реше- ^ ния». ™

На заседаниях форума сложилась уникальная творческая обстановка для выработки неформальными методами стратегических основ развития экономики России и стран СНГ. После окончания работы важно было тщательно проанализировать тот колоссальный материал, пищу для «экономического ума». Были приняты декларация и 19 резолюций, отразившие важнейшие идеи форума, которые стали основой стратегии экономического и социального развития обще-ства2. После обсуждения в Совете Федерации ФС РФ рекомендации и идеи форума были направлены в Правительство РФ, в заинтересованные федеральные министерства и ведомства. СФ ФС РФ постановил:

1. Считать целесообразным ежегодное проведение Петербургского экономического форума.

2. Обратиться к Государственной думе Федерального Собрания РФ и Правительству РФ с предложением совместно разработать концепцию ПЭФ как постоянно действующего института и внести ее в качестве инициативы российской стороны на обсуждение Межгосударственного экономического комитета Экономического союза.

3. Парламентской делегации РФ в МПА СНГ внести предложение в Совет МПА о создании постоянно действующего организационного комитета ПЭФ и постоянно действующей рабочей группы по его подготовке3.

Председателем оргкомитета ПЭФ стал Е. С. Строев, Председатель СФ ФС РФ, Председатель Совета МПА СНГ4. Проведение ПЭФ инициируется постановлением Президента, а оценка деятельности и направление исследования — его приветственным словом.

Особенность ПЭФ — региональный характер. В Петербурге в самом широком спектре были представлены регионы во главе с их губернаторами. И не только России, но и Армении, Казахстана, Молдовы, Греции, Германии, многих других стран.

<

сг —

о

о _

о

^ Сам факт проведения столь представительного и актуального мероприятия под эги-3 дой Ассамблеи и при поддержке Правительства РФ дал мощный толчок к ускорению ^ интеграции, восстановлению разорванных и созданию новых связей качественно о нового уровня, присущих законам рыночной экономики. Устанавливались деловые о контакты с другими всемирно признанными форумами1. Президент Всемирного эко-о номического форума профессор К. Шваб дал высокую оценку инициативе МПА СНГ ° по проведению подобного мероприятия в Петербурге2. Сразу определились отличия 5 нашего форума от экономических форумов, проходивших в швейцарском Давосе. > Прежде всего отмечена демократичность петербургской встречи3. Представители власти, бизнеса, науки имеют возможность напрямую, без посредников обсуждать 2 самые сложные проблемы и находить решение. Демократическая атмосфера форума ^ способствует обмену опытом и снятию возможных недоразумений в межгосудар-< ственных экономических отношениях, развитию правовой основы экономической ™ интеграции, установлению деловых контактов и привлечению инвестиций. Второе ^ отличие Петербургского форума от Давосского заключается в непосредственной 0- связи с практикой. На форуме демонстрируются образцы передовой техники. Участ-¡Е ники форума проводят деловые встречи, посещают выставки, принимают участие в ^ презентациях фирм и проектов. Уже на первом ПЭФ было представлено к презента™ ции 650 инвестиционных проектов4. Важным направлением работы форума стали практические выходы. Это привлечение инвестиций, соглашения и договоры, подписанные руководителями государств, регионов, корпораций и даже отдельных предприятий5.

Первые форумы 1997-1999 гг. прошли успешно и состоялись как неполитизиро-ванные мероприятия с самым широким представительством предпринимательских структур и промышленных кругов. Парламентарии стран Содружества напрямую устанавливали деловые связи как с исполнительной властью, так и с деловыми структурами. С участием крупнейших представителей научной мысли возникает уникальный конгломерат политических и экономических идей, получающих непосредственную практическую реализацию. По сути дела, Ассамблея сама создала для себя возможность реального осуществления тех модельных законов, которые она разрабатывает и принимает, что так важно для экономик Содружества6.

Таким образом, создавался новый институт как инструмент МПА СНГ, осуществлялся силами сотрудников МПА, высочайший профессионализм которых обеспечивал дальнейшую институционализацию, т. е. развитие и совершенствование. Процесс институционализации изменяет формальные, неформальные ограничения и механизмы их соблюдения в зависимости от внешних факторов, от корректировки цели по мере ее достижения и эффекта обратной связи. В одних случаях обратная связь и постоянный анализ состояния укрепляют исходную формальную структуру, в других могут вызвать ее модификацию. Тогда трансформируются институты [4].

Форум был задуман и осуществлен под эгидой МПА как региональный для решения задач СНГ. Каждый год выполняется программа, от форума к форуму отрабатывается, уточняется концепция, с помощью обратной связи учитывается влияние решений предыдущих лет. Проведя организационный цикл и внедрив рекомендации, оргкомитет и рабочая группа форума совместно с экспертами анализируют эконо-

<

сг —

о

1 Строев Е. Россия и страны СНГ в преддверии XXI века // Проблемы теории и практики управления. 1998. № 5. С. 8.

2 Первый ПЭФ // Вестник МПА. СПб.,1997. № 2. С. 12.

3 Там же. С. 11.

4 Там же. С. 214.

5 Там же. С. 11.

6 Седьмой ПЭФ //Вестник МПА. 2003. № 2. С. 9.

Результаты проведения ПМЭФ

Таблица 1

о о

Аккредитовано Проведено Результат

ПЭФ Год Стран Участники Технический персон СМИ Заседания Доклады Выставки Договоры Соглашения

1 19971 40 1500 20 400 650 500 млрд руб.

2 19982 38 2500 432 28 400 752 52 2500 млрд руб.

3 19993 57 2000 637 14 317 1500 4 млрд долл.

4 20004 60 2200 700 21 400 500

5 20015 47 2000 400 16 350 100

6 20026 40 2000 500 18 360 500 200 млн долл.

7 20037 48 2500 450 20 350 279 40 млн долл.

8 20048 50 3000 525 24 550 350 1 млн. долл

9 20059 60 3000 596 24 730 4 млрд руб.

10 200610 50 5000 700 15 10 1 млрд долл.

11 200711' 12 76 2483 5072 1421 14 73+9КС 31 13,5 млн долл.

12 200813' 14 74 3302 6448 624 13 338 17 14,6 млн долл.

13 200915 83 3561 9723 947 25 278 14 6,8 млн долл.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

14 201016' 17 87 4529 10 278 861 26 428 50 5 млн евро

15 20Ц18, 19 96 4714 11 695 1155 26 418 50 200 млрд руб.

16 20 1 220' 21 89 5423 13 311 1143 101 485 84 300 млрд руб.

17 20 1 322' 23 81 6035 15 466 1245 103 462 102 95 трлн руб.

18 20 1 424' 25 73 6147 12 788 1443 82 527 175 401,4 млрд руб.

1 Первый ПЭФ // Вестник МПА. СПб.,1997. № 2. С. 9. 2 Второй ПЭФ // Вестник МПА. СПб.,1998.

№ 3. С. 279. 3 Третий ПЭФ // Вестник МПА. СПб., 1999. № 3. С. 273. 4 Четвертый ПЭФ // Вест-

ник МПА, 2000. № 3. С. 250. 5 Пятый ПЭФ // Вестник МПА. СПб., 2001. № 4. С. 348. 6 Шестой

ПЭФ // Вестник МПА. СПб., 2002. № 3. С. 297. 7 Седьмой ПЭФ // Вестник МПА. 2003. № 2. С. 351.

8 Восьмой ПМЭФ // Вестник МПА. 2004. № 3. С. 190. 9 Девятый ПМЭФ // Вестник МПА. 2005.

№3. С. 320. 10 Информация о десятом ПМЭФ // Информационный бюллетень. СПб., 2007. № 39.

С. 56. 11 ПМЭФ [Электронный ресурс]. URL: http://stats.forumspb.com/ru/ (дата обращения:

12.06.2007). 12 http://ria.ru/spravka/20120621/672397460.html (дата обращения: 12.06.2014).

13 ПМЭФ [Электронный ресурс]. URL: http://stats.forumspb.com/ru/ (дата обращения: 10.06.2008).

14 http://ria.ru/spravka/20120621/672397460.html (дата обращения: 12.06.2014). 15 ПМЭФ [Электрон-

ный ресурс]. URL: http://stats.forumspb.com/ru/ (дата обращения: 08.06.2009). 16 Там же (дата

обращения: 12.06.2010). 17 http://ria.ru/spravka/20120621/672397460.html (дата обращения:

12.06.2014). 18 ПМЭФ: [Электронный ресурс]. URL: http://stats.forumspb.com/ru/ (дата обращения:

20.06.2011). 19 http://ria.ru/spravka/20120621/672397460.html (дата обращения: 12.06.2014).

20 ПМЭФ: [Электронный ресурс]. http://stats.forumspb.com/ru/ (дата обращения: 25.06.2012).

21 http://ria.ru/spravka/20120621/672397460.html (дата обращения: 12.06.2014). 22 ПМЭФ [Электрон-

ный ресурс]. http://stats.forumspb.com/ru/ (дата обращения: 24.06.2013). 23 http://ria.ru/

spb/20140304/998119376.html (дата обращения: 12.06.2014). 24 ПМЭФ [Электронный ресурс].

URL: http://stats.forumspb.com/ru/ (дата обращения: 26.05.2014). 25 ПМЭФ [Электронный ресурс].

URL: http://stats.forumspb.com/ru/ (дата обращения: 12.06.2014).

о

^ мическое и политическое положение в стране и мире, чтобы сформировать про-3 грамму на следующий год. Институциональная основа ПЭФ корректируется в том ^ случае, если выполнить программу в условиях существующей концепции затрудни-о тельно. Результаты проведения ПМЭФ представлены в табл. 1. о Хронология имеет значение в институциональном развитии ПЭФ. Рассмотрим о основные темы программ.

1998 г. — основные темы: «СНГ — пути дальнейшего экономического развития. Проблемы сотрудничества в отраслях и сферах экономики. Экономическое сотрудничество и развитие регионов. Проблемы экологии, социальной политики и культуры. В расчете на инвестиции»1.

Итоги форума были оценены как безусловно полезные для разработки комплексной программы антикризисных мер, стабилизации экономических отношений. Однако еще очевиднее стало несовершенство законодательного обеспечения деятельности всех институтов СНГ, необходимость возвращения к идее формирования наднациональных правовых норм, в рамках которых можно успешно сотрудничать. Право должно цементировать начало отношений. Это широкое поле деятельности для МПА, всех парламентариев стран СНГ2.

1999 г. — основные темы обсуждения: «Россия, СНГ в мировой экономике: сотрудничество и соперничество. СНГ: возможности и механизмы становления единого экономического пространства. Ход экономических реформ в странах СНГ, возникающие в этой области проблемы и пути их совместного решения».

Е. С. Строев отметил «признание ПЭФ как авторитетного форума политической, экономической и интеллектуальной элиты мира», а также, что «в обществе созрело мнение о необходимости выработки программы новой экономической политики для страны. Форум позволил всем странам СНГ продвинуться дальше, внес свой конструктивный вклад в решение глобальных и вполне конкретных задач, позволил плавно вписаться в мировое экономическое сообщество»3.

В соответствии с Концепцией4 ПЭФ, разработанной в МПА в 1999 г., формализуются вопросы, связанные с организацией проведения и его финансированием. «Организацию и подготовку проведения ПЭФ осуществляет постоянно действующий оргкомитет, возглавляемый Председателем СФ ФС РФ. В состав Оргкомитета могут входить руководители или представители парламентов государств СНГ, представители финансовых и предпринимательских кругов, известные ученые и общественные деятели. Оргкомитет определяет основную тематику форума, повестку дня, порядок проведения форума; осуществляет подготовку проектов решений и рекомендаций форума; руководит рабочей группой по подготовке и проведению ПЭФ, действующей при Оргкомитете. Рабочая группа Оргкомитета формируется из числа специалистов и экспертов Аппарата СФ ФС РФ, Секретариата Совета МПА, Аппарата Правительства РФ, министерств и ведомств РФ, СНГ. Рабочая группа осуществляет практическую подготовку работы ПЭФ, включая проведение соответствующих конференций, КС, выставок, презентаций, совещаний специалистов, проходящих под эгидой ПЭФ между его ежегодными заседаниями; готовит необходимые материалы для рассмотрения Оргкомитетом; выполняет другие его поручения.

Финансирование организации и проведения форума осуществлялось за счет регистрационных взносов участников, спонсорских вкладов предпринимательских

1 Второй ПЭФ // Вестник МПА. СПб., 1998. № 3. С. 187.

2 Там же.

3 Третий ПЭФ // Вестник МПА. СПб., 1999. № 3. С. 9.

4 Концепция ПЭФ: Постановление от 15 октября 1999 г. № 34 // Информационный бюллетень. 2000. № 23. С. 32.

1 Четвертый ПЭФ // Вестник МПА. 2000. № 3. С. 6.

2 Там же. С. 5.

3 Стратегия, устремления в XXI веке // Вечерний Петербург. № 106. 15.06.2000. С. 1.

4 Пятый ПЭФ // Вестник МПА. СПб., 2001. № 4. С. 7.

5 Шестой ПЭФ // Вестник МПА. СПб., 2002. № 3. С. 7.

6 Там же. С. 6.

структур, доходов от издательской, рекламной и консультационной деятельности, ^ средств бюджетов РФ, стран СНГ, бюджета МПА».

ПЭФ возник на институциональной базе МПА, пользовался ее сложившейся ^

трансакционной структурой, ее высококвалифицированными сотрудниками. Фор- о мальные правила проведения форума от года к году дополняли неформальные о

ограничения, которые обеспечивала МПА. о

2000 г. — девиз ПЭФ: «Стратегия на XXI век: солидарные усилия ради созидания ° и безопасного развития»1. 5

Обсуждались проблемы зоны свободной торговли стран СНГ: основные этапы >

формирования, пути достижения экономического роста и интеграция в мирохозяй- □=

ственную систему. В результате работы форумов оживляется инвестиционный кли- 2

мат. В России не осталось регионов, куда бы ни устремились прямые иностранные ^

инвестиции. Возросло количество совместных предприятий, оживился реальный <

сектор экономики2. «ПЭФ способствует формированию новых рынков, развитию ™

цивилизованного партнерства и содействует привлечению капитала в перспективные ^

инвестиционные проекты. Форум позволяет объединить усилия государства, науки 0-

и предпринимателей в укреплении экономических позиций России на международ- ^

ной арене, «способствует укреплению могущества России и всех стран СНГ»3. ^

Идеологические и организационные принципы ПЭФ нашли поддержку и развитие ™

в ходе работы региональных форумов. ^

2001 г. — девиз: «XXI век: инновационное развитие во благо человека». ^

Форум на высоком представительском уровне обсудил перспективы межгосудар- □=

ственных отношений. Пятый Петербургский форум проходил на фоне принципиаль- ^

<

но иной внутриполитической, экономической и психологической ситуации в России. =п

Страна вступила в период эволюционных преобразований. С весны 2000 г. в России х

началось утверждение приоритета национальных интересов как основы государ- ш

ственной политики. Это главное основание для уверенности в том, что Россия воз- х

рождается. Развивается отечественное производство. В различных отраслях хозяй- ^

ства и регионах страны налицо признаки экономического роста. Восстанавливается н

единство и целостность государственного управления, реально формируется вер- ^

тикаль власти. Активизировалась и стала многомерной внешняя политика России4. о

ПЭФ с каждым годом приобретает все более системный характер, позволяет глубже анализировать экономические процессы.

2002 г. — девиз: «Россия, Содружество Независимых Государств на пути устойчивого развития: проблемы управления»5.

Обсуждалась новая концепция развития СНГ; международное военно-техническое сотрудничество: возможности, проблемы и перспективы; ВТО и страны СНГ: состояние и перспективы регионального сотрудничества. «Наступило время выбора стратегии дальнейшего развития. Задача государства — использовать достигнутые успехи как базу для устойчивого движения вперед»6.

Ежегодный ПЭФ стал частью современной истории. В ходе дискуссий вырабатываются общие позиции и на их основе — рекомендации по развитию экономики России и СНГ.

2003 г. — следующие три форума прошли под девизом «Эффективная экономика — достойная жизнь».

Обсуждались: эффективность структурных реформ в странах СНГ, проблемы

^ повышения конкурентоспособности национальных экономик, переход от мобили-3 зационного к инновационному типу развития, роль государства в регулировании и ^ стимулировании этих процессов, успешность интеграции в европейскую и мировую о экономику1.

о Важной организационной формой интеграции стран Содружества стал ПЭФ2. о 2004 г. — в соответствии с девизом «Эффективная экономика — достойная ° жизнь» обсуждались важнейшие политические и деловые инициативы3: общеев-5 ропейское экономическое пространство РФ и ЕС, пути формирования и реали-> зации; функционирование зоны свободной торговли с постепенным продвижением на основе расширения интеграции к единому экономическому пространству; 2 формирование единого таможенного пространства СНГ как ресурс устойчивого ^ развития4.

< В центре внимания МПА СНГ были и остаются вопросы создания нормативно™ правовой базы по ключевым проблемам многостороннего экономического со-^ трудничества. Рекомендации и модельные законодательные акты МПА СНГ спо-0- собствуют гармонизации и сближению правовых систем, приведению националь-¡Е ного законодательства стран СНГ в соответствие с нормами и принципами ВТО ^ и Европейского союза. В целях выработки стратегии и тактики МПА ежегодно ™ проводит ПМЭФ5.

2005 г. — в соответствии с девизом «Эффективная экономика — достойная жизнь» на ПМЭФ-!Х рассматривались гуманитарные перспективы глобального партнерства.

В работе девятого ПЭФ принял участие Президент РФ В. Путин. В послании девятому ПМЭФ Генеральный секретарь ООН Кофи Аннан приветствовал участников и отметил, что этот форум дает возможность глубоко проанализировать экономические изменения, происходящие в России и СНГ, придает импульс дальнейшему экономическому сотрудничеству и прогрессу в этой части мира, содействуя налаживанию более тесных экономических связей между расширенным ЕС и СНГ, призывал ПМЭФ заниматься не только проблемами СНГ, несмотря на их важность, но и международными, глобальными, в том числе вопросами реформирования ООН6.

Участники форума выступали перед столь широкой и компетентной аудиторией с анализом собственных достижений и проблем. За девять лет при активом участии ПЭФ были созданы необходимые условия для оживления экономик стран Содружества, для успешного продолжения созидательных интеграционных усилий. Это чрезвычайно важный и ответственный момент для России и других стран СНГ7.

На форуме работали тематические выставки «Страны СНГ и федеральные округа России — на путях эффективной экономики». В рамках международного проекта прошла выставка «Венгерская Республика: экономические достижения», участие в которой приняли 63 известных венгерских компании. В ходе саммита состоялись десятки переговоров, достигнуты конкретные договоренности. Подписаны инвестиционные соглашения, заключены рамочные соглашения, ряд международных соглашений о совместных исследованиях8.

о _

о

<

сг —

О

1 Седьмой ПЭФ // Вестник МПА. 2003. № 2. С. 10.

2 Постановление МПА СНГ от 26 марта 2002 г. № 19-4 // Информационный бюллетень. 2002. № 29. С. 113.

3 Постановление МПА от 14 апреля 2005 г. № 13 // Информационный бюллетень. СПб., 2005. № 36. С. 51.

4 Восьмой ПМЭФ // Вестник МПА. 2004. № 3. С. 374.

5 Там же. С. 4.

6 Девятый ПМЭФ // Вестник МПА. 2005. № 3. С. 4.

7 Там же.

8 Там же. С. 325.

1 Постановление СФ ФС РФ от 21 сентября 2005 г. № 293-СФ «Об итогах девятого ПЭФ» // Собрание законодательства РФ. 26.09.2005. № 39. Ст. 3890.

2 Распоряжение Президента РФ В. Путина // Собрание законодательства РФ 2006. № 10. Ст. 1099.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3 Информация о десятом ПМЭФ // Информационный бюллетень. СПб., 2007. № 39. С. 56.

4 Там же.

5 Десятый ПМЭФ // Вестник МПА. СПб., 2006. № 3. С. 3.

Об итогах девятого ПЭФ. Собрание законодательства РФ вынесло постановление: ^

1. Одобрить выводы, содержащиеся в рекомендациях конгресса, конференций, ^ КС, проведенных в рамках девятого ПМЭФ. ^

2. Направить указанные рекомендации, итоговый отчет о работе девятого ПМЭФ о Президенту РФ, в Правительство РФ, Государственную думу Федерального Со- о брания РФ, законодательные и исполнительные органы государственной власти о субъектов РФ1. °

Девять форумов прошли в Таврическом дворце Петербурга — резиденции МПА, 5

под его эгидой и обеспечением сопровождения. >

Следующий шаг институционального развития состоял в изменении уровня фо- □=

рума с регионального на глобальный. Петербургский экономический форум (ПЭФ) 2

стал называться Петербургским международным экономическим форумом (ПМЭФ). ^

Это отражено в Распоряжении Президента РФ В. Путина (от 3 марта 2006 г. № 92- <

рп): «2) Установить, что начиная с 2006 г. организация и проведение ПМЭФ осу- ™

ществляется Минэкономразвития России с учетом организации и проведения пре- ^

дыдущих форумов СФ ФС РФ и Совета МПА. 3) Правительству РФ обеспечить 0-

финансирование проведения ПМЭФ. 4) Минэкономразвития России в 3-дневный ^

срок утвердить состав оргкомитета ПМЭФ 2006 г. 5) Рекомендовать Администрации ^

Президента, федеральным органам исполнительной власти, органам исполнитель- ™

ной власти субъектов РФ, органам самоуправления, общественным объединениям, ^

союзам предпринимателей и представителям деловых кругов оказать содействие ^

в организации и проведении ПМЭФ и принять участие в его работе»2. □=

В рамках институционализации произошла эволюция региональной структуры ^

ПЭФ от инструмента МПА СНГ до глобального института ПМЭФ. Возрастание слож- =п

ности выражается в увеличении специализации и разделении функций, обязательств х

и ответственности. ш

сг

2006 г. — основная тема: «Вызовы глобализации и конкурентные преимущества х развивающихся стран». Е

Проведено ставшее ежегодным торжественное вручение премий «Глобальная н

энергия» — независимой международной награды в области энергетики. Впервые ^

Форум проводился на территории петербургского выставочного комплекса «Ленэк- о спо», где одновременно были представлены международные выставочные экспозиции3. Десятый ПМЭФ был ориентирован на глобальную тематику, обсуждение сотрудничества стран «новой большой четверки» БРИК4, интеграцию России в мировую экономическую систему5.

2007 г. — в соответствии с программой «Построение системы государственных финансовых институтов развития» обсуждались сценарии развития российской экономики: рубежи 2010, 2020 гг.; экономические последствия экологической безответственности; конкурентоспособная Евразия — пространство доверия; развивающаяся мощь развивающихся рынков.

Продолжилось институциональное совершенствование ПМЭФ. Во исполнение распоряжения Президента РФ от 3 марта 2006 г. № 92-рп Министр экономразви-тия Г. Греф издал приказ от 29 декабря 2006 г. № 434 «О проведении открытого конкурса на оказание услуг по обеспечению организации XI ПМЭФ в июне 2007 г. в Санкт-Петербурге».

^ В декабре 2006 г. был создан фонд «Петербургский международный экономиче-3 ский форум» (фонд «ПМЭФ»). В соответствии с уставом учрежденный фонд — уни-^ тарная некоммерческая организация, преследующая общественно полезные цели: о «Организация и проведение ПМЭФ и иных экономических форумов, круглых столов, о конференций, семинаров, деловых встреч, презентаций, выставок, фестивалей;

0 повышение эффективности реализации экономической политики РФ; улучшение ° международного имиджа РФ; формирование условий для эффективного междуна-5 родного взаимодействия между деловыми и политическими элитами России и за> рубежных стран»1. Для достижения уставных целей Фонд формирует, приобретает

имущество в основном за счет добровольных взносов и из иных, не запрещенных 2 законодательных РФ источников, осуществляет самостоятельную разработку и ут-^ верждение планов и программ своей деятельности, определяет перспективы раз-< вития Фонда. Первым директором фонда «ПМЭФ» был А. Троянов. С 2009 г. фондом ™ руководит А. Стуглев.

^ Экономические, политические, социальные запросы менялись и требовали рас-0- ширения возможностей их разрешения.

¡Е 2008 г. — Форум был посвящен вопросам глобализации экономики, борьбе с ^ мировым финансовым кризисом и проблемам продовольственных рынков. ™ Обсуждались перспективы дальнейшего роста российской экономики, инвестиции в человеческий капитал, стимулирование инноваций, укрепление институтов и ^ модернизация инфраструктуры, так как их реализация позволит России повысить п: свой экономический потенциал, усилит ее позиции на мировой арене как надеж-^ ного партнера, открытого для долгосрочного, взаимовыгодного сотрудничества.

1 В соответствии с указом Президента РФ2 было принято положение «Об Органи-х зационном комитете по подготовке и проведению ПМЭФ», которое определило: ш «1) обеспечение координации исполнительных органов и организаций по подго-х товке и проведению форума, 2) формат деятельности, 3) Министр экономического ^ развития и торговли возглавляет оргкомитет и определяет состав, 4) основные н задачи, 5) права в целях реализации задач, 6) проведение заседаний, 7) повестку о- дня, 8) логику принятия решений, 9) правомочность принимаемых решений, 10) ста-о тус Оргкомитета».

Институциональные изменения, состоявшие в систематизации и структурировании организации проведения ПМЭФ, позволяют расширить круг обсуждаемых вопросов и географию участников.

2009 г. — тема форума: «Актуальные вопросы современного этапа мирового развития и ряд ключевых тем: от анализа тенденций и перспектив мировой экономики до создания новой архитектуры финансовой безопасности». Общая задача — разработать инновационные, отвечающие реалиям времени механизмы реагирования на экономические вызовы и угрозы. Необходимо, чтобы эта система была жизнеспособной перед лицом глобального кризиса и отвечала интересам всех игроков мирового рынка3. Участники форума обсудили новые подходы к пониманию будущего международных финансовых институтов, перспективы развития банковского сектора.

2010 г. — основная тема Форума: «Закладывая основу для будущего».

Обсуждалась модернизация, посвященная наиболее актуальным проблемам мировой экономики, а также анализ будущего в сфере высоких технологий с точки зрения влияния на экономику и бизнес. Участники Форума оценили меры, принятые после

1 . Сайт Санкт-Петербургского международного экономического форума: [Электронный ресурс]. URL: http//www.forumspb.com (дата обращения: 04.05.2015).

2 Указ Президента РФ от 22 января 2008 г. № 65 (ред. 1) // Собрание законодательства Российской Федерации. 2008. № 4. Ст. 237.

3 Медведев Д. Приветствие Президента РФ участникам ПМЭФ: [Электронный ресурс]. URL: www.forumspb.com (дата обращения: 08.06.2009).

мирового финансового и экономического кризиса, и обменялись мнениями о разработке стратегий дальнейшего развития экономики.

2011 г. — тема Форума: «Лидеры для новой эры». Обеспечение глобального экономического роста. Участники Форума рассмотрели вопросы, связанные с ми- о

о _

о

нимизацией последствий глобального финансового кризиса. 1 июля 2011 г. Д. Мед- о ведев подписал перечень поручений по итогам XV ПМЭФ1. о

2012 г. — девиз «Эффективное лидерство». Создание надежного будущего2. °

Обсуждались: минимизация последствий глобального финансового кризиса и пре- 5

дотвращение его новых проявлений; наиболее действенные меры по укреплению > энергетической безопасности, регулированию финансовых рынков, повышению со- □= циальной ответственности бизнеса, а также проводимые в России масштабные 2 реформы, ее технологическое и инновационное развитие, совершенствование ин- ^ вестиционной политики. <

В. Путин выразил уверенность в том, что «предложения и рекомендации форума ™ послужат решению важнейшей глобальной задачи создания модели глобальной ^ экономической системы. Модели, устойчивой к геополитическим вызовам и от- 0-вечающей интересам всех государств»3. ^

2013 г. — основная тема: «Перспективы глобальной экономики: время реши- ^ тельных действий». Обсуждались: глобальная повестка устойчивого экономическо- ™ го роста; повестка дня «Группы двадцати»; стимулирование инвестиций для ускорения экономического роста; принятие непростых решений по реформированию глобальной финансовой системы.

Проведены институциональные изменения указа № 65 2008 г. в Положении об оргкомитете в связи с тем, что Министерство экономического развития перестало курировать вопросы торговли. В редакции № 2 указа Президента от 2 февраля 2013 г. № 82 в Положении об оргкомитете п. «3) Оргкомитет возглавляет министр экономического развития РФ, являющийся его председателем».

2014 г. — Основная тема: «Укрепление доверия в эпоху преобразований».

Руководители компаний ведущих экономик мира обсудили ключевые темы глобальной повестки дня, включая вопросы международной торговли, инвестиций и инфраструктуры, финансового регулирования, открытости и качества управления, социальных инвестиций, обеспечения занятости, миграционную политику как фактор развития мировой экономики.

Важной частью форумов является подписание соглашений и заключение контрактов на основе выставок и инновационных презентаций. Переговоры проводились прямо в рамках программы, при этом минимизировались трансакционные издержки. Эта инициатива оказалась настолько успешной, что презентации стали проводить не только страны СНГ, но и другие, в том числе страны ЕС и БРИКС. Форум наглядно демонстрирует, что низкие трансакционные издержки, наличие возможности заключать обязывающие контракты и вступать в другие обязывающие институциональные отношения являются необходимыми условиями высокопродуктивных структур [3, р. VII].

Президент РФ В. Путин обозначил новые приоритеты международной экономической политики России: снижение зависимости бюджета от экспорта энергоносителей, планирование достижения импортозамещения и технологического обновления в тех отраслях экономики, где позиции российских компаний сильны, объявление плана поэтапной модернизации промышленности. «Лишь действуя сообща,

<

сг —

О

1 http://www/kremlin/ru/assignments/11816 (дата обращения: 12.06.2014).

2 Программа. URL: www.forumspb.com (дата обращения: 23.06.2012).

3 Документы ПМЭФ-XVI: Программа. Приветствие участникам ПМЭФ. URL: www.forumspb.com (дата обращения: 23.06.2012).

^ учитывая взаимные интересы и наращивая наработанные десятилетиями конструк-3 тивные связи, международное сообщество может двигаться вперед, обеспечивать ^ дальнейшее глобальное развитие»1.

о ПМЭФ-2014 проходил в условиях международной политической напряженности. о В. Путин считает, что «жизнь ставит новые задачи и заставляет реагировать»2.

0 Мировая политика стала меньше учитывать интересы экономики. В январе 2015 г. ° образован Евразийский экономический союз, в июле в Уфе состоятся форумы ШОС 5 и БРИКС. Эти важнейшие события обязательно будут обсуждаться на площадках > ПМЭФ. Планы проведения ПМЭФ 2015 г. потребовали институциональных изменений структуры ПМЭФ: изменен текст положения «Об Организационном комите-

2 те по подготовке и проведению ПМЭФ» от 2008 г., который теперь определен так: ^ «3) Оргкомитет возглавляет председатель, назначаемый Президентом РФ» (указ < Президента от 17 ноября 2014 г. № 725).

™ 2015 г. — основная тема форума будет: «Время действовать: совместными уси-^ лиями к стабильности и росту!»3.

0- «История ПЭФ — это история борьбы идей и иногда — идеологий, определявших ¡Е пути реформ в России и странах Содружества. Все эти годы участники форума ^ были на острие дискуссий во власти и обществе о модели развития России, само™ определении нашей страны и Содружества в целом в эпоху глобализации. Опережая события, всегда давался верный ответ на вызовы времени»4.

ПМЭФ за прошедшие годы зарекомендовал себя как эффективная площадка для прямого диалога бизнес-сообществ, обмена опытом и свежими идеями, запуска ^ перспективных проектов. И не случайно его популярность в России и за рубежом

1 постоянно растет, а тематика дискуссий и география участников — расширяется. х ПМЭФ стал коллективной «мозговой атакой», ярмаркой деловых предложений, еще ш одним свидетельством неутолимой жажды наших народов к совместной работе, х к познанию и сотрудничеству5. Залог успешной работы — участие в форуме авто-Е ритетных государственных деятелей, крупных ученых, известных специалистов6. н ПМЭФ вносит существенный вклад в культуру экономики и международных относу шений страны и мира. Академик Ю. М. Лотман рассматривает культуру как коллек-о тивный интеллект. «Культура как целое обладает особым аппаратом коллективной

памяти. Из памяти культуры можно извлечь больше, чем в нее внесено» [2, с. 7].

Постепенные институциональные изменения, постоянный, тщательный анализ ситуации, четкая обратная связь стимулируют работу по созданию программ, подготовке и проведению мероприятий, обеспечивают участие высокопрофессиональных экспертов, ученых, специалистов и эффективную деятельность ПМЭФ и, как результат, договоры на огромные суммы, переговоры и соглашения, успешное влияние на экономику. За 18 лет удалось достичь высокой адапционной эффективности, так как ПМЭФ стал гибкой институциональной структурой, которая является элементом успешного развития. На наш взгляд, продуктивность деятельности ПМЭФ могла бы принести пользу в решении глобальных проблем безопасности: экологии как существования жизни и реформирования ООН как гарантии мира.

1 Путин В. Обращение к участникам и организаторам ПМЭФ 2014 // OpenTown.org — открытый город [Электронный ресурс]. URL; https://www.opentown.org/news/47819/

2 Путин В. Встреча Президента РФ с молодыми преподавателями на Всемирном международном форуме «Селигер-2014». (29.08.2014.) // Русское Агентство Новостей [Электронный ресурс]. URL: http://ru-an.info . (дата обращения: 04.05.2015).

3 Программа. URL: http://www.forumspb.com (дата обращения: 04.05.2015).

4 Пятый ПЭФ // Вестник МПА. СПб., 2001. № 4. С. 6.

5 Второй ПЭФ // Вестник МПА. СПб., 1998. № 3. С. 187.

6 Восьмой ПМЭФ // Вестник МПА. 2004. № 3. С. 4.

Литература ^

о

1. Ваганов А. А., Криницкий Д. В. Концепции развития СНГ // Вестник МПА. СПб., 2000. № 2. о

2. Лотман Ю. М. Культура как коллективный интеллект. М., 1977. 18 с. из

3. North D. C. Institutions, Institutional Change. University Press, 1990. °

4. North D. C. Lecture to the memory of Alfred Nobel: [Электронный ресурс]. URL: http://www. о nobelprize.org/nobel_prizes/economic-sciences/laureates/1993/north-lecture.html (дата об- ^ ращения: 12.06.2014). о

References v

1. Vaganov A. A., Krinitsky D. V. Concepts of CIS development [Kontseptsii razvitiya SNG] //Bulletin о of Interparliamentary Assembly [Vestnik MPA]. SPb., 2000. N 2. (rus) <

2. Lotman Yu. M. Culture as collective intelligence [Kul'tura kak kollektivnyi intellect]. M., 1977. 1 18 p. (rus) 2

3. North D. C. Institutions, Institutional Change. University Press, 1990. <

4. North D. C. Lecture to the memory of Alfred Nobel [An electronic resource]. URL: http://www. q nobelprize.org/nobel_prizes/economic-sciences/laureates/1993/north-lecture.html (date of the ^ address: 12.06.2014). s

о _

о

<

cl —

О

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.