Научная статья на тему 'Старинная музыка в ситуации «Информационного взрыва» и современный учебный процесс'

Старинная музыка в ситуации «Информационного взрыва» и современный учебный процесс Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
246
46
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТАРИННАЯ МУЗЫКА / МУЗЫКОЗНАНИЕ / МУЗЫКАЛЬНАЯ НАУКА / КУРС ИСТОРИИ МУЗЫКИ / ANCIENT MUSIC / MUSICOLOGY / MUSIC SCIENCE / HISTORY OF MUSIC COURSE

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Шевлякова Любовь Даниловна

В статье рассматривается проблема изучения старинной музыки в вузе. Характеризуются и оцениваются научные и учебные издания, посвященные музыке средневековья, Возрождения и барокко. Автор предлагает создание нового учебника, в основу которого легли бы современные научные изыскания

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Ancient music in the conditions of «information explosion» and modern educational process

The problem of studying ancient music in high school is considered in the article. Research and educational issues devoted to the Middle Age, Renaissance, and baroque music are characterized. The author suggests writing a new textbook based on modern researches

Текст научной работы на тему «Старинная музыка в ситуации «Информационного взрыва» и современный учебный процесс»

Л. Шевлякова

СТАРИННАЯ МУЗЫКА В СИТУАЦИИ «ИНФОРМАЦИОННОГО ВЗРЫВА» И СОВРЕМЕННЫЙ УЧЕБНЫЙ ПРОЦЕСС

Старинная музыка - исторически и хронологически весьма широкое понятие. 'Поэтому оговоримся сразу же, что речь в данном случае пойдет о западноевропейской музыке трех больших эпох: средневековья, Возрождения и барокко.

Поднять вопрос о странной музыке и проблемах ее изучения побуждают несколько взаимосвязанных причин. И первая из них - сама нынешняя ситуация в музыкальной жизни, безусловно, радующая душу и как никогда благоприятная для учебного освоения или хотя бы знакомства со всем, что только эта душа пожелает: от раннехристианского пения или, допустим, изоритмического мотета Ars nova до мало у нас известных опер XVII-XVIII веков.

Художественное наследие прошлого - и даже очень отдаленного прошлого - занимает в современной музыкальной культуре одно из важнейших мест. Хорошо всем известны и приметы данной ситуации: широкий интерес к самым разным жанрам старинной музыки, именам, историческим фактам; процесс ее возрождения, охвативший концертную и - пусть пока в меньшей степени в нашей стране - театрально-сценическую практику; появление все новых и новых исполнительских коллективов соответствующего профиля; жадный и не спадающий спрос на аудиозаписи; споры о том, как должна сегодня звучать музыка давно ушедших времен; дискуссии об аутентичном исполнительстве, о принципах художественно-исторической реконструкции... Этот далеко не полный перечень легко продолжить.

Но в рамках нашей темы необходимо выделить и еще одну, относительно новую сторону: со всем перечисленным выше ныне уже вполне сопоставимо и научное «обеспечение». В названии статьи мы - возможно, с некоторым преувеличением -обозначили этот факт как «информационный взрыв».

В самом деле, нельзя не заметить, насколько активизировался в отечественном музыкознании

последних десятилетий исследовательский интерес к проблемам искусства многовековой старинной традиции. Несметное число книг, статей, диссертаций, иных трудов о средневековой, ренессансной и, наверное, более всего о барочной музыке вызывает ощущение буквально «схода лавин». И судя по многим признакам, прекратится он еще не скоро. В идеале он не может прекратиться вообще, поскольку абсолютная полнота музыкально-исторической картины любой эпохи - цель недостижимая, как линия горизонта. Тем заманчивее перспективы, и сегодня они обнадеживают.

Но так было не всегда. Небесполезно вспомнить, что в 1960-1970-х годах, когда в нашей стране уже достаточно широко звучала музыка старых мастеров, когда уже перестали быть редкой роскошью пластинки с записями произведений эпохи Возрождения или барокко - словом, когда ситуация была уже во многом подобна сегодняшней, -тогда состояние исторической музыкальной науки вызывало серьезные и вполне обоснованные опасения у крупнейших ее представителей. В частности, В. Д. Конен в 1967 году выражала озабоченность отсутствием «исследований, отмеченных ясной исторической спецификой». Она писала о том, что «музыкально-теоретическая наука упорно обходит собственно историческую проблематику», уточняя, что «речь идет о трудах историко-проблемного характера, а не просто о монографиях, посвященных отдельным композиторам прошлого». И более того: «Возникает определенная угроза того, что историческая ветвь советского музыкознания вскоре утратит значение как область современной науки» [4, 3, 4]1.

Опасения выдающегося ученого-музыковеда, к счастью, не сбылись. Не сбылись, благодаря, в том числе (а может быть - в первую очередь), собственным усилиям Валентины Джозефовны - ее на-

1 Цитированное авторское предисловие было впервые опубликовано в первом издании «Этюдов» в 1967 г. В том же году под заголовком «В защиту исторической науки» его напечатал журнал «Советская музыка» (№ 6).

учным трудам и ярким публицистическим выступлениям. Она, например, одной из первых привлекла внимание исследователей к пресловутым «белым пятнам» на карте музыкальной истории: сегодня мы можем наблюдать, как они постепенно исчезают в нашей науке. Большие книги и небольшие очерки-этюды В. Д. Конен «наглядно» учили методу научного постижения художественных творений далеких эпох. В основе его лежало, вероятно, ее особое историческое чутье, редкостная способность «услышать» факт отдаленного прошлого в его актуальном звучании. Но не только. Прекрасно осознавая, что музыкальная практика времен, например, Монтеверди или Перселла реально исходила из идейно-эстетических предпосылок своей современности, она понимала необходимость оценивать их и с позиций наших дней. Одна из известных ее статей недаром называлась: «История, освещенная современностью».

Несколько перефразируя этот заголовок, можно говорить о современном историческом освещении самых разных проблем старинной музыки в новой отечественной литературе.

Назвать все заслуживающие внимания работы невозможно, приведем только некоторые примеры (вне всякой хронологии). Это книга М. Лобановой об эстетике и поэтике музыкального Барокко; «Менестрели» М. Сапонова; «Очерки по истории партитурной нотации» И. Барсовой; «Музыковедческое приношение» Н. Зейфас - о «Страстях» И. С. Баха; работы Н. Ефимовой о каролингском «Возрождении» и о ранней монодии; А. Булычевой о музыкальном театре французского барокко или о поэтике рококо в музыке клавесинис-тов; Э. Симоновой об итальянской барочной опере XVII века, а также об истории бельканто.

Чрезвычайно ценными для изучения истории старинной музыки являются публикации переводов различных трактатов и иных материалов, прежде всего, разумеется, в журнале «Старинная музыка». Например, мы впервые получили возможность прочитать в русском эквиритмическом переводе стихи разнотекстовых мотетов Гийома де Машо. Переводы, выполненные на высоком профессиональном уровне, к тому же интересно откомментированы [6].

Не столь часто, как хотелось бы, но все же появляются новые нотные издания. В качестве примера назовем вышедшие в 2007 году сразу две столь необходимые в учебном процессе хрестоматии:

«Песни средневековой Европы» и «Ренессансные песни». Обе подготовлены Т. Кюгерян - в первом случае совместно с Ю. Столяровой, во втором - с Е. Бедуш.

Названные здесь, а также и многие другие работы расширяют горизонты наших исторических знаний, заполняют пробелы, по-новому - а нередко и впервые в российском музыкознании - осмысливают и обобщают художественные явления, процессы или факты искусства далекого прошлого. Зачастую они корректируют какие-то привычные представления, а подчас и переворачивают их, предлагая иной взгляд на вещи давно, казалось бы, известные.

Тематика, направленность, объемы, жанры современной исторической литературы о музыке настолько многообразны и разноплановы, что вряд ли поддаются какой-то систематизации. Мы и не ставим здесь подобной задачи. Отметим только, что среди них, в частности, есть «широкоохватные» большие исследования, посвященные сквозным культурно-историческим темам. Такова пастораль в разных видах искусства, в различных жанровых и стилевых преломлениях от античности до XX века в серии опубликованных статей А. Коробовой. Есть интереснейшие работы, родившиеся «на стыке» науки с практикой - таковы, например, статьи М. Батовой, посященные «Представлению о Душе и Теле» Э. де’Кавальери. В 1997 году Коллегией старинной музыки Московской консерватории впервые в нашей стране была осуществлена сценическая реконструкция этого сочинения. Самой М. Батовой «довелось на какое-то время уподобиться барочному капельмейстеру: привести партитуру в читаемый вид, перевести все тексты на русский язык, выполнить оркестровку, отрепетировать оперу с певцами и инструменталистами, спеть роль Души». Говоря о жанре «Представления», автор считает его духовной оперой, попавшей в разряд ораторий, и убеждена: «хрестоматийное утверждение о том, что именно с нее начинается история оратории... постепенно сойдет на нет» [1, 69]

Хотелось бы остановиться подробнее и еще на одном примере, показательном с разных точек зрения. Это фундаментальное исследование П. Луц-кера и И. Сусидко об итальянской опере XVIII века [9]. (Оно задумано как «четырехтомное», два первых тома уже увидели свет).

Более чем справедливым кажется замечание авторов во Введении к I части: «итальянская опера

рубежа XVII-XVIII веков - своеобразная terra incognita...» Подчеркивая «крайне скудное освещение итальянской оперы (за исключением, пожалуй, флорентийских опытов и творчества Монтеверди) в учебных курсах и учебниках» [9, 9-10], они пишут: «Между Монтеверди и Россини - почти полная неизвестность, и ее вряд ли могут прояснить изящная и остроумная „Служанка-госпожа“ Пер-голези, „Тайный брак“ Чимарозы и оперы Моцарта на итальянском языке» [9, 5]. И с этим нельзя не согласиться.

Книги П. Луцкера и И. Сусидко, в значительной степени восполняя отсутствующий (прежде всего в учебнике Т. Н. Ливановой) материал, компенсируют недостатки в изложении темы в целом. К числу подобных недочетов следует отнести вызывающий сегодня, по меньшей мере, недоумение отказ от демонстрации нотных образцов. Так, говоря о кризисе оперы-seria, Т. Н. Ливанова на двух страницах характеризует музыку оперы «Фаэтон» Йо-мелли, не приводя при этом ни единого нотного примера [7, 145-146]. Еще более поразительный в этом смысле случай - целая книга об итальянской опере-buffa XVIII века, где музыка представлена исключительно в авторских описаниях и опять-таки без единой нотной строчки [5].

Рассказывая о работе над второй редакцией2 учебника истории музыки, сама Т. Н. Ливанова именно о главе, посвященной итальянской опере, отзывалась как о наименее обновленной: «материала все еще недоставало!» Напомним, что она работала над этим учебником в конце 1978 - начале 1979 годов, казалось бы, не так уж и давно - меньше тридцати лет тому назад. А материала недоставало!

Что же касается названных книг Луцкера и Сусидко, то они подобным материалом буквально переполнены. Помимо обилия исторических фактов, характеристик жанров, аналитических очерков или, например, глав о поэтике оперы-seria в ее музыкальном и литературном проявлениях, здесь в кратком изложении приводится множество оперных сюжетов - в большинстве своем они раньше у нас не публиковались. Львиную долю общего объема исследования составляют музыкальные примеры (порой весьма протяженные), и в подавляющей части они здесь представлены опять-таки впер-

2 Таково авторское указание, хотя, по сути, учебник был написан заново. Впервые был выпущен еще в 1940 г.

вые. Наконец, кроме всего этого, здесь огромное количество всевозможной справочной информации о композиторах, либреттистах, певцах и проч.

Но самое главное - этот капитальный труд заставляет всерьез задуматься о проблеме исторически адекватного взгляда на итальянскую оперу, об инерции в ее оценках, исходящих из требований XIX и даже XX века. Или, как пишут авторы, о «невероятном несоответствии реальности и представлений, которое - так уж сложилось в истории -сопряжено с оперным искусством Италии» [9, 5]. Приведем в этой связи также высказывание Л. Кириллиной - оно относится к опере-Бепа, но имеет и более широкий смысл: если «подойти к этому жанру непредвзято... мы убедимся, что у него -не дурная эстетика. У него другая эстетика. Здесь просто не применимы такие понятия как реализм, психологизм и тем более историзм»[3, 86].

Пример с книгами П. Луцкера и И. Сусидко -далеко не единственный случай необходимой (по меньшей мере, весьма желательной) смены статуса новейшей научной исторической литературы: она должна стать учебной. Сегодня мы располагаем большим корпусом современных высококлассных работ, обобщающих в своей области отечественный и - что не менее важно - зарубежный исследовательский опыт, обладающих качеством доказательного историзма, прошедших профессиональную апробацию, получивших признание благодарных читателей и педагогов консерваторий и училищ. Из списков так называемой «дополнительной» литературы подобные работы пора уже переводить в разряд основной.

Собственно, на практике это довольно часто и происходит - особенно в учебно-историческом курсе для музыковедов. И, казалось бы, никаких особых проблем тут нет: бери книгу, читай, изучай.

Проблемы, однако, есть.

К примеру, все та же «Итальянская опера XVIII века». Во всех отношениях замечательное это издание применительно к учебному процессу имеет всего лишь один, но очень существенный «недостаток»: объем. Только основной текст, без приложений, в первом томе составляет около 350 страниц, а во втором чуть ли не вдвое больше - 654 страницы. И это пока только два тома из четырех!

Разумеется, трудности адаптации масштабных «монотематических» трудов к нуждам учебной практики связаны не только с объемом материа-

ла. Очевидно, что его «приспособление» не может быть сведено просто к сокращению - «от сих до сих». Книги, в которых всесторонне и детально исследуется какое-то одно явление, она проблема, представляют собой некую целостность. Их части внутренне обязательно взаимосвязаны, выстроены в порядке, обусловленном общим замыслом и, следовательно, рассчитаны на последовательное, а не фрагментарное чтение, на целостный «охват». Последнее предполагает нечто вроде «реферирования» концепции и общей «драматургии» научного исследования - определенный уровень смыслового обобщения, «сгущения» основного содержания до сжатых, концентрированных тезисов. Не секрет, что подобные навыки - большая редкость среди студентов, тем более первого курса. (Справедливости ради отметим, что и для преподавателей, ведущих курс, такие логические операции с материалом научных работ представляют порой немалые трудности).

Вообще сложности в освоении исторической проблематики искусства средневековья, Возрождения, барокко в большой мере предопределены уже самим местоположением этих разделов в учебном плане. Это, как известно, первый и частично второй семестры - и тут нельзя не учитывать особенностей «переходного» периода, психологически не самого комфортного времени для студентов.

Но важнее другое: первокурсники не всегда готовы и способы осилить и адекватно воспринять язык и методы научных исследований - даже и небольших работ - и сделать это достаточно оперативно. Понятно, что для этого им пока еще не хватает знаний - как общих историко-гуманитарных, так и специальных музыкально-теоретических, не говоря уж о знаниях, специфически необходимых именно при обращении к тем периодам, о которых здесь идет речь. Такой специфически необходимой сферой познаний является в данном случае, прежде всего, полифония. Общеизвестно, что история музыки и средних веков, и Ренессанса, а во многом и барокко - это одновременно в большой степени история полифонии. Однако в училище эта дисциплина проходится не на всех отделениях, а в консерватории ее изучение начинается позднее. Отсюда -дополнительная функционально-информационная нагрузка, которую вынужденно принимает на себя соответствующая часть курса истории музыки.

Зададимся и более широким вопросом: отзывается ли в целом новая научная (информацион-

ная) ситуация в учебном процессе? Звучит ли на первом консерваторском курсе эхо «высокого» музыкознания, большой науки? Безоговорочно положительного ответа на этот вопрос дать нельзя. Эхо довольно слабое.

Все же основные свои представления о музыке прошлого студенты получают из учебников главным образом - или из учебников только. В нашем случае это два двухтомника Т. Н. Ливановой «История западноевропейской музыки до 1789 года» в двух версиях: для музыковедов и для исполнителей. Со времени своего выхода в свет (1982-1983 и затем 1986-1987) и по сей день, в течение практически уже четверти века они остаются базовыми консерваторскими учебниками по старинной музыке.

Можно сказать, что студенты уже не одного поколения смотрят на средние века, Ренессанс, барокко «глазами Ливановой». И тут нет метафоры: сама Тамара Николаевна подчеркивала, что «никогда не могла попросту идти за научной литературой, а всегда старалась извлечь нечто свое из изучения самой музыки». Подобных замечаний немало в ее «Воспоминаниях». Она пишет, в частности, о музыке XVII века: «Общая картина... получилась... не „скопированной11 откуда-либо, а воссозданной по моему разумению. Кстати сказать, никто ее пока не оспаривал - ни при обсуждениях, ни при рецензировании или редактировании» [8, 365].

Никто не оспаривал (ни тогда, в годы подготовки учебников, ни сегодня) и других эпохально-исторических картин, написанных Т. Н. Ливановой со свойственным ей размахом в охвате проблем. Ее «глаза» и «уши», ее широчайшая эрудиция позволили ей «представить общую картину развития искусства в средние века и на различных этапах Возрождения. показать целую „сет-ку“ международных творческих связей и сложение крупных школ на этой основе. дать почувствовать творческие индивидуальности. и, наконец, обнаружить в полифонической традиции строгого стиля. собственно художественные тенденции.» [8, 366].

Индивидуальное отношение Т. Н. Ливановой ко всем этим (и некоторым другим) вопросам во многом сохраняет свою убедительность и в наши дни. Более того, какие-то взгляды автора в сознании музыкантов успели приобрести значение незыблемых истин. Что кажется только естественным, ког-

да ее учебник - основной и весьма авторитетный источник сведений о музыке прошлого.

Тем не менее, сегодня налицо уже и заметное несоответствие ливановского двухтомника современному уровню и объему знаний, самому «духу» представлений о средневековой, ренессансной и барочной музыке. Более того, в последние годы, с появлением все новых исторических работ (количество их на наших глазах переходит в качество) степень этого несоответствия нарастает прямо-таки устрашающими темпами. И, вероятно, будет продолжать нарастать.

Другими словами, учебник Т. Н. Ливановой за четверть века успел в чем-то весьма ощутимо устареть. Надо ли говорить, что в принципе это происходит с любым учебником, если, разумеется, его предмет - не какая-либо точная наука вроде математики или химии. Там, наверное, проще: формула, скажем, мыла вряд ли зависит от хода времени, а также от господствующих взглядов, от идеологии или культурной политики государства. Главное - такая формула не нуждается в пересмотре или корректировке под массивным «напором» новых научных данных, новой информации (не говоря уж о новых концепциях, свободных от обязательных и неизбежных прежде марксистско-ленинских схем духовной жизни человечества в любые исторические времена).

«История музыки» Т. Н. Ливановой сегодня подвергается критике. Например, целый ряд достаточно обоснованных претензий к ней предъявляет -в основном по поводу барокко - известный исследователь, специалист в этой области Ю. Бочаров. Он пишет: «Весьма упрощенными являются изложенные Ливановой взгляды на историю жанров инструментальной музыки эпохи Барокко и в особенности на историю музыкального театра». Он упрекает Т. Н. Ливанову в отсутствии внимания к некоторым конкретным фигурам музыкальной истории - к М.-А. Шарпантье, Г. Ф. Телеману; в проявлении так называемого «бахоцентризма, широко распространенного в музыковедении первой половины XX века, но, к сожалению, ощутимого и поныне» [2, 8].

Более того, Т. Н. Ливанова косвенным образом оказывается «виновной» в недочетах или неточностях, допущенных, например, в книге Т. Кюрегян «Форма в музыке ХУ11-ХХ веков», вышедшей в 2003 году (!). Описав несколько случаев «не вполне достоверной информации музыкально-истори-

ческого характера» в этом пособии, Ю. Бочаров, однако, заключает, что, «наверное, будет не вполне справедливо ставить в укор автору подобные историко-музыкальные несоответствия, ибо в основном они заимствованы из. двухтомника Т. Н. Ливановой.» [2, 9].

Недостаточно корректным представляется и еще одно критическое суждение Ю. Бочарова. Оно касается того, что «в учебнике Ливановой старинная музыка вообще существует как бы сама по себе, в отрыве от реальной сферы своего бытования», тогда как «реалии давних эпох для нынешних студентов - по преимуществу terra incognita». С этим, возможно, стоит согласиться. Но далее делается вывод, крайне несправедливый именно в отношении Т. Н. Ливановой: «Правда, требовать от автора учебника советских времен осознания того, что история музыки далеко не сводима к одним лишь нотным текстам. было бы наивно»[2, 8]. Да, наверное, было бы наивно - если бы речь шла о ком-то другом.

В числе прочего Ю. Бочаров говорит в своей статье также о «моральной устарелости», об ощутимой на разных уровнях идеологической составляющей ливановского двухтомника. И все это в целом верно.

Но даже если не принимать во внимание идеологические установки советского времени - есть законы жанра, жанра учебника. В этом жанре нет, например, места научной полемике - там излагаются некие общепризнанные, устоявшиеся положения, солидные авторитетные суждения. «Провозглашаются» истины - но редко выдвигаются новые или неожиданные идеи.

Такие требования жанра (при том, что учебники вообще являются миру нечасто) могут обернуться тиражированием вчерашних или еще более ранних воззрений - что отчасти и произошло с тем же учебником Т. Н. Ливановой. Как справедливо отмечает Ю. Бочаров, в некоторых вопросах он «базируется в основном на представлениях Р. Роллана и Г. Кречмара, которые. делали свои выводы в начале XX столетия, опираясь на весьма ограниченное количество источников» [2, 8]. К этому теперь добавим, что Р. Роллан и Г. Кречмар, в свою очередь, «базировались», соответственно, на эстетических и научных позициях XIX века.

Все сказанное выше подводит к мысли о том, что в наши дни и сам вузовский курс истории музыки названных эпох, и учебные пособия по кур-

су нуждаются в корректировке, в обновлении, в ряде случаев - в перестановке смысловых акцентов, в переоценке некоторых фактов и явлений старинной музыки. С помощью новейшей научной литературы курс можно, конечно, несколько «освежить», в той или иной мере «осовременить». Но это возможно, как мы пытались здесь показать, все же лишь в ограниченных пределах.

Представляется необходимым создание нового учебника. Он может быть подготовлен и издан в разумные сроки, если в его основу будут положены исследования, монографии и другие работы разных авторов. Вряд ли в сегодняшних условиях кому-то одному под силу повторить научный и творческий подвиг Т. Н. Ливановой. Аргумент в пользу коллективного авторства: у нас сегодня вполне достаточно талантливых, высококвалифицированных ученых-музыковедов, чьи работы -нередко уже вполне готовые главы или разделы гипотетического учебника. Они готовы концептуально, методологически, структурно. Многие из них к тому же получили признание и известность, апробированы и широко используются в разных консерваторских курсах. Иное дело, что для учебных целей их необходимо адаптировать.

Возможные варианты подобной работы: издание отдельных глав (очерков, тематических подборок и проч.) в виде брошюр, поочередно, по мере готовности переработанных материалов и не обязательно с соблюдением хронологического порядка. Они могли бы использоваться в учебной практике не вместо, а наряду с базовыми пособиями Т. Н. Ливановой, что было бы только на пользу студентам.

Последние в этом случае получили бы возможность сопоставлять различные точки зрения на одни и те же явления или проблемы, сравнивать разные подходы, разное индивидуальное освещение исторических фактов, процессов, личностей. Помимо расширения кругозора, все это способствовало бы развитию иного, не догматичного восприятия музыкальной истории.

Еще один вариант: создание тем же коллективным способом не одного, а трех новых учебников - по одному на каждую из трех интересующих нас эпох.

Словом, вариантов много - вплоть до электронных книг или курсов. Но необходимо объединение усилий, сегодня, к сожалению, разобщенных.

ЛИТЕРАТУРА

1. Батова М. Заметки капельмейстера // Старин-

ная музыка: Практика. Аранжировка. Реконструкция: Материалы науч.-практ. конф. М., 1999.

2. Бочаров. Ю.Музыка Барокко в отечественной

справочной и учебной литературе рубежа ХХ-ХХ1 веков // Старинная музыка. 2006. № 3-4.

3. Кириллина Л. Орфизм и опера // Муз. акаде-

мия. 1992. № 4.

4. Конен В. Этюды о зарубежной музыке. Изд. 2,

доп. М., 1975.

5. Крунтяева Т. Итальянская комическая опера

XVIII века. Л., 1981.

6. С. Лебедев. Super omnes speciosa. Латинская поэзия в музыке Гийома де Машо // Старинная музыка. 2004. № 3-4

7. Ливанова Т История западноевропейской му-

зыки до 1789 года. Т. 2: XVIII век. М., 1982.

8. Ливанова Т. Статьи. Воспоминания. М., 1989.

9. Луцкер П., Сусидко И. Итальянская опера XVIII века. Ч. 1.: Под знаком Аркадии. М., 1998.; Ч. 2.: Эпоха Метастазио. М., 2004.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.