Научная статья на тему '«Старина с новизной перемешались»: записи, характеризующие события и процессы XX в., на экземплярах старопечатных кириллических изданий'

«Старина с новизной перемешались»: записи, характеризующие события и процессы XX в., на экземплярах старопечатных кириллических изданий Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Клио
ВАК
Область наук
Ключевые слова
записи на книгах / старопечатные кириллические издания / традиционная культура / XX в. / война / революция / коллективизация / records on the books / old Cyrillic printed editions / traditional culture / XX century / war / revolution / collectivization

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Владимир Павлович Богданов, Ярослав Викторович Леонтьев, Александр Яковлевич Лившин

Статья посвящена записям на книгах старопечатных кириллических изданий (выпущенных в конце XV – XVIII вв.), отразившим явления и процессы XX в. Несмотря на сильнейшие трансформационные процессы, которые пережило российское население в период советской власти, старинные книги нередко до выполняли те же функции, для которых были изданы столетия назад. Записи на них по-прежнему отражали вклады, какие-либо сделки, факты владения и проч. Однако через эти тривиальные нарративы удается воссоздать жизнь российского общества новейшего времени. Часть записей напрямую сообщают о событиях XX в., большинство же отражают их опосредованно. Так в этих кратких нарративах нашли отражение Первая Мировая, Гражданская, Великая Отечественная войны, процессы коллективизации и борьбы с религией, а также переименования населенных пунктов. При этом в них не нашлось места именам государственных, партийных или военных деятелей (за исключением А.А. Брусилова). Зато фигурируют деятели местной истории: председатели колхозов, каких-либо комитетов и т.д. Вместе с тем, записи на книгах, подобно эго-документам, нередко содержат личностное отношение авторов к тем или иным событиям. Поскольку они выполнены на изданиях религиозного характера, то иногда они имеют отсылки к Священной истории.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Владимир Павлович Богданов, Ярослав Викторович Леонтьев, Александр Яковлевич Лившин

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

“Antiquity and Modernity mixed”: notes characterizing the events and processes of the 20th century on copies of early printed Cyrillic publications

The article is devoted to the records on the books of old Cyrillic printed editions (issued at the end of the XV – XVIII centuries), reflecting the phenomena and processes of the XX century. Despite the strongest transformation processes that the Russian population experienced during the Soviet period, old books often performed the same functions for which they were published centuries ago. The records on them still reflected deposits, any transactions, facts of ownership, etc. However, through these trivial narratives, it is possible to recreate the life of modern Russian society. Some records directly report the events of the 20th century, while most reflect them indirectly. Thus, these brief narratives reflect the First World War, the Civil War, the Great Patriotic War, the processes of collectivization and the fight against religion, as well as the renaming of settlements. At the same time, there was no place in them for the names of state, party or military figures (with the exception of A.A. Brusilov). But figures of local history figure: chairmen of collective farms, any committees, etc. At the same time, entries on books, like ego documents, often contain the personal attitude of the authors to certain events. Since they are made on publications of a religious nature, sometimes they have references to Sacred History.

Текст научной работы на тему ««Старина с новизной перемешались»: записи, характеризующие события и процессы XX в., на экземплярах старопечатных кириллических изданий»

УДК 94(47)

DOI: 10.24412/2070-9773-2024-10-247-254

Дата поступления (Submitted) 04.10.2024

Дата принятия к печати (Accepted) 13.10.2024

ВЛАДИМИР ПАВЛОВИЧ БОГДАНОВ

доктор исторических наук, старший научный сотрудник лаборатории истории культуры исторического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова.

Россия, 119234, Москва, Ломоносовский проспект, д. 27, корпус 4.

e-mail: vpbogdanov@gmail.com

ЯРОСЛАВ ВИКТОРОВИЧ ЛЕОНТЬЕВ

доктор исторических наук, доцент, профессор кафедры истории государственного и муниципального управления факультета государственного управления МГУ имени М.В. Ломоносова.

Россия, 119234, Москва, Ломоносовский проспект, д. 27, корпус 4.

e-mail: leoyar@mail.ru

АЛЕКСАНДР ЯКОВЛЕВИЧ ЛИВШИН

доктор исторических наук, профессор, профессор кафедры истории государственного и муниципального управления факультета государственного управления МГУ имени М.В. Ломоносова.

Россия, 119234, Москва, Ломоносовский проспект, д. 27, корпус 4.

e-mail: livshin@spa.msu.ru

«Старина с новизной перемешались»: записи, характеризующие события и процессы XX в., на экземплярах старопечатных кириллических изданий

Аннотация. Статья посвящена записям на книгах старопечатных кириллических изданий (выпущенных в конце XV - XVIII вв.), отразившим явления и процессы XX в. Несмотря на сильнейшие трансформационные процессы, которые пережило российское население в период советской власти, старинные книги нередко до выполняли те же функции, для которых были изданы столетия назад. Записи на них по-прежнему отражали вклады, какие-либо сделки, факты владения и проч. Однако через эти тривиальные нарративы удается воссоздать жизнь российского общества новейшего времени. Часть записей напрямую сообщают о событиях XX в., большинство же отражают их опосредованно. Так в этих кратких нарративах нашли отражение Первая Мировая, Гражданская, Великая Отечественная войны, процессы коллективизации и борьбы с религией, а также переименования населенных пунктов. При этом в них не нашлось места именам государственных, партийных или военных деятелей (за исключением А.А. Брусилова). Зато фигурируют деятели местной истории: председатели колхозов, каких-либо комитетов и т.д. Вместе с тем, записи на книгах, подобно эго-документам, нередко содержат личностное отношение авторов к тем или иным событиям. Поскольку они выполнены на изданиях религиозного характера, то иногда они имеют отсылки к Священной истории.

Ключевые слова: записи на книгах, старопечатные кириллические издания, традиционная культура, XX в., война, революция, коллективизация

"Antiquity and Modernity mixed": notes characterizing the events and processes of the 20th century on copies of early printed

Cyrillic publications

VLADIMIR PAVLOVICH BOGDANOV

Doctor in History, Senior Researcher, Laboratory of Cultural History, Faculty of History, Lomonosov Moscow State University.

Russian Federation, 119234, Moscow, Lomonosovsky Prospekt, 27-4. e-mail: vpbogdanov@gmail.com

JAROSLAV VIKTOROVICH LEONTIEV

Doctor in History, Associate Professor, Professor, Department of History of State and Municipal Management, Faculty of Public Administration, Lomonosov Moscow State University. Russian Federation, 119234, Moscow, Lomonosovsky Prospekt, 27-4. e-mail: leoyar@mail.ru

ALEXANDER YAKOVLEVICH LIVSHIN

Doctor in History, Professor, Professor, Department of History of State and Municipal Management, Faculty of Public Administration,

Lomonosov Moscow State University.

Russian Federation, 119234, Moscow, Lomonosovsky Prospekt, 27-4. e-mail: livshin@spa.msu.ru

Abstract. The article is devoted to the records on the books of old Cyrillic printed editions (issued at the end of the XV - XVIII centuries), reflecting the phenomena and processes of the XX century. Despite the strongest transformation processes that the Russian population experienced during the Soviet period, old books often performed the same functions for which they were published centuries ago. The records on them still reflected deposits, any transactions, facts of ownership, etc. However, through these trivial narratives, it is possible to recreate the life of modern Russian society. Some records directly report the events of the 20th century, while most reflect them indirectly. Thus, these brief narratives reflect the First World War, the Civil War, the Great Patriotic War, the processes of collectivization and the fight against religion, as well as the renaming of settlements. At the same time, there was no place in them for the names of state, party or military figures (with the exception of A.A. Brusilov). But figures of local history figure: chairmen of collective farms, any committees, etc. At the same time, entries on books, like ego documents, often contain the personal attitude of the authors to certain events. Since they are made on publications of a religious nature, sometimes they have references to Sacred History.

Keywords: records on the books, old Cyrillic printed editions, traditional culture, XX century, war, revolution, collectivization

Изучению исторической психологии [1, 2 и др.] и особенностей трансформационных процессов в традиционной культуре [3, 4 и др.], посвящена обширная литература. Исследователи традиционно привлекают для такого рода работ (в том числе и по истории XX в.) эго-источники [5], материалы делопроизводства [6] и т.д. Расширить представления по данному вопросу может и такой интересный источник, как записи на книгах.

Выражение, вынесенное в название статьи, было широко распространено в XVII в. Одна-

ко, как представляется, оно обрело подлинный смысл уже в XX в. Проявлением этого стало создание записей, характеризующих, по образному выражению А.А. Ахматовой, «некалендарный настоящий двадцатый век». Записи на книгах, которые вышли в то же время, что и происходили изучаемые события, -явление ожидаемое. Появление же записей на экземплярах тех изданий, что вышли триста и четыреста лет до событий, кажется явлением необычным. Яркой иллюстрацией несоответствия книги, её характера и назначения, тем записям, что на ней

появляются в ходе бытования, можно считать штампы Ярославского окружного совета «Союза воинственных безбожников СССР» 1920-х гг. на экземплярах XVN-XVNI вв. [Евангелие. - М.: Печ. двор, 1685; 15. № 562; Псалтырь. - М.: Печ. двор, 1650; 14. № 593; Пролог. Ч. 2. - М.: Печ. двор, 1702; 16. № 49].

Подобного рода случаям, когда на старинных книгах появляются записи ХХ-ХХ1 вв., и посвящена предлагаемая статья.

Под старопечатными кириллическими изданиями подразумеваются книги, выпущенные до начала XIX в., напечатанные кириллическим (а для XVIII в. - церковнославянским) шрифтом. Объект - записи на экземплярах именно старопечатных кириллических изданий выбран в силу массовости и продолжительности самого явления. Печатных изданий значительно больше дошедших до нас рукописей, а записи на них, оставленные поколениями вкладчиков, владельцев, читателей и т.д. ведутся до сих пор. В основу статьи положена база данных, в которой учтено 17175 записей, выполненных на 5125 экземплярах 1370 изданий, напечатанных кириллицей с 1490-х гг. по 1800 г. Записи опубликованы в каталогах, подготовленных при участии археографов Московского университета [7-19].

Следует отметить, что значительная часть записей XX -XXI вв. носит традиционный характер. Так книги по-прежнему жертвовались, дарились, продавались и покупались. Например: «Сей Апостол благословлен епископом Феоге-ном Измаильским в женский кунический Казанский Божией матери монастырь 1935 г. февраля 7-го стар<ого> стиля». Ниже помещена круглая печать с изображением двуперстного знамения и надписью: «Смиреннии епископ Фиоген гр<ад> Измаил» [Апостол. - Вильно: Тип. Л. и К. Мамо-ничей, после 1595; 18. № 46] (здесь и далее записи приводятся в современной орфографии пунктуации, но с сохранением орфографических и стилистических особенностей источника, титла и сокращения раскрыты в косых скобках). Или: «П.Д. Распопову, куплена 25 марта 1923 г.» [Иоанн Златоуст. Беседы на евангелиста Иоанна.

- М.: Печ. двор, 1665; 13. № 218]. Самые поздние записи, фигурирующая в базе данных, именно о покупке книги (в 2008 г. коллекционер А.В. Ильин приобрел книгу Дмитрия Ростовского «Книга Житий святых. Т. 1: Сентябрь-ноябрь» [Киев: Тип. Печерской лавры; 1689; Ярославль, 2009. № 626а] и Псалтырь учебную [М.: Печ. двор, 1654; Ярославль, 2009. № 55а]).

На экземплярах по-прежнему встречаются записи об их чтении, благословении т.д. Например: «Я Нассонов Павел Григорьевич сию книгу получил в подарок, т<о>-есть по благословению от Улианы с Камгыса в 1953-м году. В действительности П. Нассонов 1961-м году 20 дня Марта потверждаю» [Псалтырь с восследованием.

- М.: Печ. двор, 1634; 13. № 84]. Причем иногда

по подобного рода записям можно проследить историю местных религиозных общин: «Сия книга Мальцева Алексея Закхеевича перешла в руки Дудину Архипу Егоровичу, от него Старкову Андрею Ивановичу. 8 июля 1977 года. Владелец Старков Андрей Иванович» [Псалтырь. - М.: Печ. Двор, ок. 1630; 18. № 235]. Перед нами имена видных деятелей старообрядчества Верхокамья и традиция передачи книг от одного владельца другому. А.И. Старков (1929 - начало 1990-х гг.) -один из наиболее грамотных «деминских» начётчиков поморского согласия деревни Ли-скино Сивинского района Пермской области. В частности, от него был получен ряд книг, предметов быта и записано несколько духовных стихов [20, с. 31, 54].

Среди подобного рода записей встречаются и те, что отражают специфику именно советского периода. Их все (а к XX-XXI вв. относятся 2356 записей) можно разделить на две группы.

Записи первой группы отразили события, явления и процессы политической и социальной истории XX-XXI вв., другой - связаны с судьбами книг. Однако через них можно увидеть важные вехи в истории не только книжной культуры, но и страны.

Начнем с первой разновидности: как отразились в записях конкретные события и процессы XX-XXI вв.

Обращают на себя внимание штампы религиозных организаций. Это свидетельствует о большей по сравнению с более ранним периодом степени централизации их жизни и более официальном положении. Ниже будут примеры штампов с упоминанием Молотовской и Калининской области. Здесь приведем лишь один штамп верещагинской религиозной общины без упоминания области: «Церковный совет Верещагинской старообрядческой религиозной общины 194.x. Г. Верещагино» [Служебник. - М.: Печ. двор, 1646; 12. № 147а].

Очень часто исторические события (XVII-XIX вв.) отражены не сами по себе, а в контексте с рядовыми: семейными или региональными. В нашем случае показательно, что в 1916 г. неизвестный оставил следующую запись: «1916 года. Июня 25 дня погода самая хорошая. Начинают косить. Обедня. Суббота. С 22 мая по 16 июня взяли в плен австрийцы 217000 человек; армии генерала Брусилова от<од>вигаются» [Минея служебная, июнь. - М.: Синод. тип., 1799; 11. № 758]. Безымянного жителя (скорее всего, пермского, т.к. книга бытовала именно в этом регионе и сейчас находится в местном хранилище) интересовала в первую очередь погода: пора или не пора косить. Тем не менее, в свою летопись о погоде (всего на экземпляре четыре записи подобного плана с 1914 по 1921 г.) он вставил выдержку, видимо, из газетного сообщения. Это свидетельствует о том, что сводки с далекого фронта его интересовали так же, как и то, от чего реально

завесила его повседневная жизнь. Нельзя не обратить внимание, что Брусилов - единственный деятель государственного масштаба, чье имя оказалось запечатлено в записях.

Другой пермский житель оставил следующую запись: «1919 года 10 октебря убит на башкирской мельнице Петр Степанов Ламанов» [Псалтырь. -М.: Синод. тип., 1795; 11. № 709]. Запись является свидетельством тех потрясений, которые пережил Пермский край и его жители в годы Гражданской войны.

В помете у текста обещания «Зри. Адаму обещано Богом быти и последнему роду свободу, землу, волю, фабрики и заводы» [Сборник «Кириллова книга». - М.: Печ. двор, 1644; 13. № 132] отразилась ирония автора по поводу обещаний советской власти. Большевистский лозунг «Земля крестьянам, фабрики рабочим» напомнил ему искушение Адама Сатаной.

Фиксируют записи и новый характер взаимоотношений между церковью и государством: «1918 г. октября 28 дня был в церкви грабеж денег увез председатель Пентежской волости Никита Семенович Сюрсяков. (далее подпись) Миков Василий Максимов» [Минея служебная, октябрь. - М.: Синод. тип., 1758; 11. № 212]. Данная запись запечатлела факт изъятия церковного имущества волостным председателем.

На книге «Канонник» [М.: печ-к В. Бурцов, 1641; 19. № 357] указана цена - 900 руб. Столь высокая цена заставляет предположить, что покупка была совершена в условиях большой инфляции: в годы Первой мировой войны или Гражданской войны.

Момент перестройки хозяйственной жизни, связанный с обобществлением собственности (в частности скота) мы видим в одной из расписок: «Расписка. 1920 года 28 октября я ниже сего подписавшийся граж. хутора Саланецкаго Кар-ней Филатов Лагутин обязуюсь зимовать одну пару быков Исая Максимова Дундукова со своими быками ..., цена за зиму шесть тысяч рублей 6000 руб., каковые будут уплочены в конце зимы, в том и расписуюс граж. Карней Лагутен», ниже: «Настоящая расписка и подпись на ней Лагутина свидельствоется, за неимением печати верить подписи. Председатель - подпись. Секретарь -подпись». [Сборник. - Почаев: Тип. Успенского мон., 1782; 11. № 450].

В базе данных несколько раз упомянуты колхозы. В одной записи упомянуто о пожаре в телятнике: «15 апреля 1937 года вечером был пожар, сгорел телятник колхозный. (подпись нрзб.)» [Апостол. - М.: Печ. двор, 1633; 18. № 252]. Две другие записи относятся к более позднему п ериоду.

Примечательно, что владелица книги подписалась следующим образом: «Дерев<ня> Ванен-ки Бузмаковой Марфы Игнатевой единоличница лишоная пра<ва> голоса» [Псалтырь. - Александрова слобода, печ. А.Т. Невежа, 1577; 18. № 14].

Бузмаковы -одна из самых распространенных фамилий в Верхокамье. Марфа Игнатьева - крестьянка-единоличница, пораженная в правах. Видимо, запись относится к 1930-м гг.

Великая Отечественная война фигурирует лишь в двух записях.

В одной сказано: «Вячеслав Вячеславович взят в армию 25-го января 1942 года, в июне възят был на фронт» [Псалтырь. - М.: Синод. тип., 1795; 11. № 709]. Поскольку в самой книге приводится много записей о членах пермской семьи Ламановых, то логично предположить, что и фамилия упомянутого Вячеслава Вячеславовича Ломанов. Человека с таким именем мы находим в базе данных «Дорога памяти». Выясняется, что он 1923 г/р., действительно был призван в армию в январе 1942 г. С апреля 1942 по сентябрь 1942 служил минометчиком в 1182 артиллерийском полку. С сентября 1942 по сентябрь 1943 -минометчиком в 245 гвардейском стрелковом полку. С января 1943 по январь 1944 находился в госпитале 414 по тяжелому ранению в голову (9 сентября 1943). В 1985 г. был награжден орденом Великой Отечественной войны.

Другая запись периода Великой Отечественной войны гласит: «В правление колхоза 2-я Пятилетка от колхозника Горбуновской бригады Чадова Федора Алексеевича. Заявление: В настоящем просим разобрать мое заявление колхозника Горбуновской бригады. Мы просим правление колхоза разрешить нам хлеба для пропитания трех человек ввиду того, что у нас хлеба не имеется. Просим не отказать наше просьбу. В чем подписуюсь. Чадов. 16/11.42 года» [Библия. - Острог: печ. И. Федоров, на средства кн. К.К. Острожского, 1581; 18. № 20]. В записи ничего не сказано о боевых действиях или режиме работы, однако она наглядно рисует социальную обстановку, сложившуюся в тылу.

Интересно, что на одной из книг наряду со штампом библиотеки Саратовского государственного университета им. Н.Г. Чернышевского есть штамп Прусской государственной библиотеки Берлина [Устав (Око церковное). - М.: Печ-к

A.М. Радишевский, 1610; 18. № 98]. Книга поступила в НБ МГУ из Госфонда в 1956 г., поэтому её предыдущая судьба неизвестна. Возможно, она стала трофеем в годы Великой Отечественной войны.

В одну книгу вложено удостоверение 1956 г. на имя Козыревой Елены Михайловны, уполномоченной по проведению подписки на заём среди крестьян д. Бывальцева колхоза им. М. Горького [Евангелие учительное. - М.: Печатник

B.Ф. Бурцов, 1639; 14. № 379]. Интересен сам факт проведения подписки на государственный заём - широко распространенной практики в советское время.

За одной пометой, как представляется, также можно видеть отражение борьбы с религией. Шариковой ручкой почеркнута фраза: «нахожде-

ния безбожнаго царя Батыя на Русскую землю» [Пролог, перв. пол. - М.: Печ. двор, 1675; 15. № 387]. То, как сделано это подчеркивание свидетельствует, что произошло это в XX в. и даже, скорее всего, во второй половине, когда шариковые ручки стали широко распространяться. С этой точки зрения, данная маргиналия может быть реакцией на гонения периода нахождения у власти Н.С. Хрущева (антирелигиозная кампания 1958-1964 гг. была одной из самых тяжелых [21, с. 359-394]).

Перейдем же теперь ко второй группе записей - тех, что отразили судьбы конкретных изданий, но за ними видна истории книжной культуры страны и процессы государственного масштаба.

На 1917 г. приходится два примечательных пожертвования книг учебным заведениям.

16 сентября 1917 г. приват-доцент Иван Владимирович Пузына (Пузино) принес дар библиотеке Петроградского университета, оставив соответствующую запись: «Подарил прив. доц. Иван Владим. Пузино. Библиотека Петрогр. Уни-верси<те>та. Арифметика Леонтия Магницкаго. 1703». Тут же штамп «16 сент. 1917» [Магницкий Л.Ф. Арифметика. -М.: Печ. двор, 1703; 11. № 16]. Даритель И.В. Пузына (1888-1961) - видный историк и известный деятель эмиграции [22]. В тоже 1917 гот имени профессора П.А. Баранова в библиотеку Шелапутинского института перешла книга: «Дар Педагогическому Институту имени П. Г. Шелапутина от П. А. Баранова в 1917 г.» [Считание удобное (Таблица умножения). - М.: Печ. двор, 1682; 19. № 607]. Видимо, это был посмертный дар, т.к. в 1915 г. преподаватель математики и физики Петр Алексеевич Баранов (1873-1915) погиб [23].

Мы видим, что в судьбах дарителей отразились сложности наступившей эпохи. Представитель мирной профессии преподаватель П.А. Баранов погиб в крупнейшем мировом конфликте, а скромный приват-доцент столичного вуза вынужден был покинуть страну в связи со сменой политического режима.

Кроме того, важно учесть, что книга с дарственной И.В. Пузыны находится сейчас в Перми. Есть ещё одна книга с интересным штампом: «Библиотека Пермскаго Отделения Император-скаго Петроградскаго Университета» [Библия. -М.: Синод. тип., 1766; 11. № 308]. Таким образом дарственная запись на одной книге и штамп на другой запечатлелт одну из вех старейшего пермского вуза -какое-то время он функционировал как филиал Петроградского университета. Преемственность одного учебного заведения от другого нашла даже отражение в уставе вуза. («ВУЗ образован в соответствии с Актом Министерства народного просвещения России от (14) 1 октября 1916 года № 2773 как Пермское отделение Императорского Петроградского университета, на базе которого постановлением Временного Правительства России от 1 июля 1917

г. № 752 открыт Пермский университет, который 1 сентября 1934 года переименован в Пермский государственный университет имени А.М. Горького» [Устав федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Пермский государственный национальный исследовательский университет» (новая редакция). 27.05.2011. № 1883, п. 1.2].).

В то же время запись Пузыны и штамп отразили переименование Санкт-Петербурга в Петроград. Факт переименования населенных пунктов мы можем видеть ещё в нескольких случаях.

Так в базе данных есть записи с упоминанием г. Молотова или Молотовской области. Т.е. речь идет о г. Перми периода 1940-1957 гг. В одном случае упомянут «Молотовский приход». [Иоанн Златоуст. Беседы на 14 посланий ап. Павла. - Киев: Тип. Печер. Л., 1623; 13. № 45]. То же мы видим и штампе одной старообрядческой библиотеки: «"Церковны[й] Совет Верещаги[н-ской] старообрядч[еской] религиозной о[бщины] инв. № 16 г. Верещагино Молотовской области"» [Триодь постная. - М.: Печ-к А.Т. Невежа, 1589; 18. № 24]. В нескольких случаях упомянута Мо-лотовская областная художественная галерея [Евангелие. - М.: Печ. двор, 1689; 12. № 284б; Евангелие. - М.: Синод. тип., 1759; 11. № 231]. Фигурируют также «Молотовский Государств. Педагог. Институт» [Платон (Левшин). Православное учение. - М.: Синод. тип., 1768; 11. № 325] и «Молотовский Обл. Гос. Архив» [Последование молебных пений. - М.: Синод. тип., 1771; 11. № 334].

В трех случаях мы видим упоминание г. Калинина или Калининской области (в 1931-1990 гг. г. Тверь носил название «Калинин»). Есть штампы библиотеки Калининского пединститута [Номоканон, сиреч Законоправилник. - Киев: Тип. Печерской лавры, 1624; 8. № 18] или библиотеки Калининского областного музея [Магницкий Л.Ф. Арифметика. -М.: Печ. двор, 1703; 8. № 233]. Религиозные объединения также имели названия, соответствующие точному наименованию местности: «с. Конаково Конаковского района Калининской области. Исполнительный орган религиозной общины Иоанно-Предтеченской православной церкви» [Кроковский И. Акафист Св. Варваре. - Киев: Тип. Печерской лавры, 1739; 16. № 407].

Именно при советской власти начался процесс целенаправленной постановки памятников старины на государственный учет. Некоторые записи отразили и этот процесс. Так, на книге «Сборник переводов Епифания Славинецкого (Григорий Богослов, Василий Великий, Афанасий Александрийский и Иоанн Дамаскин)» [М.: Печ. двор, 1665; 19. № 552] имеется ярлык «Комиссии по охране и регистрации памятников искусства и старины Отдела по делам музеев и охране памятников искусства и старины Нар. Комиссари-

ата по Просвещению с № 535». Имеется и ещё один подобного рода ярлык: «Губернск[ий] по-дотд[ел] по дел[ам] музеев и охране памятников] искусства и старины при Тверском Губ<ернском> отделе Народн<ого> образования>. Комиссия по охр<ане> и регистрации памятников искусства» [Евангелие. - М.: Печ. двор, 1698; 8. № 209].

Нельзя также обойти штампы Ворошиловского историко-краеведческого музея в г. Усолье: «Р.С.Ф.С.Р. Народн. Комиссариат Просвещения Ворошиловский историко-краеведческий му-зей...19...г. № .г. Усолье» [Беллярмин, кардинал. Толкование на Псалтирь / Пер. И. Клементьев-ский. Ч. 1-3. - М. - СПб.: Синодальная тип., 1791; 11. № 627; Триодь цветная (Пентикостарион). -М.: Печ. двор, 1704; 11. № 26; Краткия поучения о главнейших спасительных догматах веры. - М.: Синод. тип., 1785; 11. № 475].

Т.е. сбор памятников и постановка их на учет стало делом государственной важности - недаром на музейных штампах фигурируют Губернский отдел народного образования или Народный Комиссариат Просвещения.

Книги стали покупаться государственными хранилищами у частных лиц: «Магницкий Леонтий. Арифметика, сиречь наука числительная. Разделена на две книги. Кн. 1. Арифметика-практика или деятельная арифметика-политика (для общего гражданского употребления). Кн. 2. Арифметика-логистика - сведения, необходимые для мореплавания и навигации. Издание 1703 года (год открытия навигационной школы Петром I). Куплена 7 октября 1936 г. за 15 рублей (от частного лица г. Перми)» [Магницкий Л.Ф. Арифметика. - М.: Печ. двор, 1703; 11. № 19].

Кроме того, некоторые записи фиксируют акт передачи книг новым владельцам -археографическим центрам: «Сия богодохновенная книга благословлена в дар МГУ от Шкодрина Кондрата Иосифовича» [Октоих, Ч. 1: гласы 1-4. - М.: Печ. двор, 1631; 18. № 228]. Или: «№ 5. 6^11.87 г. д. Ваньково Красновишерского р-на от Горшкова Е.Н. (беглопоп.). И. Поздеева» [Псалтырь с вос-следованием. - Почаев: Тип. Успенского мон., 1781; 11. № 422]

Косвенно переход книг от носителей традиционной культуры в государственные хранилища объясняется следующими записями. Сделаны они детской рукой [Триодь постная. - М.: Печ. двор, 1678; 11. № 250]:

- «Мы скоро поедем в Петухи»,

- «Дину любит Ге[на]. Он ее целовал и в шоч-ки, прямо в губки. Когда я уходила в огород, они сидели на крылечке»,

Литература и источники

- «У Дины ухожор Гена, у Милы Аркадий Боровков, у мамы папа, у Вовы Тамара Кислоская. Это правда».

Записи сделаны на издании литургического характера. Мы видим, что во второй половине XX в сакральное отношение к книгам в значительной степени уступило место утилитарному. Видимо, экземпляр был отдан для развлечения девочке, которая и решила его заполнить трогательными дневниковыми записями. Затем, уже в 1970-е гг. (более точно нельзя определить) книга оказалась уже в государственном хранилище: владельцы решили с ней расстаться.

Несколько удивляет отсутствие в записях имен государственных, партийных или военных деятелей. За исключением тех, чьим именем назывались города или хранилища: именем А.М. Горького названа библиотека в Перми и НБ МГУ, К.Е. Ворошилова - музей в г. Усолье (затем переехал в г. Березняки), М.И. Калинина и В.М. Моло-това - гг. Тверь и Пермь. Однако к рассмотрению привлечены экземпляры старопечатных изданий. Так наиболее ранее вышло в 1577 г., а запись на нем была сделана в 1930-е гг. Наверное, в записях на более поздних изданиях имена известных деятелей XX в., а также события самого XX в., отражены лучше. Кроме того, в рассматриваемом источнике лучше отражена местная история. Поэтому в записях чаще можно видеть имена владельцев книги или их родственников, а также лиц, которым принадлежал тот или иной населенный пункт, или административных или церковных деятелей местного уровня. Записей, отразивших события государственного масштаба XVII-XIX вв., также выявлено не много (около 100). На XX в. их приходится менее 10, но это связано с тем, что большинство книг базы данных к этому времени уже находились в хранилищах страны и вышло из бытования в своей традиционной среде.

В заключении остается сказать следующее. Книги, выпущенные в XVI-XVШ вв., даже в XX в. продолжали свое функционирование. Наряду с традиционными записями об их чтении, дарении и проч. в них по-прежнему появлялись данные о событиях и процессах, проходивших в стране. В них отразилась Первая Мировая, Гражданская, Великая Отечественная войны, процессы коллективизации и борьбы с религией. Интересно, что со второй половины века в них стал отображаться и важный этап истории отечественной науки - археографические экспедиции. Очень часто последние по времени записи - это акты передачи книг носителями старообрядческой традиции участникам экспедиций.

1. ГуревичА.Я. Исторический синтез и школа «Анналов». М.: Индрик, 1993. 327 с.

2. Демоз Л. Психоистория. Ростов н/Д.: Феникс, 2000. 511 с.

3. Старообрядчество в условиях модернизации: исследования и материалы. М.: МАКС Пресс, 2013. 188 с.

4. Традиционная книга и культура позднего русского средневековья: Труды Всероссийской научной конференции к 40-летию полевых археографических исследований Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова (Москва, 27-28 октября 2006 г.). В 2 ч. / под ред. И.В. Поздеевой. Ярославль: Ремдер, 2008.

5. История в эго-документах: исследования и источники: сб. ст. / РАН, УрО, Ин-т истории и археологии; гл. ред.

H.В. Суржикова. Екатеринбург: Изд-во «АсПУр», 2014. 368 с.

6. Журавлев С.В. «Маленькие люди» и «большая история»: иностранцы московского Электрозавода в советском обществе 1920-1930-х гг. РОССПЭН, 2000, 352 с.

7. Богданов В.П. Каталог книг, выявленных в частных библиотеках региона // Материалы по истории старообрядчества Южной Вятки (по итогам комплексных археографических экспедиций МГУ имени М.В. Ломоносова): сборник документов / отв. ред. В.П. Богданов. М.: МАКс Пресс, 2012. 308 с.

8. Гадалова Г.С. Перелевская Е.В. Цветкова Т.В. Кириллические издания в хранилищах Тверской земли (XVI век - 1725 год): Каталог /под ред. И.В. Поздеевой. Тверь: Лилия Принт, 2002. 303 с.

9. Дадыкин А.В. Описание одной из библиотек конфессиональной общины Верхокамья (конец XX в.) // Материалы к истории старообрядчества Верхокамья: по итогам комплексных археографических экспедиций исторического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова: сборник документов / отв. ред. В.П. Богданов, В.П. Пушков. М.: МАКС Пресс, 2013. 308 с.

10. Кириллические издания XVII в. в собрании Переславского музея-заповедника: Кат. / ред. И.В. Поздеевой. Переславль-Залесский: [б. и.; М.: [б. и.], 2012. 294 с.

11. Кириллические издания XVIII вв. в хранилищах Пермской области: каталог. Пермь: Пушка, 2008. 797 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

12. Кириллические издания XVI-XVII вв. в хранилищах Пермского края. Дополнения к Каталогу 2003 г. // Кириллические рукописи XV-XVII вв. в хранилищах Пермского края: каталог. Пермь: Пушка, 2014. 575 с.

13. Кириллические издания XVI-XVII вв. в хранилищах Пермской области: каталог. Пермь: Пермское кн. изд-во, 2003. 487 с.

14. Кириллические издания Ростово-Ярославской земли (1493-1652гг.): Каталог. Ярославль-Ростов: [б/и], 2004. 628 с.;

15. Кириллические издания Ростово-Ярославской земли (1653-1700 гг.): Каталог. Ярославль; Ростов; Рыбинск: [б/и], 2009. 832 с.

16. Кириллические издания Ростово-Ярославской земли (1701-1750 гг.): Каталог. Ярославль-Ростов [б. и.], 2019. 654 с.

17. Книги кириллической печати в фондах музея-заповедника «Кижи»: каталог / под ред. И.В. Поздеевой. Петрозаводск: [б/и], 2005. 154 с.

18. Поздеева И.В., Ерофеева В.И., Шитова Г.М. Кириллические издания. XVI век - 1641 г.: Находки археографических экспедиций 1971-1993 годов, поступивших в научную библиотеку Московского университета. Изд-во Моск. ун-та, 2000. 404 с.

19. Поздеева И.В., Кашкарова И.Д., Леренман М.М. Каталог книг кириллической печати XV-XVII вв. Научной библиотеки Московского университета. М.: Изд-во МГУ, 1980. 359 с.

20. Димухаметова С.А. Мир вещей русских крестьян XIX-XX века: традиционная народная культура русского старообрядческого населения Верхокамья: из собрания Пермского краевого музея: каталог. Пермь: Изд-во «Пушка», 2010. 448 с.

21. Шкаровский М.В. Русская Православная Церковь при Сталине и Хрущеве: (государственно-церковные отношения в СССР в 1939-1964 г.). М.: Изд-во Крутицкого подворья: О-во любителей церковной истории, 1999. С. 359-394.

22. Колупаев В.Е. Ментальная и социокультурная картина жизни русских католиков в Париже в XX в. // Ежегодник историко-антропологических исследований 2010. М: ЭКОН-ИНФОРМ, 2011. С. 64-72.

23. Бражников М.А., Прыгунова Е.С. Памяти физика-методиста П.А. Баранова. К 150-летию со дня рождения // Школа будущего. 2023. № 5. С. 150-173.

References

I. Gurevich A.Ya. Istoricheskij sintez i shkola «Annalov» [Historical Synthesis and the Annales School]. Moscow, Indrik Publ., 1993. 327 p.

2. Demoz L. Psihoistoriya. Rostov n/D.: Feniks Publ., 2000. 511 p.

3. Staroobryadchestvo v usloviyah modernizacii: issledovaniya i materialy [Old Believers in the context of modernization: research and materials]. Moscow, MAKS Press, 2013. 188 p.

4. Tradicionnaya kniga i kul'tura pozdnego russkogo srednevekov'ya: Trudy Vserossijskoj nauchnoj konferencii k 40-letiyu polevyh arheograficheskih issledovanij Moskovskogo gosudarstvennogo universiteta im. M.V. Lomonosova (Moskva, 27-28 oktyabrya 2006 g.) [Traditional book and culture of the late Russian Middle Ages: Proceedings of the All-Russian scientific conference dedicated to the 40th anniversary of the field arheographical studies of the Moscow State University named after M.V. Lomonosov]. In 2 parts / ed. I.V. Pozdeevoj. Yaroslavl': Remder Publ., 2008.

5. Istoriya v ego-dokumentah: issledovaniya i istochniki [History in His Papers: Research and Sources]: sb. st. RAN, UrO, In-t istorii i arheologii; gl. red. N.V. Surzhikova. Ekaterinburg: AsPUr Publ., 2014. 368 p.

6. Zhuravlev S.V. "Little People" and "Big History": Foreigners from the Moscow Electrozavod in Soviet Society in the 1920s and 1930s. Moscow, ROSSPEN Publ., 2000, 352 p.

7. Bogdanov V.P. Katalog knig, vyyavlennyh v chastnyh bibliotekah regiona [Catalog of books found in private libraries of the region]. Materialy po istorii staroobryadchestva Yuzhnoj Vyatki (po itogam kompleksnyh arheograficheskih ekspedicij MGU imeni M.V. Lomonosova): sbornik dokumentov [Materials on the history of the Old Believers of Southern Vyatka (based on the results of complex archaeological expeditions of the Lomonosov Moscow State University): a collection of documents]. Moscow, MAKS Press, 2012. 308 p.

8. Gadalova G.S., Perelevskaya E.V., Cvetkova T.V. Kirillicheskie izdaniya v hranilishchah Tverskoj zemli (XVI vek - 1725 god): Katalog [Cyrillic publications in the repositories of the Tver land (16th century - 1725): Catalog]. Tver': Liliya Print Publ., 2002. 303 p.

9. Dadykin A.V. Opisanie odnoj iz bibliotek konfessional'noj obshchiny Verhokam'ya (konec XX v.) [Description of one of the libraries of the Verkhokamye confessional community (late 20th century)]. Materialy k istorii staroobryadchestva Verhokam'ya: po itogam kompleksnyh arheograficheskih ekspedicij istoricheskogo fakul'teta MGU imeni M.V. Lomonosova: sbornik dokumentov [Materials for the history of Verkhnekamsk's history: according to the complex arheographical expeditions of the historical faculty of MSU named after M.V. Lomonosov: collected documents]. ed. V.P. Bogdanov, V.P. Pushkov. Moscow, MAKS Press, 2013. 308 p.

10. Kirillicheskie izdaniya XVII v. v sobranii Pereslavskogo muzeya-zapovednika [Cyrillic publications of the 19th century in the collection of the Pereslavl Museum-Reserve]. Moscow, 2012. 294 p.

11. Kirillicheskie izdaniya XVIII vv. v hranilishchah Permskoj oblasti: katalog [Cyrillic editions of the 17th century in the repositories of the Perm region: catalog]. Perm': Pushka Publ., 2008. 797 p.

12. Kirillicheskie izdaniya XVI-XVII vv. v hranilishchah Permskogo kraya. Dopolneniya k Katalogu 2003 g. [Cyrillic editions of the 16th-17th centuries in the repositories of the Perm region. Supplements to the 2003 Catalogue]. Perm': Pushka Publ., 2014. 575 p.

13. Kirillicheskie izdaniya XVI-XVII vv. v hranilishchah Permskoj oblasti: katalog [Cyrillic editions of the 16th-17th centuries in the repositories of the Perm region: catalog]. Perm': Permskoe kn. izd-vo Publ., 2003. 487 p.

14. Kirillicheskie izdaniya Rostovo-Yaroslavskoj zemli (1493-1652gg.): Katalog [Cyrillic publications of the Rostov-Yaroslavl land (14931652): Catalog]. Yaroslavl'-Rostov, 2004. 628 p.

15. Kirillicheskie izdaniya Rostovo-Yaroslavskoj zemli (1653-1700 gg.): Katalog [Cyrillic publications of the Rostov-Yaroslavl land (1653-1700): Catalog]. Yaroslavl'; Rostov; Rybinsk, 2009. 832 p.

16. Kirillicheskie izdaniya Rostovo-Yaroslavskoj zemli (1701-1750 gg.): Katalog [Cyrillic publications of the Rostov-Yaroslavl land (17011750): Catalog]. Yaroslavl'-Rostov, 2019. 654 p.

17. Knigi kirillicheskoj pechati v fondah muzeya-zapovednika "Kizhi": katalog [Books of Cyrillic printing in the collections of the Kizhi

Museum-Reserve: catalog] / ed. I. V. Pozdeeva. Petrozavodsk, 2005. 154 p.

18. Pozdeeva I.V., Erofeeva V.l., Shitova G.M. Kirillicheskie izdaniya. XVI vek - 1641 g.: Nahodki arheograficheskih ekspedicij 1971-1993 godov, postupivshih v nauchnuyu biblioteku Moskovskogo universiteta [Kirillichskie isslediya. 16th century - 1641: Findings of arheo-graphical expeditions of 1971-1993 gods, received in the scientific library of Moscow University]. Moscow, MSU Publ., 2000. 404 p.

19. Pozdeeva I.V., Kashkarova I.D., Lerenman M.M. Katalog knig kirillicheskoj pechati XV-XVII vv. Nauchnoj biblioteki Moskovskogo universiteta [Catalogue of Cyrillic printed books KSV-XVIII centuries. Scientific library of Moscow University]. Moscow, MSU Publ., 1980. 359 p.

20. Dimuhametova S.A. Mir veshchej russkih krest'yan XIX-XX veka: tradicionnaya narodnaya kul'tura russkogo staroobryadcheskogo naseleniya Verhokam'ya: iz sobraniya Permskogo kraevogo muzeya: katalog [The World of Russian Churches of the XIX-XX Centuries: Traditional Folk Culture of the Russian Old Town Population of Verhokam: Collections from the Perm Regional Museum: Catalog]. Perm': "Pushka" Publ., 2010. 448 p.

21. Shkarovskij M. V. Russkaya Pravoslavnaya Cerkov' pri Staline i Hrushcheve: (gosudarstvenno-cerkovnye otnosheniya v SSSR v 1939-1964 g.) [The Russian Orthodox Church under Stalin and Khrushchev: (state-church relations in the USSR in 1939-1964)]. Moscow, Izd-vo Krutickogo podvor'ya: O-vo lyubitelej cerkovnoj istorii Publ., 1999. Pp. 359-394.

22. Kolupaev V. E. Mental'naya i sociokul'turnaya kartina zhizni russkih katolikov v Parizhe v XX v. [Mental and socio-cultural picture of the life of Russian Catholics in Paris in the 20th century]. Ezhegodnik istoriko-antropologicheskih issledovanij 2010 / RUDN, Mezhvu-zovskij nauchnyj centr sopostavitel'nyh istoriko-antropologicheskih issledovanij [Yearbook of Historical and Anthropological Research 2010 / RUDN, Interuniversity Scientific Center for Comparative Historical and Anthropological Research]. Moscow, EKON-INFORM Publ., 2011. Pp. 64-72.

23. Brazhnikov M.A., Prygunova E.S. Pamyati fizika-metodista P.A. Baranova. K 150-letiyu so dnya rozhdeniya [In memory of the physicist and methodologist P.A. Baranov. On the 150th anniversary of his birth]. Shkola budushchego [School of the Future]. 2023. No. 5. Pp. 150-173.

© «Клио», 2024

© Богданов В.П., Леонтьев Я.В., Лившин А.Я., 2024

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.