Научная статья на тему 'Стареющее российское общество в условиях современной культурной среды социального развития'

Стареющее российское общество в условиях современной культурной среды социального развития Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
69
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Коновалова Г. М., Танатова Д. К.

В статье говорится о влиянии современной культурной среды на жизнедеятельность стареющего российского общества. Представлены статистические данные о составе численности стареющего населения Российской федерации. Говорится о трудном положении этой социальной группы в условиях экономического кризиса. Отражена социальная работа с пенсионерами и ветеранами на примере благотворительной музейной культурно-образовательной программы «Народный университет» и других культурно-социальных программ. Представлены выводы по анкетированию участников программы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Стареющее российское общество в условиях современной культурной среды социального развития»

СТАРЕЮЩЕЕ РОССИЙСКОЕ ОБЩЕСТВО В УСЛОВИЯХ СОВРЕМЕННОЙ КУЛЬТУРНОЙ СРЕДЫ СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ

© Коновалова Г.М.*, Танатова Д.К.*

Российский государственный социальный университет, г. Москва

В статье говорится о влиянии современной культурной среды на жизнедеятельность стареющего российского общества. Представлены статистические данные о составе численности стареющего населения Российской федерации. Говорится о трудном положении этой социальной группы в условиях экономического кризиса. Отражена социальная работа с пенсионерами и ветеранами на примере благотворительной музейной культурно-образовательной программы «Народный университет» и других культурно-социальных программ. Представлены выводы по анкетированию участников программы.

В последние годы возросло внимание исследователей к изучению жизнедеятельности стареющего российского общества в условиях современной культурной среды социального развития.

Понимание сущности культурной среды предполагает, прежде всего, ее осознание как одной из проявлений общей культуры человека (культура - от латинского cultura , что означает возделывание, воспитание, образование, развитие, почитание). Особенности развития современного общества закономерно формируют интеграцию в сфере культуры и образования с целью развития человека как личности. Такому человеку необходим целый спектр знаний и личных качеств, базовым из которых является духовность.

Лотман Ю.А. в «Беседах о русской культуре» отмечал, что отдельный человек может быть носителем культуры, может активно участвовать в ее реализации, тем не менее, по своей природе культура - явление общественное, то есть социальное.

Понятие чести, защиты от унижения, чувства собственного достоинства, вежливости (уважение чужого достоинства) принадлежит также сфере культуры. Кроме того, культура - часть предшествующего опыта. По определению Ю.М. Лотмана: «Культура есть память. Поэтому она всегда связана с историей, всегда подразумевает непрерывность нравственной, интеллектуальной, духовной жизни человека».

Комплексная составляющая общей культуры человека, в любом возрасте, представляет собой интеграцию совокупности многообразных социально-психологических и нравственно-эстетических качеств личности,

* Соискатель кафедры Социальной антропологии.

♦ Заведующий кафедрой, доктор социологических наук, профессор.

сформированных на фундаментальной базе наук, традициях культурного наследия своего народа и народов мира, обеспечивающих самоидентификацию человека в различных культурах современности. Она является важнейшим фактором социальной адаптивности в обществе.

В последние время в условиях экономического кризиса в стране оказались все социальные слои общества, к ним относятся и люди старше трудоспособного возраста - пенсионеры. В общественном сознании прочно утвердилось представление о том, что российские пенсионеры - одна из беднейших социальных групп, чье положение существенно ухудшилось по сравнению с советским прошлым. Это связано с более низкой удовлетворенностью жизнью этой социальной группы, проблемой одиночества стариков.

По данным Всероссийской переписи населении 2002 г. возрастная структура населения изменилась следующим образом. За межпереписной период численность населения старше трудоспособного возраста увеличилась на 2,6 млн. человек (на 9,5 %) (табл.1), к ним относятся, пенсионеры - лица реализовавшие право на получение пенсии в соответствии с законодательством Российской Федерации и постоянно проживающие в Российской Федерации.

Таблица 1

Млн. человек Удельный вес в общей численности населения, %

1989 г. 2002 г.

оба пола в том числе оба пола в том числе

мужчины женщины мужчины женщины 1989 г. 2002г.

Все население, в том числе в возрасте, лет: 147,0 68,7 78,3 145,2 67,6 77,6 100 100

50-59 18,0 8,2 9,8 15,4 7,0 8,4 12,2 10,6

60-69 12,9 4,6 8,3 14,3 5,7 8,6 8,8 9,9

70-79 7,0 1,9 5,1 9,8 3,1 6,7 4,8 6,8

80 лет и более 2,6 0,5 2,1 2,7 0,5 2,2 1,8 1,8

Из общей численности -население в возрасте:

старше трудоспособного (мужчины 60 лет и более, женщины 55 лет и более) 27,2 7,0 20,2 29,8 9,3 20,5 18,5 20,5

По данным официальной статистики, на 1 января 2005 года в России насчитывалось 38,2 млн. пенсионеров и 29,1 млн. человек пенсионного возраста, что составляет, соответственно, 26,6 % и 20,3 % от численности всего населения страны, 24 % пенсионеров имеют возраст ниже пенсионного. Примерно треть из них приходится на получателей досрочных трудовых пенсий по старости, еще столько же - на получателей трудовых пенсий по инвалидности и чуть менее трети - на социальных пенсионеров, среди которых преобладают инвалиды, и пенсионеры по потере кор-

мильца. Понятно, что в целом пенсионеры не относятся к наиболее обеспеченной части нашего общества, скорее, большинство из них, рискует оказаться в составе беднейшей части населения.

Несмотря на все трудности, наступление пенсионного возраста является для большинства людей важным этапом, когда жизненный опыт и профессиональные навыки достигают своего расцвета, а физические возможности постепенно идут на спад. Одна часть людей, этого возраста, продолжает трудовую деятельность, другая, наоборот, «выходит на заслуженный отдых». При этом многие сохраняют в условиях современной культурной среды интерес к жизни (улучшают здоровье, занимаются спортом, туризмом и отдыхом, и т.д.). Существует потребность в приобретении новых знаний (в технико-технологическом аспекте: овладение навыками работы с персональным компьютером, в культурном досуге: посещение театров, кино, овладение художественным творчеством, в межкультурной коммуникации: изучение иностранных языков и т.д.), причем не всегда, имеющих какое-либо практическое значение - скорее знаний для духовного обогащения.

Опыт работы с людьми пожилого возраста в современной культурной среде показал, что они заслуживают особого уважения, теплого отношения, им необходимы благотворительные культурно-образовательные программы, способствующие их самореализации: художественная самодеятельность, коллекционирование, целенаправленное изучение истории, искусства и т.д.

Например, Сергиево-Посадский государственный историко-художест-венный музей-заповедник уже несколько лет работает с людьми пенсионного возраста. С начала, была создана программа «Музей и творчество» для ветеранов и пенсионеров правоохранительных органов. Затем она трансформировалась в годовой цикл «Встречи в музее» для малообеспеченных пенсионеров и инвалидов, из группы дневного пребывания Центра социальной защиты населения. Годовой цикл «Встречи в музее» состоял из четырех экскурсионных и театрализованных игровых программ.

Поэтому, созданные ранее программы, для людей пожилого возраста получили дальнейшее развитие в данном музее. Опираясь на богатые коллекции музея, научный потенциал, опыт работы с этой категорией посетителей, создана двухгодичная благотворительная культурно-образовательная программа «Народный университет» для людей старшего возраста с целью соединить их в музейное любительское объединение по интересам. Слушателям предлагаются 2 раздела и по 12 встреч и общие - три раза в год:

- «Беседы об истории и культуре»;

- «Беседы об искусстве».

Цель: Через общение с музейными ценностями, историей, традициями, искусством, с родной культурой, объединить людей старшего возраста, способствовать повышению качества их интеллектуальной жизни.

Задачи:

1. создать обстановку творческого общения;

2. предоставить слушателям курса возможность расширить кругозор по интересующим их тематическим встречам;

3. создать фото, видео, аудио, литературно-справочную картотеку по материалам встреч «Народного университета», по воспоминаниям, рассказам, семейным архивам, творческой деятельности самих слушателей.

Тематический план.

1-ый раздел: «Беседы об истории и культуре» (табл. 2). Тематические встречи знакомят с отечественной культурой и традициями, с историей родного края и достопримечательностями, позволят сделать жизнь людей более разнообразной, насыщенной новыми событиями.

Таблица 2

№ Название встречи Содержание

1. «Вера, Надежда, Любовь». Проводится ежегодно ко Дню пожилого человека: - знакомство с музеем и исторической частью города; - праздничное чаепитие.

2. «Древнейшее прошлое нашего края». - Археологические культуры; - Расселение племен; - Древнейшие археологические находки нашего края.

3. «Историческая топонимика района». - Политическая история Сергиево-Посадского района ХТУ-ХУП вв.

4. «Троице-Сергиева Лавра - центр культуры». - Церковно-археологический кабинет; - Архитектурный ансамбль ТСЛ. История формирования архитектурного ансамбля; - Внутреннее убранство храмов ТСЛ.

5. «Праздники зимы». Проводится ежегодно к Новому году: - праздничная программа с конкурсами, викторинами.

6. «Драгоценные монастырские вклады». - Русская культура ХУ-ХУШ вв.; - Русские государи и выдающиеся деятели православия в ТСМ;

7. «Монастырь - крепость». - Крепостные сооружения. История строительства; - Оружие, доспехи.

8. «Книжная культура ТСЛ». - Появление и распространение письменности в Древней Руси; - Самые ранние из датированных рукописей; - Появление книгопечатания на Руси; - Монастырский архив.

9. «День славянской письменности и культуры». Проводится ежегодно ко Дню славянской письменности и культуры: - Праздничная театрализованная программа.

10. «Колокола Троице-Сергиевой лавры». - Колокололитейное дело на Руси; - История колоколов Троице-Сергиевой лавры; - Колокольня. Строительство и реставрация XVIII-XXI вв.

Продолжение табл. 2

№ Название встречи Содержание

11. «От первых поселений к городу». - Возникновение и расположение первых поселений; - Экономическое развитие Троицких слобод. Социальные группы, род занятий, права и обязанности жителей; - Образование города (учреждение); - Город к. XIX - н. XX вв.

12. «Загорск прифронтовой». - Битва за Москву; - Организация тыла; - Работа военных предприятии; - Героический труд и быт наших земляков в годы войны.

13. «Художественная и культурная жизнь нашего края к. Х1Х-ХХ вв.»: - 1 встреча. «Философы и литераторы в Сергиевом Посаде». - 2 встреча. «Художники города». - 3 встреча. «Исторические достопримечательности окрестностей города» - Выдающиеся личности, жившие и работавшие в нашем крае. Трубецкие, В.О. Ключевский, П.А. Флоренский, В.В. Розанов, М.М. Пришвин. Трагические судьбы русской интеллигенции; - Выставка изобразительных работ местных художников; - Абрамцево, Черниговский скит.

Всего: 16 встреч по 2 ак. ч.

Тематические встречи сопровождаются показом слайдов, фильмов, видеопрограмм, мультимедийных программам, интеллектуальными играми, встречами с интересными людьми, музейными театрализованными, концертными программами.

2-ой раздел: «Беседы об искусстве» (табл. 3).

Тематические беседы дают возможность показать слушателям разнообразие мира искусства, виды и жанры, технологии производства, материалы, узнать о творчестве отдельных художников. Они учат понимать произведения искусства, воспринимать мир «широко открыв глаза на все, что прекрасно» (М.К. Чюрленис).

Таблица 3

№ Название встречи Содержание

1. «Вера, Надежда, Любовь». Проводится ежегодно ко Дню пожилого человека: - знакомство с музеем и исторической частью города; - праздничное чаепитие.

2. «Древнерусское искусство» 1 встреча 2 встреча 3 встреча - иконопись; - Художественное шитье; - Золотое и серебряное дело; - Архитектурный ансамбль ТСЛ.

5. «Праздники зимы» Проводится ежегодно к Новому году: - праздничная программа с угощением.

6. «Изобразительное искусство». - Живопись, графика, скульптура, декоративно-прикладное искусство.

Продолжение табл. 3

№ Название встречи Содержание

7. «Художественная жизнь города». - Работы художников из музейного собрания

8. «Исторические памятники окрестностей города». - Хотьково, Радонеж.

9. «День славянской письменности и культуры» Проводится ежегодно ко Дню славянской письменности и культуры: - Праздничная театрализованная программа.

10. «Декоративно-прикладное искусство». 1 встреча. 2 встреча. 3 встреча. - Формирование музейной коллекции ДПИ; - Художественные промыслы родного края; - Знаменитые художественные центры России; - Мастер-класс- роспись по дереву.

11. «Русское народное искусство». 1 встреча. 2 встреча. 3 встреча. - Убранство крестьянского дома; - Русский народный костюм в праздники и будни; - Народная вышивка и ткачество; - Мастер-класс по плетению и ткачеству поясов.

Всего: 16 встреч по 2 ак. ч.

Тематические встречи сопровождаются показом слайдов, фильмов, видеопрограмм, мультимедийных программ, интеллектуальными играми, встречами с интересными людьми, музейными театрализованными, концертными программами. Ежегодные встречи проводятся для всех слушателей (50 чел).

По данным анкетирования участников программы было выявлено что, 99 % считают, эта программа формирует осознанное творческое отношение к себе и к окружающему миру через понимание и приобщение к национальным традициям, развивает оптимизм, расширяет круг общения, и является для участников стимулом жизни.

Сегодня, как никогда ранее, актуально рассмотрение проблем жизнедеятельности стареющего российского общества в условиях современной культурной среды и экономического кризиса через призму ее культурных потребностей, а деятельности по их удовлетворению - как образующий фактор в системе социального развития общества.

Список литературы:

1. Всероссийская перепись населения 2002 г. - статистические данные.

2. Коновалова Г.М. Формы приобщения различных категорий населения к русской художественной культуре // Мат. научно-практической конф. «Гуманитарное развитие личности - забота современного общества» (Сергиев Посад, 18-20 мая 2005 г.). - Сергиев Посад 2005. - С. 43-50.

3. Лотман Ю.М. Беседы о русской культуре. - М., 1994. - С. 5.

4. Синявская О. Российские пенсионеры: в чем их бедность и уязвимость? // Журнал - СПЭРО. - 2006. - № 4. - С. 66-90.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.